- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,45 Кб
Информационные потребности в обзорно-аналитической информации
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность информационных потребностей
1.1 Особенности формирования информационных потребностей
1.2 Признаки информационных потребностей, значимые для организации информационного обеспечения
Глава 2. Обзорно-аналитическая информация, как результат информационных исследований и средство удовлетворения информационных потребностей
2.1 Обзорно-аналитическая деятельность как разновидность концептографической информационной деятельности направленной на удовлетворение информационных потребностей
2.2 Современное состояние обзорно-аналитической деятельности. Обзорные издания России, их назначение и использование
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из радикальных средств упорядочения современного информационного потока можно считать систему информационной продукции, являющуюся основным результатом деятельности библиотек и информационных служб, которая появляется в результате аналитико-синтетической переработки документов.
Наиболее важные достоинства библиографического, реферативного, фактографического способов аналитико-синтетической переработки документов воплощает в себе обозрение. Обзор представляет собой документ, содержащий концентрированную информацию, полученную в результате отбора, анализа, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме за определенный промежуток времени.
Сферы применения обзорной информации разнообразны. С одной стороны подготовкой обзорной информации, которые охватывают весь мировой информационный поток научной литературы, занимаются немногие центры информации. С другой стороны обзор может присутствовать и в таких документах, как монографии, диссертации, курсовые и дипломные работы, отчеты о научно-исследовательской работе. Многие специалисты отмечают, что колоссальный потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках, службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом [6]. Именно этим фактом обусловлен выбор темы данной работы.
Актуальность выбранной темы в том, что многие ученые считают расширение обзорной деятельности одним из путей разрешения современного кризиса информации, средством преодоления противоречия между объемом накопленной и текущей информации и физическими возможностями восприятия ее отдельным человеком.
Цель данной работы – проанализировать особенности информационных потребностей в обзорно-аналитической информации.
Предметом исследования становятся информационные потребности и их особенности.
Объект исследования – обзорно-аналитическая информация, как информационный продукт, позволяющий удовлетворить информационные потребности личности или группы людей.
Перед данной курсовой работой были выставлены следующие задачи:
.Изучить информационные потребности, их природу, особенности.
2.Проанализировать основные свойства обзорно-аналитической информации, как продукта современных информационных технологий и средства удовлетворения информационных потребностей различных категорий пользователей;
.Проследить перспективы развития обзорно-аналитических продуктов и услуг.
Метод: анализ и реферирование специальной литературы.
Структурно работа состоит из содержания, введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Сущность информационных потребностей
Основными субъектами информационного рынка являются потребители (пользователи) и производители информационной продукции. Выявление информационных потребностей потребителей информационной продукции является обязательной функцией любых служб информации, вне зависимости от их ведомственной подчиненности, периода функционирования, объема и состава фондов, уровня автоматизации, штата сотрудников и множества других факторов. Только знание тематики, особенностей информационных потребностей пользователей позволит информационным службам ориентироваться на современном информационном рынке, повышать качество информационного обслуживания, рационально организовывать собственную деятельность.
1.1 Особенности формирования информационных потребностей
Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.
Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.
Информационные потребности тогда будут удовлетворены, когда через сообщение (документальное или устное) знания автора (авторов) документа (документов) превратятся в знание пользователя. Исходя из этого первая и самая важная сущностная особенность информационных потребностей состоит в том, что они представляют собой потребность в знании, обретаемом индивидом путем обращения к существующей информации.
Второй особенностью информационных потребностей является их неопределенность. Довольно часто, когда потребителю имеющихся знаний не хватает, бывает крайне трудно сформулировать направления поиска недостающей информации.
Для организации информационного обеспечения важно правильное установление категории новизны. Низкий уровень компетентности и недостаточный предшествующий опыт пользователя может привести к двум негативным последствиям. В первом случае человек осознает себя первооткрывателем, тогда как в действительности общество владеет способами решения проблемы (ситуация "изобретения велосипеда"). Во втором, сталкиваясь с проблемой, индивид диагностирует ее как новую именно и только для него и предпринимает тщетные попытки найти готовые варианты решения. Отсутствие нужных сведений эта группа пользователей, в роли которых могут выступать менеджеры, инженеры-проектировщики и производственники, связывает с низким уровнем информационного обеспечения, недостаточными возможностями справочно-поискового аппарата, неумением сотрудников служб информации ориентироваться в ресурсах Интернета и т.д.
Третья особенность информационных потребностей, вытекающая из двух предыдущих и ими обусловленная, проявляется в субъективности оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг. Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от "системы ожидания" потребителя, его установки. Установка и оценка являются как бы зеркальным отражением друг друга: оценка констатирует наличие или отсутствие у продукта или услуги ожидаемых свойств и качеств. Однако и потребности, и система ожидания потребителей во всех других сферах обслуживания являются значительно более определенными, а оценка продуктов и услуг – поддающейся независимой экспертизе [17; С.88].
