- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 36,85 kb
История и деятельность испанской инквизиции
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Владимирский Государственный Университет
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра Религиоведения и Философии
Курсовая работа:
Тема: «История и деятельность испанской инквизиции»
Студента группы Рвб-107
Специальности «религиоведение»
Барсукова М.Д.
Научный руководитель:
Д.ф.н., проф. Матвеев П.Е.
Владимир 2010
План
Введение
§I. История инквизиции
.Преследование еретиков до XIII века
. Доминиканский период
§II. История Испанской Инквизиции
.Испанская инквизиция
.Инквизиция в Новой Испании
§III. Особенности Испанской инквизиции
.Преследование евреев и мавров
. Аутодафе
Заключение
Использованная литература
Введение
Инквизиция – изобретение церкви, признанное спасать души заблудших, которое привело к неописуемым страданиям. Слово «инквизиция» рисует перед человеком страшные пытки и сожженных людей на костре. Её жертвами стали Галилей, Джордано Бруно и Жанна ДАрк.
В октябре 1988 года папа римский Иоанн Павел II созывает ученых и богословов на съезд, который посвящен инквизиции. Чтобы исследования получились наиболее полными, папа объявляет об открытии архивов инквизиции. Для папы вопрос инквизиции являлся очень важным, он хотел знать, должна ли была церковь принести официальные извинения за свои поступки? С одной стороны церковь передавала обвиненных в руки светских властей, следовательно, вся вина лежит на гражданских властях. С другой стороны церковь была виновна за большую часть гонений. Так же единой организации, как инквизиция не существовало, были лишь её филиалы в Испании, Италии, Португалии. Итогом этого исследования стало всеобщее извинение папы, и реабилитация Яна Гуса, Бруно, Галилея и др.
Испанская инквизиция стала самой жестокой за всю историю инквизиции. Её родоначальник доминиканский монах Томас Торквемада стал именем нарицательным при упоминании о жестокости.
Наибольший интерес в плане литературы представляет работа секретаря испанской инквизиции Льоренте. Источники его работы – архивы испанской инквизиции. Изучив и переработав, их он написал двух томный труд под названием «Критическая история испанской инквизиции». Льоренте описывает историю преследования еретиков с самого зарождения христианства и до XIX в., когда писалась данная работа. Ценность данного труда заключается в достоверности материалов, использовании первоисточников самой инквизиции. На русский язык данный материал был переведен Лозинским и издан в 1936 г.
Большую значимость представляет труд советского историка Григулевича. В своей работе он использовал в качестве источников огромное количество книг. Его работа – это собрание и обобщение огромного количества материала по истории и деятельности инквизиции.
Большой научный интерес представляет собой работа американского историка-исследователя Генри Чарльза Ли. В качестве источников Ли использовал документальные материалы, среди которых были и протоколы инквизиционных процессов.
Сабатини известен не только, как автор романов про капитана Блада, в его списке имеется так же историческая работа по испанской инквизиции под названием «Торквемада и испанская инквизиция». В ней он проводит анализ священного трибунала при Торквемаде, первом и наиболее известном испанском инквизиторе.
Наиболее древняя работа по инквизиции принадлежит перу двух доминиканцев Шпренгера и Инститорса под названием «Молот ведьм». Эта книга «длительное время являлась основным практическим руководством по борьбе с ведьмами и Европе. Эта книга является важнейшим историческим свидетельством нравов того времени. В ней описаны многочисленные казней ведьм, а также способы защиты от них». Книга состоит из четырёх частей: первая отвечает на вопросы по чародейству: другая доказывает и описывает существование ведьм; третья направлена на борьбу с нечистой силой; последняя часть дает наставления по судопроизводству инквизиционных процессов.
Актуальность изучаемой проблемы заключается в том факте, что буквально недавно, в 1988 г. папа открыл архивы инквизиции. Тем самым открывая перед учеными новый возможности для изучения, из первоисточников.
Проблема изучения инквизиции заключается в недостатке переводного материала. В настоящее время почти не происходит перевод книг современных ученый по деятельности и истории инквизиции. Большинство переведенных работ осуществлялись в начале XX в.
Объектом моего исследования является история развития и деятельность испанской инквизиции. Наиболее значимый период – период учреждения особой испанской инквизиции в 1481 г. и до её расформирования.
Предмет исследования: деятельность испанской инквизиции, как средство уничтожения неугодных короне людей.
Задачами исследования являются раскрытие исторических предпосылок испанской инквизиции, проанализировать её развитие, охарактеризовать деятельность и рассмотреть наиболее громкие процессы – аутодафе.
Целью моей работы служит анализ испанской инквизиции, как наиболее жестокой и известной инквизиции, её роль в жизни страны и общества.
§I. История инквизиции.
. Преследование еретиков до XIII века.
Ересь и еретики существовали с самого зарождения христианства. Первыми еретиками даже можно считать Адама и Еву. Уже первые люди ослушались Бога, не выполнив его предписаний, за что и были изгнаны из земного Рая. По мнению Вебера именно через борьбу христианской церкви и различных сект и шло развитие христианство.
Полное, но однобокое описание ересей, особенно древних, в настоящее время представляется еще не вполне возможным; мы знаем их доктрины отчасти только по тем очеркам, какие находятся в описательных сочинениях древних церковных писателей – это ереси первых 3-х веков, а ереси 4-го и 5-го веков – почти исключительно по их опровержениям отцами церкви того времени и по заседаниям Вселенских соборов.
Согласно исследованиям Генри Чарльза Ли, Григулевича И. Р и других авторов это стало развитием судебной власти епископов над еретиками и в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов. В прединквизиционный период наказание для еретиков было не очень страшным – самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.
Все изменилось с началом нового тысячелетия. Все случилось благодаря распространению просвещения. Люди видели, что Церковь в Библии и Церковь в жизни различаются: распространена симония, разврат и алчность среди священников. На этой почве и появляются ереси, которые способствовали учреждению инквизиции. Наиболее значимыми ересями были движения катаров, вальденсов, оба эти движения зародились на юге Франции.
Вальденсы – движение, которое выступало за идеалы раннего христианства, предлагало своим подвижникам отказаться от всего имущество и пойти проповедовать Библию. Благодаря вальденсам была переведена Библия на народные языки.
Катары – гностики-дуалисты, зародилось в XI в. на юге Франции. Слово «еретик» в Средние века приравнивалось к «катару». К XIII в. борьба между католической церковью приняла наиболее масштабные обороты. Дело дошло вплоть до объявления Иннокентием III крестового похода против еретиков. В историю этот поход вошел, как Альбигойский и разорил почти полностью юг Франции. Причиной послужившей для начала похода стало убийство катарами папского посла. Именно из-за катаров папа Иннокентий III и создал инквизицию.
Христианство стало более нетерпимым к различного рода ересям, когда стала государственной религией. Первый костер для еретиков загорелся в Константинополе в 1143 г. на Константинопольском соборе.
Преследование катаров в Орлеане в 1017 г. исходило от Роберта Благочестивого, и не было делом Церкви. Отношение к еретикам не находило общего знаменателя: то их строго преследовали, то с нисхождением завершали дело; все зависело от римского легата. В 1145 г. св. Бернар сказала, что светские власти обязаны преследовать еретиков за оскорбления, которые ересь нанесла Богу. В 1162 г. римский папа Александр III сказал, что нужно простить виновных, чем предавать смерти невинных. Так же поступали и с наказаниями для еретиков: их то сжигали на кострах, то лишали свободы. Александр отличился своим мягким характером по отношению к еретикам: на Турском соборе в 1163 г. он, несмотря на широкое распространение учения манихеев, предложил правителям отбирать имущество и сажать под стражу. Но соборы в Реймсе и Оксфорде постановили применять для еретиков меру наказания в виде клеймения лица раскаленным железом.
