- Вид работы: Методичка
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,47 Кб
Иллюстрирование литературного произведения
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ ПО КОМПОЗИЦИИ
для 5 класса художественного отделения
детской школы искусств
на тему «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Алексеева Наталья Валерьевна,
заведующая художественным отделением, член Московской областной общественной организации Союза художников, Творческого союза художников, действительный член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Содержание
Введение
. Теоретическая часть
.1 Вид занятий
.2 Содержание задания
.3 Пояснение учителя
.4 Последовательность выполнения рисунка
. Практическая работа
.1 Набросок как связующее звено между предметами рисунка и композицией
.2 Композиционный замысел и разработка в эскизах структурно-композиционного решения темы
.3 Раскрытие человеческих эмоций через внешние проявления
2.4 Выбор изобразительных средств и материалов
Заключение
Библиография
Введение
В течение последних десяти лет мною наблюдается снижение интереса у ребят к иллюстрированию серьезных произведений, в которых писатели, изображая в живых словесных картинах, раскрывают огромный разносторонний мир. Этот мир мы можем представить себе и пережить. Хотелось бы, чтобы и ребята точно так же, только не в словесных картинах, а в иллюстрациях старались воссоздать внутренний мир человека, отдельные яркие переживания.
Было отмечено, что если предложить ребятам самим выбрать произведение для иллюстрирования, то они скорее всего выбирают для создания композиций романы или рассказы, где нет достаточно ярких образов людей, раскрытия их тонкого внутреннего мира, тончайших оттенков мыслей.
Была поставлена задача привить интерес юным художникам к книге, чтению русской классической литературы, к созданию иллюстраций по произведениям И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина и других писателей.
С учащимися мы работали над иллюстрированием произведения И.С.Тургенева Накануне. По плану, который был разработан для работы по этому роману, можно иллюстрировать любое произведение, которое ребята выбирают вместе с преподавателем в ходе беседы.
Работу над иллюстрированием романа учащиеся начинают лишь тогда, когда они уяснят замысел и сюжет произведения. Предложенный писателем сюжет ребята подвергают творческому преобразованию. Развитие творческих возможностей учащихся является актуальной психолого-педагогической задачей современной художественной школы.
Пути художественного отражения мира извилисты и сложны. Множество фактов и впечатлений, переживаний и раздумий перерабатывает сознание юного художника, чтобы открыть, понять и сформировать то жизненное богатство, которое способно сделать его будущих зрителей умнее и сильнее, добрее и счастливее. Успех этой работы зависит от общего кругозора и специальных знаний, от активности и трудолюбия, от особенного таланта художественного видения мира.
Сила искусства не только в том, что художественные произведения вызывают в нас эстетические эмоции, образы и посредством них убеждают, доносят до сознания ту или иную идею. Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать самую действительность, приучает образно мыслить и вносить элементы творчества в любую деятельность человека, какой бы она ни была.
Глядя на иллюстрацию, мы можем воссоздать художественные образы только благодаря активной и, по своему характеру, творческой работе нашего сознания. Художник не мог бы эмоционально передать даже конкретно-предметное содержание задуманных им художественных образов, если бы он не рассчитывал на сотворчество с ним зрителей.
Необходимо понять форму, содержание, стиль литературного произведения, чтобы правильно наметить характер композиции иллюстраций. Нужно хорошо знать произведение и глубоко, до тонкостей изучить те отрывки, которые будут иллюстрировать. Осмыслив содержание и стиль произведения, ребята передают их в художественных иллюстрациях, добиваются выразительности и завершенности в исполнении, стремятся создать образы, показать их жизненность. Учащиеся для выполнения иллюстраций используют те знания, которые они получают в беседах с преподавателем по теоретическим вопросам композиции, в том числе и по графическому искусству. Вопросы теории предстоит тесно увязать с практикой художественной работы..
