- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,93 Кб
Историческое своеобразие культуры Древнего Рима
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.Этрусская культура как пролог римской культуры
.Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
.Культура республиканского и императорского Рима. Право, науки и искусство
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» – государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.
Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» – говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…
Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы – от Британских островов до Египта. Римское искусство – высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.
Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный аспект?
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.
Проблема эта является весьма популярной в исследовательских кругах. Ведь, несмотря на длительное изучение, четких ответов еще не получено. Хотя литературы для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. При написании этой работы я пользовалась изданиями по истории искусств, книгами по мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками.
Цель данной работы – исследование древнеримской культуры
1.Этрусская культура как пролог римской культуры
Победители-римляне отдавали побежденным этрускам должное и не уставали повторять, что они им обязаны знаками высшей государственной власти, целым рядом сооружений в Риме, искусством гадания, театром, музыкальными инструментами, военной трубой, ростром и якорем. Современные исследователи могли бы добавить к этому распространение письма в Центральной и Северной Италии, развитие горного дела, керамического и металлообрабатывающего ремесла, освоение заболоченных местностей с помощью сложной системы, основание ряда городов и связанных с ними элементов городской культуры.
Наиболее сильным было влияние этрусков в области архитектуры, градостроительства. "Величайший" цирк был построен при Тарквиниях между Авентинским и Палатинским холмалли. Вмещал 60 000 зрителей, он мог бы поспорить с сооружениями зрелищного типа наших дней. С помощью "величайшей" клоаки этруски осушили болотистую низину между Палатином и Капитолием, превратив ее в Форум – средоточие политической и торговой жизни города на семи холмах. Плиний Старший (I в. н.э.) произнес этому сооружению настоящий дифирамб: "Иногда Тибр гонит воды назад и потоки внутри сталкиваются, но, несмотря на это, крепкое сооружение выдерживает напор. Наверху везут огромные тяжести, но сводчатая постройка не прогибается; на нее па обломки зданий, но, тем не менее, она выдерживает семь сотен лет со времени Тарквиния Древнего, будучи чуть ли не вечной". 700 лет не такой уж большой срок для архитектурного памятника. Но и после этого "величайшая" из клоак просуществовала еще 19 столетий и является ныне частью канализационной системы Рима.
Храм этрусской триаде богов, возведенный на высоком цоколе на Капитолийском холме, римляне, правда, никогда не именовали величайшим, но именно он стал центром римской религиозной жизни, местом, куда поднимались завершить жертвоприношением праздник триумфа римские полководцы и откуда начинались торжественные религиозные шествия. Сколько бы ни уничтожался Капитолийский храм частыми в Риме пожарами, каждый раз его восстанавливали, ссылаясь на волю богов, на прежнем фундаменте и не меняя первоначального этрусского плана.
Имя мастера, выполнившего эту работу, осталось неизвестным, но сама бронзовая волчица была знаменита уже в древности.
К VII-VI вв. до н.э. относятся этрусские погребальные урны, терракотовые крышки которых были моделированы в виде человеческой головы. Позднее появляются терракотовые саркофаги со скульптурой покойного на крышке, а по стенам рельефы религиозно-мифологического содержания.
В атриумах этрусских, как впоследствии и римских, домов имелись шкафы с восковыми изображениями-масками предков. Во время похорон эти маски использовались в погребальной процессии. Этот странный обычай похорон описал во II в. до н.э. греческий историк Полибий. "Если умирает какой-либо знатный родственник, маски в погребальном шествии надевают на людей, наиболее близко напоминающих покойника ростом и всем сложением. Люди эти одеваются в одежды с пурпурной каймой, если умерший был консулом или претором, пурпурные – если цензором, наконец, вышитые золотом, если умерший был триумфатором". Не вызывает сомнения, что восковые маски использовались при отливке бронзовых статуй и бюстов. Как разительно отличаются эти этрусские и продолжающие их римские скульптурные портреты от греческих, создающих идеализированный образ! Реализм этрусского скульптурного портрета обусловлен не эстетической стороной, а сакрально-магическими представлениями.
