- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 39,1 Кб
История и современность в праздновании Дня Ивана Купала
Федеральное агентство по образованию
Саратовский Государственный Социально-Экономический Университет
Кафедра гостинично-туристического бизнеса и сервиса
Курсовая работа
по дисциплине «Организация и режиссура массовых мероприятий»
«История и современность в праздновании Дня Ивана Купала»
Выполнила:
студентка 4 курса 10 группы ФЭС
Королева Е.Н.
Проверила:
доц. Андреева Ю.Ю.
Саратов – 2011
Содержание:
Введение
Глава I. Традиции и обычаи празднования Ивана Купала
1.1 Истоки празднования Ивана Купала
.2 Российские и зарубежные традиции и обычаи празднования Ивана Купала
Глава II. Организация и режиссура празднования Дня Ивана Купала в Самойловке
2.1Особенности организации и проведения Дня Ивана Купала
2.2Сценарий и монтажный план празднования Дня Ивана Купала
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитие внутреннего и международного событийного туризма в настоящее время – первоочередная задача любого государства, желающего восстановить и сохранить свою истинную культуру. Древние национальные праздники служат мощным инструментом для формирования высокого спроса, как на внутреннем, так и на международном туристском рынке. Россия может удивить своей культурой любого даже самого искушённого туриста. В нашей стране широко празднуется праздник Ивана Купалы, который не только является одним из самых любимых праздников русского народа, но и привлекает множество зрителей-иностранцев. Поэтому проведение данного праздника очень актуально в наши дни. Именно этому народному празднику посвящена наша курсовая работа.
«Иван Купала, также Иванов день – летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя – 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю».
Летнее солнцестояние – самый заметный из моментов года и с ним связано множество событий, которые невозможно оставить без внимания. Например, заканчивалась пора посевных, появлялись первые ростки посевов, расцветало множество ярких летних цветов и, наконец, приходил самый длинный день и наступала самая короткая ночь в году.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Этот старинный праздник всегда привлекал писателей, поэтов, о нем написано множество литературных произведений, стихов.
Например, Н.В. Гоголь в своей повести «Вечер накануне Ивана Купала» писал: «Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!»
Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни. С этим праздником связано также и его стихотворение «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница – канун Иванова дня).
К теме данного праздника также обращались такие исследователи, как В.Й. Мансикка, Н.А. Афанасьев. В своих трудах они описывали традиции, приметы, обряды этого праздника, как он празднуется в России и за рубежом.
Цель данной курсовой работы – изучить сущность, особенности, обряды, традиции празднования Ивана Купалы.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1.Изучить истоки празднования Ивана Купала;
2.Рассмотреть российские и зарубежные традиции и обычаи празднования Иванова дня;
.Показать особенности организации и проведения Дня Ивана Купала;
.Разработать сценарий и монтажный план празднования Дня Ивана Купала
Теоретическую основу курсового исследования составляет обширная литература по теме исследования таких авторов, как Афанасьев А.Н., Васильев М.А., Гальковский Н.М., Забылин М.В, Круглов Ю.Г., Панкеев И.А., Рожнова П.К., Рыбаков Б.А., Сахаров И.П., Соколов М.А., Степанов Н.Н., Топорков А.Л., Успенский Б.А, кроме того, в работе активно использованы информационные ресурсы сети Интернет.
Глава I. Традиции и обычаи празднования Ивана Купала
1.1 Истоки празднования Ивана Купала
Летнее солнцестояние – один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета.
У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Поэтому история праздника как бы разделена на два периода до крещения Руси и после.
«Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны окружающего мира, наблюдение за природными явлениями формировали у всех этносов соответствующие таинства, обряды и традиции. Солнце, дарующее тепло и свет, всегда было в центре внимания человека и поклонение ему, как богу присуще любому народу. Во время летнего солнцестояния в северных странах происходит наибольший расцвет природы. И конечно самый продолжительный день, полный тепла и света, и самая короткая ночь в году не могли остаться без внимания ни одной культурой. Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый пантеон языческих богов. Поклонение каждому божеству характеризовалось особым ритуалом, таинством и обрядом. Сложная структура божественного пантеона оказывала сильное влияние в течение многих столетий на быт и культуру славян».
«Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связанны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий. Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун – бог грома и огня, и Ярило – бог солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных».
Изображался Купала молодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, с венком из ярких, желтых цветов купальниц.
Ярило, для простолюдинов был богом солнца, любви, производителем и покровителем животных, растений.
«Из преданий: Купальская Ночь – это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча Ярило с богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются брачные узы, но не «жрецами» или «волхвами», а самими богами – Ярило и Зарёй. Купание проводится в одежде, которую можно сушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. Иногда день солнечного бога заканчивался «похоронами» Ярилы и его невесты. Соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду, так люди провожали солнце в далёкий зимний путь».
«Великий день. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых разгульных праздников в году. Население строго исполняло все касающиеся этого дня обряды. Весело проводила этот праздник молодежь. Веселье продолжалось всю ночь. Праздничными были все дни летнего солнцестояния – русальная неделя перед Купалой – солнцеворотом – зеленые Святки. Как и зимние, зеленые Святки насыщены сложной системой обрядов, магических действий, но уже летних, связанных, прежде всего с заботами о предстоящем урожае.