Выполнение иллюстраций к литературному произведению, в данном случае к роману И.С.Тургенева Накануне, является итоговой композицией в 5 классе художественного отделения школы искусств. Преподаватель умело направляет каждого ученика на выполнение доступной ему композиции. Учащиеся, приступая к работе, должны проявить творческую инициативу, последовательно проработать задание от первого эскиза-замысла до окончательного исполнения композиции, широко и умело пользоваться натурой, наблюдать, делать нужные зарисовки, этюды. Наблюдения дают богатый материал для восприятия, для зрительной памяти, обогащают юного художника новыми впечатлениями. А накопление свежих впечатлений дает толчок к возникновению новых идей, мыслей. Именно такая разносторонняя творческая работа позволит успешно разработать и завершить итоговую композицию.
иллюстрирование литературный произведение
1. Теоретическая часть
.1 Вид занятий
Цели:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения.
расширить представление детей о книге, показать, что иллюстрация книги – это искусство.
формирование у одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения.
Задачи обучающие:
научить понимать основные изобразительные закономерности, характерные для определенного времени, в котором живут действующие лица произведения;
научить выделять основные действующие лица и подчинять им все сопровождающие детали;
найти живые, доходчивые образы и такие средства и выражения, которые яснее раскрывали бы содержание произведения;
развивающие:
художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета «Композиция станковая» художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству.
воспитывающие:
привить учащимся любовь к книге и чтению, конкретно – к русской классической литературе, отражающей целую эпоху русской жизни XIX века.
Зрительный ряд:
Книги (тонкие, в мягкой обложке, большие в твердом переплете).
Иллюстрации И.Я.Билибина, В.А.Серова, В.А.Фаворского, Д.Н.Кардовского (Каштанка А.П.Чехов, Горе от ума А.С.Грибоедов), Д.А.Дубинского (Поединок А.И.Куприн) и других.
Материалы: бумага, тушь, перо, акварель, кисти, цветные карандаши.
.2 Содержание задания
Дипломная работа рассчитана на 15 занятий (45 часов). Можно увеличить количество занятий по усмотрению преподавателя.
Учащиеся должны выполнить на листах, формата «А-2» каждый, три композиционных листа на тему: Иллюстрирование произведения И.С.Тургенева Накануне. На формате «А-3» – титульный лист, заставку и концовку (схема в приложении).
Размеры работ:
Титульный лист – 17 х 10 (см)
Заставка – 6 х 8 (см)
Концовка – 6 х 8 (см)
Представить оформленные лучшие наброски. Желательно 3-4 наброска (эскиза) оформить на одном листе формата А2. По желанию можно показать 2 листа с эскизами, выполненными в разной технике.
.3 Пояснение учителя
Во вступительной беседе с учащимися преподаватель сначала рассказывает о графике, как о виде искусства. Необходимо сказать, что графика, прежде всего, – это искусство рисования.
Графика подразделяется на станковую, книжную и прикладную. Вот книжной графикой нам и предстоит заняться. Если станковую графику можно рисовать совершенно свободно, то в книжной графике художник является соавтором писателя и должен иллюстрировать текст, дополняя его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.
Виды рисунков в книжной графике многообразны. Сюда относятся рисунки по оформлению обложки книги, титульного листа, заставок и концовок (картинок в начале и в конце текстов), иллюстраций, форзаца и так далее (показать все это на примере нескольких книг).
Графика бывает черно-белой и цветной. Есть и такие художники, для которых черный цвет – главнее всех других. Богатство цветовых оттенков они заменяют тональными оттенками. На первый взгляд, изображение вроде бы обедняется, но впоследствии понимаем, сколько тончайших чувств и состояний природы способен выразить тоном умелый художник.
Непревзойденным мастером черно-белой графики был Владимир Андреевич Фаворский. Солнечный и пасмурный день, лето и осень, снег и дождь – черная краска в его руках изображала все, что он задумывал. Рассмотрим с учениками книгу с иллюстрациями В.Фаворского.
Композиция в оформлении книги имеет свои особенности. Иллюстрация связана с жанром и стилем литературного слова.
Можно просто нарисовать иллюстрации, которые пересказывали бы сюжет иллюстративно. Или раскрыть литературные образы с помощью изобразительных средств, то есть по описанию внешности героя создать его портрет. Для начальной стадии работы это тоже необходимо, но, все-таки, недостаточно.
