- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 508,2 Кб
История села Аксаково
Содержание
Введение
. Природа села С.Т. Аксакова
. Дом С.Т. Аксакова
. Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой « Знамение»
. Музей – усадьба С.Т. Аксакова
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Природа Оренбуржья издавна славится своей уникальностью.
Это бескрайние поля красоты. Первозданность природы и свежий воздух не меняются. Можно бродить босиком, валяться в траве и просто дышать, чтобы получить огромное удовольствие от соприкосновения с природой. Но, не смотря на то, что больше мы слышим именно об оренбургских степях, это не означает, что в Оренбургской области мало лесов и лесопосадок.
Леса области уходят в такую высь, что, кажется, макушки деревьев скрыты за облаками. Стволы деревьев необъятны, а на затененных местах деревьев скрываются огромные бабочки, ночные мотыльки, огромные, пушистые и белые, как снег. Леса густые, они совершенно не уступают джунглям.
Так ж нельзя оставить без внимания Уральские горы- единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг, является границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями нашей страны – Европейской и Азиатской.
Есть в Бугурусланском районе место, где замедляется стремительный бег времени. Стоит между живописными холмами, в стороне от больших дорог, старинное село Аксаково. В центре его – прекрасный дом, срубленный красиво, добротно, как в старину. А вокруг парк, где шумят вековые липы и задумчиво стоят четыре сосны – они помнят ещё Сергея Аксакова. Мимо течет быстрая река Бугурусланка. Под Челяевской горой раскинулся пруд.
В трех километрах от Аксаково возвышается барский родник, утопая в зелени и деревьях. Оттуда возили на лошадях в больших бочках воду для хозяев. Как и много лет назад, за чистой родниковой водой ездят аксаковцы и гости.
1. Природа села Аксакова
Аксаково располагается в живописном месте, в северной части области в 35 километрах от города Бугуруслан, недалеко от трассы Бугульма-Бузулук. На территории родовой усадьбы писателя действует музей его имени.
Дорога до усадьбы занимает более двух часов, но это время совсем не покажется утомительным.
На ее территории находятся сосны, которым более двухсот лет, а также насаждения начала восемнадцатого века. В этих местах прошли детские годы писателя Сергея Аксакова. Если пройтись по парку, кажется, что невольно перенесся в те годы, когда все было совершенно по-другому. В самом парке красивые деревья, деревянные скамейки, огромная беседка, озеро. Такое путешествие во времени приносит незабываемые эмоции. На правом берегу реки под названием Большой Кинель выступают два узких увала, на которых заметны красные песчаники.
Сквозь купы деревьев проглядывала отражающая облака река, видны были старые сосны, а дальше снова горы, уходящая вдаль долина с густыми уремными лесами.
Красоту природы С.Аксаков описывал в своих произведениях: «Аленький цветочек».. «Кинельская чаша
2. Дом С. Т. Аксакова
Рассмотрим дом Аксакова.
Первая комната представляла собой прихожую со многими старинными вещами: резное зеркало, деревянные скамейки, плетеные коврики. Следующая комната-кабинет дедушки С. Аксакова. В кабинете сохранился дубовый стол, деревянные счеты, резное кресло, которое, как говорила экскурсовод, дедушка Аксакова любил выносить на улицу теплыми летними вечерами и любовался замечательной природой.
Затем комната бабушки Аксакова. В комнате большой деревянный стол, покрытый кружевными салфетками, в углу – комод с большим зеркалом. «По приметам, смотрясь в старинное зеркало, нужно улыбнуться, чтобы злые духи не навредили Вам».
В другом углу располагается высокая тумбочка, чем-то напоминающая современную кафедру. На тумбочке видны древние молитвенные книги.
Дальше располагается столовая Аксаковых. Это небольшая комната со множеством буфетов, в которых находилась старая итальянская фарфоровая посуда. Мать Аксакова была ценительницей подобных вещей.
Затем комната, в которой жили слуги Аксаковых. Там можно увидеть старинную прялку, деревянную люльку, предназначавшуюся для маленьких детей. Имеются различные вещи, которыми пользовались в быту крестьяне.
Многие вещи в доме до создания музея находились в пользовании местных жителей, которые даже не подозревали о ценности этих вещей.
В следующей комнате – гостиной находился деревянный стол с мраморной столешницей, он был найден на чердаке дома одной из местных жительниц. Гостиная – самая светлая комната дома. У стены располагается старинное пианино, за которым музицировала мать Аксакова, большой шкаф, дверки которого украшает необычная композиция из papier-mаchе.
Потом комната родителей Аксакова, комната самого писателя. Множество портретов, картин, чучела животных, стол, за которым писал свои произведения Аксаков, огромное окно, даже перо, принадлежащее писателю- всё это можно увидеть в комнате Сергея Тимофеевича Аксакова.
. Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой « Знамение»
Обет возвести Знаменскую церковь дал еще дед писателя – Степан Михайлович Аксаков в те времена, когда переселялся из Симбирской губернии со своим семейством и крепостными крестьянами в «неизвестную басурманскую сторону», на «простор и приволье берегов Бугуруслана». С первого камня новоселившуюся деревню назвали Знаменской, но позднее это название осталось только в деловых актах, а крестьяне и все окружающие соседи стали звать деревеньку Новым Аксаково по прозванию барина и в память Старого Аксаково Симбирской губернии. До постройки церкви главной святыней имения Аксаковых была икона во имя Божией Матери «Знамение». Хранилась она в господском доме, и без нее не проходило ни одно значительное событие…
Прекрасная каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» часовня и фамильный склеп Аксаковых были разрушены в 1932-36 годах в период коллективизации, поэтому воссоздать первоначальный облик храма можно только по архивным документам и фотографиям…
Первое упоминание в документах о церкви в деревне Аксаково относится к 1799 году. В Указе Его Императорского Величества из Казанской Духовной Консистории в Оренбургское духовное правление “велено, на прошение Бузулукской округи деревни Аксаково помещика Титулярного Советника Тимофея Аксакова о дозволении в вотчине его в деревне Аксаковой построить вновь каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы”.
Документы свидетельствуют о том, что церковь строилась довольно значительное время. Вышеназванный документ о разрешении строительства затерялся в канцелярии, вскоре в канцелярии случился пожар и указ был утерян. На протяжении нескольких лет, ожидая разрешения о строительстве, Тимофей Степанович готовил строительный материал: “нанял подрядчика, законтрактовался сделать триста тысяч кирпича и тесать камень, выложить до цоколя и произвесть всю каменную кладку, вырыть фундамент и забутить по плану, высланному от Академии художеств”.
В 1800 году он писал вновь прошение: “Я желаю в деревне моей Аксаковой построить каменную церковь во имя Знамения Божией Матери, и для чего материал приготовлен, дикой камень натесан, кирпичи изготовляются, известка сожжена, на фундамент камень изготовлен, рабочие для кладки церкви подряжены и план из Петербургской Академии мною получен… а по выстроении содержать собственным коштом в благолепии церковную утварь, я обязуюсь под кладбище оной, под усадьбу и на содержание будущих при ней священнослужителя и церковнослужителей пахотную и сенокосную положенную по межевой инструкции пропорцию 33 десятины законным порядком отведу… ”.
Повторный Указ о строительстве церкви во имя Знамения Божией Матери “ на прочном и приличном месте” был издан Святейшим Синодом только 8 ноября 1809 года. К 1814 году церковь уже практически была построена “длиною в 14 , а поперечины невступно 8 сажен”
Первоначально Тимофей Степанович просил дать разрешение на постройку церкви с одним Т.С. Аксаков писал преосвященному Августину Епископу Оренбургскому "площадь храма не позволяет внутри иметь печи для зимнего времени" и сообщал о том, что в построенной им церкви приготовлен иконостас, образа и отливается чугунный пол для устройства в ней придела во имя Сергия Радонежского, о чем просил дать разрешение. В декабре 1815 года указом Священного Правительствующего Синода "просителю Аксакову дано дозволение на устроение придела Сергия Радонежского".
“Знаменская церковь с. Аксакова. Церковь каменная имеет вид корабля с колокольней, тремя наружными дверями, восемнадцать окон, одной нишей, крытая железом. Кресты на церкви и колокольне железные. Пол в алтаре и главном пределе чугунный, в боковых пределах асфальтовый, ограда каменная, шесть колоколов.” Опись составлена в сентябре 1928 года.
