- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,23 kb
Культ и культура
Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
На тему: КУЛЬТ И КУЛЬТУРА
Содержание
Введение. 3
1. Понятие термина «культ». 4
1.1 Культ природы.. 4
1.2 Культ общества. 5
1.3 Культ личности. 6
1.4 Культ в человеке. 7
2. Понятие термина «культура». 9
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок. 10
2.1.1 Философско-антропологический подход. 10
2.1.2 Философско-исторический подход. 10
2.1.3 Философско-социологический подход. 10
2.1.4 Аксиологический подход. 11
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры». 11
2.2.1 Гуманистическое понятие. 11
2.2.2 Романтическое понятие. 12
2.2.3 Психоаналитическое понятие. 12
3. Связь культа с культурой. 14
Заключение. 16
Список использованных источников. 17
Введение
В своем развитии культура проходит несколько ступеней, но всякая культура начинается с культа, то есть с почитания связанных с ним обрядов и ритуалов. Только докультурный человек ничего не почитает и ничему не поклоняется. Культура является развитием культа, превращением его в средство развития самого человека.
Культура родилась из культа. Она соприродна духовности и, следовательно, религии. Однако между религией и культурой существуют многомерные связи, позволяющие выделить не только тождество, но и различие названных феноменов. В этом смысле можно говорить и о том, что сходство слов «культ» и «культура» поверхностно. Когда-то эти понятия были нераздельны. Однако слово «культ» нередко заменяет культуру.
Понятия «культ» и «культура» глубинно связаны между собой. В религиозных концепциях прослеживается не только генезис культуры, но и ее зависимость от культа как специфического феномена. Само строение культуры, ее предназначение не могут быть осмыслены без учета иерархической природы культа. Как бы ни толковалась связь культуры и цивилизации, религиозные мыслители убеждены, что именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры [3].
Исходя из актуальности темы целью работы является – изучение и осознание понятий «культ» и «культура» и их взаимосвязь.
При написании представленной контрольной работы задачами выступают:
1) анализ учебной и периодической литературы;
2) трактовка двух понятий «культ» и «культура» через призму гуманитарных наук;
3) определение связи между понятиями «культ» и «культура».
1. Понятие термина «культ»
В Средние века чаще встречается слово «культ». Культ наполнялся для верующего высоким духовным смыслом, его не следует понимать как пустой обряд. Человек через культ обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Католический философ Романо Гвардини утверждал, что с непосредственной религиозной точки зрения совокупный порядок бытия воссоздается в культе.
Культ постигается не рассудочным разумением, а жизненным с ним соприкосновением. Русский философ П.А. Флоренский указывал на центральную роль культа во всей культуре, связывая его с особой человеческой деятельностью – литургической [1; с. 401]. Эта деятельность производит характерные реалии – святыни, являющиеся продуктом изначального творчества человека, так что все культурные ценности во многом производны от культа. Культ приобщает человека к священной, мистической реальности, тем самым преобразуя его, осуществляя цели, в чем-то близкие целям греческой пайдейи [4; с. 448].
1.1 Культ природы
Благодаря культу человек старался удержать жизнь. Это отражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналась религия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью, пронизывающей все виды культурной деятельности. Культ жизни превратился в культ предков. Иным способом сохранения живого являлось жертвоприношение. Люди возвращали природе лучшее из того, чем пользовались, что брали у нее взамен. Жертвоприношения – это почитание к природе, но вместе с тем и самооправдание человека за приносимый им урон.
Культ природы выразился в мифопоэтическом понимании, в изображении живого посредством линии, цвета, звука. Искреннее желание сохранить живое оборачивалось созданием его дубликатов. Свет в природе, природные ритмы, меры, гармония, которые человек ощущал в окружающем мире, становились средствами его понимания, но вместе с тем и фундаментальными основаниями культуры [8; с. 422].
Началом культуры был культ природы. Почитая и принося жертвы, человек возвышался и ожидал жертв себе самому. Когда человек перестал боготворить природу и посмотрел на нее как на средство своего благополучия, ее культ был преодолен. Культ природы – это варварское начало культуры, и все более поздние культы являлись возрождением варварства. Ниспровержением культа природы стало началом цивилизации, что было связано с появлением нового культа [8; с. 425].
1.2 Культ общества
С возникновением цивилизации предметом почитания стало общество. Цивилизация возникла там, где была необходимость в изменении природной среды, но также и возможность этого изменения.
Культ общества более близок человеку, чем культ природы, если исходить из убеждения, что вершиной прогресса должно быть обожествление человека.
Смена культов в истории культуры является последовательным приближением человека к самообожествлению, что было уже присуще варварству, самообежествление неразрывно связано с варварством, и чем больше самообожествелние, тем больше в человеке варварства. Цивилизацию с ее культом общественных сил можно рассматривать как возросшую степень варварства, как способность человека видеть в природе лишь средство своего существования [8; с. 425].
