- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,27 Кб
Практика формирования актерского мастерства у исполнителей социально-культурной программы на примере работы в театральной студии с детьми 9–11 классов
Московский государственный университет культуры и искусств
Курсовая работа
на тему: Практика формирования актерского мастерства у исполнителей социально – культурной программы на примере работы в театральной студии с детьми 9 – 11 классов
по предмету: Технологический практикум
Выполнила: студентка 413 группы
факультета СКД
Романова Д.Р.
Проверила: Горбачева Е.Г.
Москва 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование актерского мастерства у исполнителей социально-культурной программы
.1 Историческое значение формирования актерского мастерства при поставновке социально-культурного мероприятия
.2 Актерское мастерство исполнителей как ключевой момент в создании социально-культурной программы
Глава 2. Особенности овладения навыками актерского мастерства детьми 9 – 11 классов
.1 Психолого-педагогические формы воздействия на воспитанников старшей группы театральной студии при создании социально-культурной программы
.2 Игровые тренинги как основная форма занятий в театральной студии "Этюд" при подготовке социально-культурного мероприятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Испокон веков общество ценило умелых ораторов, талантливых писателей, музыкантов и актеров. Актерская школа прошла путь развития в тысячу лет и продолжает совершенствоваться до сих пор. Еще древние греки поклонялись Дионису, который был не только богом виноделия, но и покровителем различных празненств, а в последствии каждому виду искусства греки дали имя музы, входивших в свиту Апполона, тем самым подчеркивая присутствие божественности в плодах творчества.
Актерское мастерство – это воздействие на зрителя словом в сочетании с движением, эмоцией и мимкой. Выбранная тема актуальна тем, что множество юных и талантливых детей, подростков видят в актерской профессии свое призвание, но не многие понимают сложность овладения всеми навыками актерского дела. Чтобы школьники не представляли иллюзорную картину богемной актерской жизни, необходимо представить им реалии сценического дела, трудности, с которыми сталкиваются режиссеры и актеры при постановке зрелищной программы, а так же ознакомить подрастающее поколение с историей развития актерского мастерства и научить наиважнейшим методам и способам вхождения в роль, обучить сценической пластике, поставить речь и поработать над мимикой воспитанников.
Несмотря на сложность овладения подобным видом искусства, разработаны множество методов и подходов для овладения актерскими навыками. С.Станиславский внес огромный вклад в теорию актерского исполнения, наблюдая долгие годы за творчеством выдающихся актеров, изучая их работу на подмостках и за кулисами.
Работа в своем составе имеет введение, заключение, 2 главы. В первой рассказывается об историческом развитии актерской школы и значении актерского мастерства в постановке социально – культурной программы. Вторая глава основана на практике работы с детьми в театр – студии "Этюд" в школе №739, рассмотрены способы психологического воздействия на аудиторию педагогом при объяснении материала, а также особая роль отводиться тренингу как основной форме занятий в театральной студии.
Цель работы – разработать и выявить необходимые методы влияющие на формирование актерского мастерства у исполнителей ск программы.
Объект исследования – значение актерское мастерство
Предмет – практика обучения навыкам актерского мастерства воспитанников театральной студии "Этюд" школы № 739
Задачи:
-изучить историческое значение формирования актерского мастерства при постановке ск мероприятия
-рассмотреть актерское мастерство как ключевой момент в создании ск программы
-обозначить психолого – педагогические методы воздействия на воспитанников старшей группы театральной студии при создании скп
-рассмотреть игровые тренинги как одну из основных форм занятий в театральной студии "Этюд" при подготовке социально – культурного мероприятия
Для написания курсовой работы были исследованы и изучены работы К.С. Станиславского, Жаркова А.Д., Чижикова В.М., Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д., и др ученых, внесших вклад в развитие педагогики, психологии и сценического мастерства.
