- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 37,22 Кб
Авраам и его время
Авраам и его время
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире происходит обращение к библейским образам как к источнику нравственных ценностей, моральных регуляторов.
Образ патриарха Авраама – олицетворение толерантности, так как он -поликультурный, полирелигиозный, что говорит о нем как о символе религиозной терпимости.
Если это на социальном уровне, то на религиозном – образ Авраама – воплощение великого перехода от политеистических к монотеистическим религиям, так как он может быть представлен основателем одновременно иудаизма, христианства, ислама. Как сказано в Библии. Авраам – величайший праведник и отец всех верующих [4, Римл.4,11].
Согласно историческим данным (на основе анализа событий, фактов, которые ученые интерпретировали через текст Библии) Авраам жил в период около XX-XIX в. до н.э., а согласно Библии это был период 1813-1638 гг. до н.э. Этим обусловлено то, что хронологические рамки данного исследования охватывают период ХХ-ХVII вв. до н.э.
Сегодня его образ воспринимается в истории общества не только как отца основателя трех мировых религий (иудаизма, христианства и ислама), но и как прародителя народов (евреев, арабов). С его образом связано послушание и вера в единого Бога. В истории религии он воспринимается как пророк, а в истории человечества – как один из влиятельных людей в мире.
Необходимо отметить и тот факт, что с образом Авраама связан и переход от политеизма к монотеизму. Это отражено в его сознании, поведении, которое, с одной стороны – двойственно, что проявляется в решении жертвоприношения сына, а, с другой, в безграничной вере в одного Бога, в пути, который был ему определен божьей верой в него. Осмысление этого – важное явление в современной эпохе. Когда происходит переосмысление ценностей, отказ от одних, принятие – других.
Можно сказать, что данная работа актуальна по своей направленности, так как ставит перед человеком вопросы – кто ты и что ты в этой жизни значишь; как исполняешь ты свой долг перед теми, кто рядом с тобой.
Работа актуальна и потому, что она заставляет нас задуматься о предназначении человека, о его роли в судьбе человечества.
Таким образом, от Авраама начинаются три монотеистические религии – Иудейство, Христианство и Ислам. Именно они осуществляют диалог человечества с Богом.
Авраам – родоначальник, патриарх, «отец верующих» глубоко почитается последователями религий; многие представители других религий учатся на образе Авраама праведности, мудрости и человеколюбию.
Степень изученности образа Авраама – достаточно большая. Его объяснение проходит в теологических, религиозных источниках на сайтах индуистского, христианского, исламского толка.
В исследованиях по философии религии И. Канта, Г. Гегеля образ Авраама представлен как поиск нравственных и моральных качеств.
К образу Авраама обращались историки религии, религиоведы, философы религии, богословы, филологи различных научных школ, различных вероисповеданий.
Поэтому при подготовке к данной работе были использованы следующие источники:
«Сборник житий святых мужей» составленный по благословению Председателя Комитета Молодежи РПЦ за границей Преосвященного Илариона, Архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского,
История еврейского народа,
Потомство Ибрахима и др.
Работа не могла бы состояться, если бы в ходе ее выполнения не было бы обращения к специализированным сайтам: Православная библиотека, православная энциклопедия, энциклопедия театра, библиотека Гумер, религиозный ислам, история и культура ислама, иудаизм и евреи: хроника поколений и др.
Объект исследования – культурно-цивилизационные процессы ХХI-ХVII вв. до н.э. в Месопотамии.
Предмет исследования – библейский образ Авраама.
Цель дипломной работы – проанализировать и раскрыть специфику и особенности исторического, социального, религиозного времени, как периода, в котором протекала жизнь Авраама.