Цивилизацонное общество представляет собой воссоздание людьми нарушенной целостности природы посредством связи их друг с другом. общественные связи и целостность общества становятся важнее, весомее отдельных индивидов. Существование отдельного индивида вне общества так же невозможно, как существование отдельного организма вне биосферы. Хотя общество и состоит из индивидов, почитаются не они сами, а то, что из них создано. Индивиды являются связующим звеном общественных организаций, им свойственно отождествлять себя с функцией, которую каждый из них исполняет [8; с. 426].
Культ общества означает, что именно в нем люди видят порождающую силу, которой отдельный человек обязан своим существованием. Полагается, что государство, производит человека на свет. Причем не имеет особого значения, в какое историческое время существует цивилизация, везде можно наблюдать одинаковое отношение к обществу, на которое люди переносят природные свойства созидания [6; с. 426].
1.3 Культ личности
Культ общества в конечном итоге ниспровергается властью отдельной личности, т.е. сменяется культом личности. Это значит, что общество становится средством достижения целей, которые навязываются ему властью. Таким же средством, каким для общества стала природа.
Культ личности проявляется не только в форме поклонения личности, стоящей на вершине власти. Во времена культа личности в обществе создаются герои в сфере труда, в науке, в искусстве, в спорте. Везде жадно ищут кумиров, и они возникают так же быстро, как и исчезают. Культ личности ниспровергается по той же причине, что и культ природы и общества. Обожествляемая личность постепенно превращается в средство существования общества. Рядовой человек начинает ощущать личностью самого себя. Происходит как бы обратный процесс смены культов: культ личности – культ общества – культ природы.
Культ личности является логическим завершением цивилизации, которую лишь в техническом отношении можно считать более зрелым этапом развития культуры. Культ общества, который в целом характерен для цивилизации, разлагается на ряд культов отдельных человеческих способностей: эмоциональных, рациональных, технических, волевых [8; с. 430-431].
1.4 Культ в человеке
Развитие культуры представляет собой смену культов, которые рождаются человеком, чтобы позже быть ниспровергнутыми. Культ личности является логическим завершением цивилизации, после чего движение как бы обращается вспять. Это означает, что человек становится для себя и личностью, и обществом, и природой. Ведь вся культура, последовательно развиваясь от культа природы к культу общества, а затем и к культу личности, есть способ удовлетворения его потребности быть человеком, соответствовать понятию «человек».
Все культы есть лишь частные проявления этой глубинной потребности, которая представляет собой высшее призвание и долг человека. Этот долг завещан чем-то высшим по отношению к каждому отдельному человеку, но, в то же время, существующим в каждом человеке. Долг быть человеком есть единственный нравственный долг человека. Его можно назвать долгом перед Богом, либо долгом перед человеческим родом, либо долгом перед самим собой. Как бы он ни был назван, он останется единственным и последним культом, достойным поклонения человека. Но если человек осознает такое поклонение в качестве высшей и, в то же время, естественной и внутренней своей потребности, то он как бы выходит за пределы культуры. В данном случае можно говорить о рождении идеала в человеке.
Во все времена находились люди, которые служили своему внутреннему идеалу, не ожидая, пока это станут делать другие. Иными словами, исполнить свое высшее призвание человек должен только сам, лично, не надеясь, что придут лучшие времена, когда это у него получится «само». Такие времена никогда не наступят. Но всегда будут люди, служащие своему идеалу, а другие будут либо следовать этому идеалу, либо искать свой собственный.
2. Понятие термина «культура»
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных понятий в современном обществознании. Культура – относительно целостная система социальных ценностей, социальных норм, продуктов материального и духовного производства, которые социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям и последующим поколениям.
В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе [3].
Философский словарь дает следующее определение понятию «культура» – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиям воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющих корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. [7; с. 527].
Существует множество трактовок в понимании культуры. Некоторые из них представлены ниже.
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок
2.1.1 Философско-антропологический подход
Культура понимается как выражение человеческой природы. Природа понимается в качестве некой умозрительной конструкции и порождает черты культурного процесса.
Впервые данная трактовка была дана Эдуардом Тайлором в 1871 г., где пытался хронологически упорядочить этнографический материал и определял культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, которые присущи человеку как члену общества [6; с. 7].
2.1.2 Философско-исторический подход
Распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Иногда культуру расшифровывают не только как результат, но и как саму деятельность. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы утверждают – виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого).
Деятельность человека только тогда становится источником культуры, когда результат этой деятельности общезначим, т.е. ценность его очевидна не только для того, кто его создал, но и для других [5; с. 8].
2.1.3 Философско-социологический подход
Культура является фактором организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
Термин «культура» относится к жизни любого общества в целом. У каждого общества есть своя культура, и каждый человек культуре, так как живет в том, или ином обществе. При таком взгляде на культуру фактически ставится знак равенства межу понятием «культура» и «общество» [5; с. 8].
2.1.4 Аксиологический подход
Культура определяется как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Культура создается непосредственно и сознательно. Человек действует определенным образом в соответствии с оцененным им целями. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. признанная ценность всегда присутствует в явлениях культуры, даже если ее индивидуальное значение признано хотя бы одним человеком.