Со временем ужесточалась борьба с ересью и наказания для её последователей. В 1212 г. в Страсбурге сожжению были подвергнуты 80 человек. Петр III Арагонский ввел в свод законов сожжение, как меру наказания для еретиков. Но не везде так было: Оттон IV указывает, что еретики должны быть выгнаны из империи, у них должно быть конфисковано имущество и разрушены дома. Фридрих II первоначально выступил за конфискацию имущества. Со временем его взгляды круто изменились, и сожжение на костре стало обязательным для еретиков. Во Франции сожжение было введено в 1270 г, в Англии в 1410 г.
Луций III ссылаясь на Библию выступал за светское наказание для еретиков: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и
засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
Латеранский собор 1216 г. запрещал духовенству присутствовать при казнях и издавать смертные приговоры. Они лишь могли порекомендовать меру наказания для еретика, главное же слово оставалось за светским судом. Считалось, что всякий, кто не недостаточно преследует ересь и еретиков, сам совершает преступление, которое по своей тяжести равно ереси, следовательно, заслуживает наказание, как еретик. Второй Латеранский собор 1139 г . говорит, чтобы все влиятельные лица приводили еретиков к послушанию. Решениеие третьего Латеранского собора 1179 г . гласит, что Церковь не хочет проливать кровь, но она просит помощи у светской власти, чтобы перед страхом телесных наказаний еретик очищал свою душу. Декрет Луция III ставит обязательным клятву для светских правителей в том, что они будут преследовать ересь и по духовным и по гражданским законам. Церковь показывает правителям, что своей властью они обязаны Богу, следовательно, должны преследовать и карать отступников. Пример Раймонда Тулузского показателен для всех: если ты не будешь преследовать ересь, то твои земли могут быть отданы на разграбление. В 1224 г. Нарбоннский собор постановил, что, если светский судья промедлит в подавлении ереси, то он будет считаться отступником и заслуживает такого же наказания, как и его подсудимые. Все люди должны были преследовать ересь. Малейшее сомнение в тебе, и ты уже стал еретиком. Поэтому широко распространены были доносы. Ты должен забыть обо всех связях ради борьбы с ересью: даже если твоя мать еретичка, то ты обязан донести на неё. Иннокентий говорил по этому поводу: «Тот, кто верен в отношении еретика, не верен в отношении Бога».
Колебание по отношению к еретикам полностью пропало в XIII в. Любой, чья вера может предаться сомнению, подлежит осуждению, как еретик. Под ересь попадало любое отклонение от неисполнения папский указов и до взглядов на веру.
Фома Аквинский дает такие правила:
Не проявлять к еретикам снисхождения
Еретик имеет право на 2 замечания в отступлении. Если же он противится им, то его следует отдать под светский суд.
В ереси могли обвинить и мертвого человека, если находились доказательства его «неправильной» жизни. Родным не следовало молиться за него, а его имущество доставшиеся наследникам, подлежало полной конфискации.
Веронский собор 1184 г. официально заявил об отлучении еретиков от Церкви. Любой, кто за год не попросит об отпущении грехов, осуждался без права апелляции. Умерший еретик не имел права покоиться в освященной земле, поэтому допускалось вскрытие могил и сжигание останков трупа. Вырывание тела еретика вошло во всеобщее употребление, люди пользовались этим для отпущения своих грехов.
. Доминиканский период.
Альбигойские крестовые походы поставили крест на открыто проповедовавшихся ересях. Но само число еретиков не уменьшилось, они стали скрытее. Обнаружить и доказать преступление в ереси являлось трудным делом. Судье приходилось пройти 3 стадии: обнаружение виновного, доказательство его виновности и наказание.
Обычно в ереси обвиняли по чьему-нибудь доносу со стороны. Проблема доказательства вины заключалось в малых знаниях богословия духовенством, и им было трудно вывести на «чистую воду» людей более привыкших к размышлениям и более начитанным.
Старым способом проверки на ересь являлся Божий Суд или Ордалия. Но при Иннокентии III он был отменен, а в последствии духовенству вообще запретили присутствовать на нем.
Иннокентий понимал, что убийства еретиков не способствуют распространению веры, следовательно, и ереси тоже не исчезнут. В 1215 г. папа собрал 4-ый Латеранский собор, там он объявил о новом курсе в борьбе с еретиками. Так родилась инквизиция. Главным фактор появления инквизиции – это желание Церкви контролировать жизнь своих прихожан, чтобы они все думали в «едином ключе»
Инквизиция – учреждение римско-католической церкви, имевшей целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин происходит от латинского слова «inquisition» – расследование, розыск. В 1231 году Григорий 9-й объявил набор особых агентов, так называемых инквизиторов нечистой ереси. Которые должны были занять новоиспеченные должности.
Задачей инквизиции было искоренение ереси. А чтобы искоренить ересь, надо искоренить еретиков. Иннокентий не смог истребить катаров, а в 1231 году Григорий начал действия, обратившие против них всю мощь инквизиции. Он назначил горстку священников и монахов «инквизиторами», и разослал их по деревням, чтобы ловить преступников от религии. Еретики, отказавшиеся отречься, и продолжающие проповедовать, будут сожжены.
Но папа столкнулся с проблемой – знаний назначенных инквизиторов не всегда хватало для обвинения и доказательства вины того или иного еретика, а порой ими суд творили откровенные фанатики. Как, например, Конрад Марбургский, легендарнейший инквизитор, был советчиком Григория IX при обнаружении секты «Люциферов». Методы Конрада включали сбор черни для линчевания, и арест подозреваемых в ереси. После чего им предлагался выбор, отречься или быть заживо сожженным. Историки обнаружили, что «люциферы» были мифом, фантазией, идеей-фикс, который Конрад хотел впечатлить Папу. Папский инквизитор на севере Франции был не лучше. Обращенный катар, Ровер Ля-Бугер, собирал группы подозреваемых и устраивал громкие публичные процессы. В одном таком случае, 183 катара были допрошены, осуждены и сожжены за один день. После многочисленных протестов епископов Франции, Папа понял, что Ровер – опасный радикал, лишил его места и заключил в тюрьму. Тогда Григорий обратился к ордену доминиканцев. Братья ордена, основанного в 1216 году Св. Домиником, подходили на роль инквизиторов. Они были сведущи в теологии и привычны к дорожной жизни и анти-еретическим проповедям. В последствии роль инквизиторов доминиканский орден поделил с последователями Францизска Ассизского – орденом францисканцев.
Но инквизиторы и их методы не пришлись простому народу по душе. Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. – в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на Северную Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. В 1244 г. один из верховных монахов-доминиканцев Кагора приказал инквизиторам не брать подарки и подношения, которые подрывали дророе имя их ордена; но эти запреты ро были забыты. Так как инквизиция представляла свои отчеты только папской канцелярии, то ее служителям не надо было бояться расследований или доносов.
Начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против Реформации. Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии – в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковой силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией. В Венеции инквизиция (Совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом.
В Германии инквизиция направлена была против племени стедингов, которые выступали против местного бременского архиепископа.Первый инквизитор Германии – Конрад Марбургский. Конрад был убит толпой в 1233 г. во время народного восстания. Позднее папа Урбан V, опираясь на помощь Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев как Божьих творцов правосудия; однако и после этого инквизиция не получила здесь развития. Окончательно инквизицию в Германии уничтожила Реформация.
