- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 84,68 kb
Историко-культурная характеристика Дальнего Востока России
Введение
В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями «регион» и «район» ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.[1]
Существенной характеристикой региона является его историко-культурный потенциал.
В данной работе предлагается рассмотреть историко-культурную составляющую регионов на примере Дальнего Востока. Выбранная тема работы остается весьма актуальной на протяжении всего времени освоения нашего Дальнего Востока.
Цель работы – дать историко-культурную характеристику Дальнего Востока России.
В работе поставлены следующие задачи:
· Дать общую характеристику регионов Дальнего Востока;
· Рассмотреть историю и культуру каждого региона Дальнего Востока.
1. Общая характеристика регионов Дальнего Востока
Дальний Восток России представляет собой обширный по территории регион, площадь которого составляет 36,4% всей территории России. В состав Дальневосточного района входят Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области. По Федеративному Договору все эти территории являются субъектами Федерации.
Все административно – территориальные образования Дальнего Востока обладают не только географическим единством, но и связаны между собой в экономическом отношении. Дальний Восток занимает уникальное экономико – географическое положение в России и в Азиатско – Тихоокеанском районе. Регион широким фронтом выходит к Северному – ледовитому и Тихому океанам, являясь тихоокеанским фасадом России, соседствующим с США, Японией, Китаем и КНДР.
Одновременно регион находится на кратчайших путях из стран Западной Европы в страны АТР. В незамерзающих портах Дальнего Востока смыкаются с океаном мощные системы Транссибирской и Байкало – Амурской магистральных железных дорог, пересекающих Евразию, а вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь. Это открывает большие возможностей международных транзитных перевозок и создания различных предприятий, развития международного туризма.[2]
Дальний Восток был освоен Россией только во второй половине 19-го века и с самого начала превратился в военный форпост страны на Тихом океане. Лишь позднее, с началом Столыпинских реформ, начинается экономическое освоение региона, его земельных, а затем и минерально-сырьевых ресурсов, рыбы, леса.
Советский период экономического развития Дальнего Востока России мало чем отличался от дореволюционного. Дальний Восток рассматривался преимущественно как военный форпост России на Тихом океане. Россия, а затем СССР опирались на этот регион как на тыловую базу военных операций. Наличие здесь богатых природных ресурсов вплоть до начала 60-х годов не принималось в качестве серьёзного аргумента для вложений сюда средств. Слишком далёк был дальневосточный край, слишком малозаселен.
Только в начале века необходимость найти новые массивы сельскохозяйственных земель для проведения аграрной реформы заставила начать эксплуатацию земельных ресурсов Дальнего Востока. Это положило начало заселению края.
По мере заселения начинали активно вовлекаться в эксплуатацию наиболее ценные и в то же время доступные, не требующие специальной подготовительной работы по вовлечению в хозяйственный оборот природных ресурсов: рыба в прибрежных районах, золото и лес. Традиционно развивается пушной промысел. Уже в этот период Дальний Восток начинает играть заметную роль в экономике страны, эксплуатируя уникальные природные ресурсы.
Первая мировая война и особенно гражданская война и интервенция сильнее и дольше, чем в других регионах, оказывали влияние на хозяйственную жизнь ДВР. В течение длительного времени ДВР был оторван от остальной части страны, что породило определенную автономизацию хозяйственной жизни на его территории. Хозяйство региона в известной степени переориентировалось на удовлетворение собственных нужд и на использование имеющихся возможностей в укреплении экономических отношений с сопредельными странами.
2. Историко-культурная характеристика регионов Дальнего Востока
2.1 Республика Саха
Якутия имеет древнюю и самобытную историю. На ее территории человек появился в доисторические времена, боролся со стихиями, изменением климата, оставил многочисленные следы своего пребывания. Углубляясь в нашу историю, мы видим часть героической эпопеи древних тюрков, создавших свою цивилизацию на всем протяжении Великой Степи. Ведь предки саха – курыкане – это северные тюрки, унаследовавшие всю мудрость и доблесть тюркских народов. Волей истории попав в северные края, смешавшись с местными и другими пришлыми племенами, они стали костяком народа саха.
