- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 46,09 Кб
История, деятельность и перспективы развития Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина
Введение
Сегодня любой музей, независимо от богатства и значимости своей коллекции должен идти в ногу со временем. Николай Федоров (философ-футуролог) говорил: «Музей – это пир на кладбище», в самом деле, музей предъявляет нам прошлое или что-то чужое, иное, отличное от того, к чему мы привыкли, что составляет естественный контекст нашей жизни. Но сверхзадача музея – сделать это нужным, близким, живым.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что музейное дело на современном этапе претерпевает значительные изменения. Астрахани астраханских музейных учреждений это касается напрямую. Музейное дело – это особый вид художественной и культурной деятельности общества, который призван способствовать сохранению и популяризации национального достояния. И для представления сущности музейного дела, необходимо в первую очередь ознакомиться с деятельностью конкретного музея.
В современном мире, где главными условиями существования и развития любой организации является рыночная экономика и информационные технологии, художественный музей остается особым миром искусства, живущим по своим законам. Но, в то же время, в связи с интенсивно меняющейся реальностью, перед музеем возникают новые цели и задачи. В частности, возникает необходимость создания новых проектов и программ, которые призваны способствовать популяризации и изучению музейных ценностей и привлечению большего числа посетителей. Но прежде чем разработать новые пути развития, необходимо ознакомиться с работой музея на современном этапе, для того, чтобы выявить преимущества и недостатки, и найти новые, впоследствии востребованные, направления в деятельности музея.
Один из интереснейших культурных центров Астрахани – Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина. По значению и богатству своей коллекции она признана одним из интереснейших художественных собраний России и поэтому принадлежит к лучшим художественным музеям Поволжья. Картинная галерея обладает богатыми фондами живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодня ее собрание составляют около 20000 художественных предметов, среди них собрание русской иконы XVII – начала XX вв., живопись русских мастеров XVIII – XX века (полотна Шишкина, Поленова, Левитана, Серова и др.), где особо выделяется коллекция русского авангарда (работы Кандинского, Малевича, Лентулова, Розановой), предметы декоративно-прикладного искусства стран Европы и Азии, скульптуры.
В связи с тем, что Астраханская картинная галерея является одним из значимых художественных музеев не только Астраханской области, но всего Нижнего Поволжья, поэтому именно этот музей стал объектом исследования.
Целью данного исследования стало изучение основных периодов становления картинной галереи, сущности ее работы на современном этапе и основанная на полученной информации разработка нового, перспективного направления в деятельности галереи – разработка проекта «Открытые фонды» и ряда других направлений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
.Изучение истории возникновения и становления Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина; создание непрерывной периодизации (чего не было сделано в существующих исследованиях).
.Изучение основных направлений деятельности данного художественного музея на современном этапе;
.Выявление основных особенностей музейной деятельности и инновационных подходов к работе художественного музея.
.Изучение работы ряда музеев России на современном этапе.
.Разработка нового проекта «Открытые фонды»
Источниковую базу исследования составили статьи научных сотрудников картинной галереи об ее истории (Т.Н. Макаровой, Т.И. Слободских и др.) и литература, посвященная биографии и творчеству русских художников. Также было проведено интервью с главным хранителем картинной галереи – Лапшичевой Еленой Николаевной, что позволило подробно ознакомиться с собранием галереи, фондовыми помещениями для разработки программы «Открытые фонды».
Научная новизна исследования и практическая значимость. Предлагаемая работа является исследованием, в котором синтезированы теоретические аспекты (история картинной галереи) и практические стороны изучаемого вопроса (анализ работы галереи на современном этапе и современной музейной практики). Результаты исследования могут быть использованы специалистами музейного дела.
В качестве методологической основы, в работе использованы культурно-исторический, интерпретативный, аналитический и компаративистский методы.
Апробация результатов исследования проведена в ходе региональной научно-практической конференции (30 июня 2011 г.) «Музейная деятельность и формирование современного культурного пространства региона» на базе АГКГ и VIII Международной научно-практической конференции «Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки» 28 апреля 2012 г., которая проходила на базе АОНБ им. Н.К.Крупской.
Глава 1. История Астраханской государственной картинной галереи
.1 Становление и развитие коллекции 1910-е – 1920-е гг.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина – один из интереснейших культурных центров не только Астрахани, но и России. Художественная ценность коллекций, представленных здесь, отмечена Почетным дипломом и знаком «Золотая пальма» Международного Совета музеев (Париж). Собрание галереи известно во многих городах мира, где, представляя отечественное искусство, побывали на международных выставках произведения из ее фондов.
Начинался художественный музей с гражданского поступка астраханца-любителя искусства, инженера по образованию – Павла Михайловича Догадина, который, следуя примеру братьев Третьяковых в Москве, подарил городу бесценную коллекцию картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства.
Павел Михайлович Догадин родился 9 октября 1876 года в купеческой семье. Его отец – Михаил Павлович занимался коммерцией, был купцом 2-й гильдии и исполнял огромное количество общественных обязанностей: член Городской Гласной думы, присяжный заседатель, член совета при Городской Ремесленной школе императора Александра II, член Первого Астраханского Раскладочного по промысловому налогу Присутствия, член комитета Городского общественного банка. Он являлся еще и благотворителем Покрово-Болдинского монастыря. Значительную роль в жизни Павла Догадина сыграл также его дядя (он же крестный отец) – Константин Павлович, который был директором Городского банка.
Еще в ученические годы в Реальном училище под влиянием П.А. Власова у Догадина формируется художественный вкус. В конце 1880-х годов у Павла Михайловича зарождается идея создания собственной художественной коллекции. Это его желание возникло не на пустом месте. В 1887 году в город прибыла выставка художников-передвижников. Впервые астраханцы увидели полотна великих мастеров – И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина и других.
Константин Павлович Догадин в нач. 1900-х гг. купил в Астрахани с выставки французской живописи пять картин, которые и вошли затем в собрание Павла Догадина. Любовь к изобразительному искусству была слабостью многих в этой семье. Младший брат Евгений также приобретал для себя пейзажи Я.Л. Калмыкова, этюды В.А. Серова.
Закончив Реальное училище с отличием Павел Догадин поступил в Высшее Императорское Техническое училище (ныне им. Баумана). В 1911 году, будучи студентом, П.М. Догадин приобрел автограф Л.Н. Толстого, что положило начало художественному собирательству, затем появились автографы М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейна, М.И. Голенищева, императоров Петра I, Екатерины II, Николая I… В этом же году Догадин выписывает у К. Фишера, придворного поставщика, каталог Третьяковской галереи. Это издание и очертило круг художников, чьи произведения Павел Михайлович будет приобретать для своего собрания.
Первыми покупками в 1912 г. стали этюд И.И. Левитана «Цветущий луг», пейзаж И. Калмыкова «Волга. Облака» и рисунок И.И. Шишкина «Валаам». К творчеству Левитана коллекционер относился с особой любовью и за шесть последующих лет сумел приобрести одиннадцать этюдов художника: «Берег озера», «Закат», «Дорога в лесу», «Пруд»… Большую помощь в этом оказал коллекционеру знаменитый писатель В.А. Гиляровский.
В последующие годы Павел Михайлович ведет переписку с коллекционерами и торговцами картин И. Дациаро, И.К. Крайтором, К.А. Лемерсье, Ц. Мюнцером. Так в собрании появляются этюды С.А. Коровина к картине «На миру», этюд Н.К. Рериха к картине «Зловещие», «Дама в весеннем пейзаже» К.А. Сомова.
Догадин также вел долгую переписку с М. Нестеровым, за счет которой приобрел жемчужину своего собрания – «Видение отроку Варфоломею» и еще одно полотно этого художника – «За Волгой».
Весной 1917 года Павел Михайлович приобретает с выставки «Мир искусства» пейзаж уже знаменитого земляка Б.М. Кустодиева «Жатва».
С развитием революционных событий 1917-1918 гг. и гражданской войной П.М.Догадин, опасаясь за сохранность своей коллекции, решил поспешить с передачей ее под охрану Советской власти: «21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Совета Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от Павла Михайловича Догадина о желании пожертвовать городу коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани».
Через несколько дней в доме Павла Михайловича собралась комиссия для составления описи и приема коллекции. Был избран комитет по заведыванию музеем, куда вошли люди, которых он хорошо знал: художник П.И. Котов (его работы Догадин покупал для своего собрания), В.А. Эйферт и Н.П. Протасов (когда-то они учились у П.А. Власова) – люди интеллигентные, преданные искусству.