Сложные в своей многоплановости, глубинной мировоззренческой сути и культовой обрядности летние русалии проводились специально подготовленными, избранными общинниками-русальцами во главе с потомственным предводителем, который сам тщательно подбирал себе помощников из самых честных, уважаемых, непьющих, здоровых, ладных собой, веселых нравом селян.
Зеленые Святки – неделя отдыха после завершения посадочных работ перед началом сенокоса, когда сытость предстоящей зимы зависит только от погоды. На ее благоприятствование и были нацелены святочные магические действа».
Надежду вселяли переходившие из села в село дружины русальцев: «Там, где они прошли, нивы цветут и обещают хороший урожай». Святочные заклинания волхвов сопровождались русалиями – танцами, плясками, хороводами, игрищами.
«Прославлялись Духи Природы и Предки у Живого Дуба. Кумились девушки у березы-именинницы. Утверждалась на земле любовь в девичьих хороводах вокруг живых березок. Молодежь окончательно определяясь в своем выборе партнера перед Купалой.
Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители Церкви: "в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют".»
Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом изменившее русскую культуру и быт. «Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традиционный русский уклад жизни. Постепенно библейские сказания вытесняли языческую мифологию, но церковь столкнулась с неискоренимым стремлением славян преклонятся перед силами природы».
«Языческие традиции, укоренившиеся в народе на протяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Жизнь простого человека в то время напрямую зависела от благосклонности матушки природы, и во времена социальных потрясений, связанных с экономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат к язычеству в 1060 и 1230г. После чего церковь начала активно приспосабливать знаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсем несложно».
«Нашлась библейская легенда и к летнему солнцестоянию, которая повествует о том, что отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Жили они хорошо, бога супруги молили об одном – о ребенке. И вот однажды, к Захарию, явился Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Захария не поверил посланнику и в наказание лишился дара речи. Заговорил священник только после того, как у него родился сын – Иоанн. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении "дня господня". Поэтому, Иоанна назвали Предтеча. Он призывал людей к покаянию перед богом и покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли "крещение водой" или "полное погружение". Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя – Креститель. По преданию: в водах Иордана от Иоанна приняли крещение Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа, Иоанн указал на него своим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира"».
На сегодняшний день церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников. Он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными. К нему и был приурочен праздник летнего солнцестояния.
Кроме того, интересно и происхождение названия праздника. «О происхождении слова «Купало» существуют разные версии. Одни считают, что оно происходит от слова купать, купанье. Это весьма убедительно, поскольку именно с этого дня начинается купание в открытых водах. Другие специалисты выводят слово «Купало» от купы. Имеется в виду Купало и Купальница. Некоторые привлекают и слово куча (куча разжигаемого хвороста). Это менее убедительно. Некоторые исследователи не без основания связывают нашего славянского Купалу с индийским Купалом-покаянником».
На самом деле здесь действуют три главных фактора: летнее солнцестояние, вода и огонь. Вода и огонь – это начало мира. Омовения были священными практически у всех народов мира.
.2 Российские и зарубежные традиции и обычаи празднования Ивана Купала
купала праздник сценарий
Праздник летнего солнцестояния празднуется не только в России. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. «Отмечается во многих частях Европы <#”justify”>«В России Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипятка, и творятся чудеса».
Иванов день заполнен обрядами <#”justify”>Венки кидали.
Кидали в воду,в воду быструю.
Скажи, реченька, про жизнь молодую.
С кем, наша реченька, век вековати;
Кого, наша реченька, любимым назвати.
Долго ль я житии, долго ли буду?
Неси, реченька, венок. не дай потонути».
Кроме того, с праздником Ивана Купала связано множество поверий, примет. Купальская ночь считается поистине магической. «По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой, деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные, растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах устраивался шабаш колдунов и ведьм. Русалки заманивали людей в водоёмы и танцевали с разной нечестью в честь именин водяного. Считалось что в Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, и поэтому запирали лошадей, чтобы ведьмы их не украли и не поехали на них на Лысую гору: «живой оттуда лошадь уже не воротится».
«В купальскую ночь открывались тайны судьбы. В полночь набирали цветов, клали их под подушку и перед сном приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Утром проверяли, и если набралось 12 разных трав, считалось что в этот год выйдешь замуж.
Существовало похожее гадание, но с подорожником его клали на ночь под голову со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».
По уверениям магов в эту ночь особенно сильна энергетика неба и земли. Можно увидеть своё будущее и даже загадать и построить его по собственному сценарию. Для этого нужно остаться в комнате одному. Положить перед собой зеркало, поставить рядом чашу с водой и свечу, и смотреть на отражение огня в воде. После чего приступить к действу – отчётливо по мере возможности представить то, что вы хотите от жизни и поверить, что загаданное исполнится.»
Дошло до нашего времени и множество примет: На Ивана ночь звездная – много будет грибов; Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться; «На Иванов день цвет, на Ильин-то день хлеб»; "Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов".
Латвия: Лиго
«Лиго или Янов день – латышский народный праздник. Отмечается обычно 23 и 24 июня и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига – латышское женское имя). Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому день до Лиго называется не только Зелёным днём, но и Днём Трав. В этот день все девушки с именем Лига отмечают именины. В Латвии эти два дня являются официальными выходными. Праздник связан с культом солнца и плодородия, является праздником летнего солнцестояния, в частности, похож на Иванов день, который празднуется славянскими народами.