История Якутии – это история борьбы с суровыми условиями севера. Не будет преувеличением сказать, что все народы Якутии выиграли эту нелегкую борьбу, обогатили человечество опытом хозяйствования на самом холодном крае Земли.
Название "якуты", "якольцы" русские переняли от эвенков. Оно закрепилось не только в России. Вот почему парламент утвердил двойное название – Саха и Якутия, в котором удачно соединилось самоназвание народа и утвердившееся за ним распространенное и привычное наименование.[3]
В якутском народе сохранены легенды о первопредках якутов Омогое и Элляй-Боотуре, которые прибыли на среднюю Лену с юга, о воинственном кангаласском военачальнике Тыгыне, который в легендах представлен самовластным повелителем многих родов.
Предки якутов были, как считают, скотоводческими тюркскими племенами. За это говорит весь уклад их жизни – пришельцы, как и народы Центральной Азии, были скотоводами, местные же племена занимались охотой и рыболовством. По своему строю, по словарному запасу язык якутов свидетельствует о тюркском происхождении так же, как и верования, предания и искусство. Продвинувшись далеко на север, вплоть до берегов Ледовитого океана и Колымы, якуты оказались как бы изолированным островком среди народов Сибири, оторванными от других скотоводческих народов Азии. Доказано, что и якутская лошадь, являвшаяся основой хозяйства, ведет происхождение от лошадей Центральной Азии.
Праздник восхода солнца, а по-якутски, "ы-ыссых",- очень древний. Он проводится в середине июля. Это время имеет особое значение – длится период белых ночей. Праздник уходит своими корнями далеко в прошлое, когда язычники якуты, ведшие кочевой образ жизни, целиком и полностью зависели от светила. Они верили, что после периода белых ночей всё становится новым: новое солнце, новые дети у оленей.
Сначала праздник проводят в удалённых сёлах, затем – в областных центрах, но самый главный этап празднования приходится на столицу республики Саха – Якутск. Начинается действо на восходе, хотя его трудно определить в это время. Все: женщины, мужчины, дети – собираются в месте, выбранном старейшинами.
Основным материалом для изготовления одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Одежда богато украшалась, причем декор имел культовое значение и «оберегал» носящего. Верхний мир – мир небожителей олицетворяли круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Вышивка обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю отражала зависимость жизни на земле от нижнего мира. Колер костюма определялся натуральным цветом меха, кожи и замши, а также природными красителями. Оживляющими костюм деталями являлись перфорированная отделка из материалов различной фактуры и вышивка растительных орнаментов.
Традиционная праздничная одежда состоит из шубы, головного убора и шейного украшения (гривны). Шуба, застегивающаяся на серебряные плоские пуговицы, крыта черным сукном и подбита мехом из соболиных лапок; воротник и оторочки – из более темного меха соболя.. Украшена шуба вставками из широких полос парчи и нашивками из серебряных пластин. Шапка дьабака характерной конусовидной формы, сшита из меха россомахи. Навершие всегда украшалось круглой металлической бляхой – солярным символом.
Принятие православной веры и развитие торговли в конце Х1Х – нач. ХХ в. привело к влиянию русской культуры на якутскую. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья с широкой оборкой по низу, кушаки, фабричная обувь. Стали доминировать серебряные украшения. Тем не менее костюм по своему художественному образу оставался созвучным костюму предков – тюрков и монголоязычных скотоводов.