Сразу же было составлено Положение о музее, где обговаривались самые разные грани работы будущей галереи, но самое главное, как было сформулировано в параграфе №26: «В знак особого уважения к памяти лица, способствовавшего собранию музея – П.М. Догадину и учреждению, помогшему дальнейшему преуспеванию его – галерее присваивается следующее наименование: «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». Павел Михайлович был назначен заведующим и хранителем музея.
Таким образом, были выполнены пожелания дарителя: в название картинной галереи навсегда должно войти указание, кем она основана; основатель должен состоять ее заведующим или пожизненным хранителем; все предметы ни в коем случае не могут быть изъяты или увезены из Астрахани и к тому же должны иметь обозначение, что пожертвованы они П.М. Догадиным.
декабря 1918 года состоялось открытие картинной галереи (решение Пленума Губернского Совета Профессиональных Союзов Астраханского края от 25.11.1918 г.). На момент открытия собрание составляло около 130 произведений графики и живописи, собрание автографов, библиотека, мебель, ковры и небольшой особняк на Красной набережной 39, где до августа 1921 года и располагался первый в Нижнем Поволжье Художественный музей.
Во время подготовки музея к открытию Павел Михайлович принимает в собрание коллекцию О.Я. Виблингера – агента торговой фирмы «Иван Каттус в Вене». Австриец по происхождению, он жил и работал в Астрахани на рубеже XIX-XXвв. почти двадцать лет. В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны Виблингер был вынужден покинуть Россию, но свою коллекцию он не рискнул везти по дорогам войны.
Догадин знал это собрание и решил, что лучше всего взять его под свое крыло. Виблингеровское собрание удачно дополнило коллекцию Павла Михайловича. В доме Отто Яковлевича находились 34 картины русских и зарубежных художников, 4 скульптуры и большое собрание фарфора, фаянса, художественного стекла, хрусталя европейских заводов, коллекция кавказского и персидского оружия.
Таким образом, в галерею поступили две картины Б.М. Кустодиева – «Натюрморт с фазаном» и декоративное панно «Поэзия»; четыре картины И.С. Горюшкина-Сорокопудова; две картины Г. Мальцева («Киргизы на молитве» и «Портрет Заседателевой»); две скульптуры И. Риделя из белого мрамора («Савоярка девушка» и «Савояр мальчик»); барельеф «Тирольское восстание» работы М. Штольца и венецианский бронзовый лев.
В первые годы существования галереи из Государственного художественного фонда и Всероссийской коллегии по делам музеев было передано 87 живописных полотен известных русских художников – К. Коровина, С. Малютина, А. Васнецова, И. Грабаря, А. Лентулова, В. Кандинского. В начале 1919 года в фонды галереи поступили отдельные произведения из знаменитого художественного собрания астраханских купцов Сапожниковых.
После открытия музея Догадин напишет профессору В.А. Фролову в Петроград: «…осуществилась, наконец, моя заветная мечта»14. На тот момент музей состоял из шести отделов: 1) произведения русских и иностранных художников; 2) отдел гравюр, офортов и литографий; 3) архив фотографий с произведений великих мастеров; 4) отдел художественно-промышленный; 5) отдел автографов художников, писателей, композиторов; 6) нумизматический.
В первые годы посещение галереи было бесплатным, у Павла Михайловича на этот счет было свое мнение: «нельзя брать деньги за свою любовь, за душевное призвание. Это невозможно и недопустимо».
П.М. Догадин заведовал галереей только один год и 14 дней. В декабре 1919 г. он умер от тифа. Все свои средства он вложил в создание художественного музея, и потому похороны были совершены на казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.
Поскольку музейный фонд с момента открытия галереи увеличился в три раза, особняк Догадина стал для него тесен. 12 августа 1921 г. в распоряжение галерее был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (улица Свердлова), куда она и переехала 12 августа 1921 г. и находится и по сей день. А дом Догадина был забыт. Его начинают теснить новостройки, расположенные рядом.
Дом промышленника И.Н. Плотникова (1906-1908 гг.) построен с элементами модерна и украшен кирпичным декором. При сдержанности архитектуры особняка внутреннее убранство также было решено в стиле модерн. В дверные полотна украшали цветные витражи, залы обогревались с помощью полихромных изразцовых печей. Лестница, встречающая посетителей у входа, а также камин центрального зала 3-го этажа отделаны белым мрамором.
Преемником дела П.М. Догадина в 1920 г. становится Николай Петрович Протасов, его друг и соратник, директор и хранитель собрания картинной галереи до 1940 г. Под его руководством в 1921 г. коллекция была перемещена из дома П.М. Догадина (Набережная Кутума. 39) в просторные залы особняка бывшей усадьбы городского головы Ивана Николаевича Плотникова. На двух парадных этажах основного здания размещались экспозиции, в цокольном этаже вплоть до начала войны в коммунальных квартирах проживали сотрудники художественного музея. Дворовый флигель с 1939 г. был передан на бюджет Медицинского института, и до 1946 г. в нём располагались квартиры педагогов этого вуза.
-е годы для галереи были временем лучших приобретений. В 1926 году известный русский художник, астраханец Борис Михайлович Кустодиев передал в дар галерее художественную коллекцию из 25 полотен. В сентябре 1926 года в фонды музея поступила из библиотеки коллекция гравюры западноевропейских мастеров XVI-XIXвеков купца И.А. Репина, всего около 9 тысяч листов. В конце 1920-х годов фонды галереи пополнились работами А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, М. Шагала, Н. Рериха, М. Врубеля.
1.2 Становление коллекции в 1930-е – 1940-е гг.
В 1931 году астраханской семьей Веблых было передано собрание икон XVII-XIX. В 1938 г. в галерее был открыт отдел советского искусства.
Привлекают внимание картины 30-40-х годов, отразивших особенности искусства этого периода: «Фабрика «Томат-пюре» Е.С. Зерновой, «Восточный мотив» Н.В. Кашиной, «Филадельфия. Старая площадь» А.А. Дейнеки, «На гумне» А.А. Пластова.
Увеличивались экспозиционные площади, которые к 1941 г. составляли уже 466 кв.м. Галерея активно работала в определенном режиме с 17 до 19 часов, в праздничные и выходные дни с 13 до 19 часов, нерабочим днем, как и сейчас, был понедельник. Штат сотрудников состоял из 9 человек. Размер входной платы составлял 20 копеек. Об одной из последних довоенных выставок газета «Коммунист» за 3 января 1941 года писала: «В Астраханской картинной галерее организована выставка П.А. Власова к пятилетней годовщине со дня смерти. Участники выставки – члены АССХ СССР Сахаров, Токарев, Масленников, Секлюцкий, Лунин, Шумейкин. Картинная галерея приобрела 2 работы Токарева А.М.» О). Из той же газеты «Коммунист» от 14 марта 1941 года: «С 17 по 20 марта в кинотеатре «Модерн» будет демонстрироваться фильм «Государственная Третьяковская галерея». В период демонстрации указанного фильма Астраханская государственная картинная галерея в фойе театра «Модерн» организует выставку картин современных художников, репродукций работ русских художников советского эстампа, а также произведений художников Астрахани».
Директором картинной галереи с 1939 по 1941 годы становится в прошлом научный сотрудник, астраханский художник, участник областных выставок П.И. Волков, рекомендованный своим предшественником Н.П. Протасовым. В начале 1941г. молодой директор картинной галереи П.И.Волков командируется в Ленинград на двухнедельные курсы по повышению квалификации и одновременно для приобретения художественных экспонатов и материалов для ремонтных работ. К 1941г. в здании планировался капитальный ремонт, проведение хорошей электропроводки и отопления (отопление было печное). Сотрудники готовились к инвентаризации, изданию развёрнутого каталога галереи. Однако судьбе было угодно назначить суровое испытание – испытание войной, ставшей одной из самых кровопролитных, масштабных и разрушительных в мировой истории. 30 июня 1941 г. в связи с уходом в ряды РККА директора картинной галереи П.И.Волкова временно директором АГКГ назначается Н.П.Протасов. Астраханский Союз Советских художников вместе с картинной галереей готовит передвижные выставки, эскизы плакатов о борьбе против немецких захватчиков, выпускаются окна сатиры ТАСС. Протокол №10 заседания президиума АССХ от 12 июля 1941 года гласит: «Рекомендовать Картинной галерее принять участие в организации выставки – обороны, для чего подобрать из репродукций и оригиналов выставку, отражающую историю прошлого обороны России». По решению городских властей, совместная оборонная выставка отправилась по Волге на теплоходе «Иосиф Сталин». Из-за военной неразберихи и стремительного наступления немцев под Сталинградом она так и не вернулась в Астрахань. Город готовился к переходу на военное положение. В Астрахань эвакуировались заводы, различные организации, учебные заведения.