Иначе говоря, существуют объективные показатели, по которым судят обоснованности претензий к работе ателье, туристического агентства или прачечной. Однако крайне сложно третьему лицу установить полноту предоставления информации и ее соответствие действительным потребностям пользователя. Именно поэтому только в практике информационной деятельности для оценки качества обслуживания используются два критерия – релевантность и пертинентность, из которых выполнение требований первого считается обязательным, а второго – желательным, определяющим направления развития и совершенствования служб информации.
Релевантность – это определенное содержательное соответствие между запросом и выданной в ответ на него информацией, устанавливаемое по таким формальным признакам, как совпадение или близость присутствующих в них понятий. Пертинентность – субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам.
Естественно, что пользователи всегда оценивают информационные услуги с точки зрения пертинентности полученных сведений. Нерелевантность выдачи может объясняться отсутствием искомой информации в документальном потоке в том виде, в каком ее ищет пользователь. В этом случае сотрудник службы информации начинает расширять границы поискового предписания. Иногда это приводит к нахождению ненужных материалов; в других случаях – к выдаче "неожиданно полезного", т.е. первоначально не запрошенных, но ценных с точки зрения пользователя документов или фактических данных.
Иногда релевантная выдача оценивается пользователем отрицательно, т.е. не считается им пертинентной. Причинами этого могут быть:
§предоставление пользователю уже известных ему сведений;
§неавторитетность, неубедительность информации для пользователя;
§несовпадение характера представленных сведений и степени их подробности "системе ожидания" пользователя;
§несоответствие уровня сложности сообщения и подготовленности пользователя, его читательской компетентности.
Эти причины объясняют третью особенность информационных потребностей – их индивидуальный характер.
Направленность деятельности и характер возникающих задач, мера ответственности за последствия принимаемых решений, возраст и образование, опыт предшествующей жизни и ценностные ориентации, лимит времени, которым располагает пользователь, индивидуальный стиль познавательной деятельности – вот далеко неполный перечень условий, влияющих на содержание информационных потребностей и приводящих к уникальности потребностей каждого потребителя.
Связь и обусловленность информационных потребностей повседневной жизнедеятельностью человека, быстрыми темпами изменения условий окружающей среды объясняют изменчивость, динамизм самих потребностей – пятую их особенность. Динамизм информационных потребностей приводит к невозможности ориентироваться только на собственные фонды и справочно-поисковый аппарат. Все большее значение приобретает кооперация, взаимоиспользование информационных ресурсов, умение выявить специализированные в данной области библиотеки или центры информации, определить целесообразность приобретения их продукции.
Шестой особенностью информационных потребностей является невозможность их полного удовлетворения. По мере углубления в проблематику, как правило, запросы пользователей все более усложняются, а приобретенная информация не столько снимает или уменьшает неопределенность, сколько расширяет границы непознанного.
информационная потребность россия издание
Все вышеперечисленные особенности информационных потребностей обусловлены социально-психологическими условиями жизнедеятельности человека. Но существует одна особенность, связанная с экономической ситуацией. По сравнению с базовыми потребностями людей в пище, жилище, безопасности, медицинской помощи, информационные потребности относятся к категории "отложенного спроса" [17; С.92].
1.2 Признаки информационных потребностей, значимые для организации информационного обеспечения
Исходя из особенностей формирования информационных потребностей, их подразделяют на общественные (объективные), коллективные и индивидуальные (субъективные).
Общественные потребности вытекают из задач социального, экономического и культурного развития города, региона, страны, мирового сообщества. Они не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей и представляют собой вектор, указывающий общее направление движения человеческой мысли. Определяя политику комплектования, универсальные научные и публичные библиотеки ориентируются именно на общественные потребности. Они являются также непременной основой для изучения коллективных и индивидуальных потребностей.
Коллективные информационные потребности – это потребности каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач. Применительно к различным библиотекам и службам информации в качестве таких групп могут выступать:
Таблица 1
Целевые группы потребителей, с общими информационными потребностями, применительно к службам информации
Служба информацииЦелевые группы, объединенные общностью информационных потребностей12Публичные библиотекиУчащиеся старших классов; Студенты 1-2 курсов; Учителя общеобразовательных школ; Садоводы-любители; Коллективы малых предприятий, не располагающие собственными службами информацииУниверсальные научные библиотекиНаучные сотрудники и аспиранты Научные библиотеки вузовПреподаватели, аспиранты и студенты вуза: в целом; отдельных факультетов; отдельных кафедрСлужбы информации и научно-технические библиотеки предприятийКоллектив работников: предприятия в целом; отдельных подразделений
По содержанию коллективные информационные потребности совпадают с основными направлениями деятельности организаций (вузов, предприятий, НИИ, музеев), образовательной деятельностью учащихся школ, любительским творчеством. Знание коллективных потребностей позволяет специализировать фонды и справочно-поисковый аппарат, подготавливать информационную продукцию, предназначенную для определенных групп пользователей.
