- Вид работы: Отчет по практике
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 669,11 Кб
Исследование художественно-композиционных принципов оформления узбекских ковровых изделий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ
Институт искусств
Отчёт
По предмету: Художественное проектирование текстильных изделий для интерьера
На тему: Исследование художественно-композиционных принципов оформления узбекских ковровых изделий
Выполнила: Студентка группы 21-10 Китова Д.А.
Москва 2013
1. Объект исследования
Традиции оформления узбекских ковровых изделий
. Цель работы
Изучение и выявление стилевых признаков и композиционно-структурных компонентов узбекского ковра.
. Задачи исследования
а) систематизация основных композиционных схем по определенному принципу
б) выявление традиций и школ ковроделия
. Методы исследования
а) художественно- графический анализ
б) структурно- композиционный анализ
в) системно- исторический анализ
. Ход работы
. Сбор материала посредством пользования Интернет-ресурсом
. Работа с образцами ковровых изделий.
Проведенный анализ узбекских ковровых изделий дает выделить основные 4 школы ковроткачества. Все ковры Узбекистана делятся на 3 вида: коротковорсовые ковры гилям, длинноворсовые ковры джульхирс и обычные паласные ткани. Выявлены наиболее популярные районы ковроделия- ковры районов Самарканда. Для коротковорсовых ковров характерна глубокая красно-коричневая гамма, освещаемая гармонично сочетающимися огоньками цветных деталей основных медальонов, чаще всего геометрической формы. Джульхирсы монументальны по композиции, просты по орнаменту, эффектны по колориту. Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма – ткань, состоящая из гладких полос разного цвета, терма и гаджари, тканные в узор разными приёмами „переборной техники" и орнаментируемые рядами мелких геометрических или геометризованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами, араби, выполняемая так называемой ,,зазорной" техникой.
По археологическим данным, производство ковров и паласов, центры которого находились в Андижане, Самарканде, Кашкадарье, Сурхандарье и Хорезме, известно в Узбекистане с 1-го тысячелетия до н.э. Красочно оформленные узбекские ковры и паласы ткут из нитей восьми-де-вяти цветов, наиболее распространенными среди которых являются темные и ярко-красные.
К концу XIX в. Ковроделие из домашнего промысла удовлетворяющего внутренние нужды хозяйства становится промыслом товарным, приносящим постоянный доход. В это время появляется и ряд центров по выработке ковров, насчитывавших сотни ковродельщиц, работавших на рынок.
Исследователи центральноазиатского ковроделия указывают на сложение в этот период нескольких самобытных школ узбекского ковроткачества.
Из ворсовых изделий наибольший интерес представляли андижанские и самаркандские ковры и предметы убранства каракалпакской юрты.
Андижанские ковры вырабатывались киргизским и узбекским населением Ферганской долины. Типичным образцом хыдыршинского ковра второй половины XIX века, в котором раскрывалось своеобразие местных художественных принципов, являлся ковер, центральное поле которого занимает повторяющийся крестообразный мотив, в орнаменте каймы ведущим является мотив «волна».Сдержан колорит – он включает два котрастных цвета: синий и красный. Главным в решении андижанских ковров являлся лаконизм выразительного языка.
Другая школа ковроделия по своим художественным особенностям объединяет ковры узбекских племен: найман, туяклы, тюрк, юз кырк, проживавших в районах современной Джизакской области. Их ковровые изделия по техническм данным делились на _ыполненный_ые джульхирсы-джувараки, коротковорсовые гилямы и безворсовые паласы, шолча, “кохма”. Ковровщицы этих районов ткали небольшие постилочные ковры, декоративные занавесы “киз гилям”, полотнища для завертывания постели при переездах “бухджому”, ковровые ленты для скрепления остова юрт “кур”, “баскур”, безворсовые _ыполненн паласы- “толча”, “кохма”, вещевые мешки – “напрамач”, переметные сумки – “хурджун”.Джульхирсы представляли собой узкие дорожки, которые скреплялись швами в прямоугольное полотнище. Содержанием орнаментального декора джульхирсов являлись древние символические знаки: кресты, прямоугольники, ромбы, квадраты, треугольники, круги, восьмиконечные звезды, шести и восьмиугольные фигуры, сложные ромбовидные мотивы со ступенчатым контуром и отходящими от него спиралевидными завитками. Они чаще всего были представлены двумя композиционными вариантами. Для одного варианта характерно расположение орнаментальных мотивов ровными продольными рядами, иногда отделяющимися друг от друга узкими полосками. Для другого разработка центрального поля геометрической сеткой с диагональным членением. В обоих композициях едва обозначено каймовое обрамление, у наиболее старинных джульхирсов оно отсутствовало вовсе.