1.3 Картинная галерея в годы Великой Отечественной войны
Решением исполкома Астраханского Горсовета депутатов трудящихся от 7 августа 1941 года «О размещении предприятий в городе» было определено предложить руководителю картинной галереи «освободить занимаемое галереей помещение под учреждение без предоставления взамен». Рекомендовано подготовить здание уже к 12 августа 1941 г. В Астрахань стремительно начинают прибывать эвакуированные. Закрываются краеведческий музей, кинотеатр «Модерн», цирк. Уплотняются школы, а освободившиеся помещения готовятся под госпитали. В начале августа 1941 года умирает старейший директор и хранитель картинной галереи, последователь П.М. Догадина, ученик П. А. Власова и истинный гражданин Николай Петрович Протасов. П.И.Волков не вернется с войны, а исполняющим обязанности директора и хранителя АКГ на период консервации собрания станет научный сотрудник И. В. Лихнинская.
В приказе №47 по окружному отделу по делам искусств при Облисполкоме от 23 августа 1941 года говорится: «Обязываю директора картинной галереи тов. Лихнинскую принять на хранение по описи имущество художественного училища. Зав. окружным отделом искусств Левшина». Всё имущество по описи сдавал Алексей Моисеевич Токарев – директор художественного училища им. П.А. Власова. На протяжении периода с 1941 по 1943 год он будет являться живым свидетелем и негласным хранителем законсервированного собрания картинной галереи. Из протокола №90 §54 заседания бюро Астраханского Окружкома ВКП/б от 11 сентября 1941 года пункт 51 и Исполкома Окружного совета депутатов трудящихся «Об отводе зданий для вновь организуемых госпиталей в городе Астрахани», следует: «1. Утвердить предложение Горкома ВКП/б и Исполкома Горсовета депутатов трудящихся о расширении госпиталей…. 2. Отвести под госпитали следующие здания:… картинная галерея – 200 коек. 3. Обязать исполком городского совета немедленно освободить указанные в п. 2 здания и приступить к оборудованию их под госпитали. Установить срок окончания работ по переоборудованию 15 сентября 1941 года». На И.В. Лихнинскую. как исполняющую обязанности директора картинной галереи, возлагалась ответственность за консервацию произведений собрания АГКГ, т.к. готовящаяся ранее эвакуация стала невозможной за неимением времени. Коллекция была свернута: большая часть произведений упакована, сложена в сундуки и ящики на цокольном этаже галереи. Остальная часть, главным образом, полотна и скульптура, судя по актам приема и сдачи, размещена по госпиталям. Уже 18 сентября 1941 года в здании картинной галереи был развернут эвакогоспиталь 3267 (3801) народного комитета обороны. Как и остальные лечебные учреждения подобного типа, он относился к местному эвакопункту. Всего в Астрахани в 1941-1942 годах было развернуто 27 эвакогоспиталей на 20000 коек. Из них 5 госпиталей прибыло из других областей.
Позже, в 1943 г. откатившаяся от города война оставила за собой разрушения, пожарища, запустение и нужду, тяжело и медленно возвращается Астрахань в размеренный ритм обычного тылового города. Наступает черёд открытия картинной галереи. Предстояла большая и кропотливая работа по восстановлению здания, возврату произведений, выданных на время другим госпиталям, составлению новых инвентарных книг и описи имущества. Это было сделано ценой огромной работоспособности, силой воли, любви к собственной профессии и родному городу, верности музейному делу Алексеем Моисеевичем Токаревым.
Из материалов ГААО – решение Астраханского окружного совета депутатов и трудящихся от 2 апреля 1943 года:
«1. Учитывая всю важность и культурную значимость изобразительного искусства, возобновить работу Астраханской государственной картинной галереи, для каковой цели предоставить ей помещение левой половины нижнего этажа дома Партпроса.
.Заведующему окружным отделом искусств Каверину срочно предоставить соображения по ремонту вновь отведенного помещения для картинной галереи и содержание ее штата на 1943 год.
.Предложить окркомхозу оказать содействие директору картинной галереи тов. Токареву в части возврата экспонатов галереи, находящихся во временном пользовании в Управлении гостиниц.
.Директору картинной галереи тов. Токареву принять срочные меры к возврату имущества и экспонатов, ранее выданных во временное пользование разным организациям.
.Сохранить за галереей как место хранения имущества и экспонатов занимаемое ею в настоящее время полуподвальное помещение по ул. Свердлова, 79»
В одиночку A.M. Токареву справиться с таким грузом ответственности – начать работу по восстановлению экспозиции художественного музея рядом с больничными койками и немецкой речью – было бы сложно (до осени 1943 г. госпиталь в здании ещё действовал). На помощь пришел Николай Николаевич Скоков – ученик, друг и соратник. Вместе они приступили к работе, начали заново описывать собрание галереи. В тёплой одежде, с керосиновыми лампами в помещениях цокольного этажа, им приходилось работать, не разгибаясь часами. И к концу 1943 года галерея полностью вступила в права хозяина плотниковского особняка. Правда, дом был уже другим. Из акта передачи здания от эвакогоспиталя следует: «…выбиты 36 оконных звеньев, отсутствовали выключатели и электропатроны, замки и ручки в большинстве дверей» (из материалов ГААО). Обживать здание заново, создавать экспозицию, восстанавливать инвентарные записи А.М. Токареву и Н.Н. Скокову приходилась с нуля. Назначенному директором картинной галереи, Токареву приходилось одновременно работать во всех направлениях: хозяйственном, научном и административном. Первого января 1944 года галерея вновь приняла посетителей. Победная весна была отмечена открытием шести обновленных экспозиционных залов, что стало главной победой сотрудников музея, сохранивших бесценные произведения искусства в тяжелое время войны.
В этого момента картинная галерея получает практически свое второе рождение. Возобновляются поступления произведений в фонды. Со временем галерея приобретает статус одного из самых значимых и развивающихся художественных музеев Нижнего Поволжья.
1.4 Картинная галерея 1950-е – 2000-е гг.
После Великой Отечественной войны фонды галереи пополнились картинами новой плеяды астраханских художников. Среди них -С.Г Дьяков, С.Н. Подледнев, Ш. Такташев, А.Н. Туркин, А.М. Шапош-ников, В.Н. Юшев.
Несколько картин представляют искусство 50-60-х годов художников так называемого «сурового стиля», которые сумели увидеть и раскрыть в своих полотнах поэзию повседневных трудовых будней: «Мой город» Г.С. Мызникова, «Дорога» В.Е. Попкова, «Девушка в черном платье» В.И. Иванова.
Галерея располагает значительным собранием портретной живописи: П.Д. Корин «Портрет юноши», А.Ф. Пахомов «Мельник», М.З. Рудаков «Портрет Лорки» и другие.
В фондах галереи большая коллекция пейзажей. В экспозиции можно увидеть прозрачные, хрустальные пейзажи И.Э. Грабаря. Художник Я.Д. Ромас, любивший Каспий, написал картину «Бирюзовая рыбница», полную светлого морского простора с легкими рыбачьими судами на нем. Свежестью севера веет от картины «Байкальский мотив» В.Ф. Загонека, весенняя песня слышится в полотне М.П. Митурича-Хлебникова «Зеленый шум».
В 80-х годах галерея получила новое пополнение из частных коллекций: А.В. Алексеевой и ее мужа К.П. Виноградовых, художника М.П. Митурича и других. Галерее были подарены полотна И.К. Айвазовского. И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, В.А. Серова. Главным достоянием галереи стали картины сестры гениального русского поэта-астраханца В. Хлебниковой. «Вера Владимировна – живописец, и живопись ее проявляет себя с такой же потрясающей силой, как слово Хлебникова. И так это естественно, что другой мир, пластический и в красках, продолжает в себе то же обаяние, ту же душевную тонкость». В коллекцию, состоящую из шестнадцати полотен, вошли живописные картины ее астраханского периода: «Русалки», «Путь художника», «Старое и молодое». В графике отразился интерес семьи Хлебниковых к астраханским степям, к их восточному колориту, к культуре и быту местных калмыков: «Девушка с лебедем», «Три фигуры в покрывалах», «Верблюды». «…Живопись Веры Хлебниковой – явление редкое, уникальное, забытый художник возвращается к нам памятной страницей в истории русской культуры». Ее одухотворенное искусство является одной из самых больших ценностей в коллекции Астраханской галереи.
