- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,98 kb
Искусство Момояма и Эдо
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Курсовая работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
НА ТЕМУ: «Искусство Момояма и Эдо»
Выполнила: ст. гр. ДД-22
Машкова Д. Г.
Проверила: к. иск. н.,
доцент
Лебедева А.В.
Уфа-2010
Введение
Японское искусство складывалось и развивалось в особых природных и исторических условиях. Япония – самая окраинная из восточных стран. Она расположена на четырех крупных островах (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) и многих мелких, со всех сторон омываемых морями. Это островное положение в древности было выгодным для Японии. Долгое время она была неприступной и не знала внешних войн.
Близость Японии к азиатскому материку вместе с тем сказалась в установлении Японией уже в древние времена контактов с Китаем и Кореей. Это облегчило и ускорило развитие её собственной культуры. Но не смотря на то, что японская культура в начале своего развития многое позаимствовала у китайской и корейской культур, благодаря своей изолированности смогла пойти по своему собственному пути.
Пика развития она достигла в период Эдо, когда ее изоляция стала государственной политикой, и в предшествующий ему период Адзути-Момояма. В это время велось строительство замков-крепостей ставших классикой японской архитектуры и бурное развитие разных жанров изобразительного искусства. Культурная, политическая, экономическая жизнь японцев развивалась и вместе с ней развивалось и преобразовывалось искусство. Новые формы и жанры созданные в этот период в последствии стали каноном традиционного искусства Японии.
Период Адзути-Мамояма
Адзути-Момояма- период истории Японии с 1568-го по 1600 г., который характеризуется преодолением последствий феодальной раздробленности и объединением Японии под сильной авторитарной властью. Этот процесс связан с именами Оды Нобунаги, Тоётоми Хидэёси и Токугавы Иэясу, вошедшими в историю как "три объединителя Японии".
Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника Хидэёси, так как хотел править Японией сам. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу разбил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть над страной. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашен сёгуном. Он основал свое правительство в Эдо (ныне – Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.
Иэясу строго контролировал всю страну. Он умело распределил землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его еще до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки.
Для полного контроля над обществом в период Эдо была создана система из 5-ти классов: на вершине социальной пирамиды стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Парии-"эта", занимавшиеся "грязной" по буддийским канонам работой, образовывали самый дискриминированный, пятый класс. Гражданам страны запрещалось менять свой социальный статус.
Сёгун Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился полного запрещения христианства, чтобы предотвратить опасное влияние извне.
После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки Иэясу и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать временем мира. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству. Дзэн-буддизм и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и преданности.
В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив связи с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Нагасаки. Были запрещены все иностранные книги.
Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура. Среди городского населения набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э – картинки на бытовые темы.
Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков, однако со временем его положение становилось все более шатким. Купечество развивалось настолько быстро, что вскоре многие самураи стали от него финансово зависеть. В результате классовые различия между купцами и самураями сглаживались, а могущество последних постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.
В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японии распространились новые философские учения из Китая и Европы (Германия).
В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира. Сначала Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. Ее примеру в XIX веке последовали европейские государства и США.
Американскому офицеру, коммодору Пэрри, в 1853 и 1854 годах силой удалось заставить японское правительство открыть несколько портов для морской торговли, однако внешние торговые отношения все равно оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.
Действия Перри породили волну антизападных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императорской власти.
Антизападное и проимперское движение "Сонно Дзёи" ("Да здравствует император! Смерть варварам!") широко распространилось среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные политики, впрочем, поняли значение достижений науки и военного искусства Запада и предпочли открыть Японию внешнему миру. Вскоре и консерваторы, приняв участие в нескольких битвах с европейским и американским флотами, также осознали преимущества новых технологий.
Культура периода Эдо
Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII – XIX века. В течение второй половины XVII – начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо <#”justify”>Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Художник Сотатсу (Sōtatsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы, используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле.
Ямато-э – стиль и школа японской живописи, возникший в X-XI вв. и достигший максимального расцвета в XII-XIV вв. Характерная особенность стиля – яркие и четкие рисунки, "локально окрашенные", что означает, что силуэты и детали пейзажа или архитектуры были четко прорисованы, а остальное не слишком равномерно закрашено тушью и красками. Это неудивительно, поскольку часть рисунка вообще могла быть выполнена каллиграфией <#”justify”>Катсушика Хокусай (Katsushika Hokusai, 1760-1849)
Если ты хочешь нарисовать птицу,
ты должен стать птицей
Кацусика Хокусай
Кацусика Хокусай.