Глава 1. Формирование актерского мастерства у исполнителей социально-культурной программы
.1 Историческое значение формирования актерского мастерства при поставновке социально-культурного мероприятия
Во все времена на жизнь человека и общества вцелом, оказывает сфера досуга. Одной из форм досуга является праздник. Основой для праздника стали обрядовая культура и первоначальные религиозный воззрения. Истоки актерского искусства восходят к массовым действам ранних языческих обрядов и ритуалов, синкретически объединивших зачатки всех видов искусства. В этих обрядах разыгрывались, подавались в театральной форме различные сцены, связанные с важнейшими моментами жизни общества (охота; действия, сопровождающие смену календарного цикла; ритуалы инициации; действия, направленные на взаимоотношения с духами предков и богами; и т.д.).
Театрлизация обряда способствовала развитию актерских данных у участников действа, по причине того, что каждому отводилась своя роль, которая требовала от исполнителя определенных знаний и умений. С течением времени обряд перестал носить сакральный характер и приобрел черты зрелища, шоу, и это безусловно привело к повышению актерского мастерства исполнителей.
Праздники в Древней Греции – один из первых образцов организованного массового действа, в котором проявлялись такие специфические черты, как массовость, комплексность, зрелищность, игровой характер.
Совершенно иными выглядели праздники Древнего Рима, хотя своими корнями они уходят в греческие, так как эллины были ближайшими соседями древних римлян. Однако, несмотря на влияние эллинской культуры, в Древнем Риме заметно изменяются содержание и формы праздника. В Риме свершалось не всеобщее массовое действо, в каком активно проявляли себя все афинские граждане, а зрелище, в котором было четкое разделение на участников и зрителей.
Именно с тех пор входит в праздничный обиход понятие "зрелище" как синоним понятия "праздник".
Если рассматривать развитие отечественной актерской школы, то необходимо сказать о Петре 1, который явился первым монархом Руси настолько заинтересованным в зрелищности и театрализации праздников любого характера.
Петр не был удовлетворен школьным театром, который был организован ранее. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.
Петровская эпоха характеризуется таким важнейшим событием в истории русской художественной культуры, как создание первого в России публичного общедоступного театра, устроенного по западноевропейскому образцу. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи. Первый публичный театр возник в Москве по инициативе Петра. Организация этого театра – одна из интереснейших страниц в истории европеизации Московской Руси, в истории того культурного преобразования, над которым немало потрудились и сам Петр и передовые люди его эпохи.
В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете, который возглавил М.М. Херасков. Но труппа не могла быть постоянной – закончившие учебу студенты одновременно заканчивали и актерскую деятельность на университетской сцене. В 1757 году в Петербурге открылась итальянская опера известного антрепренера Локателли, в 1759 году он же открыл театр в Москве, который просуществовал недолго – до 1762г. C 1751 года в Зимнем Дворце в составе Петербургской придводной итальянской труппы выступала Е. Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России.
При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан "Стат всем принадлежащим к театру людям". Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб., в том числе на русский театр 10500 руб., тогда как на содержание французской труппы было назначено вдвое больше. Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом. В 1783 году впервые были установлены "пробы" для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.
Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно часто любительские спектакли в Эрмитажном театре. Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего монастыря.
В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. Идея такого разделения принадлежала Катерино Кавосу, который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части еще долго были объединены единой сценой – до самого открытия в 1824 году новой драматической сцены, со временем получившей название Малого театра. Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус. Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены еще долго были фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных необходимых театральных атрибутов.
Постепенно количество театров, входящих в управление императорской театральной конторой, увеличивалось. Это были петербургские и московские государственные театры, труппы которых размещались в Большом и Малом театре, в Мариинском, Александринском, Эрмитажном театре, Большом Каменном в. Актеры и все остальные работники императорских театров принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Нередко бывало, что актер Александринского театра срочно командировался в московский Малый театр, а музыканты-питерцы переезжали в Большой театр Москвы. И соответственно – наоборот. Чиновники императорской конторы не обеспокоивались ни семьями, ни иными вопросами подчиненных им артистов. Чиновники ведали и репертуарной частью, от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало ходу свободе творчества, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы.
Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет.век стал для России открытием своих талантов. Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западно-европейской культуры, стал искать собственные пути развития, ни в коем случае при этом не отстраняясь от своих учителей – деятелей западно-европейской культуры. Истинный хороший ученик всегда будет благодарен учителям. Происходило зарождение русской интеллигенции. Это время характеризуется поднятием русского музыкального искусства – стало появляться много русских самобытных музыкантов, композиторов, вокалистов, танцоров и балетмейстеров, особенного успеха достигла русская опера. В музыке появилось свое русское направление, в развитии которого не последнюю роль сыграли композиторы "Могучей кучки", поставившие во главу угла музыкальных произведений не столько музыкальную красоту, услаждающую слух, а тему, сюжет музыкального произведения.
На театральной сцене, наряду с произведениями классической европейской драмы, занимали свое место отечественные произведения. Серьезные драмы выдающихся русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя, а также произведения менее значимых литераторов, отнюдь не теснили произведения европейских драматургов, а становились в единый ряд с ними.
История актерской школы в России пережила множество этапов в своем развитии, но интрес общества к театральному, актерскому искусству всегда присутствовал, и сейчас, несмотря на изобилие видов досуга, множество людей остаются ценителями актерского мастерства.
.2 Актерское мастерство исполнителей как ключевой момент в создании социально-культурной программы
Работа над актерским мастерством исполнителей один из ключевых моментов подготовки мероприятия, так как актеру доверено вынести на сцену все то, над чем трудились организаторы, сценарная и режиссерская группы. Для успешного выступления актеру необходимо долго и упорно работать над ролью.
Работа над ролью состоит из четырёх больших периодов: познавания, переживания, воплощения и воздействия. Познавание – это подготовительный период, начинающийся с первого знакомства с ролью. Познать роль – значит почувствовать ее.
Второй момент большого подготовительного периода познавания – процесс анализа. Это продолжение знакомства с ролью. Это познавание целого через изучение его отдельных частей. Результатом артистического анализа является ощущение. Именно ощущениям принадлежит главная роль и инициатива. Артистический анализ это, прежде всего, анализ чувства, производимый самим чувством.
Творческие цели познавательного анализа заключаются:
) в изучении произведения;
) в искании духовного и иного материала для творчества, заключённого в самой пьесе и роли;
) в искании такого же материала в самом артисте (самоанализ);
) в подготовлении в своей душе почвы для зарождения творческого чувства как сознательного, так и бессознательного;
) в искании творческих возбудителей, дающих вспышки творческого увлечения и оживляющих те места пьесы, которые не ожили при первом её прочтении.
Процесс познавательного анализа строится на представлении наличности фактов, их последовательности и связи. Все факты представляют внешний облик пьесы.
Третий момент – процесс создания и оживления внешних обстоятельств. Оживление совершается с помощью артистического воображения. Теперь артист познаёт роль собственными ощущениями, подлинным чувством. Он становиться неотъемлемой частью пьесы(мероприятия, шоу и т.д.)
Заканчивается период познавания так называемым повторением – оценкой фактов и событий пьесы. Здесь актёру следует касаться только самой пьесы, её истинных фактов. Оценка фактов заключается в том, что она выясняет обстоятельства внутренней жизни пьесы, помогает найти их смысл, духовную сущность и степень их значения.
Второй творческий период – период переживания – это созидательный период. Это главный, основной период в творчестве. Созидательный процесс переживания – органический, основанный на законах духовной и физической природы человека, на подлинных чувствах и красоте. Сценическое действие – движение от души к телу, от внутреннего к внешнему, от переживания к воплощению. Только творчество, основанное на внутреннем действии – сценично.
Средством возбуждения творческого увлечения является творческая задача. Она двигатель творчества, так как она является приманкой чувств артиста. Такие задачи являются или сознательно, то есть их указывает наш ум, или они рождаются бессознательно, сами собой, интуитивно, эмоционально, то есть их подсказывает живое чувство и творческая воля артиста. Задачи, созданные интуитивно, бессознательно, впоследствии оцениваются и фиксируются сознанием.
Кроме сознательных и бессознательных задач существуют механические, моторные задачи. Ведь от времени и частого повторения весь процесс усваивается настолько крепко, что превращается в бессознательную механическую привычку. Эти душевные и физические моторные привычки кажутся нам простыми и естественными, выполняющиеся сами собой.
