- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,39 Кб
Японские мотивы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Особым элементом оформления книги является книжная закладка. Эта изысканная миниатюрная композиция – атрибут того, кто с книжной культурой на „ты. Правда, очень трудно найти какое – либо исследования на эту тему. Существуют различные ситуации в жизни. Например: книга увела вас в свой мир, но вам надо прерваться и срочно бежать по делам. Что вы используете в качестве закладки? Скорее всего, первую попавшуюся под руки бумажку или, что еще хуже, загнете страницу книги. Между тем, чуть ли не со времен создания первой книги существует маленькая, но нужная вещь – книжная закладка. О вопросах книжного искусства писали многие учёные: Е.В. Шорохов, О.И. Подобедова, М.А. Некрасова и другие. Культура чтения книг в прежние времена предполагала обязательное использование книжной закладки. До сих пор во многих старинных книгах можно встретить сохранившиеся книжные закладки. Они выполнены из разных материалов, но их можно смело считать элементом книжной культуры. Сегодня форму книжной закладки часто используют в рекламных целях, размещая на них не только рекламу книги или библиотеки. Но книжная закладка, как инструмент работы с книгой, существует и до сих пор. Книжная закладка, на наш взгляд, выступает как элемент оформления книги. Каждый из нас считает своим долгом из любых путешествий, будь это отпуск или командировка, привезти книжную закладку. Фантазии художника при разработке формы закладки и ее художественного оформления очень разнообразны. Есть закладки, которые как будто специально сделаны для того, чтобы привить ребенку интерес к книге. Есть закладки из знаменитых музеев, библиотек с разных концов планеты.
Актуальность закладок заключается в том, что они способствуют развитию интереса к книге. Ведь „литература дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни и всех ее сложностей – говорила Мельникова[7]. Сейчас телевизор и компьютер вытесняют книгу, детей не привлекают книги. Это большая, всеобщая проблема.
Ведь телевизор и компьютер не безвредны для человека. И поэтому закладки и другие элементы оформления книг служат средством привлечения детей к книгам и к культуре.
Закладки всегда были и будут актуальны. Без закладок, огромные объемы листов были бы опасны. Ведь закладки являются не только оригинальным познавательным элементом оформления книги, но и выполняют защитную функцию. Книжная закладка сохраняет книгу на долгое время. Если бы не было закладок, мы загибали бы страничку в книге, а ведь это приводит к порче книги и наверно они не сохранились бы до наших дней. Также если оставить открытыми страницами вниз – это может повредить переплет книги и ее страницы.
Закладка также является средством культуры. У каждой нации, странах, где печатаются свои книги, есть своя оригинальная закладка. Она как бы показывает культуру страны, это: национальный орнамент, своеобразная композиция. Одна из наиболее интересных разновидностей закладок – японская, которая имеет свои особенности построения.
Цель курсовой работы – создать серию живописно – графических закладок по японским мотивам, определить их специфику композиционного решения.
Объектом исследования является процесс создания серии живописно – графической книжной закладки по японским мотивам, ее особенности композиционного решения.
Предметом исследования являются условия создания закладок на тему „Японские мотивы.
Задачи исследования:
Изучить историю возникновения книжной закладки;
Выявить особенности японской гравюры;
Проанализировать художественную и методическую литературу;
Методической основой являются труды по изобразительному искусству, эстетике, искусствоведению и другие.
Гипотеза исследования заключается в том, что книжная закладка является не только элементом украшения книги, но и может являться самостоятельной композицией. На базе изученных теоретических трудов, а также практике мы можем выявить эффективный творческий подход к данному виду изобразительной деятельности, выявить особенности его композиционного решения.
Теоретическая значимость заключается в изучении специфики книжной закладки, где данный материал может быть использован как методические рекомендации.
Практическая значимость заключается в том, что данные закладки для книг по японским мотивам могут рассматриваться как показательные работы.
Новизна исследования заключается в том, что данный материал рассматривается с учётом конкретного региона – Крым. Художественное изображение японских мотивов способствует развитию мировоззрения подрастающего поколения, взаимовлиянию культур.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАКЛАДОК
Потребность в некотором устройстве, необходимом, чтобы отметить место в книге была выявлена в ранние времена. Самая ранняя дата появления закладок неизвестна, очевидно, что даже в древних временах – когда свитки папируса были основой: для рукописей – закладки использовались, чтобы отметить место читателя на свитках, которые могли быть более 40м в длине. Так как одними из самых старых закладок были прикрепляющиеся закладки из пергамента, легко представить, что этот тип также использовался, чтобы отметить место на свитках папируса в древнем Египте. Например, для каждой сувои прикрепляли специальный пергаментный ярлык – титул от лат. Titulus – надпись с названием произведения и фамилии автора.