В прикладном искусстве народов Якутии отражаются не только их представления о красоте, но и их мировоззрение, сохранившее религиозно-мифологическую основу: веру в духов, анимализм и тотемистические зооморфные культы. Предки народа саха широко и высокопрофессионально осваивали природные материалы: дерево, кость и металл. Якутские мастерицы творили великолепные вышивки и аппликации из сукна, ровдуги, меха, создавали красивые и сложные костюмы. В отличие от многих аборигенов, якуты знали керамику. Наиболее употребляемыми материалами для изготовления утвари и хозяйственных орудий являются дерево и береста. Особой популярностью у якутских мастеров пользуются лиственница, береза и сосна. Немало изделий создаются из тальника. Много об искусстве древних резчиков могут рассказать старинные чороны – якутские кубки из цельного куска дерева. Чорон – любимый и обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, особенно он необходим в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносят молодым на свадьбе, встречают гостей. [5]
В хозяйственном инвентаре якутской семьи было много берестяной посуды. Из этого мягкого прочного материала делали не только мелочь, но и довольно большую посуду для молочных продуктов, Берестяным ремеслом обычно занимаются женщины. Конским волосом они сшивают туеса, табакерки, чабычахи.
2.2. Еврейская автономная область
Образование Еврейской автономной области было объективной необходимостью для 2,2 млн. евреев, проживавших в Советском Союзе. Отнесенные царизмом к группе “инородцев”, ограниченные в выборе места жительства, возможности владения жильем, занятием земледелием и другими видами деятельности, они в основной своей массе продолжали оставаться одним из самых обездоленных этносов страны с низким жизненным уровнем, имеющим довольно ограниченные возможности для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.
История образования Еврейской автономной области, как первого и единственного государственного – территориального образования евреев в СССР начинается с принятия 28 марта 1928 Президиумом ЦИК СССР Постановления “О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края”, имея в виду “возможность организации на территории названного района еврейской административной территориальной единицы”.
В мае 1922 года на станцию Тихонькая, где находился Биробиджанский переселенческий пункт, прибыла первая партия переселенцев из городов и сел, местечек Украины, Белоруссии, центральных районов России. Еврейские поселения, создаваемые в небольших населенных пунктах, соединяли Транссибирскую магистраль с долиной Амура. Эпицентром еврейского переселения стала станция Тихонькая (впоследствии г. Биробиджан). Факт возрождения суверенной еврейской территории, хотя вдалеке от реальной прародины и в виде автономии, активизировал приток сюда и иммигрантов из-за рубежа, искренне верившие в то, что Советский Союз – демократическое народное государство. С такими мыслями приехали из Аргентины, Литвы, Франции, Латвии, Германии, Бельгии, США, Польши и даже из Палестины почти 700 человек.
60-80 годы XX века характеризуются устойчивым подъемом экономики области. Строятся новые промышленные предприятия, реконструируются действующие. Область стала играть заметную роль в удовлетворении потребностей страны и Дальневосточного региона в ряде сырьевых продуктах (олово, брусит, известь, лесоматериалы), изделиях легкой промышленности, сельхозмашинах, трансформаторах, продуктах сельскохозяйственного производства. Однако созданные в области промышленные предприятия зависели от поставщиков и смежников из других частей страны. В основном это были производства с большой долей ручного труда и использованием современных технологий, с повышенной степенью экономической опасности. Область до сих пор не имеет наукоемкого сектора в своем индустриальном потенциале. Эти перекосы в экономике области являются одной из причин сложного нынешнего ее состояния.
Широкое развитие в ЕАО получила многонациональная культура, искусство. Помимо областных газет издавался литературно-художественный и общественно-политический журнал “Форпост”, в котором печатали свои произведения крупнейшие советские еврейские писатели и поэты. Важным историческим событием стало создание ГОСЕТа – Государственного еврейского театра. Первая труппа профессионального театра состояла в основном из выпускников московских театральных училищ, а сформировал ее известный режиссер и актер Соломон Михоэлс. Первым спектаклем нового театра стал «Тевье-молочник» по книге Шолом-Алейхема. Расцвет ГОСЕТа пришелся на предвоенные годы, когда его возглавлял заслуженный артист РСФСР М.Гольдблат.
