- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 45,67 Кб
Творчество Фриденсрайха Хундертвассера. Опыт творческой интерпретации в современном гобелене
Оглавление
Введение
Глава 1. Философия и творчество Ф. Хундертвассера
.1 Кумиры и вдохновители начинающего художника
.2 Ключевые мотивы творчества Ф. Хундертвассера
Глава 2. Стилистические особенности архитектуры Фриденсрайха Хундертвассера
.1 Манифесты и философские мысли об архитектуре Фриденсрайха Хундертвассера
.2 Архитектурные сооружения Фриденсрайха Хундертвассера
Глава 3. Декоративно-прикладное творчество Фриденсрайха Хундертвассера и современное искусство
.1 Объекты декоративного искусства и дизайна в творчестве художника
.2 Интерпретация работ Ф. Хундертвассера в современном декоративном искусстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Фриденсрайх Хундертвассер (15.12.1928 – 19.02.2000) – один из самых известных и получающих все большую популярность архитекторов ХХ в., создатель новой эстетики. Этому человеку удалось стать счастливым гением – его признали при жизни. Более того, ему совершенно не нужно было преодолевать тернии чиновничьих препон или непонимания критиков. Для его работ муниципалитет выделял деньги и столичные земли, его картины стремительно раскупали ценители. Работая как художник, Ф. Хундертвассер реализовал свои авангардные идеи, насыщенные экологическим смыслом в арт-акциях, архитектуре, графике. Он называл себя доктором архитектуры – то есть врачом, лечащим больное зодчество. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Он не придавал большого значения каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно: «Здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание. Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством».
Среди венских художников ХХ в. Фриденсрайх Хундертвассер, безусловно, один из самых оригинальных. Стремление к необычному чувствуется во всём – в придуманном имени: Фриденсрайх – «Царство мира», в облике – с неизменной кепкой на голове, в стиле его архитектуры и живописи.
«Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. Хундертвассер – это кич! – кричат ненавистники. Хундертвассер – гений! – спорят поклонники».
Исследования данной темы основаны на творчестве Ф. Хундертвассера, философии и интерпретации творческих установок художника, техники исполнения современного гобелена, его взаимодействия с окружающей средой.
Свою архитектурную концепцию Ф. Хундертвассер изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов, основываясь на природных формах, простых мотивах и ярких цветах.
Работа посвящена интерпретации работ Ф. Хундертвссера; созданию современного гобелена на основе одного из архитектурных зданий художника.
Степень разработанности темы. Литература о творчестве Ф.Хундертвассера – это, в первую очередь статьи и художественные каталоги. К ним относится каталог юношеских работ Ф.Хундертвассера, который насчитывает 275 работ и охватывает творческий период с 1934 по 1949 год. В каталог вошли все работы Ф. Хундертвассера в различных областях его творчества. Работы в каталоге расположены в хронологическом порядке. Составление каталога и нумерация работ выполнены самим Ф. Хундертвассером. Он закончил эту работу в 2000 г.
Интересными представляются и изданные при жизни манифесты самого Ф.Хундертвассера. Например, в манифесте «Я люблю Шиле» (1950-1951 гг.), он делился своими мыслями, которые хотел бы поведать Шиле, его вдохновителю, если бы тот был жив. В работе «Выставки – это наши исповеди…» (1956 г.), художник высказывался на тему необходимости делать выставки и показывать свои работы. В манифесте «Хундертвассер о Хундертвассере» (1957 г.), он признавал, что рай достижим и на земле, что люди торопятся и не видят главного, стремятся не к тем ценностям, поэтому только настоящие художники, готовые открываться миру, независимо от обстоятельств и обретают рай на земле. «Мои глаза устали» (1957 г.) – манифест, в котором Ф. Хундертвассер рассуждает о том, как люди могут жить в «коробках», которые строят, что прямые линии вредны человеку. Всего Ф. Хундертвассер издал около восьмидесяти манифестов и эссе.
Статья Натальи Кляйст «Все дороги ведут к Хундертвассеру» (20.02.2010), опубликованная в журнале «Манускрипт», посвящена архитектурным произведениями Ф. Хундертвассера.
Среди работ российских искусствоведов хотелось бы отметить статью «Кто есть кто или знаменитые австрийцы» Натальи Колесовой, опубликованное в журнале «Культ Личностей», (9.10.1999), где автор касается жизни и творчества Фринденсрайха Хундертвассера. Интересным является исследование Татьяны Быстровой «Поцелуй неба: Фриденсрайх Хундервассер», (06.10.2003), где проводится сравнение творчества Хундертвассера с работами Антонио Гауди, выявлены похожие черты их архитектурных сооружений и разница между ними. Статья Татьяны Хейн «Архитектор Хундертвассер: ученик улитки» в журнале «Собственник», (26.09.2008), посвящена теме архитектурных сооружений и философских понятий Ф. Хундертвассера. В работе журналистки Татьяны Борисовой «Хундертвассер – природа в архитектуре» говорится о том, какие понятия легли в основу творчества Ф.Хундертвассера, приведены примеры его работ и зданий.
Наиболее полно творчество Ф. Хундертвассера представлено в исследовании Гарри Ранда «Хундертвассер» (2010г.), где автор касается философии, техники работ и развития творчества художника на протяжении всей его жизни. В исследовании полностью раскрыта личность Ф Хундертвассера, представлены его эскизы и проекты, выявлена их взаимосвязь с философией художника. Книга представлена, как интервью, собранные Г. Рандом на протяжении многих лет личного общения с Ф. Хундертавссером.
Актуальность исследования заключается в том, что, основываясь на мотивах и стилистике работ Ф.Хундертвассера, мною создано произведение современного искусства в технике ручного ткачества. В основе работы лежит архитектурное здание Хундертвассера, которое стилизовано и перенесено в художественную плоскость гобелена.
Объектом исследования являются произведения Хундертвассера и интерпретация его творческих принципов для изготовления авторского гобелена.
Предметом исследования является использование творческих установок Ф.Хундертвассера в современном гобелене.
Целью данной работы является изучение творческих установок и стилистических приёмов Ф. Хундертвассера и их авторская интерпретация.
В качестве отдельных задач рассмотрены следующие вопросы:
философия художественного стиля Ф. Хундертвассера;
выявление основных направлений и ключевых мотивов творчества художника;
изучение истоков художественного стиля Ф Хундертвассера;
рассмотрение архитектурных сооружений Ф. Хундертвассера;
применение стилистики произведения Ф. Хундертвассера для создания авторского гобелена;
поиск собственных стилистических приёмов при создании работы;
актуальность гобелена в современном искусстве.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые затронута тема интерпретации архитектуры Ф. Хундертвассера для создания современного гобелена.
Методы исследования включают сравнительный анализ исторической, художественной и искусствоведческой литературы по теме исследования; а также метод искусствоведческого анализа развития гобелена в искусстве XXIв.
Глава 1.Философия и творчество Ф. Хундертвассера
1.1Кумиры и вдохновители начинающего художника
В первом параграфе первой главе исследования рассматривается те основные принципы, которые художник Ф. Хундертвассер положил в основу своего творчества, восприятие мира с его точки зрения, взаимосвязь философии с художественными произведениями. На творчество художника повлияли многие деятели искусства, такие как: Эгон Шиле, Уолтер Кампманн, Пауль Клее, Густав Климт и другие.
Отношение Ф. Хундертвассера к австрийскому живописцу Шиле было высказано в манифесте «Я люблю Шиле» (1950-1951 гг.), в котором он делился своими мыслями, которые хотел бы поведать Шиле, его вдохновителю, если бы тот был жив: «Моя жизнь пройдет без любви… И еще: я однажды стану счастливым и навсегда им останусь. Я буду накладывать краски, такие же роскошные, как дома, которые здесь стоят, один к другому – серые и зеленые. И я чувствую, это возникает во мне; оно не обманывает меня. Это не должно меня убить. Шиле должен быть еще жив. Я хотел бы рассказать ему удивительные вещи о моем путешествии. Возможно, это к лучшему, что я не могу рассказать ему то, что сейчас я должен рассказать и передать всем. Это не должно меня убить заранее. Ваша картина хороша только тогда, когда она может рассказать больше, чем рисунки детей, тогда она в равной степени прекрасна, как появление пашни, человека и девушки, которые идут к вам, и почти такой же красивой, как листва деревьев и трава, как цветы.»
В 1948 году венский Музей графических собраний Альбертина устроил выставку, посвящённую смерти Шиле в 1918 году, именно на этой выставке Хундертвассер познакомился с ранними работами художника (из собрания Ниренштайна). В искусстве Шиле Хундертвассер постиг пластическое выражение мирной красоты, быстрый взгляд в другой мир. В этом мире он нашел эквивалент симфонии, внимая которой, слушатель отправляется в путешествие, забыв обо всём на свете. Цветовая палитра Шиле оказала огромное влияние на Хундертвассера, в особенности это относится к созданным Шиле городам – здания казались одушевлённо человечными, они ни чем не напоминали реальную архитектуру либо дома, написанные другими художниками. В этом пространстве, чувствовались компрессия и напряжённая энергия.
