- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,08 Кб
История и современность Художественного музея Сочи
Курсовая работа
История и современность Художественного музея Сочи
Введение
художественный музей фонд
На сегодняшний день Сочи является одним из самых привлекательных курортных городов России международного уровня. Изучение памятников архитектуры, музеев и других достопримечательностей города-курорта Сочи делают актуальной тему исследования.
Сочинский художественный музей основан в 1971 году по приказу МК РСФСР от 24 июня 1971 г.
Сочинский художественный музей – культурно-просветительское учреждение в Центральном районе города Сочи. Художественный музей – памятник архитектуры федерального значения.
Музей расположен в одном из красивейших зданий города, значительном градообразующем объекте, памятнике архитектуры 1930-х годов. История музея связана с историей города. Коллекция включает произведения мастеров отечественного искусства XIX – XX вв., дает возможность увидеть камерные стороны их творчества.
Любители изящных искусств наверняка задержатся в Художественном музее, расположенном в красивейшем здании в Центральном районе Сочи. Величественный дворец, украшенный колоннадой, был построен в 1936 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского.
Несмотря на немногочисленность экспозиций, в художественном музее Сочи можно встретить среди них настоящие жемчужины русской живописи.
В музее, так же представлена экспозиция, под названием «Памятные места Сочи». Здесь Вы увидите старинные открытки, картины и графику сочинских мастеров.
Особенностью музея, является торговый салон, расположенный в вестибюле. В нём Вы можете приобрести понравившиеся произведения искусства.
В Художественном музее, помимо основной экспозиции, постоянно проходят выставки московских и зарубежных мастеров. Доброй традицией стали выставки работ Екатерины Рождественской и Никоса Сафронова.
Цель исследования – изучить историю создания, архитектуру, фонды и особенности деятельности художественного музея Сочи.
Исходя из поставленной цели сформированы задачи исследования:
изучить историю создания художественного музея Сочи;
рассмотреть архитектуру художественного музея Сочи;
описать фонды художественного музея Сочи;
проанализировать особенности деятельности художественного музея Сочи.
Предмет исследования – особенности становления и деятельности художественного музея Сочи.
Объект исследования – художественный музей Сочи.
1. Художественный музей Сочи как объект культурного наследия
.1 История создания художественного музея Сочи
Художественный музей Сочи является одним из ведущих музеев Черноморского побережья Кавказа и самым молодым музеем. Первоначально здание, в котором сейчас находится музей было административным – здесь располагалось Управление Уполномоченного ЦИК СССР. В 1972 году памятник советской архитектуры был отдан для создания Выставочного зала, который открыл двери для первых посетителей в октябре 1976 года. Помимо выставочной деятельности перед Сочинским Выставочным залом была поставлена задача создать собственное собрание произведений советского искусства. В 1988 году Выставочный зал получил статус музея.
Помимо выставочной деятельности перед сочинским художественным музеем была поставлена задача создать собственное собрание произведений искусства. Уже первые посетители могли увидеть небольшую постоянную экспозицию советской живописи. На данный момент она занимает больше половины площади музея. Это произведения живописи, скульптуры, графики, созданные советскими художниками. История создания некоторых произведений связана с определенными страницами истории города.
На протяжении этого времени, начиная с 1972 года, когда проходила реконструкция здания – памятника архитектуры федерального значения и музей назывался Выставочным залом изобразительного искусства, здесь никогда не прекращалась научно-просветительская, фондовая и экспозиционно-выставочная работа.
С 1988 года в Сочи, согласно приказу МК РСФСР, действует художественный музей, его коллекция насчитывает 5054 единицы хранения, куда входят почти все известные виды и жанры изобразительного искусства. В хронологическом смысле собрание музея открывает античное серебро и холодное оружие II-I вв. н.э., затем древнерусская икона ХVIII-ХХ вв., и, конечно же, коллекция живописи, графики и произведений декоративно-прикладного искусства ХIХ-ХХI вв.