В выходные на Лиго латыши традиционно выезжают на природу, разводят костры, поют песни, характерные только для этого праздника, с припевом «Лиго-лиго» и плетут венки из дуба и полевых цветов. Венок из дуба принято дарить тем, кого зовут Янис, однако, в наши дни иногда их дарят и просто мужчинам. Янис должен всю ночь Лиго ходить в дубовом венке, после чего повесить его дома на стену, где он будет висеть до следующего Лиго.
Характерны для этого праздника особые напитки и кушания. Как в древности, так и в наши дни перед Лиго во многих усадьбах варят пиво специально для этого праздника и готовят особенный сыр с тмином, имеющий достаточно резкий вкус и сильный запах, который сложно встретить в какое-либо другое время, кроме Лиго».
Существует традиция поиска цветка папоротника. Ищут его парни с девушками. Традиционно описываемая процедура поиска цветка папоротника такова, что нужно пойти в лес, вырезать рябиновую дубину и идти в поисках не оборачиваясь ни разу, чтобы не слышно было за спиной, ибо это тёмные силы пытаются отвлечь. Если ищущий нашёл цветок, то нужно шесть раз махнуть дубиной вокруг себя и только тогда срывать цветок, не обращая внимания на все крики и голоса сзади, потому что в этот момент тёмные силы пытаются испугать более всего.
В некоторых регионах Латвии существует поверье, что если девушки в ночь с 23 на 24 июня ищут в лесу цветок папоротника, то нашедшая выйдет замуж в этом году. Подобные поверья могут сильно меняться от региона к региону в Латвии.
«Широко известны латышские дайны (традиционные двух- или четырехстишья) о том, что спать на Лиго категорически не рекомендуется:
Для девушек существует традиция умываться утренней росой с полей, тогда лицо всегда будет белым и красивым. Распространена традиция идти в баню утром, после гуляний. Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому их особенно много собирают именно перед Лиго. Традиция сильна и в наше время, так как среди латышей очень популярно лечение травами и травяные чаи».
Швеция: Мидсоммар
Лето в Швеции короткое. Его наступление чувствуется уже в мае, а настоящий расцвет приходит в июне. За лето нужно многое успеть, пока не наступили холодные сентябрьские ночи и природа не начала увядать. Праздник середины лета, или Мидсоммар – это пора, когда уже вовсю зеленеет молодая свежая листва. В это время стоят самые светлые в году ночи, а на самом севере страны солнце вообще не заходит.
«Шведский праздник Мидсоммар издревле празднуется летом в самый длинный день в году, в ближайшую к 24 июня субботу. По мнению некоторых ученых, он имеет корни в языческие дохристианские времена и связан либо с праздником окончания посевной либо с каким-либо другим языческим праздником середины лета.
С установлением христианства в Швеции Мидсоммар стал христианским празднованием дня рождения Иоанна Крестителя.
В средние века на этот праздник зажигались большие костры, но сейчас это делают лишь в некоторых областях Швеции, а также в других северных странах.
По преданиям, всякая нечисть особенно активна в ночь на Мидсоммар и многие люди оставались дома, боясь что-нибудь перепутать в сложных правилах спасения от нее. Особенно молодежь должна быть осторожна, так как ночью в лесу на берегу реки их мог подстерегать Nacken, некий «Русалк». Его часто описывали как обнаженного молодого парня, играющего на скрипке, который заманивал молодежь в свое водяное царство, из которого нет возврата».
Молодые девушки гадали на суженого, собирая в полной тишине перед сном семь различных видов цветов и клали их под подушку в ночь на Мидсоммар. Если с момента сбора и до сна девушка не произносила ни слова, ночью ей снился ее суженый.
Основные празднования приходятся не на праздничную ночь, а, скорее, на вечер перед праздником. Шведы собираются вместе, поют застольные песни и едят. Типичное для праздника середины лета блюдо – это пряная сельдь «матье» с отварной молодой картошкой, укропом, сметаной и красным луком. Затем подается какое-нибудь из блюдо гриль – свиные ребрышки или лососина. На десерт – первая клубника со сливками. Из напитков присутствует холодное пиво, а также шнапс или водка, желательно настоянная на травах и пряностях.
Исландия: Мидсумар
«В Исландии праздник летнего солнцестояния называется Мидсумар. В древнее время исландцы делили год на две части (летнюю и зимнюю) и праздновали начало каждого из полугодий. 21 июня считалось началом летнего полугодия и отмечалось как самый долгий день в году.
С течением времени календарь уже много раз менялся, и, соответственно, менялись дни, считавшиеся началом сезонов. Но этот день до сих пор является в Исландии одним из главных праздников лета, и на него приходится Фестиваль летнего солнцестояния.
Кроме того, исландцы верят, что самая короткая ночь в году обладает магической силой целительного свойства и может излечить от 19 различных болезней, поэтому проводят культовые мероприятия, связанные с этим поверьем».
Финляндия: Юханнус
Жители северных стран с нетерпением ждут Юханнус, олицетворяющий солнце, тепло. Лето ведь здесь такое короткое. Праздник связан с летним солнцестоянием, когда солнце лишь ненадолго опускается за горизонт. Именно с этого момента в северном полушарии начинается астрономическое лето. В 1316 году церковь, всеми силами старавшаяся вытеснить язычество, объединила Разгар лета с Днем Святого Иоанна Крестителя.