Однако хорошо известно, что организации сами по себе ничего не создают: производят продукцию, учатся и повышают квалификацию, ведут исследовательские разработки и осуществляют творческие проекты конкретные люди. Потребности, возникающие у них в различных трудовых, образовательных, досуговых и обыденных ситуациях, называют индивидуальными. Поскольку же эти информационные потребности всегда зависят от особенностей познающего субъекта, к этому определению потребностей часто добавляют второй признак – субъективные. В индивидуальных информационных потребностях обязательно отражаются, а точнее преломляются общественные (как задачи, стоящие перед сообществом в целом) и коллективные (как задачи организации, творческого коллектива или любительского объединения). Но в не меньшей степени на них влияют психологические особенности личности: образовательный уровень, возраст, опыт предшествующей деятельности, ценностные установки, индивидуальный стиль познавательной деятельности и многое другое.
Индивидуальные информационные потребности наиболее динамичны и неопределенны. Важность изучения индивидуальных потребностей очевидна, так как только на этой основе возможно предоставление качественных информационных услуг [2; С.107].
Все другие аспекты характеристики информационных потребностей целесообразно рассматривать с учетом названного признака. При этом одни аспекты окажутся в равной степени важными для описания любых потребностей, а другие – только для индивидуальных.
К числу общих признаков относится прежде всего тематика потребностей.
Однако по одной и той же тематике необходимыми могут оказаться совершенно разные сведения. Характер требующейся информации – таков следующий признак информационных потребностей, во многом определяемый целью, с которой пользователи обращаются к документам.
По времени возникновения различают стабильные, то есть уже известные, выявленные ранее потребности и вновь возникшие. По периоду действия – разовые, исчезающие после их удовлетворения, и потребности длительного действия, требующие систематического предоставления нужной информации.
Признаки, значимые для характеристики индивидуальных потребностей и можно рассмотреть с точки зрения влияния на процесс осознания информационного дефицита, формулирования запроса и последующего восприятия новых сведений.
Прежде всего, важно знать, для осуществления какой деятельности (профессиональной, образовательной, любительской и т.д.) требуется информация и насколько новой данная предметная область является для человека. Иначе говоря, устанавливается совпадение тематики информационных потребностей с базовым образованием пользователей, профилем их предшествующей трудовой или любительской деятельности, опытом работы в данном направлении. С этих позиций различают профильные потребности; потребности в информации по смежным отраслям или проблемам; потребности в информации из тех областей знания или общественной практики, с которыми индивид прежде не соприкасался. Естественно, чем дальше от базового запаса представлений человека лежит искомая информация, тем труднее будут протекать процессы осознания информационного дефицита, его выражения словами и последующего восприятия сообщений.
Признак профильности информационных потребностей определяет критерии отбора документов и степень подробности предоставляемой пользователям информации. При удовлетворении потребностей по основному профилю деятельности могут предлагаться источники повышенной сложности: научные, производственно-практические, официальные. По непрофильной тематике отбираются, прежде всего, учебные и научно-популярные издания.
При обслуживании важно судить не только о профильности информационных потребностей, но и об уровне информационной подготовленности пользователя, включая:
§навыки работы с информацией (не пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь и т.д.);
§"систему ожидания" индивида, его ориентацию на нахождение "готового рецепта" или идей, предпосылок для самостоятельной разработки "рецепта";
§осведомленность в том, какие информационные услуги предлагаются и какова их разрешающая способность.
Значимым признаком потребностей являются выгоды, искомые пользователями. Стратегия обслуживания будет во многом зависеть от того, что является предпочтительным в данной ситуации: оперативность или полнота информации; возможность получения бесплатной услуги или готовность оплатить эксклюзивную, качественную информационную продукцию и т.д.
Таким образом, для рациональной организации информационного обслуживания требуется систематический и многоаспектный анализ информационных потребностей, корректируемый данными обратной связи, – оценкой пользователями качества предоставляемых услуг [2; С.110].
Удовлетворение информационных потребностей предполагает предоставление пользователю сведений, зафиксированных в документальном потоке. Результатом аналитической деятельности информационных служб является предоставление абонентам описания состояния какой-либо предметной области, проблемы, явления или объектов виде аналитических обзоров, отчетов о патентных исследованиях, докладов для руководства и т.д.
Согласно ГОСТ 7.23-96 к обзорным изданиям относятся информационные издания, содержащие публикацию одного или нескольких аналитических обзоров [6].
2.1 Обзорно-аналитическая деятельность как разновидность концептографической информационной деятельности направленной на удовлетворение информационных потребностей
Федеральном закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет информацию как "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления" [14]. В научной литературе существует множество других определений информации. Но применительно к информационной деятельности, как посредника между потребителем и информацией наиболее полным я бы считала определение информации, предложенное Д.И. Блюменау. Он предлагает "понимать под информацией, точнее научной, еще точнее профессиональной информацией, сведения, которые являются объектом хранения, преобразования и распространения в системе социальных коммуникаций" [1; С.6].
Информационное обслуживание – область профессиональной информационной деятельности, направленной на удовлетворение различных информационных потребностей. Информационное обслуживание включает операции оформления, сбора, аналитико-синтетической переработки, хранения, поиска и распространения информации, выполняемые профессиональными отрядами информационных работников (информаторами, библиотекарями, библиографами, переводчиками, издательскими работниками и многими другими) с целью повышения эффективности творческой деятельности специалистов науки и техники. Выполнение операций информационного обслуживания также включает в себя операции информационной деятельности – восприятие, переработку и выдачу информации.
