- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 129,17 kb
История искусства Древнего Египта
История искусства Древнего Египта
Белякова О. Ю.
Историю и искусство Древнего Египта можно разделить на несколько этапов:
Додинастический период – 4 тыс. до н. э.
Раннее царство (31-29 века до н. э.). Правление I-II династий.
Древнее царство(28-23 века до н. э.). Правление III-IV династий.
Среднее царство (21-18 века до н. э.). Правление XI-XIII династий.
Новое царство (16-11 века до н. э.). Правление XVIII-XX династий.
Позднее царство (11-8 века до н. э.). Иноземные XXII-XXV династии (11-8 века до н. э.). Расцвет Египта при XXVI саисской династии (VII-VI века до н. э.)
Завоевание Египта персами. Египет в составе персидской державы (6-4 века до н. э.). Правление XXVII – XXX династий.
Эпоха эллинизма (332 год до н. э.- 1 век до н. э.). Династия Птолемидов.
Период римского владычества (1 век до н. э.-5 век н. э.)
Египет являлся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (период энеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, что повлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древних египтян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни и в течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу на земле – шагу в вечность. Почти все известные нам произведения искусства наполняли собой гробницы фараонов, а монументальные росписи в большинстве своём предназначались для сакрального пространства храмов или усыпальниц. Подобно двум берегам Нила – западному и восточному, светское и религиозное искусство Древнего Египта также отделены друг от друга великой рекой, и главные сохранившиеся до нашего времени шедевры- это преимущественно памятники из страны мёртвых, с необитаемого западного берега Нила.
Египет известен не только своим в высшей степени своеобразным искусством – порождением замкнутой цивилизации. Эта страна в христианское время стала известна своими аскетами – пустынниками. Именно в Фиваиде – области на юге Египта , начиная с 3 века н. э., зарождается движение анахоретов – первых христиан – подвижников, посвятивших свою жизнь Господу и оставивших всё мирское. Славу великих святых пустынников снискали святые Павел Фиваидский и Антоний. К концу IV века н. э. уже насчитывалось около 24000 анахоретов, которые стали организовывать свои колонии- первые монастыри. Со II века до н. э. широкую известность в Древнем Египте приобретает новый для него вид искусства – портрет. Под влиянием связанных с заупокойным культом фаюмских портретов, в более позднее время появляются первые зримые образы христианских святых. Выполняются они, в технике энкаустики (восковой живописи) и, в отличие от последующей традиции иконописания, в некоторых из них ещё слишком сильна связь с чувственностью и натуралистичностью художественного языка античного мира. Создатели этих первых образов – принявшие христианство египтяне, называемые коптами. Они являются, также, авторами удивительных тканей, где, благодаря виртуозной технике запечатлены и яркие, ещё по – античному реальные натюрморты, исполненные христианской символики, и библейские сюжеты, и первые прославленные святые.
Если следовать цивилизационному подходу Тойнби, то Древний Египет представляется замкнутой цивилизацией: всё новое, что несут с собой другие культуры, попадая в эту страну, обретает новую жизнь, теряет самостоятельность и независимость, становясь египетским. Подобно топи болот дельты, египетская цивилизация полностью поглощает другие культуры, не вступая с ними в диалог.
Увлечение Египтом привело в начале XIX века к появлению "египетского стиля". Он зародился во Франции под влиянием военной и одновременно научной экспедиции Наполеона Бонапарта в эту страну. В результате архитектура, живопись и декоративно- прикладное искусство приобретают египетские мотивы. Некоторые скульптуры и малые архитектурные формы, привезённые из Египта, зажили новой жизнью в совершенно ином пространственном и временом контексте. Они – хранители памяти о некогда славном прошлом своей страны и вечные сфинксы, отказывающие нам в возможности познания древней культуры. Эти великие диссонансы отражают бессилие исследователей со своей современной техникой "анимировать" египетские тексты и вновь "разыграть" на наших глазах канувшие в Лету исторические события. Главным формообразующим элементом площади Согласия стал древнеегипетский обелиск, а у нас в России набережную Невы украшают древние сфинксы. Они были привезены к нам в период царствования императрицы Анны Иоанновны. Особенно массовый характер приобрело увлечение Египтом в 20-е-30-е годы двадцатого века, в годы становления молодого советского государства. Идея увековечивания двойника усопшего в долговечных материалах- граните, базальте, порфире принадлежала египтянам, и потому знаменитые гранитные монументы Ленину и его окружению воспринимаются как органическая часть древнеегипетского заупокойного культа. Своего апогея близость к древнеегипетскому погребальному ритуалу достигается в мумификации вождя и погребению его в гранитной гробнице- пирамиде- Мавзолее. Это архитектурное сооружение следует рассматривать ещё как аналог вавилонскому зиккурату, но первична связь с египетской архитектурой, поскольку в достроенном виде гробница Ленина должна была увенчиваться небольшой пирамидкой – пирамидионом.
Конечно, влияние Египта на искусство последующего времени нельзя, конечно, преувеличивать, – античность в этом его опередила, но в определённые эпохи под "египетским" подразумевалось сокрытое, обязательно красочное, полное в своём графическом совершенстве недомолвок и загадок, и, главное – противопоставленное античности искусство. Египетское искусство пользовались популярностью у романтиков, масонов, а в двадцатые годы XX века стало лейтмотивом стиля ар – деко и, как уже говорилось, повлияло на искусство и обряды коммунистической России.