«В Финляндии праздник Разгар лета до христианизации назывался Укон юхла – в честь Укко, бога огня. Современное название Иванова дня – Юханнус – не что иное, как устаревшая форма произношения имени Иоанна Крестителя. С 1954 года Юханнус отмечается в субботу, выпадающую между 20 и 26 июня. А с 1934-го это еще и День Национального флага страны.
По значимости и размаху его можно сравнить разве что с Рождеством. На Юханнус мало спят и много едят. Пьют на Юханнус больше, чем обычно. По одной из версий, в прежние времена считали, что испитие алкоголя на Иванов день приносит хороший урожай. Завершается Юханнус большим костром. Эта «огненная» традиция сохранилась с тех времен, когда короткая июньская ночь считалась самой бесовской в году. По преданию, вся лесная нечисть выползала из укрытий, и отпугнуть ее можно было лишь двумя способами – громким шумом или огнем».
Издавна в этот день объявляли о начале купального сезона. Действительно, вода в озерах и реках к этому времени становится достаточно теплой. Поэтому, оказавшись на Иванов день поблизости даже от небольшого водоема, вы можете стать свидетелем массового заплыва.
Считается, что Юханнус – весьма благоприятное время для того, чтобы найти свою «вторую половинку». Девушка собирала в лесу девять видов трав и, спрятав их под подушку, просила суженого явиться к ней во сне. И по сей день на Юханнус играют самое большое количество свадеб.
Предание гласит: в ночь на Юханнус все папоротники цветут и плодоносят. Каждый, кому удастся найти в лесу и сорвать цветок или семя папоротника, будет наделен огромной магической силой, станет красивым, здоровым и богатым. Эта легенда воспринималась настолько серьезно, что в 1612 году католическая церковь запретила сбор семян папоротника в ночь на Иванов день.
Долгое время в народе жило поверье, что на Юханнус все клады светятся из-под земли ярким сиянием, потому что в эту ночь духи и призраки очищают свои драгоценности от ржавчины. Легенды легендами, но большинство финнов до сих пор свято верят, что если в ночь на Иванов день искупаться в росе, сбудутся даже самые заветные мечты.
Германия: Миттсоммерфест <#”justify”>2.1Особенности организации и проведения Дня Ивана Купала
Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ.
День Ивана Купала один из тех редких народных праздников, который человек отмечает вместе с природой. Две её стихии – огонь и вода – главные участники купальских гуляний. Общаясь с ними, наши предки свершали важнейший в их жизни обряд очищения. Это актуально и в наши дни.
В поселке городского типа Самойловка праздник Ивана Купала проводится ежегодно, и все жители поселка с нетерпением ждут этот день.
Как и любой праздник, День Ивана Купала имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации этого праздника.
Во-первых, это праздник единения человека и природы, поэтому правильнее всего проводить его на природе. В эту самую короткую ночь, когда природа и человек живут одной жизнью, нет смысла спать, ведь это ночь магическая. До утра можно успеть многое: найти цветущий папоротник, встретить русалку, увидеть, как ходят деревья и разговаривают животные. Исходя из этого, временем проведения праздника лучше выбрать ночь, чтобы участники могли полностью ощутить всю прелесть этого праздника. А именно, самую короткую ночь в году, т.е. ночь с двадцать третьего на двадцать четвертое июня, когда и должен проводиться День Ивана Купала. Конечно же, ночью этот праздник организуется для взрослого населения. Для детей лучше провести его днем.
Во-вторых, День Ивана Купала имеет множество обрядов, связанных с водой, поэтому место проведения мероприятия лучше выбрать вблизи водоема (реки, озера). Там очень удобно устраивать купание, конкурсы и игры в воде. По одной из традиций, девушки пускают на воду венки, гадая на суженого. Но очень важно соблюдать технику безопасности. Необходимы спасатели, которые оказали бы первую помощь при несчастных случаях на воде.
В – третьих, при организации любого праздничного мероприятия нужно выбрать цель и задачи. Цель проведения этого праздника – познакомить население с традициями празднования Дня Ивана Купала. Задачами являются: сохранение традиций народной культуры; распространение традиций народной культуры среди населения.
В – четвертых, праздник Ивана Купала немыслим без купальского костра. В давние времена прыжки через костер были не только средством очищения, так девушки и парни выбирали себе суженых. Эта традиция сильна и по сей день. Поэтому на месте проведения мероприятия обязательно должен быть костер. Здесь также необходимо помнить о технике безопасности.
В- пятых, кроме традиции прыгать через костер, День Ивана Купала насыщен и другими интересными обычаями, обрядами, приметами и гаданиями, играми, купальскими песнями. Это еще одна особенность, которую необходимо учесть при организации праздника. В сценарии праздника обязательно должны присутствовать элементы купальских обрядов, гадания, приметы – все это позволит людям окунуться в волшебную атмосферу этого старинного народного праздника, познакомиться с древними традициями Дня Ивана Купала.
В – шестых, при организации любого мероприятия большую роль играет музыка. Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого создается атмосфера праздника, задается необходимый ритм. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо. В действии обязательно должны участвовать музыкальные коллективы: народные оркестры, фольклорные ансамбли, которые бы исполняли купальские песни. Ведь без них этот праздник немыслим. Кроме того, при создании праздника на открытых площадках надо уделять серьезное внимание записи природных звуков. Естественные шумы и звуки живых существ необходимы в природных эпизодах народных действ. Ведь с помощью даже самых прекрасных музыкальных мелодий не всегда удается создать у зрителя должное восприятие природы.
