Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Искусство аpабских наpодов

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 22,35 kb

Искусство аpабских наpодов

Московский Государственный
Авиационный Институт

Реферат

по теме:

“Искусство арабских народов”

Написал: студент гр. 04-501

Лебедев А.Г.

Проверил: Комаров В.П.

Москва 1996

1.
ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока
принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно
средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение
многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая
культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па­лестине, Египте и Северной
Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там
Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в
свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че­ловечества.
Большая заслуга народов Арабского Восто­ка заключалась и в том, что они
сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе­ниям многие
ценные достижения античности.

Древнегреческая и древнеримская культура – сравнительный анализ

В исторической науке верное
представление об араб­ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке,
да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное
мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский
халифат и воспринявших ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое
понимание арабской куль­туры, некритически следующее средневековой мусуль­манской
традиции, ведет к отрицанию самостоятель­ности развития культуры иранцев,
азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху
средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в
халифат, развивались, опи­раясь на древние традиции, местные культуры, которые,
как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз­витие средневековой
цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях
средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие,
порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших
Аравийский полу­остров, известна с глубокой древности. Античные геогра­фы
называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого
тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позд­нее
Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се­веро-западной части полуострова
(так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатеев. Процветание
этих царств определялось выгодным эко­номическим положением на мировых путях
сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе­редней Азией и
Индией.

Архитектура и искусство древних
южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу
входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились
остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения
скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами,
встре­чаются изображения людей, животных и орна­менты.

Основную массу населения Аравии с
древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и
полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения
внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между
Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского
государ­ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под
эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом
пребывания основателя ислама и главы арабского го­сударства — пророка Мухаммеда
и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были
аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали
Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия — араб­ский
наместник в Сирии — захватил власть и положил начало династии Омейядов.
Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена
гигантская территория, включав­шая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку
на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.

Арабский халифат стал большим
раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время
сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать
жестоко эксплуа­тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран.
Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост
классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива­лась
в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже
в IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на
отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные
освободительной и клас­совой борьбой творческие силы народов, входивших в
арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и
Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого
целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны,
стоявшие на раз­ном уровне общественного развития, обладавшие раз­личными
культурными и художественными традиция­ми. Однако сходство форм развития
феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в
других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а
не рас­пространение религии — ислама — лежат в основе един­ства, которое имеет
место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской
культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана,
Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги
мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие
ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры
творческого взаимодействия сохранила история лите­ратуры народов Востока.
Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени­той поэме
«Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его
возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре
феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений
лучших поэ­тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только
взаимодействие и извест­ная общность, но и высокий для того времени уровень
культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках арабские, а также
иранские, азер­байджанские и среднеазиатские города были крупней­шими центрами
учености, славились своими библиоте­ками, школами, университетами и другими
просвети­тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени:
«Величайшее украшение че­ловека — знание» или «Чернила ученого столь же
достойны уважения, как кровь мученика». Не удиви­тельно поэтому, что сирийский
писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы
современных франков, с которыми ему пришлось стал­киваться не только на военном
поприще, но и в мир­ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие
средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав­ших ислам,
оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых,
дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Му­сульманское
представление о мире как о созданном бо­гом едином целом имело важное значение
для форми­рования характерной в средневековую эпоху эстети­ческой идеи о
некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все
средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную
эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его
развитию. Од­нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их
художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В
мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета­лись идеалистические
и материалистические тенден­ции, схоластика и стремление к познанию реальной
действительности. Один из величайших ученых и фи­лософов средневекового
Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение
вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи­лософское знание существует
независимо от религиоз­ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои
и многие другие выдающиеся мыслители сред­невекового Востока, в чьих трудах и
поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив­ные черты эпохи,
утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального
мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама
на изобразитель­ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб­ражать живые
существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения
учение исла­ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением
многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних
племенных богов) названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно
отвергала возможность изобра­жения божества. В мечетях и других культовых
зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие
богословские книги украша­лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе
не было запрещения изображать живые суще­ства, сформулированного в качестве
религиозного за­кона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая
тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории
изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,— читаем мы
в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В день
последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к
нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим
созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь изображать господа
пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».

История показала, что эти
ограничения, наложив­шие отпечаток на развитие отдельных видов искус­ства,
имели значение не во всех мусульманских стра­нах и строго выполнялись лишь в периоды
особенного усиления идеологической реакции.

Однако объяснение основных
особенностей средне­векового искусства арабских народов надо искать не в
религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание
художественного творчества наро­дов Арабского Востока, его пути и особенности
были определены темп новыми идейно-эстетическими зада­чами, которые выдвинул
поступательный ход раз­вития общества,  вступившего в эпоху феодализ­ма.