Далёкое прошлое этой древней цивилизации вызывает в нашей памяти странных, добрых и одновременно зловещих и беспощаднах зооморфных богов и, на первых взгляд, похожих на забавные раскрашенные картинки, иероглифы. Боги и иероглифы присутствуют в каждом произведении египетского искусства, превращая любое из них в священный объект, постигнуть который могут только посвящённые.
У египтян было огромное количество богов, и они отличались от божеств других древневосточных государств, потому что в них органично уживались черты зверей и человека. Это были люди со звериными головами. От простых людей и животных их отличали особые головные уборы. Количество богов в период правления Тутмоса III приближалось к 740. Подобное количество объясняется тем, что наряду с официальными культами, связывающихся с царствующей династией фараонов, бытовали ещё местные боги, почитаемые в каждом номе (единица административного деления Египта). Что же касается происхождения столь странного изображения богов в виде полулюдей – полуживотных, то здесь свою роль сыграли восходящие к первобытному периоду тотемистические верования, когда почитаемым прародителем каждого племени или племенного союза было священное животное (птица, рыба). В каждом центре нома чтился свой верховный бог и связанное с ним священное животное. В Мемфисе обитал бык Апис, в Гелиополе (Оне) – священный бык бога Ра- Мневис, баран Осириса в Мендесе, священный ибис- в Гермополисе, священный окунь Абиджу – в Абидосе. В Абидосе – сначала почитался бог Анхер – Шу (в гелиопольской теологии Шу- космогоническое божество, бог воздуха), а затем этот город стал колыбелью распространения культа Осириса, которого изображали в виде мумии с зелёным лицом- бога возрождающейся и умирающей природы, властителя загробного мира. Главным богом Гелиополя (Она) был Атум. Он стоял во главе гелиопольской эннеады(девятки главных богов). Здесь же зародилась так называемая солнечная теология, и главным богом становится Ра- божество дневного святила, в то время, как Атум начинает отождествляться с ночным солнцем, святящем в подземном мире. В другом важнейшем городе Древнего Египта – Фивах,- почитался распространённый первоначально только в этом месте бог Амон, который был, возможно, подобно коптскому Мину, богом плодородия. В период среднего царства – эпоху возвышения Фив, откуда происходила правящая династия фараонов начала Нового царства, Амон соединяется с солнечным богом Ра. Амон- Ра становится самым могущественным богом Египта. По всей стране в его честь возводятся святилища.
Именно ему посвящено два грандиозных храмовых комплекса, которые связаны друг с другом двухкилометровой аллеей сфинксов – храм Амона в Карнаке и храм Амона в Луксоре. Святилища Амона – Ра известны, также, в Сирии и Нубии. По приказу Рамсеса III на территории Египта и в соседних странах было заложено 65 храмов Амона- Ра. Во главе эннеады Мемфиса – крупнейшего центра Египта- стоял бог Птах (Пта) – демиург, создавший первые восемь богов. Во все эпохи культ Пта был чрезвычайно популярен в Египте. Он создал всех богов, людей и ремёсла. В городе Элефантина создателем мира считался бараноголовый бог Хнум, в Шедите – бог – крокодил Себек. Пожалуй, самой стройной и последовательной была гелиопольская теологическая система. Согласно ей, в самом начале существовал только бог Нун – первобытный водный хаос, содержащий в себе зародыши всех вещей. Из него появился другой бог – Атум – воплощение первичной тверди. Он создал первый холм, выступивший из хаоса. Позднее Атум получил другое имя – Ра. Атум – Ра является создателем первой пары богов – бога воздуха Шу и его жены Тефнут (влажность). Они, в свою очередь, произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут, котроые явились родителями Осириса и Исиды, Сета и Нефтиды. Рассмотренная нами девятка получила название Великой девятки или Великой эннеады. Кроме выделения главных богов в девятки, жрецы Древнего Египта разделяли их на небольшие семьи- триады, которые состояли из бога – отца, богини – матери и бога сына. Осирис, Исида и Хор представляли так называемую абидосскую триаду; Птах, Сохмет и Нефертум – мемфисскую; Амон, Мут и Хонсу – фиванскую. Несмотря на стремление жрецов систематизировать этот сонм богов, особой ясности в их функциях и именах, которые иногда совпадали (как в случае с Гором), внесено не было и, пожалуй, только два культа стали общеегипетскими, поскольку были связаны с официальным культом фараона. Царствующий фараон имел две природы: божественную и человеческую. Он был рождён от земной матери и Амона- Ра. При жизни он являлся, соответственно, воплощением Хора, а после смерти – владыки загробного мира – Осириса. Оссирический культ, связанный с верованиями первобытных земледельческих культур в воскрешение и смерть, имел особую популярность. В каждом номе, как и во времена доцивилизационные, по – прежнему выдвигалась своя теологическая версия и бытовали свои мифы.
От раннего периода в истории египетского искусства, наряду с другими памятниками, сохранилась шиферная палетка фараона Нармера (около 3000 года до н. э.). Она является важнейшим историческим источником, поскольку на ней запечатлено покорение Верхним Египтом Нижнего. Палетками называются пластины из камня или дерева для растирания и смешивания красок. Они создавались для ритуальных целей и, как священные ножи и топоры играли важную роль в проведении религиозных обрядов.