Достоянием фондов музея являются произведения астраханских художников, многие из которых – выпускники Астраханского художественного училища им. П.А. Власова. Среди старшего поколения много имен известных как в России, так и за ее пределами. В их ряду особое место занимает Р.Р. Доминов – выдающийся художник-живописец, график, театральный художник. Его картины хранятся не только в Астраханской галерее (триптих «Тревога. Зима. Лето.», фрагменты из серий, посвященных памяти В. Хлебникова, и др.), но и в зарубежных музеях и частных коллекциях.
Астраханскими художниками создана целая серия пейзажных полотен, на которых запечатлены Астрахань, Волга, Каспий, степные просторы (С.Г Масленников, Ф.Н. Милохин, А.М. Токарев, С.Н. Шомин, Ю.А. Лебедев и др.).
Картинная галерея располагает одним из лучших портретов астраханского художника ГС. Портнова – «Портрет художницы Е.И. Нешмониной», бывшей ученицы П.А. Власова. С ее именем связано пополнение коллекции Астраханской картинной галереи.
В конце XX в. в изобразительное искусство пришли новые силы: М.А. Приказчиков, С.А. Приказчиков, А.А. Соловьев, В.С. Шаров и другие. С их приходом связано большое видовое разнообразие изобразительного искусства астраханцев.
В фондах галереи хранятся не только произведения живописи и графики, но и скульптуры, предметы декоративного и прикладного искусства.
Возвращаясь к имени создателя, необходимо отметить что после 1922 года имя Павла Михайловича Догадина уходит из официального названия галереи. Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 апреля 1958 года Астраханской картинной галерее присвоено имя Бориса Михайловича Кустодиева. С 2007 года галерея вновь называется именем своего основателя П.М. Догадина.
Сегодня Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. В более чем 20-ти залах музея представлены произведения известных русских художников, составивших славу отечественной культуры. Это С. Щедрин, Л. Каменев, А. Боголюбов, И. Шишкин, С. Жуковский, Н. Крымов, К. Коровин, И. Машков, А.Куприн, Р.Фальк, П.Кончаловский. Особой гордостью собрания Астраханской галереи являются полотна художников русского авангарда – В.Кандинского, К.Малевича, М.Шагала, О.Розановой, А.Лентулова. В состав галереи входят два филиала – Дом/музей Б.М. Кустодиева и литературный Дом/музей Велимира Хлебникова.
Сегодня Астраханская государственная картинная галереяим.П.М. Догадина является одной из культурных жемчужин Астрахани. Собрание галереи насчитывает около 20 тыс. экспонатов.
В отделе русского искусства XVIII – XIX веков представлены произведения Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, С.Ф. Щедрина, И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, В. А. Тропинина, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова.
Живопись конца XIX – начала XX-го века представлена работами И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. В. Нестерова, К. А. Сомова, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. К. Рериха, П. П. Кончаловского.
Много лет работы художников авангарда из собрания галереи участвуют в различных международных выставках. География этих выставок необычайно широка: Япония, Австралия, Швеция, Италия, Бельгия, Германия, Франция, США, Южная Корея и т.д. Это картины В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.М. Ходасевич.
Таким образом, проследив историю становления Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, можно с уверенностью сказать, что она обладает не только богатой историей, но и многообразной коллекцией художественных произведений, которые являются не просто базой для существования галереи, но и основой для ее дальнейшего развития, причем направления эти могут быть весьма многообразны.
Глава 2. Основные направления деятельности галереи
.1 Структура музея
Сегодня Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина является не только одним из ведущих художественных музеев Астраханской области, но и структурированной организацией. Сложившаяся структура галереи является результатом построения работы музея на основе «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» от 1985 года, так как она определяет порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.
Согласно данной инструкции во главе музея стоит директор, наряду с ним ответственность за сохранность предметов несет главный хранитель фондов. Но в связи с тем, что галерея должна вести и научную, и просветительскую деятельность было выделено несколько отделов, каждый из которых несет ответственность за определенный сектор работы музея. На современном этапе галерея состоит из шести отделов:
·Отдел хранения
·Отдел развития
·Научно-просветительский отдел (НПО)
·Отдел русского искусства
·Отдел зарубежного искусства
·Отдел современного искусства
Каждый из отделов ведет работу в определенном направлении, но в тоже время все отделы взаимосвязаны между собой. Рассмотрим суть работы каждого из отделов.
2.2 Основные направления работы отделов галереи
Одним из ведущих и самых значимых отделов является отдел хранения – своего рода «сердце» картинной галереи.
Учет и организация хранения является основной функцией любого учреждения, ответственного за сохранность материальных, документальных и других ценностей. Эту важную, но такую незаметную для посетителей функцию в АГКГ выполняет отдел хранения во главе с главным хранителем фондов.
Шедевры отечественного и мирового искусства из собрания АГКГ не просто хранятся в фондах и постоянных экспозициях, а находятся в движении. Произведения отбирают и посылают на выставки, в результате чего возникает необходимость в учете движения и изменения состояния сохранности произведений под влиянием различных климатических условий и транспортировок.
Учет движения экспонатов, оформление договоров и выставочной документации требует знаний, опыта и оперативности в работе всех сотрудников отдела хранения.
Подбор и выдача произведений искусства для выставочной деятельности галереи и оформление сопроводительной документации осуществляется именно этим отделом.
Отдельно ведется учет и оформление в фонды галереи произведений поступающих в ее собрание на постоянное хранение по дарственным или в результате покупки у владельцев, а также на временное хранение для оформления выставок и т.д.
Постоянно осуществляется инвентаризация всех фондов галереи. Улучшению качества информативной оперативности хранения способствует электронная система, в которую сотрудниками отдела вводятся электронные карточки с подробным описанием всего собрания музея. Создается новая база хранения произведений – электронный архив.
Отдел ведет активную работу по дальнейшему восстановлению экспозиции, параллельно производится учет движения временных поступлений и научно-просветительская работа совместно с другими отделами галереи.
Исходя из внутримузейной инструкции и проведенных исследований можно выделить основные функции отдела хранения:
·Отдел хранения определяет порядок учета, хранения и реставрации музейных предметов и музейных коллекций;
·Разрабатывает собственную Внутримузейную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных предметов и музейных коллекций: внутренние передвижения, организация хранения в фондохранилищах, на постоянной экспозиции и выставках. Профилактические, консервационные и реставрационные осмотры, порядок допуска в фондохранилища исследователей и посетителей, организацию ключевого хозяйства, должностные обязанности лиц, ответственных за учет, хранение и реставрацию и т.д.
·Создает научно – справочный аппарат музейных фондов;
Все действия, касаемые передвижения и использования в экспозиционной и научной работе музейных предметов оформляются документально (приказы, акты, протоколы), причем вся документация несет юридическую силу. Работу над всей необходимой документации в данном направлении ведет сектор учета.
Основные функции сектора учета:
·Оформление протоколов приема предметов на рассмотрение ЭФЗК;
·Оформление актов приема предметов в постоянное пользование;
·Первый этап инвентаризации – регистрация музейных предметов
и музейных коллекций в Книге поступлений;
·Передача новых поступлений на ответственное хранение;
·Второй этап инвентаризации – регистрация музейных предметов и музейных коллекций в инвентарных книгах
·Учет предметов научно- вспомогательного фонда;
·Организация учета музейных предметов и музейных коллекций в филиалах;
·Учет и организация хранения книг учета;
·Проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций;
·Прием музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование;
·Выдача музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование в пределах Российской Федерации;
·Выдача музейных предметов и музейных коллекций для экспонирования на выставках за рубежом;
·Оформление актов внутримузейной передачи.
Отдел развития является тем звеном, которое выводит работу галереи на новый информационно-технический уровень. Его главной задачей является своевременное оснащение галереи необходимыми техническими средствами. Но, кроме того, одним из наиболее значимых направлений в работе данного отдела является рекламная деятельность, способствующая популяризации просветительских услуг, которые галерея предоставляет своим посетителям.
Отделы русского, современного и зарубежного искусства занимаются научной и экспозиционной деятельностью, каждый в определенном направлении, в зависимости от своей специфики.
Отдел русского искусства – это та часть коллекции Астраханской картинной галереи, многие произведения которой приобретались ее основателем, астраханским меценатом П. М. Догадиным в начале XX века. Поэтому экспозиция русского искусства выстраивается непосредственно заведующей этим отделом. Отдел русского искусства проводит плановые выставки из фондов АГКГ, которые знакомят зрителей с произведениями русских художников не входящих в постоянную экспозицию.
Сотрудники отдела ведут исследовательскую работу, изучая коллекцию русского искусства АГКГ, историю бытования входящих в нее произведений.
Результатами этих исследований являются каталоги, альбомы, буклеты и публикации в журналах и газетах.