По способу удовлетворения информационных потребностей информационное обслуживание разделяется на три вида:
§документальное – в процессе которого специалистам предоставляются первичные документы (необходимые факты и концепции из которых специалисты извлекают самостоятельно);
§фактографическое – путем непосредственного (минуя первичные документы) предоставления им фактов и концепций;
§концептографическое – путем представления им развернутой или интерпретированной информации.
Информационное обеспечение – это комплекс методов и средств документального, фактографического и концептографического обслуживания, используемых для удовлетворения информационных потребностей в конкретной научно-технической ситуации.
В сфере информационного обслуживания применяются информационные анализ и синтез. Первый предполагает преобразование документа с целью извлечения из него наиболее существенных, релевантных задаче анализа сведений (компонентов текста) – слов, фраз, фрагментов. Второй – обобщение, объединение этих сведений (иногда с их оценкой, интерпретацией) с целью получения вторичных документов различного функционального назначения – простых (библиографическое описание, аннотация, факты) и сложных (обзоры, систематизированные подборки фактов, дайджесты и др.).
В сфере концептографического обслуживания, под которым понимается формулирование и доведение до потребителей ситуативной информации, полученной в результате информационно-логического или концептографического анализа некоторой совокупности сообщений, сформировался ряд, включающий такие вторичные документы, как рекомендательные аннотации, "развернутые" рефераты, рецензии, аналитические обзоры и др. Все эти документы являются результатом информационного свертывания, основной функцией которых является интерпретированная ориентация потребителей в документальном и информационном потоках с целью удовлетворения их информационных потребностей.
Различают обычно шесть основных разновидностей информационного свертывания – индексирование, библиографическое описание, аннотирование, реферирование, конспектирование и обзорно-аналитическая деятельность.
Каждый на видов свертывания в результате которого образуются ряды вторичных документов, отличается своим функциональным назначением, уровнем свертывания, применяемыми методами информационного анализа или синтеза. Однако все их объединяет единый принцип, сформулированный в золотом правиле коммуникации – эффективное общение возможно лишь на оптимальном уровне свертывания. Эта оптимальность в значительной степени определяется как особенностями свертываемого первичного источника, так целевым и читательским назначением вторичного документа, характером информационных потребностей потребителя, знаниями и опытом работы референта, независимо от того, осуществляет ли он интеллектуальное или машинное (компьютерное) свертывание [1; С.89].
Свертывание информации предполагает и ее развертывание. При подготовке вторичных документов исходный текст либо уменьшается, либо увеличивается, соответственно снижается или повышается его информативность.
Концептографическое информационное обслуживание существенно отличается от документального и фактографического обслуживания тем, что предусматривает доведение до специалистов интерпретированной (развернутой) информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых документах. Кроме этого большинство операций последних двух видов обслуживания в принципе формализуемо, а следовательно подлежит автоматизации, то важнейшие операции коццептографического обслуживания с большим трудом поддаются формализации, и поэтому эта область еще долгое время будет сферой приложения груда творческих работников.
Становление концептографического информационного обслуживания в сфере науки и техники следует связать с появлением первых научных журналов в Западной Европе (Journal des savants, Франция, 1665г.; Philosophical Transactions of the Royal Society, Англия, 1665г.) и России (Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях, 1728-1742 гг.; Содержание ученых рассуждений, 1750 – 1759 гг.) Эти и последующие журналы представлял и собой издания, публикующие в значительной степени рефераты книг по науке, политике и т, д. Подобный же характер носили и публиковавшиеся в таких журналах отдельные переводы. Постепенно критико-рекомендательные рефераты все реже появляются на страницах реферативных журналов и реферативных отделов научно-технической периодики и в современном реферативном потоке составляют довольно незначительную часть. Исключением являются реферативные журналы по общественным наукам [1; С.94].
В последней четверти XIX века в научной и технической периодике получает другая форма концептографического обслуживания – обзорно-аналитическая деятельность. Хотя единичные аналитические обзоры появлялись уже во второй четверти XIX века (например, в "Журнале Министерства просвещения"). Но достаточно широкое развитие этого вида литературы и формы концептографического обслуживания связано лишь с пореформенной промышленной революцией в России. При этом постепенно значение обзоров столь возросло, что начали появляться специальные обзорные журналы типа "Успехи … наук" (первый обзорный журнал "Успехи физических наук" вышел в 1918 г.). На сегодняшний день обзорные материалы публикуются во многих периодических изданиях, выпускаются в виде отдельных трудов, обзорная деятельность является наиболее распространенной формой концептографического обслуживания.
Для того чтобы определить сущность обзорной деятельности как формы информационного обслуживания, необходимо уточнить понятие "обзор" и рассмотреть классификацию этого вида документов. Под обзором как видом научно-технической литературы понимается литературное произведение, содержащее сводную характеристику состояния какого-либо вопроса со степенью свертывания, необходимой и достаточной для ориентации определенной категории потребителей информации в документальном или информационном потоке [1; С.96].