Гордостью Биробиджана стала областная филармония, построенная по специальному проекту. Здесь проходят концерты и спектакли, празднуются важные. Все успехи в развитии экономики и культуры области – дело рук ее первостроителей, тех, кто отдал частицу своей души и сердца этой земле. Уникальной можно назвать областную универсальную научную библиотеку имени Шолом-Алейхема – ровесницу области. Большая история у областного краеведческого музея, основанного сразу после войны.
В 90-е годы вошло в традицию проводить фестивали на международном уровне вначале еврейской, а потом – и славянской культуры. Возрождаются казачья и украинская культуры
2.3 Приморский край
Приморский край расположен в самой южной части Дальнего Востока. До 80% территории края составляют горы – многочисленные хребты, сопки, увалы (практически все они относятся к горной системе Сихотэ-Алинь, простирающейся с северо-востока на юго-запад).
Когда-то экономическая экспансия вывела к берегам Японского моря тунгусо-манчжурские племена мохэ. Так на обширном пространстве Северо-Восточного Китая и Корейского полуострова возникло государство Бохай, ставшее первым государственным образованием и на территории Приморья. Оно включало значительные территории Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи. Еще больше следов своей хозяйственной деятельности оставила на территории края чжурчженьская империя Цинь, в течение столетия контролировавшая весь Северный Китай, и возникшее в результате ее распада государство Восточное Ся. Исследования целогро ряда обнаруженных крупных и средних городов – административных и ремесленных центров этих государств, свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры чжурчженей.
Монгольское нашествие опустошило и разорило Приморье. Уцелевшее население ушло в тайгу, отгородилось от внешнего мира перевалами Сихотэ-Алиня. До середины XIX века, когда в этих местах появились первые русские люди, край оставался диким и забытым. Айгуньский договор 1858 г. между Россией и Китаем, объявивший территории к югу от Амура и востоку от р.Уссури в "совместном хозяйственном ведении двух государств", дал России юридические основания для экономического освоения края и создания первых русских поселений. Пекинский договор 1860 г., передавший край под ее полную юрисдикцию, стал поворотным пунктом в его развитии.
Основой верований нанайцев, удэгейцев и отчасти тазов было представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен духами и душами.
Основная культурно-историческая достопримечательность края – единственный морской заповедник в стране, организованный в 1978 г. (примечательно, что из 63 тыс. га площади этого заповедника суша – острова – составляют только 1300 га, остальное это именно территория акватории).
Заповедник занимает часть акватории залива Петра Великого Японского моря, 12 небольших островов, а также участок материкового побережья. Основное богатство заповедника – морские беспозвоночные животные: осьминоги, трепанги, морские звезды, крабы. На его акватории обитают также многие из 1000 видов рыб Японского моря, а также тюлень, лахтак, большая касатка, кит-малый полосатик. Входящие в заповедник острова – это также места массовых гнездовий морских птиц.
Территория заповедника занимает большую часть хребта Большой Хехцир и заключена между долиной р. Уссури и железной дорогой Хабаровск-Владивосток. Административно заповедник находится в Хабаровском районе Хабаровского края.
Заповедник был создан как звено единой "цепочки" особо охраняемых природных территорий, призванных охранять типичные ненарушенные ландшафты Приамурья и свойственной им эндемичной флоры и фауны. Заповедник представляет типичные среднегорные ландшафты хр. Большой Хехцир.
Интересна культура проживающих по Амуру нанайцев (прежнее название – гольды). Их декоративно-прикладное искусство, особенности традиционного природопользования: охота, рыболовство, езда на собачьих упряжках, изготовление одежды и обуви из рыбьей кожи заслуживают внимания. Для нанайцев также характерна летняя большая берестяная коническая шляпа (0140 (Хабаровск). Интересны также одежда, традиции, орудия промыслов и предметы быта других народов Приамурья – ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов.
Когда-то на этой территории жило довольно значительное количество китайцев и корейцев ) (подверглись переселению в конце 1930-х годов). Сохраняются потомки Амурского казачьего войска, задачей которого была охрана границ с Китаем по рекам Амуру и Уссури (в 1889 г. из него было выделено Уссурийское казачье войско).