Орнаментальный декор джульхирсов имел четкий графический контур. Количество цветов достигало девяти: различные оттенки красного, коричневый, черный и немного синенго, желтого, белого и серого.
Среди ковровых изделий амударьинских каракалпаков, предназначенных для убранства юрты, представляли интерес выполненные в комбинированной технике: настенные мешки, торбы для одежды и особенно тканные полосы «бау»,которые живописно оплетали юрту. В юртовых дорожках чередовались вытянутые геометризованные медальоны. Узор, _ыполненный в ворсовой технике и поэтому рельефный и в то же время линейно-графический по начертанию, красочным силуэтом выступал на светлом и гладком фоне «баскура».
В конце XIX века в ковроделии произошли изменения. Усиление спроса в Европе на среднеазиатские ковры и вызванный ими торговый ажиотаж привел к расширению их производства, к спешке и небрежности изготовления. Творческое отношение заменялось копированием. Рисунок становился суше, схематичнее, мотивы упрощались и искажались неровной стрижкой. Толще становилась пряжа, уменьшалась ее крутка, сырье отбиралось и обрабатывалось менее тщательно. Большое влияние на изменение колорита ковров оказало введение анилиновых красителей. Исчезала мягкость и глубина цвета, тонкость его сочетаний, серебристый блеск ворса. На работу ковровщиц влияли вкусы заказчиков и скупщиков, которые определяли размеры и рисунки ковров. Заказывались ковры колоссальных размеров, для которых мастерицы не находили верных пропорциональных и ритмических решений узора. Ковроделие теряло свои традиции и вступало в полосу упадка.
Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма-ткань, состоящая из гладких полос разного цвета, терма и гаджари, тканные в узор разными приемами “переборной техники” и орнаментируемые рядами мелких геометрических или стилизованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами. Другая школа ковроделия в этот период функционировала в районах Нуратинского междугорья в среде населения тюркского происхождения. Нуратинские джульхирсы были более крупных размеров нежели джульхирсы Джизакской. На них изображались всевозможные вариации символических знаков. Они располагалисъ рядами по полю джульхирса, расчлененное на черные и красные полосы. Орнаментированное поле джульхирса обрамлялось небольшой каймой. 0бщий колорит джульхирсов 6ыл темно-красный. Коротковорсовые ковры, известные в этом районе под названием халы, отличались высокой плотностью.
На этих коврах чаще всего изображался орнаментальный узор – калкан нусха. Сетчатое распределение мотивов встречалось крайне редко. Орнаментальное поле ковров обрамлялось узкой каймой. Преобладающие цвета – коричневато-красный темного тона сочетающийся с ярко-красным; зеленый и синий темных тонов. Безворсовые изделия этой зоны ковроделия ткались на основе техник: кохма, терме, гаржары, бешкашта. В них изображались ромбовидные фигуры в различных сочетаниях и зигзагообразные мотивы. Их красочная гамма построена на сочетании темно-красных и темно-синих цветов.
Третья школа ковроткачества в конце XIX – нач. XX вв. сложилась в Ферганской долине. Ее родоначальниками были киргизы. Они ткали различные ковровые изделия в ворсовой и паласной технике: ковры-гилам, занавесы над дверью – эшик тыш, молитвенные коврики – джойнамоз, мешок для белья – чавадан. В ворсовых ковровых изделиях зтого периода воспроизводились всевозможные розетки, поданные в различных сочетаниях. Их композиционное расположение по полю было довольно разнообразным: в прямолинейном, чередовании широких продольных полос, в диагональном порядке, сплошным зашивом плотно примыкающих друг к другу орнаментальных мотивов. Красочная гамма ферганских ковров значительно отличалась от палитры других среднеазиатских ковров.Для нее характерно применение в равных пропорциях красныж и синих глубоких тонов.