С одной из страниц истории Сочи связано и создание картины «Италия» (1931) Исааком Израилевичем Бродским (1883-1939). Для украшения одного из санаториев курорта Бродскому было предложено написать картину. Художник, хорошо известный, в то время как автор произведений на историко-революционную тему, для выполнения заказа вспоминает сюжет, который разрабатывал, будучи в 1910 – е годы в Италии после окончания Академии художеств.
Искусство 40-х – начала 50-х годов во многом опиралось на традиции русской классики второй половины 19 века, на традиции передвижников. Историко-революционный жанр тех лет решает образ народа как подлинного творца истории. Именно эту задачу ставит в картине «Айдынский поход» (1947) Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964), один из основателей историко-революционного жанра в Узбекистане. Его произведения неизменно основывались на непосредственном изучении натуры и связывались с четко разработанным сюжетом.
Изображение природы нашей родины посвятила свое творчество Лидия Исааковна Бродская (1910). В полотне «Закат над Днепром» (1972) она создает многоплановый пейзаж – картину с большим пространством, эпически воспевающую могучую силу реки, красоту и простор ее берегов.
Творчеству многих современных живописцев свойственно особое внимание к внутреннему миру человека, его духовным и интеллектуальным запросам. Характерно, что мастера и образный язык которых на протяжении последних 35-40 лет определились во вполне законченную систему, как бы испытывают потребность найти новые интонации своему отмеченному высоким профессионализмом искусству.
Собрание произведений искусства в сочинском художественном музее продолжает формироваться. Помимо раздела живописи здесь комплектуются отделы графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время музей занимает территорию 0,67 га. Общая площадь помещений 2605 кв. м. Экспозиционных площадей 1537 кв. м., фондохранилища – 200 кв. м.
История Сочинского художественного музея охватывает более чем тридцатилетний период. На протяжении этого времени, начиная с 1972 года, когда проходила реконструкция здания – памятника архитектуры федерального значения и музей назывался Выставочным залом изобразительного искусства, здесь никогда не прекращалась научно-просветительская, фондовая и экспозиционно-выставочная работа.
С 1988 года в Сочи, согласно приказу МК РСФСР, действует художественный музей, его коллекция насчитывает 5054 единицы хранения, куда входят почти все известные виды и жанры изобразительного искусства.
Музей обладает уникальными коллекциями, включающими произведения мастеров, отечественного искусства XIX-XX веков, дают возможность увидеть разные стороны их творчества (4,5 тысячи единиц хранения). Постоянная экспозиция музея: «Русское искусство рубежа XIX – XX веков», «Отечественное искусство советского периода 1930 – 1970 г. г. « насчитывает более 700 экспонатов. В музее проводятся массовые мероприятия, ежемесячно открываются временные выставки из собраний музея, творчества местных художников, частных коллекций. Работает стационарная выставка пластических композиций «Библейские сюжеты. Жизнь Христа». Музей предлагает экскурсионные лекции.
В коллекцию Сочинского художественного музея входят почти все известные виды и жанры изобразительного искусства. Главным достоянием музея является коллекция живописи, которая изобилует многими выдающимися именами художников дореволюционного искусства и народных художников России ХХ века. На сайте представлены общие сведения о музее, историческая справка, особенности экспозиции музея, выставки, электронный каталог живописи, графики и иконописи, схема музея, контактные данные.
.2 Архитектура художественного музея Сочи
Здание построено в 1936 г. по проекту ведущего архитектора официальной советской архитектуры 1930 – 50-х годов И.В. Жолтовского. В основе проекта классичесский ренессанский образец.
По проекту Ивана Владиславовича Жолтовского было воздвигнуто здание, в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. «Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику, он подлинный организатор жизни», – говорил И.В. Жолтовский.
МУК «Сочинский художественный музей» является правопреемником Выставочного зала изобразительного искусства гор. Сочи, учрежденного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР в 1971 году.