В XIII столетии некоторые из самых ранних закладок монашеского происхождения были найдены в печатных книгах. Они были сделаны из пергамента или кожи, используя остаточную часть материала, который использовался, чтобы сделать книжную обложку. Эти закладки имели разнообразные формы – простая полоска, прикрепляющийся треугольник и сложный диск вращения, который указывал колонку на странице.
Такая закладка присоединялась к нити, вдоль которой ее можно было двигать вверх и вниз, чтобы отметить точный уровень на странице. На закладке был – помещен вращающийся диск, который указывал колонку (обычно нумеровали один – четыре)[5].
1.1 Особенности японской гравюры
С появлением печати в XV столетии, когда книги издавались в ограниченных количествах и были весьма ценными, потребность защищать эти драгоценные предметы потребления, была очевидна. Одним из самых ранних упоминаний об использовании закладок является год 1584, когда Кристофер Баркер, представил Королеве Елизавете I рукопись с шелковой закладкой.
Обычные, в нашем понимании, закладки появились только в 18-тых и 19-тых столетиях.
История закладки тесно связана с развитием книги. Праславянское слово книга происходит из китайского языка – свиток.
В Древнем Египте для записи, со времён Первой Династии, использовался папирус (вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения). Отдельные листы папируса, для удобства хранения, склеивались в свитки. Эта традиция получила широкое распространение в Эллинском и Римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались так же древесная кора и другие материалы.
В школах, бухгалтерии и для заметок обычно использовались восковые таблички. Они: имели преимущество многократного использования, возможно, было расплавить и наносить новый текст. Связывание таких табличек – возможный предшественник современных книг.
Свитки папируса были ещё распространены, когда в первом столетии нашей эры появились старинные рукописи. Постепенно их стали использовать всё чаще и чаще; первое письменное упоминание о рукописях как разновидности книг относится к концу первого столетия.
С самого начала старинная рукопись использовалась для ведения бухгалтерии, но с развитием пергамента в третьем столетия нашей эры, постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Средневековье. Рукописи. Перед изобретением и внедрением печатной машины почти все книги переписывались вручную, что делало книги дорогими и редкими. В первых книгах для страниц использовали пергамент или велень (кожу теленка). Обложки были сделаны из древесины и покрыты кожей. Поскольку высушенный пергамент плохо формуется, книги были оснащены зажимами или обвязкой. Во времена позднего Средневековья, когда появились первые общественные библиотеки, книги часто приковывались к книжной полке или столу, чтобы предотвратить воровство. До XVIII-ого столетия использовались так называемые лат. Libri catenati.
Первые книги переписывались в основном в монастырях, по одной за раз. С развитием в XIII веке университетов, спрос на книги возрос и появился новый способ копирования. Книги делились на отдельные листы, которые выдавались копировщикам. Таким образом, значительно увеличивалась скорость производства книг. Способ понравился гильдиям торговцев, которые производили как религиозный, так и не религиозный материал.
Ксилография и инкунабулы. В начале XIV века, в Западной Европе появилась ксилография (она была разработана задолго до этого на Востоке). В ксилографии матрица с изображением страницы вырезалась из куска древесины. Её можно было окунуть в чернила и использовать, чтобы сделать несколько копий страницы. Книги, так же, как игральные карты и религиозные изображения, начали производить ксилографией.
В XV веке Иоганн Гуттенберг создал печатную машину с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными (хотя для большинства всё ещё весьма дорогими).
Печатные книги, отдельные листы и иллюстрации, которые были созданы в Европе до 1501, известны как инкунабулы (лат. – „колыбель).
Современный мир. Несмотря на рост масштабов книгопечати в пятнадцатом столетии, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дорога. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна. Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584, когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в ХШ-XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки. Также с историей закладок связана история возникновения вставки, экслибриса, миниатюры и обложки книги. Вставки и миниатюры появились одновременно с возникновением закладки. На вставке обычно были нарисованы орнаменты, а на миниатюрах конкретные, характеризующие текст изображения.