Из интервью в книге Гарри Ранда «Хундертвассер»:
Г.Р.: Насколько важны для Вас конкретные работы Шиле?
Ф.Х.: Очень важны. Всё дело в стенах. Стенах городов и домов. Это произвело на меня огромное впечатление. Они светились в темноте. Для меня дома Шиле были живыми существами. Я впервые почувствовал, что внешние стены подобны коже. Он писал их так, словно нет никакой разницы между кожей обнажённой девушки и кожей дома. Эта третья кожа продемонстрировала нечто, что вскрикивает и живёт, это было удивительно. Глядя на эти дома, чувствуешь, что они живые. Работы Эгона Шиле почти никого не оставляют равнодушным. Впечатляет его манера писать, надрыв в линиях, яркость красок, неудивительно что Хундертвассера заинтересовала именно его творчество.
В работах Уолтера Кампманна юный Хундертвассер обнаружил внутреннее свечение. Умение Кампманна передать жизненную силу природы обострило врождённую любовь Хундертвассера к растениям. Он был зачарован, увидев «деревья, изображённые, словно живые существа, в индивидуализированном, одушевлённом виде». Можно сказать, что творчество Э. Шиле и У. Кампманна воскресло и получило своё развитие в творениях Хундертвассера.
Влияние Густава Климта проявилось во многих работах Фриденсрайха Хундертвассера, особенно в ранних работах автора, таких как: «Городской вид (полу-Сиена, полу-Париж), 1950г. (см. илл. 21). В этой картине видно деление объектов картины на мелкие с детальной прорисовкой, схожее с Климтом. Однако Г. Климт, используя более декоративную прорисовку деталей, объединял их общей пластикой и цветом, а Ф.Хундертвассер, наоборот, выделял мелкие детали ярким цветом, что не давало эффекта Г. Климта – тонкого плавного перехода одного предмета в другой. Таким способом Ф. Хундертвассер пытался показать многообразие окон, разных размеров и форм, не делая акцента на здании в целом. Окна для Ф. Хундертвассера – главные составляющие зданий. В картине «Поющие теплоходы (I)», Сен-Манде-на-Сене, 1950г., 52х74, написанной на загрунтованной мятой обёрточной бумаге акварелью и углем, позднее покрытой лаком, (см. илл. 22) изображены теплоходы, взгляд притягивают полоски иллюминаторов, то чёрные, то жёлтые, наполненные светом. Вся картина построена на контрасте сине-зелёного, чёрного и жёлтого. Работа передает ощущение спокойствия, картина представляет собой постоянно меняющийся узор, столбы пара, устремившиеся вверх, упираются в полосу тёмно-синего неба. В этой работе Ф. Хундертвассера явное влияние Г. Климта выражено в композиции и цветовом решении.
Схожесть Ф. Хундертвассера с Паулем Клее очевидна в работе «Кровоточащие дома» (см. илл. 2). Здесь применена смешанная техника: твёрдая древесноволокнистая плита, загрунтованная мелом, цинковыми белилами и рыбьим клеем, яичная темпера. Картина построена на контрасте ярких пятен, одинаково квадратных окнах с детальной обводкой красным цветом, вся работа выполнена в геометрическом стиле, что напоминает П. Клее. В картине чувствуется явный переизбыток красного, который символизирует кровь, работа отражает напряжение.
По мнению архитектора А. В. Ефимова в публикации «Фриденсрайх Хундертвассер» журнала «ACD»: «Красочный мир всегда служит синонимом рая. Серый или однообразный цвет всегда служит синонимом чистилища или ада. Ад только красен: все красное – огонь, лица, кровь – это ужасно. Точно так же ужасен мир, где есть только синий цвет. Если живешь в растительном аду, посреди джунглей, где все время зелено, сойдешь с ума. Есть зеленый ад, синий ад, красный ад, черный ад, серый ад. В городах он серый. Странно, что архитекторы продолжают строить серые здания. Разнообразие красок делает мир лучше, приносит рай в наш мир».
В январе 1949 года в Зальцбурге Хундертвассер произнёс речь на английском языке: «Искусство вечно меняется, мы должны творить». В этом же году он совершил путешествие в Италию, где огромное впечатление на него произвели краски керамических изразцов, покрывающих стены маленького римского кафе.
«Ф.Х.: Они казались текучими, эти краски, словно их потёки вибрировали и жили. Я постоянно возвращался к ним и видел в них самые разные вещи. Именно так я обнаружил Джексона Поллока. С самого начала меня интересовала живопись действия…однако я этим не занимался. Ох, я пытался! Но, вместо того чтобы позволить краскам стекать, допуская явление появляться на свет, я доминировал над ними. Мои работы выглядели как работы живописцев действия, которые были действительно написаны маслом. Я выписывал каждую линию. Может быть, это сказывалась во мне прирождённая прямота австрийца».
1.2 Ключевые мотивы творчества Ф. Хундертвассера
Одним из основных мотивов творчества Фриденсрайха Хундертвассера, его любимым животным и вдохновителем была морская улитка (пурпурница) – андрогин. Она соединяет дуалистические начала огня и воды, символизирует сластолюбие, негу. В настоящее время – это метафора медлительности. Символическое значение улитка приобрела благодаря своей спиральной раковине.
Существует немецкое выражение «превратить кого-либо в улитку» – распекать, происходящее, вероятно, из военного лексикона. Здесь имеется в виду как желание распекаемого скрыться (спрятаться в раковину), так и его подавленное состояние, из-за которого он может передвигаться только «ползком».
Неизвестно, хотел ли Хундертвассер спрятаться от всех или, наоборот, показать, что дом – это крепость, которая всегда защищает, или ему нравилась форма раковины – спираль. По мнению журналистки Татьяны Хейн: «Что именно заворожило маленького Фридриха в этом простом существе: единство квартиры и жильца или та самая спираль, явно отразившаяся во всем его творчестве – мы не знаем. Но факт остается фактом, улитка навсегда стала и его учителем, и его главной моделью. Все, что подарил миру художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, сам он получил в дар от улитки. Да-да, от простой улитки, медленно ползущей по земле и несущей на себе свой домик, скрученный в спираль.
Чувствительность и восприимчивость окружающего мира, которой обладал Ф. Хундертвассер, отразилась на его творчестве, он не работал для себя, он хотел всем показать своё видение, и не обязательно, чтобы оно покупалось. Особое внимание художник уделял линиям, это было очень важным моментом в его творчестве. Он с любовью относился к творчеству, к природе, к окружающим людям, ко всему, кроме прямой линии, она был для него смертельной и губительной для всего живого.
Мнение Хундертвассера о прямой линии высказано в манифесте «Прямая линия ведёт к гибели цивилизации»: «У меня есть велосипед. Париж большой. Я хочу сказать, что линии, которые я вырисовываю своим велосипедом по этому великому городу, необычны. Эти линии также прекрасны, как все другие линии, вычерченные иными людьми – линии, которые пересекаю. Я езжу вокруг людей и препятствий. Я, как художник, счастлив в высшей степени находится в гармонии и контакте с другими. Эти линии, для которых мне необходимы многие часы и которые, когда я возвращаюсь, принимают форму огромного круга и которые утомляют меня – более красивые, более естественные, более оправданные, чем те линии, которые я рисую на бумаге. И я осмелюсь сказать, что линии, которые я рисую своими ногами на тротуаре, когда иду в музей, более важны, чем те линии, которые я найду висящими на стенах внутри музея. И это радует меня невероятно – видеть, что линия, вычерченная мою, никогда не пересекается, никогда не путается, но недаром она подобна в каждой своей малой части. Остерегайтесь прямой линии и пьяной линии. Но более всего остерегайтесь прямой линии, нарисованной по рейсшине. Прямая линия ведет к гибели человечества – The straight line leads to the downfall of humanity – La ligne droite conduit à la perte de l’humanité.»
Текст этого манифеста был написан в декабре 1953 года в Париже, и впервые опубликован в январе 1954 года в выставочном каталоге студии Поля Фаччетти на Rue de Lille, Париж. В каталоге текст был размещен как комментарии к картине «Почти круг» (1953, масло.) (см. илл. 1)
По мнению архитектора А. В. Ефимова в публикации журнала «ACD» «Цветоощущение Хундертвассера сродни Ван Гогу или Матиссу фовистского периода, которых он подсознательно осваивает, но очевидно одно: он стремится использовать цветовые контрасты. Он испытывал отвращение к рациональности прямоугольных композиций, вообще – к прямой линии, которую считал опасностью, сотворенной человеком. Существует такое множество линий, проведенных по линейке. Прямая линия совершенно чужда человечеству, жизни всему живому. Неприятие прямых линий естественно перерастает у Хундертвассера в неприятие модернистской архитектуры. Картина «Кровоточащие дома», (1952 г.) (см. илл. 2) представляет навязчиво массивные конструкции огромных призматических архитектурных объемов. В качестве альтернативы этой практике художник создал проект урбанистического комплекса детского сада Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (Kindergarten Heddernheim, Frankfurt) (1988-1995 гг.) (см. илл. 3) , в котором нашли выражение принципы экологичной и эмоционально насыщенной архитектуры. Помимо «кровоточащих домов» теме разоблачения механистически геометрического построения города посвящены и другие графические работы.