Из этого определения понятно, что обзор как один из литературных жанров обладает определенным целевым назначением (ориентация специалистов в информационном потоке), характеризуется специфическими композиционными и стилевыми особенностями, содержит сводную характеристику состояния вопроса и, следовательно, является результатом свертывания не одного источника, а их определенной совокупности. Указание в формулировке на степень свертывания, рассчитанную на определенную категории потребителей информации, позволяет исключить из числа обзоров такие родственные жанры, как, например, научно-техническое обоснование и прогноз, поскольку последние отличаются привязкой к условиям конкретной работы; обзоры такой привязки обычно не имеют, хотя и являются нередко предваряющими разделами научно-технических обоснований и прогнозов. Не относятся к обзорам также документы обзорного типа, представляющие собой результат непосредственного изучения или описания реальной действительности (например, обзор экспонатов выставки).
В литературе существует достаточно большое число различных схем классификаций обзоров, в основу которых положены разные основания деления. С точки зрения глубины, содержательного анализа различают:
§библиографические обзоры;
§реферативные обзоры;
§аналитические обзоры.
Результатом информационных исследований выступают именно последние, так как их автор "создает новое знание о том фрагменте реальности, которое находится в поле его профессионального интереса, выступая де-факто исследователем своей предметной области" [15; С.15].
Написание аналитических обзоров – дело высококвалифицированных специалистов. В аналитических обзорах дается оценка состояния проблемы, выявляются тенденции развития данного направления, сопоставляются различные точки зрения и подходы, выявляются лакуны – задачи, не получившие решения. Целью аналитических обзоров является ориентация пользователей в информационном потоке.
В зависимости от целевого назначения аналитических обзоров выделяют:
§обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния вопроса с обоснованием необходимости решения данной проблемы, а также с набором и оценкой альтернативных путей и методов решения. Такие обзоры, как правило, являются частью научно-технических и технико-экономических обоснований, инновационных проектов, бизнес-планов, тендерной документации, докладов руководству и других документов, на основе которых принимается решение об открытии тем научно-исследовательских, опытно-конструкторских или проектных работ. Обзоры-обоснования являются одной из форм удовлетворения информационных потребностей сотрудников подразделений анализа и обобщения фирм;
§итоговые обзоры, в которых дается оценка состояния вопроса с характеристикой достигнутого уровня, а также нерешенных проблеем. Итоговые обзоры – основная форма публикаций в сериальных обзорных журналах типа "Успехи … наук". Они часто появляются в изданиях ВИНИТИ в серии "Итоги науки и техники";
§прогностические обзоры, определяющие перспективу развития какого-либо направления. Такие обзоры содержат аргументированную оценку существующей ситуации, тенденций и темпов дальнейшего развития. Прогностические обзоры ориентированы на информационные потребности планирующих органов фирм и ведомств, руководителей тем и направлений в научно-исследовательских организациях.
В зависимости от формы предоставления, отражающей оперативность обзорной информации аналитические обзоры могут быть разными, например, обзорная справка, ежегодный обзор, обзорная статья, обзор монографического типа [1; С.100].
По охвату исходных документов различают моно – и поливидовые обзоры. Преобладают поливидовые, а в качестве моновидовых можно назвать лишь обзоры нормативно-правовых документов, патентов, а также выставок, составленные на базе промышленных каталогов и рекламных сообщений.
В качестве "готовых" аналитических продуктов выступают обзоры, опубликованные в виде отдельных изданий, периодические издания обзорного характера и статьи в научно-производственных профессиональных журналах, не специализирующихся на отражении только аналитических материалов
По способу распространения в обществе аналитические обзоры бывают опубликованными и неопубликованными, самостоятельными текстовыми сообщениями или частью каких-либо документов:
Таблица 2
Виды аналитических обзоров по способу распространения в обществе
Способ распространения Форма представленияОпубликованныеНеопубликованныеСамостоятельный документОтдельные изданияАналитические обзоры, подготавливаемые службами предприятий или информационно-аналитическими центрами по заявкам организацийЧасть макродокументаГлавы монографий, обзорные статьи в журналахОбзорные главы в диссертациях, отчетах НИР, разделы в инновационных проектах
Что касается функций обзоров, то следует заметить, что исследование документальных потоков показывает, что существует возможность выделить следующие функции документов:
§информационные (подразделяющиеся на производственные и ориентирующие) – функции принятия решений различных типов на самых различных уровнях организации науки и техники; для большинства типов документов это важнейшая функция;
§учебные – функции формирования индивидуальных тезаурусов (как некоторой системы индивидуальных знаний);
§организационные – функции формирования документальных потоков;
§кумулятивные – функции формирования активного фонда науки;
§приоритетные – функции фиксирования научного и технического приоритета;
§эвристические – функции стимулирования творческих возможностей специалистов на создание новой информации;
§гносеологические (внутринаучные) – функции развития и формирования общественного тезауруса (науки).