В – седьмых, большое значение в организации любого праздника имеют костюмы. Они должны полностью соответствовать героям театрального представления, выражать их характер, настроение. Костюмы должны быть яркими и удобными.
Из всего вышесказанного следует, что при организации и проведении праздника Ивана Купала необходимо учитывать все элементы: место и время проведения мероприятия, его цель, задачи. Так же большое значение имеют традиции, обычаи, обряды, музыка, костюмы. Нужно окунуться в атмосферу этого замечательного народного праздника и постараться передать ее зрителю.
.2 Сценарий и монтажный план празднования Дня Ивана Купала
Для проведения любого мероприятия необходимо составить монтажный план, где будут четко расписаны место, время проведения праздника, программа мероприятия, затраты на его проведение.
Для празднования Дня Ивана Купала был составлен следующий монтажный план:
№№Элементы организации и проведения1.Дата23 июня 2011г2.Время20:003.МестоР/п Самойловка, ул.Украинская, пляж реки Терсы4.Общая численность людей на мероприятии, для которых предусмотрена анимационная программа3004.Количество участников, задействованных в анимационной программе145.Количество обслуживающего персонала26.Количество представителей охраны порядка37.Зоны проведения (м2): – общая площадь – место для выступления – вспомогательное помещение (гримерка) 50 м2 18 м2 10 м28.План видоизменения внутреннего пространства помещения в соответствии с анимационной программойЗона проведения анимационной программы – деревянная площадка на пляже реки, слева от нее купальский костер, а справа соломенное чучело Купалы. Недалеко дерево – купалица, украшенное лентами. В стороне от основной сцены жилище Бабы Яги, костёр небольшой с казанком над ним, двое носилок для Ивана Купала и Агрофены Купальницы. Рассадка зрителей по скамьям.9.Техническое оснащение помещения (свет, звук): – основное – дополнительноеОсвещение площадки и озвучивание.10.Оформление помещения (атрибуты и их стоимость) Искусственные цветы, зелень ( 20 шт)-800р. Травяные гирлянды (5 шт) – 1000р Свечи (20 шт) – 100р Плетеные заборчики (5 шт) – 750р11.Реклама мероприятия: – внешняяРеклама праздника в газете «Земля Самойловская»12.Программа мероприятия – общая продолжительность – анимационная программа 90 мин 60 мин13.Транспорт (вид и время подачи) для: – приглашенных – персонала, охраны – ведущего, музыкантов и аниматоров Автобус (19:45) Газель (19:30) Автобус (18:30)14.Затраты на проведение: – ведущие – музыкальная программа – анимационная программа – персонал, охрана – транспорт – общие 3000 руб 2000 руб 1000 руб 1500 руб 500 руб 2300 руб
Оформление театрально-сценической площадки:
Площадка для проведения мероприятия украшена зеленью, венками, цветами, травяными гирляндами, закреплённые на деревьях. Плетеные заборчики вокруг площадки. Рядом с площадкой подставка – программа праздника: купальские гадания – очищение огнём – очищение водой – конкурсы – народные игры, забавы, потехи – прибытие водяного со свитой – поиск клада – шабаш нечистой силы – танцы у костра. Большой купальский костер слева от площадки, возле речки. Соломенный Купала – чучело на шесте. Дерево – купалица, украшенное ленточками. В стороне от основной сцены – жилище Бабы Яги, 2 метлы, костёр небольшой с казанком над ним, двое носилок для Ивана Купала и Агрофены Купальницы.
Необходимые материалы для игр и венков (свечи и проволока). Освещение площадки и озвучивание.
Сценарий празднования Дня Ивана Купала
Перед началом праздника:
Звучат народные песни. Девушки в сарафанах встречают гостей, идущих к месту действия, устраивая «полосу препятствий» – микроконкурсы: погадать на ромашке, украсить друг друга зеленью, собрать букетик из трав, загадки на тему зелёных растений.
ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни, лето и танцевать! Скоро будем начинать!
ведущий.:Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош. А не веселы вы что ж?
ведущий: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!
ведущий.: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!
ведущий: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он Иван Купала.
Песня старинная так определяет его значение:
«Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек – Семик честной,
Другой праздничек – Троицын день,
А третий праздник – Купальница!»
ведущий: А знаете ли вы, что этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.
ведущий: На Купалу многие травы и растения приобретают целебную и магическую силу. А ещё на Купалу загадывают свою судьбу, купаются в росе, обливаются водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой.
ведущий: И сегодня мы с вами также будем плести венок, загадывать свою судьбу, петь купальские песни и водить хороводы, играть в купальские игры и прыгать через костры, и самое неожиданное, попадём на ведьмовской шабаш и отправимся на поиски клада. Итак, если вы готовы, мы отправляемся в путешествие в магическую купальскую ночь.
ведущий: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий «Купальский аптекарь».
) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
плакун – трава
лютик
(плакун-трава)
) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
Например: Я – владелец этой травы – перекувыркнусь, и все тотчас же будут кувыркаться?!