Нужно добиваться подлинного соединения художественного слова и изображения. Здесь действует важный закон композиции – закон цельности. И иллюстрации, и обложка, и титульный лист, и заставка с концовкой должны представлять собой единое целое. Художник создает целостное художественное произведение.
Нужно стремиться к тому, чтобы читатель по иллюстрациям смог понять содержание книги, заложенное писателем в литературном произведении. Если художник сумеет добиться этого, то любая заставка или обложка имеют право быть самостоятельным произведением, хотя родились в книге.
.4 Последовательность выполнения рисунка
Последовательность выполнения рисунка (иллюстрации) на предложенную тему может быть такая:
специальные наблюдения жизни в природе, в быту;
предварительный рабочий, самый общий, эскиз;
более проработанный и законченный схематичный эскиз;
выполнение набросков и зарисовок с натуры объектов (старинные дома, часы, мебель и др.), которые могут быть использованы в тематической композиции;
подбор костюмов для действующих лиц по энциклопедии моды;
линейное выполнение рисунка тематической композиции;
пробные варианты различной техники выполнения;
завершение работы над композицией выбранными изобразительными средствами (акварель и цветные карандаши или тушь, акварель).
2. Практическая работа
.1 Набросок как связующее звено между предметами рисунка и композицией
Свою работу над темой дети должны начинать с набросков, предварительно прочитав произведение и выделив в романе описание И.С.Тургеневым основных действующих лиц, их внешность, одежду. Тот образ, который Тургенев создал при помощи слов, дети должны постараться воссоздать при помощи линий. Нужно сказать, что писатель использует все богатство языка, отбирает из него все наиболее ценное, характерное, отбрасывает все случайное, второстепенное. Так же и учащиеся, изображая какого-либо героя, стараются создать изобразительными средствами его внутренний мир. Образное познание жизни, характерное для искусства, позволяет разобраться в мыслях, поступках, переживаниях людей, в окружающей их обстановке, понять законы человеческой жизни. Обязательно надо поговорить об этом с юными художниками.
Ребята накапливают зрительный материал, делают различные наброски-эскизы. В них ставятся задачи на решение пространства, среды, движения. Так же делают наброски, изображающие интерьеры и экстерьеры с разных точек зрения, их фрагменты, наброски на выражение жеста, наброски головных уборов, костюмов XIX века. Хотелось бы отметить, что без набросков нельзя добиться успеха в работе над заключительными композициями. Нужно объяснить детям, что в эскизе несколькими прикосновениями карандаша можно изобразить любое чувство.
Вначале учащиеся могут делать наброски действующих лиц произведения, исходя из своего впечатления, а также и по описанию их портретов. Важно придать каждому персонажу романа свой неповторимый образ. Потом учащиеся делают двухфигурные зарисовки. Это работа сложнее, так как нужно изобразить взаимоотношения двух лиц. На этом этапе ребята могут позировать друг другу на уроке. Наброски они продолжают выполнять и дома в качестве домашнего задания. Желательно, чтобы ребятам смогли позировать окружающие их люди. Хотелось бы, чтобы при первом взгляде на наброски улавливалось происходящее действие между людьми. Самое сложное – выразить сильные человеческие чувства, вплоть до трагедийных. Вот именно такие сильные чувства нужно воспроизвести, чтобы как можно точнее отобразить трагический смысл романа Накануне.
.2 Композиционный замысел и разработка в эскизах структурно-композиционного решения темы
После того, как были сделаны необходимые зарисовки, учащиеся приступают к разработке эскизов композиционных листов, титульного листа, заставки, концовки по роману И.С.Тургенева. Работа начинается еще до того, как ребята успевают прикоснуться карандашом к бумаге. Замысел, эмоциональный настрой предшествуют: создается ли сложное композиционное произведение, идет ли непосредственно рисование с натуры или просто работа над наброском. Замысел неразрывен с воплощением. Он подразумевает и то, что хотят изобразить, и изобразительные средства, и воплощение в определенном материале. Если работать на листе при несозревшем замысле, как считает С.Г.Капланова, то работа будет иметь механический характер. Вот причина, по которой исключительное место должно быть отведено начальному этапу – вынашиванию замысла, наиболее цельному представлению образа. Важно иметь в виду, что сразу возникший образ – самый сильный. Почувствовав в себе идею замысла, юные художники должны стараться не дать ему ускользнуть и по горячему следу зафиксировать его.