Большинство палеток имеют вид прямоугольной пластины с закруглёнными краями или форму, приближающуюся к треугольнику. В центре находится углубление для краски. Обычно оно даётся в форме круга – солярного знака. Палетки с двух сторон украшаются рельефами. Именно эти произведения искусства малых форм представляют наиболее интересные и ёмкие повествовательные композиции, которые создаются по определённому канону, где круг является главным сакральным и одновременно ритмообразующим знаком. Сакральность палеток подчеркивается стилизованными, а иногда и совсем фантастическими формами реальных существ (в палетке Нармера это звери, напоминающие пантер, но только с длинными шеями). На большинстве палеток конца IV-III тысячелетий до н. э. представлены животные. Выделяются целые группы "палеток быков", "шакалов", "львов". В музее Лувра хранится "Плита быков" и "Палетка с шакалами" (палетки во многих изданиях называют ещё "плитами", "стелами", "таблицами"). В Британском – "Плита быков". Скорее всего на них запечатлены неизвестные нам события из истории военных столкновений между правителями разных областей Египта, облечённые в форму иносказания.
В отличие от большинства аналогичных памятников,на палетке фараона Нармера сцены членятся на полосы – регистры, а не располагаются по принципу заполнения свободного поля.
На лицевой стороне палетки(там, где находится углубление для краски), располагаются два фантастических зверя с переплетающимися шеями. Возможно, они символизируют объединение Верхнего и Нижнего Египта. В верхнем регистре Нармер в пшенте – коронах Верхнего и Нижнего Египта, сопровождаемый писцом и четырьмя воинами со штандартами, направляется к десяти обезглавленным трупам. Здесь присутствует характерный для всего восточного искусства приём разномасштабности изображений: фараон имеет значительно больший рост, чем его свита и противни. В нижней части фараон в образе могучего быка сокрушает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.
На другой стороне в центральном регистре Нармер в кеглеобразной короне Верхнего Египта держит за волосы поверженного противника. Рядом с ним помещается иероглифический знак: сокол – воплощение Гора – держит за веревку голову побеждённого северянина, поднимающегося из знака земли. Действующие лица палетки в своей торжественности и графической чёткости сливаются с иероглифами, и, наоборот, иероглифические знаки не обретают ещё отвлечённую абстракцию и ещё имеют реальные черты. В изображениях фараона и его слуг мы встречаемся с характерным набором приёмов, ставших затем неотъемлемыми чертами египетского искусства: голова и ноги фигур развёрнуты в профиль, а плечи – в фас. Это довольно органичное соединение изображений человека с разных сторон. Подобный канон был характерен только для изображения собственно египтян, что же касается иноземцев и врагов, то они часто изображались в вольной манере, как свидетельствует рассматриваемая нами палетка. В её верхних частях. на обеих сторонах помещаются стилизованные человеческие лица с коровьими рогами – символы богини Хатхор – покровительницы фараона.
Таким образом, в палетке Нармера встречаются развитые в более позднее время основные принципы египетского искусство: каноничное изображение человека как бы с двух сторон, ёмкость и графичность образа, который может превратиться в иероглиф, разномасштабность изображений, незначительный выступ рельефа, деление композиции на регистры.
Особое место в египетском искусстве занимали стелы – монументальные сооружения в виде вертикальной плиты, сочетающей, как правило, иероглифический текст и изображения. В силу больших размеров здесь происходит дальнейший отказ от всего случайного, излишне многословного, подвижного. Запечатлённый на стеле образ как бы выпадает из реальной исторической среды, ещё больше сближаясь с иероглифом и приобретая характер символа. Эти ёмкие, лаконичные формы прекрасно заметны на стеле фараона Джета из Абидоса, около 3000года до н. э. (Лувр). Фасад дворца, змея – иероглифическое имя фараона и венчающий вертикаль бог- сокол Гор. Иероглифическая абстракция и реальность образуют здесь неразрывное и гармоничное единство.