Из перечисленных выше функций обзорам присущи в большей или меньшей степени все, за исключением приоритетных, поскольку последние характерны только для оригинальных произведений [1; С.103-104].
Осознание факта многофункциональности различных видов документов, в частности обзоров, позволяет полнее использовать резервы документальной информации в процессе информационного обслуживания специалистов с целью удовлетворения их информационных потребностей.
2.2 Современное состояние обзорно-аналитической деятельности. Обзорные издания России, их назначение и использование
В отличие от развитых стран Запада, где формирование информационной аналитики шло путем постепенного эволюционного вызревания, встраивания информационно-аналитических элементов в информационную инфраструктуру общества, благодаря чему многие организационные, профессионально-кадровые, технологические, социальные решения проходили бесконфликтно, имели временные ресурсы для оптимизации, в России аналогичные процессы протекали в ином темпе и условиях [15; С.15].
Становление российской информационно-аналитической деятельности как особой отрасли деятельности проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем. Процесс организационного оформления информационно-аналитической деятельности (формирования системы специализированных учреждений, служб, подразделений в составе различных организаций, фирм и ведомств, занимающихся информационной аналитикой в своей области), был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных реформ в начале 90-х годов. Этот процесс сопровождался и подкреплялся профессионализацией (формированием профессионального сообщества и системы профессиональных коммуникаций, кадров специалистов-аналитиков, определения основных каналов миграции специалистов из смежных отраслей в сферу информационно-аналитической деятельности, выработки основных квалификационных требований к профессии аналитика, поиска решений в области профессионального образования). Информационно-аналитические службы (подразделения) стали создаваться в структуре органов федеральной и региональной власти, в министерствах и ведомствах, в органах СМИ, в сфере бизнеса, при политических партиях и движениях.
В современных исторических условиях информационная аналитика не является всего лишь еще одной относительно новой организационной разновидностью вышеназванных служб, ее сущностная, базовая функция принципиально отличается от тех задач, которые решают в информационном пространстве эти службы. Их задачи: количественные преобразования информации (информационное свертывание – библиографирование, аннотирование, реферирование; консолидация больших информационных массивов в виде баз и банков данных) и ее структурное упорядочение (систематизация, предметизация и т.п.). Информационная аналитика, используя все возможности, предоставляемые данными службами, активно оперируя их информационными продуктами и услугами, выполняет, прежде всего, задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью.
В последние десятилетия в России сформировался и социальный слой реальных и потенциальных клиентов, профессиональных потребителей информационно-аналитических продуктов и услуг, постепенно формируется представление об информационной аналитике как необходимом компоненте культуры управления, предпринимательской деятельности, инструменте современного менеджмента, составной части корпоративной культуры и т.п. [15; С. 19].
Можно выделить следующие категории пользователей обзорно-аналитической информации (так как именно обзорно-аналитическая информация, как продукт информационно-аналитической деятельности является объектом исследования в данной работе):
Таблица 3
Категории пользователей обзорно-аналитической информации
Категория пользователейПрофессионально-демографические группыРуководители регионов, предприятий, организацийМенеджеры высшего и среднего звена, индивидуальные предприниматели.Ведущие специалисты предприятий Научные работники Специалисты смежных профессий Все те, кто не попал вышеСпециалисты подразделений, осуществляющие управленческие решения. Ученые и специалисты, ведущие плановые, проектные и авторские научно-исследовательские работы. Журналисты, социологи, редакторы, книгоиздатели, преподаватели ВУЗов и другие. Широкая аудитория пользователей без стабильной потребности в обзорной информации
Публикация аналитических обзоров в виде отдельных изданий на федеральном уровне практикуется следующими центрами ГСНТИ: ИНИОН, ВИНИТИ, ВНТИЦ, НИЦ "Информкультура", ГПНТБ.
ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук) – является крупнейшим центром научной информации в области социальных и гуманитарных наук. Группа изданий ИНИОН обзорно-аналитического характера названа "Аналитическая информация. Проблемно-тематические сборники" и выпускается по темам: Актуальные проблемы Европы; Федерализм, региональное управление и местное самоуправление; Экономические и социальные проблемы России; Культурология; Дайджест; Политическая наука; Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом; Политические портреты. Наиболее значительным обзорным изданием по юридическим наукам является ежемесячный информационный бюллетень "Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати)".
Один из видов деятельности, который всегда был присущ ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), является подготовка и распространение обзоров по наиболее актуальным проблемам науки и техники. ВИНИТИ РАН выпускает следующие издания обзорной информации: Научные и технические аспекты охраны окружающей среды; Проблемы окружающей среды и природных ресурсов; Экологическая экспертиза; Экономика природопользования; Современная математика и ее приложения. Тематические обзоры.
В качестве примера наиболее авторитетных озорно-аналитических материалов можно назвать серию ВИНИТИ "Итоги науки и техники". Но в настоящее время его выпуск почти прекратился по экономическим причинам. ВИНИТИ только на договорной основе продолжает издание ряда серий этого информационного издания обзорного типа. Многие специалисты считают, что как ни трудно возродить эту нужную для российского научного сообщества деятельность, это надо сделать обязательно, причем преимущественно в электронном виде и с распространением по современным каналам коммуникации, "Итоги науки и техники" ВИНИТИ в новом формате могут стать новым лицом Института, создать более широкие возможности для экспертизы научно-технических проектов, сделать ВИНИТИ центром, своеобразной "думающей корпорацией", аналогом западных "Фабрик мысли" [5; С.10].