Здание, в котором находится Сочинский художественный музей, по праву считается не только градообразующим началом центра города, но и главным его памятником архитектуры 30-х годов прошлого столетия.
Первоначальное назначение здания – административное, однако формы здания отвечают, прежде всего, архитектуре курорта, связаны с южной природой. Это не случайно, поскольку здание было построено по проекту академика архитектуры И.В. Жолтовского в 1936 году, как административный центр Уполномоченного ВЦИК СССР по строительству города-курорта Сочи-Мацеста, и долгие годы здесь находился идеологический центр советской власти – Горком КПСС.
Торжественная колоннада портика, мощно и энергично разработанные элементы классической архитектуры делают небольшое по размеру здание величественным и нарядным. Весь архитектурный облик здания создает торжественное настроение, располагает к сосредоточенному, внимательному осмотру произведений искусства.
Здание Художественного музея Сочи является памятником архитектуры федерального значения, которое было построено по проекту выдающегося российского зодчего Ивана Владиславовича Жолтовского в 1936 году в стиле «сталинский ампир».
Музей оснащен современным оборудованием, в том числе имеются брайлеровские дисплеи, дези-плейеры, аудиогиды, виртуальные стендисты, светодиодные уличные экраны, программно-аппаратный комплекс «Голографическая пирамида» с мультимедийным контентом, 3D кинооборудование, мультимедийный зал с видеоинсталляцией, оборудование для виртуального музея, информационно-сенсорные киоски.
2. Анализ деятельности и определение особенностей комплектования фондов художественного музея Сочи
.1 Особенности организации деятельности художественного музея Сочи
Для использования музейных предметов в историческом музее недостаточно изучить только их историческую ценность. Важным аспектом исследования является художественная, эстетическая ценность предмета. Она устанавливается в соответствии с критериями, разработанными и используемыми искусствоведением.
Методы исследования естественных наук применяют для выявления материальных свойств предмета. Это необходимо при решении вопросов консервации и реставрации предметов, при выборе способов их решения. Совокупность всех перечисленных признаков дает представление о культурно-исторической ценности предмета и позволяет сделать вывод о его музейном значении и, следовательно, о необходимости его сохранения. Музееведческие аспекты должны постоянно учитываться в фондовой работе и в процессе комплектования фондов.
Музееведческие исследования ставят своей задачей разработку основ этой работы и ее научного обоснования. Здесь важно не только обобщение практического опыта, но и разработка новых моделей музейно-специфических классификаций.
Теоретические разработки должны помочь музеям решить целый ряд научно-практических задач: создания общей концепции комплектования музейных фондов, определения содержания, форм и методов научного комплектования музейных коллекций; подготовки научных рекомендаций и нормативных документов по сбору, хранению и изучению музейных предметов; совершенствования системы учета и научной обработки музейных предметов; создания генеральной схемы размещения и хранения музейных фондов с целью обеспечения их сохранности и разработки на этой основе научно обоснованных заданий по проектированию и оснащению фондовых помещений; и др.
Музееведческие исследования имеют также прямое отношение к выработке единых форм различных видов внутри музейных документов, используемых в процессе научной обработки музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, а также к разработке необходимых поисковых средств.
Приобретенные музейные предметы образуют ядро музейного собрания – фонд музейных предметов – и являются фундаментом всей деятельности музея. Основная часть этого фонда создается с расчетом на вечное хранение.
В ходе комплектования начинается процесс выявления музейной ценности предметов.
Для этого изучается их собственная информация и информация о предметах, полученная из среды, в которой они бытовали. Эта сопутствующая предметам информация помогает полнее раскрыть их жизненные связи, стоящие за нами отношения людей.
Например, медный самовар своим видом свидетельствует о своем назначении, времени и месте изготовления, но об истории бытования, принадлежности его определенной семье могут сообщить лишь специально привлеченные дополнительные источники.