Первостепенная задача, поставленная перед детьми, заключается в том, чтобы средствами выразительности выявить образность в рисунке. В первую очередь – это пластическая обработка характерных пропорций, подчеркивание ведущих контрастов. Чтобы выразить содержание в композиции, требуется организация рисунка, его сложность. Интересно отметить, что энергично намеченные уже на начальном этапе линии, выражающие основное композиционное решение, влияют на восприятие самого учащегося, на более уверенное продолжение им работы. Было замечено, если ученик начинал рисовать эскиз композиции быстро и уверенно, зная уже, что хочет изобразить, то работа его шла намного легче и быстрее. Стало понятно, что лишь глубокий замысел вдохновляет на творческое решение. Это вовсе не означает того, что в процессе работы задуманное не претерпевает никаких изменений. Первоначальный замысел в ходе работы должен обогащаться и совершенствоваться.
Хочется отметить, что в какой бы форме ни возникал образ, его появление в значительной степени обусловлено запасом зрительных впечатлений. Конечно, накопленный материал для создания композиции необходим. Но, с другой стороны, художнику нужно только то, что является обязательным для данной композиции. В процессе работы над композицией выяснится, а интуиция подскажет, чего не хватает. Поэтому не надо сразу же оснащать работу большим подсобным материалом. Постепенно можно прийти к самостоятельному целостному решению.
Сила и правда композиционного замысла во многом определяется поглощенностью темой ученика. Роль замысла не обязательно проявляется только в сложных композиционных построениях с развернутым многофигурным сюжетом. Ребята стараются браться сразу за работу над многофигурным сюжетом. Это для них, конечно, сложно. И не всегда получается, т.к. для решения сложного сюжета требуется яркое представление, смелое воображение. Обладать этими качествами важно и при решении кажущихся с виду доступных, простых мотивов, будь это пейзаж или просто рисунок одной фигуры. Необходимо представить себе не только выразительную пластику, общий силуэт фигуры, но и ее монолитный образ в масштабе и формате листа, почувствовать, что каждый элемент зависит от другого.
Для учащихся, которые испытывают трудности в рисовании человеческой фигуры, лучше подумать над эскизом композиции, где фигуры будут изображены вдалеке, на фоне пейзажа. Ведь через пейзаж можно предать эмоциональный настрой главных героев романа. Это может быть изображение свидания Елены Стаховой с Дмитрием Инсаровым. Надо сказать, что пейзаж и фигуры должны сливаться в одно целое, дополняя друг друга. Ребятам надо напомнить о том, что если пейзаж будет занимать довольно много места в композиции, то фигуры не должны потеряться в ней, наоборот, при первом взгляде бросаться в глаза. Как этого добиться – пусть подумают учащиеся.
В одном из композиционных листов можно вообще отказаться от изображения фигур. Но ощущение присутствия человека в ней должно быть. Это может быть композиция с изображением отъезда Елены из родного дома на родину мужа, в Болгарию (показать отъезжающую карету на фоне зимнего пейзажа).
Титульный лист, заставка и концовка должны составлять единое целое с иллюстрациями. В них можно не изображать фигуры действующих лиц. Это могут быть рисунки интерьера, предметы мебели XIX века, дом среди деревьев и многое другое.
.3 Раскрытие человеческих эмоций через внешние проявления
Следующая задача, которая встает перед учащимися, это выражение душевного состояния человека, его чувств и переживаний. Об этом надо говорить перед занятием.
Если просто рисовать человека, не стремясь выразить тип с присущими ему индивидуальными чертами, то это неизбежно приведет к схематизму. Этого нельзя допустить при иллюстрировании произведения, где главное внимание обращается на показ образа, выявление характерных черт героев романа.