Отвращение, которое Хундертвассер испытывал к прямоугольной рациональности механизмов, заключивших в себе нашу жизнь, во многом объясняется впечатлениями от соблазнительных округлостей барокко и изобилующего плавными линиями украшений модерна. Очарованный в начале 1950-х годов Климтом и Шиле, Хундертвассер обрёл источник нового вдохновения в персидских миниатюрах, живописных работах Джотто и Уччелло, гравюрах на дереве Хокусаи, Пауля Клее и Дуанье Руссо. Эти художники руководствовались присущей им верой в одушевлённость линии, не считая её продуктом линейки чертёжника. Хундертвассер полагал, что проведённые по линейке прямые линии нездоровые в самом буквальном, органическом смысле этого слова.
По словам Г. Ранда о творчестве Хундертвассера «Было бы легко предположить, что его приверженность живым линиям и недоверие к прямой происходило исключительно по причине запоздало-напряжённых усилий раннего венского искусства, в атмосфере которого формировалась юность художника. Хундертвассер утверждал, что проведённые по линейке прямые линии приводят к тому, что люди болеют, поскольку данные линии не присущи природе и постоянно подвергают людей раздражению, к которому их организм не подготовлен. В современном городе человек постоянно испытывает «оскорбление прямой линией, это ощущение и воздействие вполне сравнимо с воздействием химических канцерогенных веществ или отравляющих выбросов, которые приводят к возникновению болезней». Хундертвассер прекрасно осознаёт, что «все мы сделаны из клеток, которые органически сочетаются, создавая людей (…) а потому, когда эти видящие клетки воспринимают что-то для них чуждое, что чуждо всем органическим формам они немедленно передают мозгу сигнал тревоги.»
Сам Фриденсрайх Хундертвассер высказывается по поводу прямой линии следующим образом:
«Если по вашим следам крадётся лев или на вас намеревается напасть акула, без всякого сомнения, вы испытываете ощущение смертельной опасности. К этой опасности мы привыкали миллионы лет. Прямая линия – сотворённая человеком опасность. Существует такое множество линий, миллионы линий, но лишь одна из них смертельна, и эта – прямая линия, проведённая по линейке. Прямая линия совершенно чужда человечеству, жизни, всему живому.»
Особое внимание Ф Хундертвассер уделял спирали. Спираль, (фр. spirale от лат. spīrālis, spīra виток) – винтообразная линия, незамкнутая кривая, которая постепенно удаляется от точки отправления, образуя вокруг нее бесконечное число оборотов.
С точки зрения Фриденсрайха Хундертвассера «спираль – это символ жизни и смерти. Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это убеждение, имеющее религиозную подоснову, и также ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали».
Художник был убежден, например, что акт создания имел характер спирали. В Библии сказано, что в начале были только безжизненные камни и затем медленно началась жизнь. Спираль постоянно наблюдается в низших и высших живых организмах. Далекие звезды располагаются в спиральных образованиях, и молекулы тоже. «Вся наша жизнь идет по спиралям».
Спирали возникли в творчестве художника в 1953 году. На медицинском факультете Венского университета Хундертвассер посмотрел французский документальный фильм «Образы безумия», знакомивший зрителей с творчеством пациентов шизофренического отделения главной психиатрической лечебницы Парижа, госпиталя Сент-Анн. В фильме были представлены написанные безумными пациентами картины, и именно там Хундертвассер увидел, как некоторые из больных выводят спирали.
Свою первую спираль Ф. Хундертвассер нарисовал в августе 1953 года. Это была картина «Кровь течет по кругу и у меня есть велосипед» (1953 г.) (см. илл. 4). По признанию самого Хундертвассера, к работе над этой картиной его подтолкнули кадры из документального фильма «Images de la Folie» итальянского режиссера Энрико Фульчиньони, в которых появлялась спираль, красная с синим. Именно эта спираль, по словам Хундертвассера, «дала решающий толчок для моего творчества». Картина была впервые показана публике на выставке в Галерее Поля Фачетти (Париж) в 1954 году.
На тему спирали был написан ряд картин: в 1953году, работа под названием «В Саду счастливых мёртвых» (см. илл. 5), в которой спиральный мотив возникает как широкая тропинка, состоящая из узоров внутри картушей. На этой картине внешняя «оборка» отделяет кладбище от остального (на удивление пустого) мира. Здесь речь идёт не только о традиционном противопоставлении живых и мёртвых. Согласно ощущению Хундертвассера, в эру экологии (так же, как и в традиционных еврейских верованиях) мёртвые продолжают «жить» (разлагаясь при помощи анаэробных бактерий гумуса) в деревьях и многоликой природе. Кто ещё из художников думал о подобном в то время? Из сердцевины картины, этого царства мёртвых, исходит изумительное, напоенное счастьем сияние красок: «счастливых мёртвых» характеризуют зелёные лица и красные черты.
О значении спирали в жизни и творчестве Ф. Хундертвассра говорится в работе журналистки Татьяны Борисовой «Хундертвассер – природа в архитектуре»: «Спирали – любимая деталь Хундертвассера – были для него символом гармонии, жизни и свободы. Спирали на всю жизнь стали его любимой темой, формой и содержанием. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением. Одну из таких бесконечных спиралей он решил нарисовать в 1959 году в Гамбурге, где в то время он был приглашенным доцентом в Высшей школе искусства. Вместе с друзьями Б.Брохом и Г.Шульдтом Хундертвассер устроил «спиральный марафон» на стенах учебного класса, начав вести линию от самого пола. В разгар акции появился ректор, который требовал, чтобы его немедленно впустили. Хундертвассер ответил: «Подождите минутку, пока не могу, потому что это запрещено законом линии. Подождите, пока линия не покинет дверь». Линия длилась два дня и две ночи, в течение которых он и его друзья непрерывно рисовали линию на стенах (сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество). Действо прервали, когда линия достигла высоты 2,5 метра. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург».
Спирали сопровождали Хундертвассера на протяжении всего его творчества, и им были написаны множество работ, посвящённых этой теме. Можно отметить работы «Курильщик» (см. илл. 7), «Широкий тибетский цветок» (см. илл. 8), «Бегство далай-ламы», (см. илл. 9), «Посвящение ташизму (см. илл. 10), «Путешествие 2 и поездка по железной дороге» (см. илл. 11), «Окна из пруда – окна в пруд», (см. илл. 12), «Гражданин города», (см. илл. 13), «Все уши», (см. илл. 14).
Творчество Фриденсрайха Хундертвассера имело свою основу, которая связывалась с философией и анализом творчества его кумиров. Свой собственный стиль он создал из простых и известных всем форм, но наполнил его своим авторским видением. Создавая произведения искусства, отличающиеся независимостью от общепринятых норм, Ф.Хундертвассер получил всемирную известность и славу.
Глава 2. Стилистические особенности архитектуры Фриденсрайха Хундертвассера
.1 Манифесты и философские мысли об архитектуре Фриденсрайха Хундертвассера
Вся архитектура Ф. Хундертвассера была бы, скорее всего, невозможна, если бы не было концепции ко всему тому, что он рисовал, строил и изобретал. Ф.Хундертвассер это художник-философ. Его философские рассуждения и выводы возникают из внутренних чувств и собственных открытий. В его изречениях можно найти параллели с известными философскими мнениями. При этом Ф. Хундертвассер имел свои собственные концепции, реализовавшиеся в манере исполнения его произведений.
В июле 1958 г. Хундертвассер выступал на конгрессе в монастыре Секкау с манифестом против рационализма в архитектуре под названием «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре». Это выступление привлекло всеобщее внимание. С темой выступления связана написанная в этом же году картина «Сложности», призванная подчеркнуть идею повторной переработки материалов. Эта работа выполнена в смешанной технике и представляет собой старую картину художника Арнульфа Райнера, загрунтованную поливинилом, поверх которой написана яичной темперой работа Ф. Хундертвассера (см. илл. 15). Название картины обозначает выбивание из ритма, неудачу оказаться вне гармонии со временем в вещах, событиях и чувствах. Картина напоминает зрителю, что «фантастическое» так часто используется снова и снова, что мы уже забыли о мерах, в которых разум может обрести наслаждение и спасение. Политические подоплеки фантазии в искусстве привели к тому, что некоторым это стало ненавистно. Пылающий иррационализм фантазии подрывает ход событий, замутняет значение, угрожая всеобщим отрицанием. Подлинная фантазия противопоставляется коммерческой выдумке, всегда стремится оказаться где-то ещё, избегая понятия «здесь-и-сейчас». Подобное свойство превращает подлинную фантазию в противницу прогрессивной и либеральной политики.
Ф. Хундертвассер считал, что живопись и скульптура сегодня свободны, так как каждый может произвести на свет любое творение, а затем его показать. В архитектуре эта фундаментальная свобода, которая должна рассматриваться как предварительное условие для любого искусства, не существует, так как человек сначала должен получить диплом для того, чтобы строить, что каждый человек должен иметь возможность строить, и пока этой свободы нет, современная планировочная архитектура не может считаться искусством.