Вся информация предметов и о предметах, полученная извне или добытая в ходе музейных исследований, находит отражение в специальной внутримузейной учетно-хранительской и научной документации. Музейный предмет как документ эпохи и относящиеся к нему внутримузейные документы представляют два уровня документационной деятельности музея, необходимые ему для выполнения своих задач и неотделимые друг от друга. Деятельность музея по документированию развития общества выливается не просто в накопление суммы музейных предметов; она ведет к созданию системы научно организованных коллекций. Формирование такой системы не относится непосредственно к комплектованию фондов, в основном оно входит в задачу внутрифондовой работы.
Комплектование фондов вместе с внутрифондовой работой по определению, классификации, систематизации и интерпретации музейных предметов объединяется понятием музейного коллекционирования. Его сущность состоит в выявлении и фиксации музейной ценности предметов, определяемой на основе современных знаний и ценностных представлений, т.е. в тезаврировании музейных предметов.
Подытоживая сказанное, можно дать следующее краткое определение понятия «комплектование фондов».
Общий уровень комплектования фондов зависит от уровня музееведческих знании и методов комплектования, развитие которых идет по пути разработки и реализации научно обоснованных принципов.
В настоящее время в практике музеев существуют два термина: более старый – «собирательская работа», и недавно появившийся- «научное комплектование фондов». За ними стоят различия не в научном уровне деятельности музея по комплектованию фондов, а в методах ее осуществления.
В фондах Сочинского художественного музея собрано более 5 тыс. экспонатов, представляющих почти все виды изобразительного искусства: картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства.
Под крышей музея разместилось несколько постоянных выставок: «Русское искусство 19-20 веков», «Античное серебро и холодное оружие», «Графика 19-20 веков», «Российские просторы (живопись 20 века)», а также новая выставка «Чудеса мультимедиа». Первая из экспозиций насчитывает около 60 картин известных мастеров живописи. Здесь можно увидеть работы И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. Д. Поленова и К. С. Петрова-Водкина.
Коллекция музея охватывает период развития изобразительного искусства от античности до наших дней. За более чем сорокалетний период существования музей посетило около трех с половиной миллионов человек. В музее проводились выставки из коллекций музеев Италии (Генуэзское меццаро), Германии и Австрии (Современное искусство ХХ век), Великобритании (Волшебный карандаш и видеоарт «Сожженные стихи»), крупнейших музеев СССР и Российской Федерации, в том числе выставки из Государственного Эрмитажа, Государственной картинной галереи Армении, персональные выставки Н. и С. Рерихов, Д.Д. Жилинского, З.К. Церетели и др.
Основу собрания музея составили работы, которыми художники страны украшали залы сочинских здравниц, строившихся в 30-50 ее годы. Это произведения известных художников Москвы и Ленинграда того периода: К. Богаевского, А. Куприна, И. Машкова, С. Герасимова, П. Кончаловского, И. Бродского и многих других. Позднее коллекция пополнилась за счет поступления работ из запасников Министерства Культуры СССР и РСФСР. Кроме того, картины приобретались в художественных салонах Москвы и у частных владельцев. К ним относятся произведения И. Айвазовского, В. Каменева, Н. Сверчкова, А. Боголюбова, В. Поленова, поступившие в фонд музея в середине 80-х годов.
В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские.
Единиц хранения: 4900, из них 4500 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
«Советская живопись 1930 – 50-х годов» – 70 ед. хр.
«Жудожественные ремесла» – 350 ед. хр.
«Русская живопись конца XIX – начала ХХ вв. « – 16 ед. хр.
В здании музея проводятся также постоянные выставки. Например:
«Русское искусство рубежа XIX – XX веков»
«Искусство советского периода 1930 – 1950-х годов»
«Графика советского периода» «Антиквариат из частных коллекций»
«Сочи и его окрестности» Выставка живописи и фотографии
«Время вперед»
Персональная выставка живописи и графики В. Яблонского.
Наиболее интересные предметы фондов
Крупные выставочные проекты:
«Молодые художники Юга России». 1998 г.
«Современное изобразительное искусство». Фестиваль. Ежегодно с 1994 г.