В период образования египетского государства в общих чертах сформировался и заупокойный культ, который имел огромное значение в религии Древнего Египта. Загробная жизнь представлялась как продолжение земной, но главную роль играла там уже нематериальная сущность человека. Их было три: ах, ба, и ка. При правильном соблюдении сложных и долгих религиозных обрядов они могли жить вечно. Понятие "ба" можно соотнести с известной долей условности с понятием "душа", поскольку в любой момент она могла покинуть физическую оболочку человека и имела свободу передвижения. "Ах" связывалось с духовными силами человека. Самой важной из трёх нематериальных сущностей была "ка". Скорее всего термин "ка" соотносился с духовным двойником человека, его вторым "я". "Ка" сопровождала человека при жизни, а после его смерти продолжала своё существование. О значении, которое придавали "ка" в те времена свидетельствует ряд названий: "домом ка" называли гробницу, а когда человек умирал, то говорили, что он "отправился к своему ка". Залогом безбедного существования в загробном мире, на "полях Эалу" (отсюда название "Елисейские поля" в античном мире) было и сохранение материальной сущности человека. Кроме того, важно было и священное имя – "рен". Для забвения фараона и прекращения его загробного блаженства не обязательно было уничтожать его мумию (что было ужасным святотатством), достаточно было сбить его имена (или одно из них) на стенах заупокойных храмов. Известно, что для лучшей сохранности тела из него удалялись внутренности и раскладывались в четыре особых сосуда, называемых канопами. Видимо, они получили такое название из – за места их продаж – портового города Канобос. Канопы имели крышки в виде четырёх сыновей бога Гора: Имсети имел человеческую голову, Хепи – голову павиана, Кебехсенуф – сокола, Дуамутеф – собаки. Сердце при мумификации не вынималось, поскольку без него умерший не мог попасть в царство Осириса. Над сердцем клали амулет в виде скарабея. Обряд мумификации занимал семьдесят дней – время от восхода до захода звезды Сириус над Египтом. Бинты, которыми бинтовали мумию, достигали нескольких сотен метров. Их пропитывали ароматическими смолами, а между ними размещались в определённых местах амулеты. Они изготавливались из драгоценных камней. Самыми главными из них были: "столб прочности"("джед"), скарабей, символ жизни – "анх", крылатый солнечный диск с двумя царскими кобрами, око Ра. Двойник умершего "ка" должен был проийти множество испытаний, прежде чем достигал вечного блаженства. Для беспрепятственного прохождения мытарств необходимо было знать множество магических формул и заклинаний. Их тексты были начертаны на стенах заупокойных храмов и пирамид, саркофагах. Собранные вместе, они вошли в "Тексты пирамид", "Книгу мёртвых", "Книгу двух путей", "Тексты саркофагов", "Книгу о вратах", которые должен пройти умерший, "Книгу о подземных пещерах", "Книгу о том, что есть в ином мире". Грудь готовой мумии прикрывали особой дощечкой- пекторалью, лицо – маской, где были запечатлены портретные черты усопшего, на пальцы одевались трубочки. Мумию клали в первый саркофаг (в переводе с греческого – "пожиратель тела"), повторявший её форму. Первый саркофаг вставлялся во второй, затем – в третий и четвёртый. Четыре саркофага были изготовлены из дерева, а пятый – каменный. По свидетельству Геродота, гроб ставился вертикально к стене. Если умерший не выдерживал испытания, предшествующие переходу в загробный мир, его ждало самое ужасное, что только может произойти – полное небытие. Кроме того, на полях Эалу необходимо было совершать определённые работы, и за фараона и его слуг выполняли их особые человечки – "ушебти" – "ответчики". В древнеегипетских гробницах их встречается великое множество. Обычно на каждый день года изготавливалось для этой цели по нескольку статуэток из самых разных материалов.
Таким образом, физическая сущность человека, представленная мумией, а также "ка", "ба" и "ах" стали теми главными величинами, которые породили множество объектов в мире живых и связали их с миром мёртвых и космосом. Египетские пирамиды в своих идеальных формах и кристаллической ясности стали на переходе из одного мира в другой. Древних греков, которые, начиная с Геродота, восторгались ими, в пирамидах привлекали не только совершенные пропорции, гигантский масштаб и суровая простота. Скорее всего, они чувствовали в них гармонию космоса, о которой впоследствии писал Платон, и воспринимали их величественные объёмы как логический переход от геометрии земных форм к небесным. Причём доминирующей здесь была внешняя форма. Об ориентации пирамид на небесные светила свидетельствует направление их по сторонам света, хотя компас ещё не был известнен египтянам. Если не принимать во внимание зиккурата Этеменанка (Вавилонской башни, возведённой в Месопотамии), то самым высоким сооружением Древнего мира станет пирамида Хеопса (примерно 146,7 метра). Зиккураты Месопотамии стали первыми известными обсерваториями. Что же касается пирамид, то их возведение можно рассматривать как первую попытку человека получать и использовать энергии из космоса. Высота самой высокой пирамиды Хеопса равна 1/1000000000 расстояния от Земли до Солнца, в её обмерах важное значение имеет количество дней в году… Они являются колоссальными трансформаторами солнечной энергии.
К классическому объёму пирамиды египетская архитектура пришла не сразу. Нам известно около восьмидесяти пирамид, и не все они имеют ту совершенную форму, которой отличаются три пирамиды в Гизе. Существуют, также, ступенчатые и ромбоидальные пирамиды. Первоначальными сооружениями, где начала своё развитие "пирамидальная" тема, стали мастабы (от арабского слова "скамья"). В них хоронили вождей и их супруг ещё в додинастический период. Мастаба представляет небольшой трапецевидный объём с ложным входом. Возводилась мастаба из сырцового кирпича и состояла из двух частей: наземной, глухой, и подземной, где находилась погребальная камера и прилегающие к ней комнаты- кладовые, куда приносились продукты и предметы быта, необходимые умершему в загробном мире. Среди этих небольших комнаток особую роль играло помещение для статуи. Молельня и место для жертвоприношения обычно пристраивались снаружи. К погребальной камере сверху вела вертикальная шахта. Известны целые кварталы подобных сооружений. Всё начиналось с обыкновенных насыпей, которые затем стали укрепляться камнями, а затем возводятся подземные своды и внешним формам придаются очертания трапеции. Несколькими веками позже древние этруски, также укрепляли свои холмы камнем, но этот процесс привёл их к форме круга, который стал исходной формой в первой архитектуре славян. Круг более простая форма, нежели треугольник или квадрат, требующих развитого абстрактного мышления. Треугольник и квадрат станут основой в архитектурно- пространственном восприятии и каноне древних египтян. Некоторые мастабы в Саккара имеют украшение фасада в виде бычьих голов и львиные рельефы (гробница царицы Хер- Нейт). Возможно, здесь, как и в палетке фараона Нармера, мы имеем дело с запечатлением правителей в образах быка, а царицы, соответственно предстают в ипостасях богинь- львиц. Неслучайно львиноликая Сохмет является женским божеством. И в Абидосе, и в Саккара встречается несколько захоронения одного и того же правителя. Мумия владыки хранилась лишь в одном, остальные же являлись ложными погребениями, то есть кенотафами. Часть из них связана с обрядом продления жизни фараона – праздником хеп – сед, в ходе которого совершалось символическое убийство правителя, вероятно, с последующим погребением. Кроме того, будучи фараоном Верхнего и Нижнего Египта, владыка желал иметь два "дома ка", и это, начиная с периода Раннего царства, стало традицией для последующих поколений. В архитектуре мастабы была уже заложена идейная программа пирамид, поскольку наличие ряда "ложных" дверей и помещений нашло логичное завершение в возведении ложных коридоров и ложных погребальных камер; увеличилось число кладовых; молелен становится больше, но все они принадлежат к наземной части гробницы.
