- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,4 Кб
Исследование ‘аниме’ как социально-культурного феномена
XV Российская научная конференция школьников «Открытие»
СЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исследование «аниме» как социально-культурного феномена
Выполнена ученицей
класса ГБОУ ОШИ «Шебекинская гимназия-интернат»
Соколовской Ириной Олеговной
Научный руководитель –
учитель английского языка ГБОУ ОШИ
«Шебекинская гимназия-интернат»
Волошина Валентина Викторовна
Ярославль, 2012
Содержание
Введение
§ 1. Выбор темы, ее актуальность и степень изученности
§ 2. Цели и задачи работы
§ 3. Источники и методы исследования
Глава I. Что такое аниме?
§ 1. История «аниме»
§ 2. Жанры аниме
§ 3. Кто такие отаку и мотивация
Глава II. Сообщество
§ 1. Основные характеристики сообщества
§ 2. Пространство общения
§ 3. Символика
§ 4. Традиции
§ 5. Межгрупповые отношения
§ 6. Вхождение в группу
§ 7. Субкультура ли?
Вывод
Список источников
Приложение
Введение
§ 1. Выбор темы, ее актуальность и степень изученности
Данное исследование посвящено изучению и анализу такого социально-культурного феномена, как «аниме»: Аниме ([‘anʲɪmə, ənʲɪ’mɛ] ср., нескл., яп. アニメ (инф.) [anʲime], от англ. animation – анимация) – японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.
Объектом данного исследования является субкультура, а предметом – анимешники.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающей популярностью аниме, а так же «аниме-сообщества». Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Реже используются другие источники, например, произведения классической литературы. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий).
Таким образом, признавая, что аниме прочно вошел в быт, сознание и лексикон постиндустриального общества, мы должны также признать, что он уже сейчас нуждается в подробном описании, анализе и осмыслении.
Также следует обратить внимание на крайне малую изученность рассматриваемого феномена, обусловленную, прежде всего его недавним появлением (История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе). Никаких фундаментальных исследований по рассматриваемой теме нам найти не удалось. Все проводившиеся исследования аниме можно условно поделить на две части:
) Обще-ознакомительные публикации в СМИ.
) Источники сети – Интернет.
§ 2. Цели работы
Основной целью данного исследования является описание такого социально-культурного феномена как аниме, его традиций и истории, а также рассмотрение и изучение сообщества анимешников как специфической субкультуры. В ходе исследования предполагается выполнить следующие задачи:
. Определить, является ли сообщество анимешников отдельной субкультурой.
. Выявить, что лежит в основе стремления людей примкнуть к рассматриваемому сообществу.
.Изучить, вырабатываются ли в процессе участия индивида в аниме – сообществе определенные культурные жизненные стратегии.
§ 3. Источники и методы исследования
Основным источником данного исследования является материал, собранный в процессе работы с Интернет-ресурсами и личного общения с участниками аниме-сообщества посредством виртуальных средств общения и «живого общения» непосредственно, а также данные, почерпнутые во время наблюдения за аниме-фестивалями, встречами «анимками» и участия в самих встречах. Также в нашем исследовании мы опирались на работы посвященные разбору актуальных проблем и тенденций развития современного общества Бориса Кагарлицкого, а также на опыт изучения субкультур Т. Щепанской, С. Левиковой.
Исследование было проведено посредством следующих методов:
а) Анкетирование;
б) Интервьюирование, которое проводилось двумя способами:
непосредственно живое интервьюирование;
интервьюирование, проводимое с помощью Интернета;
в) Наблюдение за проводимыми фестивалями и встречами «анимками»;
г) Включенное наблюдение;
д) Работа с Интернет-ресурсами;
е) Консультации со специалистами;
Глава I. Что такое аниме?