Этрусская живопись – самая ранняя живопись Италии и в некотором смысле уникальный источник для понимания античной живописи вообще. Этрусские погребальные фрески и картины на терракоте дают возможность изучить развитие живописи в Италии на протяжении пяти-шести веков. Наиболее богатые этрусские гробницы представляют собой настоящие картинные галереи. Римская живопись II – I вв. до н.э. выросла на богатой художественной традиции этрусков.
Художественное мастерство этрусков проявилось и в области гончарного производства, поднятого на уровень искусства. Этрусские мастера создали оригинальную керамику угольно-черного цвета, известную в современной науке под названием буккеро. Во второй половине VII в. до н.э. в Этрурии налаживается производство ваз коринфского стиля. Рисунки на этих вазах нередко отличаются по своему типу от греческих. С середины VI в. утверждается чернофигурный стиль, сменяющийся во второй четверти V в. краснофигурным. Здесь также, несмотря на греческое влияние, мы видим своеобразие художественного вкуса и мироощущения этрусков. Влияние этрусского художественного стиля ощущалось и в Риме, особенно после создания там в VI в. до н.э. коллегии горшечников. Керамика, производимая в мастерских Этрурии, находила спрос вплоть до эпохи империи.
Об этрусках как народе с давними традициями обработки металлов говорит бронзовое литье, высоко ценимое в Италии и за ее пределами. Греки в V в. до н.э. широко пользовались бронзовыми этрусскими сосудами и светильниками. Остатки плавильных печей находят во всей Северной Этрурии.
В борьбе с заболачиваемостью почвы этруски осуществили в Италии мощные осушительные работы, привлекая для них насильственно согнанное население. Обнаруженная в Спине система каналов, заменивших улицы, дала археологам основание назвать этот город "этрусской Венецией". Этруски были первыми строителями мощеных дорог, соединивших Этрурию с Кампанией еще до того, как возникла поговорка "все дороги ведут в Рим". Благодаря борьбе с песчаными заносами этрусские города, расположенные в руслах втекающих в Тирренское море рек, были связаны с морем. Прекращение этих работ привело к превращению лагун в болота.
Этрусская колонизация способствовала возникновению в Лации, Кампании, Северной Италии городов со смешанным населением. На побережье Адриатического моря возникают города с этрусско-греческим населением, ставшие центрами торговли с Центральной Европой.
Тит Ливии сообщает, что в IV в. до н.э. римляне посылали своих сыновей обучаться в этрусские города, сравнивая этот обычай древних с современной ему практикой отправления молодежи в Грецию.
Обитатели Тиррении (Этрурии) и Лация во времена Феофраста (IV в. до н.э.) славились как знатоки лекарственных трав. Причем, можно полагать, что знание лекарственных трав пришло в Лаций из Этрурии. Не случайно Педаний Дискорид, знаменитый в древности фармаколог начала римской империи, приводил названия целебных трав не только на греческом и латинском языках, но и на этрусском. Целебные источники, открытые этрусками, использовались и в римское время. Этрусские врачи, судя по археологическим данным, первым и в Италии стали заниматься не только лечением зубов, но и их протезированием: обнаруженные золотые мосты с искусственными зубами и коронки свидетельствуют о высокой зубоврачебной технике, воспринятой в римское время. Многовековая практика гадания по внутренностям животных способствовала развитию ветеринарного искусства.
Известна роль этрусков в развитии римского сценического искусства. В 364 г. до н.э. римляне учредили по этрусскому образцу театрализованные представления типа пантомимы, элементами которых были танец и музыка. В это же время в латинский язык вошло этрусское слово актер. О музыкальной культуре этрусков дают представление изображения кифары, лиры, двойной флейты, трубы, горна, кастаньет. Музыка, судя по этим же изображениям, звучала на пирах, во время религиозных церемоний, принесения жертв, похорон. Наличие у этрусков особой коллегии музыкантов предполагает их профессиональное мастерство и сохранение традиций. Этрусская музыка отличалась страстностью, если судить по исступленным движениям танцующих на этрусских фресках.