Следующим этапом к созданию пирамиды классической формы, какой она предстанет перед нами в некрополе Гизе, станет деятельность первого документально засвидетельствованного зодчего Древнего царства – Имхотепа (28 век до н. э.). Он работал при дворе фараонов Джосера и его преемника Сехемхета. Фараон при жизни и после смерти оставался богом- покровителем страны, и потому столь огромное значение имела символика и архитектурный образ воздвигаемого "дома ка", который воспринимался как обращённый в вечность мемориал. Сакральность любого объекта древнеегипетского искусства подразумевает связь его с миром подземным, миром наземным, и, наконец, соприкосновение его с космическими энергиями. Идеальным воплощением этой "космогонической" модели в жизнь стали пирамиды- усыпальницы фараонов III-IV династий, которые, кажется обязаны своим существованием, не рукам человеческим, а космическим силам, водрузившим их на землю.
От III и IV династий сохранилось несколько крупнейших некрополей. Располагались они в районе Мемфиса, откуда и происходили правящие фараоны. Кроме некрополя в Гизе (окраина современного Каира) не меньший интерес вызывают ансамбли в Саккара, Дашуре и Медуме. Особую славу снискал некрополь Саккара: именно там зодчим Имхотепом была создана первая конструкция пирамиды. Считается, что в период правления III династии в истории Древнего Египта назрел особый момент, когда идея прославления мощи божественного фараона и его вечной памяти стала необходимым условием могущества государства. Это требовало иных масштабов строительства и нового архитектурного образа.
Горизонтали мастаб для реализации этой идеи не подходили. В период III династии мастабы ещё были широко распространены в Египте их строили не только фараоны, но и их вельможи. С внешней стороны все мастабы имели довольно близкое сходство, что "оптически" уравнивало в правах и "сына бога Ра", и "простых смертных" в лице его приближённых. Таким образом, причины образования новой уникальной конструкции с ярко выраженной вертикалью имели религиозно – идеологические предпосылки. Тем не менее, переход к пирамиде не был спланирован заранее, а произошёл спонтанно, поскольку в основе знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера (2700 год до н. э.) находится всё та же мастаба.
Наряду с созданием первой пирамиды, зодчий Имхотеп прославился ещё и благодаря введением в древнеегипетскую архитектуру нового материала. Отныне кирпич – сырец с примесью соломы и деревянные балки становятся языком прошлого. На смену им приходят каменные блоки. Не вызывает сомнения, что приход Имхотепа к новому материалу был связан со стремлением на долгие века сохранить славу фараона – покровителя страны. Постройки из обожжённого на солнце кирпича не отличались особой прочностью, и за относительно небольшой промежуток времени превращались в руины. Каменные блоки- творения самой природы, и, согласно арабской пословице, построенных из них пирамид боится даже время. Поскольку гробницы воздвигались ещё при жизни владыки или вельможи, а в случае их преждевременной кончины или опалы передавались другим преемникам, то, возможно, в строительстве комплекса в Саккара принимал деятельное участие и сам Джосер.
В результате благодаря исследованиям археологов перед нами предстаёт огромный мемориальный комплекс, огороженный высокой десятиметровой стеной из белоснежного турского известняка с бастионами и воротами, оформленными в виде выступов. Из 15 ворот 14 было ложными. Через главный вход, через коридор из колонн мы проходим в большую квадратную залу, а за ней отчётливо видна стена с рельефными изображениями кобр ("стена кобр"). Справа от неё находился двор для празднества "хеб – сед" и храм с молельнями, а слева от двора – остатки постаментов от символических тронов Верхнего и Нижнего Египта и руины двух других храмов (Северного и Южного). К самой пирамиде примыкал заупокойный храм с сердабом и алтарём. Сердаб представлял собой небольшую комнату в храме, где помещалась статуя умершего, таким образом присутствующего на службе. В этой камере были прорезаны небольшие окошки, чтобы родственники видели покойного, а он – их. Всего в строительстве пирамиды Джосера насчитывается шесть этапов, так что к современным её размерам пришли не сразу. До разрушений людьми и ветрами пустыни её основание было равно 125Х115, а высота составляла около 61 метра(сейчас- 59). Первоначально по приказанию Джосера воздвигается мастаба из местных известняковых блоков, облицованную тонкими белоснежными плитами с противоположного берега Нила. Таким образом, основанием этой новой впечатляющей своими размерами постройки является традиционная мастаба с её развитой подземной частью. Как и в мастабе, здесь кроме Джосера планировалось "разместить" ещё 11 членов его обширной семьи. В последующие века пирамиды стали вместилищем только одной мумии божественного фараона. Погребальная камера Джосера, поэтому, как и в мастабе, размещалась под землёй, на глубине 25 метров. По сравнению с другими погребальными камерами она очень мала( всего 3Х1Х1,7 м). Кроме погребальных камер в подземной части существовало множество кладовых для погребальной утвари, к которым вели коридоры и штольни. Такая же разветвлённая система коридоров и шахт вела к погребальным камерам членов царской фамилии. На второй стадии строительства размеры мастабы увеличиваются со всех сторон на 4 метра.
