- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 249,44 Кб
Искусствоведческий сравнительный анализ двух скульптур: Давила Микеланджело и Давида Бернини
Оглавление
Введение
. Интерес к библейскому царю Давиду людей искусства эпохи Возрождения
. Скульптура Давида Микеланджело
. Скульптура Давида в исполнении Бернини
Заключение
Список использованной литературы Введение
Актуальность исследования. В истории мирового искусства нередки случаи, когда к одному и тому же сюжету обращаются разные мастера, соответственно, трактуя его по-своему. Так получилось и со следующим героем. Особенно популярен в эпоху Возрождения был образ Давида, который олицетворял победу над более сильным соперником.
Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше – на античных, совсем мало – на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Б.Г. Кузнецов вводит понятие "внешний сюжет" скульптуры, который мог быть мифологическим, религиозным, и "внутренний сюжет", который всегда составлял конкретный человек. Причем образ поднимался до уровня идеи. Мировоззренческие поиски гуманистов нашли своеобразное отражение в скульптурных воплощениях библейского сюжета о Давиде: юноша-пастух победил великана Голиафа, спас народ от завоевателей, стал иудейским царем и мудро правил государством. Этот сюжет становится одним из самых популярных: с одной стороны, эта тема близка простому народу, а с другой – она очень созвучна гуманистическому индивидуализму с его героизацией человека.
К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени) Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик. Эти скульпторы имели совершенно различные цели. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя – это Давид Бернини.
Предмет исследования. Искусствоведческий сравнительный анализ двух скульптур: Давила Микеланджело и Давида Бернини.
Объект исследования. Анализ памятников объемно пространственных искусств.
Цель исследования.
произвести искусствоведческий анализ двух скульптур: Давида Микеланджело и Давида Бернини.
Задачи исследования.
. Интерес к библейскому царю Давиду людей искусства эпохи Возрождения.
. Скульптура Давида Микеланджело.
. Скульптура Давида в исполнении Бернини.
Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Гнедич П.П., Кузнецов Б.Г., Лазарев В.Н. и др. 1. Интерес к библейскому царю Давиду людей искусства эпохи Возрождения
Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 – 3-я кн. Царств, глава 2).
Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) – наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов – библейский царь Давид – на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.
Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель – Мессия – придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя – как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.
Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Так, главной достопримечательностью Флоренции является знаменитая статуя Микеланджело.
К образу Давида обращались крупнейшие мастера эпохи возрождения: Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Бернини. 2. Скульптура Давида Микеланджело
Микеланджело – знаменитый итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель и поэт. Родился Микеланджело Буонаротти в тосканском городке Капрезе, в 1475 году, в небогатой семье, где отец долгое время не мог смириться с талантом сына. Но в итоге отдал его учится в мастерскую Бертольдо Джованни, которую финансировал Лоренцо Медичи. И о главном. Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую "Давид" (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела.
13 сентября 1501 года Микеланджело Буонарроти приступил к высечению статуи древнего иудейского царя Давида. Скульптура стала одним из самых знаменитых произведений итальянского Возрождения.
Заказ на большого "Давида" получил Агостино ди Дуччо, который не создал ни одной статуи. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер. Глыба пролежала во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет. От дождя и ветра она стала портиться, и власти решили срочно с этим что-то делать. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело.
Творение гениального итальянца Микеланджело Буонарроти уже не одно столетие является неотъемлемой частью академического образования. Каждый, кто увлечен искусством, воспринимает этот шедевр глубоко индивидуально. Для Микеланджело взаимоотношения со своим творением также были весьма личными. Настоящее противостояние, состязание в котором молодой скульптор был одним из воинов, стоящих на защите Добра.
"Давид" – самая грандиозная скульптура Микеланджело. Высота творения превысила 5 м. Размер не определяет художественной ценности произведения искусства, но насколько больших усилий требует от автора даже сложно представить.
Скульптура Давида Микеланджело
Попытаться поставить себя на место художника можно в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, расположенном в Москве, где представлен слепок скульптуры. Специально установленный постамент позволят приблизиться к нему как раз на то расстояние, на котором работал мастер, высекая вручную каждую деталь. Находясь на таком расстоянии, видишь лишь незначительную часть фигуры. Скольких усилий стоило Микеланджело сотворение целостной прекрасной статуи Давида из этих малых фрагментов известно лишь ему самому, но вопреки всем трудностям один из величайших шедевров мирового искусства появился на свет.
Давид Микеланджело. Фото
История "Давида" Микеланджело насчитывает 505 лет, однако это была далеко не первая попытка увековечить библейского героя. В XIV веке фигура Давида была изображена живописцем Джотто на крыше флорентийского собора.
За столетие до Микеланджело, двухметровый "Давид" вышел из-под резца скульптора Донателло. Размеры статуи показались попечителям собора недостаточными и ее передали местному правительству.
Долго велись споры о том, как поднять большую скульптуру на высоту собора, лишь в середине XV века было принято решение создать скульптуру из цельного куска мрамора, а ее подъем на огромную высоту отвести на долю новейшей техники того времени.
Специалист по созданию рельефов, Агостино ди Дуччо должен был обтесать мраморную глыбу, а Донателло создать заветную скульптуру. Смерть Донателло нарушила эти планы, лишь спустя полвека к работе над статуей приступил Микеланджело.
Известный писатель и художник того времени Вазари в своем сочинении "Жизнеописания" рассказывает немного иную историю. Например, о том, что мраморная глыба была испорчена и отдана Микеланджело, который затем поразил всех готовым шедевром. Из этого же повествования и шутка о неком правителе Флорентийского государства, который доказывал скульптору, что у его Давида слишком большой нос.
