- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,72 Кб
Искусство как форма отражения деятельности сотрудников ОВД
Тема: Искусство как форма отражения деятельности сотрудников ОВД
Содержание
Искусство как средство формирования эстетического мира человека
Образ сотрудника ОВД на примере студии художников МВД имени М.В. Верещагина
Задание: охарактеризуйте искусство Московского государства XIY-XV вв.
Список использованной литературы
Искусство как средство формирования эстетического мира человека
С 70-х годов XX столетия, так же как во многих гуманитарных науках, в эстетике обозначился деятельностный подход к специфике эстетического. Он исходил из общей ориентации философии на теорию деятельности как на объяснительный принцип всех общественно-исторических явлений. Благодаря принципу деятельности как источнику происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни изменилась методологическая ориентация многих социальных наук – языкознания, психологии, педагогики, этнографии, культурологии. Благодаря принципу деятельности эстетическое стали рассматривать как характеристику не только искусства, но и общественной практики в целом, с точки зрения ее универсальности, значимости для человека, гармонии и соразмерности.
Сегодня, когда развитие эстетической мысли опирается на различные современные философские учения (позитивизм, интуитивизм, феноменологию, экзистенционализм и др.), позиции антропологического материализма в объяснении сущностных эстетических свойств мира и человека не исчерпали своего позитивного значения. Одновременно важно развивать не только теорию эстетической деятельности, но и другие аспекты эстетического знания в связи с социологией, физиологией, психологией, психоанализом, семиотикой и др. [2, c.77-78]
Человек является природно-социальным и активно-деятельно-стным существом. С философской точки зрения деятельность – это форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Окружающий человека мир, который он познает и одновременно преобразует, представляет собой единство объекта и субъекта. Под объектом понимаются предмет и результат деятельности, под субъектом ее носитель: личность, коллектив, общество. В эстетической деятельности сливаются воедино и образуют целостность реальный процесс и позиция субъекта этого процесса.
Эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного (ценностного) освоения человеком действительности. Эстетическая деятельность и практика тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Всякая активность человека уходит корнями в практику, служит ей, порождается ею. Практическую активность человека в мире следует понимать как всю его материальную, производственную и общественную деятельность, любое преобразование окружающего мира. Эстетическая деятельность непосредственно включена в практику и является целостным комплексом эмоциональных и логических переживаний субъекта. Она несет важные творческие и игровые компоненты и связана с бессознательными качествами психики. Открытия, озарения, достижения – все это привносит вместе с эстетической деятельностью в познание и практику красота. Физиологи установили, что полушария головного мозга выполняют разные функции. Левое полушарие ведает логическим, дискурсивно-упорядоченным мышлением; правое – образным, эстетическим мышлением. В большинстве активных процессов преобладает левое полушарие. В условиях притормаживания деятельности правого полушария возникает дефицит творческих подходов и процессов. Красота универсально подготавливает условия для любой человеческой деятельности. Вместе с тем красота возникает в деятельностном отношении человека к миру. Как только предмет включается в практическую деятельность, он становится объектом эстетической активности человека.
Высшей формой эстетического отношения человека к действительности является искусство. Что же такое искусство, и чем его особенности, какова его специфика?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ибо сам предмет, подлежащий определению, но прост. В самом доле, понятие "искусство" обнимает очень сложную форму обществе того сознания. Чтобы объяснить, что такое искусство вообще, надо найти такие его черты и свойства, которые равно подходят и к произведению литературы, и к произведению прикладного искусства, и к фильму, и к статуе, и к скрипичному концерту, и к орнаменту. Но какая, например, внутренняя связь между выстроенным архитектором Пьермарини зданием театра "Ла Скала" в Милане и идущей на ее подмостках оперой Верди? Какие общие черты есть у "Броненосца "Потемкин"" Эйзенштейна и у миниатюрных золотых серег, украшенных квадригами коней, сделанных две тысячи лет назад неведомым эллинским ювелиром?