Рост числа научных исследований в области охраны окружающей среды, в том числе в СО РАН (Сибирское отделении РАН), стимулировали расширение форм, методов и продуктов для их информационного обеспечения. ГПНТБ издает серию аналитических обзоров "Экология". Обзор как вид информационного продукта был избран ввиду особенностей экологической информации (политематичность, разбросанность по большому числу источников, различных по характеру и жанрам), широким кругом потребителей данной информации. Серия обзоров "Экология" – практически единственное обзорно-аналитическое издание в нашей стране, выходящее большим тиражом и доступное широким кругам читателей. Серия аналитических обзоров мировой литературы "Экология" издается лабораторией информационно-системного анализа ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека) СО РАН с 1989 г. и ориентирована на исследователей, технологов и руководящих работников, занимающихся фундаментальными, прикладными и социальными проблемами экологии.
Обзоры готовятся ведущими учеными и специалистами СО РАН, СО РАМН, отраслевых институтов и промышленных предприятий. Как правило, авторы непосредственно работают над соответствующей экологической проблемой, что находит отражение в содержании обзоров, и дополняют литературные данные сведениями о новых результатах, полученных в ходе собственных исследований. Эти сведения могут быть уникальными, так как связаны с региональными экологическими проблемами, не получившими ранее освещения в литературе, либо основаны на практике работы предприятий региона (заводов, ТЭЦ и др.). Аналитические обзоры экологической серии, основываясь на результатах фундаментальных исследований, в то же время имеют практическую направленность. Помимо общего ознакомления с проблемой, анализа состояния конкретного вопроса в нашей стране и за рубежом, каждый обзор содержит практические рекомендации, дает прогноз или авторскую оценку. Информация, приводимая в данных обзорах, может быть использована для проведения экологической экспертизы различных хозяйственных проектов, технологий, для создания экологических паспортов предприятий. Методика и компьютерная технология создания обзоров дают возможность предлагать:
) печатные издания;
) текст обзора на дискете – полностью или избранные части и фрагменты;
) полные электронные версии обзоров, доступные через полнотекстовую базу данных [9].
Аналитические обзоры выпускаются также отраслевыми органами НТИ, хотя и в меньшем объеме, чем раньше. Также подготовкой аналитических материалов занимаются многие информационно-аналитические коммерческие фирмы, такие как ФИНМАРКЕТ, "АК&М", "РосБизнесКонсалтинг" и многие другие. Кроме того, большинство фирм информационного бизнеса предусматривают в качестве важного направления своей деятельности создание аналитических обзоров по заявкам организаций-клиентов.
В настоящее время во всем мире выходит большое число журналов обзорного характера. Часто о принадлежности к разряду обзорных свидетельствуют названия журналов, содержащие такие понятия как "Успехи.", "Достижения." или подзаголовочные данные "информационно-аналитическое издание". В качестве примера российских обзорно-аналитических периодических изданий приведем "Эксперт", "Итоги", "Техническая информация", "Наука в России", "Успехи химии", "Успехи физических наук", "Успехи современной биологии" [2; С.171].
Ярким примером обзорно-аналитических периодических изданий в России является журнал "Техническая информация" – издание Центрального аэрогидродинамического института имени проф. Н.Е. Жуковского. Тираж журнала "Техническая информация" – до 2 800 экз. Основными задачами издания являются: удовлетворение информационных потребностей специалистов предприятий авиапромышленности путем информационного обеспечения на основе анализа достижений мирового и российского авиастроения, тенденций развития перспективных технологий, а также опыта эксплуатации авиационной техники; ознакомление с конкретными образцами современной военной и гражданской авиационной техники и освещение проходящих в России и в мире выставок и конференций по авиационной тематике. В современном виде журнал издается ежеквартально, 4 выпуска в год. Объем каждого выпуска около 40 страниц. Рассылается подписчикам в печатном и в электронном виде [11].
Журнал "Наука в России" – периодическое издание РАН (Российская академия наук). Выходит 6 раз в год. Издается с января 1981 г. на русском и английском языках. Научный журнал, публикует обзорные материалы о научных исследованиях и разработках, конверсии военных технологий, экологических проблемах и защите окружающей среды. Электронная онлайновая версия журнала доступна на сайте www.ras.ru/publishing/nauka. aspx <#”center”>Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что колоссальный потенциал современных национальных и мировых информационных ресурсов зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию с помощью информационных технологий.
.Потребность человека в информации возникает одновременно с возникновением потребности в материальных или духовных предметах потому, что удовлетворение даже самых простых потребностей, как на начальных этапах развития человечества, так и в современном обществе, всегда связано с информацией. Оттого, какой характер приобретает деятельность человека, зависят и основные тенденции развития информационных потребностей. Современное информационное обслуживание должно стремиться к удовлетворению всех видов информационных потребностей, и делать доступной соответствующую информацию.