Отдел современного искусства первоначально назывался отделом советского искусства и включал в себя произведения с 10-х годов ХХ века по конец ХХ века. Однако в связи с утратой актуальности термин «советское искусство» в 90-х годах ХХ века был логично заменен более объемным понятием – «современное искусство». На современном этапе работа ОСИ направлена на активную собирательскую и научную деятельность, современные формы работы, такие как перфомансы, медиапрезентации. Одной из важных линий работы является также и работа с астраханским союзом художников и непрофессиональными художниками Астрахани и региона.
Отделом современного искусства проводится более половины всех выставочных проектов галереи, часть из которых проходит в крупнейших музеях России и за рубежом.
Отдел зарубежного искусства образовался в конце 1980-ых годов на основе собрания предметов искусства стран западной Европы, Азии и Востока из фондов АГКГ. В настоящее время экспозиция ОЗИ располагается в залах служебного флигеля картинной галереи.
Посетители экспозиции отдела могут познакомиться с гравюрами из коллекции Ивана Акимовича Репина (1841-1908), которая составила самую значительную часть зарубежного собрания галереи (свыше 8 тысяч единиц хранения). Также здесь представлена значительная коллекция декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы и Востока и Азии, основу которой составило собрание Отто Яковлевича Виблингера. Это французский, английский, немецкий, итальянский, датский фарфор и фаянс из русских дворянских собраний и мн.др. Галерея обладает интересным предметным кругом тонкой керамики севрского производства и редкими изделиями мейсенской мануфактуры.
Отдел ведет активную исследовательскую и выставочную деятельность, популяризируя коллекции галереи и развивая творческие связи с современными зарубежными художниками.
В стенах отдела «Зарубежное искусство» Астраханской государственной картинной галереи им. П.М.Догадина постоянно открываются выставки, проходящие в гравюрном кабинете, который был открыт в 2009 году. Гравюрный кабинет специально предназначен для презентации графического собрания музея и его уникального гравюрного фонда. Кроме того здесь установлен действующий гравюрный станок, позволяющий проводить мастер-классы.
Наряду с хранительской деятельностью музея не менее важное значение имеет просветительская работа с населением. В первую очередь эту работу выполняет научно-просветительский отдел (НПО) галереи. Можно выделить ряд основных направлений в деятельности НПО:
·научно-просветительская деятельность;
·научно-методического деятельность;
·образовательно-информационная деятельность;
·научно-исследовательская деятельность;
·художественно-творческая деятельность;
·социально-адаптационная деятельность.
Сущность работы сотрудников НПО заключается в осуществлении определенных задач:
.Подготовка и проведение экскурсий;
.Подготовка и проведение мероприятий с учетом запросов различных категорий населения;
.Использование новых интерактивных форм работы;
.Участие в экспозиционно-выставочной деятельности (разработка концепций, путеводителей и других сопроводительных материалов);
.Участие в научно-практических конференциях;
.Организация просветительской работы.
Сотрудники проводят не только экскурсии, но и занятия по изобразительному искусству на временных художественных выставках. Более того за последние три года отделом разработан ряд программ для школьников разных возрастов, студентов. Постоянно проводятся тематические мастер-классы, которые пользуются большим успехом у посетителей.
В план деятельности отдела входит деятельность по нескольким лекционным циклам, начиная с истории формирования коллекции и до наших дней; а также включая тематику лекции по теории и истории изобразительного искусства, как русского, так и зарубежного. Лекции читаются в специально оборудованном помещении – лектории АГКГ, и за пределами галереи (в школах, учебных заведениях и т. д.).
НПО участвует в выставочных проектах, широко пропагандируя творчество русских художников, а также астраханских мастеров живописи, графики, скульптуры. Сотрудники отдела работают над темами по изучению коллекции АГКГ, истории художественной жизни своего края, биографий известных астраханских художников.
Успешный музей сегодня – это музей, в который люди приходят не один раз. И Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина являясь структурированной организацией, ведущей свою работу во всех необходимых направлениях, отвечает всем требованиям, предъявляемым современностью для ее органичного и прогрессивного развития.
Глава 3. Разработка проекта «Открытые фонды»
.1 Маркетинговое обоснование разработки проекта «Открытые фонды»
Астраханская государственная картинная галерея обладает богатыми фондами живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В фондохранилищах установлено новое оборудование, которое позволяет содержать музейные предметы в соответствии с требованиями по их хранению. В то же время это создает необходимые условия для разработки новой формы работы – программы «Открытые фонды» как перспективного направления деятельности галереи, которое привлечет большое число посетителей. Но прежде чем перейти к рассмотрению тех ресурсов, которые может предложить галерея, необходимо проследить опыт других музеев, где эта программа уже работает.
Проект «Открытые фонды» осуществляется в Ярославском Художественном музее с 2004 года, когда была представлена премьерная экспозиция «Русская живопись конца XIX – начала XX вв.» Сегодня посетителям демонстрируются полотна русских мастеров рубежа 19-20 веков, в частности показан Русский авангард. Наряду с полотнами таких известных мастеров как Е. Сорокин, Ю. Клевер, Н. Сверчков, К. Коровин, П. Петровичев, К. Юон, И. Машков, М. Соколов здесь экспонируются и произведения малоформатной живописи, которые почти никогда не бывают представлены в постоянной экспозиции. Внимание знатоков искусства привлекают шедевры Ж.-С. Дюплесси, Я. Суходольского, Я. Ромбауэра, Н. Дубовского, С. Крамской, П. Кузнецова.
Как известно, основная экспозиция музея не может вместить все произведения, которые вызывают интерес публики. Более того, у зрителя бытует устойчивое мнение, что «самые ценные» картины музея хранятся в закрытых фондах. Ярославский художественный музей идет навстречу зрителю и предлагает данный экспо-проект. Сегодня экспозиции «Открытые фонды» есть в редких музеях страны. Доступ в фонды для рядового зрителя, даже на определенных условиях, закрыт. А между тем, проблема более широкого показа музейных экспонатов назрела, и не только в связи с нехваткой площадей.
Пятый Всероссийский фестиваль «Интермузей-2003» для Ярославского музея ознаменовался важным событием: на церемонии закрытия Генеральным директором Инженерно-Коммерческого Центра «Раритет» <#”justify”>В 2010 году в Перми состоялась презентация проекта «Открытые фонды». Проект «Открытые фонды» КГАУ «Музея современного искусства» ПЕРММ 2010 года ставит своей целью познакомить жителей Пермского края, гостей города, всех интересующихся искусством зрителей, специалистов с фондовой политикой ПЕРММ. Его задача отразить целостность и одновременно многозначность подхода Музея к комплектованию фондов, в основе которого лежит концепция, обозначенная в программной выставке Музея – «Русское Бедное». Структуру проекта составляют не только такие «программные» жанры, как объект, инсталляция, скульптура, но и видео, фотография, авторский принт.
Экспозиционное пространство каждого из двух выставочных залов музея на первом этаже разбито на четыре зоны. Первый зал занимают аннотации к проекту и зона для чтения, где зрители смогут ознакомиться со всеми каталогами музея, выпущенными за время его существования. За ней, постоянные зрители музея, узнают фрагмент экспозиции из «ведения» в «Русское Бедное». Два пространства в центре зала заполняют новые произведения художников, недавно поступившие в фонды, в том числе работы пермских художников Сергея Тетерина и Михаила Павлюкевича. Дополнят их уже знакомые «программные» работы.
Второй и самый большой зал экспозиции займут крупноформатные инсталляции и объекты художников «Русского Бедного», инсталляция «Янтарная Комната» группы «Мыло» (Санкт-Петербург), работа Леонида Сокова «Кованое время», которая в Перми не демонстрировалась, фрагмент «Евангельского проекта» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой и видео работа группы «Зер Гуд» (Екатеринбург).
В этих разных работах есть нечто общее, что позволяет говорить о целостности подхода к собиранию коллекции. Общность присутствует не только в формальном признаке «бедных» материалов, но и более глубоко – в сходстве отношения авторов к самому понятию красоты. Стремления к ней через использования свойств материала с возникновением новых, не поддающихся однозначной оценке, смыслов, вот признаки которые роднят все работы проекта «Открытые фонды». Будущее музея, где есть реконструкция здания, выставочные проекты и пополнение коллекции, закладывается сегодня. Уникальность фондов это шанс для музея занять достойное место в музейной иерархии и возможность культурного развития территории, на которой он находится.
В Санкт-Петербурге программа «Открытые фонды» работает в нескольких музеях: в Михайловском замке Русского музея, Государственном Эрмитаже и Государственном музее театрального и музыкального искусства.
