- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,25 Мб
Использование основных закономерностей цветоведения при создании декоративного натюрморта
Содержание
Введение
. Теоретический раздел
.1 Аналоги мирового искусства
1.2 Графические поиски композиции натюрморта
.3 Поиск цветовых вариантов натюрморта
1.4 Цветовая гармония
. Практический раздел
Заключение
Библиографический список
Введение
Тема моей курсовой роботы звучит так: « Использование основных закономерностей цветоведения при создании декоративного натюрморта».
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника – передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, постижения законов цветовой гармонии и приобретения технического мастерства живописной моделировки формы.
Натюрморт наиболее излюбленный жанр в искусстве многих художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременные аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека. В картине – натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам.
Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Можно различать натюрморты по колориту (теплый, холодный), по цвету (сближенные, контрастные), по освещенности, по месту расположения (в интерьере, в пейзаже), по времени исполнения (краткосрочный, долговременный), по постановке учебной задачи (реалистический, декоративный) и т.д. натюрморт декоративный композиция цвет
В данном случае речь пойдет о декоративном натюрморте, основной задачей которого является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности.
Основным принципом решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство.
Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров чувства цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы студентов.
Задачи: разработать и выполнить декоративный натюрморт, используя основные законы цветоведения и возможности декоративной композиции.
Цели:
· Использование полученных теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Цветоведение и колористика».
· Углубление теоретических знаний по заданной теме.
· Развитие творческой инициативы, самостоятельности, организованности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Аналоги мирового искусства
Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нём работали многие большие мастера, и история мирового искусства даёт нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта
Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определённое значение, как, например, натюрморты К. Петрова-Водкина, обострённые по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.
Такие мастера, как А. Матисс, шли по пути выявления декоративно – экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Для натюрмортов А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характерен культ единства формы и цвета.
Представители кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объёмы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. П. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы.
Фовисты создавали колористические контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к примитивному, а также средневековому и восточному искусству.
Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов. Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка.
Как и Машков, для утверждения декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах сочетания чистых открытых цветов.
Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна.
В декоративном натюрморте одну из важнейших ролей играет орнамент. Вот что говорит об орнаменте выдающийся график В. Фаворский: "Орнамент, я думаю, прежде всего – обработка поверхности: фактура, цвет и т. д., среди которых орнамент – частный случай. Если можно без орнамента -пусть без орнамента. Но при помощи орнамента легче дать поверхности характер. В конце концов какой-нибудь титул буквенный, заставка, концовка – это тоже орнамент".
Орнамент всегда складывается из двух моментов, а это часто забывают: из характера и ритмичности. Красоту мы действительно находим там, где имеется характер в сочетании с ритмом.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.
1.2 Графические поиски композиции натюрморта
Поиски мотива натюрморта заключаются в создании множества зарисовок с натуры в виде форэскизов, а также с постановки собственных композиций (рис.1). Постановка натюрморта играет большую роль. Необходимо руководствоваться конкретным замыслом, придерживаться определенного стиля. Натюрморт нужно «собрать» так, чтобы он был понятен, имел характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации.
Рис. 1.
Старайтесь максимально разнообразить эскизно-поисковый этап работы.
Начинать выполнение практического задания необходимо с внимательного анализа. Нужно изучить постановку с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.
На этом этапе важно делать быстрые этюды в цвете конкретных постановок, чтобы зафиксировать колористическое впечатление от натюрморта.
Выполняются графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов (рис.2).
Рис. 2.
После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом.
При работе над декоративным натюрмортом важно использовать базовые знания теории композиции. То есть основные принципы организации декоративной композиции, виды равновесия, соотношения форм.
С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.
Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
А также нужно обратить внимание на ритм, членение плоскости и другие приемы, которые помогут достичь выразительности в декоративном натюрморте, подчеркнуть его статичность или динамику.
Ритм – это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Он присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т. д.
Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе (рис.3)), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.
Рис. 3.
Используйте в работе всевозможные виды стилизации и трансформации форм (рис. 4).
Рис. 4.
Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до предельной остроты. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот (рис. 5).
Рис. 5.
Можно передвигать предметы, создавая декоративную композицию, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, драпировки для заполнения пространства, но главное – сохранить суть и узнаваемость постановки (рис. 6).
В декоративной композиции используют условную трактовку форм, выразительность силуэта, контуров и линий.
Условность в декоративной композиции проявляется и в трактовке цвета. Цвет является важнейшим компонентом декоративного образа. Декоративная роспись может быть без светотени, блика и рефлекса. Многие произведения характеризуются сочетанием насыщенных цветов. Цвет реального предмета может быть заменен символическим. Таким образом, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции.
Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.
Рис. 6.
Допускаются различные условности: предметы можно располагать на условной плоскости, преломлять их форму, изгибать и наклонять в стороны, подвешивать в воздухе. Перспектива в натюрморте также может быть изображена достаточно условно (рис. 7). Натуральные ракурсы нужно превращать в композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.
1.3 Поиск цветовых вариантов натюрморта
Можно сохранять цветовой колорит постановки, выполненной ранее в этюдах, меняя при необходимости лишь тональные соотношения, добавляя новые сочетания (рис. 8). Чаще всего при составлении натюрморта предметы подбираются по цвету, и это нужно использовать.