Выездные и обменные выставки:
«Скромное обаяние 30-х годов». Живопись и графика 1930 – 50-х годов. – 60 ед. хр.
«Художник и модель». Живопись, графика. – 65 ед. хр.
«Круг Фаворского». Живопись, графика – 70 ед. хр.
Издания, выпущенные организацией:
«Путеводитель» – 1982 г.
Каталог со статьей «Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства». 1994 г.
Каталог со статьей «Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства». 1995 г.
Основные экскурсии:
Советское искусство 1930 – 50-х годов
Евангельские сюжеты
Современное искусство России
Дополнительные услуги:
киоск или магазин, публичная библиотека, кафе или бар
Образовательные услуги:
Лекционный цикл «Введение в искусствознание».
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
В парке, перед зданием музея, проходят различные праздники и торжества.
Туристические маршруты:
Экскурсия по городу
Местные достопримечательности:
Собор Михаила Архангела – памятник культовой архитектуры конца XIX в.
.2 Особенности комплектования фондов художественного музея Сочи
С 1972 здесь располагается Сочинский выставочный зал, а затем – Сочинский художественный музей. В музее собрано более 3000 экспонатов русского, советского, зарубежного искусства по разделам: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы.
В Сочинском художественном музее одновременно экспонируется до 10 экспозиций постоянного и временного хранения, которые вызывают неизменный интерес жителей и гостей курорта, о чем свидетельствует статистика. В общем музей посещают около ста тысяч любителей искусства за год.
Постоянная экспозиция охватывает период с XVIII века до современного искусства и представляет таких мастеров, как В. Маковский, М. Клодт, Л. Лагорио (англ), П. Кончаловский, С. Герасимов, П. Вильямс, И. Машков, С. Некритин, Н. Андронов, Д. Жилинский.
Ежемесячно устраиваются выставки, посвящённые искусству отдельных художников, творческих объединений, представляющие коллекции государственных и частных собраний. В музее имеется художественный салон, где можно приобрести произведения искусства, художественный антиквариат, произведения мастеров ювелирного искусства, изделия народных художественных промыслов и Калининградского янтарного комбината.
В музее постоянно ведется большая научно-исследовательская работа по изучению музейной коллекции изобразительного искусства, а также исследованию других выдающихся художественных памятников на территории Сочи.
Одним из важных разделов работы музея является экспозиционно-выставочный. На данный момент музей располагает тремя постоянно действующими выставками:
«Русское искусство ХIХ-ХХI вв. « (живопись, скульптура, графика)
Декоративно-прикладное искусство России ХХ в. «Мегапроект.
Макет Сочи олимпийского» – планировочные проекты Сочи – столицы Олимпийских игр 2014 года.
Ежегодно экспонируется 15-20 временных выставок из разных городов и музеев страны. На базе музея проводятся фестивали и форумы по теме изобразительного искусства («Квадролог», «Бархатные сезоны», «Буян остров» и др.). Кроме того, ежегодно экспонируется 25-30 выставок из разных городов и музеев России и Европы. «Всероссийский дизайн-форум», «Мультимед-Б комплекс актуальных услуг».
Министерство культуры РСФСР способствовало появлению в собрании многообразной и цельной по составу коллекции декоративно-прикладного искусства. Гжельский фарфор, глиняная игрушка, лаковая миниатюра, жостовский поднос, вышивка, кружево, шитье – все эти предметы постоянно сопутствуют музейным выставкам. Целыми собраниями были закуплены у авторов и их наследников графические работы. В фондах музея хранятся коллекции замечательных художников-графиков: В. Фаворского, В. Федяевской, Ф. Константинова, Ф. Платова, Л. Гуревич, Т. Рейн, Г. Ратнера.
Современную живопись в собрании Художественного музея наиболее ярко представляют картины художников 70-90-х годов: Д. Жилинского, Н. Андронова, П. Оссовского, Н. Нестеровой, И. Старженецкой и многих других выдающихся российских живописцев.