Самое слово "искусство" имеет в современных языках порой очень различный смысл.В. Даль так разъяснял в свое время значение этого русского слова:". Знанье, уменье, развитая навыком или учением способность; отвлеченно: ветвь или часть людского образования, просвещения; наука, знание, прилагаемое к делу; рукоделье, ремесло, мастерство, требующее большого уменья и вкуса. Изящные искусства, все художества. Искусство также противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих".
Так определялось слово "искусство" сто лет назад. Послушаем современного филолога. В "Толковом словаре русского языка" под ред.Д.Н. Ушакова мы находим четыре значения термина:
. Творческая художественная деятельность.
. Отрасль творческой художественной деятельности.
. Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство.
. Умение, ловкость, тонкое знание дела.
Не надо думать, что дело идет просто об омонимах, т.е. словах одинакового звучания и разного смысла. Есть внутренняя связь между всеми этими значениями слова "искусство". Она существует и в других языках: в латинском "Ars", французском "L’arl", в украинском "Мистецтво", и английском "viking", в немецком "Kunst", в чешском "Umeni", – все они означают и "искусство" и "умение".
В различных языках зафиксировалась органическая связь искусства с широким кругом разнообразных человеческих умений, сноровок, практического опыта. На ранних стадиях развития общества эта связь была еще более очевидна: к средневековой Флоренции живописцы и аптекари входили в один цех, среди "свободных искусств" числились, например, на равных правах музыка и астрономии; древний сказитель всегда был и "историком" своего народа, и "философом", несущим согражданам жизненную мудрость.
С одной стороны, искусство сливалось с широкой областью материального производства, с другой, смыкалось с наукой, философией и другими областями духовной жизни общества.
Это положение изменилось и позднейшие эпохи. Но даже и в наше время искусство в определенных своих проявлениях тесно соприкасается то с различными формами умственной деятельности (например, литература и публицистика, кино как искусство и кино как средство научной и технической пропаганды), то с техникой (архитектура), то с производством утилитарных вещей (текстильное, мебельное производство).
Тем важнее установить специфические признаки искусства, художественной деятельности, в каких бы разнообразных формах они ни проявлялись. Над этим вопросом задумывалось не одно поколение людей.
Неослабевающий интерес к этой проблеме вызван прежде всего тем, что искусство занимало и занимает одно из важнейших мест в духовной жизни людей, является неотъемлемой частью их деятельности. Трудно найти человека, который в той или иной степени не испытывал бы на себе влияния искусства, для которого восприятие искусства, хотя бы в одном из его видов, не стало бы настоятельной потребностью, человека, который не пытался бы сам приобщиться в той или иной форме к художественному творчеству.
Этот всеобщий интерес к искусству не связан с профессиональными или иными различиями между людьми. Таким образом, искусство представляет собой универсальную, общечеловеческую форму деятельности и имеет какое-то огромное жизненное значение в общественном развитии. Но какое именно? И почему это значение настолько сложно, что споры о нем не затихают и постановка вопроса "что такое искусство" оказывается необходимой снова и снова?
Искусство нужно всем: оно способно равно волновать и рабочего, и ученого, и тракториста, и математика, и летчика, и. художника. Общение с художественными произведениями есть общественная потребность. Эта потребность иногда ограничивается или стимулируется определенными социальными условиями, но не зависит от специальности и общественного положения того или иного человека.
Искусство существует уже не одно тысячелетие. И коль скоро мы, не задумываясь, наряду с современными произведениями или произведениями, созданными сотню лет назад, относим к искусству и танец первобытного человека, и статую, обнаруженную при раскопках какого-нибудь ассирийского дворца, и некоторые записи на папирусе, то, стало быть, мы можем и должны обнаружить какие-то общие, единые принципы этой столь разнообразной и многогранной деятельности [9, c.56-57].
Вместе с тем совершенно ясно и другое – сегодняшнее искусство это иное искусство, чем то, что было много лет назад, или то, что будет в XXI в. Изменялись задачи искусства, его роль в общественной жизни, а значит, и его конкретные формы. Как непохожи, например, театральные зрелища античного мира или средневековые мистерии на современную театральную постановку. Но разному относились к поэзии слушатели Олимпийских од Пиндара и читатели стихов Тютчева.