Четвертая школа ковроделия сформировалась на территории Кашкадарьинской области у потомков переднеазиатских арабов, осевших в этом районе в 8-14 веках. Основная их ковровая продукция состояла из постилочных паласов, тонких паласов типа кизгилам, вещевых настенных мешков – карчин, торба, переметных сумок – хурджинов, футляров для ножниц, веретен, молитвенных ковриков – джойнамозов. Основой орнаментального декора этих паласных изделий являлись крупные символические знаки геометрического характера: ромбы, треугольники, зигзагообразные мотивы, трапеции, квадраты. Очень часто они изображались со ступенчатым контуром. В их распределении по полю можно выделить несколько традиционных композиций. В одних изделиях орнаментальные мотивы располагались продольными или поперечными полосами разной ширины, разделенных линиями. В других – центральное поле разрабатывалось сплошным узором, образующим сетку. Красочная гамма старинных паласов – араби включала пять-шесть цветов: коричнево-красный, оранжевый, темно-синий, темно-зеленый, белый и черный. Цвет орнаментального узора и цвет поля трактовались всегда в контрастных сочетаниях.
В 1950-х годах в содержании ковровых изделий прослеживается тенденция включения в композиции сюжетно-тематических и портретных изображений. Искусственное введение тем и образов станкового искусства в большинстве случаев на было органичным и противоречило художественному принципу ковроделия. В эти годы одновременно наблюдается поиск самобытного художественного стиля.
Рис. 1 Сюзане. Бухара. XIX в.
Размер 140*220.
Рис. 2 Ковер Наин. Середина XX в.
Размер 325*215. Высота ворса 7 мм.
Ковер состоит из центрального поля и бордюра. Орнаментальная схема центральной части ковра – одно медальонная. В центре ковра – крупный медальон овальной ступенчатой формы. В центре этого медальона – круг, внутри которого расположены повторяющиеся по форме мотивы. Бордюр состоит из одной широкой каймы и двух сопутствующих одинаковых полос. Широкая полоса бордюра решается более крупными однотипными элементами, ритмически повторяющимися по всей длине. Колорит данного ковра однообразен. Легкие пастельные сочетания цветов красных и бежевых оттенков.
Рис. 3 Сюзане. Бухара. XIX в.
Размер 90*115.
Композиция данного ковра состоит из центральной части и бордюра. Центральное поле занимает круглый мотив и четыре крупные растительные формы по углам. Все протоки фона окружены мелкими лиственными узорами. Мотивы характерны своей лаконичностью, размером и четкостью рисунка. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из ведущей широкой центральной каймы и сопутствующими вспомогательными полосами. Главная кайма аналогично заполнена крупными растительными мотивами и более мелкими формами. Крайняя кайма заполнена мелким статичным узором, который образует замкнутую композицию. Колорит ковра состоит из ярких красных, синих, фиолетовых цветов, находящихся на желто- оранжевом фоне.
Рис. 4 Сюзане. Ташкент. XIX в.
Размер 145*250.
Композиция данного ковра состоит из центральной части и бордюра. Центральное поле занимает круглый мотив и четыре крупные сердцевидные формы по углам. Все протоки фона окружены лиственными узорами. Мотивы характерны своей лаконичностью, большим размером и четкостью рисунка. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из единственной широкой каймы. Кайма заполнена одномасштабными растительными мотивами и более мелкими крестообразными формами, которые образуют замкнутую статичную композицию. Колорит ковра состоит из теплых красных, коричневых, оливковых цветов, находящихся на белом фоне.
Рис. 5 Джульхирс. Ташкент. XIX в.
Размер 125*230.
