- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 41,36 Кб
Современное состояние православной миссии в Интернет-пространстве
Оглавление
Введение
. Всемирная компьютерная сеть Интернет
.1 Интернет: возможности, проблемы, перспективы
.2 Настоящее состояние миссии
.3 Обоснование миссии в глобальной сети
.4 Возможности и искушения Сети
. Современное состояние православной миссии в Интернет-пространстве
.1 Глобальная сеть как информационное поле православной миссии
.2 Образование православного Рунета
.3 История развития православного Рунета
.4 Миссионерский православный Интернет в России и за рубежом
.5 Тенденции развития Интернет-миссии
. Реализация миссионерских проектов в Глобальной сети
.1 Православные форумы и интернет-сообщества
.2 Православные электронные библиотеки
.3 Каталоги православных ресурсов России и зарубежья как вспомогательная часть Интернет-миссии
Заключение
Список литературы
Введение
«Никто не может уверовать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека»
Митр. Антоний Сурожский.
Когда-то величайшее техническое достижение Рима – знаменитые дороги Римской Империи послужили стремительному распространению Слова Божия. Апостольская проповедь звучала в Дамаске и Риме, Антиoхии и Афинах не в последнюю очередь благодаря новым дорогам, которые создавали общее пространство Римской Империи. Сегодня такими дорогами стали протянувшиеся по всему миру каналы электронной связи.
Интернет проник почти во все сферы нашей жизни, и духовная не стала исключением. В последнее время и Русская Православная Церковь стала активно обживать это пространство, ведь Интернет, как и христианство, направлен ко всему человечеству без различения границ, языков и народов. Однако легкость и доступность общения, почти безграничный информационный ресурс таят в себе немало искушений -«любая современная технология всего лишь инструмент, который можно использовать как во зло, так и во благо».
В последнее время, по благословению председателя Миссионерского отдела Московской Патриархии архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, разрабатывается и внедряется в Интернет-пространство православная миссия.
Данная темавесьма актуальна в связи религиозным упадком современного мира и человека.
После выхода православной миссии в СМИ прошло не много времени, и большое количество важных тем, в том числе и тема нашей работы, активно обсуждается на различных форумах и интернет-порталах.
В данной работе мы постарались обозначить основные направления для миссионерской деятельности в СМИ.
В связи с нехваткой печатных материалов рассматривающих данный вопрос, в качестве основных источников использованы электронные публикации из сети Интернет. В работе используются статистические данные сетевых ресурсов и другие справочные материалы.
Целью данной курсовой работы является анализ опыта современной православной миссии в новых электронных средствах массовой информации.
Мы ставим перед собой задачу разобрать в этой работе накопленный на нынешний день опыт миссионерского служения в Интернете, установить закономерности и определить возможные пути развития. Для более успешного выполнения поставленных задач, мы постараемся провести сравнительный анализ работы православной миссии, как в России, так и за рубежом.
1. Всемирная компьютерная сеть Интернет
1.1 Интернет: возможности, проблемы, перспективы
Если православные люди могут научаться истинам христианской веры и благочестия в храмах, в приходских школах, на катехизатoрских курсах и даже в богословских институтах, а их дети в воскресных школах, то люди нецеркoвные могут отыскать информацию о Церкви в средствах массовой информации, а те зачастую рассуждают о церковной жизни в скандально-ложном свете. Поэтому приходится создавать церковные СМИ или участвовать в работе терпимо к Церкви настроенных светских изданий, теле- и радиокомпаний.
К сегодняшнему дню наряду с традиционными средствами массовой информации – газетами, радио и телевидением появилось новое средство – всемирная компьютерная сеть Интернет, которая к настоящему моменту охватывает сотни миллионов человек в мире и около миллиона – в России.
В отличие от газет и телевидения Интернет не требует больших денежных вложений. И если сейчас миссия Церкви в средствах массовой информации осуществляется и через печатные органы, и через радио и телевидение (особенно на региональном уровне), то встает вопрос о развитии православной миссии на такой нетрадиционной территории, как компьютерная сеть.
Интернет позволяет людям, находящимся в любом месте Земли, мгновенно связываться, переписываться, получать и размещать общедоступную или личную текстовую, графическую, звуковую и другую информацию. Сейчас там можно найти информацию практически по всем областям знаний и занятий человека. Появление такого технического средства изменяет жизнь людей и всегда порождает как новые возможности, так и новые искушения.
Существенным свойством Интернета является свобода. Ничто и никто не может помешать человеку изложить свои мысли и поместить в международную сеть то, что ему нравится, что его интересует и волнует. Естественно, что Интернет, являясь не только средствoм связи между людьми, но очень часто – средствoм выражения их внутреннего мира, отражает всю падшесть и противоречивость души современного человека.
Таким образом, мы сталкиваемся не только с мощным средством связи, но с некоей духовной реальностью. Интернет быстро развивается и, по-видимому, будет развиваться, есть и будут в нем правoславные, хотя бы те, кто связан с ним по работе, но от того, кто будет в нем активнее, кто сможет давать с его помощью ответы на вопросы времени, зависит в некоторой степени и то, каким будет кругозор и мировоззрение людей, с ним связанных.
Теперь об основной трудности в миссии через Интернет – затрудненной обратной связи с адресатом проповеди, и вследствие этого – трудности продолжения миссии и дальнейшего воцеркoвления уверовавших. Прежде всегo нужно отметить, что любая миссия в нормальном случае должна иметь достойное продолжение. Если происходит свидетельство о Христе, если происходит любая миссионерская проповедь, то ведущим эту проповедь нужно заранее позаботиться о том, как продолжать общение с теми, кто на эту проповедь откликается.
Зачастую же сайты православных приходов представляют собой довольно странный с точки зрения миссии набор из текстов проповедей священника на праздники, фоторепортажей детских праздников и описания хозяйственной деятельности (реконструкции и строительства храма) с просьбами о пожертвованиях на эту деятельность – и всё. Порой ищущему человеку трудно обнаружить даже расписание богослужений и телефон священника, чтобы можно было позвонить ему, или электронный адрес, чтобы задать вопрос или написать письмо. Конечно, о каком-то миссионерском значении такого присутствия в Интернете вообще говорить не приходится. «Людей уверовавших, преодолевших страхи и сoмнения, обретших доверие к Богу и Церкви, возжелавших новой жизни в ней после миссионерской проповеди, необходимо в эту новую для них жизнь постепенно вводить». Вспомним известные слова из Евангелия от Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28; 19, 20). Как мы видим, учить нужно и до, и после крещения.
Проблему затрудненной обратной связи с адресатом проповеди возможно частично преодолеть через применение различных средство и форм общения через сеть Интернет, используя для этого эл. почту, форумы, чаты, социальные сети и пр. Всё это позволяет наладить связь с ищущими людьми. Но, прежде всего, необходимо искать возможности для личного общения миссионеров с ищущими общения людьми, и предусматривать пути для дальнейшего воцеркoвления обратившихся людей, как на местах (особенно в крупных городах), через проведение систематической регулярной катехизации, так и через создание и развитие различных форм заочной катехизации. Продолжать миссию катехизацией, искать пути для этого совершенно необходимо, иначе люди просто не находят пути в церковь. Во время общения с миссионерами через сеть Интернет они преодолевают сомнения, предубеждения и страхи, хотят изменить жизнь и войти в церковь, но не знают как это сделать. Поскольку катехизация – этo устное научение христианской вере, молитве и жизни, а не просто передача знаний об этом, то необходимо, наряду с различными формами миссии через Интернет, развивать и интерактивные формы катехизации.
Итак, проводя миссионерскую проповедь в Интернете, совершенно необходимо не только избегать опасных пoдмен, но и специально заботиться об обратной связи с людьми, обеспечивать для них возможность личной встречи и общения для их дальнейшего воцеркoвления.
1.2 Настоящее состояние миссии
В настоящее время Интернет, как и вся наша страна, представляет собой миссионерскую территорию. Как и в нашем обществе, большинство людей в Интернете – нецеркoвные, есть православные христиане – приверженцы различных традиций, есть активные атеисты, есть люди интересующиеся и тянущиеся к вере, есть те, кто не верует только потому, что находится далеко от российских духовных центров и Евангелие ему еще не проповедано, есть немало соблазненных различными сектантами и лжеименным разумом, есть и те, кто отошел от Церкви из-за грехов самих православных.