Ф. Хундертвассер считал, что желание индивидуума что-нибудь построить не должно сдерживаться. Все должны быть способны и должны строить и, таким образом, быть действительно ответственными за те четыре стены, в которых они живут. И то, что они должны брать на себя риски в придачу, что такое фантастическое строение может рухнуть впоследствии, и они должны и не могут уклоняться от человеческих жертвоприношений, которых этот новый вид зданий требует, ну а если здание всё-таки разрушится, то, как он считает, люди успеют убежать и будут более ответственны за свои четыре стены.
Ф. Хундертвассер говорил: «Функциональная архитектура выбрала не правильную дорогу, сродни рисованию с помощью линейки с прямыми краями. Гигантскими шагами мы приближаемся к непрактичной и, в конечном счете, непригодной архитектуре. Великий перелом – абсолютный автоматизм ташизма в живописи – в архитектуре, с ее абсолютной непригодностью еще не наступил, потому что архитектура отстает на тридцать лет.»
По мнению Фриденсрайха Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Ф. Хундертвассер: «Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и – насколько далеко дотянутся его руки – преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и – насколько далеко он дотянется – все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами! Он также должен иметь право разрушить стены и сделать любые изменения, даже если они нарушают архитектурную гармонию так называемого шедевра, и он должен быть в состоянии наполнить свою комнату грязью или детским пластилином. Но договор аренды запрещает это! Только тогда, когда архитектор, каменщик и жилец являют собой единство или это один и тот же человек, мы можем говорить об архитектуре. Все остальное – не архитектура, а уголовное деяние, которое приобрело свою форму. Архитектор, каменщик, жилец – это троица, такая как Святая Троица Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Налицо большое сходство, почти идентичность этих двух троиц. При потере этого единства (архитектор, каменщик, жилец) не может быть архитектуры, так же как нынешнее производство панельных конструкций не должно признаваться архитектурой. Человек должен восстановить критическую, творческую функцию, которую он потерял и без которой он перестанет существовать как человек!»
Кроме того, Хундертвасер считал преступлением носить с собой линейку, считая что мы и так живём в мире «джунглей» прямых линий. Интересным представляются опыт художника с лезвием бритвы. Он насчитал на одном лезвии бритвы 546 прямых линий. Представляя линейную зависимость с другим лезвием того же производителя, которое выглядит также как и первое, Хундертвассер подсчитал, что в сумме это дает 1090 прямых линий и, продолжая считать на упаковке, он получил в результате примерно 3000 прямых линий от одной и той же бритвы. Ф. Хундертвассер сделал следующий вывод: «Когда ржавчина ляжет на лезвие бритвы, когда стена начнет плесневеть, когда мох вырастет в углу комнаты, скругляя ее геометрически правильные углы, мы должны быть рады, потому что вместе с микробами и грибком жизнь войдет в этот дом, и через этот процесс мы сможем более осознанно стать свидетелями архитектурных изменений, которые нас многому научат… Безответственный вандализм конструктивных, функциональных архитекторов хорошо известен. Они просто хотели разрушить красивые отштукатуренные дома 1890-х годов и эпохи модерна и поставить на их месте свои собственные бессодержательные строения. Возьмите Ле Корбюзье, который хотел полностью сравнять Париж для того, чтобы поднять в небо свои прямолинейные, чудовищные конструкции. Сегодня, во имя справедливости, конструкции Мис ван дер Роэ, Нитра, Баухауза, Гропиуса, Джонсона, Ле Корбюзье, Лоо и других должны быть снесены, так как они устарели для рода человеческого и стали морально невыносимыми. Только инженеры и ученые, которые способны жить в плесени и творчески производить плесень, будут хозяевами завтрашнего дня. И только после творческого плесневения, которое нас может многому научить, появится новая и прекрасная архитектура… Каждый человек вправе высунуться из окна и закрасить пространство тем цветом, какой ему больше нравится, также вправе разрушить стены, если этого требует его безграничная фантазия. Все обитатели должны иметь возможность свободно создавать свои внешние кожи – они должны быть свободны в определении и преобразовании внешней оболочки их домов, смотрящей на улицу.»
Ф. Хундертвассер хотел донести людям, что каждый человек, независимо от его образования должен иметь своё собственное пространство, которое он сам создал вместе с архитектором и каменщиком, в котором бы учитывалось его весомое мнение и видение своего жилья. Исходя из этого утверждения Ф.Хундертвассером было введено понятие «третья кожа». В его собственной философской системе определяется три кожи человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом.
Архитектуру Ф. Хундертвассера, безусловно, отличает определенная, присущая только ему причудливость: разноцветные окна, деревья и газоны на крышах домов. Сами дома напоминают холмы с купалами в форме луковиц, похожие на церковные, можно сказать, что фантазии этого человека не было предела. «Наши дома болеют с тех пор, как они были созданы градостроителями и стандартизованными архитекторами. Они не заболели, а были задуманы и привнесены в жизнь уже больными. Все это множество домов, которое мы все терпим в их массе – бесчувственное и неэмоциональное, диктаторское, агрессивное, безбожное, гладкое, стерильное, неприкрашенное, золотое и неромантичное, анонимное и до зевоты скучное. Чтобы архитекторы могли вылечить эти больные и отвратительные строения, нужно чтобы они вовсе их не строили. Поэтому необходима новая профессия: архитектурный доктор».
.2 Архитектурные сооружения Фриденсрайха Хундертвассера
Ф. Хундертвассер придумал яркие, свободные дома, они олицетворяли собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год архитектором было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти. В их числе: Дом Хундертвассера, Венский дом искусств, Мусоросжигательный завод под Веной, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Зеленая крепость в Магдебурге и т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.
В Доме Фриденсрайха Хундертвассера, построенном в Вене, он отразил всё многообразие своей души, этот дом не похож на все остальные здания, в нём сочетается игра красок, осколков плитки и непредсказуемость самого интерьера. Этот дом до сих пор живёт в городе Вена своей разноцветной жизнью. Дом Хундертвассера является самой известной постройкой, носящей имя художника. Это дом мечты, который воплотил в себе, скорее всего, все идеи великого мастера.
По мнению Ф. Хундертвассера, идеальный дом должен являться частью самой природы – это живое произведение искусств, наполненное природным разнообразием красок, где каждая часть здания должна быть задействована и старая жизнь входит в новую яркую действительность. В 1979 году Хундертвассер изготовил из спичечных коробков первую модель дома (см. илл. 16). Годом позже была создана модель будущего внешнего вида здания.
При строительстве здания Хундертвассер не стал настаивать на изготовлении элементов декора вручную, из-за чего общая стоимость строительства могла бы возрасти, он предпочёл «технологию с полки» (использование изготовленных в массовом масштабе элементов – дверных ручек, оконных рам, дверей, сантехники и т.д.), сочетая их самым неожиданным образом. Не предписывая один конкретный стиль архитектурного элемента всему зданию в целом; смешивая уже готовые детали, которые можно было приобрести на рынке, Хундертвассер сумел достичь гармонии обоих миров. С одной стороны, ему удалось использовать индустриальные возможности по эффективному и недорогому производству деталей, тогда как в каждом элементе дома присутствует роскошь разнообразия. Реализуя свою давнюю мечту, Хундертвассер, на крыше своего дома, расположенного в сердце города, высадил деревья. Эти деревья предоставляют тень, украшают дом (так, как не сделает это никакое другое искусственное украшение), вносят цвет, очищают воздух и намекают на аристократическое изобилие жизни, до того доступное лишь крупным землевладельцам. Что особенно важно, лестницы ведут с нижних этажей таким образом, что жители квартир, расположенные ниже верхнего этажа, имеют доступ наверх и, следовательно, квартиру с садом на крыше, хотя эта крыша и не является потолком их квартиры.
Интересно привести фрагмент беседы Ф. Хундертвассера с Г. Рандом, в которой выражена архитектурная концепция художника6
Г. Р.: Эти окна как-то сгруппированы по функциональному свойству?
Ф. Х.: Я старался сделать окна гостиных больше, чем окна кухонь, и сделать окна на нижних этажах больше, чем на верхних этажах, там, где они в любом случае не получат слишком много света (те из них, что выходят во внутренний двор). Я всего лишь пытался сделать окна, которые будут хорошо смотреться снаружи. Мне показалось, что, если снаружи они будут смотреться хорошо, то хорошо будут смотреться и изнутри.
Г. Р.: В обыкновенном строительстве люди, живущие на первом этаже, смотрят на мир сквозь окна того же размера, как и люди на верхнем этаже.
Ф. Х.: Самое интересное, что ещё примерно сто лет назад – или даже совсем недавно, лет пятьдесят назад – окна на разных этажах были разного размера. Даже высота этажей была различна; первый этаж делали самым высоким, следующий пониже, следующий ещё ниже, а самым низким был последний этаж. Вначале богатые жили на первом этаже, а потому у них были большие окна и высокие потолки, тогда как на верхних этажах располагались слуги. Чем выше поднимался ты по зданию, тем беднее становились его обитатели. Сегодня у нас другая причина поступать так же – очень человеческая.