Поставленная цель, объект и предмет исследования предполагают следующие исследовательские задачи:
) раскрыть особенности научных позиций на осмысление и обоснование библейского образа Авраама;
) охарактеризовать особенности культурного развития и цивилизационного становления Месопотамии в ХХI-ХVII вв. до н.э.;
) дать характеристику через анализ «Ветхого Завета» образа Авраама как духовного предка евреев;
) дать характеристику через анализ «Нового Завета», что Авраам объясняется как христианский образ;
) дать характеристику объяснения образа Авраама как Исмаила в Коране;
) используя источники еврейской традиционной культуры, раскрыть специфику преданий об Аврааме;
) проанализировать образ Авраама как Патриарха в христианской традиционной культуре;
) раскрыть особенности представления Авраама (Исмаила) в преданиях и сказаниях ислама;
) показать особенности мифологического образа Авраама;
) охарактеризовать особенности литературного творчества при создании образа Авраама;
) проиллюстрировать образ Авраама через произведения художественного творчества.
Поставленные задачи позволят по завершению работы обосновать следующее позиции новизны;
образ Авраама является в историко-культурном, цивилизационном осмыслении как характеристика мира политеизма, которым является Месопотамия в ХХI-ХVII вв. до н.э.;
анализ религиозных традиций иудаизма, христианства, ислама через образ Авраама позволил показать, что библейское время Авраама является характеристикой исторического;
сравнительный анализ религиозной традиционной еврейской, христианской, мусульманской культур через образ Авраама позволил определить особенности данного библейского образа;
междисциплинарный анализ (философско-религиоведческий, филологический, художественный) позволил охарактеризовать Авраама во времени и пространстве как библейский образ.
Теоретической базой исследования стали Библия – Ветхий Завет и Коран.
Основой для изложения явились концепции, теории, представленные в работах как европейских, так и современных отечественных историков религии, философов религии, теологов, богословов.
При этом необходимо учитывать, что при подготовке данной работы не ставилась задача – анализ текста Библии (Ветхого Завета) или Корана, что расходилось бы с поставленной темой.
Текст Ветхого Завета и Корана является информационной базой для решения поставленных задач.
Методология исследования была построена на основе принципов соответствия, согласованности, разнообразия; общенаучных методов (анализа и синтеза, обобщения) и подходов (социально-религиоведческого, историко-религиоведческого, художественно-религиоведческого, которые позволили обосновать поставленную цель и раскрыть заявленную тему.
Один из доминирующих методов – анализ жизнеописания Авраама, представленного в Ветхом Завете и Коране.
При подготовке работы было обращение к 36 источникам, которые отражены в тексте.
1. Мир Авраама – мир от политеизма к монотеизму
.1 Взгляды ученых на время жизни и позиции европейских мыслителей на образ Авраама
Библейская история жизнеописания Авраама – это не рассказ о давнопрошедших событиях. Те, кто нес Слово Бога народу – не ставили себе цель творить историю. Но слово, произнесенное ими, было обращено именно в то время, когда они жили, когда оно было им необходимо, потому именно оно и отражало нужды народа.
В этот период времени Месопотамия переживает политические потрясения и катаклизмы – аморитяне стремятся покорить шумеро-аккадскую цивилизацию, которая терпит поражение и ей на смену в последующем придет вавилонское царство. Так как несколько поколений предков Авраама жили в Аккадском царстве, крайне маловероятной представляется гипотеза, что они по происхождению принадлежали к аморитянам [12].
В истории религии, в религиоведение существуют разные, порой противоречивые мнения не только о времени жизни Авраама, но и о том – а был ли он.
Определение времени жизни Авраама – задача трудная, почти неразрешимая. Это объясняется тем, что исследователи не могут опираться на летоисчисления, которые вели народы Древнего Востока. У древних евреев не было единого летоисчисления.
Годы, на которые ссылаются древние летописи, не соотнесены с исходной датой. Поэтому библейские даты в Ветхом Завете не дают возможности соотнести их с нашим летоисчислением.
Как отмечает иеромонах Иов (Гумеров), на основе данных Септуагинты патриарх Авраам жил в 2165 – 1940 годы [2].