Третий творческий период – период воплощения – начинается с переживания чувств, передаваемых с помощью глаз, лица мимики, а также слов. Слова помогают вытаскивать изнутри зажившее, но ещё не воплощённое чувство. Внешнее же воплощение – это грим, манеры, походка. Сценическое воплощение тогда хорошо, когда оно не только верно, но и художественно выявляется внутреннюю суть произведения.
Четвёртый творческий период – период воздействия между актёром и зрителем. Зритель, испытывая на себе воздействие актёра, находящегося на сцене, в свою очередь воздействует на актёра своим живым непосредственным откликом на сценическое действие.
Критерий №1 – по отношению к ценностному поводу праздника
ñТрадиционные и альтернативные
Критерий №2 – по темпераменту
ñДинамичные и сдержанные
ñКритерий №3 – по стилю ведения
ñПрограммные и импровизирующие
ñКритерий №4 – по форме взаимоотношений с гостями
ñАристократичные и демократичные
Каждый ведущий – это уникальный, неповторимый участник мероприятия, задающий темп, характер и настроение праздника, но организаторам необходимо учитывать актерские данные других участников, так как остальные исполнители не имеют право снизить планку, поставленную ранее ведущим, от этого в огромной степени зависит оценка и успех шоу.
Актерская школа прошла множество этапов развития от театрализации религиозных обрядов до систематизации всех приемов по овладению исполнительскими навыками. От профессиональности актера зависит успех пьесы, шоу – программы, социально – культурного мероприятия. Обучение актерскому мастерству сложный творческо – педагогический процесс, требующий самоотдачи, эмоциональной стойкости как педагога так и ученика.
Глава 2. Особенности овладения навыками актерского мастерства детьми 9 – 11 классов
.1 Психолого-педагогические формы воздействия на воспитанников старшей группы театральной студии при создании социально-культурной программы
При работе в теат – студии "Этюд" были выявлены психолого – педагогические методы воздействия на воспитанников, с целью лучшего усвоения ими навыков сценического мастерства.
Творческая работа имеет ряд отличий от любой другой деятельности, в особенности по форме, ведь творческая деятельность не может ограничиваться предписанным рамкам и шаблонам, каждый вид творческой деятельности сугубо индивидуален и зависит от разнообразных факторов.
При работе над мероприятием в театральной студии с детьми 9 – 11 классов было очень важно постоянно удерживать внимание воспитанников, заинтересовывать их и давать задания, способные активизировать творческую энергию детей. Суть мероприятия заключалась в постановке шоу – программы для выпускников четвертых классов. Ученики четвертых классов – совсем юные зрители и удержать их внимание, несомненно, глобальный труд.
Актер должен выработать в себе привычку, выйдя на сцену, "брать на прицел" нужный объект и увлекать им свое внимание. Если ученик, находясь на сцене, может увлечь свое внимание заданным ему объектом, – это, несомненно, достижение. Но в конечном счете нужно добиться, чтобы ученик не мог бы находиться на сцене без объекта внимания.
Глубокое понимание человеческой психологии имеет для режиссера двойное основание: во-первых, он должен глубоко понимать психологию актера как человека и как художника, а во-вторых, психологию создаваемого актером образа.
Разбираясь в психологии и темпераменте членов творческого коллектива, педагог может подобрать определенные методы воздействия на аудиторию, но изначально использует все приемы ораторского искусства.
Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтересовать слушателей, предмет речи сразу не называется. Этот прием использовался тогда, когда ученики, утомленные школьными занятиями, не могли сосредоточить свое внимание в процессе урока- лекции при объяснении нового материала. Также к специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно – ответный прием. Оратор ставит вопросы перед слушателями, а затем сам же на них отвечает. Вопросно – ответным приемом нередко пользовался А.Н. Толстой в своих выступлениях. При объяснении нового материала этот прием использовался нами достаточно часто.
Еще один ораторский прием – примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, данный метод способен оживить аудиторию. Этот ораторский прием был излюбленным в выступлениях А.П. Чехова.