Накадзима Тамэкадзу его называли те несколько лет, когда он не рисовал. А потом художник сменил одно за другим более 50 имён, сделав каждое из них всего лишь подписью под серией гравюр или рисунков.
Имя, под которым он теперь известен нам появилось лишь в 1807году, когда художнику было уже 46 лет, появилось как подпись под серией гравюр «36 видов Фудзи.» и означает сельский пригород старинной столицы Японии – Эдо, его родину .Сам он говорил, что родился в 50 лет. Искусствоведы объясняют, что Кацусика Хокусай имел в виду своё рождение, как мастера.
Что важнее в картине <#”justify”>Утагава Тоёкуни (1769-1825)
Утагава Тоёкуни родился в Эдо в семье изготовителя деревянных кукол. Настоящее имя – Курахаи Кумакити. Поступив учиться к Тоёхару Утагаве, Кумакити по традиции принял псевдоним, состоящий из фамилии своего мастера и первой части его имени. С 1786 года стал подписывать свои работы как Тоёкуни Утагава. С 1786 года готовит иллюстрации для сборников популярных рассказов, тогда же пробует себя в станковой гравюре, сделав несколько женских портретов.
Однако свое призвание Тоёкуни нашел в ином жанре. Тоёкуни сосредоточил свой талант художника на театральной гравюре. Однако он не просто слепо копировать манеру других мастеров, а пытается выработать собственный стиль. Тоёкуни изображал артистов в полный рост на светло-серой подложке. Его работы отличает драматичность в пластичности, изящности поз, ярко раскрывавших характерные особенности ролей. Он умел передать характерные позы, жесты, напряженность драматической ситуации. В его изображении актеров нет гротескности Сяраку, Тоёкуни ближе реальный сценический облик актера. Гравюры Тоёкуни отличались реалистичностью. Огромной популярностью пользовалась серия гравюр "Актеры на сцене", включившая в себя сорок листов, подготовленных им в 1794-1795 годах.
Многие искусствоведы считают, что в подходе к якуся-э у Тоёкуни было не слишком много собственных творческих находок. Он умело пользовался тем, что уже было создано до него, разработано его предшественниками и современниками – Киёнага, Сигэмасу, Эйси, Сяраку, Утамаро. Но можно смело добавить, что у него было собственное видение особенностей жанра, что, в конечном счете, и привело художника к славе. Его положение в среде театральных художников настолько упрочилось, что он, вытеснив конкурентов, принадлежавших к другим школам и занял ведущие позиции в живописи. С этого времени в театральной гравюре начинает доминировать школа Утагава.
Утвердив свой безусловный авторитет, Тоёкуни позволил себе отойти от театральной тематики и создал ряд очень удачных гравюр с изображением красивых девушек и женщин, детей, жанровых сценок на фоне городского пейзажа. Традиционной для этого периода была серия гравюр "Двенадцать месяцев моды", где женские портреты изображались на бумажной заготовке для веера. Другая серия "Двенадцать диптихов" – была подготовлена им в содружестве с другим учеником Тоёхару – Тоёхиро Утагавой (1773-1828).
Эта работа была для них своеобразной творческой вершиной, по которой следует судить о том, чья манера больше понравится зрителю. Однозначно определить победителя в споре не удалось, но это привело к росту популярности всей школы Утагава. Тем не менее Тоёкуни вернулся к основной своей тематике – актерским портретам, но излишняя специализация сыграла с художником дурную шутку. Спрос на работы был огромен, что вынуждало мастера работать все быстрее и быстрее. Это отражалось на качестве его произведений, которое к концу его творческой карьеры заметно упало. Но к тому времени у школы Утагава было уже несколько талантливых представителей, в том числе Тоёхиро, Кунимаса, Кунисада, Куниёси, которые сохранили и развили традиции и реноме школы.
Тоёкуни заимствовал все лучшее, что было у его знаменитых современников. Он занял ведущее место среди художников якуся-э. В этом жанре Тоёкуни удалось вытеснить с главенствующих позиций школы Тории и Кацукавы и придать статус монополии школе Утагавы, которую она удерживала в течение всего ХIХ в.
Утагава Тоёкуни, «Сон»
Утагава Куниёши (1797- 1861)
Куниёси появился на свет в Эдо, в семье красильщика. С самого раннего детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных тканей и проявлял глубокий интерес к изобразительному искусству. В 12 лет Куниёси создает свой первый рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Многие считают, что именно эта работа привела его в мастерскую Утагавы Тоёкуни <#”justify”>Замок Эдо подобен желудю, из которого вырос огромный дуб. Желудя уже нет, а могучее дерево – Токио – продолжает жить и расти.