Государственный Русский музей первым в истории отечественной музейной практики начал создавать в своих дворцах открытые фонды. В канун празднования 100-летнего юбилея (1998) такой фонд был открыт во флигеле Росси, где посетители получили возможность познакомиться с хранением произведений скульптуры XVIII – начала XX века. Эта форма демонстрации музейного собрания позволяет значительно расширить рамки основной экспозиции, представить монографические комплексы работ наиболее крупных мастеров. В открытом фонде наиболее полно представлены коллекции произведений П. П. Трубецкого (1866-1938) и А.С. Голубкиной (1864-1927), анималистическая пластика Е. А. Лансере, А. Л. Обера, В. А. Ватагина, скульптура эпохи модерна – работами М. Л. Диллон. Одна из витрин посвящена портрету начала XX века, и, в частности, творчеству С. Т. Коненкова, Л. В. Шервуда, Б. Д. Королева, В. В. Кузнецова. Особого внимания заслуживают не представленные на "основной" экспозиции скульптурные работы Б. М. Кустодиева и Д.С. Стеллецкого.
В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея состоялась презентация проекта «Фонды музея, доступные зрителю – открытый фонд скульптуры ХХ века» в 2007 году.
В зале на третьем этаже замка установлены 15 витрин, где размещены лучшие произведения отечественной пластики XX века от авангарда 1920-х годов до экспериментальных работ современных художников, не вошедших в постоянную экспозицию музея. Hа подвесных антресолях расположен ряд витрин с предметами из нумизматической коллекции музея и произведениями мелкой пластики. Все экспонаты надежно защищены – они на стеклянных стеллажах с огромными полками, способными выдержать до 2 тонн веса. Перед витринами установлены компьютеры с сенсорными экранами: с монитора можно прочитать историю шедевра и биографию автора. Можно управлять и освещением витрин. Кроме того, специалисты говорят, найден компромисс в давнем музейном споре: о доступности искусства и безопасности экспонатов.
С 2008 года Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставляет посетителям уникальную возможность познакомиться с экспонатами, находящимися в запасниках музея увидеть, как сохраняются графические произведения с учетом современных требований к использованию объектов культурного наследия. Посетители могут здесь увидеть уникальную коллекцию «Русское театральное и декоративное искусство 1880-1930-х годов» из собрания Нины и Никиты Лобановых-Ростовских. Это крупнейшая в мире частная коллекция на данную тему. 810 произведений из нее приобрел у Никиты Дмитриевича, живущего за рубежом, в 2008 году международный благотворительный фонд «Константиновский». То есть целый пласт русской культуры конца XIX – первой трети XX века, наше национальное достояние, вернулся на Родину.
Начало коллекции, насчитывающей более тысячи произведений 140 русских художников, было положено в 1960 году. Представлены работы художников-эмигрантов Юрия Анненкова, Бориса Григорьева, Сергея Судейкина, Николая Рериха, Павла Челищева, Николая Бенуа, Константина и Алексея Коровиных и других. Сквозь призму эскизов декораций и костюмов, созданных мастерами, можно «увидеть» спектакли, составившие славу советского театра в 1920-1930-е годы – шедевры В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Евреинова.
Значительная часть собрания – предметы печатной графики. Здесь плакат В. Серова к «Русским сезонам» С. Дягилева с изображением Анны Павловой, плакат филоновской школы к спектаклю «Ревизор», афиши кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева.
Специалисты считают, что коллекция уникальна не только по объему (более 800 произведений, выполненных в различных техниках и материалах, показывающих разнообразие школ многонациональной России и художественных течений – от символизма и реализма до кубизма и супрематизма), но и по высокому художественному качеству.
«Открытые фонды» принимают посетителей небольшими группами два раза в неделю по предварительной записи. Такие строгие ограничения связаны с условиями хранения графических работ. Есть правило: три месяца в году графика может выставляться на всеобщее обозрение при определенных условиях освещенности. Все остальное время она должна отдыхать в темноте.
Самые значительные разработки по работе «Открытых фондов» принадлежат новому музейному комплексу Эрмитажа – Реставрционно-хранительскому центру «Старая деревня». Торжественное открытие фондохранилища состоялось 16 мая 2003 г. и было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В фондохранилище создана экспозиция памятников древнерусской фресковой живописи.
Создание реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», включающего в себя пять зданий: фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса, является первоочередной задачей в программе реконструкции и развития Государственного Эрмитажа. Проект связан с необходимостью перемещения ряда запасников и мастерских из исторических зданий музея, которые перегружены фондами и где условия хранения не отвечают современным требованиям.
Новое музейное хранилище работает по принципу «открытого хранения». Протяженность экскурсионного маршрута составляет около километра. В основном Фондовом корпусе размещаются различные коллекции Отдела западноевропейского искусства, Отдела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи.
Фонд Отдела истории русской культуры. В 2004 г. в помещениях фонда живописи Отдела истории русской культуры были установлены мобильные сетчатые стеллажи и стеклянные боксы-витрины, дающие возможность зрителям ознакомиться с принципами размещения и особенностями хранения картин. Это оборудование позволяет легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок.
В Фондохранилище переехал практически весь фонд живописи Отдела истории русской культуры, за исключением тех работ, которые находятся на постоянных экспозициях в основных музейных зданиях. Фонд включает в себя около 3 500 полотен (работы русских художников XVII – начала XX в., а также произведения иностранных художников, живших в России в XVIII – первой половине XIX в.)
В 2005 г. переезд значительного числа произведений русской живописи XIX – XX вв. и пополнение фондов мебели позволили пересмотреть экспозицию открытого хранения.
В Фондохранилище создана экспозиция памятников древнерусской фресковой живописи. Среди представленных в ней средневековых фресок – росписи из Пскова, из храма на Протоке и из храма на Воскресенской горе в Смоленске. В этом же зале выставлены иконы знаменитых художественных центров России – Мстеры и Холуя, включающие работы известных изографов, а также несколько памятников северного письма.
В 2005 г. в «Старую Деревню» перевезена большая часть фонда русской скульптуры. Произведения знаменитых мастеров – Б. И. Орловского, Н. С. Пименова, П. К. Клодта, М. М. Антокольского, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, А. И. Теребенева и других – вошли в экспозицию открытого хранения.
В экспозиции представлено около 1 200 предметов русской мебели первой четверти XVIII – начала XX в. (собрание насчитывает около 2 500 единиц хранения).
Зал карет был создан специально для замечательного эрмитажного собрания экипажей. Здесь представлены такие интересные экспонаты, как карета-визави (около 1761 г., Париж), подаренная И. И. Бецким Екатерине II, и парадная карета (мастер Иван Яковлев), изготовленная для въезда придворных дам в Москву по случаю коронации Александра II в 1856 г.
Фонд Отдела истории западноевропейского декоративно-прикладного искусства. В экспозиции открытого хранения представлено около 1 000 образцов европейской мебели XVI – XIX столетий (в коллекции около 3 000 работ мастеров Италии, Испании, Франции, Германии, Фландрии, Англии).
«Театр шпалер». Значительным достижением явились разработка и создание так называемого «Театра шпалер», который позволяет экспонировать в динамике одновременно восемь шпалер. При этом предусмотрена возможность музыкального сопровождения действия. Схема «Театра» состоит из огромных вертикально поставленных металлических рам на колесах, передвигающихся по рельсам с помощью электрического привода. Вся система дистанционно управляется экскурсоводом с переносного пульта. «Театр шпалер», входящий в посетительский маршрут «открытого хранения», пользуется неизменным успехом у публики. Среди экспонатов – три огромные шпалеры из серии «История Мелеагра», созданные во Фландрии в последней четверти XVII в. по картонам известного французского живописца Шарля Лебрена.
Фонд Отдела истории западноевропейского изобразительного искусства.
В декабре 2005 г. были закончены работы в хранилище западноевропейской скульптуры, которое вошло в посетительский маршрут открытого хранения Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня».
Сейчас в хранилище находится 219 экспонатов, перевезенных из фондов Государственного Эрмитажа, а также находившихся в экспозиции. Экспонаты размещены по школам и в хронологическом порядке: от античного искусства, представленного в копиях, исполненных мастерами XVII – XVIII вв., и подлинных произведений мастеров Ренессанса до современной скульптуры.
По своему происхождению произведения также очень различаются. Некоторые из них относятся к началу формирования эрмитажной коллекции пластики и были куплены во времена Екатерины II: рельеф «Дионис на кентавре»; две статуи работы неизвестного итальянского мастера середины XVIII в., украшавших Висячий сад, – «Аллегория живописи» и «Аллегория скульптуры». Многочисленны произведения, поступившие в XIX в., как приобретавшиеся, так и сделанные на заказ (среди них работы, находившиеся в бывших великокняжеских и частных коллекциях). Самые поздние поступления приобретены через Фондово-закупочную комиссию Эрмитажа или подарены авторами.