Главной ошибкой любого публичного выступления (лекция, урок, диспут и т.д.) – нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции выступления так же относится перегрузка материала теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Избыток информации, в особенности материал не по теме предмета, мешает ученикам вникнуть в суть задачи, которую ставит педагог. К недостатком композиции также относится шаблонное построение речи.
Влияние на аудиторию оратором (лектором, педагогом) осуществляется лишь тогда, когда со зрителем налажен контакт. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Совместную мыслительную деятельность зрителя и оратора ученые – психологи называют интеллектуальным сопереживанием. Для установления полного контакта необходимо эмоциональное сопереживание, во время выступления оратор и слушатели должны испытывать сходные чувства. Большое воздействие на установление контакта с аудиторией оказывает личность педагога (оратора).
Единство слова и дела – это нравственно- этический критерий деятельности оратора, важнейшее условие взаимопонимания. Успешность педагога, его активность и заинтересованность в совместной деятельности, как ни что другое влияет на усвоение учениками нового материала. В театр – студии "Этюд" при подготовке мероприятия нами было выявлено, что в большей степени от эмоционального настроя педагога зависит активность воспитанников и способность усвоения материала, так как не возможно добиться успеха в творческой работе если одна из сторон пассивна, тем более что творческая работа требует полной эмоциональной отдачи.
Чтобы оказывать даже минимальное воздействие на слушателей, важно так же учитывать особенности аудитории.
-Однородность аудитории (возраст, пол, национальность, профессиональные интересы и т.д.). управление однородной аудиторией осуществляется намного проще, нежели разнородной, так как во втором случае, реакцию слушателей предугадать невозможно.
-Колличественный состав. При небольшом колличестве слушателей, оратор во время выступления чувствует себя более расковано и управлять малочисленной аудиторией намного проще.
-Чувство общности, проявляется в эмоциональном настрое слушателей.
Психологическое восприятие воспитанников старшей группы нельзя назвать устоявшимся, так как в этом возрасте школьники постоянно находятся в состоянии познания себя и окружающего мира, стоят на пороге взрослой жизни и выборе профессии, – все это необходимо учитывать при подачи нового материала, который должен эмоционально и психологически повлиять на исполнительское искусство учеников.
.2 Игровые тренинги как основная форма занятий в театральной студии "Этюд" при подготовке социально-культурного мероприятия
актер театральный творческий тренинг
Игра – одно из самых древних занятий людей. В игре происходит освоение новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. Игра – есть выход из рамок "обыденной" жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. В творческой работе с детьми любого возраста игровой тренинг – наилучший способ обучить навыкам сценического мастерства, так как погружение в образ – это своеобразная игра, способная лучше любой лекции удержать внимание аудитории и дать представление о работе актера. Программа мероприятия предполагала серьезную и кропотливую работу, так как нам и нашим подопечным предстояло подготовить выпускной для учеников четвертых классов. Было необходимо написать сценарий, который в себе содержит не только развлекательную функцию, но и воспитательную, а так же создать увлекательную анимационную программу. Сценарий состоял из трех блоков, представляя тематическую сказку о том, как сказочные герои хотели бы научиться дисциплинам, которые начинают преподаваться только с 5 – ого класса. Для выпускников 4 – ых классов это актуально, так как герои, представленные в спектакле, яляют собой отражение их самих, стоящих на пороге глобальных измениений.
Подготовка к мероприятию заняла большое колличество времени. От наших подопечных требовалась активность, самостоятельность и инициативность. Чтобы воспитанники быстро вошли в роль отведенную им, нами использовался игровой тренинг. Самая главная заслуга игрового тренинга – развитие творческого мышления и раскрепощение воспитанника как актера. Если ребенку отведена какая – либо роль, ему непременно приходиться размышлять над вопрсами "Как мой герой ведет себя?", "Какой у него характер?", "Похож ли он на меня?", "Какая у него мимка?". Отвечая на них ребенок "утопает" в своем образе и совершенствует свой исполнительский талант.
