- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,98 Кб
Изготовление сувенирной продукции (магнитов) на основе историко-культурного наследия г. Ельца
Курсовая работа
Изготовление сувенирной продукции (магнитов) на основе историко-культурного наследия г. Ельца
Введение
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина – повсеместно распространенный подручный материал. Богатые пластические и художественные возможности глины заинтересовали человека еще в древнейшие времена.
Керамика – изделия, которые производятся путем термического обжига глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика повсеместно распространена в быту. Она применяется в строительстве, и конечно же в декоративно-прикладном искусстве.
Данная курсовая работа направлена на создание декоративного изделия (ансамбля магнитов), основанного на изучении историко-культурного наследия города Ельца. Ниже показан, и подробно описан весь процесс работы над изделием, начиная с начальной стадии изготовления (разработка эскизов, подбор глины и т.п.), заканчивая обжигом, и последующим декорированием изделия.
Целью данной работы является изучение технологии изготовления художественной керамики, а так же приемов ее декорирования на примере созданного нами изделия (набора магнитов).
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
– изучении свойств глины;
– освоение технологии изготовления и декорирования керамики;
исследование истории развития керамических изделий;
сохранение и развитие традиций народных промыслов.
Объект исследования данной курсовой работы – художественная керамика как вид декоративного искусства.
Предмет исследования – технология изготовления и декорирования художественной керамики.
Гипотеза: приобретая эти сувениры туристы смогут больше узнать о истории города, запечатлеть его образ на долгую память.
Актуальность работы очевидна: изделия, имеющие оригинальное исполнение, очень интересны как для посещающих город туристов, так для местного населения. А изображение символов Ельца на изделии подчеркивает их принадлежность к культурно-исторической тематике. Данное изделие универсально, компактно и интересно с эстетической точки зрения. Набор магнитов – может стать прекрасным украшением любого дома, а так же памятным сувениром или подарком родным и друзьям.
1.Историко-аналитическая часть
.1Исторические основы становления и развития художественной керамики
Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком. Соответственно, одним из древнейших мировых промыслов, является – гончарный. Глиняные горшки Древнего Египта из грубой, плохо перемешенной глины были созданы уже в 4-5 тысячелетии до н.э. Изготовление керамической посуды началось, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов производилась вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Глину изготовления употребляли в основном двух сортов: коричнево-серого цвета и серую известковую.
При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество – керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь, горн. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи.
Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 – 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горне, где удается довести температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее.
В зависимости от строения различают тонкую керамику и грубую керамику. Основные виды тонкой керамики – фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики – гончарная керамика.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета с низким водопоглощением. Сырье для фарфора – каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью. Сырье для производства фаянса – беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Майолика имеет пористый черепок, гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье – беложгущиеся глины или красножгущиеся глины, плавни, мел, кварцевый песок.
Подробнее мы рассмотрим гончарную керамику. Она имеет черепок красно-коричневого цвета, большой пористости. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками – ангобами. Кухонная и хозяйственная посуда, разнообразные декоративные изделия, все это изготовлено из гончарной керамики.
В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI-V вв. до н.э. Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных – темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет – это естественный цвет глиняного черепка).
Керамическая посуда древней Руси представляла собой глиняные черепки, выполненные в технике черно-лощенной дымленой керамики. Одни из первых образцов такой посуды были найдены при раскопках в районе села Трепилье, что под Полтавой. Датируются они 5 – 6 тысячелетием до нашей эры. Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипильской.
Главным кухонным сосудом, на протяжении многих столетий, на Руси был горшок. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига.
Конечно же нельзя не упомянуть о таком традиционном русском промысле как изготовление глиняной игрушки.
Одним из самых старинных промыслов России является Дымковская игрушка. Данный промысел издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров).
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщeнностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Почти все игрушки – это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Но, все же лучшие черты и высшие достижения народного искусства проявились в Гжели, – колыбели, и основном центре русской керамики.
Со второй половины XVIII века Гжельский гончарный промысел прославился выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор.
В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. В 1972 году создано объединение «Гжель», на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.