Если учитывать, что 1500 г. – это исход евреев из Египта, где они жили 430 лет, то данные Септуагинты можно подтвердить. Более поздняя дата жизни Авраама невозможна потому, что Ур был разрушен в 1900 г. до Р.Х.
Некоторые ученые определяют время жизни патриарха Авраама между 2000 – 1800 годами [9].
Впервые гипотезу о том, что Авраам был шумером, выдвинул в 1930 г. профессор Лейпцигского университета Альфред Жеремиас, который в 1932 г. заметил, что «Авраам был не вавилонянином семитского происхождения, а шумером» [12].
Его поддержал Сэмюэль Крамер, который был одним из известных ученых-шумерологов: «Значительная доля шумерской крови текла в жилах предков Авраама, которые в течение целых поколений жили в Уре и других шумерских городах. Что касается шумерской культуры и цивилизации, нет сомнения в том, что протоевреи (отцы Авраама) впитали и ассимилировали многое из жизни шумеров» [12].
Как указывает известный исследователь Шапиро М. «вплоть до восемнадцатого и даже девятнадцатого столетий большинство людей считали, что он действительно существовал [35]. Это было связано с тем, что библейские истории не подвергались сомнению.
В ХIХ в., немецкий философ Г.Ф. Гегель, изучая жизнь патриархов, впервые «усомнился» – а был ли Авраам.
Но в начале ХХ в. в долине Двуречья археологи прошли путь «с Библией в руках», и раскапывали тексты, в которых были упомянуты города Вавилон, Ниппур, Урук и знаменитый Ур – горд халдеев, родина Авраама. Этот факт подтвердил реальность образа Авраама и достоверность текста Библии как исторического памятника [14].
Есть мнение, которое неоднозначно воспринимается в науке, о том, что некоторые еврейские источники приписывают Аврааму авторство апокрифической книги «Сефер Йецира» (ספר היצירה – «Книга творения»), которая является одним из древнейших источников Каббалы [15].
Источники указывают, что автор книги описывает структуру мироздания, взаимосвязи между его элементами. Они описывают не только источники, но и школу, которую создал Авраам для своего учения.
По мнению Ионна Златоуста (архиепископа Константинопольского, 5 век н.э.) Авраам был учителем веры и нравственности для своего народа, который был язычником [31].
Августин Блаженный высказал мнение, что обещание, которое дал Бог Аврааму – относится не столько к потомкам, сколько ко всему человечеству, на которое должно снизойти Божие благословение [5] .
Археологи, историки, теологи находили отражение образа Авраама и в античной традиции. Так, согласно Николаю Дамасскому, Авраам был царём Дамаска, явившимся из земли халдеев. Затем он переселился в Ханаан [1].
Считается, что он был образованным человеком, занимался естественными науками, знал химию, математику, астрономию. Он не только собирал знания, но и раздавал их как у себя в Месопотамии, так и в Египте.
В конце ХIХ начале ХХ вв. археологические раскопки, которые проводились в Месопотамии на берегах реки Ефрата, недалеко от Персидского залива, в том числе и в месте, где по повествованию Библии был город Ур, дали первые подтверждения о материальной культуре тех времен.
Намного позже будут найдены (открыты археологами – как принято в науке говорить) таблички с именами людей, которые при сопоставлении многих фактов – могли быть родственниками Авраама, его друзьями.
Это мы видим и в Библии. Авраам (первоначальное имя – Аврам (אַבְרָם) родился в шумерском городе Уре («Ур Касдим» – «Ур-халдейский»), одном из древнейших городов Месопотамии. Он женится на сестре Саре, которую впоследствии Бог назовет Сарра [4,Быт.20:12].
В результате сопоставления археологических данных, ученые пришли к выводу, что жизнь Авраама протекала в достаточно развитом обществе, в котором правили монархи, «связанные друг с другом торговыми отношениями и общей охраной. Города были окружены полями, кормившими их плодами земли. Божий дар – земля обетованная – для его народа имел особое значение, если иметь в виду, как поистине близко к земле жили Авраам и его собратья» [35].