§ 1. История «аниме»
Японское слово «аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову «animation» (яп. アニメーション [анимэ:сён]), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько бо́льшую распространённость укороченной формы – «аниме» – оба слова имеют одинаковое значение в японском языке: они обозначают любую анимацию, вне зависимости от её стиля и страны производства. До середины 1970-х вместо него использовался термин «манга-эйга» («кино-комиксы»). По мере распространения японской анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки.
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «королём аниме и манги» – он заложил основы того, что позднее преобразовалось в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме. За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.
Появились аниме – сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.
Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанр кодомо) – аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми – сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное «взрослое» аниме. В отдельное направление выделились хентай – аниме порнографической направленности, яой и юри – аниме, повествующее об отношениях (как правило романтических) между людьми одного пола – мужчинами либо женщинами соответственно.
Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки. Его «Унесенные призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».
§ 2. Жанры аниме
Помимо обычных для кино и мультипликации жанров аниме делят: по целевой аудитории, по антуражу и технологиям (специфичные жанры, жанры общие с кинематографом), прочие.
§ 3. Кто такие отаку и мотивация
В буквальном переводе с японского "отаку" – это "ваш дом", очень вежливая форма обращения к собеседнику, близкая по значению к русскому "ваша милость". В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку", то есть "те, кто называет друг друга отаку".
К началу 1980-х внутри японских клубов поклонников научной фантастики начали возникать объединения поклонников аниме и манги. Со временем эти объединения оформились в самостоятельные клубы, а термин "отаку" закрепился за членами любых фэнских структур.
Сейчас в японском языке слово "отаку" значит "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее. Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок, и назвать так другого – это оскорбление. Конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку". В другие страны слово "отаку" было экспортировано в узком значении – "поклонник аниме и манги". Однако термин "отаку" часто используется и расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.". Заметьте, что за пределами Японии это слово не является оскорбительным, и потому вполне допустимо в общении с незнакомыми людьми.
Основная часть японских отаку – это старшие школьники и младшие студенты. За пределами Японии отаку обычно немного старше, но чем более в стране распространены аниме и манга, тем ближе их поклонники к японскому "стандарту". Первые отаку были преимущественно мужского пола, но сейчас (и в России в том числе) соотношение парней и девушек примерно 50/50. Что же движет человеком во время вступления в аниме-сообщество?
Участвовавшим в нашем исследовании информантам в анкете предлагалось выбрать основную причину участия в аниме-сообществе, и предлагались следующие варианты ответов:
Я получаю удовольствие от просмотра аниме;
Мне интересно общение с единомышленниками;
Я вижу новый способ развлечения в обыденной жизни;
Это возможность изучить другую культуру;
Эпатаж окружающих. Мой вызов серому обществу;
Некуда деть свободное время;
Приезжаю понаблюдать, но не участвую;
Собственный вариант.
Многие информанты отмечали сразу несколько мотиваций, потому мы решили провести своеобразный контент-анализ с целью выяснить, какая мотивация является преобладающей (Приложение 3, таблица 2). Итоги последнего варианта занесены в схему (Приложение 3, схема 4).
Итак, видно незначительное преобладание мотивации обусловленной поиском новых способов развлечения. Хотя определение этой мотивации является довольно размытым, можно все же заключить, что большинство анимешников получают удовольствие от просмотра аниме-фильмов. Сразу следом за этой идет мотивация получения информации о субкультуре другой страны. Здесь можно говорить о стремлении к новым ощущениям, определенном эмоциональном всплеске, ярким и запоминающимся чувствам, недостаточным в реальной жизни. Особенно хочется остановиться на мотивации занявшей третье место. «Эпатаж окружающих. Мой вызов серому обществу». Именно эта мотивация, получившая достаточно солидное количество голосов, несмотря на все уверения идеологов о полной социальной нейтральности движения, все же имеет место быть, более того, такая мотивация является весьма популярной.
Глава II. Сообщество
§1. Основные характеристики сообщества
Сообщество анимешников, как правило, имеет территориальную привязку к конкретному городу, хотя существуют некоторые сайты, объединяющие сообщества нескольких городов.
