- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,41 Мб
История народного художественного промысла ‘Гжель’
История народного художественного промысла "Гжель"
Содержание
Введение
. Характеристика гжельской местности (месторасположение)
. Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
. Место и роль народного промысла гжель
. Описание технологии производства
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
"История развития русского народного промысла "Гжель" является актуальной темой, так как гжель – это массовость и неповторимость. Это большой ассортимент, это утилитарность и красота. Веками отшлифовывались форма и роспись и сформировался особый гжельский стиль – бело-синий с плавным переходом от темных тонов к светлым. Гжельские изделия выполнены ручным способом. Все это вместе создает популярность, привлекает интерес. Гжель занимает особое положение и особенностью которого являются общепризнанные во всем мире культурные ценности народно-художественного промысла.
Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
В целостной картине искусства старой Гжели трудно выделить преобладающую черту. И все-таки, отдавая должное развитой живописной культуре, первооснову гжельской керамики мы видим в пластическом начале. Соединение в одном произведении гжельской майолики второй половины XVIII века пластики точеной формы с пластикой ручной лепки стало важным моментом, зафиксировавшим высокие достижения местных мастеров. Развитое пластическое чувство легло в основу их творческого мышления. Вся гжельская продукция, будь то посудная группа или лепные фигурные изделия, выделялась не столько богатством пластической и скульптурной разработки, сколько присущим им единством. Поэтому, говоря о пластике Гжели, мы имеем в виду весь комплекс пластических решений в произведениях гжельских художников. В преемственности ремесла – керамические фигурки, майолика XVIII века, полуфаянсовая и фарфоровая скульптура первой половины XIX века, фарфоровый лубок конца столетия – основным модулем оставался кустарный принцип пластической разработки вещи, целиком связанный с уровнем организации производства, ремесленным характером творческого процесса и характером передачи навыков мастерства. В ходе последнего закреплялась условная трактовка формы; нерасчлененность ее деталей целиком определялась пластическими возможностями материала – глины. Некогда естественно бытовавшие кустарно-ремесленные приемы, утратив свою оправданность, остались "жить" в искусстве современных художников Гжели. Они являются сегодня знаками и символами гжельской традиции, которые обретают художественную и культурную ценность лишь в сочетании с постижением духовного наследия традиции, проникновением в ее ритмику, гармонию, меру реального и вымышленного, условного и конкретного. Приемы ручной глиняной лепки получили статус "эстетических" и прочно утвердились в гжельском фарфоре – факт сам по себе исключительный. Длительная история развития фарфорового искусства Гжели наглядно демонстрирует, насколько сложным был процесс преодоления "глиняной" пластики, формирования "фарфорового" стиля в скульптуре и в решении посудных форм.
1. Характеристика гжельской местности (месторасположение)
Гжель – один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла.
Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен, вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 27 деревень, объединенных несколькими сельскими округами.
Волостной центр превращается в крупное село. В 1628 г. в нем отмечены два деревянных храма: действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Димитрия Селунского. В 1646 г. в Гжельской волости записаны 30 деревень,с 232 крестьянскими дворами. Если в деревнях было от 2 до 13 дворов, то село отличалось уже в это время своей многолюдностью: в нем насчитывалось 38 дворов крестьян, 2 двора бобыльских и два пустых двора, оставшихся после умерших жителей, да на церковной земле двор попа, дьячка, пономаря, просвирницы и 2 двора бобылей Повинности гжельских крестьян были таковы же, как и у крестьян соседних дворцовых волостей. В круг этих повинностей не входил распространенный в Гжели гончарный промысел. Он составлял их личное дело. Первоначально далеко не все крестьяне могли принимать в нем участие, а следовательно и хозяйства их развивались неравномерно: одни богатели и выходили в купцы, другие еле сводили концы с концами.
Большое значение этот промысел приобрел в XVIII веке, тогда с промыслами было связано 125 семейств, или 240 человек, из них 194 человека – вне своего села, поскольку вынуждены были искать средства к жизни на промышленных предприятиях в соседних деревнях. Главным промыслом был керамический. Небольшое число гжельцев работало в Москве и в других местах портными, прислуживало в богатых домах. В самом селе имелось 7 торговых заведений и 3 промышленных предприятия. Возле церкви проводились известные в округе ярмарки. Сюда на три дня съезжались купцы и крестьяне со своими товарами.