Таким образом, определить, что такое искусство, задача сложная, так как в этом определении должны быть охвачены существенные признаки очень различных на первый взгляд явлений.
Раньше эстетика, выясняя сущность искусства, дала много ценного для понимания того, что такое искусство. Однако во многом верные, часто очень глубокие и плодотворные соображения о сущности искусства все-таки не выражали его сущность во всей полноте. Они характеризовали лишь ее отдельные стороны. Это дало основание Льву Толстому в статье "Что такое искусство?" нарисовать убедительную картину хаоса и противоречий в суждениях эстетиков и философов о сущности искусства.
Искусство есть воспроизведение действительности, говорили одни. Оно показывает жизнь не только такой, какой она является, но и такой, какой она должна быть, значит, создает идеалы, добавляли другие. Искусство есть передача чувств человека другим людям, замечали третьи. Искусство является выражением идей, самовыражением человеческого духа, удовлетворением потребности в красоте. Все эти и многие другие положения, за исключением явно расходящихся с художественной практикой последовательно идеалистических выводов о том, например, что сущность искусства – в чистой форме, правильно отмечали какие-то существенные стороны художественной деятельности человечества.
И неполнота характеристики искусства в ранней эстетике была, конечно, следствием не субъективной слабости отдельных мыслителей, но следствием исторической ограниченности их воззрений.
Историческая ограниченность и социально-политическая тенденциозность эстетических систем прошлого заключалась, между прочим, и в том, что какой-либо подмеченный действительный признак искусства абсолютизировался, противопоставлялся всем другим и выдавался за единственный. Но вместе с этим исчезала и возможность определения действительной сущности искусства.
Наивное высокомерие последующих эстетических учений часто приводило к стремлению либо отвергнуть все найденное ранее и абсолютизировать какую-то новую грань предмета, либо механически соединить все известные признаки искусства. Между тем задача раскрытия внутренней связи и действительного единства множества функций и "сторон" искусства оказывалась по-прежнему до конца нерешенной.
орган внутренний студия художник
Так, понять познавательную способность искусства нельзя, не имея в виду воспитательной цели художественного познания, а роль искусства как практической деятельности до конца выясняется лишь в связи с его духовным, идеологическим содержанием.
Современный мир определил сущность искусства наиболее научно и полно отнюдь не потому, что он соединяет многообразные высказывания о сущности искусства в единое целое и тем преодолевает неполноту каждой характеристики в отдельности, но прежде всего потому, что современный подходит к определению искусства с последовательно научных позиций.
Образ сотрудника ОВД на примере студии художников МВД имени М.В. Верещагина
Основными целевыми установками Управления воспитательной работы ГУК и КП МВД России являются:
разработка и реализация на практике мер по мобилизации личного состава системы МВД России на осуществление государственной политики в борьбе с преступностью, обеспечение правопорядка и законности;
формирование нравственных установок сотрудников органов внутренних дел, ориентированных на неукоснительное соблюдение Конституции, законов Российской Федерации, верность Присяге;
обеспечение морально-психологической устойчивости личного состава, повышение его общей и профессиональной культуры;
укрепление авторитета и престижа службы в органах внутренних дел;
организаторская деятельность по реализации законодательно установленных социально-правовых гарантий личного состава органов внутренних дел, семей погибших сотрудников и ветеранов системы МВД России.
Тот факт, что отдельные сотрудники ОВД занимаются не только охраной правопорядка, но и являются высококвалифицированными представителями сферы искусства с развитыми художественными способностями и богатым культурным миром, подтверждается многолетней работой Студия художников Министерства внутренних дел имени Верещагина.
Она была создана в 1969 году и представляет собой государственную творческую организацию, объединяющую профессиональных художников. Верещагинцы активно участвовали в разработке ведомственной символики и геральдики. Ими выполнены эскизы знамен МВД России и региональных управлений, ведомственных медалей и нагрудных знаков, дипломов-сертификатов об окончании высших и специальных средних образовательных учреждений министерства. Стоит отметить, что авторской работой руководителя студии Анатолия Бичукова является приз "Святой Георгий", ежегодно вручаемый лауреатам премии МВД России.