Одни зададут себе вопрос: «Кто они такие, эти анимешники, и чем они занимаются?» Другие же сразу ответят: «Это те взрослые люди, которые в свои двадцать лет до сих пор считают себя детьми и смотрят мультики с утра до ночи…»
Анимешник на самом деле чем-то похож на ребенка. Он может вести себя наивно и размышлять так же среди своих единомышленников. Но на самом деле это обыкновенный человек с обыкновенными проблемами и вопросами в его жизни. Он так же учится в школе, как и все дети, так же посещает лекции университета, как и все студенты, работает, как все взрослые люди… У него есть семья, домашние заботы, проблемы на работе или в школе. Все так же, как и у обычного человека…
«Только из-за того, что этот человек любит мультики, его называют анимешником? Я люблю фильмы, мой брат фанатеет от видеоигр, значит, мы тоже являемся чем-то схожим?..» – спросите вы. Как бы там ни было, что бы там ни говорили, но если человека «прозвали» анимешником, то он это «заслужил».
А еще анимешники часто употребляют смайлики, как в смс’ках, так и в школьных тетрадках или студенческих конспектах. Личности, что ни говорите, творческие. Даже если их творчество иногда проявляется не совсем в то время и в том месте.. Около 40% опрошенных упоминает об увлечении фото – и видеосъемкой, 37% занимаются музыкой, около 30% – компьютерным программированием, 25% -туризмом. Также среди упомянутых увлечений фигурируют изучение иностранных языков, театр, граффити, анимэ, КВН и т.д. Трое информантов упоминают об увлечении психологией, гипнозом, и так называемым «пикапом» (Приложение 3, диаграммы 1,2,3,4,5).
Чем занимаются анимешники?
Обычный человек, увлекающийся аниме, во-первых, смотрит аниме. Кто по телевизору, кто покупает диски на рынке (честно признаться, раньше было очень тяжело найти что-то подобное на DVD; ни один из продавцов даже малейшего понятия не имел, что такое это «аниме»; только несколько лет назад это увлечение стало столь популярным, что взрослые дяденьки начали зарабатывать на этом деньги). Во-вторых, он как-то пытается усилить свое увлечение: начинает рисовать героев аниме, писать продолжение любимого закончившегося сериала или же придумывать его новые сюжеты старых серий…
Еще анимешники интересуются мифологией, традициями Японии, мистическими существами и явлениями, астрономией, психологией и не только, ведь все это тесно связано с сюжетами аниме и его героями. Если анимешник, читающий мангу, уже никого не удивит, то переодетый в красочный костюм популярного аниме-персонажа, он уж точно привлечет к себе массу внимания. Такое чудачество называется косплей.Если не обращать внимания на некоторые странности в их поведении, например, «ня’канье» при виде чего-то красивого и милого, или «ксо’канье», если что-то не получается (заметьте, только в компании себе подобных!), их вполне можно назвать самыми обыкновенными людьми, которые ничем не отличаются от окружающих. Они не носят ярко-розовые одежды и не красят волосы в такой же цвет, как эмо, не обвешиваются цепями и не облачаются в траурные тона, как готы или металлисты, не выделяются экстра-неординарной внешностью, как панки… Изредка можно увидеть пару значков на сумке-почтальонке с разными аниме-картинками или футболку с мило улыбающейся мордашкой. А те, которые помимо просмотра аниме занимаются другой связанной с ним деятельностью и к тому же знают определенную лексику на японском, носят титул «отаку». Тру-отаку (те, кто полностью посвятил себя миру аниме) не сильно много, преобладают все же обыкновенные, скажем, просто-отаку.