В городах на первом этаже света поступает меньше, поэтому окна должны быть больше; на верхних этажах света много, жители располагаются ближе к небу, на них не падают тени от соседних домов – а потому окна должны быть меньше. Собственно говоря, с маленькими окошками наверху получаешь столько же, может быть, даже больше света, чем на первом этаже или на втором с большим окном. Не понимаю, почему все этажи у зданий делают одной высоты. Получается, есть какой-то шаблон, и его повторяют на высоту в 20, 30, 100 этажей – это безумие. Есть и ещё кое-что: если смотреть на окошки снизу вверх по фасаду здания, по мере того, как они делаются всё меньше и меньше, создается ощущение перспективы, и здание кажется выше. Создается впечатление, что здание стоит несокрушимо, как пирамида с широким основанием.
В этом здании использованы десять различных размеров окон, и Хундертвассер сам занимался их расположением – сначала на бумаге, затем на макете. Более того художник сам тщательно подбирал материалы, смешивал цвета, участвовал в самом строительстве здания (см. илл. 17). По мнению Оксаны Малюковой в исследовании «Нелинейная архитектура Вены»: «Эта знаменитая семиэтажное здание словно сошло с обложки детской книги: сине-желто-красная, с неровными стенами, хаосом разнокалиберных окошек и деревьями, растущими прямо на балконах. Это муниципальный дом, правда, самый дорогой в австрийской столице. На квартиры в нем стояла очередь. Творение архитектора иллюстрирует основную идею всего его творчества: в реальной жизни, в природе нет прямых линий, изгибы и «загогулины» – естественная среда обитания человека. Так зачем же люди запирают себя в прямоугольные коробки. Сооружение с двумя барочными башнями и византийским куполом не имеет ни одной противоестественной линии. Даже полы и потолки квартир отнюдь не плоские, а лестничные пролеты и вовсе списаны с горных козьих троп. Правда, убедиться в этом любопытный турист не сможет – ни один из 200 жильцов не горит желанием показывать свои апартаменты праздным зевакам. Тем не менее, экскурсии к дому неизбежны, поэтому напротив открыта художественная галерея (также спроектированная Хундертвассером), где есть внушительный сувенирный магазин, предлагающий множество изображений чудного дома и других работ мэтра. Несмотря на сюрреалистичность здания, его коммунальная составляющая по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены. В доме общей площадью 3784 кв. м размещены 52 квартиры, пять магазинов, две игровые комнаты, зимний сад, кафе и 19 террас».
В 1948 году в австрийской провинции Штирия была построена католическая церковь Святой Варвары в городе Бернсбах. Через сорок лет Хундертвассер преобразил это здание, создав из приходской церкви настоящее произведение искусства. Шпиль обрёл сверкающий купол в виде луковицы. В этой церкви признают все мировые религии. Свой современный облик церковь приобрела в 1987-88 гг., когда по инициативе священника Фридриха Цека и активной поддержке бургомистра Конрада Бергмана, церковь была перестроена по оригинальному проекту художника Фриденсрайха Хундертвассера. Совместно с архитектором Манфредом Фуксбихлером Хундертвассер создал этот замечательный символ, чарующий образ новой церкви.
Ф. Хундертвассер разработал первый макет реконструкции церкви в апреле 1978. Работа над проектом была начата в октябре того же года. Сам художник говорил: «Я очень счастлив – лучшим подарком, который я когда-либо получал за всю жизнь, было разрешение оформить эту церковь». 27 июля 1988 г.
Городская приходская церковь Святой Варвары – яркая, радостная, жизнеутверждающая, она покрыта богатой керамикой. Рельефные ребра колокольни словно вылеплены руками, а сама колокольня увенчана огромным позолоченным куполом-луковицей. Золотые шары; крыша, покрытая цветной черепицей; трава, прорастающая по карнизам; пол, неровно выложенный керамической плиткой – все еще раз подчеркивает философскую концепцию мастера: в природе нет прямых линий – нет абсолютно ровной земли, тропинок в лесу. Проектирование внутреннего пространства церкви было поручено местным художникам.
Ф. Хундертвассер отмечал: «Церковь должна быть прекрасна, здесь человек должен чувствовать себя защищенным. В церкви нужно поддерживать такую атмосферу, чтобы люди могли находить там мост к Богу, к природе, к творчеству. Богу должно нравиться входить в церковь, построенную для Него людьми, чтобы там с Ним встречаться».
Помимо редизайна церкви, Хундертвассер принял участие в благоустройстве внутреннего дворика и прилегающей территории, где по его проекту были созданы 12 экуменических арок над входами на территорию, олицетворяющих основные мировые религии (см. илл. 18).
Одним из символов современной Вены является мусоросжигательный завод Шпиттелау, который никак не портит ни экологию, ни городские виды. Здание завода отличается большой трубой, покрытой синей керамической плиткой, увенчанной позолоченным куполом – луковицей. Здание было построено в 1992 году по проекту Фриденсрайха Хундертвассера. Первоначально архитектор был против собственной причастности к созданию «утилизатора», однако после того, как ему было обещано использовать постоянно обновляющиеся технологии и пустить тепло от сжигания мусора на обогрев 60 тыс. венских квартир, Хундертвассер согласился создать дизайн этого здания. В результате Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц (см. илл.19).
Михаил Шварц в своей статье «Венский дом искусств» отмечал: «Графика художника Фриденсрайха Хундертвассера (Фридриха Стовассера) геометрична и многоцветна. В таком же стиле оформлено и здание бывшей мебельной фабрики, выкупленное художником и переоборудованное под музей. Фантазии Ф.Хундертвассера сделали неповторимым когда-то неприметное здание. Художник ненавидел «выравнивание окон» в современной урбанистической архитектуре. Дом неровных полов, танцующих окон – так охарактеризовал художник Венский дом искусств. Современники называют музей Фонтаном эмоций и цветов. Разноцветные, неровно расположенные элементы из дерева и стекла, металла и керамики украсили фасад, придали ему трогательный, детский характер. На всех плоских поверхностях здания насыпана почва, высажены растения, трава. Там поселились деревья-квартиросъёмщики, как называл их Ф. Хундертвассер. Два этажа Венского дома искусств занимают работы Хундертвассера, на двух других проводятся временные выставки. Нижний этаж занят рестораном, кафе и магазинами, здесь растут многочисленные цветы и кустарники, образующие диковинные сады. Наследие художника обширно, в музейной коллекции представлено бесчисленное множество его картин, архитектурных макетов и фотографий. Стиль его работ, в которых постоянным лейтмотивом повторяются пёстрые калейдоскопические поверхности, контрастирующие с чёрным и белым, узнаваем во всех творениях, больших и малых. Красота этих творений выходит за привычные рамки нашего восприятия. Его графика на первый взгляд кажется абстрактной, но за каждой такой работой стоит определённая чёткая концепция единения человека с природой (см. илл. 20).
Все здания Ф. Хундертвассера отличает уникальность исполнения, ни на кого не похожая, задумка. Архитектурные проекты отражают сказочную фантазию автора и дух путешествий. Каждая деталь здания привлекает внимание своим необычным ярким видом.
К 80-ому дню рождения умершего в 2000 году австрийского художника с 20.11.2008 по 15.3.2009 Хунстхаус Вин показывали выставку «Неизвестный Хундертвассер». Впервые показанные в рамках этой выставки картины, архитектурные макеты и фотографии художника перекинули мостик от раннего творчества до поздних работ художника. Фриденсрайх Хундертвассер оставил после себя обширное наследие. Бесчисленные предметы искусства находятся в Венском Кунстхаусе, большое число – в частных коллекциях. На юбилейной выставке Кунстхаус демонстрировал картины и рисунки молодого Хундертвассера, а так же необычные предметы, связанные с жизнью и творчеством художника, например, халат боксёра Генри Маске, фотографии раскрашенной обнажённой девушки и оформление для Боинга 757. Его стиль узнаваем во всех предметах: на поверхностях данных объектов сияет пёстрая плоскость цветов в сильном контрасте с чёрным и белым, а так же многоцветные спирали.
Фриденсрайх Хундертвассер создавал произведения архитектуры, используя разные стили, которые, однако, очень хорошо и лаконично уживались вместе. Каждую деталь архитектуры и интерьера Ф. Хундертвассера можно долго рассматривать, она по-своему интересна и эксклюзивна.
3 глава. Декоративно-прикладное творчество Фриденсрайха Хундертвассера и современное искусство
.1 Объекты декоративного искусства и дизайна в творчестве художника
Помимо живописи Ф. Хундертвассер занимался графикой, придумывал дизайн постеров, книг, почтовых марок, керамики, флагов, различные трёхмерные объекты и предметы декора, даже иллюстрации к Библии. Также знаменитый архитектор создал несколько гобеленов.
Среди гобеленов Хундертвассера можно отметить работу «Писающий мальчик с небоскребом», Вена. Это шерстяной ковер, сотканный с плотностью 4 нити на 1 см самим мастером на ткацком станке Фритца Ридля и Джоанны Шидло без подготовительного этюда или наброска. Ковер был подарен Жану Дюбюффе в Париже, весной 1954 года. В настоящий момент находится в частной коллекции в Вене.
Эта работа выполнена в технике гладкого ткачества, композиция сделана так, что человек расположен в левой части, а в правой части находятся дома в виде квадратных ровных коробок. В этой работе Ф. Хундертвассер выявил явное пренебрежение к рациональной архитектуре (см. илл. 23).