дурман – трава
купаленка
адамова голова
(дурман-трава)
) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника)
) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест
Медвежье ушко
Перелёт – трава
(Перелёт-трава)
ведущий: Молодцы! Дружно отвечали, а венки к празднику вы сплели? Коли нет? Девицы красные, время в венки травы заплетать да на воду спускать. Мы уж вам и цветов нарвали, дело за вами. Венок сплетёте, судьбу свою загадаете, а там уж какая кого ждёт и узнаете!
(Проводится конкурс среди девушек. Они плетут венки на скорость).
ведущий: Какие же купальские игрища без весёлых песен и хороводов?!
ведущий.: Сегодня вечер не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные. Вот, например, бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня – волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот, у кого в руках остался бубен, выходит к купальскому костру.
ведущий: Помните, на Ивана Купала все прыгают через костёр, чтоб огнём очиститься и счастья не миновать. Вот мы с вами сейчас вместе и потренируемся, как это делать будем, когда хозяин праздника Иван Купала наш большой костёр разожжёт. А кто наш стожок не перепрыгнет, уж увольте, придётся себя чем-нибудь выкупать. Так что, прыгайте выше и веселее!!!
(Проводится игра «Стожок». Зрители прыгают через костер).
ведущий: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Двери домов открыты для всех. Это праздник воды, праздник огня, самый прекрасный праздник любви!
(Исполняется танец «Полька»)
ведущий: До восхода солнца поёт и пляшет молодёжь, собираясь на лужайке, исполняя купальские песни, украшая Купалицу и водя девичьи хороводы. А вот, кажется, и они.
(Звучат купальские песни, девушки появляются на площадке, украшают Купалицу лентами и венками, вовлекая отдыхающих в хоровод вокруг Купалицы).
Девушка:
«Ой, верба, верба, вербица –
Время тебя, вербица! –
Ой, ещё не час, не пора …
Час тебе, Иванку, жениться,
Ой, ещё не час, не пора.
(Голос за кадром :(в радиомикрофон))
Парень:
Ой, моя дивчина молода,
Пусть до лета, до Ивана,
Чтоб моя дивчина погуляла,
Пусть до лета, до Петра,
Чтоб моя дивчина подросла
(Хоровод под купальскую песню)
Девушка:
Стояла берёза в край чистого поля,
Стой, берёза, не развивайся,
Ветру вольному не поддавайся!
Девушка:
У нашей берёзы четыре сокола:
Первый соколко – молодый Иванко
Девушка:
А вторый соколко – молодый Николко,
Девушка:
А третий соколко – молодый Михайло,
Девушка:
Четвёртый соколко – молодый Василько.
(Под мелодию Купальской песни на игровой площадке появляются молодые парни. Они несут с собой куклу, сделанную из соломы — КУПАЛА)
Парень:
Ходили дивочки вкруг Купальницы,
На закате солнца.
Плели веночки на вербу, чтоб судьба
Глянула в оконце.
Парни (вместе):
Играет солнце на Купала,
В озере белом
Купался наш Иван Купала
И плавал смело!
Девушка:
Купался Иван, и в воду упал,
От ночи купальской ключи потерял.
Девушка:
Иван да Марья на горе купалися,
Купайлица с Купалой вместе целовалися,
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалася – трава расстилалася».
(Хоровод. Песня про Купала)
Ведущий.:
А не пора ли нам Водяного позвать,
Наш праздник продолжать.
Вместе:
Выйди, выйди с глубины,
Выйди на берег, Водяной;
Позволь нам купаться,
Над водой играться,
Бросать венки в воду,
Погадать народу.
(Издалека появляется Водяной. Вместе с ним на берег выходит Русалка со своими подругами русалками).
Водяной:
Кто меня посмел тревожить
В глубине озёрных вод,
Почему шумит и пляшет
Возле берега народ?
Ведущий:
Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.
Водяной:
Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг! Да и главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!
Главная русалка:
«Все красавцы, удальцы!
Знамо, прямо молодцы!
В круг подружки их ведите,
Хороводы заводите.
Я внимательно гляжу,
Кто мне любый покажу.
Пусть проявят все уменье
И смекалку, и раденье.
(Русалки с девушками вовлекают в хоровод молодых мужчин из отдыхающих, и оставляют для игры «Возьми венок», на одного участника больше, чем самих венков).
Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!
Коли нет, идёт топиться!
Враз русалки защекочут,
Коль жениться не захочет?!!
Главная русалка:
Одного мне, братец, мало,
Я бы больше их желала.
Пусть покажут свою силу,
Чтобы я их полюбила.
(Проводится игра «Развяжи узлы».)
Водяной:
Ты б пошла, моя сестрица,
С женихами танцевать.
Пусть увидят как красива,
И ума не занимать.
А с богатства водяного –
Половину я отдам,
В озере закатим свадьбу,
Править будем пополам.
(Русалки танцуют танец с мужчинами из отдыхающих).
Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица,
Кто в зятья то мне годиться?
Главная русалка:
Да, любезный братец мой,
Всеми чтимый Водяной!
(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).
Главная русалка:
Вот мой добрый женишок!
Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!
На руках неси невесту
Аж до свадебного места.
Да не бойся ты воды,
Одарю, чай, за труды.
Что за главную русалку
Счастлив я! Пусть будет праздник!
У меня нашёлся зять!»
(Звучит музыка. Представитель отдыхающих несёт главную русалку к воде. Она невольно сталкивает его в воду).