На третьем этапе мастаба вновь увеличивается, но только теперь в восточном направлении на 10 метров. Превращение в пирамиду(ступенчатую) происходит лишь на четвёртом этапе строительства. Мастаба опять расширяется на з метра, и на неё ставятся три террасообразные крыши на высоту 40 метров. На пятой фазе четырёхступенчатая пирамида расширяется с северной и западной сторон и прибавляются ещё две ступени. На шестом, заключительном этапе вся доселе невиданная постройка обкладывается тонкими плитами турского известняка. В получившейся уступчатой пирамиде нанизываются друг на друга шесть мастаб. Что свидетельствует о стремлении создать "фараоновскую" мастабу, шестикратно превышающую остальные постройки. Отчего же такое бесконечное количество перестроек в пирамиде? Скорее всего, они производились в связи со смертью членов царского рода, погребённых в её недрах. Однако хронологию захоронений проследить невозможно в силу отсутствия и документов, и мумий(сокровища из погребальных и прилегающих камер, и мумии были вынесены оттуда, вероятно, через весьма непродолжительное время. Уступы на пирамиде Джосера сближают её с зиккуратами Месопотамии((многоярусными зданиями из сырцового кирпича с фигурой божества в верхнем ярусе). Однако здесь мы сталкиваемся с разными пониманиями архитектурного образа. Последние предназначались для медитации посвящённых на верхней площадке, где размещался храм, обсерватории и помещения для священных животных. В зиккурате кипела жизнь, в то время, как пирамида хранила вечное молчание, а молитвы возносились в соседних заупокойных храмах. К небу было направлено лишь остриё пирамиды, вероятно с бронзовым или золочёным наконечником, благодаря которому отсчитывались космические часы- часы, отмеряющие время жизни человека на земле, время его странствий в загробном мире, срок которых был связан со звездой Сириус, и, наконец, время вечности.
Прямоугольные грани пирамиды Джосера при виде сверху, как бы представляют спираль продвижения человека от недр земли к космической вечности. Вырисовывающиеся на фоне ярко- синего неба уступы имеют связь с важнейшим символом христианского времени- с лестницей. В "Текстах пирамид" , правда, уже VI династии, эта метафора присутствует: "Я изготовил для себя это сияние твоё в качестве лестницы под ноги мои, по которой я выйду к этой матери моей, живому урею на челе Ра…"; "Да сделает небо сильным солнечное сияние для тебя, да поднимешься же ты на небо подобно оку Ра…". Пирамида последнего фараона III династии – Хуни в Медуме, состояла из восьми ступеней. Затем, по его приказу, она была облицована плитами турского известняка, которые ликвидировали уступы, превращая её уже в классическую пирамиду IV династии, но скрытые ступени лишь имитировали плоскость граней. Поэтому пирамида в Медуме называется "ложной". Первые истинные пирамиды появились в некрополе Дашура в период владычества фараона IV династии Снофру. Первая из них называется "белая", "ломаная" или "ромбоидальная", вторая- "розовая". В первой пирамиде резкий, безудержный порыв наверх приводится в гармоническое соответствие благодаря резкому изменению угла наклона. Во второй пирамиде, меньшей по размерам, каменные блоки уложены на ядро не вертикально, а горизонтально. Согласно мнению Эдвардса, подобное упрощение структуры взамен ступенчатых очертаний произошёл в силу "победы гелиопольского культа солнца и форма пирамиды подсказана формой бенбенета, высоко заострённого конусообразного камня, которому поклонялись в Гелиополе как прибежищу солнца, чьи лучи во время утреннего восхода раньше всего касаются вершины бенбенета".