2.5 Амурская область
Земли будущей Амурской области вошли в состав России в 40-х годах 17 в. В 1858 г. была создана Амурская область, которая входила в состав Приамурского генерал-губернаторства. На территории области расселялось Амурское казачье войско. В 1920-1922 годах область входила в состав Дальневосточной республики.
Письменные памятники достаточно полно рассказывают об истории этого края лишь с появления здесь русских поселенцев в середине XIX века. Древнейшими и всемирно известными памятниками времен раннего палеолита в Приамурье являются местонахождения Кумары, Усть-Ту, Филимошки. Вероятно, их оставили охотники, мигрировавшие вдоль рек за животными. Постоянное население по берегам Амура, Зеи и их притоков появилось в верхнем палеолите (около 40 тыс. лет назад).
В конце VII века в южной части современных Приморья и Маньчжурии появляется государство Бохай, основанное племенами, родственными амурским народам. В это время отмечен рост населения Приамурья. Одной из самых замечательных и драматических страниц в истории освоения Восточной Сибири русским народом явилась амурская эпопея XVII в. Ее полувековая история началась на рубеже 30 – 40-х годов, когда русское землепроходческое движение, распространившись на весь северо-восток континента, вплотную приблизилось к северным границам Приамурья. Начальный этап русского освоения Приамурья связан с именами трех выдающихся землепроходцев — Максима Перфирьева, Ивана Москвитина и Василия Пояркова.
Русское поселение Усть-Зейский военный пост возникло в 1856; в 1858 в связи с закладкой церкви Благовещения переименован в станицу Благовещенская, в этом же году стал городом Благовещенск, центром Амурской области. Город быстро развивался, особенно после открытия золотых приисков на севере Амурской области.Другой интересный населенный пункт – село Албазино, основанное на месте бывшего города-крепости Албазин (которая была заложена в 1651 г. землепроходцем Хабаровым и была в то время единственным русским пунктом в Приамурье).
К началу XX в в Амурской области насчитывалось более 100 крестьянских поселений с 50 тыс. жителей. Заселение области происходило неравномерно. Раньше всего были освоены наиболее удобные и плодородные земли в южной части Зейско-Буреинской равнины, где сложился главный земледельческий район Приамурского края. В сущности, все крупные месторождения золота были открыты ими. Золотопромышленность наложила заметный отпечаток на общее экономическое развитие Приамурья, стимулируя торговлю, транспорт и даже сельское хозяйство.
Основные историко-культурные достопримечательности Амурской области – Государственный природный заповедник "Норский расположен в междуречье рр. Селемджа и Нора, занимает южные отроги хр. Джагды (бассейн низовий р. Бурунда) и прилегающую часть Амуро-Зейской равнины; в Селемджинском районе Амурской области.
Цель создания – охрана типичных южно-таежных низкогорных экосистем Северного Приамурья и присущей им флоры и фауны, а также ценных водно-болотных угодий Амуро-Зейской низменности. В заповеднике гнездятся черный и японский журавли, дальневосточный и черный аисты, орлан-белохвост, скопа.
2.6 Камчатская область
В территорию области входит материковая северная часть, непосредственно полуостров, а также Карагинский и Командорские острова.
Камчатская область – это главный регион вулканизма на территории России, горная страна необычайной и специфической красоты. Можно отметить следующие основные черты области: она занимает, пожалуй, ведущее место по насыщенности редкими явлениями природы; здесь находятся действующие вулканы (28 действующих вулканов и несколько сотен потухших), долина гейзеров, самобытный животный мир (изображения снежного барана, соболя, медведя, кречета цв вкладка путеводитель Камчатка (Kamchatka); именно Камчатка занимает ведущее место в стране по удельному весу охраняемых природных территорий в общей площади региона (карта-схема особо охраняемых территорий;
В декоративно-прикладном искусстве народов Камчатки широко использовались местные материалы: кожа, олений и нерпичий мех, сухожильные нитки, бересту, траву, дерево, кость.