Орнаментальная схема центральной части ковра – одно медальонная. В центре ковра крупный медальон ромбовидной вытянутой формы. Внутри этого медальона есть центральный круг, который пересекают полосы по всей площади. По углам ковра располагаются 4 крупных круглых мотива, с сопутствующими мелкими растительными орнаментами. Бордюр состоит из одной узенькой каймы с одинаковыми мелкими геометрическими формами. Колорит ковра в сдержанных теплых оттенках синих, красно-оранжевых цветов. Фон молочно- бежевого оттенка.
узбекский ковер орнаментация
Рис. 6 Гилям. Ворсовый ковер. XX в.
Размер 196*158. Высота ворса 8 мм.
Рис. 7 Шерабада. Андижанский ковер второй половины XIX в.
Размер 120*195.
Композиция данного ковра состоит из трех полос. Центральное поле заполнено повторяющимися крестообразными мотивами. В орнаменте каймы ведущим является мотив «волна», который повторяет силуэты из центральной полосы. Все формы ковра лаконичны и пластичны, имеют крупную симметричную форму. Протоки фона заполнены мелкими круглыми узорами, выстраивающимися в линии. Сдержан колорит – он включает два контрастных тона. Желтый и красный цвет фона и черный цвет мотивов.
Рис. 8 Джульхирс. Ворсовый ковер. XIX в.
Размер 150*195. Высота ворса 5 мм.
Композиция данного ковра состоит из центральной части и бордюра. В центральной части ковра расположены орнаментальные мотивы ровными продольными рядами, отделяющимися друг от друга узкими ромбовидными полосками. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из ведущей широкой центральной каймы и сопутствующими вспомогательными полосами. Меньшая по размеру кайма заполнена одинаковыми статичными ромбовидными мотивами. Главная и крайняя кайма заполнена геометрическими формами, которые задают замкнутую динамичную композицию ковра. Орнаментальный декор мотивов имеет четкий графический контур. Колорит ковра сдержанный, состоит их теплый зеленых, коричневых, черных тонов.
Рис. 9. Турон. Длинноворсовый ковер XX в.
Размер 160*230. Высота ворса 6 мм.
Орнаментальная схема центральной части ковра – одно медальонная. В центре ковра крупный медальон ромбовидной вытянутой формы. Внутри этого медальона расположен овал с обрамляющими его мелкими мотивами. По углам ковра располагаются четыре крупных треугольника, котрые заполняются мелкими геометрическими узорами. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из ведущей широкой центральной каймы и сопутствующими вспомогательными полосами. Главная кайма заполнена крупными статичными одинаковыми мотивами. Остальные полосы имеют аналогичное заполнение с более мелкими мотивами. Колорит ковра в сдержанных теплых оттенках красных, синих, серых, бежевых цветов.
Рис. 10. Гилям. Коротковорсовый ковер XIX в.
Размер 120*235. Высота ворса 2 мм.
Композиция ковра – двух медальонная. Два крупных круглых медальона расположены друг под другом. Внутри медальона находятся аналогичные по форме мотивы с растительными разработками. По периметру медальона находятся одинаковые круглые мотивы. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из множества полос разной ширины с разным содержанием. Во всех полосах преобладают повторяющиеся растительные мотивы, одинаковые по форме и по размеру. Крайняя кайма заполнена геометрическим мотивом, который задает статичный вид композиции ковра. Медальоны в центре разделяют аналогичные полосы. Контрастный колорит, состоящий из красных и белых цветов.
Рис. 11. Сюзане. Бухара. XIX в.
Размер 115*225.
Композиция ковра – двух медальонная. Два крупных круглых медальона расположены друг под другом. Они полностью симметричны, но имеют разное заполнение. В одном медальоне центральна часть заполнена лаконичными растительными мотивами, расположенными по кругу. По углам находится аналогичное растительное заполнение с изображениями более реалистичных веток с цветами. В другом медальоне более изрезанное и пластичное заполнение. Геометрические изогнутые мотивы так же располагаются по кругу. По углам продолжается то же растительное заполнение из первой части. Логически завершает всю композицию ковра лаконичная однотонная кайма. Колорит ковра богат яркими сочными цветами, такими как: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, черный, белый. Цвет фона – теплый красный.