Рис. 8.
В зависимости от пластического хода композиции, можно применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных цветов или введением орнаментальных рисунков, динамический ритм ровных плоскостей наоборот подчеркнуть световым и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов (рис. 9).
Контраст – это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный – короткий, толстый – тонкий, крупный – мелкий. Контраст – противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы художником.
Рис. 9.
Поиски цветового решения композиции натюрморта необходимо вести обдуманно, для чего важно точно знать основные законы цветоведения. С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиваться решения различных творческих задач и создания необходимых эффектов.
1.4 Цветовая гармония
Гармония – это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония – это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
· – цветового тона;
· – светлоты;
· – насыщенности;
· – формы;
· – размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Признаки гармонии цвета:
1. 1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
2. 2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
. 3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
. 4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме – это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:
1. 1 часть светлого поля – 3-4 части темного поля;
2. 1 часть чистого цвета – 4-5 частей приглушенного;
. 1 часть хромотического – 3-4 части ахромотического.
5. 5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.
6. 6) Ясность и легкость восприятия.
. 7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.
. 8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.
. 9) Организованность, порядок и рациональность.
Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый и Зеленый, Фиолетовый и Голубой, Пурпурный и Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения.
Классическое сочетание цветов по Гете:
· – гармонично сочетаются Оранжевый и Синий, Желтый и Фиолетовый, Красный и Зеленый;
· – бесхарактерное сопоставление: Желтый и Оранжевый, Оранжевый и Красный, Красный и Фиолетовый, Фиолетовый и Синий;
· – негармоничное сочетание: Желтый и Зеленый, Зеленый и Синий.
Рис. 10. Цветовой круг Гете.
Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия «декоративности». Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.
Таблица 1. – Сочетание цветов с позиции декоративности.
| К | О | Ж | З | Г | С | Ф | П | Б | Ч | С е р ы й | К о р и ч | З о л о т о | С е р е б р о |
К | Х | – | ? | + | + | + | – | — | + | + | – | ? | + | + |
О |
| Х | – | — | + | + | + | — | + | – | — | ? | – | – |
Ж |
|
| Х | ? | + | + | — | – | – | — | + | – | – | |
З |
|
|
| Х | – | ? | + | + | ? | — | – | + | + | + |
Г |
|
|
|
| Х | — | ? | + | + | — | — | + | + | + |
С |
|
|
|
|
| Х | – | + | + | — | — | + | + | + |
Ф |
|
|
|
|
|
| Х | – | – | — | – | ? | + | + |
П |
|
|
|
|
|
| Х | + | – | – | – | + | + | |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
| Х | + | + | + | + | – |
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х | + | – | + | + |
Серый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х | ? | – | – |
Корич. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х | + | |
Золото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х | ? |
Серебро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
Пояснения:
ПЛОХО
– ОЧЕНЬ ПЛОХО
+ ХОРОШО
? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.
2. Практический раздел
В процессе работы над натюрмортом важно показать владение цветовой грамотой, знание свойств определенных цветов и способы их взаимодействия в композиции, а также учитывать связь формы и цвета, закономерности построения гармонических соотношений (рис. 11).
Рассматривая в качестве примера работы одного из студентов (кафедры дизайна и рекламы Калининградского бизнес-колледжа). Можно отметить что студент очень хорошо подобрал декоративную форму предметов к данному реалистичному натюрморту. Он умело пользуется законами цветоведения используя на холодном фоне белый контур, а на теплом холодный.
Рис. 11.
В качестве иллюстраций использованы работы студентов кафедры дизайна и рекламы Калининградского бизнес-колледжа: Барановой М., Виноградовой Е., Котун А., Семеновой А., Гинсар М., Никитиной Ю., Услонцевой Е., Искрицкой А., Абрамович Н., Ларионовой А.
Заключение
При выполнении данной курсовой работы были систематизированы теоретические знания, практические навыки и умения.
Были изучены примеры мирового искусства, основные характеристики цвета, рассмотрены принципы составления цветовых гармоний. Также был выполнен анализ графические поиски композиции натюрморта и поиск цветовых вариантов натюрморта.
Таким образом, задача выполнена и цель достигнута.
Библиографический список
1. «Живопись»[электронный ресурс], режим доступа: http://www.aamb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=92&Itemid=192 .
2. «Авторы »[электронный ресурс], режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%F0%FC%FF%ED,_%CC%E0%F0%F2%E8%F0%EE%F1_%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7 ;
. «Теплые и холодные цвета»[электронный ресурс], режим доступа: http://www.masteriua.ru/EMBROIDE/cvetn/200.html
. «Контраст»[электронный ресурс], режим доступа: http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0114.shtml
. «Декоративная композиция»[электронный ресурс], режим доступа: http://explosive.com.ua/2012/10/vyrazitelnye-sredstva-dekorativnoj-kompozicii/
. «Ритм»[электронный ресурс], режим доступа: http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0110.shtml
. «Теоретический особенности композиции»[электронный ресурс], режим доступа: http://ufafokus.com/theory_to_compositions.pdf