- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,74 Кб
Роль личности в истории востоковедения – Конрад Н.И.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Введение в востоковедение»
Направление «Востоковедение и африканистика» 032100.62
на тему: «Роль личности в истории востоковедения – Конрад Н.И.»
Выполнил студент гр. Б5106 – ФЯ
А.А. Иванова
Проверил профессор
А.А. Хаматова
г. Владивосток
Оглавление
Введение
. Биография Конрада Н.И.
. Вклад Конрада Н. И. в науку
.1 Научная деятельность Конрада Н. И.
.2 Основные труды Конрада Н.И.
Список литературы
Введение
Отечественное востоковедение имеет довольно богатую историю. Мировое востоковедение зародилось в Европе в XVIII в. и с тех пор мир видел не мало выдающихся ориенталистов, среди которых был и Николай Иосифович Конрад. Быть востоковедом – значит быть историком, философом, искусствоведом, политологом, экономистом, литератором и конечно же языковедом. Все это включал в себя и Конрад, что говорит о нем как о крайне образованном и умном человеке, так и о выдающейся личности.
Конрад Николай Иосифович основатель русской школы японоведения и ученый, чьи труды до сих пор интересуют все больше и больше людей. Он является не только одним из важнейших исследователей-востоковедов, но и других гуманитарных наук. Судьба многих востоковедов ХХ века была насыщена трудностями и проблемами, и Н. И. Конрад не является исключением, но он один из тех, кто смог пережить эти тяжёлые времена и занять свою веху в истории отечественной ориенталистики.
В связи с развитием стран АТР востоковедение приобретает все больший интерес среди Западных стран и становится одной из актуальных научных дисциплин.
Основная задача этой работы – выявить тот вклад в развитие отечественного востоковедения, который внёс Николай Иосифович Конрад.
1. Биография Конрада Н.И.
Николай Иосифович Конрад – советский востоковед, академик АН СССР (1958). Председатель редколлегии серии «Литературные памятники» (1962-1970). Родился в Риге в семье служащего (по другим данным в д. Жуковка Орловской губернии)1 (13) марта 1891. Окончил японско-китайский разряд факультета восточных языков Петербургского университета (1912) и японское отделение ПВА (Практической восточной академии). Преподавал в Киевском коммерческом институте (1912-1914). Стажировался в Японии (1914-1917), изучал в Токийском университете японский и китайский язык, культуру и классическую литературу Японии. По возвращении на родину вместе с Е. Д. Поливановым некоторое время работал в Наркоминделе РСФСР (перевёл, в частности, на японский язык «Обращение к народам Востока» и «Обращение к трудящимся и угнетенным всего мира»), был тесно связан с Китайским Советом рабочих депутатов в Петрограде.
В 1919-1922 преподавал в Орловском университете, был его ректором. С 1922 преподаватель, с 1926 профессор Ленинградского института живых восточных языков (до 1938). Одновременно преподавал в Географическом институте ЛГУ. В 1934-1936 читал лекции в Институте Красной Профессуры. С 1931 научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, возглавил там работу по изучению японских исторических документов эпохи Мэйдзи, а также занимался вместе с Н. А. Невским составлением японско-русского словаря. В 1934 избран членом-корреспондентом АН СССР.
июля 1938 был арестован, обвинён по ст. 58-1а УК РСФСР (как японский шпион).
Ведшие дело Конрада зам. начальника отдела УНКВД ЛО Голуб, следователь Трухин, нач. отдела Соловьев, сотрудники Гаркавенко, Слепнев и др. систематически избивали его, держали по нескольку часов в «стойке». Конрад дважды отказывался от данных под пытками показаний.
ноября 1939 ОСО при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ; отправлен в Канск.
Зимой 1939/40 работал в лагере на лесоповале. Благодаря хлопотам влиятельных лиц (в том числе президента АН СССР В. Л. Комарова) направлен в «шарашку», где работал с китайским и японским языками.
Достоверно известно, что в первой половине 1941 занимался научной работой непосредственно в Бутырской тюрьме, где находился в связи с пересмотром дела. Освобожден постановлением ОСО при НКВД СССР 8 сентября 1941. С тех пор жил в Москве.
Профессор Московского института востоковедения (1941-1950), МГУ. Действительный член АН СССР (с 1958).