Гжель – это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
.2 Современное состояние искусства художественной керамики в мире, России, регионе
Развитию мирового рынка сувениров из художественной керамики способствуют преимущественно постоянные запросы заказчиков. Клиент стал более требователен. Большинству людей сложно угодить представленными в стандартных каталогах позициями. Удовлетворить спрос компании пытаются, прежде всего, за счет грамотного подхода к своему делу. Многие открывают у себя отделы спецпроектов, привлекают внимание клиента неожиданными решениями. Сегодня любой аксессуар, имеющий достаточную поверхность для нанесения, может стать рекламным сувениром. Вообще изменилось само понятие «сувенира». Оно значительно расширило рамки. В международной сети Интернет в текущем году было зафиксировано около 1030 обращений с запросом «сувениры из керамики», что лишь на 204 обращения больше чем в прошлом году.
Не смотря на это, художественно-керамический промысел современной России, в отличие от мирового рынка, развивается достаточно динамично. Так, в Вологодской области в период с 5 июня по 14 сентября 2008 года состоялась одна из крупнейших за последнее десятилетие – Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусство России».
На Всероссийской выставке экспонировалось около 3000 произведений, созданных на ведущих предприятиях народных художественных промыслов, авторских произведений народных мастеров и художников, работающих в традиционной стилистике народного искусства.
Главное своеобразие всероссийской выставки в Вологде заключается в том, что она не только собирает воедино разрозненные экспонаты, а формирует собирательный, типический образ русского традиционного художественного бытия.
Основная цель выставки – показать реальное состояние народных художественных промыслов России, выработать актуальные организационные и научно-творческие, музейно-выставочные механизмы поддержки ведущих мастеров и основных центров развития народного искусства, поднять общественную значимость художественного творчества в регионах России, обеспечить научное изучение сложившихся традиций и новых направлений современного народного искусства.
Так как город Елец с каждым годом посещает все больше и больше туристов, производство сувенирной продукции соответственно должно наращивать свои мощности. Однако, наибольшим спросом, по статистике, пользуются качественно сделанные сувениры. Рынок сувенирной продукции региона поднимает планку качества изделий все выше и выше.
Развитие промыслов художественной керамики в Липецкой области не стоит на месте. Недалеко от города Липецка расположено село Троицкое, где активно возрождается производство знаменитой «Романовской игрушки». Романовская игрушка – местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других. Возрождение промысла началось в 1995 году, мастером Виктором Маркиным.
К сожалению, в настоящее время, в Ельце отсутствует крупное производство художественной керамики. Что при населении города около 100.000 человек, и сохранившихся богатых культурных традициях, не может не расстраивать. Данную нишу, в перспективе, может заполнить факультет Дизайна ЕГУ им. И.А. Бунина.
2.Творческая интерпретация изделий народных мастеров в соответствии с темой
.1 Анализ источника творчества
художественный керамика эскиз композиционный
Данная работа создана на изучении культурно-исторического наследия города Ельца. В созданных нами декоративных изделиях, в полной мере отражены наиболее значимые объекты города. Университет, Вознесенский Собор, а так же любимые места отдыха ельчан. Герб в центре композиции подчеркивает историческую и патриотическую направленность работы.
В летописи Елец впервые упоминается в 1146 годом как пограничный город Рязанского княжества, защищавший Русь от степняков-половцев. Древняя крепость Елец была сооружена на Аргамачьей горе, на скалистом речном берегу. Естественными укреплениями были реки Сосна и Елец, которая и дала название городу. Плодородные земли, богатые дичью и зверем леса предоставляли жителями всё необходимое, удобный водный путь способствовал развитию торговли.
Есть много легенд и преданий о создании герба г. Ельца. Вот выдержка из официального положения о гербе: в гербе района использован мотив исторического герба города Ельца. Фигуры Елецкого герба – красный олень и зелёная ель, а также горностаевый мех в кайме указывают, что территория района является древней княжеской землей – первое упоминание о Елецкой земле относится к XII столетию. Кайма показывает район как достойное окружение города, поскольку история города Ельца и окружающих его земель неразрывна на протяжении многих веков (см. рис. 1, с. 22).
К середине XIX века Елец по своему значению может сравниться со многими губернскими городами. В нём проживает 25 тысяч жителей, из которых каждый десятый принадлежал к купеческому сословию. Город украшает превосходная торговая площадь с гостиным двором и лавками. В Елеце работают три училища, городская больница, гостиница, трактиры, харчевни, ресторан. В Елеце числится 16 церквей, мужской Троицкий и женский Знаменский монастыри, 4 часовни, поставленные, по местному преданию, на могилах горожан, погибших при нашествии Тамерлана.
Вознесенский собор – по праву считается одним из символов Ельца.