Показать изменения душевного состояния человека можно через передачу движения. Это сложная задача для учащихся. Опять же, чтобы не прийти к схематизму в изображении образа, необходимо предложить детям понаблюдать на улице, в магазине, дома, в школе за мимическими состояниями лица, жестов, выразительных поз различных людей. Это, несомненно, послужит обогащению, положительно скажется в композиционной практике и, конечно же, придаст убедительность общему замыслу.
Можно предложить кому-нибудь из учащихся изобразить Елену после смерти мужа. Просто необходимо помогать ребятам, подсказывая некоторые сюжеты для композиции, т.к. в любом классе есть наряду с сильными учащимися и слабые. Чтобы показать невыносимое горе Елены, можно попробовать ее нарисовать упавшей на колени. Для ребят посильнее – предложить нарисовать рядом с ней друга ее мужа с опущенной головой, сгорбившегося.
Если изобразить потухшую свечу в его руке, то это еще больше отобразит их душевное состояние. Погасшая свеча в данном моменте – это символ угаснувшей жизни. Здесь чувство горя можно передать не только через позы, жесты, но и через предметы, некоторые детали. Тем самым усилить смысл композиции, заставить зрителя сопереживать героям романа.
Другой вариант: всю комнату, в которой изображено действие, освещает лишь одна свеча, которую можно поместить около Елены. На этом примере объяснить учащимся, что неровный свет усиливает общее трагическое впечатление полной горя и жизненной убедительности сцены. Воплощению этого замысла должна сопутствовать натурная работа над отдельными персонажами.
Сочетание работы по воображению с натурным рисованием помогает при создании любой композиции. Об этом нужно всегда помнить.
2.4 Выбор изобразительных средств и материалов
Существует определенная связь рисунка и композиции с воплощением замысла в цвете. Цвет, свет, форма и тон – взаимосвязанные слагаемые образа.
Использование цвета многообразно – от полнокровного калорийного решения до самого экономного введения цвета в рисунок.
Выбор изобразительных средств и материала находится в прямой зависимости от замысла и художественной задачи.
Учащимся предлагается 2 варианта исполнения:
вариант: тушь, перо, акварель.
Учащиеся пробуют композиции выполнить тушью, заливая акварелью фон. Фон может быть серо-голубой или зеленовато-голубой. Силуэт фигуры, форму выявляют контрастными черно-белыми пятнами.
вариант: акварель, цветные карандаши.
Учащиеся свои композиции выполняют сначала акварелью, потом прорабатывают некоторые детали цветными карандашами. При этом – использовать 3-4 цветных карандаша, не более, чтобы избежать пестроты в работе и сохранить цельность.
Ребятам уместно сказать о том, что сам материал активно влияет на замысел. Эмоциональное впечатление от образного содержания художественной работы в огромной степени зависит от выбора средств и материала. Поэтому бумагу разных сортов или иной материал для изображения – карандаш, тушь, акварель, уголь – следует рассматривать не как средство имитации действительности, а как неотъемлемую часть образа. Конечно, каждый учащийся по своему воспринимает материал.
Ребята должны попробовать хотя бы одну из композиций выполнить сначала тушью с акварелью, затем – акварелью с цветными карандашами. А потом уже решать в какой технике выполнять всю дипломную работу. Одна и та же композиция, изображенная разными средствами, зрительно воспринимается каждый раз по иному, обладает особыми художественными качествами.
Вспоминаются слова О.Родена. Он говорил, что техника – только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи… Поэтому, попробовав разные техники выполнения и выбрав более интересную из них, можно добиться намеченной цели. Может быть, кому-нибудь из ребят понравится больше бережное отношение к листу, прозрачность акварели, как и свежесть работы в целом, чем строгость и резкость туши. А, может, и наоборот.
Как уже было отмечено вначале, ребятам необходимо сделать три композиционных листа, титульные лист, заставку и концовку. Общий тон всей работы может быть выполнен в определенной гамме. Если кому-нибудь из ребят покажется, что так вся работа будет восприниматься однообразно, то можно предложить для каждой композиции выбрать свой определенный цвет. Тем, кто будет работать акварелью с цветными карандашами, желательно сказать, что использование карандашей придает живость работе и движение, тем самым усиливается выражение душевного состояния героев романа.