В декоративно-прикладном искусстве народов Камчатки широко использовались местные материалы: кожа, олений и нерпичий мех, сухожильные нитки, бересту, траву, дерево, кость. Орнамент в искусстве народов этой группы отличался мелкими размерами и строгими геометрическими формами. В связи с обрусением народов Камчатки, старинный орнамент почти полностью исчез в искусстве ительменов, изменился орнамент пенжинских коряков. Тем не менее этнические традиции остаются в изделиях из кожи и меха у коряков.
Из шкуры нерпы ительмены шили так называемые каллаусы – мешки различной формы и назначения. Выделывая шкуру, мездру скоблили аутом – двуручным скребком с железным, а иногда и каменным вкладышем. Мешки украшали кисточками из оленьей ровдуги. Кроме кожаных мешков корякские и ительменские женщины плели из травы (главным образом из осоки, крапивы и морской травы) мешки, кошелки и корзинки. Корзинки украшали вышивками из крапивных ниток и кисточками из ровдуги. В плетении и украшении корзин коренные жители Камчатки достигли большого искусства.
Основной ценностью Камчатки являются ее вулканы. Вулканы Камчатки включены в 1966 г. в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (по номинации природное наследие) – это огромная территория, площадью 3,4 млн. га, которая включает государственный заповедник и три природных парка.
Вулкан Ключевская сопка является не только высшей точкой Камчатки но и всего Дальнего Востока (4750 м).
2.7. Магаданская область
Магаданская область – древняя земля эвенов. Эвены, ламуты, восточные тунгусы – три названия одного народа. В прошлом существовали две крупные этнографические группы эвенов: оленеводы и оседлые "пешие тунгусы" (последние в 1920-х гг. были уже полностью ассимилированы). В слове эвен заложено древнее самоназвание "эвын", "эвен" или "эвэсэл", что значит, по одним данным, "спускающиеся с гор", по другим – "местный", "здешний" или "человек", "люди".[6]
Основные культурно-исторические достопримечательности – Комылский тракт (автомобильная дорога от Магадана на северо-запад. Проходит по местам бывших золотодобывающих приисков и поселков, а также колымских лагерей), Магадан («столица лагерей», начало известного Колымского тракта. С высадки заключенных в Ногаевской бухте начиналось их этапирование на золотые прииски.), Поселок Оха (Старейшее русское поселение на Охотском побережье), Природный парк «Озеро Джека Лондона».[7]
Южно-Сахалинск – главный город области. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. отошел к Японии, а в августе 1945 г. освобожден Советской армией. Интересными памятниками японского времени (город тогда назывался Тойохара) являются здание краеведческого музея (1937 г.), бывший банк (Художественный музей). Неповторимы по архитектурному облику японские школьные павильоны 1905-1945 гг. для хранения императорского рескрипта об образовании.[9]
В пищу употребляют рыбу вареную, свежую и мороженую. Существуют различные блюда из свежей рыбы: «талк» – салат из измельченных хвостиков, щечек, жабр; «кынде» – мороженая рыба в виде мелко нарезанных пластиков; из бульона, полученного при варке рыбы, готовят «путь» – суп, смешанный с мелко нарезанной морской капустой, застывшей до полужидкого желеобразного состояния.
Главной достопримечательностью является вулканизм. Это островная дуга с исключительной тектонической, вулканической и сейсмической активностью, с тектоническими поперечными разломами (на их месте проливы Крузенштерна и Буссоль). На островах расположено более 60 вулканов. Особенно интересен вулкан острова Парамушир (три вулканических хребта). В кратере Вулкана Эбеко находятся теплые озера. Вулкан Сарычева на острове Матуа известен своей вулканической активностью.