§2. Пространство общения
) Виртуальное пространство. Нельзя сказать, что основным и единственным пространством общения является пространство виртуальное. Здесь, прежде всего, подразумевается общение на форуме, а также через программу ICQ, которая позволяет анимешника не только оперативно выяснить напрямую все личные вопросы, не вынося их на общий форум, но и общаться с участниками аниме-сообществ других городов и государств. Но непременно они содержат сленг, на котором следует остановиться для более подробного рассмотрения. Хотелось бы представить основные группы жаргонизмов, выделенных нами:
а) описывающие некоторые виды и категории аниме, а также мероприятий проводимых сообществом;
б) характеризующие героев аниме и манги,а также анимешников;
в) обозначающие некоторые предметы, используемые анимешниками;
г) деятельность анимешников (Приложение 3, таблица 3).
Также следует отметить, что для придания особой эмоциональной окраски своим сообщениям, участники сообщества используют «смайлики»
) Реальное пространство.
«Анимка». Основной формой общения российских отаку является "анимка" – собрание трех и более отаку в произвольном месте и в произвольное время. Бывают "анимки с просмотром" (когда отаку смотрят аниме дома или у кого-либо на работе), "анимки-культпоходы" (когда отаку идут в кино смотреть аниме или японский фильм), простые анимки, анимки на природе и так далее.
«Аниме-фес». Аниме – фестиваль – общее название для события, заключающегося в сборе людей, объединённых любовью к японской культуре с упором на увлечение мангой и аниме. Как правило, это – многодневные мероприятия (в том числе косплей), проводимые в конгресс-центрах, гостиницах, или даже университетских городках. Такие фестивали являются площадкой для рекламы и распространения продукции дистрибьюторами аниме. Зачастую на аниме-фестивали в качестве почётного гостя приглашаются видные деятели в производстве манги или аниме – художники, режиссёры.
«Косплей». Коспле́й м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play – «костюмированная игра») – форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусацу или исторический фильм про самураев. Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты.
§ 3. Символика
Татьяна Щепанская отводит символике центральное место в структуре сообщества. Именно фиксацию символики она считает первым этапом социализации индивида внутри сообщества. При этом под символикой она понимает не только вещи, телесные черты, слова или тексты, но также и моменты времени, действия, практики и т.д.
Определенная символика присутствует и у анимаешников, и о ней также стоит упомянуть. Сленг был достаточно подробно рассмотрен в предыдущем параграфе. Здесь же мы хотим уделить внимание визуальным символам.
В пример можно привести символ белгородского аниме-сообщества "белка" (Приложение 3, рисунок 1). Логотип клуба представляет собой стилизацию под каллиграфию, иероглифы, собственно, гласят "белка" и, одновременно, улыбающийся смайлик "^_^" начертание мордочки белки.
Помимо белгородского символа аниме, многие аниме-клубы имеют свою собственную символику. Это, как правило, изображение группы схожих предметов, но в то же время имеющих свои индивидуальные различия, что символизирует с одной стороны подчинение общим правилам, а с другой – наличие ярко выраженной индивидуальности каждого из участников.
§ 4. Традиции
Традиции, вырабатываемые сообществом, осуществляют трансляцию своей культуры, способствуя социализации внутри культуры новичков, приобщению их к утвердившимся внутри нее ценностям и правилам поведения, а также сплачивают сообщество через осознание себя единой группой с общими интересами.
Итак, к традициям аниме-сообщества можно, видимо, уже отнести проведение косплеев, ежегодных фестивалей в разных городах, совместные встречи анимешников, включающие в себя совместные походы в кинотеатры, Интернет-кафе, аниме-фес, кафетерии т.д. (Приложение 3, диаграмма 6).
§ 5. Межгрупповые отношения
К таковым можно причислить, во-первых, отношения с представителями старшего поколения, с родителями, во-вторых, с правоохранительными органами, и, в-третьих, с представителями других сообществ, субкультур.
) Отношения с родителями, возникающие по поводу участия индивида в данном сообществе складываются на самый разный манер. От восторга и желания присоединиться к сообществу – до полного неприятия и запретов на дальнейшее участие.