Этрусские авторы создавали и трагедии, которые, правда, не сохранились. Но Варрон упоминает трагедии Волния. Об их содержания можно судить по иконографии этрусских фресок и рельефов, где присутствуют персонажи греческих мифов. Имеется основание думать, что этрусская трагедия основывалась и на исторической тематике.
После подчинения этрусских государств Римом этрусская культура стала частью культуры Рима и Италии. Писатели и поэты с чисто этрусскими именами встречаются в научной и художественной литературе последнего столетия римской республики. Сочинение отца и сыновей Сазерны, написанное на латинском языке, продолжает традицию этрусской агрономии. Помимо рекомендаций по обработке зелий и подсчетов рабочей силы и тяглового скота авторы давали советы о наилучшей разработке карьеров глины и месторождений руд, а также медицинские предписания. Выходцами из этрусских городов были римские поэты Вергилий, Персии, Проперций, входившие в кружок Мецената.
Значительность вклада этрусков в культуру Италии объясняется тем, что его предки – пеласги и тиррены – были носителями очень древних и богатых культурно-исторических традиций. Первые века этрусской истории, не представленные письменными памятниками, вряд ли когда-нибудь станут достоянием науки. Доступная нашему пониманию история этрусков составляет двести лет расцвета и четыреста лет постепенного упадка, вплоть до романизации этрусков.
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
древний рим культура право
Система ценностей древних римлян предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима, апелляцию к некоторым общечеловеческим ценностям. Вместе с тем по мере укрепления имперской власти и ее центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проникновения во все поры общества формируются мировоззрение и психология подданного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданного, его духовные ценности нашли великолепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом сагре Лет – «лови день», романе Петрония «Сатирикон» с его жуткой картиной морального разложения общества, в сатирах Ювенала, сформулировавшего главное правило римского паразитизма- «хлеба и зрелищ».
Для сложившейся в Древнем Риме системы культурных ценностей характерно глубокое противоречие между довольно высоким уровнем цивилизации и потребительским характером культуры, ведущим к паразитизму, моральному опустошению и общей апатии. Конечно, не все слои, и классы сложной общественной структуры римского Средиземноморья разделяли такую систему ценностей. В целом можно сказать, что она была приемлема для большей части городских жителей, в то время как сельское население, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей (колонов, адскриптициев, должников), а также низшие слои свободного крестьянства руководствовались другой системой жизненных координат, другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.
В разнородном римском обществе нельзя выделить какую-либо одну ведущую мировоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла философия позднего, или римского, стоицизма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Согласно Сенеке, весь видимый мир есть порождение вселенского божественного разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в котором так или иначе заключена частица мирового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневными делами, погоней за внешними благами, властью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от божественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование. Лишь лучшие люди, особенно познавшие законы природы, устройства мира, как бы разжигают искры заключенного в них божественного разума, освобождаются от давления жизненных обстоятельств, затягивающей трясины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование.
Иной была мировоззренческая система низших классов римского общества. Отмеченное известное процветание и стабильность римской империи благосостояние высших и средних классов общества базировались на тяжелом труде основных производителей материальных благ, рабах колонах, крестьянах, ремесленниках, близкий им низших прослоек античной интеллигенции. Для этих слоев как абстрактные истины стоицизма, утонченные представления о благом вселенском: разуме, противоречивое представление о внутренней свободе и тяжелом внутреннем долге, так и официальный оптимизм и радостная лояльность к власть предержащим, сугубо потребительское отношение к жизни и погоня за материальными благами оказались, в конечном счете неприемлемыми. Занятые тяжелым трудом на полях и мастерских основные производители римского общества создавали свою систему мировоззренческих ценностей, в которой преобладали черты здравого смысла и народной религии. В народной среде пользовались большим уважением традиционные моральные ценности – уважение к своей семье, дому, соседям. Среди низших слоев населения были широко распространены воззрения, согласно которым трудовая нравственная жизнь угодна богам и получит с их стороны посмертное воздаяние.