Миниатюра известна ещё в древние времена: Древнего Египта, Древней Греции, Рима и т.д. Она получила распространение и достигла своего расцвета в средние века. Особой спецификой обладала миниатюра Византийской рукописной книги. Миниатюры рукописей IV-V веков, которые, кстати, сохранились до наших дней очень мало, характеризовались некоторой компилятивностью: пейзажи копировали из произведений, а сцены с изображением людей и животных, непосредственно перерисовывали из античных рельефов. Первые художники – миниатюристы слишком перегружали иллюстрации множественными библейскими сценами. В рукописях начала IX века, например, как и раньше, рисовали фронтисписные миниатюры, но теперь вместо изображения Иисуса Христа или святых изображали декоративный крест. Декоративные украшения в основном отводились к орнаментальным заставкам и декоративным инициалам.
В X веке во многих миниатюрах присутствовали образцы-персонификации, которые также были свойственны античному искусству. Миниатюра готического стиля. Разрабатывали новые эстетические принципы художественного украшения, базируясь на идеях реализма. Основой ее творческой работы стала не выдумка, а изучение окружающих предметов и форм. После готики миниатюра продолжила свое развитие в эпоху Возрождения. В эту эпоху особенно отличилась в искусстве оформления книг.
Большие первые вставки делали шириной в два текстовых столба, следующие – в один столбик. Вставка имела своеобразный вид иконостасов: несколько ярусов, кладенных из квадратных или прямоугольных клейм, в которых помещались множественные изображения эпизодов жизни святых или страстей Господних. На одном горизонтальном ярусе рисовали, как правило, по 2-3 клейма. Большие горизонтальные вставки складывались из 2-3 ярусов по5-6 клейм в ярусе. Если вставки тяжело было вместить в один столбик, их делили на две части: так, внизу левого столбика подавали верхние ярусы, а сверху правого – нижние ярусы вставки. Реалистические изображения в иллюстративно-повествовательном духе.
В истории искусства японской школе ксилографии принадлежит место особое, в чем-то даже исключительное. Японская гравюра в период расцвета не только значительное явление само по себе, но своего рода связующее звено между искусством Востока и Запада, между творчеством средневековья и Нового времени, необходимая грань в эволюции художественного сознания современности. Искусство гравюры в Японии, так же как в Европе и России, появляется на исходе средних веков, в ту переломную эпоху, когда в недрах средневековья складывается новая демократическая культура, когда растет самосознание человека и искусство постепенно приближается к людям, обращается к современности, увлекается естественными закономерностями окружающего[9].
Техника ксилографии, или печать с деревянных досок, появилась в Японии еще в период Хэйан (794-1185) вместе с приходом буддизма. Начало ХVII в. характеризуется появлением иллюстрированных ксилографических книг, издававшихся массовыми тиражами. В этих изданиях текст и иллюстрации печатались черным цветом. Первые станковые гравюры были также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан-э), позднее гравюры подкрашивались тёмно-красной краской (бэни-э) или оттенялись черной плотной краской, что создавало эффект покрытия черным лаком (уруси-э).
Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э) появились в середине XVIII в. Постепенно число досок для цветной печати увеличивалось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие название "парчовые картины"(нисики-э)[5].
Укиё-э <#”justify”>Возникшая в XVII в. в среде набиравшего силу третьего сословия, менее скованная канонами, чем живопись, гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом искусства. Темами для гравюр укиё-э зачастую являлись сюжеты жанровых рассказов укиё-дзоси, пьес театра Кабуки, классической и современной поэзии.
В процессе создания гравюры укиё-э участвовали художник, резчик и печатник. Важную роль играл издатель, изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания.
Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой, прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита, вырезал первую печатную форму.
Затем делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии. Основателем направления считается Моронобу Хисикава, Китибэ (около 1618 – около 1694; по другим источникам 1625 – около 1694, 1638-1714 гг.), японский живописец и график. Жил в Эдо. Ещё крупнейшими представителями укиё-э были Кацусика Хокусай, который известен также как основатель пейзажного жанра в японской гравюре, Андо Хиросигэ (1797-1858 гг.) – один из крупнейших японских графиков.
Хиросигэ родился в Эдо в семье мелкого самурая Андо Гэнэмона. Благодаря раннему обучению иероглифической письменности Токутаро (первое детское имя художника) также хорошо разбирался в свойствах бумаги, кисти и туши – основных материалов восточной живописи.