Во второй половине XVIII века Гжель прославилась своей яркой народной майоликой с ее неповторимыми формами изделий, как кувшинов, кумганов и квасников. В это время складывался национальный характер гжельской керамики, который определил развитие в XIX веке полу-фаянса, фаянса и фарфора.
Гжельские изделия покоряют особой образностью, их отличает оригинальное конструктивное решение формы, обилие пластического декора. Лучшие традиции прошлого нашли свое отражение в современном искусстве Гжели.
В селе находится АО "Синь России", где изготавливают фарфоровую скульптуру, посуду и другие изделия. Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе "Гжель" и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы Великой Отечественный войны, отделение АО "Гжельское", детский сад и средняя школа на 640 учащихся.
В школьном музее созданы стенды с фотографиями и документами гжельских жителей – участников Великой Отечественной войны. Хранятся в музее и другие реликвии; ведется работа по восстановлению обычаев прошлых поколений гжельцев. Так, например, в младших классах созданы фольклорные коллективы, исполняющие песни местных композиторов и поэтов о Гжели и Гжельском крае.
Подводя итог рассказу о гжельской земле, скажем, что мест, подобных Гжели, в России множество. И каждое из них своим многоцветием культурных богатств и традиций создает необыкновенный, знакомый каждому из нас образ любимой России. И Гжель в этом прекрасном соцветии занимает одно из самых ярчайших мест.
. Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды, то образуется особый вид фарфора – бисквитный. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой – относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-8000С, а потом уже с глазурью – при 1200-15000С. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.
Выделяются два принципиально разных вида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над глазурью. Во время под глазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большую температуру (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения под глазурного декора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, в связи с чем при обжиге 1100-14000С глазурь поднимается над декором и запекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор , а посуду с "под глазурным" декором можно использовать в микроволновых печах и в посудомоечных машинах. Старейшая над глазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-8000С.
Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором светлых тонов.
Наиболее крупным фарфоровым русским предпринимателем был М.С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основаны в 1832 г.), Конакова и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техничным исполнением и изысканным, не эклектичными декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс.
С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией.
3. Место и роль народного промысла гжель
Мы воспринимаем сейчас современную Гжель как некую "крестьянскую" страницу отечественного керамического искусства, правда, развиваемую в масштабах промышленного производства.Заслуживает особого внимания тот факт, что восстанавливаемое с конца 1940-х годов гжельское искусство только сейчас, в 1970-е годы, приобрело широкую популярность, стало созвучным миру эстетических представлений широкой зрительской и потребительской массы. Изменения ориентиров во вкусах и эстетических взглядах современников, в известной степени, связаны с настроениями "ретро", развивающимися на идеализации искусства прошлого, рукотворного, с программным стремлением к ощущениям уюта, гармонии. Широкое распространение тенденций "ретростиля" послужило в свою очередь более эмоциональному отношению самих художников Гжели к художественному наследию, в связи с чем более разносторонними и многогранными стали обращения к нему современных художников. Они, как отмечалось выше, уходят от прямых аналогий, поиски концентрируются в эмоционально-образном прочтении традиционного искусства. В полной мере это отразилось на характере пластической трактовки гжельской продукции.
Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. Пришла в Гжель после окончания института. Обладает богатой фантазией, трудолюбием, неиссякаемой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам сегодняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощущение современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные композиции. В числе ее изделий посуда и мелкая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание "Народный художник СССР".
Одной из первых работ, выполненных и подобном ключе, стала композиция Л. Азаровой "Чаепитие" (1966). В ней еще довольно скупыми средствами пластики, характерной для 1960-х годов, была достигнута занимательность сюжета. Острота прочтения традиции позволила автору на условности игрового действия воссоздать яркую картинку быта, добиться эмоциональной выразительности, "настроения" вещи. Присущая произведению живописность целиком создана пластическими средствами: ритмом движений, придающих композиции элемент раскованности, насыщением сюжета деталями, направляющими восприятие зрителя. Если попытаться найти аналогии "Чаепитию" в искусстве старой Гжели, то можно провести параллель с фарфоровым лубком, можно вспомнить скульптуру первой трети XIX века. Подчеркнутая нарочитость типов, условность живописной разработки фигур – традиционные приемы, позволяющие избежать натурализма, являются средствами художественного осмысления сюжета современной вещи.