Гордостью Сочинского художественного музея является недавно сформированная коллекция античного декоративно-прикладного искусства и оружия. История ее появления напрямую связана с традицией «черных копателей».
В 1997 году сочинской Федеральной службой безопасности в музей были переданы на хранение предметы, добытые при грабительских раскопках в верховьях реки Мзымты (Адлерский район). После длительной реставрации, проведенной сотрудниками Государственного Эрмитажа, и благодаря спонсорской помощи Министерства культуры Греции серебряная часть клада предстала во всей своей красе и уникальности в одном из залов музея.
Тематическая выставка «Православная икона и церковная атрибутика» из собрания музея вызывает постоянный интерес у зрителя, что представляется вполне обоснованным.
Коллекция икон Сочинского художественного музей невелика по количеству, но достойно вводит посетителя в мир иконописи, показывая основные иконографические типы изображения Христа, Богоматери и святых. Одной из самых ранних по времени создания в музейной коллекции считается икона Богоматери Знамения Курской, относящаяся к. XVIII – нач.XIX века. Некоторый архаизм письма свидетельствует, что это произведение одной из провинциальных иконописных мастерских. Иконы Козельщанской Богоматери и Валаамской Богоматери указывают на стремление их создателей соединить традиционные иконописные приемы изображения с технологией академической живописи. Этот синтез ярко проявился в иконе «Поклонение волхвов», приписываемой мастерам московской школы. Важным дополнением к коллекции икон стали вошедшие в ее состав иконы так называемой Кубанской школы и работ сочинских художников этого вида искусства.
Основой выставочной деятельности музея является постоянная экспозиция «Русская живопись и графика XVIII – XXI вв.» которая в исторической последовательности представляет эволюцию русского искусства с середины XVIII века до наших дней. Русская академическая живопись рубежа XIX-XX веков иллюстрируется произведениями замечательных пейзажистов: И. Айвазовского, Л. Лагорио, М. Клодта, И. Шишкина, В. Поленова, К. Богаевского и др. Их объединяет академическое мастерство живописи, высокая интонация, уводящая за пределы обыденного восприятия реальности. Московская школа живописи представлена произведениями импрессионизма и постимпрессионизма, начиная от одного из родоначальников импрессионизма в русском искусстве – А. Архипова и до художников-сезаннистов, основателей художественного объединения «Бубновый валет» – И. Машкова, А. Куприна и П. Кончаловского. Последний зал экспозиции представляет диапазон искусства с 40 гг. XX века и вплоть до современности.
Значительную часть коллекции музея составляют произведения графического искусства – это свыше 2700 единиц хранения XIX-XX веков. Тысячи листов оригинальной и тиражированной графики рассказывают об истории этого вида русского искусства. В коллекции присутствуют все жанры, виды и техники графики, представленной десятками крупнейших имен, – рисунок, акварель, гравюра, литография, иллюстрация, сатира и плакат. Выдающимся мастером классической гравюры является С. Галактионов. Он одним из первых начал в России работать в технике литографии, а затем стал самым известным офортистом первой половины XIX века. В коллекции музея находится его работа «Вид Марли и Золотой горы со стороны Парнаса в Петергофе». Одно из центральных мест в графической коллекции музея занимает рисунок. В этой технике исполнены работы замечательных мастеров эпохи русского модерна: В. Серова и Б. Кустодиева. В ряду русских рисовальщиков конца XIX -нач.XX века Валентину Серову принадлежит пальма первенства. Лист В. Серова «Женский портрет» относится к последнему периоду творчества мастера, когда его рисунок приобрел исключительную виртуозность, отточенность, лаконизм. Художественное своеобразие и индивидуальный стилистический почерк Б. Кустодиева в полной мере проявляется в нескольких рисунках сочинского собрания.