) С правоохранительными органами пока особо серьезных конфликтов не возникало. Изредка некоторые анимешники упоминают о незначительных конфликтах с сотрудниками охраны учреждений, на территории которых иногда устраиваются встречи («анимки»).
) Отношения с представителями других сообществ и субкультур являются довольно предсказуемыми: толерантные сообщества, такие как киберпанки, экстремалы, рокеры, геймеры и т.д. являются «поставщиками» новых членов для аниме-сообщества, агрессивные сообщества, такие как скинхеды, гопники и т.д. зачастую представляют для него опасность.
Таким образом, можно заметить, что аниме-сообщество хоть и не устроило смуту в современном пространстве, но, тем не менее, вызвало довольно заметный резонанс и оказало ощутимое влияние на структуру общей культуры.
§ 6. Вхождение в группу
аниме сообщество субкультура
Наиболее популярными первичными источниками информации об аниме, судя по результатам проведенного анкетирования, является интернет, телевидение, а также информация, полученная от друзей и близких. Таблица, представляющая полученные варианты ответов на вопрос об источниках (Приложении 3, таблица 4). Как видно из таблицы, случается и так, что человек узнает об аниме случайно, становясь свидетелем проходящего фестиваля или косплея.
Вхождение индивида в сообщество начинается все же не с участия в первой анимке, а со знакомства с членами сообщества. Регистрируясь на форуме, новичок знакомится с правилами участия в аниме-сообществе и общения на форуме, указывает некоторые свои данные, как правило, не обязательные. После регистрации на форуме индивид из пассивного наблюдателя превращается в активного участника и может с этого момента уже влиять на жизнь сообщества. Однако можно без оговорок назвать его полноценным анимешником до его непосредственного участия в «анимке», в аниме-фесе, косплее. Многие отаку считают свое первое посещение таких мероприятий наиболее запоминающимся и ярким событием. С этим согласилась половина опрошенных мной информантов.
§ 7. Субкультура ли?
Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна?
Прежде всего, нужно определиться с самим понятием «субкультура». Т. Щепанская определяет субкультуру как «знаковую и нормативную систему, способную к самовоспроизводству и относительно автономную в рамках более широкой системы культуры».
К категории «знаковости», рассматривая сообщество анимешников можно в первую очередь отнести сленг, специфическую манеру общения на форуме, которая, существенно отличается от других виртуальных сообществ. Кроме того, идеологическая база также несет в себе определенные черты «знаковости». Что же касается внешней символики сообщества, являющейся, по мнению Щепанской, ядром вокруг которого и группируются члены сообщества, то ее существование далеко не всегда является необходимым элементом для образования новой субкультуры. Что касается способности к самовоспроизводству, выделяемой Щепанской в качестве одного из признаков субкультуры, то ее наличие в сообществе анимешников уже подтверждено временем. Для того чтобы определить отношение отаку к отдельной субкультуре, была составлена сравнительная таблица, в которой были сопоставлены анимешник и субкультуры геймеров и флешмобов (Приложение 3, таблица 5).
Итак, мы можем сделать вывод о соответствии сообщества анимешников понятию «субкультура» в принятом сейчас научными кругами значении.
Вывод
В ходе проделанной работы был рассмотрен феномен как аниме, его традиции и история, а также рассмотрены и изучены сообщества анимешников как специфическая субкультура эпохи постмодерна.
Правомерность отнесения сообществ анимешников к понятию «субкультура» обеспечена присущими ему признаками данного понятия определяемых специалистами в области культурологии и антропологии Татьяной Щепанской, Светланой Левиковой. К этим признакам относятся, прежде всего, наличие собственного ценностного строя, обычаев, норм, символики, автономности внутри господствующей культуры, наличие механизма воспроизводства.