Художественный руководитель студии народный художник России, академик и вице-президент Российской академии художеств Анатолий Бичуков. Тема большинства произведений, представленных на выставке, – правоохранительная. Среди них – картина "Орден в Ханкале. Награждение сотрудников МВД России в Чечне" Ильяса Арсаланова – живописца, неоднократно бывавшего в горячих точках и посвятившего свою работу боевым будням наших солдат в Северо-Кавказском регионе. График Вячеслав Желваков выставил серию работ "История милиции – история страны", посвященную различным периодам в летописи отечественной милиции. Юрий Орлов создал ряд полотен о боевой учебе войск правопорядка. За прошедшие годы художниками-верещагинцами создано свыше двух тысяч произведений живописи, графики, станковой и монументальной скульптуры, медальерного и декоративно-прикладного искусства. Деятельность творческого коллектива студии снискала заслуженное уважение коллег и признание общественности. Безусловно, эта выставка способствуют повышению авторитета службы в МВД и вызывает у посетителей чувство глубокого уважения к людям, посвятившим себя защите закона и правопорядка.
Художники и работники студии поставили перед собой нелегкую, но очень благородную задачу – своими произведениями рассказывать о повседневном труде сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, не забывая при этом о становлении правоохранительных органов и их заслугах перед Отечеством, а значит, о славных традициях истории государства Российского, о русском подвиге.
Подобные виды деятельности не просто способствуют нравственному развитию самих сотрудников ОВД, но и значительным образом улучшают представление рядового гражданина РФ о людях, которые работают в этой профессии.
Ежегодно к Дню защитника Отечества и Дню милиции гостеприимно раскрываются двери галереи, где проходят выставки, посвященные будням и подвигам тех, кто охраняет наш покой, спасает жизни людей, по-настоящему заботится о благе Родины. Поэтому-то на выставках всегда представлены исторические картины, портреты, пейзажи. Скульптура, живописные, графические работы – все они посвящены Отечеству, его истории, рассказывают о России, о красоте и славе родного государства. Разнообразные по тематике, эти работы всегда объединены темой подвига, подвижничества, воинской доблести и подчеркивают связь времен и поколений.
Студия призвана быть истинным летописцем истории образования МВД России и каждодневного подвига сотрудников правопорядка, а также всех, кому близки такие понятия, как любовь к Отчизне, доблесть, готовность к самопожертвованию. О доблести, мужестве, об истории, как самого Министерства, так и его рядовых воинов повествуют многие, созданные художниками Студии работы. Создано же их около двух тысяч: это произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура. Например, к 200-летию МВД художники Студии написали портреты всех 62 министров, художественный руководитель Студии А.А. Бичуков принял участие в разработке архитектурного проекта храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм со скульптурными изображениями Ангела-хранителя установлен у здания МВД.
Художники Студии рассказывают о подвиге милиции в годы Великой Отечественной войны, о подвигах солдат и офицеров внутренних войск в Северной Осетии, Карабахе, Чечне, Буденовске. Художники Студии создают живописную летопись милицейского подвига, милицейских будней.
