- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,79 Кб
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции было связано с религией. История древнегреческого искусства состоит из следующих периодов:
. Гомеровская Греция (11-8 вв. до н.э.)
. Архаика (7-6 вв. до н.э.)
. Классика (5 и 4 вв. до н.э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490-450-е гг. до н.э.); высокую классику (450-410-е гг. до н.э.); позднюю классику (конец 5-4 вв. до н.э.).
. Эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.).
Гомеровский период
От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны. С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность.
Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиции.
Архаика
Рост городов вызывает расширение строительства. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры.
Греки считали храм жилищем божества.
Греческие храмы
. Дистиль – «храм в антах». Самый ранний тип храма. Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами. (Сокровищница в Дельфах).
. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.
. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.
. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. (Парфенон)
. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.
. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.
. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.
Простейший и древнейший тип каменного архаического храма был так называемый «храм в антах», состоявший из небольшого помещения – наоса, открытого на восток, имевший двускатную кровлю покрытую мраморной черепицей. На его фасаде между антами, т.е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. На рельефах храма изображены подвиги Геракла (задняя и северная стороны) и Тезея (фасад и южная сторона). Противопоставление Тезея с Гераклом намекает на смену государственного строя в Афинах с приходом к власти демократов.
На стенах здания сохранилось множество надписей с текстами, важными для изучения древних праздников и обычаев, а также для изучения музыки, так как на южной стене, у восточного угла, были высечены два известных гимна Аполлону.
Ордера
В результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, силы и строгости. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, образованной двумя завитками (волютами). Как дорические, так и ионические храмы в период архаики строившиеся часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками. Ионические храмы этого времени были роскошнее по отделке, больше по размерам. Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н.э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.
Статуи куроса и коры
Высшие достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов – куросов. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. К середине 6 века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой.
Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме.
Классика
Храм Зевса в Олимпии
Храм Зевса одно из самых масштабных зданий античности. Храм Зевса является ярким образцом дорической культуры. Храм был сделан из известняка, на поверхность был наложен гипс. Храм имел шесть колонн в торцах и тринадцать у каждой боковой стороны. Высота каждой колонны достигала более 10-ти метров. Крыша храма была покрыта пластинами из мрамора. Пол в храме состоял из блоков известняка, эти блоки были покрыты цементом. Потолок храма сделан был из дерева. Храм классически состоял из трёх помещений. Тремя бронзовыми дверьми можно было открыть пронаос. Пол был выполнен в виде мозаики, которая состояла из камней различной формы. Множество даров находилось в этой комнате. За одной из дверей находилась целла. В целле также находились дары. За целлой находился опитодом. Пронаос и опитодом были достаточно схожи по своему плану. Храм находился на 3-х ступенях. Особенно красиво выглядели фронтоны скульптур с двух сторон храма. Фронтоны, содержащие множество статуй, имели треугольную форму. С одной стороны фронтона находились изображения известнейших мифов.
В храме находится статуя Зевса. Статуя была вырезана из дерева, а затем покрыта пластинами из слоновой кости и золота – такую технику называли «хризоэлефантинной». В правой руке Зевс держал богиню Нику, а в левой – скипетр. Обнаженные части тела и лицо были сделаны из слоновой кости, а плащ и сандалии – из золота. Статуя Зевса была высотой 12 м.
Храм Геры в Пестуме
Храм Геры имеет некоторые архитектурные особенности: уже упомянутое нечётное число фронтальных колонн (большая редкость для греческих храмов), ярко выраженное утолщение стволов колонн храма, наличие утолщения у пилястров (антов), низкие эхины капителей. Внутри храма сохранились три колонны, делившие целлу на два нефа и три колонны между двумя пилястрами пронаоса, предваряющего целлу.
Скульптуры
Разрушению условности архаического искусства способствовало появление скульптурных произведений, посвященных определенным историческим событиям. Такова группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н.э., Неаполь, Национальный музей) – Крития и Несиота. Как и большинство греческих статуй, исполненных в бронзе, она была утрачена и дошла до наших дней в мраморной римской копии. Идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (ок. 470 г. до н.э., Дельфы, Археологический музей).
Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона. Утверждение разумной воли, сдерживающей страсти, нашло выражение в скульптурной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя (сер. 5 в. до н.э., статуя Афины находится в музее Либигхаус во Франкфурте-на-Майне; статуя Марсия – в Национальном музее Рима).
Афинский Акрополь
Скальный холм в Афинах всегда был местом, где афиняне строили величественные скульптуры и храмы. В 480-479 годах до н.э. персы, захватившие Афины во время греко-персидской войны, полностью разрушили и разорили храмы Акрополя, возведенные при тиране Писистрате (560-527 года до н.э.).
После изгнания персов по инициативе Перикла на Акрополе в 449 году до н.э. началось новое грандиозное строительство. Величественный Ансамбль Афинского Акрополя (даже руины которого признаны одним из «7 чудес света») составляли:
Пропилеи;
статуя Афины Промахос на центральной площади Акрополя;
Эрехтейон;
Парфенон.
Парфенон
Самый главный храм Афинского Акрополя – это Парфенон. Парфенон построен в 447-435 годах до н.э. архитектором Калликратом. Декоративным оформлением храма занимался знаменитый Фидий. Парфенон построен в виде периптера в дорическом стиле. Оба фасада храма украшали по восемь 11 метровых колонн, на торцовых сторонах было по 28 колонн. Диаметр колонн по длине был неравномерный – небольшое утолщение внизу и сужение ближе к капители создавали визуальный эффект немного проседающей под тяжестью «живой» колонны. Крыша Парфенона была деревянной и покрыта мраморной черепицей.