Специфика средневекового
искусства стран Арабско­го, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень
сложна. Оно отражало живое содержание действи­тельности, но, как и вся культура
средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоз­зрением,
делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных
произведений свой особый образный язык.

Новаторство арабской
средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует об­ращение
к духовному миру человека, создание нрав­ственных идеалов, имевших
общечеловеческое значе­ние.

Большой образной силой проникнуто
и изобразитель­ное искусство Арабского Востока. Однако как литература
пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так
и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком
декоративного искусства.

Условность «языка» средневекового
изобразительно­го искусства у большинства народов была связана с принципом
декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре,
образному строю художественного произведения. Богатство деко­ративной фантазии
и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со­ставляют
неотъемлемое и ценное качество замечатель­ных произведений художников той
эпохи.

В искусстве Арабского Востока
декоративность при­обретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой
образного строя живописи и породив богатей­шее искусство узора, обладающего
сложным орнамен­тальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В
тесных рамках средневекового миро­воззрения художники Арабского Востока нашли
свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его
«ковровостью», тонкой пластич­ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо­нией
ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из
поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в
период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в
руко­писях и часто встречаются в узорах на предметах при­кладного искусства;
известны также памятники мо­нументальной живописи с многофигурными сценами и
скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях
человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно­гими
жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их
плоскостно, услов­но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены
в орнамент, они теряют значение самостоя­тельного изображения, становясь
неотъемлемой частью узора.

Орнамент — «музыка для глаз» —
играет  очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока.
Он в известной мере компенси­рует изобразительную ограниченность некоторых ви­дов
искусства и является одним из важных средств выражения художественного
содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска,
получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым
типом орна­ментальной композиции, позволившей художнику за­полнять сложным,
плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в
ара­беске преобладали растительные мотивы. Позднее по­лучил распространение
гирих — линейно-геометриче­ский орнамент, построенный на сложном сочетании
многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для
украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых
предметов, мастера Арабского Востока достигли изу­мительной виртуозности,
создав бесчисленное множе­ство композиций, в которых всегда сочетаются два
начала: логически-строгое математическое построение узора и большая
одухотворяющая сила художествен­ной фантазии.

К особенностям арабского
средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфи­ческого
орнамента — текста надписей, органично вклю­ченных в декоративный узор. Отметим
попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию:
переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

Своеобразный
декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному
выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и
Среднего Востока особенности архитек­туры были связаны с
природно-климатическими усло­виями стран и возможностями строительной техники.
В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие­мы планировки домов с
внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника
породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени
создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрель­чатых,
изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и
художественной выра­зительности достигли они в кладке больших куполов,
опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный
период).

Средневековые архитекторы
Арабского Востока со­здали новые типы монументальных культовых и свет­ских
строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых
призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духов­ных училищ;
караван-сараи и крытые рынки, отвечав­шие размаху торговой деятельности
городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и
башнями.

Арабские зодчие, авторы многих
шедевров средне­векового искусства, большое внимание уделяли деко­ративным
возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в
монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое
значение орнамента, который то моно­хромным кружевом, то красочным ковром
покрывает стены и своды зданий.

Широкое применение в архитектуре
Арабского Вос­тока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение
сводов, ниш и карнизов в виде призма­тических фигурок с нитеобразным вырезом,
рас­положенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из
конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания  в углах помещений
перехода от квадрата стен к кругу ку­пола.

Исключительно важная роль в
художественной куль­туре стран Арабского Востока принадлежала приклад­ному
искусству. Экономической базой для этого слу­жило интенсивное развитие ремесла.
В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции
искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам — мастерам прикладного
искусства — было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее,
не нарушая практических функций пред­мета, придавать ему красивую форму и умело
распо­лагать на его поверхности узор. В прикладном деко­ративном искусстве
Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента,
раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит
эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры,
расписную ке­рамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного
искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно
составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с
архитектурным интерьером.

Основным видом живописи,
получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было
иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко
пользовались этой возмож­ностью, создав наряду с богатыми орнаментальными
украшениями рукописей превосходные серии красоч­ных миниатюр, дающих
поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.

В XVI веке большинство стран
Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее
сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие
национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные
захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые
народам Арабского Востока, не умирало подлинно националь­ное художественное
творчество. Оно жило в произве­дениях арабских крестьян и ремесленников,
которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стре­мились в узорах на
одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.

Рассмотрим более подробно
культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта.