Научные интересы – японская классическая и современная литература, социально-экономическая и политическая история японского средневековья, система японского образования, классическая японская и китайская философия, лингвистика. Издал переводы на русский язык ряда памятников японской классической литературы («Исэ-моногатари», «Ходзёки» и др.). Широкую известность получила книга «Запад и Восток» (1966), прослеживающая культурно-исторические параллели и способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока. Автор «советского извода» концепции «Восточного Ренессанса».
Как педагог воспитал много учеников, создал ряд учебных пособий. Редактор «Большого японо-русского словаря» (1970), по широте представленного в нем материала до сих пор не превзойденного.
В 1969 правительство Японии наградило Конрада орденом Восходящего солнца 2-й степени. Умер заслуженный востоковед СССР 30 сентября 1970.
2. Вклад Конрада Н.И. в науку
.1 Научная деятельность Конрада Н.И.
В 1914-1915 г.г. он проводил этнографические исследования в Корее, результатом которых стали «Очерки социальной организации и духовной культуры корейцев на рубеже XIX-XX вв.»
Н.И. Конрад был оставлен в Петроградском университете для подготовки к профессорскому званию, что открывало ему огромное количество перспектив в науке, но две революции сыграли в его жизни большую роль, но он был готов к переменам. Тогда казалось, что события близки к катастрофе, именно в эти годы Конрад утверждает, что научные проблемы для него на много важнее политических.
Н.И. Конрад познал на себе подлинный творческий успех, заслуженная слава, почести, награды и высшие научные звания не миновали его. На своем опыте он хорошо узнал, что такое «жесткая» система управления, цензура, идеологические рамки, карьеристы в науке, потеря единомышленников и предательство.
В 1921 г. после переезда в Орловскую губернию, публикует свои первые переводы и публикации, которые показали, что в лице Конрада отечественное японоведение приобрело уникального специалиста, там же в Орле он читает лекции по проблемам развития востоковедения. Практически универсальный востоковед-дальневосточник, считавший себя более синологом, Конрад, тем не менее, возглавил советскую школу японоведения. Практически это была школа Конрада – он создавал ее, в ней учил и учился сам.
Конрад неизменно был в центре споров о путях развития востоковедения в СССР. В Петрограде была сосредоточена элита «старого» востоковедения, которая претендовала на монопольное право определять предмет и структуру востоковедения, а так же систему управлении им, стремясь свести роль государства на минимум. В то же время в Москве формируется понятие «нового» востоковедения, основывающегося на марксистской методологии, обращенного, в основном, к проблеме национально-освободительного движения и тесно связанного с политическими интересами государственной власти. Конрад, входивший в элиту «старого» востоковедения все же признавал правомерность существования «нового». Он верил в возможности и видел способы использования культурного наследия Востока для решения конкретной и реально выполнимой задачи, выдвинутой революцией – создания культуры, соответствующей новому общественному строю.
Востоковеды сходились в одном – в основе востоковедения лежит изучения языка. Конрад был благожелательным и щедрым наставником, но был требователен, боролся с тем, что называется «ученические отношения к учебе». А для тех, кто действительно хотел учиться, он не считался временем, подсказывал интересные перспективные темы исследований. Он радовался, встретив в студенте единомышленника, товарища по интересам, человека, способного заниматься научной работой. На своем веку он поддержал немало ученых в их творческом поиске. Многие интересные начинания не получили бы успешного развития без его содействия.
Конрад интересовался коммунистами и их делами, планами, идеями. В начале 30-х гг. в одном из своих выступлений востоковед заявил, что не мыслит работы без участия в ней коммунистов. В коммунистах он видел ту силу, которая помогает в общем научном росте. Также его интересовала проблема общемирового влияния коммунистических идей. В начале 30-х годов по плану руководимого им Японо-корейского кабинета Института востоковедения АН СССР он организует изучение становления и развития в Японии под влиянием российской Октябрьской социалистической революции пролетарской культуры. Сегодня можно услышать, что она по своему качеству не заслуживала затраченных на ее изучение сил, и что в этом одна из причин, по которым Конрад, якобы, не состоялся как ученый.