Первая картина "Гора Фудзи в снегу", сохранившаяся до наших дней (Музей Сантори, Токио), написана художником в десятилетнем возрасте. Ему было четырнадцать лет, когда он стал учеником Тоёхиро, основателя школы Утагава. В основе ранних работ Хиросигэ – реальные события, сценки, подсмотренные на улицах.
Второй этап творчества ознаменован появлением пейзажных гравюр. Первую выпущенную в 1825 г. серию "Восемь видов Оми", посвященную красоте озера Бива, расположенного в провинции Оми, Хиросигэ изображает, не покидая Эдо. Следующая серия "Десять видов Восточной столицы", выпущенная через два года, посвящена родному городу художника – Эдо.
Затем художник полностью сосредотачивает свое внимание на пейзажах и сериях жанра катёга ("цветы и птицы"). Одним из наиболее известных является лист "Воробьи над покрытой снегом камелией" из серии в 25 гравюр.
В августе 1832 г. художник проходит всю восточно-приморскую дорогу – Токайдо. Результатом путешествия явилась выпущенная им большая серия пейзажных гравюр "Пятьдесят три станции дороги Токайдо", положившая начало расцвету его творчества.
Следующий период творчества Хиросигэ во многом отличен от предыдущего. Он часто меняет место жительства, совершает неоднократные, довольно длительные путешествия по стране, но при этом совсем не создает больших пейзажных серий. Большую часть времени он посвящает иллюстрированию книг с сатирическими стихами.
В последнее десятилетие своей жизни художник не расстается с любимыми темами пейзажей Токайдо и Эдо, изображая их на отдельных гравюрах, веерах, в книгах. Хиросигэ создает серию "Тридцать шесть видов горы Фудзи". В эти же годы художник обращается к изображению причудливых скал, пещер, водопадов, ущелий и переправ через них. Своей последней пейзажной серии, состоящей из трех триптихов, Хиросигэ дал старое поэтическое наименование "Снег, луна, цветы". В течение трех последних лет жизни Хиросигэ постепенно выходили гравюры его самой большой серии – "Сто видов Эдо". Пейзажи Хиросигэ наряд произведениями Хокусая сделали гравюру укиё-э ведущим видом искусства первой половины ХIХ в.
1.2 Специфика орнаментально-декоративного оформления рукописей
Орнаментально-стилевые особенности восточнославянских рукописей в течение много веков, начиная с XI века и до XVI века, постоянно трансформировались. В. Щепкин обозначил шесть орнаментальных стилей: византийский, тератологический, балканский, нововизантийский, старопечатный и развитый растительный. Орнамент византийского стиля (первая половина XI-XIII веков). Этот орнамент базировался на декоративных мотивах растительного и геометрического орнамента.
В основу византийского растительного орнамента положен рисунок византийского трилистника – лилии, мотив которого появился в IX веке в греческих рукописях[15].
Не менее выразительным было книжное оформление, исполненное из элементов византийского геометрического орнамента, который состоял из ромбов, треугольников, других геометрических фигур, различных знаков, парных скобок, узоров и плетенок.
Орнамент тератологического стиля (вторая половина XIII-XIV века). Этот орнамент стал главным в книжном искусстве с XIII века, хотя его элементы появились в восточнославянских рукописях еще в XI веке.
Украшения тератологического характера строились на основе слияния изображении чудовищ и декоративных мотивов плетенного и растительного орнамента. Эти элементы, соединены в целостную композицию вставок, инициальных букв и разнообразных обрамлений, создавали фантастические образы.
В XIV веке орнаментовка тератологического характера достигла своего развития. К лучшим искусственно оформленных тератологией рукописей следует отнести Оршинскую Евангелию и Пандекты Антиоха Черноризца, тератологические вставки к которым хорошо раскрашены темно-голубым, зеленым, желтым и вишневым цветами.
Орнамент балканского стиля (конец XIV- первая половина XVI века). Для этого орнамента характерно геометрическое ленточное плетение с элементами стилизованных украшений растительного характера. В XV века он стал главным в украшении украинских книг.
В середине XV века среди книжных украшений плетеного характера ведущее место начали занимать вставки, сделанные в округлых геометрических формах так называемого циркульного, или концентрического, орнамента. Эти геометрические формы напоминали круг, а также цифру „8. В рукописях XV века, которые дошли до наших дней, встречаются плетеные вставки из концентрических кругов, сделанные на достаточно высоком уровне.