В данной работе Л. Азаровой многие усматривали тенденции дальнейшего развития гжельского искусства. Умение организовать детали в композиции, добиться за счет их применения особой атмосферы уюта, теплоты свидетельствовало о творческом использовании традиции в современном искусстве. Эта работа говорит о расширении тематического круга мелкой пластики, усилении ее эмоциональной окраски.
Л. Азарова Квадратный чайник "Чаепитие"
Л. Азарова Масленка "Кит"
Л. Азарова Два самовара
Л. Азарова Масленка "Доярка"
Л. Азарова Фляга с архитектурными мотивами
В связи с этими тенденциями ведущее место в гжельской пластике занял бытовой жанр. Многочисленные варианты кормилиц с детьми на руках и в колясках; людей, читающих газету парами и в одиночку; женщин, вяжущих чулки, и баб с коромыслом – галерея типов, заключающих в себе разнообразие ярких характеристик.
Однако в условиях массового производства в рамках бытового жанра очень скоро сформировался стереотип, в основу которого была положена новая версия "псевдорусского" стиля, закрепленная во внешних "изобразительных" приемах. На пресловутом "псевдо" процветает мещанский сентиментализм в образных и пластических решениях всевозможных шкатулок, масленок в виде утки с утятами, курицы с цыплятами, кошки с человеческим выражением глаз, напоминающей копилку (3. Окулова, "Сказочный зверь", 1973).
Состояние, "настроение" некоторых сказочных персонажей: всадников, девушек-красавиц и других подобных образов – раскрывается за счет манерности поз, движений, что нередко граничит с красивостью. Несомненно, создавая подобные веши, художники отталкивались от сюжетного и образного строя гжельского лубка. Однако в современной транскрипции наивность видения и прочтения типов мастерами старой Гжели нередко теряется, становится игрой в примитив. Утрата в современном профессиональном искусстве, пусть даже всецело базирующемся на конкретной традиции, непрерывности народного творчества способствует расцвету декоративизма, в русле которого могут быть рассмотрены шкатулочки с петухами, бокальчики, несущие больше декоративной нагрузки, чем функциональной. В погоне за декоративными эффектами утрачиваются чистота и непосредственность гжельского стиля. Зародившаяся в русле нового направления, эта тенденция постепенно нарушила свойственное искусству Гжели равновесие функционального и декоративного. Сегодня довольно трудно провести грань между "функциональной" и "декоративной" продукцией. Современная гжельская посуда предельно насыщена пластическим декором, безгранично многообразным: от украшенных рельефами, волнистыми бортами, держателями в виде бутонов изделии – до скульптурных решений посудных форм. Однако близкая по строю народным вещам современная продукция в известной мере теряет их художественные качества. Сработанность предмета – масленки, шкатулки, кружки подменяется дробной пластической разработкой декора, которая "забивает" функциональные свойства вещи, мешает целостному восприятию. Сами утилитарные предметы вес чаще получают усложненную пластическую характеристику. Основной объем членится ободками, теряется устойчивая пропорциональность соотношений, ручки предметов порой излишне изломаны, нефункциональны (Л. Азарова, бокал "Подарочный", 1977).
Символом чистого декоративизма стал гжельский самовар. Он существует в нескольких вариантах. Самовар, имеющий смысл как самовар-сувенир, действительно наиболее удачен по пропорциям в меньшем размере. Стремление к правдоподобию, мнимой функциональности в самоваре большего размера прямо пропорционально утрате художественного качества, момента курьезности, превращает его в символ безвкусицы, неоправданности затрат материала и сил.