Заключение
Преподавание композиции является основной частью программы художественной школы.
К теоретической части относятся все вопросы по методическому изучению наследства прошлого; к практической части относятся все наблюдения, непосредственно воспринятые из живой действительности, все личные работы учащихся по композиции.
Работая в художественной школе и преподавая композицию, выяснилось, что ребята очень любят рисовать сложные рисунки. Начиная уже с первого класса, учащиеся стараются усложнить себе задания, даже если им предлагается простая тема. Здесь встает задача умения сконцентрировать в рисунке все самое существенное.
Выполнение композиции требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, фигуры человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти, наблюдательности. Все указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования.
В тематических композициях особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающей действительности. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выполнять рисунки, передающие образную характеристику персонажей.
Ребята в процессе работы над композицией постепенно овладевают основами изобразительной грамоты – рисунка в живописи. Для более глубокого понимания и осмысления роли уровня горизонта, контрастов света и тени, колорита и других выразительных средств, в композиции следует рассмотреть репродукции произведений выдающихся художников, книги, иллюстрированные известными графиками и обязательно с детьми проанализировать их.
У учащихся, которые прочитали произведение поверхностно, иллюстрации получались невыразительными. Поэтому большое значение имеет сопереживание своим героям, персонажам композиции. Если оно не проявится, рисунок получится нежизненный, лишенный одухотворенности. Надо с самого начала работы над композицией поставить себе ряд задач – вспомнить чувства и переживания, испытанные во время прочтения произведения, представить зрителю сюжет, который предстоит изобразить. Тем самым у детей проявится любовь к чтению и к книге.
Главное, что нужно учитывать в композиции – это цельность, неделимость, создающая центр внимания и полную подчиненность этому всего второстепенного. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому. Не количество деталей, а их цельность определяет законченность композиции. В каждом сюжете есть предметы главные, на которых наш взгляд задерживается. И если работа выполнена с начала до конца с одинаковой законченностью, зритель будет смотреть на нее равнодушно. Его будет интересовать все, и от главного будут отвлекать менее значимые детали.
Работая над темой, учащиеся находят средства для выражения образов. Это будут линия-контур, штрих, светотеневая моделировка, а также те правила и законы, по которым строится композиция. К таким правилам отнесем учение о пропорциях, понятия: симметрия, ритм, динамика, а также законы перспективы. Развитие образного мышления поможет в творческом применении этих правил на практике в той или иной композиции.
По мнению А.А.Дейнеки к основным композиционным правилам можно отнести:
Правила перспективы (иллюзорная, воздушная)
Масштаб как мера уменьшения или увеличения
Стилевое единство
Правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.
Правила покоя и движения в пластическом решении композиции.
Правила равновесия – сочетание противоположных сторон изображения.
Правила симметрии, вытекающие из строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.
В заключении хочется добавить, что учащиеся должны стремиться выразить в произведении свои мысли и представления, чувства и переживания. Ребята в работе над созданием композиции находят ритмическую взаимосвязь всех составляющих эту композицию элементов. Тем самым находят ключ к сердцам и уму тех, для кого художественное произведение предназначено, т.е. к сердцам и уму зрителей.
Библиография
1.Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению
2.М., Изобразительное искусство, 1985
.Беда Г.В. Живопись – М., Просвещение, 1986
.Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному
.произведению – М., 1981
.Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды
.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика
.его преподавания в начальных классах
.М., Просвещение, 1984
.Мосин И.Г. Рисование – 2 – М.,
.Екатеринбург, У-Фактория , 2000
.Одноралов Г.В. Материалы и изобразительное
.искусство – М., 1983
.Плюхин В.У. Творчество -у истоков гражданственности М., Просвещение, 1989
.Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В.
.Рисунок. Живопись. Композиция
.Хрестоматия – М., Просвещение, 1989
.Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е.
.Развитие творческих способностей на
.занятиях рисованием М., Просвещение,
.1987
.Юон К.Ф. Об искусстве- М., 1959 – т. 1, 2
.Юон К.Ф. О живописи- М., 1937
.Ягодовская А.Т. От реальности к образу- М., 1985