- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,80 kb
Языческие амулеты и обереги – история и современность
Языческие амулеты и обереги – история и современность
Значение и виды амулетов. Принципы построения
На настоящий момент нет единого мнения о термине «оберег». Виною тому – его гетерогенность (гетерогенность – степень различия членов некоторой совокупности между собой.). Слово, заговор, песня, обряд, действие, жест, предмет/комплекс предметов, музыка/звук – вот далеко не полный перечень того, что может выступать в качестве оберега. Если брать совсем общую классификацию, то обереги это: звук(слово), предмет, действие. Что до официальных определений:
Оберег: предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать от разных бедствий.
Апотропей (от греч. apotropaios — отвращающий беду), амулет, «оберег», в археологии и этнографии название предметов и изображений, которым приписывалась магическая способность отгонять злых духов. К А. Относятся, в частности, изображения устрашающих божеств
Амулет (от лат. amuletum), предмет, которому приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезни и «злых чар». Вера в силу А. возникла в связи с первобытной магией и фетишизмом, но сохранилась до наших дней.
Т.е. официальные источники прочно увязывают само понятие оберег-амулет только с предметом, не смотря на то, что таковыми могут являться и являются уже перечисленные три позиции.
Собственно процесс выделения нефизических оберегов из групп (звук, действие) и последующая их классификация, должны подразумевать наличие серьезной базы у исследователя. Также, необходимо установить критерии отличия оберега от других типов общего класса, т.е., к примеру, какую песню или часть песни можно назвать обережной, а какая таковой не является.
Можно выделить несколько значений, в которых оберег может употребляться. Во-первых – т.н. «малый фольклорный жанр» – короткие словосочетания, идиомы, направленные на защиту человека от сглаза, нечистой силы и проч., например, знаменитое «тьфу—тьфу-тьфу, чтоб не сглазить», когда одновременно плюют через левое плечо (т.е. здесь мы видим оберег комплексный, вербально-активный).
Во-вторых, «полнофункциональный» текст, который является обережным, даже вне зависимости от структуры – во главу угла ставятся его апотропеические свойства.. При этом следует учитывать, что в традиционной культуре, при определенных условиях, большинство действий, тем или иным образом подпадало под понятие «магии», т.е. правильное ритуальное и бытовое поведение уже предохраняло от возможного зла.
В-третьих, под термин оберег попадает вся т.н. «апотропеическая» семантика, при этом, соответствующий образ может быть лишь частью текста или предмета – вспомним наборные подвески, где наряду с ключами, ложками – символами достатка, присутствовали ножи, топорики или звериные челюсти – предметы с ярко выраженной «апотропеической» семантикой.
С функциональной точки зрения оберег – это текст-предписание, который содержит в себе выверенную последовательность магических действий, направленных на:
– Создание «желаемого» положения вещей, т.е. изменение мира «под себя» («чтоб скот родился», «чтоб ребенок родился здоровым»).
– Сохранение/сбережение текущего положения вещей («чтоб ведьма у коровы молоко не забрала», «нечистый человека не тронул»). Причем, магическое действие носит превентивный характер – обережный заговор и действия свершаются ДО наступления нежелательных событий.
– Прекращающие нежелательные действия (чтоб «болящий выздоровел», «испорченый скот снова начал плодиться» и т.п.
К методам магического воздействия в обереге следует отнести:
1) Создание магической преграды (в славянской традиции, как правило: закрывать, засекать, замыкать, завязывать (узлы), закрещивать, заговаривать; сюда же следует отнести христианский новодел «зааминивать»)
2) В молитвенных оберегах обращение в форме императива (например «господи дай мне») или перформатива («господи, прошу тебя»)
3) Закрепление просьбы/действия («и слово мое крепко, вовек не прейдет» и т.п.)
Методически, оберег описывает конкретные формы предотвращения опасных событий. Например, для предотвращения порчи коровы ведьмой можно сделать следующее:
– окружить хлев магическим кругом (в расширенном варианте, на Громницу, всю деревню опахивали, окружение магическим кругом еще использовалось для того, чтоб мор стороной обошел)
– преградить путь ведьме, замкнув дверь заговоренным замком
– отогнать ведьму, заставив её собирать рассыпаный мак (или пшено)
– нанести ведьме увечье, воткнув в притолку нож, засунув в щель хлева косу или растение-апотропей (т.е. чертополох, крапиву)
– ритуально уничтожить ведьму, спалив её чучело на костре (в т.ч. купальском)
– произвести ритуальное очищение коровы (омовение) с целью сделать её нечувствительной к чарам
– ритуально сделать корову «непригодной» – вымазать её экскрементами или грязью
Структурно, оберег содержит:
– описание носителя опасности/вреда, либо предотвращаемое событие, против которого направлен оберег
– охраняемый объект, нуждающийся в защите
– исполнитель оберега
Носители опасности диверсифицированы по типам оберегов – так, у крестьянской магии почти нет оберегов от «травм на производстве», зато имеются множественные лечебные заговоры. Т.е. основная направленность – на исправление, а не на предотвращение. В качестве предотвращения работает (см. выше) правильное ритуальное и бытовое поведение. Зато есть множественные обереги против мифологизированных и демонизированных персонажей – русалки, лешаки, навьи, а также животные, имеющие отношение к потустороннему миру – волки, змеи, вороны, мыши; стихийные бедствия «супротив града и бури». К отдельному виду, на мой взгляд, следует отнести обереги-правила поведения в «пограничных» местах – банях, кладбищах, заброшенных домах.
