- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,68 Мб
Исторические костюмы Древнего Египта и Древней Руси
1. ВИДЫ И ЖАНРЫ В ИСКУССТВЕ
Искусство – это творчество в целом.
Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства являются: изобразительное, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография, театр и т.д.
Изобрази́тельное иску́сство – раздел пластических искусств <#”803964.files/image001.gif”>
Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные схенти и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья <#”803964.files/image002.gif”>
Аксессуары.
Костюм <#”803964.files/image004.gif”>
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.
Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме.
Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями. Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.
Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани.
На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.
В период Нового царства появились и другие фасоны <#”803964.files/image006.gif”>
Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с подвесками – рясы вдоль щек, поднизь – на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в конце косы.
У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла – «сороки» и назатыльника.
Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол – «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.
Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем.
Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья, серьги, перстни, браслеты, булавки.
Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук.
В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой описывает костюм Елены жены боярина Морозова: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьяновые сапожки блестели золотой нашивкой».
костюм древнерусский живопись жанр
Литература
1. Каган М. С. Морфология искусства. – Л.: Искусство, 1972. – 440 с. – 20 000 экз.
2. Дональд А. Норман. Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. – М.: «Вильямс», 2006. – С. 384. – ISBN 0-465-06710-7
. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. – СПб.: Арт-родник, 2009.
. Египет: Земля фараонов. М.,1997.
. Кацнельсон И.П. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М.,1979.
. Мерц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.,2004.
. М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Т.I-IV. М.-СПб.-2001.
. Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
. Уайт Дж. Боги и люди Древнего Египта. М.,2004.
. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс»
Учебная и справочная для учащихся
1. Гузик М.А. Учебный путеводитель по художественной культуре России:: Кн. Для учащихся / М. А. Гузик. – М.: Просвещение, 2002
2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1.Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения / Глав. редактор М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999
. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств – М., 1990
. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М., 1974
Основная научно-исследовательская литература :
5. Алпатов М. Немеркнущее наследие. – М., 1990
6. Бусева-Давыдова И.Л. Художественная культура древней Руси // «Искусство», приложение к «1 Сентября», 1996, № 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18; 1997, № 1-10
. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М., 1983