В месте впадения рек Сумидагава, Эдогава и Аракава в морской залив в далеком XV веке (в 1457 году) был выстроен форпост. Его возвел феодал Докан Ота на месте рыбацкой деревушки. За свое расположение сооружение получило название Эдо – «речные ворота», «вход в залив». Когда в 1486 году прогневавший начальство Докан был убит, Эдо и прилегающее к нему поселение стало приходить в упадок.
И только через сто с лишним лет – в 1590-м – эти земли вновь были востребованы. Вся долина Канто перешла во владение Иэясу Токугаве – амбициозному и решительному полководцу, он обосновался в Эдо, а через некоторое время стал сёгуном. Сёгунам в Японии принадлежала реальная власть, это была военная администрация страны (бакуфу), император исполнял лишь ритуальную роль.
С этих пор Эдо и близлежащие деревеньки стали стремительно расти. Постепенно он стал политическим центром страны. И, конечно же, Токугава не мог жить и управлять страной в обветшавшем здании, окруженном насыпными земляными стенами и обмелевшим рвом. Поэтому был принят план по переустройству замка, города и окрестностей. От залива к центру города вырыли огромный судоходный канал, по которому подвозились не только различные товары для торговли, но и строительные материалы. Это укрепляло экономическую мощь города и позволяло обрастать ему новыми постройками. Главной из которых был, конечно же, был замок сёгуна.
К 1637 году замок Эдо по площади был крупнейшим сооружением не только в Японии, но и в мире. Внешний оборонительный периметр составлял 16 км. Внутреннюю крепость (Хонмару) защищала каменная стена с 11 башнями и 20 воротами, здесь размещался дворец правителя и административные здания. Самым высоким строением была пятиярусная башня, с которой открывался вид на залив и город. Высота ее достигала 51 метра. Эта башня была символом могущества сёгуната Токугава, ее было видно из любого уголка города.
Во второй крепости (Ниномару), также обнесенной каменной стеной, жили ближайшие родственники сёгунов. В третьей крепости находились хозяйственные службы замка. Остальная территория была отведена на различные военные сооружения и просторный сад.
В XIX веке сёгунат стал утрачивать свое политическое значение, неудивительно, что замок Эдо потерял свою популярность и значимость, стал приходить в упадок. За десять лет – с 1857-го до 1867-й – на его территории случилось три крупных пожара, сгорела башня внутренней крепости, сёгунский дворец, жилые помещения второй крепости.
В 1868 году император Муцухито окончательно уничтожил сёгунат и бакуфу. Но поскольку город вокруг замка Эдо уже жил самостоятельной жизнью, и она была весьма и весьма плодотворной, то император решил перебраться сюда. Так Эдо стал имперторской резиденцией, и город получил новое название – Восточная столица – Токио.
Разрушенные здания старого замка не восстанавливались, но новый Императорский дворец, построенный чуть в стороне, тоже прекрасен. А древние крепостные стены и здания объявлены национальным достоянием, теперь это – памятник старины и часть истории.
НИККО город в Японии, в центр, части о. Хонсю, в префектуре Тотиги. Возник вокруг буддийского монастыря, осн. в 8 в. С 17 по 19 вв. служил местом погребения феод, правителей Японии – сегунов династии Токугава. Архит. памятники: святилище Футарасан (осн. в 8 в.), святилище Тосёгу-мавзолей сегуна Токугава Иэясу (17 в., неоднократно перестраивался), святилище Тайю-ин – мавзолей сегуна Токугава Иэмицу (17 в.), храм Риннодзи (17-19 вв.).
Японские историки утверждают, что синтоистская <#”justify”>17. Никко Тосё-гу.
. Знаменитая резьба Три обезьяны на входе в Священную конюшню.
Заключение
В конце периода Эдо произошло смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие) на торговые дома (купеческое сословие). По сути страна совершила переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение сёгуната <#”justify”>Список литературы
1.<http://www.bibliotekar.ru/japan-kuniyoshi/index.htm>
.<http://www.wm-painting.ru/yaponskaya_zhivopis/p2_articleid/243>
.<http://all-castles.com/castles/yaponiya/>
.<http://www.e-uta.ru/content/glossary.html>
.<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D0%B8%D1%91-%D1%8D>