Орнамент нововизантийского стиля (конец XIV-начало XV века). Этот орнамент создан на основе вставок византийских манускриптов X-XII веков, сделан геометрическим орнаментом в соединении с растительно-цветочными мотивами. Ярко раскрашенные декоративные элементы во вставках компоновались с многочисленными перегородками и с творческой манерой отдаленно напоминали технику киевской с перегородками эмали XI века.
Орнамент старопечатного стиля (первая половина XVI- начало XVII века). Этот орнамент создан на основе ксилографических орнаментально-декоративных украшений печатей Ивана Федорова.
Орнамент развитого растительного стиля (конец XV-XVII веков). В украинских рукописях XIV-XV веков растительный орнамент еще занимал незначительное место: упрощенные элементы использовались только для дополнения тератологических и плетеных вставок и инициальных букв. С конца XV-начало XVI веков декор из растительного орнамента значительно усложнился, его элементы начали приближаться к природным формам. Растительные украшения появились на книжных полях, иногда обрамляя текстовые столбцы на страницах. Отечественные мастера книг переняли этот прием оформление книжных разворотов в западноевропейских, чешских и польских искусств.
Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.
Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Полоска первого узора возникает в результате повтора одного декоративного элемента, во втором узоре ритмически организовано множество элементов, а третий узор строится на основе повтора одной группы, составленной из четырех элементов. Такую компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент, называют декоративным звеном. Асимметричные декоративные элементы и звенья придают орнаменту динамичность. Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Чаще всего украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутой, ленточной и сетчатой.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Возможны пять основных видов построения замкнутых орнаментов с помощью одной плоскости симметрии; с помощью одной оси симметрии; с помощью одной оси и нескольких плоскостей симметрии; с помощью нескольких осей и плоскостей симметрии; и по принципу свободного ритма. Замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или ее покой
По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения – эмблемы, гербы и знаки.
Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных симметричных орнаментов.
Наиболее распространенные из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса в одном направлении; в двух направлениях с помощью поперечной плоскости симметрии; в одном направлении с помощью продольной плоскости симметрии; в двух направлениях с помощью продольной и поперечной плоскостей симметрии.
Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограмная система узлов, определяющая расположение, декоративных элементов. Насчитывают пять таких систем: квадратную, прямоугольную, косую параллелограмную, ромбоидальную и треугольную.
Для оформления закладок используют ленточный орнамент.
В закладках мы объединили орнамент, композицию и миниатюру. В каждой закладке присутствует определенная тема. При выполнении книжных закладок были учтены все выше сказанные законы композиции. Каждая закладка состоит из нескольких сюжетных композиций объединенные ленточным орнаментом в виде росписи. После изготовления серий закладок, они были оформлены на отдельном листе.
Экслибрис (с латинского – из книг) развился из надписей, которые указывали в рукописной книге на ее хозяина. Еще на футлярах для сувоев, которые принадлежали египетским фараонам, прикреплялись таблички – титулы. Экслибрис это усовершенствованный титул.
РАЗДЕЛ 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК ПО ЯПОНСКИМ МОТИВАМ
закладка гравюра зарисовка композиция
Зарисовки и наброски представляют собой небольших размеров изображения. Первоначальное впечатление от натуры художник фиксирует с помощью наброска или зарисовки. В учебном пособии В.С.Кузина рассматриваются основные разновидности деятельности изучения и реалистического изображения следующих элементов: предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры, животного мира, фигуры человека, его пропорций; поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения; поиски психологической характеристики; соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста, мимики и т.д.
О роли и значении последовательного обучения в общеобразовательных школах подчёркивал в своих трудах Н.Н. Ростовцев и другие методисты изобразительного искусства.
2.1 Зарисовки и наброски живописно – графических композиций по воображению. Критерии оценивания
Отличительной чертой зарисовок от набросков является то, что набросок бегло выполненное произведение, а зарисовка предусматривает собой детальную проработку изображения.
Существуют различные способы выполнения набросков и зарисовок: линиями, линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения, тоном, пятном и т.п.
Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века Рембрандта (1606 – 1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем чем угодно, начиная от серебренного карандаша и кончая тростниковым пером.
Некоторые исследователи рембрантовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растёрты по бумаге просто пальце.