. Музей – усадьба С.Т. Аксакова
природа аксаково усадьба заповедник
Решение о создании мемориального комплекса-заповедника, который включал бы родовой дом, водяную мельницу, часовню, парк, было принято на заседании Оренбургского исполкома областного совета в 1989 году. Основным документом для начала работ по проектированию экспозиции стала научная концепция, авторами которой были директор областного краеведческого музея Н.А. Ерёмина и сотрудники. А основным источником при разработке проекта экспозиции были книги С. Т. Аксакова: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», а также имеющийся фонд музея. И когда барский дом был отстроен, экспозиционная группа из областного краеведческого музея под руководством Н.А.Ерёминой совместно с сотрудниками Аксаковского музея приступили к реализации художественного проекта экспозиции. Огромную помощь в восстановлении музея-заповедника оказал тогдашний начальник лесхоза Жижкун А.И
В восстановленном барском доме сейчас расположен музей. Экспозиция музея рассказывает о заселении земель Оренбургского края и Уфимского наместничества в середине 18 века, о поселении дворян Аксаковых на берегах реки Бугуруслан. Здесь представлены материалы о жизни писателя в Оренбургском крае, о местах, которые легли в основу его произведений. В залах музея можно увидеть подлинную аксаковскую мебель 19-20 веков, вещи и документы, рассказывающие о потомках Аксакова, коллекцию картин, посвящённых местам, связанных с его жизнью и творчеством, предметы старины. Почти удалось воссоздать горницу деда писателя – Степана Михайловича, основателя с. Знаменское (Аксаково), отразив культуру народов края, соединить стилевые решения в оформлении интерьера здания. В новом музее 6 экспозиционных залов. Экспозицию открыл комплекс материалов, посвящённых С.М.Аксакову. Это рассказ не только о главе семьи, но и о многом другом. В экспозиции – ларец с двойным дном для бумаг, герб рода Аксаковых. В этом гербе запечатлена военная история рода Аксаковых – в щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзённое стрелою. Щит венчает рыцарский шлем, с дворянской в нём короной, страусовыми перьями. Налёт на щите серебряный, подложенный красным. Поддерживают щит два воина в латах с копьями руках. Древность дворянского рода была гордостью С.М.Аксакова. Эта тема органично переходит в другой зал, скрывающий нравы и устои старинной патриархальной семьи Аксаковых, типичной для эпохи крепостничества, где царят насилие, деспотизм. В бывшей девичьей и людской поместили экспозицию «Этнический состав и быт местного населения», куда вошли предметы быта народов, населявших эту местность в 18 веке. Это костюмы русских, мордвы, чувашей, татар, орудия труда, документы, фотографии, акварели. Здесь же поместили часть интерьера крестьянской избы. Экспозиция отразила и тему изнурительного труда крестьян и традиции, обряды, а также показала поэтическую натуру крестьянина. О молодых Аксаковых, родителях будущего писателя, рассказывает экспозиция следующего зала «Жизнь и быт провинциальных помещиков Оренбургского края». С.Т.Аксаков по отцовской линии происходил из старинного дворянского рода оставившего заметный след в русской истории. Основателем рода, который корнями уходит в 11 век, был варяжский князь Оксак, вассал норвежского короля Гокона Слепого, пришедший вместе со своей дружиной в землю Русскую на службу к Великому князю Всеволоду Ярославовичу и оставшийся жить на Руси. В комнате родителей, в центре, портреты отца и матери писателя. Отец – Тимофей Степанович – был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Серёжа рос и умственно развивался под влиянием матери, Марии Николаевны Аксаковой, урожденной Зубовой. Сергей Тимофеевич ярко описал хapaктep матери и её нравы в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Это была начитанная, впечатлительная и властная женщина, со страстной, неуравновешенной натурой. Авторам экспозиции удалось раскрыть характеры отца и матери С.Т.Аксакова, проследить их духовные и родственные связи с Рычковыми, Карамзиными, Мертваго и другими известными людьми той эпохи. Здесь материал, в основном, плоскостной: фотографии, документы. Достойное место в экспозиции заняли старинный круглый стол с мраморной столешницей, книги, портреты. Частично эта тема продолжается в следующем зале, посвященном детским и юношеским годам С.Т. Аксакова, так как родители писателя последовательно формировали его характер, интересы, любовь к родной земле, природе, народному творчеству. Комплекс «Аленький цветочек органично дополняет выставку в этом зале. Завершают экспозицию музея две темы: «Русский писатель С.Т.Аксаков – певец Оренбургского края», и «С.Т. Аксаков – выдающийся русский писатель». В этих залах, из-за недостатка подлинных предметов, многое опирается на воссозданные документальные источники, фотографии, произведения писателя, что ведет к музейной условности, но тем не менее, все объединено в один историко-литературный ряд. Здесь размещены материалы свидетельствующие о становлении Аксакова – писателя, художника, о его дружбе с Н.Гоголем, о признании творчества писателя выдающимися критиками.
Заключение
В наши дни в усадьбе удалось сохранить остатки древесно-кустарниковых насаждений конца XVIII – начала XIX века, перед домом-музеем сохранилась аллея акаций. Можно сказать, что это уголок, куда приходит каждый любящий родную землю, тот, кто хочет взглянуть на мир глазами Сережи Аксакова.
Площадь усадьбы С.Т. Аксакова составляет 530га.
Совсем недавно усадьба находилась в плачевном состоянии. Экспонаты молили о реставрации, а восстановленный на прежнем фундаменте барский дом Аксаковых рушился на глазах. Здесь 20 лет ничего не делалось. Здания были в полуразрушены. Была поставлена задача «Сохранить и восстановить усадьбу в том виде, в котором она была 200 лет назад», которая вскоре была выполнена.
Сегодняшнее Аксаково – современное село, строится оно теперь по генеральному плану. В Аксаково в 2006 году полностью завершилась телефонизация села. Несомненно, памятные места Сергея Тимофеевича Аксакова стали одними из самых почитаемых и самых посещаемых на грани Заволжья и Уральских предгорий.
Список литературы
1 В.А. Альтов «Бугуруслан». Челябинск – 1990 г.
2 <#”800529.files/image001.jpg”>
Музей – усадьба С.Т. Аксакова