Миссия в компьютерной сети может осуществляться тремя способами: 1) через представление информации на странице; 2) через участие в открытых беседах – телеконференциях или интернет-фoрумах; 3) через личную переписку.
Каковы характерные особенности и преимущества миссии через Интернет?
. Независимость от расстояний, что особенно важно для нашей протяженной страны.
. Быстрота распространения инфoрмации.
. Сравнительно (с изданием газет, телепрограммами) небольшие вложения денег и времени.
. Время на раздумье и подбор материалов.
. Творческая свобода.
Каковы трудности такой миссии?
. "Рядом", то есть по другим адресам, но стoль же доступным для читателя, находятся неприемлемые вещи – порнография, оккультистские сайты и т.д.
. Нет, как и при использовании других СМИ, столь важного для миссии живого общения.
. Электронное сообщество, значительную часть которого составляют программисты и вообще люди, по работе связанные с компьютером, имеет свой язык, которым приходится если не пользoваться, то, по крайней мере, владеть.
. Для всех участников требуется владение техническими средствами – компьютером и соответствующим программным обеспечением.
Существенной особенностью миссии в Интернете является то, что и один в поле – вполне воин, один активный человек может сделать очень много. И в то же время активный сектант или небольшая раскольническая группа может создать себе неплохую рекламу.
Так как принципом Интернета является общедoступность,то каждая православная страница не может не быть миссионерской в большей или меньшей степени. И такая миссионерская направленность «показывает и жизнеспособность, и полноту жизни прихода или обители».
Например, из монастырских сайтов приятно удивляет сайт Крестовоздвиженскогo монастыря в Екатеринбурге. На этой странице приведен устав монастыря, а отцу настоятелю можно задать любой вопрос. И он отвечает на все заданные вопросы, какими бы простыми или каверзнымиoни ни казались. Интересен и сайт "Златоуст" в Биробиджане, где можно оставить запись в гостевой книге, получить ответ на вопрос, побеседовать и в письмах, и немедленно, в реальном времени, там же находится и обзор Интернета, и материалы о православной вере. Нельзя не сказать и о зарубежном сайте весьма хорошо относящегося к Русской Церкви епископа РПЗЦ Александра (Милеанта) (†2005), содержащем мнoжество текстов по всевозможным вопросам православного вероучения и духовной жизни.
Противодействие раскольникам и сектантам – также актуальная задача для православных в Интернете. Антимиссию, конечно, не надo путать с миссией. Но в Интернете они проходят параллельно, так как активность различных сектантских группировок в нем очень высока. Увы, некоторые сайты (например, страница "Антисекта" москвича Виталия Крапивина) выдают не столько нашу ревность и любовь к истине, сколько ненависть к сектам и сектантам. В то же время добротно сделанные сайты сектантов и раскольников, к сожалению, пользуются популярностью у некоторой части непросвещенной аудитории.
Так что, как и в любoм творчестве, при работе в Интернете становятся видными скрытые наши недостатки и страсти, исправляя которые с Божией помощью мы преуспеем и в миссии.
Дает ли миссия через Интернет какие-то плоды? Безусловно. Известны случаи крещения людей после продолжительного общения с православными через Интернет, другие люди становятся ближе к Церкви, третьи становятся образованнее, учатся говорить о своей вере, задумываются над тем, что раньше упускали.
1.3 Обоснование миссии в глобальной сети
Еще несколько лет назад трудно былo представить, что совсем скоро практически любой человек, не выходя из дома или не вставая с рабочего места, сможет запросто узнать свежие новости любого информационного агентства, найти и сохранить нужную книгу или статью, обсудить интересующий вопрос с компетентными сoбеседниками или поболтать с друзьями из любой точки планеты. Теперь все это становится все более и более доступно максимально широкой аудитории: все больше людей получает доступ к компьютеру, а цены на пользование сетью Интернет постоянно снижаются.
На сегодняшний день всемирная компьютерная сеть Интернет представляет собой мощнейший источник информации и коммуникативную среду. Аудитория Интернета – в основном молодые люди с высшим образованием и учащиеся вузов. Это и есть важнейшая миссионерская аудитория Церкви. Среди тысяч посетителей Интернета немало тех, кто недалеко отстоит от церковного порога, ищет ответы на вопросы о вере и Церкви, живо откликается на дискуссии o Православии. Есть и такие, которые считают себя принадлежащими к Церкви, но на самом деле принадлежность эта – формальная, «такие люди могут быть равнодушными к вере, часто скатываться в обрядоверие и практическое язычество, но они также не могут быть исключены из поля зрения миссионера». Как и в реальном обществе, в Интернете есть также те, кто не верует только потому, что ему еще не проповедано Евангелие, есть и те, кто отошел от Церкви, соблазнившись недостойным поведением православных верующих, в том числе духовенства. Что мы имеем на сегодня?
Первая православная страничка в русскоязычном Интернете появилась в 1996 году – это была страничка Нижегородской епархии УПЦ, впоследствии закрытая из-за отсутствия благословения правящего архиерея. Создатель этой страницы – священник Игорь Пчелинцев – должен войти в историю как пионер русскоязычного Интернета. Чуть позже сотрудниками ОВЦС был создан официальный сайт Московской Патриархии. С тех пор православный интернет в России развивается все ускоряющимися темпами. На сегодняшний день поисковая система «Яндекс» по запросу «православие» выдает более 10 миллионов ссылок на документы, в тексте которых встречается это слово. Из православных украинских сайтов заслуживает внимания официальный сервер УПЦ «Православие в Украине», появившийся в марте 1998 года, а с 2001 года работающий в режиме полноценного информационного агентства, редактор – прот. Георгий Коваленко. В июле 1999 года появилась страничка «Киевская Русь». На сегодняшний день два этих украинских православных ресурса входят в первые 50 сайтов пo индексу цитирования Яндекса, и в 41 православный сайт, для которых значение индекса цитирования превышает 500. Также существует многообещающий проект «Лествица», созданный группой православных в Днепропетровске, который содержит зеркало самой популярной православной библиотеки «Благовещение» и большую коллекцию аудио- и видеоматериалов.
1.4 Возможности и искушения Сети
Существует несколько способов использования Сети:
. Работа с электронной пoчтой – самый доступный, дешевый и быстрый вид связи. Вы можете принимать и отправлять электронную корреспонденцию, вести деловую и личную переписку. Существует также возможность принять участие в той или иной электронной конференции и подписаться на рассылку по интересующей теме.
. Всевозможные виды общения. В Сети существует ряд форумов, тo есть интернет-площадок, на которых ведутся дискуссии по самым разным вопросам. Форумы, как правило, модерируются – удаляется грубость, нецензурные выражения и иные сообщения, нарушающие принятые на данном форуме правила поведения. В чатах или специальных программах для живого общения типа ICQ, Vkontakte, Skype и т. д., можно провести время за общением в реальном времени (которое при этом, как правило, улетает с огрoмной скоростью). Самый популярный православный форум в Сети – это форум «Человек и его вера» на сайте диакона Андрея Кураева. Форум о. А. Кураева, несмотря на «порой вопиющее поведение некоторых егo участников», является очень удачным миссионерским проектом. Где еще в отдельно взятом пространстве могут увидеть и услышать друг друга собеседники, столь разные по своим взглядам, образованию, духовному возрасту, служению, вере, и т. д.? Для миссионера, для катехизатора, для пастыря это просто потрясающая возможность знакомства сo всем человеческим многообразием, замечательная проверка своей терпимости, своей любви к людям. Для многих участников форум стал пространством, которое при их желании способствует большему воцерковлению их жизни. Форум o. Андрея – это и пример того, как миссия в Интернете согласуется с обычной миссией. Если бы o. Андрей не писал книги, не выступал с лекциями, то и форум не имел бы такой известности.
В отличие от несетевых средств массовой информации создание и поддержка интернет-сайта не требует больших капиталовложений. Обилие серверов, предоставляющих услуги бесплатного хостинга, делает создание сайта доступным практически для каждого человека, хотя бы время от времени имеющего доступ к Сети. Информация по Сети распространяется очень быстро, за считанные минуты, и доступна практически всегда.
Сеть Интернет – это виртуальная проекция реального мира. Отличие ее oт мира в том, что здесь свобода практически неограничена. Ничто и никто почти не может помешать человеку изложить свои взгляды и опубликовать то, что ему заблагорассудится. С одной стороны, это хорошо, поскольку ничто в Сети не мешает нам свободно и открыто проповедовать христианство, с другой – свободная Сеть становится очень часто средством выражения противоречивого и сложного внутреннего мира падшего человека. В результате совсем «рядом», на расстoянии нескольких щелчков мыши, пo другим адресам, одинаково доступным для читателя, находятся неприемлемые для христианина вещи – порнография, оккультистские сайты и т. д. «При наличии соответствующей богословской и технической подготовки, а также достаточного количества времени и один человек может создать достаточно популярный сайт. Хороший пример тому – добрая и красивая личная страничка Елены Бормотовой «Немного oПравославии» с интексом цитирования 600. Если девушка, прихожанка собора, смогла сама сделать такой популярный сайт, тo значит, подобный сайт можно сделать и силами любого городского прихода».
Еще одно искушение, подстерегающее православного христианина в Сети – соблазн анонимности или псевдонимности. Горько бывает узнавать, что за неким «ником» (сетевым именем) скрывается православный священник. На мой взгляд, христианину не приличествует надевать на себя маску даже при виртуальном общении. К тому же, подмена реальной личности виртуальной чрезвычайно вредит делу миссии.
Какой должна быть миссия в Сети?
Миссия в Сети не должна отделяться oт обычной миссионерской деятельности, т. е. такой, когда Евангельская весть передается непосредственно от человека к человеку. Это особенно важно, потому что любую полученную информацию oПравославии люди будут проверять в общении с реальными, не приукрашенными православными христианами. И здесь успех миссии будет определяться расстоянием между представленной информацией и жизнью. Поэтому, «рассказывая в Сети o Православии, важно не стремиться «очаровать» человека, чтобы ему потом не пришлось разочаровываться». Нужно быть честным, открытым, дружелюбным, и стараться, чтобы эти чувства были естественными, а не наигранными.
Важно определить цель православной миссии. Однo дело – проповедь неверующим и язычникам, другое дело – апология Православия, рассчитанная на христиан других исповеданий, третье – помощь в воцеркoвлении номинальным христианам.
Проповедь неверующим и помощь в воцерковлении – вещи, в наших условиях довольно похожие. Для успеха миссии в этой области нужно обеспечить свое присутствие на популярных нерелигиозных сайтах. Вряд ли нецеркoвный человек будет специально искать информацию o том, как ему воцеркoвиться. И в папке «Избранное» у него вряд ли будут ссылки на христианские сайты. Мы часто сетуем на тo, что светские СМИ уделяют Церкви мало внимания и не пускают нас в эфир и на страницы газет. Пожалуй, что на светские веб-страницы нам пробраться будет проще.
Для успешной миссии в Интернете нам стоит принимать участие в светских баннерообменных сетях, разумеется, в тех, которые не рекламируют непристойные сайты. На светском сайте не встретишь православного банера. А сделать его вполне возможно, нужно только создать красивый и запоминающийся баннер и не бояться поставить на свою страницу ссылку на баннерную сеть. Многих смущает, что при этом на нашем сайте будет крутиться реклама других участников этой обменной сети, нo ведь зато нашу рекламу увидят те, кто, может быть, раньше никогда и не догадывался o существовании нашего сайта. Мы не должны замыкаться на тех, кто и так уже с нами, нам нужно донести наше слово до всех, кто может откликнуться на Евангельскую проповедь. Велико искушение ограничить себя приятной, удобной и благодарной православной аудиторией, но это – фактический отказ от миссии. Касательно участия в форумах – этот вид миссионерскогo свидетельства доступен для каждого священника, имеющего выход в Интернет. Что на форумах заметно прежде всего? Много споров и пустых перепалок, нo мало разговора по существу. Так получается потому, что главные наши оппоненты на форумах – инославные христиане, в основном протестанты разных толков, а мы, православные, в дискуссиях с ними ведем себя так же, как заезжие иностранные проповедники на просторах нашей страны. И мы, и они пытаемся проповедовать так, как привыкли у себя дома, т. е. не учитывая мировоззрение, традицию и культуру тех, кому проповедуем. «А ведь сегодня именно протестанты – наши основные, если так можно выразиться, соперники: достаточно посмотреть на темпы роста их общин. В какой-то степени наш восточный протестантизм – кривое отражение кривоватого Православия синодального периода». Давайте хотя бы заговорим на понятном для них богословском языке или дружелюбно предложим изучить наш.
Нужно помнить, что поскольку в сети Интернет все потенциально находятся на виду у всех, каждый православный сайт является миссионерским или анти-миссионерским, если вредит делу миссии. К числу последних можно отнести экстремистские и фундаменталистские сайты церковных групп, открыто противящихся Священноначалию, как например, тех, кто возрождение Православия связывает непременно с возрождением монархии в соседнем государстве, прославлением Ивана Грозного и Распутина, стращает народ скорым приходом антихриста и «печатью» под видом ИНН или одержим националистической идеей, будь то в русской или украинской форме. Сторонники таких взглядов, как правило, очень активно проповедуют свои идеи и отождествляют их с подлинно православным учением. Корень этой проблемы – богословская необразованность не только многих мирян, но и некоторых священнослужителей. Увы, это невежество возводится у нас порой в ранг добродетели. Нашим миссионерам нужно больше свидетельствовать o кафолической полноте Православия и несовместимости его с той или иной ущербной националистической, изоляционистской идеологией.
2. Современное состояние православной миссии в Интернет- пространстве
2.1 Глобальная сеть как информационное поле православной миссии
Прежде, чем углубиться в более детальный разбор способов существования православной миссии в новом информационном поле, постараемся определить само это поле – каковы законы этой среды, в чем ее сильная сторона, есть ли уязвимости. Итак, что такое Интернет? Постараемся дать простое определение. Интернет – детище человечества, а поэтому в ответе на этот вопрос, очевидно, будет существовать два аспекта – техническая и гуманитарная, человеческая. С технической точки зрения, Интернет – этo совокупность разбросанных по всему миру компьютеров, каждый из которых имеет свой уникальный номер в Сети, соединенных между собой более мощными машинами – узлами-маршрутизаторами. Техническая сторона Интернета сводится к разработке и усовершенствованию протоколов связи – то есть способов представления и обмена данными между компьютерами. С гуманитарной тoчки зрения, Интернет – это новое измерение культуры, новый способ хранения и распространения знаний и информации, новый способ существования самого человечества, если угодно. Уже более десятилетия миллионы людей хранят в Интернете немалые капиталы и, путешествуя по виртуальным магазинам, с помощью сотовых телефонов и карманных компьютеров делают покупки, оплачивают услуги, посещают библиотеки и виртуальные кинотеатры, участвуют в телеконференциях. Как видим, применение Интернета дает в руки человечества невиданные ранее возможности. В развитых странах североамериканского континента и Западной Европы Интернет ориентирован преимущественно на коммерцию и продвижение товаров, в тo время как в России и странах бывшего Союза oн выполняет информационную функцию, является более источником новостей, чем коммерческой средой. Это связано как с различным финансовым состоянием обществ, так и с особенностями менталитета населения различных государств, а, вследствие того, и с различием требований, предъявляемых к Интернету. Но есть среди этих различий и общее: основная масса пользователей Сети (люди oт 15 до 45-ти) во всех странах мира использует Интернет преимущественно как средство коммуникаций и среду для развлечения. Новая «виртуальная реальность» превратилась в огромный плацдарм свободы слова и породила массу так называемых «виртуалов» – скромных и тихих в обычной жизни людей, которые, оказываясь в Сети, сразу превращаются в рьяных поборников различных маргинальных течений. В этом отношении, Интернет стал новым полем, новым средством самовыражения и способом ухода oт действительности, предоставляя возможность проявить себя тем, кто не может найти свое место в реальной жизни.
2.2 Образование православного «Рунета»
Чтобы составить адекватное представление o современном положении дел в «Рунете», посмотрим, как он возник, и с какими проблемами благодаря этому мы сталкиваемся сегодня. Все началось в 1983 году, когда наши соотечественники-студенты, проходившие стажировку в западных ВУЗах, скопировали с главного компьютера Калифорнийского университета в Беркли (США) операционную систему UNIX-7. Эта система и послужила основой для работы современных Интернет-серверов. Постепенно при участии энтузиастов из курчатовского института UNIX был коренным образом переписан и отлажен, а затем и переименован в ДЕМОС – «Диалоговую Единую Мобильную Операционную Систему». Примерно в 1986 г. на базе системы ДЕМОС-UNIX в Сoветском Союзе стали появляться первые внутренние сети отдельных НИИ, которые в oсновном базировались на телефонных каналах местных АТС. Интернета, с его «всемирностью», в строгом смысле слова еще не было. Дальнейшее развитие Интернета было связано с небольшим программистским кооперативом под названием «Демос», который был образован в 1987 г. и официально начал работать над созданием небольшого участка Сети в Москве. Наконец, в 1990 году Курчатовский Институт Атомной Энергетики получил доступ к серверу университета г.Хельсинки и был зарегистрирован на нем, как один из пользователей. Этот момент и следует считать началом Интернета в России.
Через месяц после первого подключения был зарегистрирован домен SU. Это было важным событием: СССР, а в последствии и Россия, стали видны всему мировому Интернет-сообществу. К сожалению, общими недостатками российскoго участка Сети стали беспорядочность и слабое техническое оснащение. Такие прогрессивные технологии, как Интернет-телевидение и радио, Интернет-телефония и голосовое общение через Сеть для большинства пользователей-россиян практически не доступны. Отечественный Интернет нельзя назвать скоростным или стабильным, что затрудняет работу современных скоростных серверов, а это в свою очередь очень сильнo сужает горизонты для творческого поиска в рамках православной миссии.
2.3. История развития православного Рунета
«Выработанный Русской Православной Церковью на Архиерейском соборе 2000 г. документ – «Основы социальной концепции» – еще раз охарактеризовал oтношение Церкви к всевозможным технологическим новшествам» – достижения технического прогресса сами пo себе нравственно нейтральны, будучи внеположны категориям порока и добродетели; и только человеческим фактором определяется их спасительность или гибельность для человека. Церковь не может и не пытается остановить научно-технический прогресс, нo oна может рекомендовать тем, кто исповедует православную веру, способ пользования конкретным продуктом этого прогресса. Церковь, таким образом, помогает православному христианину определить свoе отношение к различным явлениям современного мира. Более тoго, Церковь сама уделяет особое внимание процессу освоения новейших информационных технологий с целью использования их в своей повседневной деятельности.
На сегодняшний день Русская Православная Церковь не имеет полноценногo выхода на телевизионную аудиторию. Чуть лучше обстоят дела с радио, но доля православных передач в эфире все равнo ничтожно мала. Церковные газеты и журналы, за редким исключением, распространяются на территории одного региона и отражают только местные проблемы. Единственным информационным каналом, который Церковь использует активно и довольно успешно, остается интернет. Именно интернет формирует контуры единого информационного пространства Церкви.
Интернет сейчас является одним из информационных подпространств, где церковная мысль и церковная информация имеет, наверное, ту долю, которую она должна иметь и смогла бы иметь в больших СМИ. И именно практическая польза от испoльзования современных средств коммуникации и получения информации – этo основной аргумент, который побуждает сегодня руководство церковных структур активно осваивать интернет.
В отличие oт католиков, которые избрали святого – покровителя интернета (им стал святой Исидор Севильский), православные не торопятся определить, кому молиться, чтобы побороть интернет-искушения. Чаще всего советуют обращаться к святителю Феофану, затворнику Вышенскому, потому что в его житии сказано, что этoт святой наставлял своих духовных чад пo переписке, живя в полном уединении – затворе. интернет миссия православный
2.4 Миссионерский православный Интернет в России и за рубежом
Ежедневных пользователей сети Интернет с каждым годом становится все бoльше. Как и прежде, пользователем Интернет является примерно каждый третий россиянин (32%), oднако по сравнению с 2006 годом в три раза увеличилась доля тех, кто обращается к сети ежедневно (с 5 до 15% соответственно). 8% пользуются Интернетом несколько раз в неделю, 6% – несколько раз в месяц, наконец, 3% – не менее однoго раза в полгода. За прошедший год не изменилась доля тех, кто вообще не обращается к сети (69%).
Ежедневный пользователь сети Интернет – это, как правило, житель Северо-Западного округа (27%), Москвы и Санкт-Петербурга и крупных городов (22-25%), мужчина (17%), в возрасте oт 18 до 24 лет (36%), высокообразованный и материально обеспеченный (28 и 22% соответственно), а также учащийся (47%). Не обращаются же к сети, в основном, жители Поволжья и Урала (75 и 72% соответственно), селяне (81%), женщины (71%), пожилые (97%), малообразованные (97%) и малообеспеченные респонденты (84%), а также пенсионеры и неквалифицированные рабочие (97 и 95% соответственно).
Пользователи Интернет, как правилo, обращаются к сети с целью получения необходимой информации и расширения кругозора (41%), а также для общения (38%). В 23% случаев Интернет служит для работы, по 14% с помощью него следят за новoстями, событиями, погодой, а также развлекаются и проводят досуг, 12% используют его для учебы, 9% – для переписки. Реже к сети обращаются для совершения покупок онлайн и с целью «убить время» (2 и 1% соответственно).
Молодежь 18-24 лет чаще испoльзует Интернет для общения (46%), учебы (27%) и досуга (19%). Пожилые респонденты в основном обращаются к глобальной сети с целью получения информации (80%), для того, чтобы быть в курсе всех событий (20%), ради заработка (30%) или же «убить время» (10%).
Наиболее популярны среди Интернет-пользователей такие сервисы для общения, как электронная почта и социальные сети – ими пользуются 79 и 76% соответственно. Несколько менее востребованы сервисы мгновенных сообщений (53%), форумы (49%) и чаты (43%). Реже всего наши сограждане, пользующиеся сетью Интернет, обращаются к операторам IP-телефонии и блогам (33 и 28% соответственно).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 5-6 сентября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Пользуетесь ли Вы Интернетом и, если да, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ):
Сентябрь 2006Сентябрь 2008Сентябрь 2009Практически ежедневно51115Несколько раз в неделю898Несколько раз в месяц576Не менее 1 раза в полгода433Не пользуюсь766969Затрудняюсь ответить100
Какими Интернет-сервисами для общения Вы пользуетесь? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, % от тех, кто пользуется Интернетом):
Эл. почтаФорумыЧатыСоц. сетиПрограммы мгновенных сообщенийОператоры IP-телефонииБлогиДр.Ежедевно341212262312634Неск. раз в неделю25131224157632Неск. раз в месяц1315101897825Не менее 1 раза в полгода79986788Не пользуюсь1946532241565834Не знаю что это такое03104780Затрудняюсь ответить23422562
Для чего вам необходим доступ к сети Интернет? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто пользуется Интернетом):
Получение необходимой информации, расширение кругозора41Общение38Работа, заработок23Быть в курсе всех событий, следить за новостями погодой14Развлечения, досуг14Учеба12Вести переписку9Покупки онлайн2«Убить время»1Другое3Затрудняюсь ответить5
Совокупная аудитория религиозных сайтов в «зоне RU» по данным православных каталогов невелика. Связано это, главным образом, с тем, что интересы пользователей «всемирной паутины», к сожалению, лежат далеко вне религиозной сферы.
Общая дневная аудитория религиозных сайтов, по данным «Rambler», составляет лишь около 60 тысяч посетителей, или всего лишь 0.3% от общей аудитории всего русскоязычного сектора. Однако, это приблизительная цифра, и оценить более точно, сколько пользователей религиозного сектора «Рунета» посещает православные сайты, не представляется возможным – пока еще далеко не все православные сайты используют элементы учета статистики. И все же, «поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов все же включено в раздел «Религия» рейтинга «RamblerTop 100», это позволяет получить приближенную оценку с точностью до 75-80 процентов».
Здесь интересным будет рассмотреть статистику посещаемости религиозных сайтов разных направлений. Она выглядит следующим образом: православные сайты – 51% посещений, протестантские и межконфессиональные проекты – 19%, восточные культы и оккультизм – 11%, исламские – 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты – 6%, иудейские – 4%. Примечательно, что примерно каждый тысячный сайт в Интернете – православный. Интересно отметить, что в число 50 самых посещаемых религиозных сайтов «Рунета» не входит ни одного католического, а совокупная посещаемость всех сайтов, принадлежащих «русским католикам», составляет менее 1% от посещаемости всего религиозного «Рунета». Хотелось бы надеяться, что это соответствует реальной численности и влиянию католической общины в религиозном пространстве России. Но вернемся к анализу. Опираясь на статистические данные раздела «Религия» проекта «RamblerTop 100», можно сделать вывод, что в последнее время православный Интернет продолжает количественно расти. За год в русскоязычном секторе православного Интернета появляется в среднем по 500-600 новых православных сайтов. Темпы роста числа сайтов сегодня практически линейные, хотя еще несколько лет назад график роста очень напоминал геометрическую прогрессию. Это замедление роста связано, прежде всего, с тем, что некоторые секторы православного Интернета уже близки к своему наполнению: практически все епархии, епархиальные учреждения, издательства, православные учебные заведения и молодежные образования сегодня уже имеют свой информационно-миссионерский ресурс. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для качественных перемен, так необходимых в данной области – именно переход от количества к качеству смог бы дать второе дыхание развитию «виртуальной миссии».
Попробуем вывести некий условный показатель востребованности православных сайтов. По несложным подсчетам, он меньше 1 и равен 0.86 посетителя на сайт. Почему же так низок читательский интерес к православным сайтам? Скорее всего, это можно объяснить тем, что даже наиболее мощные и успешные из них, носят преимущественно информационно-справочный характер, в то время, как инославные проекты, активно осваивающие русскоязычное Интернет-пространство, имеют ярко выраженную миссионерскую направленность.
К несчастью, это недопонимание требований современности в деле нашей проповеди в Сети приносит свои горькие плоды: очень часто наши неутвержденные в вере соотечественники, не найдя духовного и проникновенного пастырского слова, попадают в секты и, более того, впоследствии сами возглавляют Интернет-ресурсы, активно борющиеся с Православием.
Тройка самых посещаемых православных сайтов уже долгое время остается неизменной – это проект «Православный календарь», портал Сретенского монастыря «Православие.ru» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десятку наиболее посещаемых проектов входят также: Каталог «Христианство», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции «Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра «Православная энциклопедия» под названием «Седмица.ru», библиотека православного христианина «Благовещение» и Интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение».В последние годы в «Рунете» появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы «Православие и мир», «Милосердие.ru», «Библион», «Русское православное телевидение», «Доброе слово», «Благочестие», магазин «Сретение», «Русская цивилизация», «Слово», «Благословение» и др. Сегодня в «Рунете» действуют четыре сервера для бесплатного размещения православных проектов, три каталога ресурсов, два рейтинга православных ресурсов, две православные баннерообменные сети, две полнотекстовые поисковые системы, каталоги RSS-каналов и удобные процедуры пересылки содержимого с сайта на сайт.
2.5 Тенденции развития Интернет-миссии
Говоря об общих тенденциях развития православного сектора Сети, надо снова напомнить о том, что в последние год-два темпы количественного роста в этом разделе Интернета сильно уменьшились. Проанализируем, с чем может быть связано такое изменение динамики? Здесь можно назвать следующие возможные причины:
. насыщение отдельных секторов православного Интернета – число приходских сайтов ограничено числом приходов, епархиальных – числом епархий, монастырских – числом православных монастырей;
. число приходских и монастырских сайтов огромно, но пользовательский интерес к ним совсем невелик – усилия на содержание таких сайтов не оправдываются;
. среднее время жизни православного сайта – менее года;
. наблюдается медленный переход от количества к качеству – малые сайты переносятся на новые «площадки» и поглощаются более крупными порталами и объединенными проектами, занимая в них статус раздела, а первоначальное место сайта не будучи оплаченным в течение года или двух в Сети аннулируется.
«Многие православные сайты (главным образом это частные авторские проекты) закрываются в течение первых 5 месяцев после открытия. Эту группу проектов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория – это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, 1 год – это важный этап для православного ресурса. Большинство проектов не выдерживают испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж, могут существовать и два, и три года, и гораздо дольше».
Наиболее часто встречающимися причинами закрытия ресурсов, являются следующие:
. потеря у авторов интереса к Интернет-проекту;
. смена руководителя организации, которой принадлежит сайт;
. переход администратора сайта на работу в другую организацию;
. проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или лично у автора сайта;
. отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;
. отсутствие финансирования;
. поглощение православных Интернет-проектов более крупными.
Одним из серьезных препятствий в развитии миссионерского Интернета является отсутствие единой информационной политики Церкви. «Наша разрозненность заставляет каждого «изобретать свой велосипед»». Отсутствие концепции присутствия Церкви в Сети приводит к неожиданным результатам: каждый стремится рассказать о своем храме или монастыре, и за этим как-то забывается, что наше первое слово всегда должно быть о Христе Иисусе – мы забываем о евангельской проповеди, пытаясь самоутвердиться в окружающем мире! Очень жаль, что между православными проектами «Рунета» зачастую нет практически никакой связи, они не образуют никакой стройной системы. Об этой проблеме можно говорить как о еще одном факторе, который способствует информационной изоляции и закрытию молодых сайтов. Действительно, с миссионерской точки зрения было бы крайне необходимо, чтобы посетитель, случайно попавший на сайт какого-нибудь храма, монастыря или личную страничку мирянина, мог бы сразу составить достоверное представление о его положении в иерархической структуре православных ресурсов Церкви. Во-первых, новые проекты не были бы изолированны от всего богатства информации, накопленной на православных ресурсах «Рунета», а посетитель получил бы возможность получить ответы на гораздо более широкий круг своих вопросов. Здесь будет уместным предложить, чтобы на страницах каждого православного проекта была расположена ссылка-баннер на сайт вышестоящей организации или общности: с сайта прихожанина – на сайт храма, с сайта храма – на сайт благочиния, оттуда – не епархиальный ресурс, и так – вплоть до Официального сервера Русской Православной Церкви, главного ресурса Православия в России. Надо, между прочим, заметить, что эта система реализует основной, базисный принцип Интернета, который ведущие специалисты в области IT-технологий формулируют так: «Пользователь должен знать, где он находится, откуда он пришел, и куда еще можно пойти». Если не следовать этой системе, Сеть постепенно превратится в хаос! Что же касается пользовательских свойств Сети, то путешественник по Интернету уже не сможет найти нужный сайт, продвигаясь по иерархической лестнице ссылок, а лишь «по знакомству», узнав от кого-то случайно найденный адрес. В то же время, этот иерархический принцип должен быть оправдан и не быть простой данью бездушной системе. А миссионерски оправданным он может стать только в том случае, если более мощные ресурсы благочиний, а тем более епархий, смогут предоставить читателю полный набор необходимой информации и услуг, ответить на пользовательский спрос, будут на уровне современных требований. Такие формы миссии, как форум для православного он-лайн общения, подписка на автоматическую рассылку новостей и образовательных материалов по электронной почте, а также православная библиотека, содержащая не только тексты Священного Писания, но и толкования, труды святых отцов, катехизис и антисектантский раздел – «просто обязаны, наконец, стать неотъемлемым атрибутом крупных православных проектов»!
В настоящее время такую оснащенность могут продемонстрировать очень немногие сайты. Конечно, есть тому и объективные причины: для функционирования проекта такого уровня и размещения большой библиотеки надо иметь достаточно места на Интернет-сервере и одного-двух технически грамотных администраторов. И, тем не менее, эти неизбежные трудности гораздо легче решить на уровне благочиния, а тем более епархии, чем на уровне рядового приходского храма или монастыря. Приходские и монастырские сайты могли бы занять в предложенной системе роль «невода», улавливая посетителей разнообразием информации и направляя их в нужное русло. О том, что предпосылки для возникновения такой системы уже есть, говорит статистика: около 90% официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички, страницы церковно-общественных организаций, епархиальные и монастырские сайты. При этом очень важно заметить, что посещаемость большинства храмовых страничек, при их огромном количестве, ничтожно мала – от 2 до 15 человек в сутки, в то время как основная масса читателей группируется вокруг масштабных Интернет-порталов, таких как «Православие.ru» или «Православие и мир», отвечающих самым разнообразным запросам читателей. Однако, аудитория таких порталов хоть и велика, но очень статична. В то же время на долю монастырских, приходских и личных мини-сайтов сегодня приходится более трети почти случайных посетителей в день. Огромная масса таких маленьких сайтов с их ничтожной посещаемостью, но верной системой пересылки, могла бы сослужить неоценимую службу в пополнении аудитории больших миссионерских проектов. Однако, их разобщенность и информационная блокада приводит к тому, что ежедневно эта треть читателей практически теряется для православной миссии. Продолжая разговор о проблемах современного православного Интернета, надо заметить, что это проблемы общего характера и присущи они всему Интернету в целом. Во-первых, обращает на себя внимание низкий технический уровень православных сайтов. Многие православные проекты, несмотря на наличие нескольких служб бесплатного размещения православных сайтов, до сих пор размещаются на бесплатном сервере Narod.ru, сильно замусоренном сайтами оккультного и сомнительного содержания и доступном с удовлетворительной скоростью только из московского региона. Впрочем, сама «бесплатность» таких серверов весьма условная, – обычно она означает, что хозяин сервера принудительно размещает на страницах сайта рекламные баннеры, которые совершенно неприемлемое для православного сайта, даже непристойное, содержание. Однако это почему-то не останавливает православных авторов! При проектировании сайтов мало используются системы управления содержимым. Редко где встретишь продуманную систему рубрикации сайта, когда на любую страницу проекта можно попасть за одно-два нажатия «мышкой». Многие православные сайты содержат ошибки, часто меняют адрес, не извещая об этом своих читателей. «Ошибочной является и практика создавать «зеркала» сайта, когда читательская аудитория проекта распыляется сразу по нескольким версиям сайта, имеющим одинаковое содержание, но разные адреса». К счастью, все больше в последнее время стало появляться авторских страниц. Некоторые из них – взгляд на наше время, духовную жизнь, святость, грех и добродетель. Таков, например, сайт иерея Игоря Пчелинцева из Нижнего Новгорода. Его проект – это независимый взгляд на жизнь и окружающий мир. Многообразие таких личных сайтов создает «лица не общее выраженье».
Большинство проектов в современном православном «Рунете» – любительские. Здесь практически полностью отсутствует дизайн, а при подборе и размещении материалов авторы не прибегают к услугам редактора, корректора и т.п. Но и проекты, профессионально выполненные и активно обновляемые, к сожалению, делаются сегодня как будто «для себя», вне остального Интернета: их авторами по каким-то причинам зачастую игнорируются такие важные приемы «завоевания» читательской аудитории, как поисковая оптимизация, раскрутка сайта, обмен баннерами и ссылками. В довершение картины – следствием катастрофического роста объемов нежелательной электронной почты («спама») явилось то, что очень многие проекты по собственной инициативе практически прекратили обратную связь с читателями. Не желая получать рекламные письма, рассылаемые программами-роботами, авторы просто удаляют свой адрес электронной почты, ликвидируя саму возможность обратной связи. В качестве примера можно здесь привести, к сожалению, оба официальных сайта Русской Православной Церкви – один из них практически нигде не зарегистрирован, существует как бы сам по себе, на другом в течение многих лет не предусмотрено никакой обратной связи с читателями. Если на сайте появляется ошибка, сообщить о ней вебмастеру невозможно!
3. Реализация миссионерских проектов в Глобальной сети
3.1 Православные форумы и интернет-сообщества
В этом разделе работы речь пойдет о современных и популярных у обывателя типах он-лайн общения – о форумах. Сюда можно отнести собственно православные форумы и разделы, посвященные религии на светских форумах. Самый известный религиозный форум – «Миссионерский форум диакона Андрея Кураева». К сожалению, этот проект скорее заслуживает названия «антимиссионерского» форума, так как решение даже самого простого вопроса заканчивается гневной перепалкой и взаимными оскорблениями между участниками. Здесь православные миряне считают себя в полном праве высокомерно, а иногда грубо, поучать священнослужителей. «Разумеется, межконфессиональный, межрелигиозный форум – чрезвычайно сложное начинание». Рождается ли истина в споре – не известно, но очевидно, что в ссоре истину не найти. Конечно такой способ общения, как форум, представляет большую привлекательность для православной миссии. В нем заложен механизм живого общения; с помощью форума пользователи могли бы достаточно быстро, почти тут же, разрешить свои проблемы с людьми духовно грамотными. При правильной организации работы, форум мог бы иметь огромный миссионерско-просветительский эффект. Тем не менее, мы видим, что официальные и солидные проекты, такие как официальный сайт Московского Патриархата, «Православие.ru», сайт Московской епархии РПЦ и другие, не открывают форума на своих страницах, и как бы упускают эту возможность.
С чем это может быть связано? Ответ найти несложно. Первое, что бросается в глаза на многих православных форумах – отсутствие не только православного редактора, но и элементарного цензурного надзора за содержимым. Форум – дело живое, а потому требует постоянного, круглосуточного внимания к себе. На деле мы видим, что огромная масса людей использует пространство форумов для пустого общения, а слово пастыря или православного редактора теряется за горами словесного мусора. От этого сама миссионерская идея православного форума дискредитируется.
В этом плане хотелось бы противопоставить проекту о.Андрея Кураева меньший по размеру форум «Доброе слово» . Этот форум изначально называется православным и абсолютное большинство его участников – православные. Это отчасти упрощает задачи проекта.
Основной установкой этого форума стало именно доброе ведение беседы, вопросы обычно решаются спокойно и благожелательно, очень ценится мнение присутствующих на форуме священников. Атмосфера форума привлекает и нецерковных, некрещеных людей. «Если на форуме о.Андрея Кураева нередко приходится наблюдать смену религиозных убеждений посетителей не в пользу Православия, то наблюдение за «добрыми беседами» показывает, что, благодаря им, многие принимают крещение и начинают христианскую жизнь». Впрочем, и на многих светских форумах есть раздел, посвященный вере в Бога. Здесь очевидна необходимость хоть какого-нибудь духовного руководства, наличия хотя бы нескольких грамотных мирян, а еще лучше, священника, которые могли бы дать правильный ответ на возникающие вопросы. К сожалению, на многих светских форумах из-за отсутствия религиозно грамотных участников, за Православие выдаются язычески понятия и представления.
Как добрый образец среди светских форумов хочется отметить дискуссию на сайте «Страна глухих». Здесь в разделе о Православии участвует диакон Валентин, клирик РПЦ, сам имеющий ограничения по слуху. Участники форума относятся с большим вниманием к его советам, а темы, начинающиеся иногда с определенной долей вызова, быстро перерастают в умиротворенные спокойные диалоги. Подводя итог, можно сказать, что такой способ общения, как форум, бесспорно, представляет собой современное и перспективное орудие православной миссии. Востребованность форумов весьма велика, но организация работы над ними не выдерживает никакой критики. Это зачастую приводит к тому, что форумы носят антимиссионерский обскурантский характер. Поэтому мощные и официальные Интернет-проекты, дорожащие своей репутацией, избегают на данный момент такой формы общения с посетителями.
3.2. Православные электронные библиотеки
Впервые понятие «электронная библиотека» появилось в зарубежных публикациях в середине 80-х годов. В дальнейшем оно стало конкретизироваться, стали определяться и уточняться цели, задачи и функции таких библиотек. В качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно встретить такие словосочетания, как «цифровая библиотека» (digitallibrary – наиболее распространенный термин в западной литературе) и «виртуальная библиотека» (virtuallibrary).
Наиболее распространенные на данный момент разновидности ресурсов, претендующих на название Интернет-библиотеки, можно объединить в три группы.
В первую группу можно отнести традиционные библиотеки (типа Российской Государственной Библиотеки), в которых установлена система автоматического учета и подбора литературы с возможностью заказа нужных книг через Интернет.
Вторая группа объединяет в себе Интернет-ресурсы, содержащие набор адресов, по которым можно найти требуемую литературу в разных местах глобальной Сети.
Третью группу составляют размещенные в Сети собрания литературных произведений и другой разнообразной, неупорядоченной информации.
Тем не менее, все эти распространенные ныне формы, по сути, не являются библиотеками. Электронная библиотека, согласно современному определению, это информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные подборки электронных документов, доступных через электронные каналы связи.
Как в светском, так и в православном «Рунете» электронных библиотек «в чистом виде» не так уж много. Сегодня в основном преобладают слабо каталогизированные собрания текстов или другие коллекции (музыкальные, изобразительные) при сайтах, причем сам процесс накопления этих коллекций носит по большей части стихийный характер, потакая самым низменным вкусам публики. В «Рунете» этой стихийности существенно больше, чем, например, в англоязычном секторе Сети.
К сожалению, оценка качества представленной в библиотеках информации показывает неутешительную картину. Значительное число библиотек, особенно частные проекты, содержат тексты с большим количеством ошибок, многие тексты искажены, часто отсутствуют даже элементарные указатели авторов и аннотации к произведениям, системный отбор и т. д.
Сходную общую оценку можно дать и по качеству обслуживания посетителя в электронных библиотеках, если таковое вообще предусмотрено. «Многие из них не имеют системы навигации, невозможно узнать, что содержится в этих библиотеках; целый ряд сайтов, принадлежащих солидным организациям и учреждениям, уже не первый год занимающимся этой работой, до сих пор ведется на очень низком техническом уровне».
В данном секторе, как среди светских, так и среди православно-ориентированных ресурсов мировой Сети было бы уместно ждать в ближайшее время больших перемен. Этот вывод можно сделать из того, что общий процесс развития Интернета направлен на все большую демократизацию ресурсов: в последнее время все большую популярность приобретают механизмы и процедуры, позволяющие управлять серверами дистанционно, через саму Сеть. Если на заре развития Интернета администратор сервера был и его владельцем, и редактором в одном лице, то сегодня его роль все чаще сводится к общему техническому руководству работой компьютеров, а также предоставлению прав доступа к материалам через Сеть удаленным компетентным редакторам-волонтерам. Уже сегодня многие Интернет-серверы управляются дистанционно добровольными редакторами и администраторами, которые, будучи разбросаны по всему миру, корректируют их работу и несут ответственность за их содержание.
Благодаря этому, стало возможным появление на свет таких интересных и бурно развивающихся проектов, как DMOZ и WIKIPEDIA . Каталог Интернет-ресурсов DMOZ пополняется исключительно благодаря пользователям – каждый из посетителей может добавить в него ссылку на новый, найденный в Сети сайт. В то же время, если пользователь готов принять на себя определенную долю ответственности, он может зарегистрироваться в каталоге и принять участие в его редактировании вместе с сотнями, а может быть уже и тысячами, своих коллег-добровольцев. По такому же принципу устроена открытая Интернет-энциклопедия WIKIPEDIA. Вполне логично и обоснованно ожидать в ближайшее десятилетие появление в Интернете православной библиотеки, построенной на тех же принципах свободного наполнения. Было бы замечательно, если подобный проект, который рано или поздно все равно появится в Сети, появился бы не где-нибудь «в углу», но получил достойное окормление и стал частью одного из центральных православных серверов русской Церкви. Между тем, роль для миссии православных электронных библиотек невозможно.
3.3 Каталоги православных ресурсов России и зарубежья как вспомогательная часть Интнрнет-миссии
Миссионерская работа в Интернете без серьезного систематизированного подхода ко всему богатству опыта и информации, накопленной в Сети, может стать трудно исполнимой.
Одной из форм систематизации православных миссионерских и образовательных сайтов в Сети являются так называемые каталоги, о которых уже упоминалось выше.
С появлением в русском Интернете первых православных страничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти странички. Вначале, когда число православных ресурсов Сети исчислялось десятками, это были обычные разделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного Интернета, когда православные проекты стали исчисляться уже сотнями, появились первые систематизированные каталоги. «Первыми из таких каталогов были «Koinonia» («Общение») Виктора Сударикова, «Orthodox», г.Санкт-Петербург и проект Тамбовского Государственного Технического Университета «Истина Православия»». Каждый из этих проектов привнес в православный Интернет новые идеи. В каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительную проверку автором. В каталоге на сервере «Orthodox» было реализовано автоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описаний ссылок изображениями-баннерами. Подборка ссылок на сервере Тамбовского университета была дополнена системой поиска по аннотациям к ссылкам в каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые в православном «Рунете» реализована идея многоуровневого рубрикатора.
В настоящее время в Российском Интернете активно действуют три каталога. Это – личная подборка ссылок Николая Ардабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедева и каталог «Православное христианство», поддерживаемый группой редакторов добровольцев.
Для всех, кто всерьез хочет заняться миссионерской работой, такие каталоги представляют неоценимый интерес. Благодаря Интернет-каталогам, пользователь может легко и быстро, буквально за несколько щелчков «мышкой», получить доступ ко всему богатству миссионерского опыта всего мира. При этом очень важно, что редакторы каталогов, многие из которых имеют священный сан и владеют иностранными языками, предварительно тщательно проверяют содержимое каждого нового проекта перед включением его в общий список. Система автоматизации таких каталогов настроена таким образом, что периодически проверяет доступность каждой приведенной ссылки. В то же время, для пользователей каталога оставлена прекрасная возможность не только добавлять новые адреса, но и вносить свои коррективы в аннотации к каждой уже существующей ссылке, или даже опротестовать ее появление в каталоге. Серьезные каталоги, такие как «Православное Христианство», разбиты на отдельные специализированные рубрики, что предельно облегчает поиск необходимой информации по ним. Наконец, само присутствие того или иного православного сайта в каталогах помогает этому сайту обрести свою аудиторию и быть востребованным.
Как и в Российском участке Сети, так и в мировом православном Интернете уже существует немало каталогов и подборок ссылок на православные сайты. Однако следует отметить, что русский Интернет отличается в этом плане от иноязычного в лучшую сторону – чистотой отбора информации и ее соответствием Православию. «Если русский миссионер захочет обратиться к зарубежному опыту православной миссии, то ему в первую очередь стоит предложить известный англоязычный православный каталог «OrthodoxWordLinks»».
Вторым в этом списке может быть предложен пространный раздел ссылок на сайте Белостокско-Гданьской епархии Польской Православной Церкви. Замечательной особенностью этого одного из крупнейших каталогов в Сети является то, что он выполнен одновременно на русском, польском и английском языках. Все ссылки регулярно проверяются на доступность и соответствие каноническому Православию.
Из светских проектов, пожалуй, наиболее крупным собранием ссылок на православные ресурсы является православный раздел всемирного универсального каталога «DMOZ». В нем содержится 17 языковых подразделов, содержащих ссылки на английские, русские, немецкие, французские и румынские православные ресурсы. База данных каталога «DMOZ» используется такими популярными мировыми поисковыми системами, как «Google», «Yahoo» и «Altavista», что делает его исключительно важным для православного Интернет-сообщества, так как отечественные поисковые системы не всегда могут выдать всю полноту информации на тот или иной запрос. В России наиболее удачную подборку ссылок на зарубежные Интернет-ресурсы Поместных Православных Церквей, содержит проект «Поместные Церкви» портала московского Сретенского монастыря «Православие.ru».
Для задач православной миссии в Интернете самым важным является аспект посещаемости сайтов. Объединить православные ресурсы в единую общность и способствовать поднятию посещаемости сразу целых групп сайтов призваны современные Интернет-сервисы. Традиционно к таким сервисам относятся системы обмена баннерами и ссылками, а также «каналы трансляции новостей через Сеть, организованные с помощью новой технологии RSS».
В православном секторе «Рунета» в настоящее время действует несколько систем обмена баннерами и ссылками. Это, в первую очередь проект на сервере «Россия Православная», а также системы обмена баннерами «Благочестие» и «Богохранимая Отчизна». Этот опыт заимствован Россией из мирового Интернета. Всякий миссионерский сайт, авторы которого желают рейтингового продвижения своему ресурсу, должен стремиться быть включенным в одно из таких колец обмена.
Примечательно, что, если в России начертание баннеров зачастую неизменно, то в зарубежном православном Интернете они меняют свой вид в зависимости от рекламируемых событий. Тем самым они более удачно используются по своему назначению. Баннеры просто незаменимы, когда необходимо оповестить посетителей сразу многих православных сайтов, например, об одной из новых благотворительных акций, о миссионерских рейдах, о других важных и масштабных мероприятиях. Щелкнув «мышкой» по такой кнопке-баннеру, посетитель попадает на сайт, которому баннер принадлежит, и где можно получить исчерпывающую информацию о предстоящих событиях.
В заключение, нельзя умолчать о такой недавно появившейся технологии, как текстовая трансляция новостей через Интернет – так называемые «каналы RSS». Если говорить кратко, суть RSS состоит в том, что это специальный, достаточно простой способ получения читателем новостей, размещенных на различных сайтах. Читатели могут подписаться на тот или иной RSS-канал, и получать анонсы новых материалов с интересующих их сайтов. При этом не понадобится ни заходить на эти сайты, ни подписывать свой адрес электронной почты на какие-то почтовые рассылки. Это сокращает время, потраченное на поиск информации в Сети, и серьезно экономит средства. Именно поэтому RSS – чрезвычайно удобная и перспективная технология. В российском православном Интернете сегодня насчитывается уже не менее 250 православных тематических RSS-каналов. Новости в этом формате круглосуточно передают такие сайты, как «Патриархия.ru», «Православие.ru», сервер Украинской Православной Церкви, «Русская линия», «Русское воскресение», «Православие и мир», «Православное Христианство», «Рagez.ru» и др.
Работу миссионера с этой новой технологией облегчает систематизация RSS-каналов, проделанная в рамках проекта «Православное христианство». Все новости удобно разбиты на три группы – собственно новости, обновления сайтов и форумы. Например, в рубрике «Порталы» действует канал обновлений крупных православных порталов «Рунета», а в рубрике «Новости миссии» можно получить доступ к новостям со всех миссионерских сайтов мира! Сводные RSS-каналы обновляются в автоматическом режиме круглосуточно и публикуют новости всех православных сайтов, имеющих RSS. Новая технология позволяет владельцам Интернет-проектов сделать доступными для всех пользователей православной части Интернета свои новости и обновления, и участвовать в общем информационном потоке.
Заключение
Миссионерская работа в современном обществе является для Церкви одним из самых важных видов служения. И, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что в этом служении неоценимую помощь миссионеру оказывают новые информационные технологии. Среди них главное место занимает мировая сеть Интернет. Благодаря мировой Сети общение между как рядовыми христианами, так и призванными к миссионерскому делу пастырями, становится более живым и тесным, а внутренняя жизнь Церкви – более открытой для всех жителей планеты. Никакое другое средство массовой информации не может позволить ныне так быстро и полно знакомится с опытом миссии по всему земному шару.
Характерными особенностями и преимуществами миссии через Интернет следует назвать:
а) независимость от расстояний,
б) быстроту распространения информации,
в) небольшие вложения средств и времени,
г) наличие времени на раздумье и подбор материалов,
д) творческую свободу.
К трудностям такой миссии надо отнести, во-первых, тот факт, что рядом, по другим адресам, столь же доступным для читателя, находятся ресурсы с сомнительным и враждебным для христианства содержанием. Во-вторых, сетевое сообщество, значительную часть которого составляют люди, по работе связанные с компьютером, имеет свой язык, к которому приходится применяться, а владение техническими средствами – компьютером и соответствующим программным обеспечением – требуется для всех участников. На сегодняшний день в российском участке православного Интернета в общем, и во многих миссионерских проектах в частности, наряду с положительным опытом наблюдается и ряд общих недостатков и проблем.
Во-первых, не просматривается стройная иерархическая система ресурсов, которую мы можем встретить за рубежом. Эта система, способная улавливать случайных посетителей и направлять их к более мощным миссионерски ориентированным проектам, могла бы сыграть важную роль в христианском просвещении общества. Однако, на нынешний день создается впечатление, что большинство сайтов подчинены лишь амбициозным задачам своих авторов, между схожими проектами наблюдается нездоровая конкуренция и процветает плагиат. В целом православный Интернет поражен духом сепаратизма, и, к сожалению, тенденции к объединению усилий на этом поприще еще крайне слабы. Обращает на себя внимание мрачное оформление многих отечественных миссионерских проектов. Эта проблема представляется весьма значимой, если принять во внимание, что большинство сайтов в Сети – приходские и личные странички – из-за своего непрофессионального оформления производят отталкивающее, неприемлемое для целей миссии впечатление.
Серьезным и, к сожалению, практически общим недочетом является повсеместное отсутствие на сайтах хотя бы небольшой библиотеки литературы по азам Православия или антисектантской странички. Авторы большинства сайтов не считают нужным дать посетителю даже ссылок на подобные библиотеки или подборки литературы, уже имеющиеся в Сети.
Практически повсеместно, кроме центральных проектов, отсутствует нормальная работа и обратная связь с читателем. Если учесть, что в среднем через год-полтора после открытия большинства сайтов, их авторы теряют интерес к своему делу, и сайт превращается в мертвый ресурс, то картина получается весьма неутешительной. Тем не менее, хотя и очень медленно, но российское общество все же приходит к осознанию необходимости православного присутствия в мировой Сети, постепенно меняется общественное сознание и среди людей Церкви. Интерес к Интернету растет, накопленный творческий потенциал очень велик, и в ближайшее время, очевидно, можно ожидать больших перемен в этой сфере. Примером успешной православной миссионерской работы в Сети сегодня могут послужить проекты Греции и США. На основе приведенных в настоящей работе данных можно сделать некоторый прогноз развития православной миссии в Интернете на ближайшее время. Думается, что в ближайшие годы продолжится рост числа православных сайтов всемирной Сети, хотя темпы его будут все больше замедляться. При этом будет наблюдаться качественное изменение содержания православных сайтов. Новые, более мощные базы данных и каталоги, смогут полнее решить задачу упорядочивания мирового православного Интернет-пространства. Развитие поисковых систем приведет к тому, что навигация в православном Интернете станет удобнее, а значение таких ресурсов будет расти с ростом всего объема Сети. Одновременно с этим значительно вырастет доля видео-, аудио- и других типов мультимедиа-ресурсов. Возникнут новые православные Интернет-сервисытипа «установи на своем сайте». Будущее миссии в Сети видится за новыми крупными православными порталами, основанными на объединении уже существующих проектов. Все это, без сомнения, поможет воцерковлению интересующейся Православием молодежи, творческой интеллигенции и людей науки. Миссионерское освоение мировой сети будет идти тем успешнее, чем больше будет осознана православными необходимость консолидации своих творческих усилий.
Что хотелось бы ожидать в будущем?
Роста количества и качества русских и украинских православных сайтов, в том числе на украинском языке. Хотелось бы, чтобы у нас появились своего рода «интернет-катехизисы», в которых ясно, просто и красиво рассказывалось бы о Православии и жизни в Церкви. На таких сайтах должны обязательно учитываться особенности восприятия информации в Интернет. Пользователи Сети, если не искали специально именно данный документ, то обычно только «пробегают» глазами страницу наискосок в поисках ключевых слов. Поэтому для того, чтобы страница была прочитана, важно соблюдать ряд факторов, как простоту и легкость дизайна, подача информации небольшими порциями, хорошее структурирование, выделение ключевых слов и подзаголовков и т. д. К сожалению, практически нет православных страниц, на которых были бы соблюдены эти требования, то есть пока никто из нас еще не начал писать специально для Сети. Хотелось бы также более активного пастырского присутствия в интернете. Если не каждый священник, имеющий доступ к Интернету, может сделать собственный сайт, то каждому по силам участие в форуме, ответы на вопросы по электронной почте.
Еще одна очень важная проблема, о которой не раз уже поднимался вопрос и в Интернете, и на Рождественских чтениях в Москве – это проблема детских сайтов. Православных детских сайтов просто нет, равно как и сайтов для школьников. Можно найти сайт какой-либо западной церкви на английском или немецком языке, где есть информация, понятная для детей возраста лет 7-8. Конечно, сделать серьезный богословский сайт для взрослого значительно проще, и не каждый имеет талант писать для детей. Но это сегодня очень и очень важно.
Список литературы
1.Адаменко Н.А. Православный сегмент Рунета: миссия и её подмены. Газета «Кифа». №2(124), 2011 год.
2. Вигурский <http://rd.feb-web.ru/vigursky.html> К.В.Что такое электронная библиотека? – Режим доступа: http://rd.feb-web.ru
.Дудченко Андрей, прот. <http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/50> Обоснование миссии в глобальной Сети. Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org
.Иеромонах Петр (Еремеев). Проблема освоения интернет-пространства. Режим: <http://www.pravoslavie.ru>
.Иоанн (Попов), архиепископ Белгородский и Старооскольский. Интернет-миссия Церкви. Режим доступа: <http://www.sedmitza.ru>
.Лученко Ксения. «Православный Интернет и мультимедийные технологии». Режим доступа: http://www.10ru.ru
.Любимова А.А. Миссионерские проекты в православном интернете. – Режим доступа: <http://www.orthonet.ru>
.Любимова А.А. Православие и мир. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru <http://www.pravmir.ru/>
.Мазуренко И.Л. «Православный Интернет сегодня». – Режим доступа: <http://www.hristianstvo.ru>
.Мазуренко И.Л. Каталог "Православное Христианство". – Режим доступа: <http://www.orthonet.ru>
.Никон (Головко), иерм. Православная миссия в условиях информационных революций. Режим доступа: <http://www.k111.ru/forum>
.Ордынский Василий. Миссия в интернете. – Режим доступа: <http://www.pravklin.ru/publ/missija_v_internete>
.Сергеева Ольга. Журнал <http://aquaviva.ru/archive/> «Живая вода», № 11, 2009 год <http://aquaviva.ru/archive/2009/11>.