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство
Римское право – это система юридических норм и механизмов их реализации в жизни римского общества и государства. Как юридическая система римское право достигло такой завершенности и глубины, что стало одной из самых совершенных правовых систем не только Древности, но и средневековья и Нового времени и послужила одной из основ современного права. Создание такой системы является выдающимся достижением римской культуры в целом.
Римское право, как и любое национальное право, выражало особенности римского общества и его государственности на разных этапах его развития – от маленькой общины в области Лация до великой Средиземноморской империи. Выражая, прежде всего особенности внутренней эволюции Рима,
Усложнение социальной структуры римского общества, необходимость решения многих новых проблем управления обширной державой, усвоение других юридических систем способствовали динамическому развитию римского права, которое к концу Республики превратилось в сложную правовую систему. В ее структуре стали вычленяться четыре основных части: 1. Право квиритов – древнейшее ядро, восходящее к «Законам XII таблиц», обычаям предков и религиозным предписаниям, основанное на строгом соблюдении многочисленных формальностей; 2. Гражданское право – совокупность норм, обогащающих древнейшее ядро новыми законами, принятыми на народных собраниях, эдиктами преторов, постановлениями сената. Нормы гражданского права уже освобождались от буквализма и формализма архаического права и более опирались не на точность клятв и произнесения словесных формул, а на принципы справедливости и добросовестности участников правоотношений; 3. Право народов – совокупность юридических норм, регулирующих правоотношения между гражданами и негражданами (перегринами) и между перегринами. Эти нормы создавались как синтез принципов римского и местного права (например, эллинистических государств, африканских и придунайских провинций); 4. Естественное право, по словам одного из римских юристов, – это те нормы, которым природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам – сюда относится соединение мужского и женского начала, которое люди называют брачным союзом, порождение потомства и его воспитание.
Сформировавшаяся к концу I в. до н. э. система римского права охватывала самое широкое правовое поле, практически включая все сферы жизнедеятельности.
В системе римского права особо тщательную разработку получило гражданское (частное) право. Согласно определению самих римских юристов, система гражданского права предполагала совокупность эмативных актов, которые регулировали соотношения в обществе (4 типа):
) правоотношения, основным объектом которых был человек, личность, или, говорили римляне, лицо как совокупность определенных законом прав и обязанностей (учение «о лицах»);
) правоотношения, основным объектом которых были отношения лиц к вещам, определение права собственности и владения (учение «о вещах»);
) правоотношения, основным содержанием которых были обязательства, вытекающие из заключаемых договоров, трактов и пактов (учение «об обязательна»);
) правоотношения, возникающие между наследодателем и наследником (учение наследствах»).
К концу Республики римское право обеспечивало благоприятные условия для активной хозяйственной жизни, гражданского оборота в целом, нормализации сложных и довольно напряженных отношений в общественной жизни, переводя их из сферы произвольных конфликтов и кулачного права в русло правоотношений, регулируемых законом.
Авторы римской империи различали науки умозрительные или теоретические, и науки эмпирические, связанные с практикой; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворявшие потребности роскоши. Практические науки диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными "благородного" человека (отсюда и их название "благородные" науки) и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музыки.
Уже во времена Республики римская культура становится двуязычной, высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; с другой стороны благодаря деятельности ученых филологов латинский язык вырабатывает категориальный аппарат, способный передать все тонкости и сложности эллинистической культурной и научной традиции. Эллинистическая наука начинает активно проникать в Рим во I! в. до н.э.
Сохранение памяти о прошлом, также как и красноречие, с давних пор считалось в Риме занятием, достойным патриция и угодным богам. Оно было в ведении жрецов-понтификов, которые вели из года в год записи, отмечая, не мудрствуя лукаво, кого из сограждан удостоили высшими почестями – избранием в консулы и цензоры, с кем из соседей вели переговоры, а с кем войны, какие знамения посылали римлянам боги и какие меры были приняты для предотвращения гнева небожителей. Эти записи делались на выбеленных досках , которые выставлялись на форуме для всеобщего обозрения, а потом хранились в храме в назидание потомству.