После выхода рецензии Н.П. Мацокинана учебник японского языка П.А. Гущо и Г.С. Гробштейна разгорелись нешуточные страсти. В ответ на рецензию 37 японистов, среди которых был и Конрад, в коллективном отзыве заявили: «Научной ценности рецензия лишена полностью[…] Это попытка[…] на деле клеветнически дискредитировать советское востоковедение и воспрепятствовать его дальнейшему росту. Но в этой рецензии Н.П. Мацокин вполне ясно разоблачил только свое собственное лицо. Поэтому мы выражаем протест против нее и надеемся, что повторения подобных рецензий советская общественность не допустит». Мацокин был обвинен в вынашивании вредительских планов и репрессирован.
В окружении Конрада было так много «врагов народа», что сработала логика времени, и уже в 1938 он был арестован и сослан на лесоповал. В заключении Конрад пробыл до сентября 1941 года, конец срока провел в тюрьме на Лубянке. Сохранились рукописи его работ по китайской литературе, написанные там. Свой арест Конрад рассчитывал как самое ужасное. После освобождения большинство коллег встретило его тепло и радостно, но Конрад предложил забыть им все, что произошло за последние годы и письма, в которых он описывал все те эмоции, которые он пережил, так как надо вместе работать, а дело не должно страдать.
Размышляя о судьбе и задачах востоковедения, он говорит, что оно должно занимать более активную позицию в научной и общественно-политической жизни страны, само формировать запросы и ставить проблемы. По жизни он был человеком, который отступал от своих принципов, так как часто обстоятельства складывались так, что необходимо было идти на компромисс. Он считал это допустимым в интересах стоящего дела. В эти же годы у него были нежелательно большие затраты физических и душевных сил. Здоровье Конрада пошатнулось, что раздражало его, так как перед коллегами было неприятно выглядеть неполноценным. Осенью 1950 г. он даже уходить на пенсию по инвалидности, но вскоре возвращается в науку.
Противоречивые пятидесятые и шестидесятые годы богаты на событие. Это была эпоха пересмотра и оценки подходов к востоковедению. В 1954 г. еще до начала хрущевской «оттепели», Конрад получает возможность ознакомиться с трудами зарубежных лингвистов, ранее не доступных ему, но он решает отложить это и заняться изучением мировой науки начала 20-х годов. В 1955 г., Конрад принимает решение помочь А.А.Ахматовой вызволить из лагеря ее сына, востоковеда Л.Н.Гумилева. Не дожидаясь освобождения, Конрад пытается привлечь Льва Николаевича к работе над многотомной "Всемирной историей". Память об ушедших учителях, погибших друзьях и коллегах, помощь тем из них, кому удалось выжить, пройдя сквозь ад сталинских тюрем лагерей, материализовалась в жизни Николая Иосифовича Конрада в многолетний, каждодневный труд по изданию самого ценного для ученого – их научного наследия. При всей признанности научных заслуг, в 1958 г. Конрад был избран академиком АН СССР, его положение в науке в те и последующие годы оказалось весьма своеобразным. В целом, шестидесятые принесли ему больше разочарований. Главную особенность этих годов Конрад видел в изменении содержания общечеловеческих проблем. Он считал, что главная проблема человечества – проблема пути, по которому он идет, и надеялся, что в результате люди выберут путь гуманизма. Для этого был необходим отказ от насилия в отношениях между народами, уничтожение эксплуатации человека человеком. Конрад считал капитализм обреченным. На XXII съезде КПСС он выдвинул идею о построении в СССР коммунистического общества, которая была принята с живым интересом. Теоретически, процесс формирования культуры в новом коммунистическом обществе предполагал оценку культурного наследия прошлого.
Пройдя большой и нелегкий путь в востоковедении, он как бы на новом уровне понимания вернулся к сюжетам, занимавшим его еще в молодости. На материалах истории Востока (прежде всего Японии и Китая) и Запада (в основном Западной Европы) Конрад стремился наметить общую схему исторического процесса в древности и средневековье, в русле такого подхода он выдвигает концепцию "восточного Ренессанса", высказывая мысль о том, что понятие "Ренессанса" как явления мирового, закономерного для истории больших культурных народов, может быть рассмотрено и применительно к истории Востока. Дискуссионная постановка проблемы буквально взбудоражила гуманитарное сообщество, и это было едва ли не важнейшим ее следствием. "Спровоцировав" публичный интерес и внимание к историко-культурологическому, философскому осмыслению всемирной истории, Конрад тем самым смело принял на себя "огонь" как позитивной критики, так и ожесточенного неприятия. Статьи Конрада, посвященные проблемам единства человечества, неоднократно отклонялись. В лучшем случае его считали "чудаком", "романтиком" из прошлого века, в худшем – доходило до откровенного злобствования: в 1969 г., когда Конрад, первым из советских ученых, был удостоен японского ордена Восходящего Солнца, нашлось немало "коллег", сопроводивших награждение только одной репликой: "Пусть будет благодарен, что сейчас не 1937 год!" Он говорил, что научный пафос его работ последнего периода позволяет отнести их к области не только востоковедения, но и мироведения.