Студией более 30 лет руководит Анатолий Андреевич Бичуков. Анатолий Андреевич возглавил Студию в 1974 г. и остается ее руководителем до сих пор, совмещая работу в Студии с ректорством в Московском государственном академическом художественном институте им.В.И. Сурикова. Анатолий Андреевич Бичуков – народный художник России, профессор, академик, вице-президент Академии художеств, полковник внутренней службы, лауреат многих премий. Он всемирно известный мастер. Созданные им в разные годы скульптурные композиции украсили многие города и музеи мира и стали неотъемлемой частью Москвы: на Поклонной горе установлен памятник "Защитникам земли Российской", Тверской бульвар украшает памятник поэту Сергею Есенину, на Трубной площади возвышается памятник "Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга", ставший символом Московского международного кинофестиваля и называемый чаще всего в народе "Святой Георгий". Украшением интерьеров Московского Кремлевского дворца являются скульптурные портреты российских императоров и аллегорические образы России и Правосудия. Основная, любимая тема скульптора – лирическая. Это памятники поэтам Сергею Есенину и Александру Сергеевичу Пушкину, установленные в России и за рубежом. Им созданы памятники. посвященные милиции и милицейскому подвигу: знаменитый "Святой Георгий" на Трубной, памятник "Воинам внутренних войск" в московском районе Лефортово, памятник воинам пограничникам – "Выпускникам-голицынцам" в поселке Голицыно. Он – автор многих памятных досок. В творческой судьбе А.А. Бичукова очень важную роль сыграл провинциальный городок Семенов – родина "золотой хохломы". В этом городе установлено пять памятников работы мастера. В 1979 г. в благодарность скульптору жители Семенова присвоили ему звание почетного гражданина города.
В студии работают высокопрофессиональные художники, многие из которых широко известны у нас в стране и за рубежом.
За прошедшие десятилетия создан богатый художественный фонд – свыше двух тысяч произведений живописи, графики, станковой и монументальной скульптуры, медальерного и декоративно-прикладного искусства. Студия постоянно организует выставки в подразделениях МВД России, в разных регионах, ведет большую культурно-просветительскую и воспитательную работу среди сотрудников правоохранительных органов и населения страны.
Произведения верещагинцев находятся в галереях и музеях, установлены на улицах и площадях России, разных странах мира. Выставки художников проходили во Франции и Великобритании, на Кипре и в США, в Италии, Швеции, Германии, Португалии, Турции и Греции, а также в крупнейших выставочных залах России.
При студии имеется галерея, где устраиваются выставки, посвященные знаменательным датам и праздникам. Ежегодно здесь проводится конкурс детского рисунка "Моя милиция меня бережет", в котором принимают участие дети сотрудников правоохранительных органов со всей России. С 1993 года студия носит имя великого русского художника Василия Васильевича Верещагина, чья жизнь и творчество – яркий пример служения искусству и Отечеству.
Верещагинцы продолжают традиции великого мастера, все, что они делают, пронизано подлинным духом патриотизма и гуманизма. Работы художников изображают повседневную жизнь и скрытую от глаз простых людей, полную опасностей службу сотрудников правоохранительных органов. Студийцы поддерживают тесный контакт с различными подразделениями МВД, выезжают в командировки к месту учений и испытаний отрядов специального назначения "Витязь", "Русь", "Рысь", в горячие точки. Все авторы разные, но каждый находит что-то созвучное своей творческой индивидуальности и о том, что показалось особенно важным, рассказывает зрителям.
Задание: охарактеризуйте искусство Московского государства XIY-XV вв.
Эпоху русского средневековья принято датировать XIII-XVI вв. Это длительный этап консолидации и развития великорусской народности и ее культурной среды и пространства, тенденций и форм. Культурологи и искусствоведы условно разделяют этот этап на два периода [14].период – с 1240 г. до середины XIV в. Это время наиболее трагического состояния русской культуры. Разрушение, утрата, упадок – основные черты всех без исключения направлений и сфер древнерусской культуры. Такое положение – результат монголо-татарской агрессии с одновременной экспансией со стороны западных соседей – немецких, шведских, венгерских, датских и польских феодалов.период – со второй половины XIV в. до XVI в. включительно. Он характеризуется неуклонным подъемом экономического потенциала русских земель с одновременным ростом национального самосознания. Идет процесс формирования великорусской народности, который сопровождается подъемом, а затем и возрождением русской культуры.
Внутренним рубежом в развитии культуры II периода стала Куликовская битва (1380 г.), после которой начинается динамический подъем, идет слияние местных художественных школ и стилей в общерусскую культуру [6, c.88].
С XIV в. в русских землях стали использовать для записей бумагу (вывозили из-за границы) вместо дорогостоящего пергамента. Рост потребности в записях повлек за собой ускорение письма. На смену "уставу" приходит "полуустав" – более упрощенное написание букв, позволяющее вести беглое и свободное письмо, а с XV в. – скоропись, близкая к современному письму.