Были рассмотрены основные этапы формирования аниме-сообществ, мотивации вступления в сообщество. Выявлено влияние сообщества на процесс социализации индивида в обществе, и доказан факт выработки определенной жизненной стратегии у анимешников на основе опыта, полученного в сообществе. Результаты исследования служат стимулом для продолжения работы в данном направлении в будущем и открывают перспективы более детального и тщательного анализа этого яркого, загадочного и незаурядного феномена.
Список источников
1. Кагарлицкий Б. Восстание среднего класса. М.,УльтраКультура, 2003.
. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. ― М.: ОГИ, 2004.
. Левикова С. И. Молодежная Субкультура. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
. Американская модель: с будущим в конфликте. М., Прогресс. 1984. с.16-24.
Приложение 1
Изучение субкультуры
Анкета для информантов
.Имя и фамилия
Возраст
.Место проживания (название города, в котором живете).
родились и выросли, постоянно проживаете
прожили большую часть жизни
переехали недавно
проживаете временно
. Основной род занятий:
работаете
учитесь
учитесь и подрабатываете
работаете и учитесь на курсах, ОЗО вуза и т.д.
временно не работаете
не работаете и не учитесь.
. Укажите, какие чувства вызывает у вас ваша работа (для работающих)
вы увлечены своей работой, она вас вдохновляет, занимает основное место в вашей жизни.
вы считаете свою работу вполне достойной и перспективной
вы считаете свою работу приемлемой т.к. она приносит вам необходимый доход, но порой она вас угнетает и раздражает
ваша работа не приносит вам радости, вы бы с удовольствием сменили род деятельности
для вас работа – исключительно способ заработка, она вас не вдохновляет и не угнетает.
. Укажите, какие чувства вызывает у вас ваша учеба (для учащихся училищ, колледжей и вузов):
ваша специальность кажется вам чрезвычайно занятной и увлекательной;
вам нравится ваша специальность, но вам не нравится как ее вам преподают;
вы не находите вашу специальность особо интересной, однако она достаточно перспективна и востребована в современных условиях;
вам нравится учиться, но вы не представляете, что будете делать по окончанию вуза, и вас это угнетает;
вы разочарованы в выбранной специальности, будь у вас возможность, вы бы ее поменяли;
вам везде весело и интересно, вы умеете находить что-то занимательное во всем, чем бы ни занимались;
. Как вы выбрали свою специальность:
вас всегда интересовала ваша будущая специальность, вы пошли учиться «по зову сердца»;
из нескольких возможных вариантов вы выбрали наиболее на ваш взгляд подходящий;
вы выбрали специальность в последний момент, благодаря случайности;
решающим при выборе профессии было желание родителей;
вы пошли учиться туда, куда было легко поступить;
. Помимо работы/учебы вы также занимаетесь (поставить крестик):
спортом (укажите каким);
музыкой (какого стиля);
фото и видео;
техникой;
театром;
туризмом;
компьютерным программированием;
изучением иностранных языков;
живописью, другим видом искусства;
другое (укажите что).
. Помимо работы/учебы вы также занимаетесь (поставить крестик):
спортом (укажите каким);
музыкой (какого стиля);
фото и видео;
техникой;
театром;
туризмом;
компьютерным программированием;
изучением иностранных языков;
живописью, другим видом искусства;
другое (укажите что).
. Ваши музыкальные предпочтения (пометьте крестиком музыкальные направления, которые вам нравятся, укажите несколько ваших любимых исполнителей):
классическая музыка;
этническая;
этно-электронника, этно-рок;
джаз;
рок;
альтернатива;
ска;
рэгги;
рэп;
электронная музыка;
шансон;
поп-рок;
свой вариант.
. Ваши литературные предпочтения (любимые литературные жанры, 2-3 автора)
. Интересуетесь ли вы политикой? Если да, то в какой степени (2-3 фразы)
. Если бы завтра были выборы, за кого бы вы проголосовали?
. Каков уровень дохода вашей семьи?