Графическая часть собрания музея дает редкую возможность проследить путь пройденный за полтора столетия дореволюционной отечественной графикой и оценить вклад, внесенный коллективом художников, которые творили свое искусство в советский и постсоветский периоды XX-XXI вв. Подтверждением этих слов может быть последнее поступление в коллекцию музея в виде авторской литографии современного всемирно известного художника Михаила Шемякина «Зимняя олимпиада». Произведение выполнено в характерной для художника манере, сочетающей виртуозный рисунок и сюрреалистическую игру формы. Это дар главы города Сочи В.В. Колодяжного.
Сегодня Художественный музей Сочи располагает крупнейшей коллекцией на Черноморском побережье Кавказа, насчитывающей более пяти тысяч единиц хранения и представляет изобразительное искусство разных исторических периодов от античности до наших дней.
Контингент посетителей музея составляют жители и гости курорта, студенты, школьники, воспитанники дошкольных учреждений. Ведется шефская работа по обслуживанию воинских частей на территории города, отделов соцзащиты и др. Научными сотрудниками и экскурсоводами музея проводится несколько тысяч экскурсий, лекций и массовых мероприятий, в том числе: вернисажи, творческие встречи с выдающимися художниками, работает абонемент лектория для студентов СГУКДиТа «Шедевры Третьяковской галереи».
Главным достоянием музея является коллекция живописи, которая изобилует многими выдающимися именами художников дореволюционного искусства и народных художников России ХХ века (И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, Б.М. Кустодиев и т.д.). Историческое значение коллекции художественного музея неоднократно отмечалось выдающимися деятелями культуры и искусства нашей страны. В частности, в 2004 году музей посетил министр культуры РФ г-н Соколов, который отметил не только красоту и великолепие здания музея, но и высокую историко-художественную значимость его коллекции.
Кроме постоянной экспозиции в музее ежемесячно открываются временные выставки из собрания музея, творчества местных художников Юга России, ярмарки ювелирных изделий.
Художественный музей Сочи участвует в британском проекте «Искусство Англии в региональных музеях России»
Сочинский художественный музей принимает участие в международном проекте «Искусство Англии в региональных музеях России», который инициирован Британским советом, на протяжении 10 лет сотрудничающим с такими крупными музеями России, как Государственный Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Проект предполагает три разноплановые выставки, которые посетят всего 12 художественных музеев России, среди которых и сочинский. Уже известно, что первый вернисаж «Волшебный карандаш» будет посвящен работам современных английских авторов-иллюстраторов. Позже в музее откроется оригинальная выставка «Если бы у меня был ты» Дарена Алмонда. Форма подачи вернисажа будет совсем необычная – в виде видеоинсталляции.
В Сочи выставка прибудет после премьеры на Международном московском биенале современного искусства. Завершит британский проект «Искусство Англии в региональных музеях России» персональная выставка работ известного скульптора Генри Мура.
Контингент посетителей музея составляют жители и гости курорта, студенты, школьники, воспитанники дошкольных учреждений. Ведется шефская работа по обслуживанию воинских частей на территории города, отделов соцзащиты и др. Научными сотрудниками и экскурсоводами музея проводится несколько тысяч экскурсий, лекций и массовых мероприятий, в том числе: вернисажи, творческие встречи с выдающимися художниками, работает абонемент лектория для студентов СГУ «Шедевры Третьяковской галереи».
За весь период существования музея его посещаемость составила более 3 млн. человек. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Сочинский художественный музей является истинным научно-просветительским центром и ведущим очагом культуры на Черноморском побережье Кавказа.