Все ковры Узбекистан делятся на 3 вида: коротковорсовые ковры гилям, длинноворсовые ковры джульхирс и обычные паласные ткани. Для первого вида ковров весьма характерны очень глубокая коричнево-красная гамма, которая освещается – и притом невыносимо гармонично – огоньками медальонов, цветных деталей, которые, как правило, обладали геометрической формой. Наилучшие коротковорсовые ковры так высоко ценятся за свои прозрачность и глубину тонов, декоративные качества и своеобразие орнамента, что известны далеко за пределами Узбекистана.
Длиноворсовый ковер также не менее популярен среди населения узбекистанских сел. При этом, данный вид искусства плетения ковров не был известен прочим народностям, живущим в Средней Азии. А в настоящее время длиноворсовые ковры становятся только популярнее: "виной" тому их удивительные декоративные качества. Кроме того, лучшие экземпляры перекликаются с ультрамодными тенденциями современного ковроделия.
Не менее разнообразны и паласы Узбекистана. В этот вид входит кохма – это ткань, которая состоит из гладки полос, окрашенных в разные цвета, гаджари и терма, которые ткутся с узором методом переборной техники. Множество орнаментов геометрических или растительных с зооморфными мотивами – перекликаются между собой, создавая удивительную красоту паласа.
v К концу XIX в. ковроделие из домашнего промысла становится товарным. Ориентация ковроделия на рыночный сбыт во многих центрах приводит к снижению технических и художественных качеств ковровых изделий. Они теряют былую высокую плотность узлов, упрощается и укрупняется рисунок орнаментальных узоров. Ковроделие – это древнейшее искусство создания необычайной красоты толстых махровых, гладких тканевых полотен с различным рисунком или узором. Они всегда были популярны. Причин на то множество: они создают уют, делают помещение теплым и домашним.
v Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. И жалко смотрелась та семья, которая не могла устелить полы своего дома достойными коврами. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества.
v Узбекские ковровые изделия делятся на три вида – ковры коротковорсовые гилям, длинноворсовые джульхирс и паласные ткани.
v Для коротковорсовых ковров характерна глубокая красно-коричневая гамма, освещаемая гармонично сочетающимися огоньками цветных деталей основных медальонов, чаще всего геометрической формы. Лучшие экземпляры узбекских коротковорсовых ковров высоко оцениваются за свои декоративные качества, глубину и прозрачность тонов, своеобразную простоту орнаментики.
v Издавна распространен среди узбекского сельского населения длинноворсовый ковер джульхирс. Этот вид коврового искусства не был известен в ковроделии других народов Средней Азии. Ныне он приобретает широкую популярность за свои декоративные качества и отчасти за перекличку с модными тенденциями мирового ковроделия, расширяющего производство длинноворсовых ковров. Джульхирсы монументальны по композиции, просты по орнаменту, эффектны по колориту.
v Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма – ткань, состоящая из гладких полос разного цвета, терма и гаджари, тканные в узор разными приёмами „переборной техники" и орнаментируемые рядами мелких геометрических или геометризованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами, араби, выполняемая так называемой ,,зазорной" техникой. Все виды паласных тканей иногда дополняются приемом накладною рисунка. Эта сложная и трудная техника, создающая впечатление вышивки, называется бешкашта. За последние полвека техника и орнаментация паласов араби получила большое распространение не только в среде узбекского населения, но и населения всех среднеазиатских республик.
v До начала XX века ковроделие было исключительно женским домашним промыслом сельского населения страны. В городах ковров не выделывали, хотя спрос на ковры здесь был тоже устойчив и высок, удовлетворяли его за счет ввоза ковров из соседних районов Средней и Передней Азии. В советское время были созданы ковровые мастерские при промысловых артелях республики, а с 1960 г. – небольшие фабрики в Хиве, Андижане, Шахрисабзе. Однако ручное домашнее ковроделие по-прежнему популярно среди населения Узбекистана.