И всё же рассмотренные нами памятники, несмотря на своеобразие и уникальность архитектурного решения, меркнут перед ансамблем пирамид в некрополе Гизе. Все они построены при фараонах IV династии – Хуфу (Хеопсе), Хафре (Хефрене) и Менкауре (Микерине) Самая высокая из них принадлежит Хеопсу. Она же является самой первой из трёх великих пирамид. До второй половины XIX века это было самое высокое сооружение в мире. В настоящий момент её высота равна 137,3 метра, а до утраты верхушки она была 146 метров. На продолжении долгого времени она, как это часто бывало с крупнейшими сооружениями древности, использовалась как каменоломня. Для того, чтобы её построить было затрачено 2250000 каменных блоков, причём объём каждого из них был равен одному кубическому метру. Говоря о технических средствах, претворявших в жизнь планы архитекторов и амбиции фараонов, следует отметить их крайнюю простоту и примитивность. Во времена создания комплексов в Саккара, Медуме, Душуре, Гизе египтяне обходились без блоков и колёс и пользовались ограниченным количеством инструментов из гранита, долерита или меди, не использовали упряжных животных. Силой человеческих мускулов и весьма примитивной техники пирамида Хеопса, по свидетельству Геродота, была воздвигнута за двадцать лет. Внутренние блоки во всех пирамидах вытёсывались из блоков местного камня. Поверхность камня выравнивалась киркой, затем делались засечки по обозначенным линиям. Погружались вовнутрь, а затем блок откалывали от места прикрепления к каменной глыбе с помощью сильного удара медным молотом или долеритовой палицы. В другом способе отделение глыбы от каменного массива происходило с помощью вбивания в дыры деревянных клиньев и воды. Разбухшее от влаги дерево отрывало блок. К строительной площадке грубо обработанные блоки привозили на санях по песку или на подкладных валках. Шёл процесс их дальнейшей обработки и выравнивания. Затем глыбы нумеровались и укладывались друг на друга. Строительным раствором служил мягкий ил или же глыбы пригонялись друг к другу всухую. Наверх многотонные каменные блоки поднимали по наклонной плоскости, которая для обеспечения максимального скольжения обрабатывалась жидким илом. Во время паводка камни перевозились на особых плотах с одного берега Нила на другой.
Внутри пирамида Хеопса, если не считать погребальных камер шахт и коридоров, представляет собой монолит сросшихся намертво гигантских глыб известняка. Их целостность, правда, неоднократно нарушалась. Сначала там работали древние грабители, прорубив с северной стороны пирамиды низкий коридор длиной 40 метров, а в последующие времена её таранили и взрывали и слуги халифа, и авантюристы, и учёные. Однако каменная громада стоит прочно, как ни в чём не бывало. Архитектором пирамиды Хеопса считается зодчий Хемиун- племянник фараона. Внутри пирамиды на одной вертикальной оси на разных уровнях находятся три погребальных камеры. Вообще, имея лаконичный и будто бы "спустившийся" к нам с небес на землю внешний облик, великую пирамиду отличает довольно беспорядочной внутренней структурой. На первый взгляд, масса прорубленных в толще известняка объёмов не всегда имеет конструктивную логику. Как и в пирамиде Джосера, во внутренней части пирамиды, мы встречаемся с несколькими погребальными покоями (их, правда, уже не двадцать). Самая первая из камер располагается ниже уровня земли ( на 30 метров ниже основания). Несмотря на отсутствие саркофага, именно она, согласно расчётам архитектора, являлась центром мира и Вселенной: её световой луч сориентирован на альфу созвездия Дракона. Именно там в представлении древних египтян пролегала мировая ось. В самой "компактной" постройке на свете"- пирамиде Хефрена – две погребальных камеры расположены несколько выше, но их изначальная ориентация на центр мира очевидна.До конца она не завершена. Вторая погребальная камера находится точно в самом ядре пирамиды, на высоте 20 метров над основанием. Первая и вторая камеры не были завершены. Незавершённость погребальных камер можно объяснить по- разному. Возможно, две эти камеры предназначались для ближайших родственников фараона, которые там не были погребены. Они пережили фараона. Не случайно вторая камера получила название "усыпальница царицы". Возможно, также, что при долгом строительстве пирамид, фараон хотел "подстраховаться", желая на каждом из этапов строительства иметь готовую гробницу. Третья погребальная камера, находилась на высоте 42,3 метра над основанием. Она была завершена, в ней находился саркофаг с мумией фараона. Длина её составляет 10, 4 метра, ширина- 5,2 метра, а высота- 5,8 метра. Она имеет облицовку отшлифованными гранитными плитами. Массив потолка скрывает располагающиеся за ним пять разгрузочных камер. Самая высокая часть погребальной камеры – двускатная кровля, принимающая на себя силу распора и тяжесть давления огрмных блоков известняка. Общая высота разгрузочных камер равна 17 метрам. Все погребальные камеры имеют коридоры и шахты. Две шахты из средней камеры заканчиваются тупиком. Создаётся впечатление, что одна из них должна была выходить на поверхность южной грани пирамиды, но её не успели достроить. Шахты в царской усыпальнице выходят на поверхность в центре южной и северной стен. Назначение их, как и время строительства, до сих пор вызывает споры. Или они появились в связи с возведением центральной части ансамбля в этом массиве известняка, или позже, в качестве вентиляционных и дополнительных разгрузочных отсеков. Возможно, они имели культовое назначение.
