- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,1 Мб
Женский исторический костюм в стиле барокко
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА"
Факультет эстетического образования
Кафедра художественно-педагогического образования
Дипломный проект
Женский исторический костюм в стиле барокко
"Изобразительное искусство и черчение. Народные художественные промыслы"
Минск, 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Исторический костюм как предмет исследования
Глава 2. Особенности моды и технологий создания костюма в эпоху барокко
2.1 Ткани, цвет и орнамент
2.2 Моделирование и конструирование
2.3 Женский костюм
Глава 3. Теоретическое обоснование, содержание и технология выполнения проектного решения в рамках дипломного задания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Костюм в истории культуры – явление, отражающее не только тенденции моды, эстетические вкусы и предпочтения, социокультурные потребности человека и устойчивую социальную стратификацию, но и экстремизм или сознательную эпатажность тех или иных социальных групп, сознательно противопоставляющих себя господствующему социуму (различного рода неформальные объединения и меньшинства). История костюма в настоящее время достаточно исследована. В этом плане можно сослаться на классические работы Л.П. Горбачевой, Г.П. Дудниковой, Ф.Ф. Комиссаржевского, Т.К. Стриженовой, А.Э. Жабревой и др. В зарубежной науке к истории костюма, в том числе и к современному костюму, обращаются Адина Нану, Бартон Люси, Роберт Вилкокс и др.
Уровень развития культурологического знания обусловил поиски принципиально новых аспектов в исследовании костюма и его социокультурной динамики, включения его в контекст современных проблем человеческого существования. В последнее десятилетие в гуманитарных науках наметились новые аспекты в исследовании костюма, позволяющие выявить его содержательные, структурные и статусные (социальные) свойства: как элемента коммуникативной культуры (Л.В. Петров); витальной (Fred Davis, Barton Lucy); эстетической (А.А. Васильев, Н.А. Юдина) и демонстрационной культуры (Anne Hollander, Valerie Steele). Появились работы, авторы которых исследуют костюмы функционального назначения: деловой (И.И. Селютин, В.М. Жолобук, В.К. Романенко), вечерний (И.Ц. Балдано, Л.В. Орленко) и др.
Целью дипломного проекта является исследование технологий изготовления женского костюма конца эпохи Возрождения и зарождения барокко, используя образы портретов знатных особ художников того времени вообще и портретов Марии Медичи, в частности.
женский исторический костюм барокко
Уникальность данного дипломного проекта обусловлена рассмотрением исторического костюма в стиле барокко с позиций связи с образом исторической личности, в данном варианте представленной образом Марии Медичи.
Глава 1. Исторический костюм как предмет исследования
На уровне конкретных наук костюм зачастую выступает в качестве основного объекта исследования, в частности в сферах социального, гуманитарного, технологического знания. В названных широких сферах к костюму обращаются различные дисциплины, причем каждая из них рассматривает этот общий объект под своим углом зрения, имея свой предмет рассмотрения.
Костюм – один из интереснейших феноменов, порожденных культурой и существующих в ней. Костюм – понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет физический облик человека, находясь на его теле. Сюда относится: одежда, головной убор, обувь, прическа, дополнения (украшения, аксессуары), а также макияж, пирсинг и парфюм. Эти элементы вошли в культуру в системе костюма. Именно костюм как система, во всей совокупности его элементов является объектом изучения. В основе этнографических исследований, посвященных костюму, лежит деление на этносы, нации, народности. В этих работах в деталях рассматривается история костюма той или иной этно-группы, часто описание костюмов переплетено с историей ритуалов, обычаев и фольклорным материалом. В подобных работах содержится информация о национальном характере, мировоззрении, отраженном в костюме (Сычев Л.П. и Сычев B.Л. "Китайский костюм. Символика. История"; Моисеенко Е. "Костюм уральской казачки"; Белицер В.Н. "Народная одежда удмуртов"; Петрова И.В., Бабушкина JI. H. "Что вы знаете о японском костюме").
В частности Бодрийяр говорит, что вещи помимо своих практических – функций имеют еще и способность вбирать в себя душевный опыт человека, тем самым отражая в себе целое мировоззрение, где каждый человек у понимается как "сосуд душевной жизни", а отношения между людьми – как соотношение трансцендентные их субстанциям. Это в полной мере можно отнести и к костюму: "…сам костюм становится символическим эквивалентом человеческого тела, чья мощная органическая система в дальнейшем обобщается в идеальной схеме его включения в структуры общества" (Ж. Бодрийяр "Система вещей"; X. Ортега-и-Гассет "Эссе на эстетические темы в форме предисловия"; М. Фуко "Слова и вещи" и многие другие). Поэтому в данном проектном решении исторического костюма в стиле барокко был выбран подход связи костюма с конкретной исторической личностью – Марией Медичи.
Исторический подход имеет своей целью объективное описание фактов прошлого, предметов той или иной эпохи. Среди таких работ, посвященных костюму можно назвать несколько фундаментальных всеобъемлющих трудов: работу М.Н. Мерцаловой "Костюм разных времен и народов", а также "Иллюстративную энциклопедию моды", написанную в соавторстве тремя чешскими исследователями JI. Кибаловой, О. Гребеновой, М. Ламаровой и В. Брун, М. Тильке "История костюма. От древности до нового времени" и др. Эти работы построены на обширном историческом материале и содержат детальные описания костюма отдельных эпох, подкрепленные многочисленными иллюстрациями. Монография Мерцаловой признана среди специалистов – самым полным и глубоким трудом в российской науке, посвященным истории костюма.
Так костюм делится на подсистемы разного уровня, этому посвящены такие работы как: Н.А. Дмитриева "Загадки мира моды"; Р.А. Бардина "Аксессуары и украшения"; И.С. Сыромятникова "Развитие парикмахерского искусства"; Н.Г. Рудин "Павловские шали".