Все остальные работы, выполненные в гобеленовом ткачестве, были сотканы по эскизам работ Ф. Хундертвассера такими мастерами, как например Мартин Градилла. Им выполнена работа «Тающие очки Алена Жуффры». Ковёр соткан из шерстяных нитей, плотностью 4 нити на 1 см. В настоящее время он находится в коллекции Петера Шамони немецкого кинорежиссёра, одного из представителей нового немецкого кино в Мюнхене (см. илл. 24). Также хотелось бы отметить Хильду Абсалон, которая соткала девять работ в технике гладкого ткачества, в точности повторяющих известные работы мастера. Интересными представляются следующие работы: «Поющая птица на дереве в городе» (см. илл. 25), «Конец греков» (см. илл. 26) и др. Все гобелены выполнены в технике гладкого ткачества, по произведениям Ф.Хундертвассера. Можно отметить, что большинство работ соткано с плотностью в 6 – 4 нити на 1 см, что показывает опыт и мастерство их создателей.
Ф. Хундертвассеру также был интересен и книжный дизайн. Работая над дизайном книг, он создал обложки для книг «Хроника нашего века» (1900-2000) в 366 томах. Каждый том этого издания имеет размер 17,5 х 11 см, и состоит 142 страниц. Для каждого из 12 месяцев года – своя иллюстрация на передней стороне обложки в 30-31 вариантах. Хундертвассер тщательно подобрал изображения на внешнюю сторону каждой книги. Общий тираж составил 2,000,000 экземпляров. Всё это было произведено и отпечатано в Германии (см. илл. 27).
Как отмечалось выше, Хундертвассером были созданы иллюстрации к Библии. «Ф. Хундертвассер работал над изданием Библии на протяжении нескольких лет. Оно иллюстрировано 82 работами, 32 из которых коллажи, которые он создал специально для этого издания. Он повлиял на весь процесс производства этой Библии, включая формат и выбор сорта бумаги. В соответствии с его дизайном плетеная льняная обложка своя для каждого экземпляра. Каждая Библия обладает особенной цветовой комбинацией в льняном плетении на обложке. В дополнение, экземпляры отличаются между собой цветом металлического теснения. Обложки были, в основном, произведены вручную. Библия была представлена публике в присутствии самого Хундертвассера в Рейтлингене 15 мая 1995 года».
Примечательная черта Ф. Хундертвассера в том, что этот человек, взяв на себя проект, отдавался всей душой творчеству. Поэтому все его работы были такими яркими, и никто не мог равнодушно пройти мимо. Даже в простых почтовых марках он видел произведения искусства, считая, что любой предмет должен быть удивительным и уникальным.
Вальтер Кошацки (директор музея «Альбертина», Вена) отмечал: «Почтовая марка Хундертвассера – это целая эпоха. Когда в прошлом веке были изобретены почтовые марки для предоплаты писем, отправляемых государственной почтой, они предназначались только для подтверждения оплаченных сборов, и никто не задумывался об их художественной ценности. В начале этого века австрийский художник по имени Коломон Мозер, член венского Сецессиона и достойный представитель круга Густава Климта, изменил это отношение, сделав почтовую марку произведением искусства. Хундертвассер пошел еще дальше и сделал произведением искусства штемпели. Дерево-спираль Хундертвассера знаменует собой начало нового искусства почтовых марок, прямое продолжение идей К.Мозера. Но спираль это также символ жизненной силы нашего мира, она остается одной из важнейших задач искусства и культуры по распространению информации и знаний об этих жизненных силах.»
Работая над дизайном марок Фриденсрайх Хундертвассер обращался к своим работам. Марка по мотивам картины «Ночь пьяницы» (см. илл. 28) была выпущена Кубинской почтовой администрацией 29 июля 1967 года, которая, в свою очередь, нашла отражение в графической работе «Отражение звёзд» 1967г. (см. илл. 29).
В 1989 году Ф. Хундертвассер создал винную этикетку, в которой использовал сюжет работы «Отражение звезд», созданной по мотивам живописной работы «The Night of the Woman Drinker» («Ночь пьяницы») в 1967 г. Этикетка предназначалась для вина Chianti Classico 1989 «Casanuova di Nittardi», ферма Nittardi, Кастеллина в Кьянти, Сиена, Италия (см. илл. 30).
Таким образом, сначала появилась картина «Ночь пьяницы», которая перешла в изображение на марке, затем по её мотивам была создана другая работа «Отражение звёзд», и, наконец, появилась этикетка у бутылки вина. Так, одна работа переходила в другую, наполняя её особым смыслом.
Как и в творчестве Ф. Хундертвассера нет отдельных предметов, выбивающихся из общего стиля мастера, так и в природе нет ненужных «звеньев» в цепочке развития. Всё его искусство – это единое целое, перетекающее из одной картины, наделённой особой, определённой идеей, в другую. Он – творец, наполняющий мир гармонией, в которой нет отдельных частей, есть только детали, составляющие единое целое.
Помимо проектов марок и этикеток. Ф. Хундертвассером был сделан дизайн монет в Новой Зеландии под названием «Купол под золотым дождем». Монета, отлитая из золота, была выпущена в 1978г. Также были выпущены тиражи серебряной и бронзовой монет – 1,000 и 10,000 экземпляров. В дальнейшем было выпущено ещё несколько монет Хундертвассера. Эти монеты не похожи на обычные деньги, они сделаны в стиле Ф.Хундертвассера, они привлекают своей необычностью и напоминают формой штампы (см. илл. 31).
В 1922 году великий художник Хундертвассер придумал дизайн двусторонних часов. Эти часы имеют искривлённую форму, циферблат напечатан в 6 цветов в технике калечного переноса, стрелки окрашены таким же способом, цифры выгравированы по золотому слою, нанесенному ниже. Заводная головка из 18-каратного золота; в часах с четными номерами использованы рубины, турмалин применен в часах с нечетными номерами. Корпус из 18-каратного золота, почернен. Патина как результат технического износа верхнего черненного слоя была предложена Хундертвассером. Подставка для часов выполнена из ясеня. Каждые часы подписаны и пронумерованы, нанесены детали об издателе, дате изготовления и номере работы. Тираж 999 экземпляров, пронумерованы 1-999; дополнительные двадцать авторских экземпляров, пронумерованы I-XX (см. илл. 32).
Для брошюры, сопровождавшей каждый экземпляр часов, Ф. Хундертвассер в 1990 году в Кауринуи написал короткий текст, озаглавленный «Антиподные часы». В тексте брошюры художник написал: «Мы живем в абсурдное антивремя. Ценности у нас шиворот-навыворот. Время, часы, стали символом поджимающих сроков. Более чем когда-либо мы должны, безусловно, вновь обратиться к вечному, в гармонии с природой и творчеством. Безвременье – непреходящая ценность, осознание космоса, где нет верха и низа, нет права и лева, нет понятий «по часовой стрелке» или «против часовой стрелки». Вот почему антиподные часы на самом деле не показывают время в значении нашего делового мышления, а показывают антивремя. Время не главное, но оно – врожденный ход событий, красивая форма. Время должно создавать новую жизнь, медленно, по спирали, вегетативно и, конечно, творчески. Время не должно разрушать прошедшее время и вызывать тревогу и времени завтрашнем, которое будет мертво послезавтра. Вот почему антиподные часы имеют стрелки, которые ходят влево и вправо, не по кругу, но в органично изогнутом корпусе, который также может быть расположен вертикально в нескольких положениях. Непреходящие ценности представлены, например, экологией и творчеством. Изменение времени – человеческая, фиктивная идея и изобретение, такое как прямая линия, но бесконечность и вечный ход времени всегда начеку. Так что антиподные часы предназначены для проверки этих высших законов».
Особо хотелось бы отметить текстильные проекты Хундертвассера. В частности, созданные им флаги. Так, в 1978 году «Флаг мира» и «Манифест мира», автором которых был художник, от имени Федерального канцлера Австрии Бруно Крейски были направлены главам государств Ближнего Востока. Предложение Фриденсрайха Хундертвассера было принято позитивно (см. илл. 33).
Впоследствии были созданы флаги для следующих стран: Новой Зеландии -Кауринуи – флаг-Кору 1983г. (см. илл. 35); Австралии – Улуру-флаг, 1986 г. (см. илл. 36); флаг Святой Земли 1990 г., флаг Восточного Тимора, 2000-2001 гг. (см. илл. 38). Во флаге, созданном для Святой земли, художник отказался от традиционной для мусульманского государства иконографии звезды Давида и полумесяца. Вместо них он использовал синий и зеленый цвета, представляющие, в его понимании, небо и воду, бесконечность, растительность, плодородную землю и надежду (см. илл. 34).
Среди других флагов следует отметить флаг Венского дома искусств, для которого Ф. Хундертвассер создал девять акварельных эскизов и четыре коллажа на бумаге. Последний, четвертый коллаж, был выбран для флага этого музея и выставочного центра. Дизайн представляет три основных цвета в форме окон, которые символизируют архитектуру, и сферу, которая символизирует возрождение и бесконечность (см. илл. 37);
Искусство окружало Ф. Хундертвассера буквально во всём, для него не существовало ничего не возможного, он был непосредственным и не старался подстраиваться под остальных, его не смущало то, что кто-то о нём подумает что-то не то. Он воспринимал себя как личность, как индивидуум в единичном количестве, и поэтому заслужил всемирную славу, не боясь идти вопреки господствующему стилю.