Во время прохождения практики в театральной студии "Ютюд" было выявлено что воспитанники 9 – 11 классов воспринимают игру как способ самовыразиться и освоить актерские приемы. Ссылаясь на наблюдения сделанные в процессе работы, несмотря на видимую несерьезность, игровой тренинг – один из самых верных способов постижения навыков сценического мастерства. Практически все тренинги, которые были использованы нами для формирования актерских навыков в работе с воспитанниками театр – студии "Этюд", построены на принципе игрового тренинга. В первую очередь исполнитель должен активно мыслить в процессе работы и во время выступлении, поэтому на каждой репетиции проводился тренинг на активизацию творческого мышления. Смысл его заключается в том, что педагог задает определенную тематику, каждый ученик говорит по импровизированной фразе с соблюдением контекста диалога. В конечном итоге должна получиться сказка или история. Данный тренинг развивает нетолько воображение и мышление, но и правильную речь, мимику, а также формируется подача и голос, которые необходимы актеру.
Так как подговка мероприятия требует сплоченного коллектива и его слаженной работы на занятиях в теат – студии с воспитанниками старшей группы проводился тренинг на сплоченность коллектива и воображения. Заключается он в постановке мини – этюдов за ограниченный отрезок времени. Подобный тренинг вырабатывает в воспитанниках умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению коллег по площадке, вырабатывает импровизаторские навыки, к тому же заставляет учеников в короткий промежуток времени добиваться необходимого результата в постановке этюда. Помимо всего перечисленного это упражнение дает права воспитанникам побывать в роли организатора, режиссера, постановщика, сценариста и актера одновременно. Следующий игровой тренинг – "Зеркало". Воспитанникам нужно очень быстро отображать все движения партнера. Этот тренинг способствует развитию внимания и мимики, позволяет воспитанникам очень быстро войти в рабочую обстановку. "Зеркало" развивает у актеров умение молниеносно входить и выходить из образа, также этот тренинг очень важен для раскрепощения артистов и являет собой своего рода разминку перед выходом на сцену. "Эмоция" – тренинг, смысл его заключается в том, чтобы воспитанники отыграли на сцене какую-либо ситуацию, только при помощи мимики и пластики.
Выполнение этих и других игровых тренингов требует от учеников максимум сосредрточенности, концентрации внутренней энергии и необходимости донести до зрителя суть своей мини- постановки.
Работа в форме игрового тренинга совершенствует исполнительские навыки воспитанников, так как там заключены принципы необходимые для овладения актерским мастерством.
Игра – один из тех видов деятельности, который используется в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра есть важнейший компонент технологии воспитания детей. Важнейшей педагогической задачей игрового тренинга сформировать потребность действовать, смотивировать воспитанников. В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творческих мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Примеряя на себя новые роли, ребенок раскрывает до этого неизвестные ему способности и качества, тем самым развивая в себе актерские данные.
Параллельно с разучиванием ролей, воспитанники обучались проведению анимационной программы. Главные требования к ведущему анимационной программы – активизировать публику, а так же доходчиво и ясно объяснять зрителям правила игр. Помимо этого ведущий анимационной программы должен уметь постоянно удерживать внимание зрителей, поэтому на занятиях каждый ученик проводил анимационную игру, а зрителями и участниками были коллеги и педагоги. Изначально воспитанники испытывали дискомфорт, примеряя на себя роль ведущего, но на каждой последущей репетиции иполнительский уровень учеников повышался, уже не наблюдалось прежней закрепощенности, ребята начали чувствовать себя гармонично в роли ведущих.
С помощью игровых тренингов воспитанники не только овладели навыками актерского мастерства, но и научились работе со зрителями как ведущие анимационной программы. Результатом долгой и кропотливой работы стало успешное выступление воспитанников на выпускном 4 – ых классов. Уровень актерского мастерства учеников театральной студии многократно возрос, к тому же воспитанниками были постигнуты азы профессии ведущего.
Игровой тренинг – один из первых способов развития в ребенке актерских навыков, ведь только эта форма обучения не имеет четких границ и правил, поэтому ребенку проще адаптироваться и самовыразиться в данных условиях. Участвуя в подобных тренингах дети забывают о конфликтах, привычных взаимоотношениях, симпатиях или же антисимпатиях.