2.
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

История средневекового искусства
Египта начинает­ся коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих
христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в
состав Византийской империи. От этого времени сохрани­лись базилики в Белом и
Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гроб­ницы.
С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных
росписей, испол­ненных на религиозные сюжеты. Большим своеобра­зием отличались
произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани.

В искусстве коптов нашло
выражение общее для всех областей Византии стремление подчинить поздне-античные
художественные традиции требованиям но­вой средневековой религиозной идеологии.
С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие
своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила
свое­образие коптского искусства, выработавшего свой спе­цифический
художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета
искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.

В середине VII века Египет вошел
в состав араб­ского халифата, но уже в IX веке он фактически был
самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром
могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть осо­бенно крупную
роль в средневековой истории Ближ­него Востока. В XI—XII веках он вел обширную
торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также
транзитная торговля Среди­земноморья со странами Индийского океана. Позднее, в
XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта — Каир —
претендовал на роль общемусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что
Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки и
искусства араб­ского мира. Наряду с точными науками в Каире про­цветало
изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого
называют пер­вым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк
средневековья Ахмед Макризи. Сред­невековый Египет дал миру превосходные
литератур­ные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательную
редакцию народных сказок «Тысяча и одна ночь».

2.1.
АРХИТЕКТУРА

Лучшие памятники средневековой
архитектуры Егип­та сохранились в Каире. Город прожил большую исто­рию. В 641
году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос­новал Фустат, развалины которого
находятся на юж­ной окраине современного Каира. Согласно легенде, пер­вой на
месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не­большая постройка уже в 673 году была
расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на позд­нейшие переделки и
ремонты, мечеть Амра заслу­женно считается одной из самых старых арабских
колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеарабской
монументальной архитек­туре. В большом зале мечети более ста мраморных
колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие
полу­круглые арки. Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет
почувствовать грандиозность пространства зала.

Чрезвычайно ярко воплощено
величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно сохранившей свой
первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в
резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового
Египта. Ог­ромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен
стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не
круглые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны с трех­четвертными колонками на
углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и об­ходы с
трех других сторон двора в единое простран­ственное целое. В мечети легко
размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охва­тывающих
двор по периметру, выражена строгая тек­тоника архитектуры мечети, которой
подчинены и де­коративные мотивы.

Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет
характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближ­него Востока
черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может
быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в
оплот защиты вызвали своеобразный прием окру­жения культового зда­ния внешней
стеной, создававшей вокруг ме­чети свободный, ничем не застроенный широ­кий
обход. Все же мону­ментальная гладь на­ружных стен мечети Ибн Тулуна не лишена
декоративной обработ­ки: верхнюю часть стен расчленяет своеобраз­ный фриз из
стрельча­тых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того,
ажурный парапет увен­чивает стены. Близкое по характеру оформле­ние окнами и
арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в
Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная пере­работка
древнейших приемов монументального крепо­стного зодчества.

В архитектурном облике мечети
важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными
стенами. Исследователи считают, что перво­начально он имел вид ступенчатой
круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и
формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там,
устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено горизонтально
растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными художественными
традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские
строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не
свойственной зодчеству Египта.

В 1926 году в центре двора мечети
был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения и, по-видимому,
одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.

К середине IX века относится
самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры
средневекового Египта — Нилометр, построенный на острове Рода близ Фустата.
Сооружение представляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по
которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены
декоративными нишами и фризами с куфическими надписями.

Древнегреческая и древнеримская культура – сравнительный анализ

2.2.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Исследования, проведенные за
последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в средне­вековом
Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в XI—XII столетиях.
В каир­ском Музее исламского искусства хранится найденная при раскопках 1932
года замечательная стенная рос­пись с изображением человеческих фигур в крупных
стрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш по­мещена фигура сидящего мужчины
в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком в правой руке. Его округлое
лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в плоскостной манере,
в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой свободной линией.

Значительное число миниатюр,
относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в Музее исламского искусства и в
частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют ярко выраженное своеобразие, что
позволяет говорить о существовании в Египте в этот период вполне само­стоятельной
школы миниатюры—одной из наиболее ранних в истории средневекового искусства
Ближнего Востока.

Прикладное искусство Египта
издавна отличалось высоким художественным совершенством и разно­образием видов.
Особенно выделялись богато орна­ментированные льняные и шелковые ткани, изделия
из горного хрусталя, стекла и металла.

