- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,15 Мб
Живописная тематическая композиция ‘Предчувствие весны’
Кафедра изобразительного искусства
Выпускная квалификационная работа
Живописная тематическая композиция
«Предчувствие весны»
Содержание
Введение
Глава 1. Историко-теоретические предпосылки создания композиции «Предчувствие весны»
.1 Пейзаж-фантазия в мировой живописи
.2 Средства выразительности в живописной композиции пейзажа
Глава 2. Методические основы работы над композицией пейзажа «Предчувствие весны»
.1 Из опыта работы над композицией картины
.2 Технологические особенности работы над пейзажем в технике масляной живописи
Глава 3. Практическая педагогическая значимость композиции «Предчувствие весны»
.1 Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
.2 Методические основы организации тематического рисования по теме «Пейзаж-настроение» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Заключение
Библиографический список
Приложения
живописная тематическая композиция пейзаж
Введение
К теме весны у поэтов, художников и писателей всегда был особый подход, ведь весна – это особое, тонкое состояние души, восторг, молодость, творческий подъем и безграничный полет фантазии. Это время года, когда в работах обогащается палитра, появляются новые оттенки и цветовые отношения, неожиданные ракурсы, интересные сюжеты.
Весенние пейзажи охватывают широчайший спектр от пробуждения природы до буйства красок. Картины весны отличаются особой нежностью, основная цель художника – показать пробуждение природы, создать ощущение неуловимости начинающегося рождения новой жизни. Картины с изображением весны согреют в холодную зиму и поднимут настроение в слякотную осень. Они являются состоянием души, переданным художником на полотне.
Выбор темы дипломной работы обусловлен желанием автора создать живописное произведение, передающее внутренние чувства и особенное состояние души автора в период данного времени года. Автор стремился показать это главным образом посредством колорита, который призван подчеркнуть легкость, мечтательность в работе. Именно такой характер и задумывает придать картине автор.
Актуальность. Весенняя тема, пожалуй, занимает одно из достаточно важных мест в творчестве художников. Эта тема для них всегда была чрезвычайно важной – ведь это время пробуждения природы, обновления жизни. Они всегда тонко чувствовали эти перемены, оттенки жизни природы, умели и желали это передавать на холсте.
Одной из проблем современности является чрезмерная насыщенность жизни, зачастую превращающаяся в обыкновенную суету. Люди перестали замечать прекрасное и уникальное вокруг себя, они заняты лишь своими делами. В погоне за выполнением запланированной работы или в веренице быстротечных событий и обстоятельств, проходит их время, проходит и сама жизнь. Люди утратили способность наблюдать, замечать, восхищаться; огрубели их чувства – они перестали жить.
Но жизнь – это не список дел, а человек – не робот, предназначенный для их выполнения. Чувства, душа, переживания, эмоции – все это делает человека человеком.
Своей работой автор стремится вызвать у зрителя эмоциональный отклик; стремится вызвать желание жить, замечать, чувствовать, любоваться, а не существовать в веренице дел. Автор считает, что композиция может обладать силой эмоционального воздействия и тем самым добиться того, ради чего она была выполнена.
Цель дипломной работы – создание условно-символического образа весны на тему «Предчувствие весны».
Задачи. Для достижения цели данной работы, автор поставил перед собой следующие задачи:
Изучить аналоги пейзажной живописи, отличающейся условностью (творчество владимирских и ярославских художников, Андрея Ветрогонского, Владимира Горячева, Михаила Гурина и других);
Изучить средства выразительности в живописной композиции пейзажа (композиционные приемы, колористическое решение);
Изучить технологические особенности работы в технике масляной живописи;
Выполнить поиски композиции с учетом изученных средств выразительности;
Выполнить живописные эскизы с целью поиска колористического решения;
Представить методику использования темы «Предчувствие весны» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является творческий процесс создания живописной композиции.
Предметом исследования является живописная композиция на тему «Предчувствие весны».
Методы исследования. Автор использовал в своей работе несколько методов:
Метод сбора, систематизации и искусствоведческого анализа источников;
Метод наблюдения и анализа произведений художников- пейзажистов;
Метод наблюдения натуры.
Методологическая база данной работы представлена в списке использованной литературы. Базовыми источниками, использованными при выполнении данной работы, явились:
О.П.Воронова «Владимирские пейзажисты»
Е.Л.Боровская «Андрей Ветрогонский. Живопись. Графика».