Заключение
Актерское искусство – это вид исполнительного творчества, в котором актеры создают сценические образы (роли) различных людей, а подчас и животных или неодушевленных предметов. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время театрального представления создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.
Так же как и театральным актерам, участникам ск мероприятия необходимо владеть теми же навыками актерской игры, обладая способностью удерживать внимание публики, актер способен передать все эмоции и чувства, которые переживает его герой и расчитывать на глубокое восприятие внутреннего состояния исполняемой роли зрителем.
Цель работы поставленная на начальном этапе исследования, а именно, разработать и выявить необходимые методы влияющие на формирование актерского мастерства у исполнителей ск программы, была достигнута.
Изучены и описаны объект и предмет исследования
Объект исследования – значение актерского мастерства из
Предмет – практика обучения навыкам актерского мастерства воспитанников театральной студии "Этюд" школы № 739
В ходе исследования поставленные задачи были выполнены. Для достижения цели нужно было изучить историческое значение формирования актерского мастерства при постановке социально – культурного мероприятия, рассмотреть актерское мастерство как ключевой момент в создании социально – культурной программы и обозначить психолого – педагогические методы воздействия на воспитанников старшей группы театральной студии при создании социально – культурной программы, а так же рассмотреть игровой тренинг в качестве основной формы занятий в театральной студии "Этюд" при подготовке социально – культурного мероприятия.
Практика работы в театральной студии "Этюд" способствовала выявлению методов необходимых для обучения актерскому мастерству, развитию творческого мышления и умению раскрепощаться на сцене.
Список литературы
1.Буров А.Г. Труд актера и педагога – М., 2007
2.Кнебель М.О. Слово в творчестве актера – М., 1970
.Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского – М., 1968
.Кристи Г.В. Основы актерского мастерства – М., 1971
.Кун Н.А. Мифы и легенды древней Греции
.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения – М., 1984
.Сибиряков Н. н. Мировое значение Станиславского – М., 1973
.Соснова М.Л. Искусство актера – М., 2008
.Станиславский К.С. Собрание сочинений – М., 1954
.Строева М.Н. Режиссерское наследие Станиславского – М., 1973
.Топоров В.О. О технике актера – М., 1958
.Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2000. – 201с.
Приложение
Сценарий, подготовленный для проведения выпускного четвертых классов
Встреча гостей
1 блок мероприятия
Пролог
Звучит таинственная, завораживающая музыка
Голос за кулисами:
Дорогие четвероклассники, приготовьтесь услышать тайну…, где-то там… в параллельной вселенной есть точно такая же школа 739, в которой учаться ваши любимые сказочные персонажи.
Появляются Патрик и Спанч
С: Как нам повезло, до школы целых пол часа!
П: О, пока есть время пойду посмотрю на акул.(делает шаг влево, Спанч хватает его за руку)
С: Это очень опасно, Патрик! Не стоит этого делать!
П: Тогда пойду поплаваю с морскими звездами!(делает шаг влево, Спанч хватает его за руку)
С: Это очень опасно, Патрик! Не стоит этого делать!Вспомни что говорили на зоологии.
П: Мне больше ничего не остается как пойти ловить медуз! (делает шаг влево)
С: Я очень волнуюсь за тебя Патрик!
П: Ну тогда побежали вместе со мной!
Бегут
П: Куда запропостились эти медузы?
С: Оглянись же, вот они! привет медузы! эгегей!(обращаясь к залу).
П: Вот они какие!(медленно направляется в сторону ребят)
С: Стой, Остановись!Патрик! Они могут тебя ужалить, ты что забыл о чем говорили на уроке? Кстати нам пора, бежим в школу!
Звенит звонок Патрик и Спанч уходят закулисы
Сцена 2
"Незнайка"
Слышен рев мотора, на сцене Винтик и Шпунтик
В: Давай, скорее, садись в машину, мы опаздываем на уроки!
Ш: Минуточку, уже иду, это Незнайка долго копается!Незнайка!
Из- за кулис появляется Незнайка
Н: Скоро дождь что ли начнется? Смотрите сколько тучек набежало! Привет, тучки! (машет детям)
В: Ну сколько вас можно ждать? Поехали!