достаточно низкий, приходится экономить на каждом шагу;
средний, на еду и одежду хватает, но покупка товаров длительного пользования вызывает затруднения;
выше среднего, вы почти ни в чем себя не ограничиваете;
высокий, вы не задумываетесь о деньгах, которые вы тратите;
. Определите свой темперамент
сангвиник (живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко и быстро переживающий неудачи и неприятности, отмечен высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи, эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются);
меланхолик (легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее, характерен низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью);
Холерик (быстрый, порывистый, резкий, стремительный, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, способный отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения);
флегматик (медлительный, невозмутимый, с резким уровнем психической активностью, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний).
Приложение 2
Опросник для информантов
Имя и фамилия
Возраст
.Место проживания (название города, в котором живете).
а. В указанном городе вы:
родились и выросли, постоянно проживаете
прожили большую часть жизни
переехали недавно
проживаете временно
. Основной род занятий:
работаете
учитесь
учитесь и подрабатываете
работаете и учитесь на курсах, ОЗО вуза и т.д.
временно не работаете
не работаете и не учитесь.
Давно ли вы увлекаетесь аниме?
Из каких источников вы узнали об аниме?
Хотели бы вы состоять в аниме-сообществе(клубе)?
Причина участия в аниме-сообществе:
Я получаю удовольствие от просмотра аниме;
Мне интересно общение с единомышленниками;
Я вижу новый способ развлечения в обыденной жизни;
Это возможность изучить другую культуру;
Эпатаж окружающих. Мой вызов серому обществу;
Некуда деть свободное время;
Приезжаю понаблюдать, но не участвую;
Собственный вариант
Приложение 3
Схема 1
Жанры аниме
Таблица 1
Мотивация для вступления в сообщество
Интерес, тяга ко всему новому и необычному | 11 |
Тяга к эпатажу, нестандартному поведению | 10 |
Желание развеять скуку, поиск новых развлечений | 8 |
Преодоление комплексов, самоутверждение | 12 |
Таблица 2
Контент-анализ основных причин участия в аниме -сообществе
Вариант ответа | |
Я получаю удовольствие от просмотра аниме | 14 |
Мне интересен сам процесс участия в аниме-мероприятиях | 8 |
Я вижу в аниме новый способ развлечения в обыденной жизни | 15 |
Это эпатаж окружающих, мой вызов серому обществу | 12 |
Это возможность почувствовать себя частью большого сплоченного организма | 4 |
Таблица 3
Таблица сленга анимешника
Описывающие некоторые жанры и категории аниме, а также мероприятий проводимых сообществом | Сёнэн, спокон, OVA, махо-сёдзё, Ме́ха, кодомо, гаремный сёнэн, косплей,анимка,аниме-фес |
Характеризующие героев аниме и манги,а также анимешников | |
Обозначающие некоторые предметы, используемые анимешниками | AMV, америме, Артбу́к, бункобан, ваншот, лоликон, нэко-мими, омаке манга |
Деятельность анимешников | Фанфик, фанарт, сканлейт,косплей |
Таблица 4
Источники информации об аниме
Возможные варианты | Количество информантов |
Интернет | 13 |
ТВ, СМИ | 8 |
Друзья, близкие | 11 |
Случайное наблюдение за проходящим фестивалем | 4 |
Заметили интересную графику на тетрадке | 2 |
Затруднились ответить | 3 |
Таблица 5
Сравнительная таблица субкультуры анимешников и субкультур геймеров и экстремалов
Анимешники | Геймеры | Экстремалы | |
Сленг | Есть свой сленг | ||
Отношения с родителями | Самые разные. От восторга до полного неприятия и запретов | ||
Использование компьютера | Частое | Редкое | |
Предпочтения в музыке | Различные | Рок, панк рок, альтернатива, техно | |
Возраст (в среднем) | От 20 до 37 | От 17 до 25 | От 15 до 25 |