Распространение грамотности и знаний почти не затронуло деревенское население. Основная масса его оставалась бесписьменной. Разнородные знания (иногда весьма причудливые) об окружающем мире, природе, человеке, устройстве мира передавались изустно в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, пословиц и поговорок, сказок, эпической поэзии, песен и т.п. Церковь и ее учение составляли духовную жизнь сельского населения, определяли его быт, нравы, обычаи.
Драматические события XV вв. способствовали развитию литературы. Наряду с освоенными жанрами, появляются новые, изменяются уже существовавшие, расширяется круг пишущих.
Ведущим жанром оставалось летописание. Если в XIII в. этот жанр древнерусской литературы едва теплился в северо-западных землях, то с XIV в. складываются новые центры летописания и потому летописи этого времени носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV – начало XV вв.
В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия. Его главная идея – необходимость союза московской великокняжеской власти с городским населением для политического объединения Руси.
В начале XV в. в Москве составлен общерусский свод – Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г. В 80-е гг. XV вв. появился Московский летописный свод. Характерно, что все своды начинались с "Повести временных лет". Их главная тема – идея общерусского единства.
Общерусский характер носил и Новгордско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в. В середине XV в. (1442 г.) появился "Хронограф". Автор этого исторического произведения Пахомий Логофет рассматривал русскую историю в контексте всемирной истории [14].XV вв. – время расцвета древнерусской литературы. Ей присущи жанровое и стилистическое разнообразие и высокое нравственное звучание.
Наиболее распространенным и любимым жанром этой эпохи стали военно-исторические повести. В их основе лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи. Военно-исторические повести – светские произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству, хотя многие из них перерабатывались в духе церковной идеологии и даже включались в летописи.
Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь в основном оборонного зодчества. В XIV-XV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и "Довмонтова города". В начале XIV в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.
Первые монументальные постройки в Москве относятся к концу XIII в. Это Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле, просуществовавшие недолго и уже через полвека замененные новыми постройками.
Оживление строительства в Москве относится ко времени ее усиления при Иване Калите (II четв. XIV в.). В отличие от Новгорода и Пскова монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер. В этом смысле история московского зодчества схожа с владимиро-суздальской: московские князья выступали продолжателями объединительной политики "владимирских самодержцев" XII-XIII вв., а развитие культуры прочно опиралось на владимирское наследство [7, c. 195-196].
Каменные постройки того времени – Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский Собор (1333), церковь – колокольня Иоанна Лествичника (1329) – все были возведены в Московском Кремле. Все храмы были белокаменными. Стены украшал белокаменный резной декор. Колокольня Иоанна Лествичника играла роль дозорной вышки Кремля. Все эти постройки не сохранились и известны по археологическим раскопкам и письменным источникам.
Но именно эти постройки предопределили композицию центрального ансамбля Кремля на два столетия.
Московское строительство второй половины XIV в. связано с именами князя Дмитрия Ивановича (Донского). При нем Московский Кремль расширяется и получает каменные стены протяженностью около 2 км с девятью башнями (1367 г.). Заложены каменные храмы – Чудов монастырь (в Кремле), Симонов монастырь, прикрывавший дорогу к Москве с юга; белокаменные храмы в Коломне, Серпухове, Звенигороде, Можайске. В целом за вторую половину XIV в. московские мастера возвели не менее 10-ти белокаменных храмов. В "послекуликовский период" каменное строительство получает большой размах. В начале XV в. были построены соборы Троицкий (1422-1423 гг.) Троице-Сергиева и Рождественский Савво-Сторожевского монастырей. Оба храма сурово массивны и статичны [14].
В конце XV в. возведен заново Московский Кремль. К этой работе были привлечены итальянские мастера, среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари.