.2Интерпретация работ Ф. Хундертвассера в современном декоративном искусстве
хундертвассер архитектура художник декоративный
Тема творческой интерпретации искусства Фриденсрайха Хундертвассера очень яркая и интересная. Эту темы брали за основу многие художники. Наташа Глазкова – дизайнер одежды, создаёт стильную изысканную одежды, любит ручную тонкую работу, смело экспериментирует с формой и силуэтом. Выпускница Лаборатории В. Зайцева создала настоящую творческую мастерскую – более 25 талантливых мастериц трудится над созданием коллекций прет-а-порте де люкс, молодёжной линии и нескольких промежуточных мини-коллекций в год.
Наташа Глазкова, вдохновившись творчеством Ф. Хундертвассера, создала коллекцию осень-зима 2009-2010 под названием «Hunderwasser Strasse», продемонстрировала свою коллекцию на «Неделе моды в Москве, г. Москва». По её мнению: « Hunderwasser Strasse как обещание яркой радости в промозглой серости осени… Главные идеи творчества известного венского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера нашли отражение в образах моей новой коллекции. Его смелая, жизнерадостная архитектура и живопись действия как протест против заурядности и монотонности, убивающей индивидуальность, самобытный стиль бесконечной линии, мощная сила контраста красок и неисчерпаемость энергии природы. Уверенная в себе героиня коллекции встречает грядущую осень в хорошем настроении. Она полна энергии и оптимизма, и с кажущейся лёгкостью шагает по жизни, лишая проблемы без паники и лишних эмоций. Целеустремлённость и настойчивость помогают ей добиться успеха…»
В коллекции Наташи Глазковой отражены чёткие линии с лёгкими формами. Одежда имеет ассиметричные формы, подчёркивая индивидуальность и независимость. Яркие акценты вставок лёгких тканей с иллюстрациями работ Ф.Хундертвассера делают эту коллекцию выделяющейся и незабываемой.
Среди других художников, кого привлекает творчество Ф.Хундертвассера, можно отметить Волхонскую Людмилу Алексеевну, члена союза художников, Народного мастера России (1995г.). Её авторское направление – живопись на парче акрилом, зарегистрировано в Российском авторском обществе в 1994 году. Свое мнение по поводу искусства Ф. Хундертвассера она отразила в живописной работе «Венские впечатления», в которой написано архитектурное здание по стилю, напоминающее здания архитектора Ф. Хундертвассера. В этой работе присутствует причудливость и смешанность форм архитектурного сооружения с воздушными облаками.
Создано много разнообразных платков в стиле Ф. Хундертвассера. Среди авторов можно отметить Ингу Завадскую, работающую в технике батик. Работы Инги Завадской очень яркие, гармонично сочетают в себе стиль Ф.Хундертвассера с авторской композицией и колористическим видением.
Также интересным представляется работа Ивент-кафе в городе Днепропетровске на Украине под названием «Хундертвассер». Кафе выполнено в стиле Ф. Хундертвассера. Интерьер кафе необычный: стены расписаны фрагментами работ Ф. Хундертвассера, обстановка наполнена простым домашним уютом. Ножки столов украшены носками разных цветов, так как сам Ф. Хундертвассер всегда носил разные носки. Помимо этого всё кафе украшено необычными предметами: настоящая машина внутри здания, в которой можно посидеть; окна, находящиеся не только на стенах, но и на потолках; изобилие различных растений; уличные фонари; кровать, как диван; различная мозаика и керамическая плитка.
Ф. Хундертвассер формировал общую обстановку интерьеров и архитектуры учитывая мельчайшие нюансы, любил создавать предметы из подручных вещей. Ф. Хундертвассер придумывал эксклюзивные и красивые вещи, которые запоминаются. Интерпретация творчества Хундертвассера – тема для всех художников и дизайнеров очень яркая и вдохновляющая, так как его работы интересны современным художникам.
Глава 4. Практическая часть выполнения проекта в материале
Изучая творчество знаменитого архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, появляется идея создания работы современного искусства в технике гобеленового ткачества.
Сам Ф. Хундертвассер в своих работах использовал яркие краски и разные техники, не боялся экспериментировать. Он использовал ручную работу, смешивал разные стили. Каждая его работа была наделена своей собственной концепцией, идеей и смыслом. Его творчество имело четкую философскую основу.
Архитектура Фриденсрайха Хундертвассера необычная, выделяющаяся среди серых одинаковых зданий. Яркие и солнечные цвета, изобилие блеска керамической плитки, деревья-квартиросъёмщики – прописанные легальные жильцы.
По словам Гарри Ранда замысел Хундертвассера при создании архитектурных макетов был намеренно промышленным, рациональным, поскольку он стремился продемонстрировать практическую возможность создания покрытых травой крыш в обыкновенным домах. В макетах Хундертвассер намеренно воздержался от использования своего творческого потенциала, поступая так с целью побудить человека осуществить индивидуальное оконное право и право изменять свою «третью кожу».
Ф. Хундертвассер придумывал свои проекты, которые могли не сходится с архитектурными расчётами. Но фантазия этого человека не имела границ, он добился своего права на редизайн зданий. Проекты, которые ему предоставлялось вести были самые разные: жилые дома, заводы, церковь, а также собственные архитектурные сооружения.
Каждая деталь в архитектуре Ф. Хундертвассера имела определённое значение, например, форма купола-луковицы означала богатство, счастье, изобилие, роскошь и плодородие. Для художника форма луковицы напоминала женщину с большим животом.
Ф. Хундертвассер в своих работах и архитектурных зданиях часто использовал купола-луковицы, как на церковных соборах, которые светятся изобилием золота и серебра. Форма луковицы на соборах была выбрана не случайно, вытянутая форма означает стремление ввысь, очищение, связь с Богом. Эта форма совершенна, она также напоминает форму слезы.
Ф. Хундертвассер пробовал себя почти во всех стилях искусства, пытаясь найти своё собственное направление. В частности, художник имел опыт работы в технике гобеленового ткачества. Работа «Писающий мальчик с небоскрёбом», упомянутая ранее, была выполнена без эскиза самим автором в технике гладкого ткачества. Весь гобелен состоит из одинаковых по размеру квадратов, составляющих здания, и мальчика, который писает на эти дома. Эта картина, наполненная прямыми линиями, в ней видно негативное отражение к рациональной архитектуре.
Гобеле́н (фр. gobelin) – это один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем могут сшиваться между собой. Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал в предместье этого города Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bierve) красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую наподобие тех, какими славилась тогда Фландрия. По представлению Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую мастерскую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в этой технике. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие – называть шпалерами. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен».
Гобелены применяются для декорирования интерьеров и в настоящее время как в качестве отдельных панно – тканых картин, так и для создания подушек, обивки диванов и кресел. В костюме вставки гобеленового ткачества используются чаще всего, как детали одежды, сумок и т.д.
Работая над своим дипломным проектом в технике гобеленового ткачества, мне хотелось передать смысл творчества Фриденсрайха Хундертвассера, а также дополнить работу своим видением его искусства.
На первом этапе создания дипломной работы делаются эскизы, затем из всех работ отбирается лучшая, она и становится эскизом будущего гобелена. Когда эскиз работы выбран, определяется техника, размер и оформление гобелена.
Дипломный гобелен состоит из двух работ, которые объединены общей темой. На этой работе изображено здание в стиле Фриденсрайха Хундертвассера. Для того чтобы сделать свой гобелен максимально похожим по стилю на произведения знаменитого архитектора, была использована его пластика линий, яркая колористическая гамма, отдельно взятые элементы архитектурных сооружений Ф. Хундертвассера. Среди них, например, купол – одна из излюбленных и украшающих элементов почти все архитектурные проекты художника; окна разных размеров, форм и цветов, Ф. Хундертвассер считал, что окна – это то, из чего состоят все дома. Каждое окно показывает душу его владельца, поэтому каждый жилец имеет право декорировать своё окно, чтобы выделить его среди серой массы; деревья, которые украсят и оживят любое архитектурное сооружение.
Существует два основных вида гобеленового ткачества: гладкое и фактурное. Для создания своего гобелена мною была использована смешанная техника -гладкое и фактурное (ворсовое) ткачество. Фактурное ткачество – это техника, в которой для создания рисунка используются разнообразные узлы, косички, а также ворс; гладкое – это когда способом переплетения ниток (утка и основы) создаётся гладкая поверхность гобелена. Существует два вида ворсового ткачества: петельный ворс и разрезной ворс. Для создания работы мною использовался петельный ворс. Он создаётся путём использования не только ниток, но и карандаша или ручки. Нить утка обматывается вокруг карандаша и продевается под нить основы, затем для закрепления ворса прокладывается несколько рядов гладким ткачеством.