2.Информационные потребности в обзорно-аналитической информации возникают, как правило, в связи с решением какой-либо задачи: учебной, профессиональной, деловой и т.д. К сожалению, информация, создаваемая миллионами ученых и специалистов, часто бессистемно разбросана в большом количестве различных документов. Для оптимизации использования этой информации необходима ее конденсация, классификация, систематизация, анализ, оценка. Но ни в одном из различных видов переработки информации все эти операции не осуществляются с такой полнотой и глубиной, как при составлении обзоров. Возрастание роли обзорной информации в удовлетворении информационных потребностей обусловливается не только и не столько количественным ростом документальных потоков, но и ужесточением требований пользователей к оперативности, точности и полноте предоставляемой информации, к комфортности условий ее использования. Довольно часто пользователи предпочитают дайджесты, отчеты, аналитические обзоры полным текстам документов. Поэтому обзорно-аналитическая продукция приобретает все большую ценность на рынке информационных услуг.
3.Анализируя информационные потребности в обзорно-аналитической информации, я пришла к выводу, что современное состояние обзорно-аналитической деятельности в нашей стране находится в стадии становления. К началу XXI века в России сформировался слой реальных и потенциальных клиентов, профессиональных потребителей информационно-аналитических продуктов и услуг, постепенно формируется представление об информационной аналитике как необходимом компоненте культуры управления, предпринимательской деятельности, инструменте современного менеджмента, составной части корпоративной культуры и т.п. В связи с этим сегодня необходимо обобщить опыт прошедших лет в области обзорно-аналитической деятельности, обсудить и осмыслить те изменения, которые происходят сегодня в развитии информационных ресурсов, разработать нормативно-правовую базу, определяющую эту форму информационной деятельности для того, чтобы дать новый качественный толчок развития обзорно-аналитической деятельности.
Список использованных источников
1.Блюменау, Д.И. Информационный анализ /синтез для формирования вторичного потока документов [Текст]: учебно-практическое пособие /Д.И. Блюменау. – СПб: Профессия, 2002. – 240 с. – (Специалист).
2.Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий [Текст] /В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Прфессия, 2004. – 304 с. – (Библиотека).
3.Всероссийский институт научной и технической информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://www.viniti.ru>. – Загл. с экрана.
.Гиляревский, Р.С. Информационное общество. Проблемы. Перспективы [Текст] /Р. Гиляревский, В. Цветкова, Т. Полунина // Информационные ресурсы. – 2005. – № 4. – С.32-34.
.Гиляревский, Р.С., Черный А.И. Пятьдесят лет ВИНИТИ. Что дальше? История, достижения, будущее [Текст] /Р.С. Гиляревский, А.И. Черный // НТИ. – 2002. – №12. – С.1-14.
.Гнедина, Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона [Электронный ресурс] /Н.И. Гнедина // Информационные ресурсы России. – 2001. – № 2. – Режим доступа: http://www.kcnti. csti.ru/irr/57/5.html <http://www.kcnti.csti.ru/irr/57/5.html>. – Загл. с экрана.
.ГОСТ 7.23-96. Издания информационные. Структура и оформление [Электронный ресурс]. – Введ. 1998 – 01 – 01. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/doc/docs/7_23-96. pdf <http://www.library.ru/1/doc/docs/7_23-96.pdf>. – Загл. с экрана.
.Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации [Текст]: учебник /Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: ФАИР, 2008. – 400 с.
.Лаврик, О.Л. Подготовка обзорно-аналитической информации по проблемам экологии и охраны окружающей среды в ГПНТБ СО РАН [Электронный ресурс] /О.Л. Лаврик. – Режим доступа: <http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/sem8/s8doc10.html>. – Загл. с экрана.
.Обзорно-аналитическая деятельность [Электронный ресурс]: гипертекстовое учеб. пособие /сост.Ф.З. Абдуллина. – Режим доступа: http://abfarida. narod.ru/ <http://abfarida.narod.ru/> – Загл. с экрана.
.Обзорно-аналитический журнал "Техническая информация" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://www.tsagi.ru/rus/press-center/pub/ti/>. – Загл. с экрана
.Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]: учеб. пособие /И.С. Пилко. – СПб.: Прфессия, 2006. – 342 с. – (Библиотека).
.Российская академия наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ras.ru/index. aspx <http://www.ras.ru/index.aspx>. – Загл. с экрана.
.Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон № 149-ФЗ: [Принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. – Режим доступа: <http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html>. – Загл. с экрана.
.Сляднева, Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы [Текст] /Н.А. Сляднева // Информационные ресурсы России. – 2001. – № 14. – С.14 – 21.
.Справочник библиографа [Текст] /Науч. ред.А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПБ.: Профессия, 2002. – 528 с. – (Библиотека).
.Справочник информационного работника [Текст] /научн. ред.Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – 552 с. – (Библиотека).
.Шиловская, Л.П. Человек и его потребности [Текст]: учебн. пособие /Л.П. Шиповская. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.