Художественная наблюдательность, постановка глаза и руки целостность восприятия – важнейшие компоненты изобразительной деятельности, формирование которых осуществляется лишь с помощью системного подхода Наброски по воображению требуют определённого опыта. Чтобы достоверно изобразить тот или иной образ необходимо умение и навык в прорисовке. Многие художники-иллюстраторы вводили японские мотивы изображая разнообразные сюжеты, так как это придавало композиционному решению загадочность и таинственность. Так и в данной серии присутствуют герои японских сюжетов, а также окружающая их атрибутика. Последовательность работы по тематике включает в себя следующие этапы:
1.Поисковая работа: наброски, зарисовки.
2.Разработка эскизов: работа в тоне и в цвете.
.Выполнение закладок в установленном размере.
.Работа над оригиналом.
.Дополнительные декоративные детали.
Таблица 2.1
Организация работы над закладками по тематике японские мотивы
Тематическое содержаниеБазисные задачиЗадачи технико- технологического исполненияЗадача живописно-колористическойЗакладки по японским мотивамВыделение главного, сюжетного замысла, центра композиции. Образная выразительность линии (в графике), цветовые пятна (в живописи)Смешанная техника: тушь, перо, акварель.Передача образного состояния посредством выразительности живописи, графики
Особенностью выполнения серии закладок является использование смешанной техники. При использовании смешанной технике, мы пятно выполненное акварелью обводим пером, используя тушь. Графика имеет свои особенности. Слово «графика» происходит от греческого „грапхо – пишу, рисую, где художественными средствами являются линия, тон, светотень, цвет [5].
В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию „зрительная устойчивость пластической формы, устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации. Жизненность и красота предмета или рисунка в большой степени зависят от равновесия.
Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между, предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета – на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.
Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.
При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый). Цветовые контрасты хорошо заметны на большом расстоянии, почему многие из них применяются для сигнализации в морском деле, на дорожных магистралях, при окраске машин и технических установок.
2.2 Закладки как элемент оформления книги
Книжная закладка – это листовое издание удлиненного формата, служащее для того, чтобы отметить нужную страницу в издании, напечатанное на плотной бумаге и содержащее разнообразные изображения и рекламные соединения.
Как элемент оформления книги, закладка относится к декоративно-прикладному искусству и художественному конструированию. Основными функциями книжной закладки являются: защитная функция; удобство, то есть с помощью закладки можно найти нужную вам страницу в книге; служит как украшение для книги. Существует множество разных видов закладок. Они изготовляются из разных материалов: из бумаги, из ткани, из дерева и другие. В своем исследовании мы рассмотрим закладки, изготовленные из бумаги: плоскостные (нарисованные закладки), выполненные по японским мотивам.
Плетение – ремесло довольно высокой сложности. О людях, не доводящих дело до конца, говорят: „Это тебе не лапти плести [9].
Без терпения в этой работе не обойтись. Выполнять поделки плетением можно из различных материалов: лыка, лозы, ниток, синтетической пленки, камыша, соломы.
Закладка. Для поделки используют глянцевую бумагу. Отрезают полоску цветной бумаги нужного размера в зависимости от формата книги и складывают ее пополам окрашенной стороной внутрь. Сверху отступают 1 см и провопят тонкую линию.
На линии сгиба через 1 см намечают точки для прорезей. Если навыки работы с ножницами хорошие, то по этим точкам сразу делают надрезы глубиной также 1 см. Сделав надрезы, разворачивают заготовку.
После этого подготавливают две полоски бумаги – разного цвета шириной 1 см по длине, равной закладке, и вводят их в прорези в шахматном порядке. Концы полосок подклеивают.
В зависимости от угла разреза, цвета и количества полосок, а также способа переплетения получают различные узоры. Таким способом изготавливаются плетеные закладки.
2.3 Композиция и её средства выразительности
Композиция в переводе с латинского означает „составлять, сочинять. Это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое.
Компоновка – составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово „композиция означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин „композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании „композиция это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке – это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна.
К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным – мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным – эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным – архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства это дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.
Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее, имеет значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. «Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы» – говорил В.А. Фаворский[15].
Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.
При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции Выразительные композиции _ это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Батиста Альберти: „Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии – упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей. Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного _ это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.
К области композиционной работы относятся выявление в изображаемых предметах их эстетических качеств, внутреннего содержания, выделение главного и характерного с помощью таких выразительных композиционных средств, как ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс. Рассмотрим эти средства.