Н: Я поеду только при одном условии! Я хочу управлять автомобилем!
В: Ты не сможешь им управлять.
Н: Нет, смогу (Незнайка быстро запрыгивает в машину, едет, она сразу же глохнет, Винтик и Шпунтик бегут за машиной)
Ш: Это же машина. Тут понимать надо!
Н: Чего тут понимать? Я видел, как ты управляешь, дергаешь за ручки и вертишь руль, всё просто.
В: Нет, Незнайка, ты не прав, тебе нужно научиться водить машину, для этого нужно знать технологию!
Ш: На которую мы, кстати, уже опаздываем!
Н: Ну тогда поехали быстрее, я должен все узнать о технологии!
Звенит звонок, все трое исчезают за кулисами.
Сцена 3
Винни Пух
Винни Пух: Это -жжжжжжжж- неспроста!Зря жужжать никто не станет. Само дерево жужжать не может. Значит.тут кто то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты- не пчела?По-моему, так!А зачем на свете пчелы?Для того, что бы делать мед!По-моему так!А зачем на свете мед?Для того, что ты его ел Винни Пух, тоесть, мишки, тоесть я!По-моему, так, а не иначе!
(Залезает на дерево и поет песню: Если бы мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда и не подумали, так высоко построить дом)
Винни падает с дерева, и решает пойти к своему другу Пятачку
В – Привет Пятачок
П – Привет Винни
В – Пятачок, я тут мимо проходил и захотел у тебя узнать, нет ли у моего друга пятачка случайно воздушного шарика.
П – А зачем тебе воздушный шарик?
В – Мед.
П – что?
В – Медддддддд!
П – А кто ходит за медом с воздушным шаром?
В – Я хожу!
П – Тебе какой:синий или зеленый?
В – Если я возьму зеленый, то они подумают что кусочек листика и ничего не заметят, а если я возьму синий, то они подумают что я кусочек неба и тоже ничего не заметят. Ладно, возьму синий.
В – А кстати, возьми с собой зонтик, что бы достовернее было. Будешь бегать под дубом, говорить(Кажется, дождь начинается, кажется, дождь начинается..)
П – Хорошо
(отрывок из мультфильма, где Пяточок стреляет в Винни и тот падает на Землю)
Сова: Что это тут за шум? Напугали! Разбудили!
П: Извини Сова, просто Винни очень хотел мед и решил слетать за ним на воздушном шарике.
С: У вас ничего не вышло, потомучто вы не знаете элементарных законов физики!
В: ну а где же мы сможем нацучиться!
С: Где, Где?? В школе конечно же!
(убегают)
2 блок
Звонок, выбегает Патрик, за ним Спанч
Сколько я узнал и даже немного устал!(потягиваясь)
Посмотри Патрик, это что новенькие? Ничего себе как их много! Эй! Незнайка, Винни! Все сюда!
Кричат толпой: Новенькие привет!
С: А вы знаете как нас зовут?
(зал: ДА!!)
Винни: А мы вот не занем!Давайте знакомиться!
Игра ИМЕНА
Игры:
сосульки, снежинки, комочки
встаньте по 5ч, по 4, и тд, по 10!
в крокодила по командам, показывают сказочные герои
ложка в зубах с крупой
все в круг (а сейчас пойдем направо)
Эпилог
Песня "Переходишь в пятый класс"(на большом воздушном шаре).
Куплет:
Вот и Вы порхнули из начальной школы –
Будет так в любые дни и времена;
Вам осталось только вжиться в новой роли
Взрослых пятиклашек – среднего звена!
Припев
Ты прошел четыре класса,
Ты учился и старался,
Даже в классе очень часто выделялся!
Поздравляю, мой хороший!
Это праздник для всех нас.
Стал ты старше, знаний больше,
Переходишь в пятый класс!
2 Куплет:
Вы в начальной школе зачерпнули счастья:
Научились многим нужным вам вещам…
Жалко расставаться! Но пора прощаться…
Счастья вам, ребятки, и успеха вам!