Строительство его было начато в 1845 году, и продолжалось целых 44 года. Высота собора с крестом 74 метра. Архитектор – А. Тон, автор храма Христа спасителя в Москве. На сегодняшний день собор имеет три зала – летний, зимний и нижний. Образ храма очень запоминающийся, он производит неизгладимое впечатление (см. рис. 2, с. 22). Особенно на людей, оказавшихся в городе впервые.
Елецкий Государственный Университет – символ знания и науки города. Он всегда молод, и любим преподавателями и студентами. Его история насчитывает уже более 70 лет. ЕГУ им. И.А. Бунина по праву считается одним из самых лучших вузов нашей страны. Образ его знаком каждому (см. рис. 3, с. 22). Университет играет огромную роль в сфере культуры и просвещения города.
Городские Куранты – излюбленное место отдыха Елецкой молодежи. Здание находится в историческом центре города. Годы постройки относятся в концу XIX началу XX века. Второе название – водонапорная башня купца Заусайлова. В настоящее время здание не используется по своему прямому назначению, однако его архитектурная ценность и эстетическая привлекательность неоспорима. Невозможно представить себе город без этого замечательного памятника (см. рис. 4, с. 22).
Побывав в Ельце, нельзя не обратить внимание, на старинную пожарную каланчу, расположенную в центре города, на улице Коммунаров. Она была построена в 1865 г. Изначально была деревянной на сваях-столбах, высотой около 27 аршин. С развитием городской черты было решено Ельцу иметь пожарную каланчу, каменную, с сигнальными устройствами. Построена каланча на средства купцов Валуйских и долгое время несла свое прямое назначение – служила наблюдательным постом для пожарных, т.к. пожары не раз уничтожали Елец до основания. На каланче сохранилась смотровая площадка. Старинная пожарная часть работает, по сей день. Здание является прекрасным украшением города. Не случайно, в 2011 году, на чеканке юбилейной монеты серии «Города Воинской славы», на первом плане расположена именно она (см. рис. 5, с. 22).
Проанализировав и изучив источники творчества, мы делаем вывод: для данной работы выбраны подходящие, запоминающиеся символы города, они отождествляют как его историческую и культурную составляющую, так и духовную. Серия сувенирных магнитов с символикой г. Ельца запоминающаяся и достаточно интересная творческая работа.
Город Елец – уникален и многогранен. Числу его достопримечательностей практически нет конца, следовательно, можно создать еще не одну серию магнитов с символами города.
.2 Поиск композиционного решения путем исполнения предварительных эскизов средствами стилизации и трансформации
Главной задачей при создании творческой работы, является верное перспективное построение данных нам объектов, и гармоничная компоновка готовых магнитов по отношению друг к другу. Изначально, будущая работа выполняется в виде эскиза на листе бумаги, затем изготавливаются объемные эскизы из скульптурного пластилина (см. рис. 6, с. 23).
Жанр нашего изображения принадлежит к городскому пейзажу. При создании работы необходимо добиться выразительной фронтальной или угловой композиции видимой формы, точно определить линию горизонта и точки схода. Малый размер изделий, слегка затрудняет процесс лепки пейзажа, особенно мелких деталей. Поэтому техника мелкой пластики требует от автора усидчивости и знания основ технологии лепки. В создании творческой работы очень важно отыскать выразительный и соответствующий художественному замыслу ракурс передачи изобразительной формы, наиболее выгодную точку ее зрительного восприятия, которая так же облегчит создание объемной композиции и даст убедительную кадрировку «кусочка действительности», чтобы затем она предстала целостной картиной окружающего мира. Только после этого можно приступать к заключительному исполнению изображения и прорабатывать детали видимой формы: ракурсы, масштабы, характер перспективного решения, принцип тоновой моделировки и обобщения форм и текстуру.
При создании художественного изделия из керамики очень важно соблюдать строгую последовательность этапов исполнения творческой работы.
На первом месте стоит грамотный выбор наиболее интересных объектов – натуры, как правило связанных со средой, в которую включена архитектурная форма. Здесь, развивая в себе образное мышление и панорамное видение среды, автор присматривается к пропорциям, определяющим образное начало любой архитектуры, и к наиболее выразительным элементам (деталям) слепленной им архитектурной формы, особенностям ландшафтной планировки
Затем идет поиск композиционного решения, определение композиционной конфигурации изображения, выбор наиболее удачного композиционного решения в формате декоративного магнита. Немаловажной частью является определение перспективы основных форм (перспективное положение предмета в плоскости изделия) и пропорций объектов изображения по отношению друг к другу; определение связи предметов с плоскостью, на которой они находятся.