Итак, композиция это неразрывная и закономерная связь изображаемых людей и предметов, масс и форм, контуров и цветовых пятен. Все вместе они образуют сложное художественное целое, замкнутое в самом себе и подчиненное общему порядку. Благодаря этому произведение воплощает не один только конкретный сюжет – будь то историческое событие или скромная группа бытовых предметов, но и то, как вообще его автор воспринимает и понимает мир. Поэтому в ней важно все. Композиция может быть недвижимо-застылой, утверждать ничем нерушимый покой и порядок или же стремительной, бурной и там и тут в ней все строго уравновешено, приведено к цельности, связано в единую цепь. Стоит сдвинуть что-либо, и равновесие нарушится, цепь оборвется. Смысл затуманится или просто станет иным. Движение потеряет стремительность, покой лишится устойчивости.
Но что же в неподвижных изображениях говорит нам о движении и о покое? Что может сделать остановленный раз и навсегда мир все-таки живым, подвижным и чем, напротив того, застывшее изображение может подкрепить впечатление неподвижности своего реального прототипа?
Вот в ритме – то все и дело. Ритм это система повторов, регулярное чередование каких-либо однородных, похожих элементов: звуковых (например, в музыке, в стихах) или зрительных, повторяемость интервалов, форм и т. д.
Различные формы жизни зрительно проявляют себя в движении, то есть в механическом перемещении тела в пространстве. Глаза, наблюдая за движущимся телом, повторяют все фазы его движения и одновременно воспринимают протяженность пространства, преодолеваемую телом. В результате многократных жизненных наблюдений в наших представлениях устанавливается определенная связь между движением и протяженностью. Эта связь оживляется при восприятии ряда изображенных фигур и ассоциативно рождает мысль о движении. Такая особенность зрительного восприятия повторяющихся фигур широко используется в изобразительном искусстве для выражения движения, жизни. Повтор и чередование фигур называют ритмом.
Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов акцентов и интервалов. Акцент это повторяющаяся фигура, цветовое пятно или пластическая форма. Интервал это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с инициалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала. Например, два акцента и интервал не составляют ритмического ряда и выражают не движение, а покой; три акцента и два равных интервала также образуют статичную композицию, поскольку средний акцент выступает в роли цемента симметрии. Большее число акцентов и интервалов образует ритмический ряд, в котором движение, заключенное в форме акцента, перетекает через интервал к другому акцепту и от него последовательно передается всем остальным акцентам, вызывая пульсацию всего ритмического ряда. Асимметрия формы акцента и небольшая протяженность интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляет это движение. Ритмичность, характер ритма проявляются по-разному: и одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов; в другом – через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета, а в третьем – через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов.
Первый вид ритмичности применяется там, где надо показать неодолимость движения или строгость, монументальность и завершенность формы. Здесь ритмичность проявляется в математически точном повторе геометрически и физически повторе частей, например: колонн в колоннадах архитектурного сооружения, балясин в лестничном ограждении, декоративных фигур в узоре ковровой дорожки.
Второй вид ритмичности имеет место там, где нужно выявить главное ослаблением или усилением движения либо создать впечатление его затухания или оживления. В архитектурном сооружении для выделения середины как главного элемента усиливают движение. К декоративно-прикладном искусстве пользуются увеличением номеров и усилением яркости узора главной части, а также уменьшением размеров второстепенных элементов с погашением их цветовой насыщенности. С этой же целью второй вид ритмичности широко применяют в живописи и скульптуре.
Третий вид ритмичности чаще всего находит свое применение и различных видах и жанрах изобразительного искусства и качестве средства правдивой передачи «жизни в формах самой жизни. Поскольку в жизни не бывает абсолютно одинаковых вещей, то изобразительное искусство преимущественно пользуется третьим видом ритма, позволяющим организовать композицию с помощью свободного чередования приблизительно одинаковых или разнородных фигур. В декоративно-прикладном искусстве этот вид ритмичности наблюдается в конкретных, сюжетных изображениях или в узорах, оживляющих геометрически строгую форму изделия.
Таким образом, ритм членит форму, выделяет главное, ослабляет значение второстепенного, делает предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческим замыслом композиции.
Симметрия: греческое слово, означает „гармонию, „соразмерность. Представление о симметрии как выражении определенных закономерностей дает великое множество природных форм и организмов. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства.