Доминиканский и францисканский ордена, а вместе с ним и инквизиция основалась в Азии и Африке. В 1370 г. по приказу Григория XI два инквизитора отправляются на Восток: в Армении., Грузию, Россию и Валахию. В 1378 г. Урбан VI требует доминиканцев отправить трех инквизиторов – одного в Армению и Грузию, другого в Грецию и Татарию, третьего в Россию и Валахию. Инквизиция добралась даже до Абиссинии и Нубии.
Прежде чем Иерусалимское царство кануло в лету, оно познало на себе наказание за ересь. В 1290 г. по протекторату папы Николая IV патриарху Иерусалимскому было разрешено назначать инквизиторов. Но буквально через год само царство пало, а с ним и инквизиторы. Но, примерно через 90 лет Григорий XI восстановил инквизицию в Святой земле и назначил францисканского монаха инквизитором Палестины, Сирии и Египта, чтобы уменьшить количество вероотступников среди паломников.
В ересь записали даже ростовщичество, это случилось в 1267 г. Виенский собор же заявил, что еретиком является даже человек, который считает, что ростовщичество – не грех.
Бернар Ги – наиболее опытный и известный инквизитор конца XIII – начала XIV вв., дает советы и рекомендации по поводу поведения и характера инквизиторов. Вот некоторые из них: «Инквизитор должен быть деятелен и энергичен в своем рвении к истинной вере», «Он должен внимательно расспрашивать и тщательно расследовать, чтобы терпеливо осветить свое дело», «Пусть в его взгляде проглядывают всегда любовь и милосердие, чтобы не думали, что его решения вынесены под влиянием алчности и жестокости». Как мы видим, Ги описывает идеального инквизитора, как добропорядочного и не жестокого человека. Он считает, что борьба с ересью – правильное дело, и оно должно служить на благо. Поэтому его должны выполнять преданные своему делу люди.
Существует целый труд, настольная книга инквизиторов – «Молот ведьм». В 1487 г. два доминиканских монаха Яков Шпренгер и Генрих Инститорис издали свою книгу. В ней описаны признаки колдовства, типы ведьм и правила для возбуждения судебного дела против ведьмы. Её можно назвать настольной книгой инквизитора, именно благодаря её фактам и теориям можно было разоблачить еретика. Данная работа выдержала огромное количество изданий на различных языках, служил авторам для вдохновения для других руководств и описанию ереси.
§II История испанской инквизиции.
. Испанская инквизиция.
Инквизиция в Испании возникает так же в XIII в. Вся территория Испании по указу главы испанского ордена доминиканцев была разделена на 2 провинции – Арагон (Валенсия, Каталония, Ивиса и др) и Испанская провинция (Кастилия и Португалия). Одно из первых правил, которое вышло из под пера испанских инквизиторов было определение епитимии для раскающегося. Поместный собор Таррагоны решил, что раскаявшийся должен был каждое воскресенье стоять у входа в храм в специальной одежде – санбенито на протяжении 10 лет. Санбенито представляло из себя специальное одеяние, она было выполнено в форме плаща и на нее нашивались спереди и сзади по кресту, чтобы проходившие мимо люди видели бывшего еретика.
Соседство Франции и Испании дало расселиться катарам и вальденсам и на Пиринеях. Поначалу инквизиторы действия инквизиторов были острожные. Например, в Кастельбо, центре катаров в Испании, инквизиторы разрушили пару домов, осудили беглецов, взяли под стражу несколько мужчин и женщин.
В XIV в. благодаря указам испанских королей, по которому все королевские чиновники предоставлялись в распоряжение инквизиторов, защитники веры активизировались. В 1302 г. большое количество еретиков были переданы светских властей. Для еретиков начинают загораться костры. В 1314 г. инквизиция обнаружила большое число еретиков, в итоге тех, кто избежал костра были выгнаны из королевства.
В 1344 г. на должность инквизитора в Испании встает – Николай Эмерик. Самый знаменитый инквизитор «старой инквизиции» в Испании. Эмерик прославился в первую очередь своими жестокими преследованиями иудействующих, спиритуалов и др., а так же как автор работы «Руководства для инквизитора». Но слишком рьяное усердие нового инквизитора вызвало бурю негодования среди народа, и король решил отстранить его от занимаемой должности.
Инквизиция в Испании не отличалась ничем от учрежденных инквизиций в других странах. Все изменилось в XV в., когда она получает новую форму и огромное политическое значение.
До XV в. Испания представляла из себя 2 отдельных государства Кастилию и Арагон. И только в Арагоне действовала инквизиция, которая была учреждена в 1233 г. Наиболее известный инквизитор прежней инквизиции – Николай Эймерик. Он прославился, как один из наиболее жестких гонителей на еретиков, своим же ученикам он оставил «Руководство для инквизиторов». Кастилия же находилась в постоянной борьбе с магометанскими государствами и не имела возможности для учреждения Священного трибунала.
В XV в. происходит несколько знаменательных событий: объединение Арагона и Кастилии в единое государство Испанию, освобождение юга Пиринеев их под власти мусульман и открытие Америки.
Испанская инквизиция была учреждена в 1478-1483 гг. В этот же период королевская семья – Изабелла и Фердинанд объединяют почти весь Пиринейский полуостров под своим началом. В 1477 г. инквизитор из Сицилии Барберис дает Фердинанду и Изабелле дает совет создать инквизицию для борьбы с отступниками. И вот 1 ноября 1478 г. был выпущен папой Сикстом IV документ, который предписывает Фердинанду и Изабелле назначить двух или трех епископов на роль инквизиторов. Отличительной особенностью учрежденного трибунала являлось главенство Фердинанда вместо папы. Главными противниками же «новой» инквизиции становятся евреи и мавры.
Первый трибунал инквизиции был открыт в 1481 г. в Севилье: «Святой трибунал инквизиции, учрежденный против нечестия еретиков в королевствах Испании, начался в Севилье в 1481 году, в бытность папою Сикста IV, которым он разрешен, и в царствование Фердинанда V и Изабеллы, которыми он испрошен. Первым главным инквизитором был брат Томас Торквемада, приор монастыря Святого Креста в Сеговии, ордена братьев проповедников. Бог да устроит, ради распространения и поддержания веры, чтобы он продолжался до скончания века и т. д. Воскресни, Господи. Суди свое дело. Ловите для нас лисиц».
Томас Торквемада – духовник Изабеллы, душа и голова учрежденной инквизиции. Именно благодаря ему испанская инквизиция достигла вершин своего могущество и вписала себя в анналы истории.
Первый указ трибунала сразу показал будущее направление инквизиции. Трибунал решил, что все светские власти обязаны в течении двух недель арестовывать мавров и евреев, сменивших место жительства, доставить в Севилью и конфисковать их собственность. Через некоторое время, трибунал выпустил второй указ, который предлагал отступникам самостоятельно придти и исповедаться в ереси. Взамен им обещали даровать прощение и не конфисковать имущество. Но это нужно было сделать в строго оговоренный срок. С помощью этого указа инквизиторы узнали об огромном количестве вероотступников, в этом им помогли пришедшие каяться.
Первое аутодафе произошло уже через месяц после первого заседания трибунала в Севилье. Обвинение в ереси были предъявлена ста людям. Итог – 6 человек были сожжены на костре.