Охраняемые объектами является прежде всего сам человек и все то, что для него ценно. Особенно выделяются значимые моменты, как то рождение, свадьба, похороны. Частым персонажем-вредителем является некий «злой колдун», которого забыли позвать. Т.е. нарушение правильного бытового поведения влечет за собой опасную ситуацию.
Рождение ребенка – приход ребенка из «иного» мира в мир человеческий, опасен как для него, так и для роженицы. Опасность представляют некие мифологизированные персонажи, которые в течение 6 недель могут подменить младенца, навести порчу на мать и дитя, наслать болезни. Отсюда родилось церковное суеверие о якобы «нечистоте» матери после родов.
Свадьба – второй после рождения переходный этап в жизни человека. Человек готовится продолжить род. В этот момент молодые подвергаются опасности болезни, бесплодия, смерти. У южных славян бытовало поверие, что колдун может обратить молодых в волколаков. Особая ответственность возлагалась на шафера или дружку жениха. Особенно опасным считался путь к из дома к венцу и обратно (читай, ДО и сразу ПОСЛЕ магического обряда соединения двух судеб).
Похороны – проводы человека в «иной» мир, содержали в себе сразу две опасности. Во-первых – опасность для живых, что покойник «утянет» или заберет кого-либо в могилу (отсюда обычай – не класть в гроб и могилу ничего живого, например цветов). Не меньшей опасностью является то, что умерший мог быть похоронен «неправильно» и рисковал превратиться в т.н. заложного мертвеца, навьего, упыря, т.е. н е у п о к о е н н у ю сущность.
Как правило, большинство оберегов не требовали специальных «профессиональных» навыков для их применения, т.к. относились к разным видам бытовой, повседневной магии. Что касается вышеперечисленных значимых моментов, то мы находим упоминания о различных доках, знахарях, ведунах, которых приглашали для исполнения ритуальной части. В праздничных обрядах, связанных с точками аграрного цикла, обряд «вел», как правило, старший рода (при семейном обряде), либо наиболее уважаемый человек из пожилых членов общины (например – опахивание при море).
К отдельной категории относятся ритуалы и связанные с ними заговоры и обереги, используемые узкоспециализированными категориями – пастухами, кузнецами. В частности, пастух был обязан знать специальные заговоры, т.н. «отпуски», чтоб скотина не потерялась, не болела, чтоб зверь не потратил. Обычным людям эти заговоры были неизвестны. При этом, пастух мог обратиться к ведуну/ведунье за дополнительной помощью, особенно, если пастух был молодой или неопытный. К слову сказать, люди трех профессий – пастух, кузнец и мельник, всегда пользовались дурной славой на деревне, в том числе, и из-за своих «особенных» знаний. Считалось, что они знаются с нечистой силой.
Можно выделить ситуации, в которых применялся заговор-оберег. Ситуация первая, когда обережные действия призваны предотвратить негативные действия и их последствия в обозримом будущем – так, по сбору урожая читают заговоры от грызунов и змей, при выгоне скота – от медведя да волка. Т.е. обережная магия творится «впрок», являясь своеобразной профилактикой. Ситуация вторая, назовем её актуальной, когда оберег творится при встрече со зверем, нечистью, при наступлении неблагоприятных погодных условий (град, буря, мороз). Обстоятельства, сопровождающие применение оберега, либо провоцирующие таковое, при кажущемся многообразии, определяются общими канонами. Набор обстоятельств является конечным. Интересным фактом является и то, что некоторые обряды (например опахивание), могут проводиться как по необходимости (моровое поветрие, падеж скота), так и в «профилактических» целях – в составе календарной обрядности.
«Профилактические» действия всегда приурочены к тем или иным точкам календаря. Так, сожжение кукол на Масленицу и Купалу, является частью общего обряда, имеющего не только обережную направленность. Особенностью профилактического обряда является то, что в нём физическое присутствие объекта опасности, а, зачастую, и охраняемого объекта, не является обязательным.
«Актуальный» обряд, т.е. свершающийся по причине наступления негативного события, условно, можно подразделить на две категории, назовем их «очной» и «заочной». К очной категории следует отнести снятие сглаза, порчи с людей или животных, действия по защите территории и имущества (заговоры на пасеке, в хлеву, в овине и т.п.). К заочной – заговоры-прошения о находящихся в пути, о солдатах (срок службы в армии до революции 1917г. варьировался и мог достигать 25 лет). К слову сказать, подобные языческие ритуалы были в чистой форме восприняты христианами и привели к созданию множество специальных молитв «на случаи», адресованные различным христианским святым.
Интересной разновидностью актуального оберега является т.н. «самозаговор», когда сам носитель опасности и является исполнителем оберега. У белорусов, колдун или просто человек со «злым» глазом, входя в дом, где есть новорожденный, должен был сказать «Дывлюсь на пазурЫ» (т.е. «смотрю себе на ноги»). У балканских славян в аналогичном случае, гость приветствовал домочадцев, после чего «про себя» или шепотом добавлял «а всё своё оставляю при себе».
Радогор
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://craft.lodya.ru/