Для создания гобелена были приобретены материалы, краски и необходимые инструменты:
¾деревянная рама необходимого размера, в ней были сделаны засечки, а затем натягивались с определённым расстоянием нити основы;
¾нити основы – это каркас гобелена, она не видна в готовой работе, но без неё он не может существовать, основа натягивается вертикально; поскольку нити основы должны быть прочными, для них берутся толстые крученые хлопчатобумажные нитки (веревки), цвет основы в гобелене значения не имеет, т. к. она полностью скрывается под уточными нитями, в данной работе были использованы нитки производства «Северные канаты» натурального цвета;
¾нити утка – нити, которые обвивают нити основы и создают рисунок гобелена; нити утка могут быть любого состава (акрил, шерсть, 50/50, в зависимости от предпочтений ткача), главное, чтобы нити утка не перетягивались, тогда гобелен получится ровной красивой формы.
В период прохождения преддипломной практики было сделано несколько эскизов, которые затем дорабатывались в программе Adobe Photoshop CS5 и были распечатаны в формате А4.
Работа, выполненная в технике гобелен на примере дипломной работы.
Этап − 1.
Собираем раму и делаем насечки на противоположных сторонах на расстоянии по 0,5 см. Затем натягиваем нити основы. После этого на тыльную сторону крепим эскиз с рисунком, чтобы хорошо ориентироваться в процессе ткачества.
Этап −2.
Прокладываем косичку для закрепления будущей работы. Она распределяет нити основы и фиксирует расстояние между ними.
Этап – 3
Работа выполнялась в технике гладкого ткачества с дополнением фактурного, по ходу плетения необходимо было прибивать нитки вилкой для достижения определённой плотности изделия.
Этап – 4
Для окончательной отделки изделия было необходимо проложить косичку для фиксирования конца полотна; аккуратно срезать с рамы работу и завязать концы нитей основы; перевернуть на изнанку полотно и соединить торчащие нити обычными узелками; оформить работу на подрамник, а затем в раму.
Делать свою дипломную работу на основе творчества Ф. Хундертвассера было очень интересно. Это человек необыкновенного воображения, свободы и ни на кого не похожего творчества. Смешанная техника ткачества дала свой особый эффект гобелену, сделав его, с одной стороны похожим на творчество Ф.Хундертвассера цветовой гаммой, а с другой стороны, за счёт фактур передаётся новое видение, что делает работу актуальной.
Заключение
Всё творчество Фриденсрайха Хундертвассера было ярким и насыщенным, не похожим на традиционное искусство. Необыкновенные по композиции и энергетике картины, разноцветные самолёты, причудливые почтовые марки, книжный дизайн, различные плакаты, монеты, флаги и дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Отличительной чертой творчества Ф. Хундертвассера были любовь к природным формам и плавным линиям. Фриденсрайх Хундертвассер не являлся архитектором по образованию, но создал новое и самобытное архитектурно-декораторское направление. Его работы не поддаются обычной логике архитектора и инженера: неровные полы, квартиры с разным уровнем высоты потолков, детали из разных стилевых направлений, наполняющие интерьеры этих домов и деревья-квартиросъёмщики, которые не спутаешь ни с чем другим. Работы Ф. Хундертвассера стали любимыми объектами экскурсий туристов. В родной Австрии его называют не иначе, как «Мастер», а спроектированные им музей и здание Хундертвассер Хаус, являются одними из самых известных достопримечательностей старой Вены.
Ф. Хундертвассер занимался многими видами искусства: декоративно-прикладное творчество, дизайн и редизайн различных предметов интерьера и архитектуры, а также сам пробовал себя в роли архитектора и создателя своих сказочных домиков. В его работах отразилась простота и изящество форм, необыкновенная фантазия, выходящая за границы расчётов архитекторов и инженеров.
Сам Ф. Хундертвассер считал себя художником и «волшебником растительности», а архитекторов – лишь «техническим персоналом». Как бы там ни было, Хундертвассер сумел гармонично соединить обыкновенное с иррациональным, естественное с надуманным, вычурное с простым.
Работая над своей дипломной работой, я столкнулась с задачей детально рассмотреть с творчество и философию Ф. Хундертвассера. Художник имел своё чёткое, не похожее на других мнение на этот мир и на искусство, для него не существовало никаких границ. Ф.Хундертвассер считал, что художники – это люди-творцы, создающие неповторимые эксклюзивные вещи. Ф. Хундертвассер создавал собственные манифесты, в которых отстаивал мнение за право «на третью кожу» у каждого гражданина, выступал против рациональной и обыденной архитектуры, пытаясь везде создать свой сказочный мир или, хотя бы, сделать его немного веселее.
В декоративно-прикладном искусстве Ф. Хундертвассер придерживался простых, природных форм, колористическая гамма наполнена яркими цветами.
В своей дипломной работе в технике гобеленового ткачества я хотела показать простоту и лаконичность архитектурных форм Ф. Хундертвассера, цветовую гамму художника, и создать собственно авторское произведение на базе изученного материала.
Список использованной литературы
1.Власов В.Г. «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства»: В 10 т. – Спб.: Азбука-классика, 2004-2009, С. 752.
.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008. – С. 944.
.Савицкая В. «Превращения шпалеры». – М.: Галарт, 1995. – 5000 экз., С.3-5.
.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. С. 205.
.Ранд. Г. «Хундертвассер» Гарри Ранд, перевод: Борис Л. А., редактор: Хлебнова Т. И., М. – изд. Арт-родник, 2010 г., С. 200.
.Леви А. «Art News»: Интервью, октябрь 1956г., С. 1.
.Кошацки В. «Хундертвассер и австрийская традиция почтовой марки» в каталоге выставки «Austria Presents Hundertwasser to the Continents» в Тель-Авиве, Израиль, статья,1976 (Gruener Janura AG, Glarus, 1976) С. 322.
.Хундертвассер Ф. выставочный каталог Поля Фаччетти на Rue de Lille, манифест, Париж, 1954г., С.4.
.9.Ранд Г. «Хундертвассер». Ранд, Гарри (Авт.). – М. : Арт-Родник, 2005. илл. (на рус. яз.). – (Перевод с англ.)С. 200.
.10.Pierre Restany. Hundertwasser: The Painter King With The Five Skins / Pierre Restany (Авт.), Harel, Joram (Ред.). – Кельн : Taschen, 2003. илл. (на англ. яз.) С. 96.
.11.Wieland Schmied. KunstHausWien. Schmied, Wieland (Авт.). – Кельн : Taschen, 2000. илл. (на англ. яз.)С. 96.
.Taschen Angelika. Hundertwasser Architecture / Taschen, Angelika (Авт.), Fürst, Andrea (Ред.). – Кельн : Taschen, 1999. илл. (на англ. яз.)С. 320.
.Малюкова О.// Статья: «Нелинейная архитектура Вены». Каталог познавательных статей Всё тут.ру. С. 105.
.Журнал «Культ Личностей» : Знаменитые люди планеты, сентябрь/октябрь 1999 г. С. 20.
.Койфман В. // Статья: «Земной рай австрийца Ф. Хундертвассера», Журнал Проза.ру 2009 г. С. 34.
.Ксендзюк О.// Статья: «Царство покоя в ста водах». Журнала «Migdal-Times» №96-97/. С. 32.
.Быстрова Т. // Статья: «Поцелуй неба: Фриденсрайх Хундертвассер» 06.10.2003 г. С. 22.
.Вереш Е.// Статья: «По спирали Хундертвассера». 30.10.2007 г. Газета «Российский курьер». С. 35.
.Журнал «Вокруг света». Статья «Королевство кривых окон». №6 (2741), Июнь 2002 г. С. 109.
20.Ефимов А. В.// Статья : «Фриденсрайх Хундертвассер». Издательский дом АСD, №2 (70) 2009г. С. 1-3.
21.The Yet Unknown Hundertwasser. Furst , Andrea; Truppe, Doris(Ред.).- Prestel Verlag, 2008.200 илл.(на англ. и на нем. яз.) С. 296.
.Hundertwasser: Complete Graphic Work 1951-1976 / Schmied, Wieland (предисл.). – Prestel USA, илл. (на англ. яз.)2008. – С.128.
.Pierre Restany, Friedensreich Hundertwasser. Hundertwasser Restany, Pierre ; Hundertwasser, Friedensreich (Авт.). – Parkstone Press, 2008.илл. (на англ. яз.). – (Temporis Collection).С. 256.
.Barbara Stief. Harvesting Dreams: Hundertwasser for Kids / Stief, Barbara (Авт.). – Prestel USA, 2008. илл. (на англ. яз.).С. 96.
.Harry Rand. Hundertwasser. Rand, Harry (Авт.). – Кельн : Taschen, 2007. илл. (на англ. яз.). – (Taschen 25th Anniversary). С. 197.
.#”justify”>27.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.Хейн Т.//Статья: «Архитектор Хундертвассер: ученик улитки», Журнал Собственник. 26.09.2008. [Электронный ресурс] Онлайн доступ – #”justify”>.#”justify”>.#”justify”>38.#”justify”>.#”justify”>.Архитектура и архитекторы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. archandarch.ru (21.03.2013).
.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>50.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>55.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.http://www.uadream.com/tourism/europe/Austria/element.php?ID=38897. Онлайн путеводитель. Статья Марины Павловой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.uadream.com (05.03.2013).