Заключение
В итоге хочется отметить, что говорить о роли музея в жизни современного города довольно таки сложно, так как уже сама тема у современных людей не вызывает никакого интереса. Но так получается, что музеи есть в современном обществе, а посещаемости почти нет. Музей, прежде всего, это институт памяти, и об этом не стоит забывать! Все прекрасно знают, что такое институт и это не вызывает вопросов, но что такое институт памяти, многим будет не понятно, так вот институт памяти, это знание о прошлом. А знание о прошлом – это музей, о котором почему-то современное общество чаще всего забывает. О роли музея в современном городе практически никто не задумывался, просто всем так удобно, есть музеи – хорошо, нет, тоже не плохо. Однако музей отображает всю жизнь человечества на земле, от первобытных людей до века информационных технологий. Хоть кому- нибудь становится интересно, откуда мы, кто мы, а как, в конце концов, создавался этот современный город, к которому мы так привыкли? Читают же люди книги, интересные с захватывающим сюжетом, а музей это та же книга тот же сюжет, только на реальных событиях и не с иллюстрациями, а с реальными вещами, которые переносят тебя в прошлое
Многим нашим музеям не хватает финансирования, на всяческие спецэффекты, которые завлекают, на свой сайт, много причин, но это не значит, что там не на что смотреть. Музей открывает перед тобой мир прошлого, того чего ты нигде больше и никогда не увидишь, и это здорово! Может, стоит попытаться относится к музеям не как к скучному времяпрепровождению, а как к особому методу развлечения, а также как к познанию окружающего мира, современного города, ну и самого себя.
Художественный музей Сочи по возрасту еще очень молод. Все проекты и их воплощения, рожденные людьми, принадлежащими к уникальной касте хранителей прекрасного, ждут своего часа. Однако не смотря на все вышесказанное, роль Сочинского художественного очень велика.
В трех залах размещены как живопись и графика, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Это горячие и перегородчатые эмали А. Скрипникова и Э. Тури, фаянсовые вазы, гутное стекло, майолика…
«Шествие», выполненное И. Клюшкиным с использованием картона, левкаса и масла, отнюдь не картинка из жизни эпохи соцреализма. Арлекины, гуськом шагающие в сумерках, будто вышли из петербургского карнавала или «Нежного шоу» Славы Полунина, загадочно храня одну лишь им ведомую тайну.
Нынешним жителям Сочи наверняка будет интересно увидеть графические зарисовки города 60-х годов Д. Двозкина, «зафиксировавшего» для потомков железнодорожный и морской вокзалы, ротонды на набережных и другие узнаваемые уголки любимого города.
Глядя на скульптуру В. Елисеева «Спасите наши души», признаюсь, становится несколько не по себе: настолько автор реалистично передал ужас, испытываемый человеком перед смертью.
Нельзя без улыбки смотреть на композицию «Из мухи – слона» В. Елисеева, четыре составляющих которой показывают, как из небольшого насекомого «вырастает» огромное животное.
Стоит сказать, что научные сотрудники постарались на славу. Им удалось перенести посетителей и в далекое начало, и в середину XX века и не «отпустить» из века нынешнего, мастерски совместив современное и академическое искусство.
Художественный музей по возрасту еще очень молод. Все проекты и их воплощения, рожденные людьми, принадлежащими к уникальной касте хранителей прекрасного, ждут своего часа. А нам предстоит еще не раз посетить уникальные выставки, познакомиться с современными художниками и их работами.
Список использованных источников
1. Артюхов С. Сочи. Достопримечательности. Краснодар – 2014. – 230 с.
. Двинских И. И встретились вновь… // Черноморская здравница – 2010 – № 11. – С. 48-52
. Ермаков Б.А., Леонов В.А. Сочи-курорт. – Краснодар: Книжное издательство, 2015. – 176 с.
. Колосова Е. Живая связь времён. // Черноморская здравница – 2013 – № 7 – С. 13-18
. Левитин В. Шедевр архитектуры. // Черноморская здравница – 2012 – № 10. – С. 29-34
. Матвиенко О. Слишком мало осталось жить. // Черноморская здравница – 2012. – № 9. – С. 11-19
. Мейбаум В. Репортаж из прошлого. // Сочи – 2014 – № 49.
. Молчанов В.М. Знакомьтесь – Сочи. Краснодар: Книжное издательство, 2009. – 157 с.
. Сизов Н.Г. Сочи. Справочник – путеводитель. – Ростов – на – Дону: издательство «Феникс», 2015 – 320 с.