Различны экспонаты и по уровню исполнения: от подписных авторских произведений («Диана с собакой» Л. Бьенеме, «Источник» В. фон Хойера, «Свержение весталки с Тарпейской скалы» К. Клосса, «Портрет Вильгельма II» X. Гофмейстера, «Музыка» Дж. Беси), многочисленных портретов, выполненных известными мастерами разных школ по заказу членов императорской семьи и когда-то находившихся в Зимнем дворце, а также украшавших дворец декоративных статуй, канделябров и фонтанов, до копий и повторений работы неизвестных мастеров, поздних отливок и гипсовых слепков с известных произведений пластики.
Материалы, из которых созданы произведения: глина (терракота, майолика), дерево, камень (мрамор, известняк), металл (бронза, железо, свинец) и гипс, в том числе авторский (не покрытый и терракотированный), – позволяют получить широкое представление о технике и технологии скульптуры как вида искусства.
Отличительной чертой нового хранилища является продуманно организованное пространство и специально спроектированное (главный дизайнер Реставрационпо-хранительского центра А. Г. Степура) и выполненное на высоком уровне мастерами ООО «Музейные технологии» оборудование. Произведения скульптуры сосредоточены на подиумах и отдельных постаментах в открытой для прохода экскурсионных групп части хранилища. В самом хранилище, оборудованном стеллажами для скульптуры, экспонаты хорошо просматриваются через прозрачные стеклянные двери. Удачной находкой дизайнеров является шкаф-стеллаж для мелкой пластики, который отделяет служебную часть помещения и имеет заднюю стенку из матового стекла, на фоне которого статуэтки и небольшие бюсты выглядят особенно эффектно.
В связи с созданием нового хранилища проведена значительная работа по реставрации многих произведений. Практически все скульптуры, находящиеся ныне в открытой части хранилища, прошли через руки реставраторов. Новое открытое хранилище, созданное совместным трудом дизайнера, реставраторов и хранителей скульптуры Отдела западноевропейского искусства, позволяет посетителям получить достаточно полное представление о развитии западноевропейской пластики.
Фонд Отдела Востока. В хранилище Отдела Востока смонтирована специальная каркасная конструкция c изменяемой конфигурацией, позволяющая посетителям любоваться как внешней, так и внутренней стороной экспоната – военной палатки, подаренной турецким султаном Селимом III в 1793 г. Екатерине II. Палатка из кашемировой ткани, богато украшенная золотым шитьем и вышивкой, прежде из-за своих значительных размеров (510х103х250 см) не выставлялась в залах Государственного Эрмитажа.
В 2008 году «маршрут открытого хранения» дополнился еще одним помещением хранения Отдела Востока – стенными росписями из пещерных буддийских храмов в оазисах пустыни Такла-Макан вдоль Великого Шёлкового Пути.
История этих вещей необычайно интересна. В начале ХХ века фрагменты росписей были вывезены немецкими исследователями в Берлин в музей индийского искусства.
После Второй Мировой Войны эти памятники были переданы России как компенсация за ущерб, нанесённый в годы блокады Ленинграда, за разрушенные дворцы Петергофа и разделены поровну между музеем изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитажем.
Экспонаты, попавшие в Ленинград, долгие годы находились в специальном хранении. Фрагменты разрознены и не изучались со времен войны. Сейчас осуществляется их реставрация.
Самые ранние образцы, например портрет Просветляющегося Будды, датируются V веком нашей эры, самые поздние – XV в., и являют собой потрясающие примеры влияния на уйгурскую живопись различных культур и народов, проходивших по Великому Шёлковому Пути.
Благодаря искусному труду реставраторов росписи вновь засияли ляпис-лазурью и другими минеральными красками, и теперь сюжеты буддийских джатак – древнеиндийских басен и рассказов – ждут своей расшифровки.
Проведя анализ работы программы «Открытые фонды» в ряде музеев России можно с уверенностью сказать, что это перспективное, развивающееся направление в музейной деятельности, которое зачастую вызывает больший интерес у посетителей, чем постоянные экспозиции. Открытые фонды соединяют в себе идею сохранности предмета и просветительства, позволяют экспонатам жить и быть доступными зрителю.
3.2 Проект «Открытые фонды» в Астраханской картинной галерее
коллекция искусство картинная галерея
Актуальность: В условиях интенсивно меняющейся реальности музеи должны находить новые направления своей деятельности, что позволяет вызвать интерес современного зрителя к уникальному культурному наследию. Но в тоже время, сегодня, в условиях рыночных отношений музеи вынуждены искать новые пути и средства для собственного содержания. Теперь главной задачей музея наряду с сохранением и популяризацией музейных коллекций становится финансовое обеспечение. Для привлечения большего числа посетителей создаются новые проекты и программы, которые в тоже время способствуют популяризации музейных ценностей. Одним из перспективных направлений деятельности художественного музея является музейная программа «Открытые фонды». «Открытые фонды» – это уникальная программа для самых взыскательных зрителей, которая получила распространение в музейной практике последних лет, она призвана удовлетворить интерес к коллекциям, поскольку основная экспозиция музея не может вместить в себя все произведения.
Цель: предоставить возможность работы с фондами широкому кругу специалистов – искусствоведов, историков, культурологов, коллекционеров, аспирантов и студентов в рамках исследовательской деятельности.
Задачи:
Создать такую музейную среду, которая объединит фондохранилище произведений искусства и экспозиционное пространство, позволяющее зрителю более подробно и детально ознакомиться с каждым экспонатом, получив о нем необходимые сведения;
Ознакомить посетителей с уникальными предметами за счет проведения тематических экскурсий в фондохранилище.
Предполагаемые мероприятия (тематические экскурсии):
«Пейзаж в русской живописи 2-й половины XIX века»;
«Дымковская игрушка в собрании АГКГ»;
«Портрет в скульптуре» и т.д.
Содержание проекта:
Концепция программы предполагает создание в общем фондохранилище зонированной площади от остальной части хранилища. Она отличается тем, что систематизированные материалы выложены здесь свободнее, в удобной как для быстрого, так и детального осмотра, форме; в отличие от экспозиции отсутствует всякое вспомогательное оформление.
Необходимо отметить, что экспозиции «Открытых фондов» доступны не каждому посетителю, но они предоставляют возможность работы с фондами ряду специалистов – искусствоведов, историков, культурологов, коллекционеров, аспирантов и студентов в рамках исследовательской деятельности, что позволит заполнить лакуны в области изучения фондов картинной галереи.
Программа «Открытые фонды» работает лишь в редких музеях страны: в Ярославском Художественном музее, в Михайловском замке Русского музея, в Эрмитаже, в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
«Пейзаж в русской живописи 2-й половины 19 века». В собрании Астраханской картинной галереи пейзаж в русской живописи второй половины XIX века представлен полотнами Поленова В.Д., Шишкина И.И., Левитана И.И.
Вторая половина XIX века – это время подъема общественного движения, расцвета реализма. В эту эпоху заблистали имена целой плеяды русских художников – пейзажистов: Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов.
В этой блестящей плеяде Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест. И.И. Шишкин – один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее – получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности. Поэт природы, именно поэт, думающий ее образами. Он был ярким выразителем демократического реализма в пейзажной живописи. Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Новые реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного клочка земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин – замечательный поэт природы, тонко чувствующий даже характер каждой породы дерева, в чем можно убедиться, глядя на его полотна «Дубки» и «Заросль» и собрания картинной галереи.
Собрание картинной галереи богато не только живописными работами Шишкина, но и его графическими листами. «Валаам» – графическое произведение, является не только одним из первых приобретений П.Догадина, но и характеризует один из периодов творчества художника. В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.
Василий Дмитриевич Поленов – русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись «европейское влияние»(А.М. Васнецов <#”justify”>Разнообразно в собрании АГКГ представлено и декоративно-прикладное искусство. В частности хранятся предметы, иллюстрирующие один из старинных промыслов в России – «Дымковскую игрушку». «Дымковская игрушка» – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки. История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет.Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века. Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах. Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.
Каждая игрушка уникальна и единственна. Небольшая, но представляющая определенный художественный интерес коллекция дымковской игрушки в собрании АГКГ также будет интересна многим посетителям.