Вход в пирамиду находился с северной стороны на высоте 25 метров. В настоящее время работает другой вход, на 15 метров ниже . Этот вход и следующий за ним сорокаметровый коридор – дело рук древних грабителей. К центральной погребальной камере ведёт так называемая Большая галерея. Она выложена гладко отшлифованными плитами известняка. Вход в погребальную камеру уже, чем гранитный саркофаг (так было и в случае с Джосером и его саркофагом: погребальная камера в пирамиде Джосера совсем небольшая – 3 х 1,7 метра, и для транспортировки мумии фараона после строительства перекрытий пришлось прорубить в толще пирамиды дополнительный наклонный коридор).Таким образом, саркофаги были замурованы в погребальных камерах. Их невозможно было извлечь из "дома ка", но. К сожалению, это не распространялось на мумии. Их, вероятно, без особого труда извлекли из нескольких саркофагов древние грабители, нарушив покой божественных сынов Ра, потерявших свою материальную ипостась. А следовательно, в представлении египтян, лишившихся вечного блаженства. Пирамида Хеопса явилась не только самым грандиозным и величественным проектом, осуществляемым когда- либо в древнем мире (согласно Геродоту, пирамиды Египта стали самым первым чудом света). Она и сопровождающие её не менее дорогие и грандиозные постройки представляла пример целостного и созданного практически в одно и то же время монументального ансамбля. Сохранившиеся и не сохранившиеся постройки были выдержаны в едином стиле и имели общую идеологическую и теологическую концепцию. Внешне лаконичный и лишённый каких бы то ни было дополнительных деталей силуэт пирамиды контрастировал с роскошью заупокойных храмов. Молелен и погребальных камер, испещрённых разноцветными рельефами и до отказа набитых погребальной утварью. Мемориальный ансамбль Хеопса включал в себя, также, нижний м верхний храмы. Они были связаны друг с другом дорогой, выложенной полированными плитами известняка. Сейчас сохранились только развалины верхнего храма, воздвигнутого из ослепительно- белого турского известняка и "пирамиды- спутницы" (малые пирамиды, предназначенные для жён фараона). По сторонам от святилища верхнего храма находились места для священных ладей фараона. Их должно быть четыре (по числу сторон света). Но археологами найдена только одна из них (1954 год). Тридцатишестиметровая ладья из кедра является самым древним кораблём. Пирамида Хеопса и другие постройки ансамбля была обнесена десятиметровой стеной из известняка толщиной 3 метра.
Пирамида Хафра уступает по размерам пирамиде Хеопса: её размеры на сегодняшний день составляют 136, 5 метра. На её вершине сохранилась выцвевшая от времени и утратившая свою ослепительную белизну известняковая облицовка. Как нами уже отмечалось выше, пирамида Хафра является "самой компактной постройкой на свете", поскольку, как отмечает В. Замаровский, "при объёме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в ней составляет менее 0,01%. Пирамида не мыслилась в изоляции от остальных построек: с востока к ней примыкал верхний храм, расположенный на гранитной террасе. От верхнего храма дорога вела к так называемому "Гранитному" (нижнему храму, к которому примыкал "Храм Сфинкса". В оформлении входов, залов и дворов в заупокойные храмы применяются колонны, а стены украшают раскрашенные рельефы и полированные плиты различных горных пород (как правило, использовались "тяжёлые", "вечные" камни, такие, как гранит, базальт, диорит, серпентин. Сохранившиеся руины этих ансамблей свидетельствуют о необычайной роскоши и декоративности их оформления. Ловящие и преобразующие солнечные лучи белоснежные пирамиды служили величественным фоном для праздничной полихромии заупокойных храмов. Особое значение в ансамбле великих пирамид имеет гигантская скульптура Большого Сфинкса – портретное изображение Хафра. Согласно надписи у его подножия, Сфинкс был создан при жизни фараона. Он создан из песчаной глыбы, добытой в том же карьере, что и каменные блоки для пирамид Хеопса и Хафра. Высота статуи достигает 20 метров. За 45 веков своего существования изваяние Хафра неоднократно засыпалось песком, так что торчала одна голова и подвергалось вандализму (в XIV веке его лицо было обезображено долотом). От песчаных заносов его спасали и в двадцатом веке: в 1925-1926 годах этим занимался французский архитектор Барэз. Между лапами Сфинкса он обнаружил заупокойный храм.
Пирамида Менкаура – последняя из ансамбля великих пирамид. Её высота равна 62 метрам. Сохранилась её нижняя часть облицовки. Она была выполнена из красного асуанского гранита. Благодаря своей яркости и декоративности, она являлась "прекраснейшей из всех пирамид". При строительстве пирамиды Менкаур явно торопился (согласно Геродоту, оракул предсказал ему небольшой срок правления): использовались очень крупные глыбы известняка, превосходящие по размеру блоки в соседних пирамидах. Кроме того, глыбы обрабатывались с меньшей тщательностью, чем у предшественников. Возможно, более низкое качество и быстрые темпы строительства объяснялись и экономическими соображениями, и нестабильностью политической ситуации (вскоре после строительства великих пирамид династии Древнего царства прекратили своё существование и на несколько веков в государстве наступает смутное время с переходом власти в руки местной номовой знати).
Экономический кризис наступил сразу после смерти Менкаура: его сын Шепсескаф повелел прекратить подвозку каменных глыб для строительства пирамиды отца и рабочие перешли на тот материал, который активно применялся при предшественниках Джосера. Этим материалом был уже знакомый нам сырцовый кирпич, прочность которого была несоизмеримо меньше известняковых блоков. Применение подобного материала входило в противоречие с концепцией пирамиды как дома вечности. Три пирамиды – спутницы, находящиеся на южной стороне, так и остались незавершёнными. В основе своей они были ступенчатыми. Таким образом, идея вечной пирамиды – последнего пристанища божественного фараона, оплота могущества царствующей династии и процветания державы – к концу правления IV династии, перестала получать необходимое материальное и идеологическое подкрепление. В изменённом виде она реализовывается в Солнечных храмах V династии (храм в Абусире, там образ пирамиды становится ещё более абстрактным и трансформируется в обелиск), а также в поминальном храме династии Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри, XX век до н. э., где пирамида мыслится как верхняя часть колонного зала и, соответственно, превращается в декоративную, изысканных пропорций модель – непременный атрибут божественной природы оставивших земной мир фараонов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/