2.9 Корякский автономный округ
Корякский автономный округ находится в северной части Камчатcкого полуострова. Название округа происходит от названия коренных жителей, населяющих его, – коряков. Численность – 9242 человека. Язык – чукотско-камчатская группа палеоазиатской семьи языков. Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. – на русской графической основе.
Коряки делятся на две группы – кочевники оленеводы и приморские оседлые жители (так называемые, береговые коряки), которые занимались охотой на морского зверя и рыболовством.
На территории округа и в Камчатской области проживают ительмены (старое название – камчадалы).
Главные праздники оседлых коряков ХIХ – начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты – встреча и торжественные проводы пойманных животных.
До начала ХХ в. распространены были промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его "оживление" и "возвращение" к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки и др.).
Главный осенний праздник кочевых коряков – коянайтатык – "перегонять оленей", устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу. Были развиты также обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки).
2.10 Чукотский автономный округ
Первые упоминания о Чукотке в русских документах появились в 40-х годах XVП века.
В 1931 году в Чукотском поселке Уэлен была организована косторезная мастерская, в которую объединились народные мастера из Уэлена и других поселков – из Нунямо, Лаврентия, Дежнева, Наукана. В мастерской, как в старину продолжали резать из кости по большей части фигурки животных и сцены охоты, поражающие лаконизмом, силой обобщения, красотой, чувством материала, а на пластинах гравировать целые жанровые картины.
Конечно, в старину и резьба, и сами фигурки имели магический смысл, должны были уберечь от злых духов, помочь в охоте. Утрачивая мало-помалу ритуальный смысл, эти фигурки стали произведением народного искусства. Так родился художественный промысел.
Отражение в гравировке по кости фольклорных сюжетов – одно из художественных направлений в развитии современного чукотско-эскимосского косторезного искусства.
В области создания миниатюрной скульптуры работают в основном мужчины. Общим для всех мастеров является приверженность к анималистической скульптуре – изображению животных, особое проникновение в мир северных зверей, обусловленное восприятием художника-охотника, особое отношение к животным отголоски которого восходят к глубокой древности.
Минимум порезок, наполненность скульптурной формы, отшлифованная поверхность типичны для этих небольших скульптур.
Особое чувство материала свойственно жителям Чукотского побережья с глубокой древности. В прошлом каждый мужчина-охотник, добывающий моржа, имеющий моржовый клык, умел его обрабатывать.
Первой чукотской женщиной, посвятившей себя профессии художника-гравера по кости стала Вера Эмкуль. Изящны и своеобразны работы других талантливых мастериц, таких как Галина Тынатваль, Елена Янку, Мая Гемауге и др.
Заключение
Культурно-исторический потенциал Дальнего Востока довольно разнообразен. Сюда относятся исторические памятники и музеи крупных административных центров – Благовещенска, Хабаровска, Владивостока и других городов, а также этнографические достопримечательности, связанные с жизнью малых народов.
Среди достопримечательностей Дальнего Востока можно отметить вулканизм, а также назвать природные заповедники.
На Дальнем Востоке много мемориальных мест, связанных с именами исследователей Дальневосточного района.
Культура народов Дальнего Востока до сих пор остается самобытной. На Дальнем Востоке до сих пор развиты народные промыслы, этнические традиции. Дальний Восток характеризуется развитием декоративно-прикладного искусства, развито традиционное природопользование: охота, рыболовство, езда на собачьих упряжках, изготовление одежды и обуви из рыбьей кожи.
Список литературы
1. Живописная Россия /Под ред. П.П. Семенова, Москва-СПб., 1995. т. 12, стр. 1.
2. Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Региональная экономика. – М.: Феникс, 2003. – 320 с.
3. Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. – 3-е изд., – М.: Экономика, 1994. – 588 с.
4. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 472с.
5. Регионоведение: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004., 424с.
6. Бусыгина И. Российский Дальний Восток//Мировая экономика и международные отношения. 1995г. №7.
7. Официальный сайт Культура регионов России #”_Toc136251933″>Приложение
Карта –схема Дальнего Востока