Астраханская галерея также обладает фондохранилищем скульптуры, где представлены экспонаты, которые могут стать объектами демонстрирующими «Портрет в скульптуре». В собрании АГКГ находятся работы, выполненные астраханскими скульпторами, такими как Сафронов Г.П., Авдеева Т.Т, Спиридонов Г.И. Работы астраханских мастеров являют пример высокого уровня советской школы пластического искусства, которая не нашла своего развития на современном этапе.
Условия для реализации проекта.
Одним из основных условий реализации проекта является создание в общем фондохранилище площади, зонированной от остальной части хранилища. Она отличается тем, что тематически систематизированные материалы (произведения живописи, ДПИ, скульптуры) выложены здесь свободнее, в удобной как для быстрого, так и детального осмотра, форме. В отличие от экспозиции здесь отсутствует всякое вспомогательное оформление, но необходимо использование специального фондового оборудования (например, стеллажи).
Важным условием является проведение консультаций специалистов и «фондовых» экскурсий на высоком профессиональном уровне (повышение квалификации, взаимодействие с научными работниками из музеев других регионов).
Предполагаемые результаты:
.Расширение посетительской аудитории. Причем новой услугой могут заинтересоваться посетители, приходящие только для ознакомления с нашей экспозицией, что увеличит число посещений.
. Предоставление услуги на качественно новом уровне, что позволит специалистам производить изучение музейных предметов на более глубоком уровне.
. Проведенные специалистами исследования будут являться средством восполнения лакун в изучении собрания АГКГ
Заключение
На данном этапе своего существования и развития Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина предстает перед нами не просто как художественный музей, обладающий богатой коллекцией, но и как организация с определенной внутренней структурой. Музей составляют шесть отделов, каждый из которых отвечает за определенное направление деятельности галереи.
В данном исследовании, благодаря изучению истории становления картинной галереи как художественного музея, изучению направлений ее деятельности, можно сделать ряд выводов, касающихся не только АГКГ им. П.М. Догадина, но и других современных музеев в целом:
.Зачастую роль современных музеев в культурной жизни общества кажется несколько размытой. Это в большей степени относится к местным музеям. Такое положение вещей связано не только со статусом и ценностью музейного собрания. Но вопрос затрагивает способность музея и его сотрудников встроиться в современный меняющийся мир. Чаще всего под этим подразумевают поиск новых путей к современному зрителю.
.Процесс функционирования музея выглядит следующим образом: есть тот, кто его создаёт, – сотрудники; есть сама экспозиция, в которой представлены предметы материальной и духовной культуры; и, наконец, есть посетитель, зритель, который воспринимает музей. Так вот, сложности современных музеев зачастую связаны с нарушением этой цепочки – утратой посетителя, и, прежде всего, подрастающего поколения. Самым сложным оказывается контакт с современной аудиторией: удовлетворение её потребностей исходя из возможностей музея.
.На сегодняшний день все музеи вынуждены искать новые направления в своей научной и просветительской деятельности. Астраханская картинная галерея обладает широким базисным материалам, но для привлечения в музей большего числа посетителей, для выработки неподдельного интереса к своим коллекциям у зрителя необходимо создание новых проектов и программ, которые будут отвечать современным требованиям.
На современном этапе своей работы Астраханская картинная галерея нуждается в создании новых проектов, поэтому на основе проведенных исследований, касающихся деятельности не только самой картинной галереи, но и ряда музеев России был разработан новый проект, который станет одним из перспективных направлений в работе галереи – проект «Открытые фонды».
Данный проект позволит вывести музей на качественно новый уровень и позволит привлечь большее число посетителей. Реализация проекта «Открытые фонды» является перспективным направлением в развитии музейной деятельности и соответствует требованиям времени. Поскольку успешный музей сегодня – это музей в который люди приходят не один раз.
Еще один проект, реализация которого может стать примером сотрудничества между учебными заведениями, музеями и публикой (потребителями музейно-туристических услуг) – это создание добротных копий знаменитых картин, хранящихся в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина. Как это может происходить? Студентам Астраханского художественного училища (не только выпускникам) регулярно приходится выполнять различные задания по композиции, живописи, рисунку. Следует оговорить с руководством училища возможность давать студентам задания не на вольную тему, не по их выбору или исходя из учебных планов (всё это мелкие организационные частности, решаемые легко при желании сотрудничества), – а именно в форме создания копий, например, рисунков и гравюр, живописных полотен знаменитых русских художников-пейзажистов, представителей авангарда (недаром именно эти картины уже являются брендом галереи). Цены на такие копии – выполненные на холсте, маслом, в рамках – могут варьироваться в зависимости от их формата и уровня схожести с оригиналом. Покупка в галерее «официальной» копии известной картины, выполненной «настоящим» художником – это совсем не то же самое, что покупка дешевой бумажной или поливинилхлоридной репродукции. Если цены на все копии не будут высокими (то есть, рассчитывать надо на туристов разного уровня достатка), то спрос гарантирован. Но – при наличии рекламы, что следует продумать отдельно.
И еще одно направление, в котором следует двигаться нашим учреждениям, специализирующимся на сохранении культурного наследия, это психологические тренинги и семинары для персонала, которые помогут ему контактировать с посетителями таким образом, чтобы они чувствовали себя нужными, важными, желанными, – чего, собственно, любые покупатели ожидают от продавца. Условно говоря, изменение работы музея должно идти от существующего пока еще «обучающе-удручающего» стиля к «обучающе-развлекающему».
Таким образом, очевидна необходимость комплексного подхода к решению всех названных проблем, ведь только в этом случае они могут разрешиться относительно безболезненно и эффективно. Направлениями такого реформирования являются: сотрудничество музеев и турфирм, включение музеев и памятников архитектуры в экскурсионные маршруты по городу и области; выработка и пошаговая реализация рекламной стратегии, направленной на формирование спроса и заинтересованности жителей и гостей города в соответствующих услугах.
Шагом к решению проблемы равнодушного отношения самих астраханцев к своей истории и культуре является и налаживание активной и постоянной работы с детьми дошкольного и особенно младшего школьного возраста, – в качестве примера можно привести деятельность Государственного Эрмитажа по работе со слабовидящими детьми, эрмитажную школу искусств, публичные лекции для всех желающих. Такая работа будет тем более эффективной, что в Астрахани не так уж много мест, куда родители могут отвести ребенка и надеяться, что там он получит позитивные впечатления и знания. Зато в городе есть педагогические училища и педагогические факультеты вузов, чьих студентов – в качестве учебной практики – можно привлекать к работе в таких музейных «школах искусств». Для более старших школьников музеи (библиотеки, архивы) могут предложить нечто подобное клубам по интересам, где ученики смогут не только развивать свои творческие задатки, но и общаться друг с другом. Опыт известного в 1990-е годы клуба «Зазеркалье» – наглядный пример тому.
Список использованной литературы
1.Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. М., Советский художник, 1990
2.Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Астрахань, 1993
.Книга-альбом «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина». – Астрахань, Изд. «Волга», 2008
.Музейная деятельность в формировании современного культурного пространства региона. Материалы региональной научно-практической конференции. / Под ред. М.В. Емелиной. – Астрахань, 2011 г. – 153 с.
.Собиратели, хранители, реставраторы //Сборник статей. 3-й выпуск. – СПб., 2005 г. – 162 с.
.Художественные музеи России // Справочник-путеводитель. – СПб., 1999 г. – 126 с.
.Е.Н. Лапшичева «Отдел хранения – сердце картинной галереи», газета «Догадинка», №5, С. 12
.Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993. С. 8-11
.Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999. С. 57
.Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. – СПб: Художник России, 1992. С. 7
.Веретенников А.М. Мир Левитана. -М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. С. 15-16
.Водяева Л.Г. Дымковская игрушка в собрании Загорского музея. Каталог. М., 1981. С.4
.Данн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. С. 27-28
.Ширманов Н., Герасимова Ю., Пустовалова Ж., Огороднев С., Хаджиева З., Баткаев Н., Досов И., Николаев М. Актуальные проблемы сохранения историко-культурного наследия Астраханского края./ Музейная деятельность и формирование современного культурного пространства региона. Материалы региональной научно-практической конференции (30 июня 2011 г.) / Под ред. М.В. Емелиной. Астрахань: Издательство Сорокин Роман Васильевич, 2011. С.33-35.
Интернет-ресурсы:
15.www.agkg.narod.ru
16.www.astrobl.ru <http://www.astrobl.ru>
.www.Asnrahan.ru/history/read/142 <http://www.Asnrahan.ru/history/read/142>
.www.artmuseum.yar.ru <http://www.artmuseum.yar.ru>
19.www. permm.ru
.www.rusmuseum.ru
21.www.rtr.spb.ru
.www.rg.ru
23.www. gallerynikole.com
.www.hermitagemuseum.org