3. Последовательность выполнения изделия
.1 Инструменты и материалы. Подготовка глины к работе
Приступая к непосредственному выполнению поставленной перед нами задачи нужно уделить большое внимание процессу подготовки глины. Перед использованием заготовленную глину нужно тщательно перебрать. Именно от тщательности подготовки зависит качество будущего изделия. К тому же с «правильной» глиной работать гораздо удобнее и приятнее. Ниже мы рассмотрим понятие: «рабочее тесто» и научимся определять готовность глины к работе.
Основой для выполнения данного изделия стала глина с оптимальной жирностью. Преимущество данного вида глины в том, что она не нуждается в особой подготовке. Главное – исключить содержание в составе глиняной массы инородных тел – корней растений, мелких камней и т.д. Небольшое количество глины можно промять руками, расплющивая кусочки на тонкие пластины и исключая посторонние фрагменты, которые распознаются пальцами. Большие объемы проминали в былые времена в специальных «топанцах» босыми ногами, причем эту трудоемкую работу, порой, выполнял не только сам мастер, но и его семья. Считается даже, что глине от ног придается какое-то дополнительно свойство, утерянное при машинной обработке и влияющее на качество изделия.
Арсенал мастера лепки из глины состоит множества различных инструментов, и тем не менее, самыми главными и верными инструментами есть и будут руки. Уже в дополнение мастер может использовать различные технические средства для облегчения труда и повышения производительности.
Гончару например нужен гончарный круг с ножным или электрическим приводом. При создании данной работы использовались самые распространенные инструменты – стеки. Это специальные инструменты различной формы для декорирования изделий и работы с мелкими элементами в труднодоступных местах. Они представляет собой предмет в виде палочки, выполненный из дерева, кости, пластика или металла. Стек, чаще всего двухсторонний, – оба конца стека являются рабочими. Видов торцов стека неограниченное множество, но каждый мастер определяет для себя лишь определенный набор, достаточный для выполнения всей работы. Применяются стеки в качестве ножа, лопаточки, шила и декоратора – на готовое сырое изделие наносится рисунок в виде оттисков торцом стека. Это могут быть различные геометрические формы или капельки, решетки и т.д. Так же для придания изделию фактурности, мы использовали различные подручные инструменты оставляющие характерный отпечатки, полумесяца, круга, восьмигранника и т.д.
3.2 Технология изготовления изделия
После окончательного утверждения рисованного эскиза, начинается самый ответственный этап работы – изготовление непосредственно готовой художественной композиции.
Первый этап работы – лепка магнитов в натуральную величину без особой проработки мелких деталей. Материал изготовления – художественный пластилин. Уже на начальных стадиях работы важно учитывать правильное композиционное решение изображения.
После завершения работы над всеми объемными эскизами, идет процесс формовки оттисков в гипсовой массе. Гипс для работы используется специальный – художественный, марки Г-16 (см. рис. 7, с. 24). Он наиболее пластичен и удобен в работе. Заготовки для будущих изделий кладем на плоскость, и заливаем разведенной гипсовой массой (см. рис. 8,9, с. 24).
После полного высыхания гипса начинается процесс выемки пластилиновой массы из готовой формы.
Затем, убрав остатки пластилина, приступаем к заполнению объема формы глиняной массой. Глину нужно брать с небольшим запасом, чтобы после оттиска без проблем вытащить получившуюся заготовку под будущий магнит. На получившемся изображении прорабатываем мелкие детали, деревья, архитектурные элементы, придаем изображению фактурность. После завершения работы над всеми 5 магнитами, подрезаем лишнюю глину, подгоняя изделия, под размер друг друга (см. рис. 10, с. 24).
.3 Сушка изделия. Обжиг
Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Степень влажности и усадки глины достаточно высока.
Хорошая среда для сушки изделий это ровная поверхность желательно деревянная, на которой и располагаются изделия. Отсутствие сквозняков и попадания прямых солнечных лучей, а так же отсутствие вблизи места сушки отопительных приборов – является залогом правильной качественной сушки изделия. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течении двух недель
Обжиг является наиболее сложным процессом при работе с глиной. При изготовлении керамики обжиг является главным, именно от него зависит цвет черепка, качество, отсутствие трещин.