Художественное ткачество имеет в
Египте древние традиции. Главные центры средневекового текстиль­ного
производства — Александрия, Дамиетта, Тиннис — были знамениты своими изделиями
еще в рим­ское и византийское время. Художественные традиции коптских тканей
III—IV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле
вплоть до конца фатимидского времени. Это и не уди­вительно: роскошные ткани в
мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками
мастеров-коптов.

Для тканей конца VIII—IX веков
характерен про­стой, строгий узор, состоящий обычно из нешироких полос,
заполненных куфическими надписями, содержа­щими благопожелания и нередко имя
правящего хали­фа, или несложным геометрическим орнаментом. При этом большая
часть фона ткани оставалась свободной.

В тканях фатимидского времени
(X—XII века) воз­рождается все богатство технических и художествен­ных приемов
коптского ткачества, преломленных, однако, в духе требований новой эпохи:
исчезают столь распространенные в коптском текстиле живописно ис­полненные
композиции и отдельные фигуры на мифоло­гические сюжеты. Изображения различных
птиц и животных приобретают стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль
в художественном строе де­кора играет полихромия.

Уже в раннефатимидских тканях
рубежа Х—Х1 ве­ков с полной ясностью выявляются характерные для этого периода
приемы композиции декора и орнамен­тации. Так, на одной из шелковых тканей
узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые буквы на кар­минно-красном
фоне) выделяют широкую полосу, ук­рашенную овальными медальонами со
стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка
деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тон­кой
зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри
фигуры орла — обве­денный черным контуром красный щит с белым рисун­ком. В
другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фоне, орел
желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на черном щите.
Такое чередование цветов при мелко­масштабном узоре усиливает впечатление
разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для
тканей этого времени характерны также полосы с куфическими надписями по краям и
изобра­жениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в сред­ней полосе.

В художественном текстиле более
позднего времени (XII век) наблюдаются известные перемены: надписи вместо
угловатого куфи исполняются округлым по­черком насх, рисунок делается более
схематичным, излюбленным становится золотой фон. В это время очень
распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со
стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны,
в которых чередуются изображения жи­вотных и птиц. В расцветке этих тканей
доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с
надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные
полосы, зна­чительно более широкие, чем в изделиях предшест­вующего периода,
располагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.

Наряду с узорными льняными и
шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные
виды вышивок. Выделывались также драго­ценные, затканные тяжелыми золотыми и
серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали
пышные узоры. С XIII—XIV ве­ков в египетском художественном текстиле
преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными полосами с мелким
геометрическим узором, образо­ванным сочетаниями различных звезд, треугольников
и других фигур.

В узоре резьбы по
дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций достаточно прочно
держались старые местные традиции и технические приемы. Об этом
свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на многих
резных панелях и досках.

Одним из выдающихся образцов
раннефатимидского резного дерева является иконостас церкви Варвары в Каире;
хотя это, несомненно, работа копт­ского мастера, она обнаруживает все
характерные для этого времени черты и мотивы. Панели иконостаса украшены
арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения птиц, животных и
превосход­но исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения
трактованы чисто декора­тивно, а фигуры животных и птиц часто помещены в
симметричной, геральдической композиции.

Другим интересным примером
являются несколько панелей, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая, состоит из округлых
переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные
изображения: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе
фигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря
зна­чительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и
контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными же чертами
отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламского искусства,
Каир; Музей Метро­политен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее
подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько
планов.

Выдающиеся образцы художественной
резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских
халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены в комплексе
мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично использованы в
XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный многочисленными изображениями
охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все
эти изображения размещены на фоне раститель­ных побегов, данных более низким
рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран­них
памятниках, но значительно менее детализи­рован.

В резном дереве XII века фигурные
изображения приобретают все более обобщенную, силуэтную трак­товку,
сравнительно редко встречавшуюся в произве­дениях Х—XI веков; само исполнение
их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и обога­щается
орнаментальная резьба. Выдающимся памят­ником этого времени является михраб
мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (Му­зей исламского
искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений
вино­градных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими
многоугольники. Другим примером слу­жит деревянное резное надгробие ал-Хусайни
сере­дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из
геометрических полигональ­ных узоров и растительных мотивов.

Среди египетских художественных
изделий из брон­зы Х—XII веков выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде
различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде
павлина (X—XI века, Лувр); его ручка заканчивает­ся стилизованной голо­вой
сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над ок­руглым туловищем
пти­цы с объемно передан­ными крыльями подни­мается длинная, изящно изогнутая
шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тон­ким
чеканным орнамен­том. В более позднем памятнике этого рода — большом крылатом
гри­фоне (XI—XII века, музей в Пизе) орнамен­тальное начало домини­рует над
пластической формой — почти вся по­верхность фигуры покрыта орнаментом,
имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобра­жениями
сиринов и различных фантастических живот­ных.