За первый год инквизиторы осудили около 1500 человек по обвинению в переходе в иудаизм и несколько сотен сожжены на костре. Огромное количество казней заставило инквизиторов изобрести новый способ для казней. И тогда был изобретен Кемадеро: «В поле, за городом, где происходили казни, был построен помост (таблада), давший название тому месту, с которого произносились приговоры, поблизости же для костра было воздвигнуто из камня лобное место. Этот эшафот назывался кемадеро – жаровня или крематорий, отличавшийся от современного одноименного сооружения тем, что он служил местом сожжения не трупов людей, умерших естественной смертью, а еретиков, которых сжигали там живыми или после того, как в качестве особой милости инквизиторов их душили – гарротировали».
Тысячи марранов эмигрировали из страны, боясь попасться в лапы инквизиторов. На фоне этого инквизиторы опубликовали указ, в котором новохристианам, явившимися добровольно и отрекшимися добровольно, было гарантировано прощение и сохранение имущества. Этим указом инквизиторы хотели достать из «подполья» богатых евреев, которые опасаясь за свою жизнь скрылись. Те, кто решил покаяться должны были купить свое спасение за огромную сумму денег и вдобавок донести на известных вероотступников.
Некоторые обвиненные являясь богатыми людьми, шли в Рим за помощью папы. Видя это, Изабелла написала письмо Сиксту с просьбой создать апелляционный суд, который бы являлся высшим апелляционным судом в Испании, и который мог принимать апелляции. Тем самым, суд мог выносить все решения на все апелляции против судебных приговоров, которые назначила инквизиция. 2 августа 1483 г. Сикст VI издал указ, в котором говорилось о создании «священного» трибунала во главе с верховным инквизитором. Верховный инквизитор же имел право назначать местных, региональных инквизиторов. Так испанская инквизиция стала полностью независимой от Рима. Первый Верховным инквизитором стал Томас Торквемада. Став верховным инквизитором он получил титул: ««Мы, брат Томас Торквемада, монах ордена братьев проповедников, приор монастыря святого Креста в Сеговии, духовник короля и королевы, наших государей, и генеральный инквизитор во всех их королевствах и владениях против еретической испорченности, назначенный и уполномоченный святым апостолическим престолом». Назначение Торквемады устраивало всех и короля с королевой и Рим: «Результат оправдал такой выбор. Казалось просто невозможным подобрать другого человека, способного одновременно воплотить в жизнь замыслы короля Фердинанда относительно многочисленных конфискаций, намерения римской курии, которая жаждала распространить на Испанию свою власть и удовлетворить денежные интересы, а также достичь цели инициаторов инквизиции – вдохновить террор аутодафе».
Так же в этом году создается Верховный совет инквизиции, которым управлял верховный инквизитор. Главная задача совета – решение вопросов с делами по конфискации имущества. В его состав входили 3 королевских советника и два эксперты Торквемады. Верховный совет инквизиции замкнул после себя круг создания Верховного инквизиционного трибунала, который назывался Супрема. Для того чтобы создать единый судопроизводсветвенный процесс Торквемада созвал в Севилье ассамблею. На ней были выработаны инструкции для всех инквизиторов. Торквемада представил программу из 28 параграфов. Основой для работы Торквемада избрал «Руководство для инквизитора» Эймерика. Но не все были подчиниться новому кодексу: в Арагоне издавна было не принято изымать имущество. Пытаясь решить все мирным путем арагонцы обратились к Фердинанду, но видя, что это не имело успеха, они решают действовать решительно. Было принято отвечать насилием на насилие. Главными заговорщиками стали мориски, а главой Жан Делобардия. Первой жертвой пал священник Петр Арбуэ. Его убили во время молитвы 6 заговорщиков. Народное мнение осудило этот поступок, что сыграло на руку инквизиции. Благодаря осуждению этого убийства инквизиция решила нанести удар против арагонской оппозиции. Были казнены на костре 200 человек, главарей же сожгли на аутодафе, но для начала им отрубили руки. В последствии Арбуэ был возведен в лик святых.
В 1488 г. Торквемада собирает новое собрание инквизиторов. В нем он дополняет прежний кодекс ещё 15 законами. В них инквизиторам предписывалось не задерживать суд над еретиком, даже если улик было собрано недостаточно. Благодаря этому тюрьмы стали переполнены, и инквизиция не знала, что делать с заключенными. Выход из ситуации все-таки нашли – решили заточать виновных в их собственных домах, но им не позволялось выходить из него. Из-за ужесточения законов люди начали активно записываться в офицеры инквизиции или если говорить обычными языком – желали стать шпионами.
В 1492 г. испанским монархам пришла гениальная идея, как пополнить государственную казну. Был издан указ, который заставлял всех иудеев в определенный срок принять христианство или же покинуть приделы королевства, но в этом случае эмигрировавших ожидала конфискация всего имущества. Этот закон давал повод инквизиции при любом доносе, даже не самом утвердительным обвинить человека в преступлении против церкви. В отличие от других ересей, последователи которых проповедовали публично, иудаизм был таинством, совершаемым за закрытыми дверями. Поэтому люди увидев, что кто-то читает книгу, могли предположить, что он иудей, и обратиться к инквизиторам с доносом. Все, что отличало человека от других, как например еда мяса в рыбный день могло посчитаться соседями, как иудейское таинство, следовательно, ему грозила угроза обвинения в ереси. Доносы порождали доносы, некоторые марраны доносили сами на себя, чтобы уменьшить для себя наказание, если бы на них донес кто-то другой.
И все-таки подавляющая масса евреев выбрало иммиграцию, вместо предательства своей веры. Примерно 105-800 тысяч евреев покинуло Испанию, и лишь только 50 тысяч приняло христианство. Вместе с уходом евреев страна замедлила своё развитие.
После марранов настало время мавров. Но мавры оказались более активными, чем евреи и подняли восстание. В 1568 г. в Гранаде арабы подняли восстание, которое было подавлено лишь через два года. В итоге инквизиция постучалась в двери к маврам в 1499 г., когда был издан указ об обращении мавров в католичество.
Умер Торквемада в 1498 г. Эпохо его прававления вошла в историю благодаря своей жестокости. По данным Льоренте в Севилье за первый год инквизиции было отправлено на костер около 2-х тысяч человек. В 1524 г. в Севилье на здании инквизиции повесили надпись: «Это значит: «В 1481 году, при папе Сиксте IV, в царствование Фердинанда V и Изабеллы, католических королей Испании и Обеих Сицилии, здесь получил начало священный трибунал инквизиции против иудействующих еретиков для возвышения веры. Со времени изгнания евреев и сарацин до 1524 года, в царствование Карла, римского императора, наследника по матери этих двух католических королей, и в правление этим трибуналом веры преподобнейшего господина Альфонсо Манрике, архиепископа Севильского, двадцать тысяч еретиков и более отреклись от гнусного преступления ереси, и почти тысяча человек, упорных в своей ереси, после предварительного суда были преданы пламени и сожжены, с согласия и одобрения Иннокентия VIII, Александра VI, Пия III,[595] Юлия II,[596] Льва X,[597] Адриана VI[598] (который получил верховное первосвященничество, будучи кардиналом, правителем Испании и главным инквизитором) и Климента VII.[599]
По повелению и на счет нашего владыки императора [эта надпись] поставлена здесь по приказанию лиценциата де ла Куэвы под руководством Диего из Картахены, архидиакона Севильи, в 1524 году».