О.Л.Голубева «Основы композиции»
Г.В.Кекушева-Новосадюк «Евсей Евсеевич Моисеенко»
И.М.Нефедова «Джемма Скулме. Живопись. Мастера советского искусства»
В альбоме О.П.Вороновой «Владимирские пейзажисты» подробно рассказывается о методах работы художников над созданием пейзажей, отличающихся условностью.
В альбоме Е.Л.Боровской также рассказывается об условности в поиске цвета и форм в живописи ярославского художника Андрея Ветрогонского, который через глубоко личные образы пытается передать определенные состояния природы и души.
В книге О.Л.Голубевой «Основы композиции» системно изложены теоретические основы композиции, а также предложена методика практического обучения ее основам.
Библиографический список использованной литературы составляет 37 источников, включающий художественные альбомы, искусствоведческие исследования, практические пособия, методическую литературу и Интернет-ресурсы.
Новизна. Выполненная живописная композиция явилась итогом обучения автора. В творческом процессе создания композиции автор постарался применить все полученные им за время обучения знания, умения, навыки в сфере искусства.
Практическая значимость. Данная работа может использоваться педагогами общеобразовательных и детских художественных школ в системе организаций занятий по данной теме, а также может участвовать в выставках и экспозициях, представлять собой интерьерное дополнение.
Структура дипломной работы.
Пояснительная записка с приложением;
Живописная композиция на тему «Предчувствие весны» с эскизным рядом;
Портфолио;
Презентация дипломной работы.
Пояснительная записка состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 рассматривает историко-теоретические предпосылки создания композиции «Предчувствие весны».
Глава 2 рассматривает методологические основы работы над композицией пейзажа «Предчувствие весны».
Глава 3 рассматривает практико-педагогическую значимость композиции «Предчувствие весны».
Работа насчитывает 43 страницы.
Глава 1. Историко-теоретические предпосылки создания композиции «Предчувствие весны»
Данная глава представляет собой исследование автора в области пейзажной живописи. В этой главе рассматривается ряд вопросов, на основе которых автор обобщает знания в области живописного искусства.
Задачи главы:
. Рассмотреть работы художников-пейзажистов, работавших в условных пейзажах.
. Изучить ход работы художников, ведущих работу в условных пейзажах.
. Изучить средства выразительности живописной композиции пейзажа.
Данная глава состоит из двух параграфов:
Средства выразительности в живописной композиции пейзажа.
В параграфе «Условный пейзаж в живописи» автор рассматривает творчество художников, писавших работы в данном стиле, особенности их стиля.
Параграф «Средства выразительности живописной композиции пейзажа» посвящен рассмотрению композиционных, колористических и технических решений таких пейзажей.
.1 Условный пейзаж в живописи
На сегодняшний день существует несколько определений термина «Пейзаж». Вот как его определяет толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: пейзаж – жанр изобразительного искусства <#”723784.files/image001.gif”>
Рис. 1.
В.Юкин. Апрельским днем.
Рис.2.
Н. Мокров. Весна.
Рис. 3.
В.Кокурин. Майская зелень.
Рис. 4.
В. Кокурин. Весна.
Рис. 5.
В. Кокурин. Весна в Карпатах.
Рис. 6.
Н. Мокров. Весна пришла.
Рис. 7.
А. Шаталов. Март.
Рис. 8.
К.Бритов. Голубая весна.
Рис. 9.
Н.Мокров. Мартовский день.
Рис. 10.
А. Ветрогонский. Белый пейзаж.
Рис. 11.
А. Ветрогонский. Овраги.
Рис. 12.
Л.Спикторенко. Парк.
Приложение 2
Поэтапное выполнение живописной композиции «Предчувствие весны»
Композиционные поиски
Рис.13.
Рис.14.
Рис.15.
Рис.16 .
Рис.17.
Рис.18.
Рис.19.
Рис.20.
Рис.21.
Рис.22.
Рис.23.
Рис. 24. Рис. 25. Рис.26.
Рис.27. Рис.28. Рис.29.
Рис.27. Рис.28.
Рис.29. Рис.30.
Рис.31. Рис.32.
Приложение 3
Цветовые поиски
Рис.33. Рис.34.
Рис.35. Рис.36.
Рис.37. Рис.38.
Рис.39. Рис.40.
Приложение 4
Рис.43.
Выполнение итоговой композиции
Рис.44
Рис.45.
Итоговая композиция «Предчувствие весны»
Рис.46.