Девушка:
Уважаемый водяной! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
Водяной:
Свечи на венках зажгите и на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнётся, и любви сердце дождётся.
(Звучит песня, девушки пускают на воду венки, ребята им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки).
Ведущий:
Ивана Купала – самый красивый праздник лета, праздник любви. И один из прекраснейших его обрядовых действий – гадание на венках.
Ведущий:
Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит, нескоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает, пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом, значит, вместе быть.
Ведущий:
«Девицы – красавицы, судьбу загадали,
Судьбу загадали, милого искали.
Ты плыви, плыви, венок,
Путь до милого далёк.
На Купала в ворожбу –
Загадай свою судьбу».
(Звучит песня «Про ведьму и гадалку». На импровизированной площадке появляется Ведьма со свитой в качестве Лешего, Черта и молодой ведьмочки).
Ведьма:
Это кто тут без меня ворожбу затевает? Что это вы про меня совсем забыли. Вот когда травки какой для привороживания, али от хвори, так это вы ко мне всегда тропинку находите, а в праздник такой меня, Ведьму, на гулянье не пригласили.
(к Водяному)
А ты, милок, совсем запамятовал, что в вечер купальский ты правишь, а ночь то моя, ведьмовская. Полечу сегодня с моими подружками на известное место сбора ведьм в купальскую ночь – в Киеве, на лысой горе.
Водяной:
Ведьма! Больно не бузи!
Водяного не грузи!
Не пугай наш люд честной
Нечистью своей лесной!
Ты про ночь нам расскажи,
В хороводе покружи.
Все секреты трав открой,
Вдруг помиримся с тобой!?
Ведьма:
Так и быть, открою я вам несколько секретов своих ведьмовских, но и вы мне сегодня поможете. Давно – давно, мы, ведьмы, научили девушек вплетать в праздник Ивана Купала траву «чтоб парни липли», «для забав любовных», «для приворотного зелья». Вот и я вам сегодня зелье приворотное приготовила. Выпьет его мужчина, и от дам у него отбоя не будет, а коли женские губы к зелью моему прикоснутся, очарует она всех мужчин своим взглядом магическим!
(Ведьма угощает всех травяным чаем).
Ведущий: (На фоне угощения)
У вечности в гортани – горький дым.
Веками воздух ведьмами кишел,
Они в ночи свои седлали мётлы,
Ведущий.:
«Над крышами кружили, хохотали
И напевали нежно, как Цирцеи,
Благословляя мир и проклиная.
Ведьма суп варить решила:
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр,
И поставила котёл – вот!
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор,
Отыскала мухомор.
(Помешивая варево в котле)
(Девушки разливают чай и угощают)
Из бешеной жабы и сухого скелета,
Ей варево надо сварить до рассвета.
Отлично сгодятся для злого бульона
Хохот кикиморы, кожа дракона.
Скоро разольют по кружкам,
Хватит мне и всем подружкам!»
(угощает всех чаем)
Ведущий:
Что-то больно ведьма разгулялась на празднике. Мы про песни и пляски забыли. Ну-ка, люд честной, не стой, скуку отгони долой, выходи на танцы в круг и бери с собой подруг!
Ведущий:
(Игры: (между танцами) -, «Прыжки с мешком», «Ручеек», «Ловкая пара», «Пролезь через верёвку».)
Ведьма:
Так дальше продолжаться не может! Мне и на шабаш пора лететь, а вот новых ведьмочек, подружек, я себе не выбрала. Вот поможете мне, а я вам тоже помогу. Какой же праздник без самого Купалы и Агрофены Купальницы, но ведь не зря они на праздник задерживаются, это ведь я их заколдовала.
Ведущий.:
Дорогие гости! Если у вас есть желание отправиться с ведьмой на ночной купальский шабаш, мы приглашаем вас в это увлекательное путешествие!
(Танец с ведьмами под песню «Бабки Ежки»)
Ведьмовская разминка:
Услышав слово – «Ведьмы»: все громко говорят – «Топ-топ», услышав слово – «Занавес»: все говорят – «Вжик-вжик». Все мужчины изображают гром – говоря «Бом-бом», все женщины – молнию, произносят – «Тра-ля-ля». Итак, начинаем!
Занавес. Ведьмы начинают колдовать. Слышен гром. В испуге ведьмы бросились за занавес. Сверкает молния, вновь слышны раскаты грома. Ведьмы в панике, потому что сами от себя такого не ожидали. Занавес!
Ведущий:
Вот и кончилось ведьмино колдовство. А на нашем празднике самое время появиться Ивану Купала и Агрофене Купальщице, нашим главным героям праздника!
Ведущий:
Приехала Купаленка, привезла добра и здоровья, богатства и почести! А вместе с ней Иван Купала, огня хозяин ритуала!
(Звучит музыка. К месту игровой площадки прибывают Ивана Купала и Агрофена Купальница).
Иван Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!
Агрофена Купальница:
А собрали вы травы лечебные?
Пели песни величальные?
Загадывали судьбу девичью?
Рвали полынь горькую от ведьм и русалок?
Водили хороводы шумные?
Ведущий:
Всё сделали, матушка Агрофена Купальница!
Ведущий:
Прикажи костры зажигать, да петь и плясать! (Сжигание чучела) Водой всех купальской обливать!
(обливание).