Обжиг – не только технологический процесс, но и могущественное художественное средство. Управляя огнём, автор может добиться возникновения различных фактур, тончайших градаций цвета черепка и глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижения современной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнём, изучают примитивные обжиги – в полевых и земляных печах, «раку», капсюльные обжиги и многое другое. Теоретически в зависимости от среды, в которой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и восстановительный.
Наша работа успешно прошла все стадии обжига и сушки, и готовую работу можно наблюдать на рис. 11, с. 25.
.4 Варианты декорирования изделия
Практически любое изделие из керамики можно подвергнуть различным способам декорирования.
Роспись по керамике и фарфору традиционно выполняется не текучими и непрозрачными красками. Они позволяют добиться эффекта, так называемой, глазурованной керамики. Это, чаще всего, непрозрачные глянцевые акриловые краски на основе растворителя или на основе водной акриловой дисперсии.
Акриловые краски прекрасно ложатся на керамику, фарфор и стекло. Также при работе с красками по керамике часто используют специальные контуры, традиционно применяемые при росписи стекла витражными красками. Они помогают добиваться интересных декоративных эффектов за счет своего рельефа и различных цветов.
Заключение
Производство керамических изделий – посуды и хозяйственной утвари является наиболее древним занятием человека.
В настоящей работе была рассмотрена технология изготовления керамических изделий – ансамбля магнитов с символикой г. Ельца.
Изучив технологию изготовления художественной керамики, а так же приемов ее декорирования на примере созданного нами изделия (ансамбля магнитов) мы изучили различные качества и свойства глины, освоили технологию изготовления и декорирования художественной керамики, провели исследование истории развития керамических изделий.
На основе проделанной исследовательской работы мы делаем вывод: В народных художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.
В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических элементов все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.
Список используемой литературы
1. Акунова, Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий [Текст]/Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивина. – М., 1983.
. Андреева О.С. Комодные игрушки для любования [Текст]/ О.С. Андреева И.К. Бежина. – М., 2000.
. Барадулин В.А., Подсобные художественные промыслы России. [Текст]/ В.А. Барадулин, В.Т. Сидоренко – М., 1982.
. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище [Текст] / И.Л. Бусева-Давыдова. – М., 1996.
. Габриэль Г.С. Керамика в интерьере [Текст]/ Г.С. Габриэль, С.А. Симулин. – М., 1985.
. Иманов Г.М. Производство художественной керамики. [Текст] / Г.М. Иманов, В.М Косов, Г.В. Смирнов. – М., 1985
. Каплан Н.И., Народные художественные промыслы [Текст] / Н.И. Каплан. – М., 1980.
. Капцедикас А.С. Искусство и ремесло. [Текст] / А.С. Капцедикас. – М., 1977.
. Ковалёв В.М., Русская кухня: традиции и обычаи. [Текст] / В.М. Ковалёв, Н.П. Могильный. – М., 1992.
10. Маклашевский А.И. Технология художественной керамики. [Текст] / А.И. Маклашевский. – С-П., 1971.
11. Малолетков В.С. Борьба с глиной [Текст] / В.С. Малолетков. – М., 1995.
. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX в. [Текст] / С.А. Маслих. – М., 1983.
. Моран А.К. История декоративно-прикладного искусства. [Текст] / А.К. Моран. – М., 1982.
. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. [Текст] / В.В. Павловский. – М., 1975.
15. Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощеная керамика. Культура и традиции. [Текст] / А.И. Поверин. – М. 2003.
16. Попова О.С. Русские художественные промыслы. [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М., 1984.
. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. [Текст] / К.Н. Пруслина. – М., 1974.
. Леонов А.И. Русское декоративное искусство. [Текст] / А.И. Леонов. – М., 1962.
. Теребилов П.С. Искусство из глины [Текст] / П.С. Теребилов. – М., 1995.
. Тикибаева С.С., Секреты древних глазурей [Текст] / С.С. Тикибаева, С.Ф. Ахметов. – М., 1991.
. Уткин П.И., Народные художественные промыслы. [Текст] / П.И. Уткин, Н.С. Королева. – М., 1992.
Федотов Г.Я. Послушная глина. [Текст] / Г.Я. Федотов. – М., 1997.
23. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. [Текст] / Е.Н. Хохлова – М., 1978.
24. Хохлова Е.Н. Скопинское гончарство [Текст] / Е.Н. Хохлова – М., 1997.
25. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. [Текст] / Е.Н. Хохлова – М., 1978.
26. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. [Текст] / С.А. Чикильдин – М., 1948.
. http://glina.teploruk.ru