- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 757,52 Кб
Искупительное значение страданий Господа Иисуса Христа по Четвероевангелию
Оглавление
Введение
Глава 1. Предвидение страданий Господа Иисуса Христа в Священном Писании Ветхого и Нового Завета
1.1 Пророчество Ветхого Завета о страдании Мессии. Тайна страдания по Книге пророка Исаии: главы 52-53
1.2 Предсказания о страданиях в Четвероевангелии
Глава 2. Крестные страдания Господа Иисуса Христа и их добровольность
2.1 Крест Господень – орудие спасения
2.2 Добровольность страданий и смерти Господа Иисуса Христа
Глава 3. Значение крестной смерти Господа Иисуса Христа для спасения рода человеческого
3.1 Искупительное значение страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа
3.2 Эсхатологическое значение страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа
3.3 Господь Иисус Христос – победитель страданий и смерти
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В течение всей истории земной Церкви вопрос о смысле страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа был и остается актуальным, поскольку от него зависит правильность понимания самой сущности христианского вероучения – значения Жертвы Христовой.
Слово "искупление" в Священном Писании понималось неоднозначно в разные исторические эпохи. Так, в Синодальный период Русская Церковь, находясь под значительным влиянием латинской схоластики, приняла западное учение о сатисфакции, то есть будто бы страдания и крестная смерть Христа представляют собой удовлетворение правосудию Божию. Данное толкование смысла Жертвы Христовой попало на страницы православного катехизиса, составленного митрополитом Филаретом (Дроздовым).
Опасность неверного понимания данной темы заключается в том, что речь здесь идет не о каких-либо абстрактных или второстепенных вещах, а о краеугольном для каждого верующего христианина вопросе – спасении от греха и смерти.
Настоящая дипломная работа объясняет искупительное значение страданий Господа Иисуса Христа, опираясь на Четвероевангелие.
В первой главе работы говорится о том, как ветхозаветные евреи понимали значение прихода Мессии, в чем особенность предсказаний о Мессии пророка Исаии и как Сам Христос пророчествовал о Своих страданиях и крестной смерти.
Вторая глава посвящена описанию того, как крест из самого позорного в Римской империи орудия казни, стал орудием спасения рода человеческого благодаря Жертве Христа. Также здесь говориться о том, почему Господь Иисус Христос, не имея личного греха, претерпел жестокие мучения и смерть, и подчеркивается важность добровольности страданий Христа.
В третьей главе описываются различные толкования искупительного подвига Господа Иисуса Христа, его значение с точки зрения "будущего века". Кроме этого, говорится о том, почему страдания, смерть, сошествие в ад и Воскресение Господа Иисуса Христа являются звеньями одной цепи, без которых невозможной была бы победа над страданиями и смертью.
Настоящая дипломная работа написана, опираясь наиболее на следующие толкования святых отцов Церкви, экзегетов и богословов:
) Творения святых отцов: святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Игнатия Брянчанинова и других.
) Труды современных православных исследователей и экзегетов: святителя Иннокентия Херсонского, архиепископа Аверкия (Таушева), профессора А.П. Лопухина, русского богослова В.Н. Лосского, протоиереев Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана, профессора архимандрита Киприана (Керна), митрополита Илариона (Алфеева), доктора богословия протоиерея В. Башкирова, профессора Веселина Кесича и других.
3) Электронная версия Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия" #”808841.files/image001.gif”>
Икона Воскресения. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская
г., 124 x 94 см, доска липовая, паволока, левкас, темпера
Государственная Третьяковская Галерея