Всего за время Торквемады было сожжено живыми 10220 человек, 6860 сожжено после смерти, 97321 человека подвергли позору, конфискации имущества, пожизненному тюремному заключению и увльнению со службы общественных и почетных должностях. Общее число жертв инквизиции – около 114 тысяч человек. Такую огромную цену Испания заплатила за «чистоту» веры. Все последующие генеральные инквизиторы меркнут перед такой «славой» Торквемады. Человек, который воспитывался по церковному обычаю, имел скромность, сильно изменился, когда получил власть в свои руки. Торквемада вписал кровью своё имя в анналы истории.
Новым Верховным инквизитором стал Диего Деса. Едва получив титул, он он издает указ усиливающий деятельность инквизиции. Он предписывает открыть новые филиалы инквизиции, обязывает всех доносить на еретиков. В 1504 г. к ним добавились статьи о конфискации имущества.
Новый филиал испанской инквизиции открылся уже в 1500 г. в Сицилии. Но он был встречен народом в «штыки», поэтому король Фердинанд предписал местных чиновников помогать инквизиторам в их деле, даже при помощи оружия.
Главным же делом Десы оказалось изгнанием мавров. В 1492 г. испанцы окончательно отвоевали Гранаду. Фердинанд и Изабелла пообещали всем арабам, что их уравняют в правах с испанцами, и они смогут свободно исповедовать свою мусульманскую веру. Но уже в 1492 г. началось окатоличевание мавров. В начале у них отбирают мечеть и переделывают её в костел. Книги на арабском объявляются вне закона и сжигаются. Арабы не смогли стерпеть такого отношения к себе. Они восстают. Испанцам же это было на руку. Подавив восстание, королевская чета издает закон, что в Гранаде не должно быть больше мусульман, следовательно, мавры должны перейти в христианство. А в 1502 г. выходит новый закон, который предписывал маврам или поменять веру или эмигрировать из Испании. Но арабам запрещено было эмигрировать в Африку из-за войн, которые вели африканские государства с Испанией. Разрешалось лишь переехать в Турцию или другие страны, которые не находились с Испанией в конфликте. В последствии, в 1525 г. Карл V постановил, что мусульманами могут быть лишь рабы. Крещение арабов дало инквизиции новую порцию жертв.
Марраны тоже не остались в стороне. От них потребовали доказать, что они христиане, что посещают церковь и т.д. Деса продолжил политику против евреев.
Деса оставался на своем посту недолгое время. После нескольких интриг его место занял Хименес Циснерос. За время Десы сожжено было 2952 человека
Хименес был талантливым и умным человеком. Он основал университет в Алькале, советует королю заиметь постоянно войско, проявляет полководческие способности захватывая Оран в Африке. Хименес стал лишь инквизитором Кастилии, главой Арагонии являлся епископ Энгуэра. Хименес своими решениями уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Он разделил инквизицию по провинциям, тем самым власть перешла инквизиторам даже в самых далеких епархиях. Хименес чувствовал безграничную власть, он без последствий отстранял членов совета инквизиции, если те были настроены против него. Титул великого инквизитора сохранялся за Хименесом в течении 11 лет (1506-1517). За это время были осуждены 52855 человек, из них 3564 сожжены живьем. Но за Хименесом там же имеются меры по ослаблению деятельности инквизиции. Он издал указ, который требовал отводить для новохристиан отдельные церкви в городе, обязательство приходского священника в более усердном проповедовании.
При новом инквизиторе Адриане инквизиция рисковала быть упразденной. В первые годы царствования Карл V считал, что инквизионный процесс следует организовать по примеру всех остальных судов. Кортесы видя это стремление короля решили помочь в осуществелении его желания. Они в 1518 г на общем собрании кортесов в Вальядолиде составили письмо Карлу, в котором просили уменьшить влияние инквизиции. После они ещё оправили канцлеру Сельвахио огромную сумму денег. На новое собрание кортесов В Сарагосе Карл приехал с Сельвахио. У них имелся проект из 30 глав, который регулировал возраст, качество, жалованье судей и другие организационные вопросы священного трибунала, так же в этом проекте были уменьшены наказания для еретиков. Но смерть Сельвахио остановило исполнение этого проекта. Со временем Андриан повлиял на Карла до такой степени, что тот стал ярым защитником инквизиции.
Но главной проблемой появившейся в то время стало лютеранство. Оно распространялось с огромной силой, и уже через 3 года, в 1520 г. достигло пределов Испании. Карл издает указ по которому лютеране приравнивались к еретикам и подвергались преследованию. Под этот указ попадал любой, кто хотя бы держал в руках протестантскую книгу или выступал в их защиту.
В 1557 г. две отдельных групп богатых марранов-протестантов были обнаружены и арестованы в Севилье и Вальядолиде. Аресты 50-60 гг. были губительны для администрации инквизиции и королевской власти, т.к. многие из найденных протестантов являлись чиновниками и влиятельными людьми. Обнаруженные группы взволновали всех католиков. Филипп совместно с папой Павлом IV и инквизитором Фернандо Вальдецом используют все силы для борьбы с этой угрозой. Издаются указы против протестантов. Шпионы рассеиваются по всей стране. Начинаются массовые аресты. И в течении 3-х лет протестантство в Испании исчезает в пламени. До сих пор количество протестантов в Испании крайне мало. Уничтожив протестантов, инквизиция не смогла справиться с книгами жертв инквизиции. Изобретение печатной машинки позволило увеличить количество книг. Книги жертв инквизиции распространялись по всей Европе, и лидеры протестантов пытались настроить мир против Испании.
В стороне не остались и мориски, которым в 1566 г. было приказано отказаться от национального языка и одежды, и ассимилироваться с христианами. В 1609 г. на сваливается новая беда – решением Филиппа III всех морисков было решено выгнать из Испании. Считалось, что благодаря изгнанию евреев жить станет намного легче: «У нас всего будет в изобилии: земля оплодотворится, и благословение снизойдет на нее. С тех пор, как эти проклятые окрестились, не было ни одного хорошего урожая. Теперь все годы будут урожайные, ибо эти гады навлекли своею ересью и своим богохульством бесплодие на землю. Всего, повторяю вам, будет у нас в изобилии» – так в своей проповеди говорил архиепископ Валенсии. Но словам архиепископа не суждено было сбыться – провинции опустели, торговля и промышленность пришли в упадок.
Испанская инквизиция просуществовала до XVIII в.В завершающем периоде своей деятельности она боролась со сторонниками французского просвещения и французской революции. Однако, это не помешало инквизиторам встать на сторону захватчиков, когда французские войска вошли в Испанию. Окончательно инквизиция была упраздена в Испании только в 1834 г.
. Инквизиция в Новой Испании.
Испанская инквизиция не обошла стороной и Новый свет. Открытие Америки Колумбом произошло в самый разгар борьбы Торквемады с евреями в 1492 г. Спасаясь от инквизиции мараны отправились в Америку, пытаясь найти там покой, но испанская инквизиция последовала за ними вслед. С 1502 г. по 1802 г. Фердинанд издал ряд указов, запрещающих евреям и маврам въезд в Новый Свет. Каждый, кто прибывал в Америку обязан был доказать, что он является христианином, как минимум в пятом поколении. Но эти законы не всегда действовали, существовали «лазейки». Об этом может свидетельствовать состоявшиеся в 1528 г. в Мехико аутодафе, на котором на костер было отправлено 2 «тайных» еврея, один из которых являлся помощником знаменитого конкистадора Кортеса – Эрнандо Алонсо. Это было первое аутодафе в Новом свете.