В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля (1485-1495 гг.) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Территория Кремля (26,5 га) была защищена стеной из красного кирпича, длиной более 2-х км, толщина стен – 6,65 м, высота стен – 19 м. Возведены были 18 башен (из 20 – ныне существующих). Первой была заложена Тайницкая башня. В ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады. Сначала строилась южная стена, чтобы прежде всего защититься от ордынцев. Башни Кремля имели 4-скатную крышу, их назначение – военно-оборонительное. Зубчатые стены с бойницами для ружей и пушек, башни с дозорными вышками, дубовые ворота со стрельницами, широкие крепостные проходы, позволявшие передвигаться большому числу воинов, – все делало Московский Кремль неприступной крепостью и вместе с тем – шедевром русского зодчества.
Как Кремль – крепость Ивана III почти полностью повторял план Кремля Дмитрия Донского, так и новые храмы возводились на местах старых храмов Ивана Калиты. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи.
Первым был построен Успенский собор (1475-1479 гг.). Его строитель – итальянский архитектор Фиораванти, уроженец г. Болоньи, прозванный за свое искусство Аристотелем.
В документах архива г. Болоньи архитектор именуется "удивительным" гением, а его творения признаются "невероятными". Неудивительно, что именно его пригласили строить главный собор в столице Российского государства.
При постройке Успенского собора Фиораванти, следуя образцу Владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с нормами итальянского Возрождения.
Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новым был построен Архангельский собор (1505-1509 гг.). Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в ее облике нет ничего мрачного, храм представляет собой двухэтажное палаццо в духе Ренессанса, что знаменовало усиление светских тенденций в русской культуре.
Благовещенский собор (1484-1489 гг.) и церковь Ризположения (1484-1486 гг.), построенные русскими мастерами, более связаны с русскими традициями. Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж – подклет и окружены открытой галереей; по фасаду и апсидам проходит аркатурно-колончатый пояс [6, c.75].
Среди гражданских построек Московского Кремля возводится Грановитая палата (зодчие Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487-1491 гг.). Это большой зал, площадью около 500 м2, при высоте более 9 м, перекрытой четырьмя крестовыми сводами. В палате московские государи стали принимать иностранных послов. Величественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади.
Завершал ансамбль высокий "столп" храма-колокольни Ивана Великого (1505-1509 гг., арх. Бон Фрязин). Это исключительная по красоте пропорций башня из стройных восьмериков с аркадами для колоколов.
Московская живопись XIV-XV вв. по размаху и стилевому разнообразию не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция. Это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру. Но именно он на рубеже XIV-XV вв. стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, теремов Московского Кремля и др.
На рубеже XIV-XV вв. меняется соотношение видов живописи. Если в XIV столетии главной была фреска, то в XV в. первенство переходит к иконе. К этому времени относится и оформление так называемого высокого иконостаса. Возникновение высокого (или русского) иконостаса с его сложной иерархической и символической системой расположения икон считается достижением отечественной культуры. Византийское искусство не знало такой формы иконостаса. В византийских храмах (и в русских до XIV в.) алтарь был отделен от молящихся только невысокой перегородкой, которую украшали несколько икон. С конца XIV в. иконостас растет, а с XV в. становится обязательной частью внутреннего убранства храма. Он представляет собой целую систему поставленных в несколько горизонтальных рядов икон, которые образуют высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма [14].
Список использованной литературы
1.Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: Учебное пособие – М.: МосУ МВД России. Издательство "Щит-М", 2007.
2.Гуревич П.С. Эстетика: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ. 2011.
.Зенина М.Р., Кошман Л.В. и др. История русской культуры. М., 1990.
.Золкин А.Л. Эстетика: Учебник. – М.: Высшая школа. 2008.
.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.
.История культуры России. М., 1993.
.История русского княжества. В 3-х томах, Т.I. М., 1991.
.Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Щит-М. 2009.
.Культурология. Курс лекций / Под ред.А. А. Радугина. М., 1996.
.Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность" / (В.Я. Кикоть и др.); под ред.В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2011.
.Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие // Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. – М., 2007.
.Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М., 2006.
13.http://rusipa.org/files/n16_17. pdf <http://rusipa.org/files/n16_17.pdf>
14.http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook144/01/part-004. htm <http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook144/01/part-004.htm>