Агрофена Купальница:
Постойте, други мои! Вы, видать, забыли о главных тайнах Купальской ночи! Сегодня расцветает цветок папоротника, всего на мгновенье «златоогненный цвет» сверкнёт счастливцу, и даст особую силу тому, кто его сорвёт, открывая тайны природы и награждая богатством. Да только зорькой стражей из всякой лесной нечисти окружён «Жар-цвет». Вот и мы с Иваном Купалой вам дорогу подскажем, только вот кто из вас сегодня самый активный, кто клад искать отправится?
(выбираются желающие, им даётся путеводитель поиска с подсказкой, нашедший приносит конверт с указанием клада. Ему вручается ларец с шоколадными медальками и шампанским).
Иван Купала:
Не пора ли нам костры разжигать, хороводы водить у большого костра, петь во славу любви! И друг друга целовать.
(зажигает И.Купала купальский костёр)
Иван Купала: (после костра)
А теперь девицы красные, красавицы писаные, время друга выбирать и легонько целовать! Пусть огонь как символ правды, символ жизни и добра ваши души очищает аж до самого утра.
Агрофена Купальница:
А теперь играем в «Лычки»,
Приглашаем дружно в круг!
Смело юноши идите, и ведите всех подруг!
(Проводится игра в «Лычки» — с лентами цветными, фоновая мелодия).
Ведущий:
А теперь?
Иван Купала:
Танцы до упаду!
Ведущий:
А дальше что?
Агрофена Купальница:
Гимн любви!
Ведущий.:
А потом?
Главная русалка:
Будем солнце встречать!
Ведущий:
На рассвете смотреть?
Водяной:
Как лучи в росе купаются.
Ведьма:
По земле ходить и здорову быть!
Все:
С праздником!!!
Заключение
Русские народные праздники необыкновенно красивые, самобытные, очень точно передающие душу русского народа. Иван Купала – один из таких праздников. Он связан с летним солнцестоянием. В эту самую короткую ночь, когда природа и человек живут одной жизнью, никто не спал. В ночь с 23 на 24 июня проводились народные гуляния, пели купальские песни, играли в игры, девушки и парни выбирали себе суженых.
В курсовой работе мы рассматривали традиции, обряды, приметы этого праздника. Также мы изучили историю Дня Ивана Купала, и как он празднуется в России и зарубежных странах, и составили свой сценарий празднования этого дня.
Заканчивая нашу работу, мы сделали следующие выводы:
1.История праздника Иван Купала состоит из двух периодов: до крещения Руси и после. В эпоху язычества у наших предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния. Население строго исполняло все касающиеся этого дня обряды, связанные, прежде всего, с заботами о предстоящем урожае. С принятием христианства началось свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом. Но языческие традиции долго сопротивлялись христианству. И праздник летнего солнцестояния был приурочен к Рождеству Иоанна Крестителя.
2.Праздник летнего солнцестояния празднуется не только в России. Отмечается он во многих частях Европы <#”justify”>День Ивана Купала всегда был и останется одним из самых любимых праздников русского народа. Его обожают и с нетерпением ждут и взрослые и дети, ведь он наполнен красивыми магическими обрядами, играми, песнями, раскрывающими всю широту русской души.
Список использованной литературы:
1.Акимова Т.М. Русское народное поэтическое творчество.- М., 1983, 208с.
2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М.: Современный писатель, 1995, 304с.
.Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000, 421с.
.Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. Русское народное творчество.- М., 2006, 299с.
.Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. – Калининград, 1993, 245с.
.Бурдыкина М.Б. Мифы древнего мира. – М., 2001,486с.
.Гоголь Н.В. Вечер накануне Ивана Купала. – М., 1997, 300с.
.Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – М., 2000, 333с.
.Есенин С.А. Стихи. – М., 1999, 254с.
.Забылин М.В. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990, 345с.
.Игнатов А.Н. Православие и русская культура. – М., Сов. Россия, 1985, 128л.
.Кайсаров А.С., Глинка Г.Д., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – М., 2005, 195с.
.Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1989, 320с.
.Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия, 1988, 254с.
.Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1989,208с.
.Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции древней Руси. – Л.: Наука, 1977, 369с.
.Панкеев И.А. Русские праздники и игры. – М.: ООО Изд- во «Яуза», ЗАО Изд-во «Эксмо-пресс», 1999, 416с.
.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 1999, 255с.
.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989, 500с.
.Рожнова П.К. Радоница. Русский народный календарь. Обряды. Обычаи. Травы. Заговорные слова. – М., 1992, 175с.
.Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. – Л.: Лениздат, 1982, 129с.
.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1995, 257с.
.Рыженкова Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1991, 127с.
.Сахаров И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. – М., 1998, 451с.
.Свирин К.М. Языческие святилища Северо-Запада Древней Руси. – М., 2006, 357с.
.Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. – М.: Наука, 1982, 477с
.Соколов М.А. Старорусские солнечные боги и богини.- Симбирск, 1987, 200с.
.Степанов Н.Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1990, 321с.
.Топорков А.Л. Русский фольклор: Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. – М., 1995, 373с.
.Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. – М.: Наука, 1999, 500с.
.http://www.calend.ru
33.www.deutschland.de <http://www.deutschland.de/Startseite.23+M5c50842c46a.0.html>
34.http://wwww.kupala-info.ru
.http://www.latvia.travel
36.http://www.personalguide.ru/
.<http://www.publiclibrary.ru>