По всему периметру храм украшал декоративный фриз:
с восточной стороны были изображены сцены битвы богов Олимпа с Гигантами;
с северной – сцены Троянской войны;
с западной – сцены битвы Тесея с Амазонками;
с южной – сцены битвы Лапитов с Кентаврами.
Большего о внутреннем обустройстве Парфенона сказать невозможно так как в последующем:
византийцы переделывали храм под христианский (храм Святой Софии);
крестоносцы переделал под католический;
турки переделали под мечеть, а затем использовали как арсенал.
В 1687 году большой взрыв разрушил Парфенон, оставив нам лишь руины.
Пропилеи
Пропилеи Афинского Акрополя это входной архитектурный комплекс, состоявший из центрального портика и двух крыльев (в одном крыле располагалась Пинакотека – картинная галерея; а в другом крыле был храм Ники Аптерос). Центральный портик в длину был разделен на 3 части двумя рядами колонн в ионическом стиле, а поперек посредине находилась стена с пятью арками (центральная – самая широкая и предназначалась для въезда на колесницах и для проведения жертвенных животных). С обоих фасадов поперечной стены располагалось по одному фронтону и шесть колонн дорического ордера. Первоначально проход к Пропилеи в Афинах был пологим (длиной 80 метров и шириной 20 метров), а при римском императоре Клавдие была сделана мемориальная лестница.
В качестве материала для строительства в основном использовался пентальский белый мрамор, но в некоторых местах применяли и элевсионский серый мрамор.
Храм Ники Аптерос
Храм Ники Аптерос (Бескрылая Победа) был построен в 427-421 годах до н.э. архитектором Калликратом. Вход в храм украшал небольшой портик с 4-мя колоннами в ионическом стиле с двух сторон фасада. Трехступенчатый постамент, на котором был построен храм, имел по всему периметру декоративную скульптурную фризу с изображением олимпийских богов и героических эпизодов греко-персидской войны. Внутри храма красовалась бронзово-позолоченная скульптура Афины-Ники. (скульптор Фидий по просьбе афинян сделал богиню бескрылой, чтобы она не улетела на небо, а оберегала город, отсюда пошло и название Аптерос). К сожалению скульптура до наших дней не сохранилась, но согласно историческим документам Ника в одной руке держала плод граната (символ победного мира), а в другой шлем.
Эрехтейон, построенный на рубеже V-IV веков до н.э. архитектором Филокломом, с архитектурной точки зрения является сложным многоуровневым сооружением. Этот храм имел 2 входа и условно был разделен на 3 разных храма под одной крышей. Вход в восточную галерею храма Эрехтейон, посвященную богине Афине, был украшен фризой из белого мрамора на сером элевсинском мраморе и шестью колонами ионического ордера. Внутри галереи на небольшом постаменте стояла статуя богини Афины из оливкого дерева, перед которой всегда горела негасимая золотая лампа, хотя масло в нее заливили лишь один раз в году, во время особой торжественной церемонии.
Восточная галерея не имеет никакого прямого сообщения с западной галереей, которая на 3 метра находится ниже уровня восточной галереи. Западная галерея, посвященная Посейдону и Эрехтейону, условно разделена на 2 части: северный и восточный портики.
Северных вход украшали два гранитных анта, между которыми находилось 4 аттических полуколонны, и фризой из белого мрамора на которой изображены эпизоды легенды о Эрехтее.
Восточный портик (знаменитый кариатид Пандросы, который лучше всего сохранился до наших дней) украшали великолепные шесть статуй красивых афинянок (сейчас на Акрополе находятся копии этих статуй, а оригиналы хранятся в Британском музее).
Внутрее обустройство храма Эрехтейон неизвестно, так как в седьмом веке н.э., Эрехтейон был переделан под христианский храм.
Статуя Афины Промахос
На центральной площади Акрополя (примерно посередине между главными храмами Акрополя – храмом Эрехтейон и храмом Парфенон) был расположен высокий гранитный постамент. На этом постаменте долгое время красовалась самая выдающаяся и знаменитая скульптура Фидия – семиметровая бронзовая скульптура Афины Девственицы (Промахос). Суровый и грозный взгляд богини, которая левой рукой держалась щит, а правой опиралась на длинное копье – этот образ символизировал непокорность врагам жителями Афин.
К сожалению, в ХIII веке суеверные рыцари-крестоносцы расплавили статую Афины Промахос в Константинополе, куда ее ранее вывез один из правителей греческой провинции Римской империи.
Театр в Эпидавре
Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей, обрамлявшие круглую или полукруглую орхестру – площадку, на которой выступали хор и артисты. Удивительна по совершенству акустика театра в Эпидавре.
Античный театр был построен между 340 до н.э. и 330 г. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим из города Аргос, согласно записям Павсания. Театр был построен для развлечения пациентов асклепиона в Эпидавре – считалось, что театр благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье пациентов. Древний театр вмещал 13000 зрителей и был разделен на две части. 21 ряд с местами для обычных людей и 34 нижних ряда для священников и правителей.
«Менада»
Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н.э. Скопаса. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщал свои произведения большим драматизмом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний.
Мраморная «Менада» воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Не воплощение образа героя, способного уверенно властвовать над своими страстями, а раскрытие необычайной экстатической страсти, охватывающей человека, характерно для «Менады». Интересно, что Менада Скопаса, в отличие от скульптур 5 в. до н.э., рассчитана на обозрение со всех сторон. Танец опьяненной Менады стремителен. Ее голова запрокинута назад, отброшенные со лба волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движения резко изогнутых складок короткого разрезанного на боку хитона подчеркивает бурный порыв тела.
древнегреческий искусство храм скульптура