Со страниц «Литературной газеты» Конрад заявляет, что нужно помнить прошлое, уважать его деятелей, которые сумели мужественно донести все то, что было достигнуто. Своей перепиской с английским историком А. Тойнби он вызвал резкую критику, так как для многих советских коллег Конрада он был идеологическим противником. Конрад считал, что человек может иногда обогнать историю.
Как востоковед Конрад работал до последних дней своей жизни. Его заслуги в японоведении были отмечены правительством Японии, наградившем Конрада орденом Восходящего Солнца второй степени-высшим знаком отличия, который мог бы получить иностранец. В 1972 г. уже посмертно, его вклад в составление «Большого японско-русского словаря» был отмечен Государственной премией СССР. Новые издания трудов Конрада продолжают выходить. В 1991 г. он был реабилитирован. Его опыт и пример – опыт и пример отечественного интеллигента, которому за долгие годы разочарованность в работе и эгоизм так и остались неведомы.
После смерти Н.И. Конрада усилиями его вдовы Н.И. Фельдман-Конрад были подготовлены и опубликованы три тома «Избранных трудов», среди которых немало работ, увидевших свет впервые, а также сочинений, давно ставших библиографической редкостью. Значительным вкладом в изучение научного наследия Н.И. Конрада стал выход уже упоминавшейся книги «Н.И. Конрад. Неопубликованные работы. Письма». И все же необходимо признать, что некоторые аспекты исследовательской, творческой деятельности Н.И. Конрада еще до сих пор не получили должного освещения. Это в первую очередь касается его вклада в изучение этнографии, культуры и истории Кореи.
.2 Основные труды Конрада Н.И.
. Современная начальная школа в Японии. 1913. 156 с
.Япония. Народ и государство. Исторический очерк. 1923. 168 с.
.Синтаксис японского национального литературного языка. 1937. 375 с.
. Японская литература в образцах и очерках. 1927. 553 с.
. Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. Очерки. 1974. 567 с.
. О китайском языке. – «Вопросы языкознания». 1937. 375 с.
. Начало китайского гуманизма. 1957.
. Япония в позднее средневековье. 1957
. Столетие японской революции . 1968
Заключение
Научная и исследовательская деятельность Н.И. Конрада – важный этап в истории развития отечественного востоковедения. Он был тем, кто посвящает всю свою жизнь работе и любимому делу и его труд не прошёл даром. Его научные сочинения до сих пор пользуются интересом среди новых поколений ориенталистов и дают толчок для новых исследований и открытий. Труды Конрада получили своё признание не только среди советских и российских исследователей-востоковедов, но и за границей, о чём также свидетельствует награждение Николая Иосифовича японским орденом Восходящего Солнца.
На основе вышеизложенного можно с уверенностью заявить о его немалом вкладе Н. И. Конрада в развитие отечественного востоковедения.
Список литературы
советский востоковед конрад
1. Васильков, Я.В. Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917-1991)/Я.В.Васильков, М.Ю.Сорокина. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.- 496 с.
2. Конрад, Николай Иосифович // Википедия [Электронный ресурс]. – URL: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Конрад,_Николай_Иосифович>
. Милибанд, С.Д. Биобиблиографический словарь советских востоковедов/ С.Д. Милибанд. -М.: Главная редакция восточной литературы, 1975,- 713с.
. Монзелер Г. Против политически вредной рецензии // За большевистские кадры / Г. Монзелер,Е. Колпакчи и др.1936.
. Сорокина, М.Ю. Николай Конрад: жизнь между Западом и Востоком // Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР / М. Ю. Сорокина. – М.: Наука, 1995. 253 с.