Асимметрия: если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь. Скрытые „динамичные возможности данного композиционного средства объясняются тем, что возникающее в асимметричной фигуре сильное движение не может замкнуться в себе – оно перетекает на соседние предметы и среду. Получая в них логическое продолжение, оно замыкается и делает фигуру устойчивой, эстетически привлекательной. В этом случае асимметрия рассматривается как промежуточная фаза, как переход от одного вида симметрии к другому.
Равновесие: глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть, прежде всего, его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы: предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями.
Нюанс: контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете – содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.
Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения. Хорошим советом для студентов может служить выражение Леона Батиста Альберта: „Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует, не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины [5,с 52].
Вторым важным элементом в оформлении закладки является орнамент.
ВЫВОДЫ
Книжная закладка как элемент книжного искусства играет большую роль в изобразительной деятельности. По словам В.А.Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды, с посуды на обеденном столе. У каждой нации есть свой национальный орнамент, эмблемы, своеобразный колорит, композиция и даже книжная закладка. В закладке можно увидеть мудрость народа, его характер, уклад жизни. В нее вложена душа народа, его чувства и его представление о лучшей жизни. Вещь становится чувственной говорил Маркс К. Поэтому она имеет такое огромное значение.
Как элемент оформления книги закладка является украшением книги и в то же время защищает ее от порчи. Ведь часто некоторые ученики обращаются с книгой небрежно: перегибают их, пачкают, делают всевозможные пометки, загибают углы страниц. При таком обращении книги быстро приходят в негодность, пропадает труд многих людей, которые писали книгу, изготовляли для нее бумагу, печатали книгу, переплетали, украшали рисунками. Для того, чтобы сразу найти в учебнике заданный урок, а в художественной литературе то место, где прервано чтение, между страницами закладывают закладки.
Также закладка как украшение может применяться в педагогических целях. Например на занятиях в школах или гимназиях по художественному труду. Такой курс может способствовать творческому развитию детей, а в частности мелкой моторики, изучению законов композиции, умению создавать орнамент. При создании закладки у юного художника развивается эстетический вкус, образное мышление, творческие способности, воображение.
В исследовании мы рассмотрели все элементы оформления книги, в том числе и закладки.
В результате были определены все функции и роль книжного искусства закладок.
Был найден эффективный путь, творческий подход в композиционном решении, как каждой так и всей серии закладок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барышников А. П. Перспектива / А. П. Барышников. – М. : Искусство, 1955. – 198 с.
. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека / Л. Гордон. – М. : Эксмо, 2004. – 144 с. – (Классическая библиотека художника).
. Вибер Ж. Живопись и её средства / Ж. Вибер. – М. : Искусство, 2000. – 232с.
. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. – М. : Просвещение, 1998. – 204 с.
. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека / Л. Гордон. – М. : Эксмо, 2004. – 144 с. – (Классическая библиотека художника).
. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -3-е изд., испр. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись : учеб. пособие / Ю. М. Кирцер. – М. : Искусство, 2000. – 112 с.
. Костин В. Язык изобразительного искусства / В. Костин, В. Юматов. – М. : Искусство, 1978. – 108 с
Ломов С. П. Живопись : учебник / С. П. Ломов. – [2-е изд., перераб. и доп.] М. : АГАР, 1999. – 232 с.
. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка : учебник / Н. Г. Ли. – М. : Эксмо, 2007. – 480 с., ил.
. Олесницкий М. Курс педагогики. Теория воспитания / М. Олесницкий. – К., 1985. – 335 с.
. Пучков А. С. Методика работы над натюрмортом : пособие для студентов ХГФ пед. институтов / А. С. Пучков. – М. : Просвещение, 1989. – с.56.
. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок : учебник [для студентов худож.-граф. фак. пед. инст.] / Н. Н. Ростовцев. – М. Просвещение, 1984. – 240 с.
. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия / [сост.: Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов] . – М. : Просвещение, 1989. – 207 с.
. Рисунок. Учебные постановки / [П. П. Белоусов, Горб В.А., Копейкин М.С. и др.]. – М. : Академия Художеств, 1960. – 20 с.
. Чистикова В. М. Основы модульного подхода к содержанию непрерывной профессиональной подготовки / В. М. Чистикова // Инновации в образовании. – 2008. – № 5. – С. 53-70.