Таким образом, согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам был выходцем из города Ур в Месопотамии (юг современного Ирака, на западе от реки Евфрат).
Как показывают археологические данные [14], Халдея представляла собой высокий культурный уровень развития, поэтому Авраам, повинуясь высшему призванию, переселился в Ханаан уже как человек, который обладал важными элементами культурной жизни, и представлял собой зажиточного и влиятельного главу целого племени [6].
Город Ур (шумер. Урим) был одним из древнейших городов шумер. Он располагался на юге современного Ирака около Насирии, на западном берегу реки Евфрат, недалеко от места ее впадения в Персидский залив. Пик его расцвета пришел на 3-ю династию в XXI в. до н.э.
При анализе образа Авраама стоит фрагментально остановиться на некоторых позициях европейских философов, в работах которых поднимались вопросы по истории и философии религии. Это обусловлено тем, что европейская мысль 19-20 вв. переосмысливала библейские сюжеты в связи с оценкой ценностей, которые претерпевали трансформацию на рубеже эпох. Это говорит уже о том, что образ Авраама подвергался в философии разнообразным толкованиям.
Датский философов С. Кьеркегор в работе «Страх и трепет» [17, 119] воспринимает Авраама как «рыцаря веры», который поднялся над этическими законами и стал выше морали, так как выполняет абсолютный долг перед Богом. Философ задает вопросы, обращаясь к Аврааму, которые так и остаются без ответа.
Можно ли понять в 19 в. то, что было до рождества Христово? Кьеркегор вопрошает: кто занес руку Авраама и кто остановил Авраама?
И вопрос его остается без ответа. Понять носителю европейской морали деяния Бога и поведение Авраама, которого вознес Бог, но который остался чужим в той земле, ради которой он жил – сложно. Философ называет Авраама – второй отец рода человеческого.
Немецкий философ И.Кант [16,81] воспринимал образ Авраама через моральный закон (моральный императив), так как ставит вопрос о столкновении моральных заповедей и божественной воли.
Можно предположить, что Кант был первым, который поставил вопрос – а может ли от Бога исходить та воля, которая противоречит моральным законам?
Ранний Г.В.Ф. Гегель посвящает Аврааму работу «Жизнь Авраама» [10], которая в последующем войдет в «Философию религии». Для немецкого философа Авраам олицетворяет собой парадигму духовных поисков и пут человека к Богу.
Что отличает людей на планете? – Этнические и расовые признаки. Что сближает людей на планете? – истоки и история.
.2 Культура и цивилизация XXI-XVII вв. до н. э.
Как указывает хронология П. Матвеева [22] в истории древней Месопотамии в период с 21по 20 вв. до н.э. правили шумеры династии Ура.
По мнению исследователя древних цивилизаций Оппенхейма А. [24], сложно описывать историю и культуру Месопотамии, так как в ней нашло отражение множество культур, с которыми она сталкивалась в своем развитии. Это проявляется не только в мифологии, но и в искусстве, и в языке.
Необходимо отметить, что, по мнению исследователя, в Месопотамии не было практики записывать тексты, они передавались в устной речи от одного поколения к другому, что в последующем (в VI-V вв. до н.э.) послужило основой для многочисленных свитков (томов), в которых были записаны сказания древности.
Становление великих цивилизации в Юго-Западной Азии порождало события, которые оказывали большое влияние на историю человечества не только тем, что образовались культурные центры, но и тем, что на арене появлялись личности, которые в последующем определяли судьбу человечества.
Как отмечает Оппенхейм А., Месопотамия сложилась благодаря взаимопроникновению различных культур. Она представляла собой многослойную цивилизацию. В каждом из слоев формировались новые ситуации, заимствованные понятия, которые определяли переосмысленные традиционные выражения. Это не позволяло говорить о данной цивилизации, как о примитивной.