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»
2.2.1 Гуманистическое понятие
Для Марка Туллия Цицерона синонимом культуры была гуманность – нормативное состояние морали, интеллекта и поведения человека. Он использовал обыденное понятие культуры как возделывание почвы в переносном смысле – как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания [4; с. 486].
Культурный человек включает следующие качества: самостоятельность личности и ее свободу отстаивать свои интересы в рамках закона; уважение к законам как совокупности правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением; верность долгу как моральную гарантию исполнения законов; благоговейную почтительность перед богами, родиной и согражданами [4; с. 487].
Первоначально культура и гуманность были специфически римским явление, порожденным встречей римских ценностей и греческой образованностью [4; с. 488].
2.2.2 Романтическое понятие
Вопросами понимания «культуры» занимались многие философы, такие как И.Г. Гердер, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гете и многие другие.
Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеями воспитания, науки и образования, но и с идеей творчества в широком смысле.
Под культурой Гердер понимал все созданное человеком в противовес природе. Кант культурой называл только то, что служит благу человека, стремясь, таким образом, синтезировать романтическое и гуманистическое понятие культуры [4; с. 489].
Культура для В. Гумбольдта – это одновременно результат и процесс. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всех человеческих творений, с другой стороны, – сам процесс созидания этих творений как реализации смысла человеческой жизни. Культура – это процесс гуманизации человеческого, процесс создания пропорционального единства человеческих сил в противоположность фрагментарному характеру естественного бытия [4; с. 491].
Культура – это стремление к тому, чтобы избежать потери себя в богатстве миром, однако чтобы бежать из мира. Культурный человек – это человек, способный без утраты себя экстериоризоваться, реализовать свои силы, переводить свою энергию в мир. Когда происходит экстериоризация без потери себя в богатстве мира, тогда имеет место культура [4; с. 492].
2.2.3 Психоаналитическое понятие
Психоаналитическое понятие культуры является неклассическим трактованием культуры.
Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание культуры зависит от системы запретов. Он характеризует культуру как сдерживающая инстинкты сила запрета и этим связана с важнейшими судьбами человечества в целом [4; с. 493].
Культура требует от человека больше, чем он может и это вызывает у индивида бунд или невроз либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью [4; с. 494].
3. Связь культа с культурой
О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы.
По мнению П.А. Флоренского древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. У каждого есть собственный опыт постижения культа, следовательно, в понимании проблемы каждый идет от некоего, уже приобретенного опыта. Подойти же к культу сверху вниз означает осмыслить, углубить и расчленить свои, уже имеющиеся впечатления от культа [1; с. 530].
В случае рассмотрения культа снизу вверх мы и подходим к проблеме происхождения культуры. Точнее же эта проблема может звучать иначе: какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен.
Культ Флоренский рассматривает как бутон культуры. Он трактует предметы культа как осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибели.
Флоренский, осмысливая огромный эмпирический материал, связанный с пониманием культа, указывает на средоточие места культа во всей культуре. Святыни – это первичное творчество человека. Что касается культурных ценностей, то они производны от культа [1; с. 531].
Анализируя природу культа, Флоренский возводит случайное в должное. Субъективное просветляется в объективном. Культ претворяет естественную данность в идеальное. Он утверждает всю человеческую природу, со всеми ее аффектами.
Касаясь феномена культуры, философ проводит различие между деятельностью осуществления и деятельностью осмысления. Машина и смысл, по его мнению, противостояли друг другу, объединяясь в культ. При этом важно подчеркнуть, что существование культа есть трансцендентное условие единства самосознания [1; с. 534].
По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.
Происхождение культуры связано с иерархическим характером культа. Культура имеет религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а символически. Фактически все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.
Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения. В ней он не видел связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура – явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
Культура – это культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. Чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура, как подчеркивает Бердяев, всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Подобно Церкви, культура более всего дорожит своей преемственностью. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется такого своего положения.
Связь культуры с культом философ усматривал, в самой ее судьбе, в исторической эволюции культуры [2].
Заключение
Культ – это диалог с Божеством, а Божество это идеал для человека. Служение идеалу как бы возвышает человека над всей культурой. Это является итогом для всех культуры. Если человек находит идеал в культуре, то он в своей деятельности лишь продолжает ее. Если человек находит идеал в себе самом, то он своей деятельностью порождает новую культуру.
Идеал играет определяющую роль в развитии культуры. Такая роль обеспечивается тем, что идеал, являясь образом, вместе с тем служит ориентиром в той или иной культуре и моделью человеческой деятельности. Культура произошла в связи с возникновением собственной основы жизнедеятельности общества.
В начале культ и культура сосуществуют друг с другом, затем культура начинает преобладать над культом.
Список использованных источников
1. Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский – П.А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. – Приглашение к диалогу/ Сост. А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, Ю.В. Громыко, А.И. Олексенко. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 664 с.
2. Бердяев Н.А. Философия неравенства// http://www.humanities.edu.ru/db/msg/39942
3. Гуревич П.С. Культ и культура//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture
4. Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
5. Культурология: Учебник. – М.: МГОУ, 2001. – 107 с.
6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – 566 с.
7. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с.
8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие, 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004 – 446 с.