В 1519 г. генеральный инквизитор Испании Монрике учредил в роли инквизиторов первого испанского епископа в Америке Алонсо Монсо и доминиканца Кордобу. С расширением подвластных территорий увеличивалось и количество инквизиторов.
Первой проблемой с которой столкнулись церковники являлась проблема идентификации проживающих людей. Кто они? Откуда появились? Есть ли у них душа? Испанские священнослужители считали своим долгом избавить американских аборигенов от язычества, и привить им правильную религию – христианство. Индейцы без каких-либо особых сопротивлений переходили в христианство. Но тут в головы инквизиторов пришла мысль, что возможно после крещения индейцы остаются индейцами, как евреи после принятия христианства тайно исповедуют иудаизм. Споры продолжались до 1537 г. когда папа римский признал индейцев людьми. Но к этому времени большая часть индейцев были уже окатоличены. Но новые христиане вели себя двойственно: поклонялись кресту, под которым зарыт старый идол, приравнивали Христа к своим богам. Эти двойные стандарты развязывали руки инквизиторам.
Первая жертва инквизиции – Мигель из Акольуакан был обвинен в отступничестве в 1522 г.
Первый инквизитор Новой Испании – Хуан де Суммарага занимал свой пост 13 лет (1535-1548 г.). С помощью Суммараги вице-король Мексики Мендоса опубликовал закон, который сурово наказывал за ересь и отступничество от веры: «Почитать только одного истинного бога и должны забыть и забросить идолов, принимавшихся ранее за богов, должны перестать поклоняться камням, солнцу и луне или какому-либо другому существу. Запрещается совершать в их честь жертвоприношения и давать им обещания. Если кто-либо, вопреки данному указу, совершит, будучи христианином, нечто похожее, то в первый раз получит в качестве наказания публично сто ударов плетью и будет пострижен наголо, а во второй раз будет предан суду».
Диего Ланда – доминиканец, епископ Юкатана и Гватемалы. При нем 6330 индейцев были обвинены в ереси, 157 человек умерло от пыток.В своем труде под названием «Сообщения о делах в Юкатане» оправдывает жестокость по отношению к индейцам. Для их подчинения нужно было использовались очень жестокие меры: <испанцы>«совершали неслыханные жестокости, отрубая носы, кисти руки и ноги, груди у женщин, бросая их в глубокие лагуны с тыквами, привязанными к ногам, нанося удары шпагой детям, которые не шли так же (быстро), как их матери. Если те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их». В последствии король Филипп II издал указ, который запрещает судить индейцев за вероотступничество. К этому времени, огромное количество местных жителей было уничтожено, и чтобы хоть как-то остановить это, был издан декрет. Но, суды инквизиции продолжались – в 1690 г. был устроен показательный процесс, на котором к мере в виде пожизненного заключения были приговорены 21 индеец.
Запрет на обвинение индейцев подействовал против марранов. До 1571 г. инквизиция не слишком активно работала, лишь после указа Филиппа II , который устанавливал инквизиционный суд в колониях. После указа инквизиторы стали более рьяно бороться за чистоту веры: так, в 1596 г. был сожжен вместе с матерью и пятью сестрами племянник вице-короля Мексики, губернатора провинции Нуэво-Леон, вернувшийся к иудаизму новый христианин Луис де Карвахаль (1566-1596). До отмены инквизиции в Мексике там прошло около 60 аутодафе, а просуществовала она вплоть до XIX в., и была упразднена лишь в 1820 г.
Перуанская инквизиция была открыта в 1570 г., хотя уже с 1539 г. там существовал епископский суд. За все время в Перу прошло 34 аутодафе, большая часть обвинялись в тайном исповедовании иудаизма. Наиболее крупное дело произошло в 1635 г., когда в Лиме было обнаружено около 80 купцов, которые тайно принадлежали в иудаизму. Из 80 человек – трое взошли на костер.
Из-за активной работы инквизиции число тайных иудеев очень сильно сократилось, вследствие чего деятельность инквизиции почти сошла на нет. В В 1736 г. произошло последнее аутодафе, однако инквизиция в Перу существовала до 1806 г. Под юрисдикцией перуанской инквизиции находилась так же Новая Гранада. Особенностью этой провинции заключалось в отправлении туда специальных инквизиторов Юрисдикции суда инквизиции в Лиме подлежала также огромная провинция Новая Гранада, куда лимский трибунал направлял специальных эмиссаров. Но этот метод оказался малоэффективным, вследствии чего на Карибском побережье в 1610 г. был учрежден отдельный филиал инквизиции.
Новый филиал занимался не только Новой Гранадой, но и на Карибские острова. Через четыре года произошло первое аутодафе, а в 1762 г. последнее. Боливар указом от 1819 г. распустил суд инквизиции. За двести лет своей деятельности произошло 54 аутодафе, на которых было обвинено 767 человек, 5 были казнены путем сожжения.
§I.Особенности испанской инквизиции
. Евреи
Еврейское население Испании имеет глубокие исторические корни. Испанский историк Амадор де лос-Риос утверждает, что евреи появились на Пиренеях после падения Иерусалима, во время владычества на этой территории вестготов.
Евреи в Испании глубоко пустили свои корни. Благодаря своей сплоченности и таланту коммерции евреи смогли занять видное место в Испании. С помощью денег они покупали те права, которые были доступны лишь христианам.
Преследования евреев имели локальный характер, в основном они свободно себя чувствовали и могли свободно исповедовать иудаизм. Лишь в IV в. Эльвирским собором были запрещены браки между христианами и иудеями.
Гонорий III издал указ предоставляющий привилегии евреям. Главная привилегия состояла в необязательном крещении. Если же, еврей хотел креститься по своей воле, его с радостью принимали в «семью».
Все изменилось в XIII в.: из-за чрезмерного богатства иудеев возникли вопросы относительно источников этих ценностей. Ссылаясь на то, что Церковь всегда была против ростовщичества, было выдвинуто обвинение, что ростовщики разорили множество христиан. На евреев обрушился гнев народа. О евреях начинают появляются сплетни, что для своих ритуалов убивают младенцев. Льоренте говорит о четырёх случаях:
«В 1250 году евреи распяли мальчика по имени Доминго де Валь из церковного хора церкви митрополита Сарагосского.
В 1452 году мальчик распят евреями в Вадьядолиде.
В 1454 году распяли мальчика из поместья маркиза Альмарского, что возле Саморы.
В 1468 году в Сепульведе, что в епископстве Сеговии, мальчика похитили во вторник страстной недели, а в страстную пятницу он был увенчан терновым венком, бит кнутом и, в конце концов, распят»
Первое серьезное нападение на евреев произошло в 1391 г. Народные массы под влиянием слов епископа Ниэблы убила около семи тысяч еврейских семей. Во время царствования мавров евреи имели полную гражданскую и религиозную свободу, что давала ещё больше поводов обычному католику-испанцу ненавидеть их.
Некоторые евреи, чтобы обезопасить себя принимали христианство. Но не всегда они правильно и точно выполняли те или иные ритуалы. Эти уклонения послужили поводом для опубликования 36 способов обличения настоящего христианина от мнимого. Торквемада считал, что отступничество, возможно, прекратить лишь выслав евреев из Испании.
Отвоевав Гренаду у мусульман, великий инквизитор принялся за проживающих там евреев. По Гранаде расходятся слухи, что иудеи готовят заговор против инквизиторов. И вот в 1485 г. происходит убийство марранами инквизитора Петра Арбуэ. Его убивают перед алтарем, когда он молился. Народ становится ещё более нетерпимым к новохристианам. Кульминацией этого стало принудительное изгнание евреев из Испанского королевства.