Также широко распространено временное деление на исторические периоды, эпохи, века, годы: Горбачева A. M. "Костюм XX века"; Кирсанова P. M. "Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половине 20 вв. "; Ермилова Д.Ю. "Эстетические проблемы дизайна одежды 70-90-х гг. XX в. "; Соколова Т.М. "Орнамент – почерк эпохи"; Захаржевская Р.В. "Костюм для сцены". В этих работах костюм рассматривается как часть общей истории, в контексте определенного периода, естественно с упором на особенностях того или иного исторического отрезка.
Также популярно географическое расчленение по континентам, странам, областям, плоть до деления костюма на городской и сельский.
В производственной плоскости объекты всех названных пластов обычно делятся по материалам, по технологии, по конструктивным признакам.
В плоскости потребления они делятся:
по назначению: бытовой, производственный, культовый, походный, военный и т.д.
по социальной адресованности различным сословиям. Одежда различных сословий изначально определяется присущим им образом жизни, ее закрепленная форма работает как знак, указывающий на тот или иной слой общества. По возрасту и половой принадлежности потребителей, Сестры Сорины "Тайны и секреты женской одежды"; Гогошидзе Ю.М. "Украшения грузинской женщины"; Фельдман С.С. "Женские стрижки"; Моисеенко Е.Ю. "Становление европейских форм мужского костюма в России в конце XVII-первой четверти XVIII в.".
Данная проблематика косвенно затрагивается в социологическом срезе исследований объектов костюма. Здесь в центре внимания оказываются вопросы потребностей общества, социального заказа и, соответственно, принципов формирования продукции. Эта проблематика особенно актуализировалась в связи с развитием дизайна как проектирования продукции для рынка в условиях жесткой конкуренции. Она профессионально рассматривается в работах К.М. Кантора, В.И. Тасалова, В.Л. Глазычева и других российских специалистов. С критическими суждениями о так называемом коммерческом дизайне в обществе потребления неоднократно выступали западные авторы, в том числе Т. Мальдонадо, Дж. Нельсон, Ж. Бодрийяр и многие другие. Однако в задачи названных авторов входило раскрытие социально-экономических пружин рыночного механизма, но не проникновение в существо процессов формирования вещи. Определенные выводы на тему принципов формирования костюма с точки зрения социального заказа и господствующих идей мы находим в массиве литературы, посвященном проблемам моды, среди них: Альтхауэр Х. – Д., Альтенбург У. "Мода между спросом и предложением"; Жученкова С.Н. "Формирование эталона модного костюма"; Зайцев В. "Такая изменчивая мода"; Петров Л.В. "Мода как общественное явление"; Доброхотова И. "Беседы о моде или зеркало, которое не лжет"; Андреева И.А. "Мода и культура одежды" и многие другие.
В последние годы стали появляться работы, в которых содержаться попытки представить необходимость познания языка костюма с целью создания и изменения имиджа. Особенно ярко это проявляется в костюмах знати и королевских особ. Среди таких работ можно отметить следующие: Сестры Сорины "Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения", "Язык одежды или как понять человека по его одежде", "Тайны и секреты женской одежды", "Необходимый имидж или как произвести нужное впечатление с помощью одежды" (сост. И Демидова)"Ваш гардероб – стиль – имидж". Эти работы посвящены костюму как информационной системе, дается подробная характеристика потребителя: по типу фигуры, по типу его отношения к одежде, по психологическому складу и т.д. даются конкретные советы по использованию костюма как языка межличностного общения, по созданию собственного имиджа. Данные книги повествуют о том, как понять других и выразить себя через костюм, как с его помощью корректировать настроение и характер.
Глава 2. Особенности моды и технологий создания костюма в эпоху барокко
Данная классификация, применяемая к костюму, является самой распространенной в исторической науке. При этом подходе история вещей и явлений изучается с точки зрения принадлежности их к тому или иному времени. Развитие костюма в этом случае рассматривается как линейный процесс, в центре внимания – признаки, отличающие одну эпоху от другой. Интерес исследователя концентрируется на стилистических особенностях костюма общих для всех архитектонических искусств каждого периода.
В работе Е.Н. Устюговой "Стиль как явление культуры" мы находим определение стиля, которое применимо и к костюму: "Стиль предстает восприятию как некая объективная, ограниченная в пространстве, воплощенная в конкретную материальную оболочку данность. Суть стилевой целостности, системности в том, что ни один из ее элементов, признаков, материальных носителей сам по себе еще не определяет стиля. Стиль возникает и функционирует, отвечая на одну из насущных культурных потребностей субъекта деятельности – практически овладеть миром, освоить его и самого себя, т.е. постичь, утвердить и развить свою сущность, свои способности и возможности, превращая их из внутренних мотивов и устремлений в реально действующие факторы в культуре. Своеобразие стиля в том, что он неуловим в отдельном, но присутствует в целом. Следовательно, стиль – это закон организации, который можно уподобить выражению лица, заключенному не в отдельных чертах, а в производимом лицом целостном впечатлении; оно свидетельствует не о внешнем физическом состоянии лица, а сообщает о невидимом внутреннем состояния души человека. Стиль всегда предметно конкретен, и относится к образованиям, в которых внутренняя духовная ценность и реальность внешнего бытия неразделимы".
Франсуа Блюш "Молодая Мария Медичи"
Рубенс "Церемония бракосочетания Марии Медичи"
Аньоло Бронзино "Портрет Марии Медичи"
Франс Юнгер "Мария Медичи"
Якопо ди Чименти да Эмполи "Бракосочетание Марии Медичи"
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5
Рис. 7. Рис. 8.
Рис. 9.
Воротник "фреза"
ФОТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОСТЮМА