- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,00 kb
Женские образы в творчестве А. Мухи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств
Кафедра теории искусства и культурологии
Женские образы в творчестве А. Мухи
Курсовая работа
Выполнила студенткакурса, гр.1372 В
Рахматуллина А.Т.
Научный руководитель:
Усанова А.Л.
Барнаул 2011г.
ВВЕДЕНИЕ
Наше внимание в данной курсовой работе будет принадлежать знаменитому чешскому художнику и дизайнеру эпохи Модерна – Альфонсу Мухе.
Альфонс Муха – один из наиболее очаровательных художников рубежа столетий. Его творчество нерасторжимо связано со стилем, чье название является и его программой: "ар нуво". Новое направление требовало от художника безупречности в рисунке. Наряду с этим Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком, но интересовался также скульптурой, ювелирным и прикладным искусством, декором интерьера. Однако его особый талант заложен в декоративной графике. На ней основана его слава и по сей день.
Его афиши, декоративные панно, календари, открытки, обложки журналов и книжные иллюстрации благодаря уже высоко развитой в то время технике репродуцирования стали широко известны и снискали огромную популярность. Но важнее всего то, что эти композиции с их неистощимым изобилием живописно-орнаментальных элементов и изысканностью каллиграфически прорисованных линий обладали силой, способной сформировать стиль. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, "стиль Мухи" стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, "стиль Мухи" какое-то время считали синонимом движения "ар нуво" в целом.
К настоящему времени существует большая литература о стиле модерн, правда, в основном созданная зарубежными учеными. Чаще всего она посвящена не отдельным художникам как выразителям стиля, а стилю в целом, его общей характеристике. Это само по себе показательно. В литературе, обращенной к предшествующим периодам истории мирового искусства, нет такого преобладания общих работ над конкретным исследованием. Видимо, модерн и до сих пор требует своего утверждения как стиля в целом.
Ни один стиль, пожалуй, не породил такой волны теоретических трудов, созданных самими мастерами искусства, какая буквально захлестнула критическую и теоретическую литературу того времени. Уже одно это свидетельствует о том, что стиль модерн, в отличие от других исторических стилей или стилевых направлений, создавался во многом осознанно, волевым усилием художников. Искусство в это время сближалось с науками – точными и гуманитарными; теоретики и практики искусства искали способы объяснить особенности зрительного восприятия и связать их с художественным образом, раскрыть закономерности восприятия цвета и научиться сознательно пользоваться законами цветового спектра. Художник в этой ситуации становился одновременно ученым, теоретиком, подчас изобретателем.
В ходе написания курсовой работы была изучена различная литература по стилю модерн. Например, о нем пишут такие русские авторы как: Сарабьянов Д.В. Модерн; Стернин Г.Ю. Модерн; Буткевич Л.М .История орнамента, и т.д. Достаточно много трудов зарубежных авторов (но к сожалению, в русском переводе встретилось их очень мало.) Например это книги: Габриель-Фар-Беккер. Искусство модерна; Мидан Ж-П. Модерн. Франция; недавно вышедшая красочная и богато иллюстрированная книга Джудит Миллер «Модерн», и т.д. В ознакомлении со стилем помогли и словари. Например: Большая советская энциклопедия – М.,1954; В.П. Полевой,В.Ф. Маркузон, Д.Ф. Сарабъянова, В.Д. Синюков Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, ДПИ/- М.: «Сов. Энциклопедия», книга II. А-Л, 1986, и т.д.
Эта тема актуальна, т.к сам стиль модерн популярен в наши дни (особенно в дизайне интерьера, рекламы, художественно-прикладого искусстве и т.д.) И т.к в творчестве А.Мухи наиболее ярко и неповторимо выразился этот стиль, то многие современные дизайнеры часто вдохновляются работами этого замечательного художника, творя на его основе свои шедевры.
Цель курсовой работы: проанализировать женские образы в творчестве А.Мухи
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. Охарактеризовать стиль модерн, познакомиться с особенностями этого стиля.
.Познакомиться с биографией и творчеством А.Мухи. Проанализировать образы женщин в его работах.
Хронологические рамки исследования: рубеж XIX-XX вв (стиль модерн в искусстве и культуре)
Объект исследования: творчество А.Мухи
Предмет исследования: женские образы в работах художника
Прямых источников у нас не имеется (т.к нет возможности увидеть воочию картины Мухи), поэтому все источники будут косвенными (репродукции работ).
Методы исследования: Биографический, исторический, стилистического анализа.
1.Стиль «МОДЕРН» в изобразительном искусстве Запада и России
.1 Особенности стиля модерн
Модерн – (франц.moderne -новейший, современный. От лат.- modo -только что, недавно) условное название одного из декоративных направлений в буржуазном искусстве (главным образом в архитектуре и художественной промышленности), распространившийся в большинстве европейских стран в конце XIX- нач. XXвв. Под лозунгом создания «нового стиля» теоретики и практики модерна выдвинули ряд формалистических, нарочито манерных, вычурных, «необычных» художественных приемов. Лишенный сколько-нибудь значительного идейного содержания, проникнутый крайним индивидуализмом, «стиль» модерн не создал каких-либо подлинных художественных ценностей. Для архитектуры и декоративно-прикладного искусства модерна были характерны деформация привычных очертаний (изогнутые карнизы, криволинейные формы оконных проемов, подчеркнутая ассиметрия, и т.д.), введение причудливых орнаментов из ломанных, разорванных и кривых линий; широко использовались типичные для декоративного искусства символические мотивы – обнаженное тело, болотные растения, и т.д. Часто привлекались стилизованные формы архитектуры и искусства прошедших эпох и «экзотические» орнаменты. Связанная с капиталистической индустрией, архитектура модерна пыталась использовать новую технику (металл, железобетон) и дешевые материалы, но применяла их во внешне-декоративных формалистич. целях, что подготовляло переход к конструктивизму.
Модерн проявился также в скульптуре и живописи (главным образом декоративной), в графике (особенно книжной), в производстве мебели, фарфора, стекла, декоративных тканей, в ювелирном деле.
Типичные черты модерна в изобразительном искусстве – претенциозная загадочная символика и мистика, стилизованный декоративно-плоскостный характер композиции. Значительное распространение модерн получил в Бельгии (архит. А. ван де Вельде), Германии (журнал «югенд», объединения «Колония художников» в Дармштадте, «Соединенные мастерские» в Мюнхене, архит. А.Меггель, Г. Мутезиус, П. Беренс, художники М. Клингер, Ф. Штук), Австрии (объединение «Сецессион» в Вене, архит.О.Вагнер, Й.М. Ольбрих, Й. Гофман, худ. Г. Климт), Швейцарии (худ. А. Беклин, Ф. Годлер), Франции, Англии, скандинавских странах.
В России модерн культивировался главным образом в 1-м десятилетии XX в верхами буржуазии, подражавшей западной моде и строившей особняки, виллы, доходные дома, в которых приемы западноевропейского модерна сочетались нередко со стилизованными формами русского зодчества.
Принципы модерна сказались в постройках Ф.О. Шехтеля, Ф.И. Лидваля, И.А. Иванова-Шиц, Л.Н. Кекушева, в деятельности художественно-промышленных предприятий и организаций (общество «Свободное искусство», артель «Паласитино», в творчестве многих деятелей «Мира искусства»). (в списке лит. книга №4, стр.40)
Многие искусствоведы называют изобразительное искусство модерна последней эпохой романтизма в европейской живописи. Женственность и эстетический эротизм были главным отличительным признаком всей исторической эпохи, а не только творчества Альфонса Мухи. В контексте этого стремление Мухи к эстетике в разных областях: изобразительном искусстве, театральных афишах, мебели, промышленном дизайне и рекламе, ювелирных изделиях – полностью отражало господствующий дух времени, предшествовавшего катастрофе Первой Мировой войны, и справедливо называемого Прекрасной эпохой. Это был последний период благополучия и спокойствия Европы, насыщенной всеми достижениями культуры предшествовавших столетий. Модерн был всплеском любви к жизни и наслаждения культурой перед наступлением времён мировых войн и социальных катастроф, оборвавшими эту эпоху навсегда. В этом его неповторимость.
2. Творчество художника А.М. Мухи
.1 Биография художника
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 <#”justify”>Сара Бернар
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 <#”justify”>Салон ста
В 1895 <#”justify”>Семья
Немало украшений по эскизам Мухи было сделано и для невесты, а затем и супруги художника – Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты.
В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.
Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи, родившийся в 1915 году.
Американский период
В 1906 <#”justify”>Славянский эпос
Добившись успеха в области коммерческой иллюстрации, Муха решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту – прославить в своих работах славянскую культуру. Возможно, в этом решении сказались традиции классических академий живописи. Только в масштабных работах в 18 и 19 веках видели возможность оставить своё имя в истории искусства. Кроме того, масштабные работы всегда были проверкой мастерства художника на зрелость: прежде всего в умении выстроить сложную, многофигурную композицию. Муха начал работу над одним из самых больших проектов в своей жизни – национально – историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос». Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. Крейн сам был очень талантливым художником. Он иллюстрировал детские книги, и на их выпуске сделал себе состояние. Изначально Муха надеялся завершить работу за пять- шесть лет, однако дело затянулось почти на два десятилетия.
Создавая свои монументальные полотна, Альфонс Муха целенаправленно остерегался всего, что могло бы напоминать о раздорах и пролитой крови. «Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге», – писал Альфонс Муха.
Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Картины написаны маслом в сочетании с яичной темперой. Первые работы были площадью в 48 квадратных метров, но фабрика, которая делала для них холсты, пострадала в Первую мировую войну, и для следующих работ размер холста пришлось уменьшить почти вдвое.
В 1928 Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит городу Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов. Чешские критики того времени оценили их как анахронизм, а тематику посчитали националистической, хотя в Соединенных Штатах цикл был принят с энтузиазмом. Своё мнение критики основывали на том, что эпос Мухи "опоздал" по времени на целое столетие. Масштабные академические картины на исторические темы были актуальны для европейской живописи в начале 19 века, в эпоху романтизма. В 20 веке они уже ничего не давали для развития живописи, как искусства. Эпос Мухи отличался, по мнению критиков, скованностью в употреблении художественных средств, излишним пафосом и навязчивым монументализмом. Это мнение сыграло свою роль в судьбе эпопеи Альфонса Мухи в его родной стране. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравски-Крумлов (чеш. Moravský Krumlov; доступна для осмотра с 1963). Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин.
Муха в России
Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт-Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева Лавра.
Выбор года путешествия в Россию был не случаен. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых. Муха встречался в Петербурге с чиновниками, которые еще помнили отмену крепостного права в 1861 году, много рисовал и фотографировал, прежде всего на Красной площади, и поместил эту сцену, когда народ слышит указ об отмене крепостного права и удивляется, как же мы дальше жить- то будем, именно на Красную площадь. Он наверняка знал картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», поскольку все фигуры на его картине помещены точно на том же фоне, как фигуры на картине Сурикова.
Муха посетил Третьяковскую галерею в Москве и оставил там восторженный отзыв. Он считал, что в России на переломе веков наконец-то проснулся исконный русский дух и написал, что русское искусство глубоко символично. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова покровительствовала развитию своеобразного стиля «русский православный модерн» и защищала этот стиль от его критиков. Ей очень нравились работы Мухи, которые она считала глубоко символичными и наполненными славянским духом. Муху же, в свою очередь, очень порадовало, что везде в Петербурге он видел вариации на тему своих афиш и плакатов. Он был очень этим горд. Впрочем, первая персональная выставка работ Мухи прошла в Петербурге ещё в 1907 году, так что в известности его работ не было уже ничего удивительного.
Связь с Россией и интерес к русским темам не исчезли у Мухи и в советскую эпоху. В 1922 г., когда был голод в советской России, и было организовано международное общество «Помгол», Муха создал плакат, на котором была изображена женщина, держащая на руках ребенка, умирающего от голода. Этот плакат сейчас висит на постоянной экспозиции Мухи на Староместской площади в Праге. В этом же году Муха пишет огромное полотно, которое имеет четыре названия: «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима». Оно находится в музее Альфонса Мухи в Праге. Там представлена женщина, сидящая на снегу, нищенка, держащая руки как перед стигматизацией – сейчас раны Христа откроются на ее руках, за холмом, покрытым снегом, уже ожидает стая волков, чтобы ее разорвать, когда она умрет. На небе сияет звезда, излучая концентрическое сияние – здесь сказалось увлечение Мухи эзотерикой. Зритель понимает, что хотя тело женщины будет съедено волками, душа ее сразу попадет на небо. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал. Примечательно, что его сын, писатель Иржи Муха очень точно определил то, что потрясло его отца в русских. Он это выразил двумя словами vasniva pasivita – страстная пассивность. Сочетание таких противоположных вещей и составляет сущность загадочной русской души. Именно это заинтересовало Муху прежде всего. Однако в завершающей картине цикла «Славянской эпопеи», которая называется «Апофеоз – славянство для будущего» русские и Россия отсутствуют. Картина была написана в 1926 году, и, конечно, Муха не мог связывать будущий расцвет славянства с деятельностью большевиков в советской России.
Книжная графика
В 1899 году в Париже увидела свет оформленная Мухой молитва «Отче наш» на латинском и французском языках. Книга была издана в формате 395 на 310 мм. Открывалась она фронтисписом, изображавшим человека, взывающего к изображенному где-то сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
Но значительно важнее работа Мухи над 134 – страничной книгой популярного в ту пору французского комедиографа Робера де Флера (Robert de Flers) «Ильзе, принцесса Трипольская», вышедшей в Париже в 1897 году в издательстве Анри Пиацца (Henri Piazza). Сюжет был заимствован из пьесы Эдмона Ростана, в основу которой была положена легенда 13 столетия.
Ювелирные украшения
Оригинальных украшений по эскизам Альфонса Мухи в мире сохранилось немного. Самым известным из них является золотой браслет в виде змеи, разукрашенный эмалью и драгоценными камнями. Предназначен он был для великой французской актрисы Сары Бернар. Сегодня это украшение, изображённое на афише Мухи к спектаклю «Медея», хранится в японской коллекции Doi. Художник оставил сборник своих эскизов, изданный в 1902 году в Париже под названием Documents decoratis. Именно эта книга, а также декоративные панно, плакаты и афиши являются источником вдохновения для внучки Мухи Ярмилы Муха Плоцковой, работы которой (в основном, речь идет об украшениях и декоративных предметах) можно найти в специализированных магазинах в Праге (Art decoratif и Belda galery), а также в сети музейных магазинов Франции (Reunion des Musees nationaux de France
Возвращение на родину
После обретения Чехословакией независимости новому государству понадобилась своя валюта. Правительство поручило разработать дизайн банкнот чехословацких крон Альфонсу Мухе, признанному самым выдающимся художником страны. Будучи большим патриотом, Муха выполнил заказ, использовав все свое мастерство. Как и в других работах, Муха особое внимание уделил в банкнотах многочисленным деталям, создав из них изящные, кружевные композиции. Помимо разработки дизайна новой валюты, Муха также нарисовал первую серию почтовых марок для свободной Чехословакии. Таланту Мухи принадлежат и образцы первых почтовых марок <#”justify”>Музеи и галереи работ Альфонса Мухи
Первый в мире музей Альфонса Мухи был создан в Японии. Изысканная декоративность японского изобразительного искусства и изысканная декоративность работ Мухи оказались настолько родственными друг другу по духу, что японцы открыли музей художника намного раньше, чем он был открыт на его родине. Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, открытый в феврале 1998 года недалеко от Вацлавской площади, в центре города, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Музей в Праге был открыт благодаря активности внука Мухи – Джона Мухи. В настоящее время здесь представлена лишь часть творчества Мухи. В основном, это – пользующиеся во всем мире популярностью декоративные панно, а также проекты и окончательные варианты художественных плакатов. В отделе под названием «Парижские плакаты» центральное место уделяется театральным афишам с изображением великой французской актрисы Сары Бернар – на одной – в образе «Джизмонды», на другой – «Медеи». Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». Эпос Мухи планируется вернуть в Прагу в 2010 году.
Сенсацией стало недавнее открытие целого собрания неизвестных доселе работ Мухи, посвященных масонской тематике. 60 лет их прятала в тайнике одна чешская семья, чтобы спасти их сначала от фашистов, а затем от коммунистов. Спасенная таким образом коллекция содержит картины и эскизы масонских регалий, предназначенных для чешских и словацких лож. Есть там и коллекция фотографий сделанных художником в 20-е годы прошлого столетия. Почти одновременно с чешским собранием, были открыты неизвестные работы Мухи в Масонском музее и Масонской библиотеке в Лондоне.
2.2 Женские образы в творчестве А. Мухи
Образ девушки, женщины занимает главное место в творчестве мастера. Женщины изображены художником с любовью (не даром практически во всех работах мастера ей уделено главное внимание. Поэтому-то Муху и прозвали «певцом женской красоты»!Девушка у него- прекрасное нежное создания, мечтательная, хрупкая, грациозная. Ее фигурка как будто невесома и «парит в облаках» (так легко смотрятся ее голые ножки). Она летает, парит, как бабочка над миром, в легком шелковом полупрозрачном платье, с цветами в длинных волосах (можно даже сравнить с лесной феей, или нимфой морской). Причем фигура девушки динамична практически везде. Об этом говорят развевающее платье и такие же развивающиеся в разные стороны волосы. Есть еще одна особенность – все женщины в работах Мухи славянской внешности (белокуры, рыжеволосы, со светлыми глазами). Это тоже не случайно. Это был любимый тип женской внешности у художника! Большинство своих работ Муха писал со своей жены и дочерей.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписана в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов – иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем темная искусительница, страстная Лилит. Они окутаны водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов и стали "фирменным знаком" художника. Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают "поющие" линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.
Если сравнить с картинами фотографии тех моделей, с которых Муха писал свои картины, без особого труда можно узнать те рекламные плакаты, на которых изображается – и преображается – та или иная дама. Она приобретает какую-то особенную тонкость, особенный «дух Мухи». Обычная девушка на фотографии становится настоящей красавицей на плакате, со своим характером, своей изюминкой, своей неповторимостью. Волосы превращаются во вьющиеся локоны, незаметно переходящие в общий орнамент, складки платья подчеркивают движение всей композиции. Даже цветы начинают расти, закручиваясь в необыкновенную линию, а дым от папирос прозрачной вуалью обвивает волосы модели. Мягкие наплывы и утоньшения создают причудливо живую светотень даже контурного рисунка. Прием типичный для времени модерна, но только Муха наполнял этим штрихом все работы, передавая гибкое движение плакатного пера и в гравюре, и в акварели.
Художник работал в разных техниках (темпера, акварель, литография). Но излюбленной все же была литография (многокрасочная). Практически все живописные работы выполнены в декоративном стиле, с четкой прорисовкой контура.
Рисунок у художника плоский, без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах.
Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Именно этим объясняется "недостаточная" яркость многих его работ, сразу же заметная зрителям на выставках. Но чтобы золото и серебро выразить, художнику потребовалось изобрести свой личный способ литографии, потому что византийские цвета до Мухи употреблялись очень редко, и технология литографии к ним не была приспособлена. Ещё одни новшеством в области литографии был вертикальный, продолговатый формат работ Мухи, усиливающий впечатление. Конечно, этот формат не был изобретён Мухой, но он первый широко ввёл его в обиход и превратил в один из своих "фирменных знаков».
Центром композиции обязательно является женщина, а вокруг ее обрамляют цветы и листья. И что очень важно отметить – все картины заключены либо в круг, или полуовал, либо в рамку. Это придает работам цельность, законченность.
Идеи, выраженные в произведениях Альфонса Мухи, часто носят характер символический и универсальный, возвышенный и облагораживающий. Символизм для Мухи был гораздо более значимым явлением, чем новый стиль в искусстве. Не случайно большинство работ художника носят обобщённые названия, похожие скорее на философские категории, чем на обычные "комментарии" автора. История "убрала" из восприятия работ Мухи ощущения, которые были свойственны зрителям – современникам художника. Между тем за каждым таким названием стоял призыв увидеть за "первой" реальностью "вторую", хорошо знакомый миру искусства конца 19 – начала 20 века. Восстановить эти ощущения уже невозможно: нам они не свойственны, но когда современный зритель приходит на выставки работ Альфонса Мухи, он должен помнить, что их содержание не исчерпывается декоративностью и чувственностью, а включает в себя и "второй" пласт, бывший для автора этих работ более актуальным, чем решение эстетических задач.
У художника множество работ, где изображены женщины. Помимо рекламных афиш художник любил работать сериями. Например, им созданы красочные графические серии «Времена суток», «Времена года» (В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются героини Мухи – Утро, День, Вечер, Ночь. Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима.), «Цветы», «Деревья», «Месяцы» (выполненные карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» – изображения женских фигур, иногда обнаженных, а также изящных дамских головок.), «Звезды» (Из сумрака небес, в темных вуалях драпировок сияют тела звездных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна, царица ночи), «Искусства», «Драгоценные камни».