Энциклопедизм был отличительной чертой не только римского образования, но и римской науки, римского знания в целом. Античная наука не была наукой в современном понимании этого слова, она не основывалась на точном анализе, эксперименте, опытной проверке. При всем богатстве конкретных знаний, добытых людьми в античности, эти знания ценились не сами по себе, а как часть всеохватывающей картины мира. В знании всеобщее преобладало над единичным, отсюда и высшее положение философии в античном знании.
Римское общество придерживалось максимы "в здоровом теле здоровый дух". Во II в.н.э. самым знаменитым врачом был Гален, начавший свою карьеру как лекарь гладиаторов, а завершивший – придворным врачом императора. Гален настаивал на том, что медик должен хорошо знать анатомию, что было совсем не общепринятым среди римских врачей, ограничивавшихся книжными сведениями своих предшественников.
Обширными были познания римлян о растениях, а сельское хозяйство являлось не только сферой практической деятельности, но и целым комплексом "наук", охватывавших технику сева и пахоты, агрономию, классификацию почв, создание системы орошения, сведения о растениях и деревьях, особенности выращивания злаков, виноградных лоз, производства продуктов питания и вин, ухода за скотом и птицей, ветеринарии, огородничества.
Земля притягивала внимание ученых не только как объект обработки, но и как небесное тело. Великий астроном II в. Клавдий Птолемей считал Землю центром вселенной, вокруг которого вращаются Солнце и все небесные сферы.
Геоцентрическую систему мира он обосновал в своем сочинении "Великое математическое построение астрономии", которое арабские ученые средних веков назвали "Альмагест" и считали величайшей сокровищницей знаний.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Капитолийская волчица», «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, т.е. подлинного произведения искусства.
Сейчас известны сотни файюмских портретов Древнего Рима, которые украшают многие музеи мира. Файюмские портреты – это единственные сохранившиеся в столь большом числе произведения станковой живописи, представляют собой реалистическое, несколько идеализированное изображение конкретного человека. Оно наносилось красками на деревянную доску и было связано с церемониями заупокойного культа. Портрет создавался при жизни заказчика и служил украшением стен дома, но после его смерти он заворачивался в пелены мумии и сопровождал своего хозяина в мир иной. Сохранившиеся файюмские художественные достоинства, выполнены в достаточно профессиональной манере, передают психологическое состояние модели, обладают тем сбалансированным сочетанием натурализма с некоей героизацией, которая создает стиль высокого гуманного реализма.
Заключение
Итак, победители-римляне отдавали побежденным этрускам должное и не уставали повторять, что они им обязаны знаками высшей государственной власти, целым рядом сооружений в Риме, искусством гадания, театром, музыкальными инструментами, военной трубой, ростром и якорем. Значительность вклада этрусков в культуру Италии объясняется тем, что его предки – пеласги и тиррены – были носителями очень древних и богатых культурно-исторических традиций. Первые века этрусской истории, не представленные письменными памятниками, вряд ли когда-нибудь станут достоянием науки.
В разнородном римском обществе нельзя выделить какую-либо одну ведущую мировоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла философия позднего, или римского, стоицизма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.
Усложнение социальной структуры римского общества, необходимость решения многих новых проблем управления обширной державой, усвоение других юридических систем способствовали динамическому развитию римского права, которое к концу Республики превратилось в сложную правовую систему.
Список использованной литературы
1.Древний Рим. История, Быт. Культура. / Под ред. Л.Е. Ильинской. – М.: Московский Лицей, 2012. – 432с.
.История Древнего Рима. / Под ред В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2011. – 383с.
3.Культура Древнего Рима. / Под ред. Е.С. Голубцовой. – М.: Наука, 2012.
.Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М.: МГУ, 2014. – 246с.
.Человек и общество в античном мире. / Под ред. Л.П. Маринович. – М.: Наука, – 2014. – 526с.