марта 1492 г. издается указ, по которому евреям предоставлялось два варианта: или креститься, или покинуть пределы Испании. Главный раввин Испании Абарбанел умолял Фердинанда и Изабеллу не выселять евреев, предлагал взамен огромные суммы денег: «Возьмите, – говорил он им в страстной мольбе о соплеменниках, – возьмите все наше золото и серебро, возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину!». Вмешательство Торквемады не дало исполниться планам иудеев. Огромное количество евреев выбирает эмиграцию – до 800 тысяч, крещение же выбирает лишь малая часть – около 50 тысяч человек. Те, кто выбрал эмиграцию продавали свою имущество по очень низкой цене, ведь по закону имущество изгнанного подлежало конфискации.
На протяжении истории испанской инквизиции мараны были её одними из главных виновных. Даже в Новом свете инквизиция боролась больше с новохристианами, чем местным населением.
.Мавры.
Арабы пришли на Пиренейский полуостров в VIII в. Уже в начале века они контролировали почти весь полуостров. Со временем, к XIII в., мавров оттеснили на юг, и за ними осталась лишь Гренада.
После себя мусульмане оставили процветающие города, развитую промышленность, научные знания.
Сама борьба с маврами велась под религиозно-патриотическим началом. В испанцах горело желание прогнать со своих земель чужеземцев и истребить ислам на своей земле.
После освобождения Гренады от мавров в 1492 г. Изабелла и Фердинанд пообещали мусульманам неприкосновенность. Но, как и с евреями это обещание не было исполнено. Уже в 1499 г. начинается компания по обращению арабов в христианство. У них отбирается главным храм, который становится католическим костелом, книги изымаются и прилюдно на аутодафе сжигаются. Итогом этой компании стало 50 тысяч крещенных мавров.
В 1501 г. выходит указ, по которому все неверным запрещается въезжать в Испанское королевство. За год испанская армия подавила восстание в Гранаде. Покончив с Гранадой, испанская корона обратила внимание на мусульман других провинций. Через год всех мавров в возрасте старше 14 лет принудили эмигрировать из страны или же принять католичество. Эмиграция приводила к потере всего имущества, вдобавок к этому нужно было ещё выкупить свое право на эмиграцию. Маврам было запрещено эмигрировать в мусульманские государства, которые вели войны с Испанией. Единственным вариантом для них оказалась Турция, глава который разрешил маврам поселиться в своих владениях.
В 1525 г. Карл V подписывает закон, который запрещал исповедовать мусульманскую веру, мусульманами могли лишь являться рабы.
Крещение арабов носило чисто символический характер. Арабы не говорили по-испански, а священнослужитли в свою очередь не понимали по-арабски. Благодаря этому практически любого моричка можно было обвинить в отступничестве от истинной веры. Со временем были введены запреты на арабскую одежду, арабский язык, называть детей арабскими именами.
Новое восстание морисков произошло в 1568 г., испанская корона смогла подавить сопротивление только через два года. В Арагоне большинство морисков находились в зависимости от местных феодалов, которые получали огромный доход от такой дешевой рабочей силы. В 1571 г. феодалы заключили с инквизицией договор, по которому мориски за свою безопасность были обязаны выплачивать определенную сумму денег. Если же все-таки мавра обвиняли в ереси, то он избегал конфискации имущества. И инквизиция, и землевладельцы остались в выигрыше, для инквизиции отрывался новой поток дохода, для землевладельцев – безопасность рабочих.
В начале XVII в. испанский король издает закон, по которому мориски обязаны покинуть страну. За пять лет, С 1609-1614 гг. Испанское королевство покинуло 275 тысяч морисков. Всего же на территории Испании проживало 300 тысяч. Из-за изгнания морисков промышленность некоторых областей пришла в упадок.
.Аутодафе.
Отличительной особенностью испанской инквизиции стал процесс аутодафе. Аутодафе – «деяние веры», массовый суд над еретиками, проводился в праздничные дни. Аутодафе проводилось несколько раз в год, за месяц приходские священники сообщали об этом прихожанам. Аутодафе устраивалось на центральной площади города, на нем могли присутствовать королевская семья или кто-то из органов власти. Перед аутодафе город украшался, будто на праздник: вешались флаги, на балконах появлялись ковры и др. На центральной площади города строился помост. В день церемонии отступников брили. Выбривали даже бороду, мужскую гордость в Испании. Надев чистую одежду обвиняемых, вели по городу, в руках у них был символ еретика – длинная зеленая свеча. По дороге в сторону еретиков повсеместно слышалась брань, некоторые призывали их покаяться и вернуться в лоно церкви. В то же самое время на центральные места собирались светские и духовные власти города. Обычные горожане располагались на площади перед помостом. Огромное количество людей собиралось на эту церемонию. Прибывшие заключенные располагались на специально отведенных скамьях «позора». После этого начиналась проповедь, итогом проповеди являлся приговор для обвиняемых. Проповедь могла длиться час, в ней звучали цитаты из Библии, отрывки из трудов отцов церкви. Концом аутодафе являлось исполнение приговора: одних одевали в сан-бенито, другим отвешивали удары плетью, а третьих вели на соседнюю площадь, где располагались костры для еретиков. Вслед за осужденными на костер, вся людская масса переходила на соседнюю площадь, чтобы посмотреть, как мучается еретик. Перед костром священники просили еретиков покаяться, отказаться от своих неправильных убеждений. Еретик же имел право только на подачу знака, что он раскаивается. Им запрещено было говорить т.к. они могли начать проповедовать свои еретические учения, поэтому им затыкали рот кляпом. Наиболее почетным горожанам доставалось привилегия подкидывать хворост в костер, чтобы показать свою преданность церкви и приумножить свои добродетели. Если после сгорания костра оставались части тело еретика, то их перемалывали и повторно сжигали. Оставшийся пепел собирался и выкидывался в реку. Сжигали даже мертвых – могли выкопать тело еретика из могилы, или бывали случаи, когда обвиняемый не доживал до суда. На кострах так же сжигали сочинения еретиков.
Первое аутодафе прошло в 1481 г. в Севилье. Более ста человек были обвинены в тайном исповедовании иудаизма, шестеро из них были сожжены на костре.
Самые крупные аутодафе происходят в период Торквемады. Вилья-Реал прославился своими массовыми аутодафе, только менее чем за месяц, на двух аутодафе было осуждено 12 февраля – 750, 2 марта – уже 900 человек. Через год, в 1486 г. происходит аутодафе с 950 еретиками.
Описание аутодафе, произошедшего 16 августа 1486 г.:
На ней 30 человек были приговорены в передачи светским властям. Одним из осужденных являлся губернатор Толедо.
Ран утром их вывели из тюрьмы, на каждом еретике было надето сан-бенито и колпак, а на шеях у них была повешена петля из веревки, в руках они несли зеленую свечу.
Их провели по всему городу, во главе колонны шел отряд из братства Петра-мученика. Каждого обвиняемого сопровождало два доминиканца. Охрану порядка обеспечивали солдаты королевства.
За всей церемонией следовали инквизиторы, перед собой они несли знамя инквизиции, на котором был изображена оливковая ветвь – готовность священного суда к милосердию перед раскаявщимися.
Прибыв на площадь узников рассаживают на скамьях. На помост поднимались инквизиторы для чтения своей проповеди. После прочтения проповеди нотариусы Святой палаты Толедо зачитывали преступления обвиняемых. После прочтения преступлений начинают оглашать приговоры. Чтение приговоров заканчиваются тем, что церковь приложила все усилия для возвращения заблудшего и теперь передает его светским властям. Инквизиторы просили гражданских судей отнестись милосердно к отступнику и не судить его очень строго.