Микеланджело сделал вид, что исправляет скульптуру и тогда правитель остался доволен, хотя ничего в шедевре не изменилось. Но это не более чем легенды, собранные из устных рассказов современников. Приступая к работе над "Давидом" в 1501 году, скульптор был уже широко известен по таким работам как рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", "Оплакивание" и "Мадонна".
Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображали юным, противопоставляя мощному зрелому образу Геркулеса, то Микеланджело в каком-то смысле соединяет эти два образа. Микеланджеловский "Давид" – беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.
Великий мастер избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы – ее начало. Герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем закончится неравный бой юноши с великаном, но, скорее всего, Давид победит. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо.
Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. В этом скульптор наследует традиции античной пластики, когда героев изображали обнаженными, подчеркивая их телесную красоту.
Юноша ждет боя с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя – классический пример контрапоста – уже подготавливает смертоносное движение.
Удивительно то, что с разных ракурсов Давид Микеланджело выглядит иначе. Особенно поражает изменение выражения лица скульптуры.
Оказавшись "гигантом" почти случайно (на высоте статуя не поражала бы величиной) "Давид" Микеланджело с самого начала был Гигантом по внутренней значимости. Он воплотил в себе идеал гармонической уравновешенности и красоты в сочетании с величием и пафосом патриотизма.
Давид в исполнении Микеланджело грозен, силен, уверен, но сила его не в оружии, его сила духовного характера. Нагота статуи усиливает ощущение легкости и спокойствия позы Давида, это поистине героическая нагота, свойственная скульптурам античных времен. Скульптуру прозвали Гигантом за ее размеры, но "Давида" Микеланджело можно с уверенностью назвать гигантом и по внутренней значимости. В его образе воплощен гармоничный баланс красоты и силы. 3. Скульптура Давида в исполнении Бернини
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь – 28 ноября 1680, Рим) – великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны "повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью".
В отличие от Микеланджело Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. "Давид" (1623) Бернини самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя.
давид скульптура микеланджело бернини
"Давид" Бернини
Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Выбор именно этого сюжетного момента позволяет Бернини показать юношу в наиболее напряжённый момент схватки – с лицом, полным ненависти к врагу, в предельно резком развороте корпуса, склонённого и изогнутого. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Гримаса на лице передаёт совершенно определённое намерение, а огромная напряженность искривлённого тела демонстрирует силу, которую Давид готов выпустить. Все члены и мускулы тела участвуют во взмахе рук,чтобы метнуть в противника смертоносный камень. Место перед статуей становится частью концепции. Гримаса на лице представляет совершенно определенное намерение. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.
Три проекции "Давида" Бернини
Давид Бернини – это "воинствующий плебей", бунтарь, в нем нет ясности и простоты скульптур кватроченто, классической гармонии Высокого Ренесанса. Его тонкие губы упрямо сжаты, мелкие глаза зло сузились, фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси.
Давид Бернини психологически напряжён и, уж, конечно, нет в нём ясной гармоничности. Это эталон искусства барокко, которое от двумерной статичной сосредоточенности резко перешло к динамической экспрессии в трёх изменениях. "Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, – сказал Бернини. – И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью".
В конце отметим, что одна из лучших работ Лоренца Бернини – скульптура "Давид" воплотила в себе черты своего автора. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барбериник, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида. Заключение
К образу Давида обращались крупнейшие мастера, одними из которых были Микеланджело и Бернини. Эти гении создали статуи, которые не просто вошли в золотой фонд искусства, а стали этапными в развитии мировой скульптуры. Если говорить о художественной эволюции образа, то он был далек от библейской первоосновы. Прослеживается нарастание драматизма сюжета. Микеланджело изображает Давида готовящимся вступить в схватку с Голиафом, уверенного в своих силах. У Бернини мы видим Давида в разгаре боя, причем в композиции ничто не указывает на его победоносное завершение. Усложнение содержания постепенно привело к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (высокий Ренессанс – развит юноша; Новое время – взрослый человек). Соответственно, и выглядел он у мастеров по-разному.
Давид Бернини – это абсолютный антипод завершенному действию в статуях своих предшественников, спокойно-уравновешенных гармоничных героев Возрождения. В эпоху Бернини, когда само общество является центром и все рассматривается через призму его интересов, способ изображения совсем другой. Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Фигура Давида Бернини находится в резком развороте и наклоне, который нарушает композиционное равновесие, требует рассмотрения с разных сторон. Скульптурные композиции этого времени характеризуются особой напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то изменений.
Таким образом, через образ Давида Микеланджело и Бернини мы можем проследить, как эпоха влияет на изображение обнаженного мужского тела. Список использованной литературы 1. Вельфлин Г. Классическое искусство. – СПб.: Алетейя, 1999. . Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. – М..: Искусство, 1977. . Всеобщая история искусств. Под общ. ред. Колпинского Ю.Д., Ротенберга Е.И. – М.: Искусство, 1962. 4. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2002. . История искусства зарубежных стран. Том 2. – М.: Издательство "Академия художников СССР", 1963. . История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. – М..: Искусство, 1971. . Котельникова Т. (пер.) Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство. М.: Астрель: АСТ, 2007. . Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М.: Наука, 1979. . Лазарев В.Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество.- М..: Искусство, 1964. . Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. . Представление о человеческом теле в итальянской гуманистической мысли 15-18 вв. и их скульптурное воплощение в образе Давида. Под ред. Заболоцкой К.В., Ярошенко С.Я. – М., 2006.