Думается, что подобные примеры иллюстрируют забвение основной заповеди народного искусства – выявление художественными средствами эстетики функционального предмета (вспомним, что в русском фарфоре появление самовара относится ко второй половине XIX века и связано с распространением эклектики). Декоративистские тенденции в творчестве гжельских художников привели, как ни парадоксально, в отдельных случаях к изменению самого пластического стиля гжельского фарфора. От нарочитой грубоватости форм до рафинированности в отделке их деталей – такова амплитуда пластических решений гжельских художников. Эти изменения, целиком лежащие в русле современных эстетических вкусов, еще не получили в Гжели достаточного творческого осмысления. Пока что более тонко отлитые лоточки, шкатулочки приобрели не свойственную фарфору жесткость (Т. Дунашева, столовый набор). Отмеченные выше очевидные в продукции изменения – свидетельство серьезных перемен в художественных поисках гжельских художников, в их творческой ориентации.
гжель фаянс роспись синий
Д. Азарова "Ставит самовар"
Е. Денисов Сувенир "Владимир"
В. Авдонин Большой чайник
З. Окулова "На выборы"
. Описание технологии производства
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
Заключение
В осмыслении традиции наблюдается своя эволюция, всегда связанная с художественными и эстетическими идеалами своего времени. Вполне очевидно, что современная Гжель переросла рамки традиционного локального центра. При определяющем значении наследия народной культуры, традиций местного керамического ремесла ведущими выступают сегодня у гжельских художников принципы профессионального художественного творчества.
В устойчивом процессе использования традиции народного искусства произошло перемещение акцентов. Если раньше, в момент восстановления гжельского производства, профессиональный художник, обращаясь к народному, искусству, пытался дать вторую жизнь традиции, стремился к достоверности оригинала, полностью подчинив при этом свои творческие интересы задачам промысла, то теперь преобладающая сила творческой индивидуальности художника-профессионала окрашивает все современное искусство Гжели.
Происшедшие изменения естественны, они характеризуют иную, более высокую ступень в понимании традиции и отношении к ней – в сочетании двух методов творческого процесса (ремесленного и профессионального); двух характеров творческого мышления – современного индивидуального и основанного на коллективной художественной традиции. Таким образом, новое в ряду культурных и художественных явлений место гжельского искусства связано с эволюционными и эстетическими процессами, а также с проблемами наследования народной художественной традиции и особенностями развития современного профессионального творчества. Нет сомнения, что гжельское искусство находится сегодня в эпицентре сложных художественных исканий.
Особенно ощутимы они в пластике. Современный гжельский пластический стиль развивается в русле все большего подчинения традиционных приемов народной керамики стилевым тенденциям профессионального и в известной степени промышленного искусства. Возможно, мы являемся свидетелями формирования нового образования – искусства, органично сочетающего в себе все эти составные.
На редкость завидная популярность у гжельской продукции. В возросшем спросе на Гжель – ее всеобщее признание. Сегодня вера в художественную непогрешимость гжельской продукции стала ориентиром в художественных вкусах широкого потребителя. Это ко многому обязывает. Правомочность творческих исканий художниками производства – безусловна. Они, как никто другой знающие гжельскую традицию, должны осознавать меру возможного преломления совершенной народной культуры данного производства. Здесь, в Гжели, как нигде, должны ценить и беречь высокую пластическую культуру местной керамической традиции, при всех изменениях вкуса и стиля сохранять принципиальную верность ей, не размениваясь на внешние декоративные эффекты.
Список литературы
1. Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. – 2000. – №2. – С.46-47.
. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Гжель. Керамика 18-19 веков, керамика 20 века. М., Планета, 1982г.
. Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково. М., КОИЗ, 1957г.
. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. М., Знание, 1985г.
. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 176 с., ил.
. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982. – 577 с., ил.
. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984. – 144 с.
. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высш. Школа, 1992. – 159 с.
Приложение
лет Победы…
Тарелка настенная большая h-26 см
Фляжки авт. Новиков
Скульптура "День Победы" авт. Федоровская Т. h-12 см
Квасник "Зима"
Квасник "Золотой петушок"
Тарелка "Дом"
Лоток "Рыба"
Пасхальная композиция – "курица на насесте" (тарелка под яйца и курица)
Яйцо – Храм Христа Спасителя
Шахматы морские
Кружка – держава