В XIII веке, когда установились
тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте появилось значительное
количество художественных изделий прославленных иракских, особенно мосульских
мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых предметах, сохранили нам имена
мосульских мастеров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество
египетских ремес­ленников. Интересным примером художественных брон­зовых
изделий этого времени является датированная 1271 годом сферическая прорезная
курильница с име­нем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности
курильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурными изо­бражениями
двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабес­кой.

Прекрасный образец художе­ственной
работы 113 металла — шестигранный инкрустированный столик султана Калауна,
сделан­ный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского
искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя
плоскость украшены кал­лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны
или пояса), розетками и инкрустиро­ванными изображениями стайки летящих птиц.
Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень
распро­страненными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV ве­ках.

Художественная обработка металла
использовалась также в отделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого
рода являются бронзовые инкрусти­рованные двери мечети султана Хасана в Каире,
украшенные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом,
ажурной резьбой и поя­сами декоративных надписей.

Искусство обработки горного
хрусталя было особенно развито в Х—XI веках. Из больших кристаллов ис­кусно
вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные шахматные и иные фигуры,
их поверхность часто гранилась или покрывалась гравиров­кой. Историк Макризи
сообщает, что в сокро­вищнице фатимидских халифов хранилось око­ло двух тысяч
драго­ценных хрустальных со­судов. Изделия   еги­петских гранильщиков очень
высоко ценились в средневековой Европе. Среди прекрасных про­изведений этого
рода особенно   выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и
Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной грави­ровкой среди крупных
вьющихся стеблей и по­лупальметт изображены большие хищные птицы, клюющие
поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень уве­рен
и смел и прекрасно вкомпонован в отведен­ное ему пространство. Другой кувшин
лишен какого бы то ни было орнаментального деко­ра; его главное досто­инство
состоит в пора­зительной    четкости и пропорциональности формы и безукоризнен­ном
качестве грани, при­дававшей ему в лучах света сияние алмаза.

Художественное стек­ло, имевшее в
Египте давние традиции, до­стигло своего наибольшего расцвета в XIII—XIV веках,
когда к известным ранее приемам украшения — гранению, гравировке, рельефу,
цветному и витому стеклу — присоединилась роспись золотом и цветными эмалями.
Основными цен­трами производства художественного стекла были Фустат,
Александрия, Фаюм. По своим формам и общему характеру декора художественное
стекло Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надпи­си с
благопожеланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю поверхность
сосуда.

Египетские художественные
керамические изделия — расписанные люстром и различными красками фаян­совые и
глиняные вазы, чаши и блюда — часто наряду с различными растительными и
геометрическими моти­вами украшены изображениями животных, рыб, птиц и
человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые
блюда XI века с крупными фигурны­ми изображениями, исполненными в сво­бодной
живописной манере. Среди изобра­жений встречаются фигуры музыканта, человека,
наливаю­щего в кубок вино, всадника,  двух- и трехфигурные жан­ровые и
батальные сцены, а также реаль­ные и фантастиче­ские животные, моти­вы борьбы
зверей. По стилю роспись на ке­рамике XI века очень близка упомянутой выше
фатимидской стенной живописи.

В ХIII-ХV столе­тиях искусство
кера­мики в Египте вновь пережило подъем: исполнялись сосуды с тонкой
многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов.
Традиции расписной керамики, как и других видов прикладного искусства,
продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи средневековья и сейчас
составляют основу народных художественных ремесел.

Развивавшееся на протяжении
многих столетий ис­кусство средневекового Египта представляет большую,
самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную роль в
процессе взаимодей­ствия художественных культур Ближнего Востока и Западной
Европы.

3.
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вклад арабских народов в историю
мирового искус­ства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад
в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства,
одухотворенные свое­образным и тонким пониманием прекрасного. Однако при
наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с
местными художест­венными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко
выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники
сред­невекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и
мавританской Испании.

Творчество средневековых арабских
художников ока­зало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том
числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе,
«мавританское» художественное влияние прослеживается, особенно в тканях,
керамике, украшении оружия и других отрас­лях прикладного искусства, не только
в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много сто­летий спустя
после их падения.



4.
ЛИТЕРАТУРА

1.
“Искусство арабских
народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;

2.
“Красная книга культуры”
под ред. В.Рабиновича.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ……………………………………………………………………………………………………………….

2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА…………………………………………………………………………………………………….

2.1. АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО…………………………………………………………………………………………………………………..

3. ПОСЛЕСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Похожие записи

Искусство Италии времён фашизма

Культурология

Питер Брейгель Старший

Культурология

Классицизм

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.