Осужденных отводили на костер, инквизиторы просили у еретиков покаяться в последний момент, исповедаться. Если еретик соглашался, то инквизитор давал знак, и палачи душили узника. Смерть на костре очень болезненна. И поэтому смерть от удушья спасала еретиков от мучительной и нестерпимой боли.
Шесть часов понадобилось палачам, чтобы сжечь 30 человек.
После церемонии инквизиторы расходились по своим делам, и продолжали служить во благо христианства.
Наиболее известными аутодафе над протестантами-лютеранами являются церемонии, прошедшие в 1559 и 1560 г.
Первое аутодафе оказалось очень торжественно. На нем присутствовали члены королевской судебной палаты, капитул кафедрального собора, несколько высоких грандов Испании. Сожжению подверглись двадцать один человек, епитимье – восемьдесят, большая часть осужденных были лютеранами. Осуждению подверглись люди высоких санов и званий. На данной церемонии присутствовала статуя священника, который был осужден, как еретик-лютеранини. Имя этого священника Франсиско Сафра. Одно время инквизиция приглашала его для оценки поступков и тезисов. Инквизиция смогла обнаружить его, только после доноса женщины, которую он приютил. Кукла Сафры заменяла самого священника, т.к. он смог сбежать, но был осужден, как еретик. Самое ужасное наказание после костра являлось отправка на галеры. Среди восьмидесяти обвиненных суду был подвергнут так же один мулат. Он украл распятие и отделил от него фигуру Христа. В последствии он донес на своего хозяина, что тот постоянно наказывал его и носил с собой это изображение. Найдя изображение у господина, инквизиция посадила его под стражу. Впоследствии правду узнали через несколько розысков, инициатором которых был сам узник. Узнав правду, дворянину вернули свободу, а мулат был осужден на четыреста ударов плетьми и шести годам на галерах.
На второй церемонии казне сожжения были подвергнуты четырнадцать человек, ещё троих сожгли формально; наказания епитимьи получили тридцать четыре человека. Среди жертв аутодафе оказались иностранцы – англичане. Троих человек осудили досрочно и сожгли их куклы. Альфонсо Вальдес судим за проповедование и исповедование лютеранства. Он автор нескольких работ:
. Беседа языков, опубликованная доном Грегорио Маянсом;
. О взятии и разрушении Рима («De capta et diruta Roma»), где он передает историю событий 1527 года;
. О восстаниях Испании («De motibus Hispaniae»), где он рисует картину восстания и войны кастильцев;
. О давности христианства («De vetustate Christiana»), последний труд, приведенный Педро Мартиром д’Англериа; в этом трактате он пишет о Мартине Лютере.
Церемония аутодафе в последствии происходила не только в Испании, например в Риме в 1498 г. происходит аутодафе над 230 иудея из Испании.
Заключение
инквизиция аутодафе еретик доминиканский свободомыслие
Испанская инквизиция – вершина развития инквизиции. Первая инквизиция, которая стала самостоятельна, и подчинялась королям своей страны, а не папе.
Испанская инквизиция вошла в историю, как самая жестокая из всех учрежденных инквизиций. Её жертвы в основном были мавры и евреи, неугодные жадным королям, которые хотели заполучить легкие деньги.
Эпоха Ренессанса открыло глаза людям, показав зверства инквизиции. Первыми, кто начал борьбу с инквизицией стали протестанты. Бывшие узники рассказывали о зверствах испанской супремы. Главной работой по истории испанской инквизиции для изучающих её должен являться труд Льоренте. Ценнейшая работа секретаря инквизиции дает посомтреть на неё из первоисточников. Но и его работа является не полной, в государственном архиве Испании хранится ещё множество материалов для изучения инквизиции. Для более полного изучения деятельности испанской инквизиции нужно знать испанский язык, ибо в настоящее время очень мало приходиться переводных изданий, да и они не всегда точные.
Актуальность изучения инквизиции в данный момент представляет огромный интерес: открытие папой архивов инквизиции, неопубликованные материалы в Испании. Все это предстоит проанализировать и представить широкой публике будущим исследователям.
В 1908 г. римская инквизиция была преобразована в Конгрегацию доктрины веры. А в 2005 г. новым папой римским стал Бенедикт XVI, который с 1981 г. возглявлял конгрегацию.
Написав работу, я пришел к выводам, что:
.Инквизиция создавалась, как оружие против свободомыслия граждан.
.Церковь в Средние века оказалась тоталитарной машиной, которая не потерпит никаких соперников.
.Европейские монархи подчинялись папе.
.Испанская инквизиция являлось церковным оружием в руках королей.
Использованная литература
1. Арну А. «История инквизиции» М.: Евразия, 1995. С. 320. ISBN 978-5-9787-0424-1
. Барро М. «Томас Торквемада (Великий Инквизитор). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции» URL: #”justify”>. Библия
. Болотов В.В. «Лекции по истории древней церкви» URL: #”justify”>. Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь». СПб.: 1888.
. Будур Н. «Инквизиция. Гении и злодеи» URL: #”justify”>. «Всеобщая история государства и права» /Под ред. К.И. Батыр. М.: Проспект, 1995. С. 444 . ISBN 5-8369-0063-9
. Генри Чарльз Ли «История Инквизиции» Смоленск: «Русич», 2001. С. 640. ISBN 5-8138-0290-8
. Горелов Н. «Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках» URL:#”justify”>. Григулевич И. «Инквизиция» М.: Политиздат, 1976. 273 с. ISBN 5-699-14845-0
. Данэм Б. «Герои и еретики» М.: Прогресс, 1967. С. 504.
. Карев А., Сомов К. «История христианства»
URL:#”justify”>. Ковальский Ян Веруш. «Папы и папство» М: Издательство политической литературы, 1991. 236 с. ISBN 5-250-01237-x
. Ли Р. Бейджент М. «Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана». URL:#”justify”>. Льоренте Х.А. «Критическая история испанской инквизиции в 2 томах» URL:#”justify”>. Макарова Н. «Тайные общества и секты»
URL: #”justify”>. Матвеев П.Е. «Лекции по истории религий»
.Мессори В. «Черные страницы истории Церкви» URL:#”justify”>. Парках В. «Испанские и португальские поэты – жертвы инквизиции» М.: Литром, 1934. 78с.
. Плейди Д. «Испанская инквизиция» М.: Центрполиграф, 2003. С. 448. ISBN 5-227-01661-5
. Поснов «История христианской церкви» URL: #”justify”>. Сабатини Р. «Торквемада и испанская инквизиция» URL:#”justify”>. Статья «Мы здесь не при чем» // Огонек. – 2004. – №26. – С.23.
. Христофорова О. «Молот ведьм»/ «Вокруг света» №10, 2004. С. 106-144.
. Шахнович М. И. «Гойя против папства и инквизиции». М.: Академия наук СССР. 1955. С. 399.
.Шпренгер Я, Инститорис Г. «Молот ведьм» URL: #”justify”>Документальные фильмы:
. Кураев А. «Рождение науки, инквизиция и охота на ведьм» (Лекция) URL: #”justify”>. Кураев А. «Инквизиция – за и против» (Лекция)
URL:#”justify”>. Петер Я. «Секреты инквизиции»(6 частей)
URL: #”justify”>.«Инквизиция» URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=94480 (дата обращения 23.05.2010 г.)