«Салон ста» заказал Альфонсу Мухе плакат для его первой собственной выставки! Эта работа является прекрасным примером символического живописного языка художника. Юная девушка, представляющая собой, очевидно, символ изобразительного искусства, показана держащей в руке кисть и рисовальную доску. На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: «… сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность – тернами и любовь – цветами». В плакате присутствует и аллюзия на происхождение Мухи – обрамлённая маргаритками шляпка девушки является распространённым мотивом народного искусства Моравии.
Оригинальных украшений по эскизам Альфонса Мухи в мире сохранилось немного. Самым известным из них является золотой браслет в виде змеи, разукрашенный эмалью и драгоценными камнями. Предназначен он был для великой французской актрисы Сары Бернар.
Оба дизайна коллекции украшений: "Сара Бернар" и "Либуше" – отображают основные моменты творчества Альфонса Мухи: его коммерческий и художественный прорыв под покровительством Сары Бернар и, из последнего периода, цикл иллюстраций "Славянский эпос". Вдохновением для создания дизайна украшений FREY WILLE под названием "Сара Бернар" послужили характерные для произведений Мухи в стиле Ар Нуво спирали. Основным же мотивом второго дизайна коллекции, посвященной мифической чешской принцессе Либуше, по легенде основавшей Прагу, является любимый цветок Альфонса Мухи, мак – символ лета, украшающий многочисленные женские портреты мастера.
Дизайн "Сара Бернар" исполнен в двух цветовых вариантах: аквамариновом, с гармонично сплетенными голубыми и синими красками, и цвета бургундского вина, примечательного стильными осенними оттенками малинового и розового цветов. Дизайн "Либуше", напротив, изображает ярко-красные лепестки мака, которые четко очерчены золотыми линиями на иссиня-черном фоне.
женский образ художник муха
Заключение
Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою принадлежность к модерну. Он считал, что принадлежать к какому-либо стилю в искусстве означает нивелировать свою индивидуальность. Свои личные взгляды на искусство Муха считал гораздо более важным явлением, чем общие принципы стиля модерн. Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером "красивых вещей". И тем не менее в истории искусства Муха остался именно, как художник эпохи модерна, вопреки его собственным пожеланиям. Это далеко не единственный случай в истории искусства, когда пожелания автора расходятся с реальностью.
Муха был очень талантливым мастером "искусства для всех" и изобразительные элементы его творчества легко можно найти в работах современных дизайнеров и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров. Альфонс Муха создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, "стиль Мухи" стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров. Муха выразил стиль модерна в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Мухи уникальным явлением в истории живописи модерна.
Афиши и рекламные плакаты по эскизам Мухи можно встретить в любом крупном городе мира. К сожалению, при этом не всегда указывается источник дизайнерских и живописных решений. Другое дело – подлинники. Сегодня все оригиналы плакатов Мухи – предмет вожделения богатых коллекционеров. На аукционах за них платят сотни тысяч и миллионы долларов!!!
Список литературы
1.Сарабьянов Д.В. Модерн/ Д.В. арабьянов.- М.: Галарт, 2001. -344с.
. Габриель-Фар-Беккер. Искусство модерна/Габриель-Фар-Беккер.- Konenmann, 425 с.
.Мидан Ж-П. Модерн. Франция./ Мидан Ж-П.: Магма, 1999.-174с.
.Большая советская энциклопедия.-М.,1954.-второе издание.Т.28
.В.П.Полевой,В.Ф.Маркузон, Д.Ф. Сарабъянова, В.Д. Синюков//Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, ДПИ/- М.: «Сов. Энциклопедия», книга II. А-Л, 1986.- 432 с., ил. 32 л.ил.
.Каретникова И., Степанян Н., Стародубова В./ Как смотреть и понимать произведения искусств/ – М.: «Знание», 1964.-80 с., ил.
. Баешко Л.С., Гордиенко А.Н,.// Энциклопедия символов/ Гордиенко А.Н. под ред. Перзашкевича О.В. – М.: Эксмо, 2007. – 304 с.: ил.
. Буткевич Л.М .История орнамента: учеб.пособие/ Л.М.Буткевич.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2008.-267 с., ил.