Месопотамия была в центре всех событий, это способствовало развитию ее экономики, торговле, культуре. Жители содержали большие сады, которые необходимо было орошать, выращивали злаковые культуры, разводили домашний скот.
В южной части Месопотамии, как указывает Л. Лопухин [20], в Халдее, на правом берегу Евфрата, был город, как видно по надписям на памятниках, Ур. Его окружала плодородная местность, на которой была развита промышленность и проживало население (по преимуществу кушитского происхождения), которое отличалось мирным характером, пользовалось высоким благосостоянием. Особенно развито было строительное искусство.
Необычайная прозрачность воздуха позволила начать наблюдения за небесными светилами, что способствовало развитию астрономии и астрологии.
Ученые занимались изучением математики, государственного управления. В городе были библиотеки, где хранились глиняные доски с письменами. Хорошо были развиты производство тканей, обработка металлов и гравирование.
Городская цивилизация (города-цивилизации) представляла собой высокий уровень развития культуры, искусства, философии. Миром правили интеллект и просвещение. Время, в которое жил Авраам, было свойственно политеистической религии [36].
Вся цивилизация была пропитана идолопоклонством. Повсюду были храмы и капища идолам. Главными божествами были солнце и луна, которым строились храмы и посвящались города [20].
История евреев, которая дана в библейских текстах представляет собой историю жизни одной большой семьи, основателем которой был Авраам, приведший народ в землю обетованную, Ханаанскую.
Город Ханнан – один из древнейших центров цивилизации, город, в котором жили жрецы-астрологи, где были древнейшие обсерватории город.
Здесь Авраам встречает население, которое было на высоком уровне культурного развития, хотя в некоторых городах были отмечены признаки нравственного распада (Содом и Гоморра).
Ханаан был центром пересечения древнейших торговых путей, которые связывали два полюса самых древних письменных цивилизаций – Вавилона в Междуречье и Египта в Северной Африке. В Ханаане между Богом и Авраамом был заключён Завет, договор, который и определил дальнейшую судьбу его потомков города [14].
Аврааму пришлось побывать и на берегах Нила, где процветала сложившаяся египетская цивилизация, с её пирамидами, храмами, которые олицетворяли собой культуру мудрейшего народа древнего Востока [23].
По мнению ряда исследователей, этот факт отражает миграцию народов, которая происходила в XIX <#”justify”>Но, можно предположить, что его странствия были не по собственной воле. Как сказано в «Житие святых мужей», Авраам в возрасте 75 лет должен был покинуть свой город вместе с семьей, так как языческий Ура (город шумеров, древнейший центр человеческой цивилизации) не мог простить ему осквернение идолов, обвинив их в лживости.
По велению Бога покидая дома отца, Авраам получает от Бога обещание – он него (от рода его), от Авраама, пойдет великий народ. Вместе с женой Сарой и племянником Лотом он пошел в землю хананеев, которую Бог обещал отдать Аврааму для его потомков.
По дороге в Ханаан Аврааму два раза было явление Бога, который предрек, что его потомство станет началом для народа, а он сам получит страну в свое наследство. «В Ханаане Авраам был прозван га-иври, что значит «прибывший с той стороны реки Евфрата». Отсюда и название народа иврим, евреи, произошедшего от Авраама» [27].
Но так как Авраам столкнулся с голодом, то он вынужден в поисках пропитания был покинуть Ханаам и отправиться в Египет, который его семья покинула по воле фараона. Это было связано с тем, что желая избежать возможных неприятностей, Авраам выдал фараону свою красивую жену Сарру, выдав ее за сестру, но обман был обнаружен и наказан.
По другой гипотезе, время жизни Авраама – XXI <#”center”>ислам христианский образ авраам
2. Религиозные традиции о мире Авраама как библейском персонаже
.1 Авраам в «Ветхом завете» – духовный предок евреев
В исторической памяти еврейского народа образу Авраама отводится центральное место. Описание его жизни, испытаний воспринимается как поучительный пример, как символ всей истории еврейского народа. Для евреев он не только символизирует начало рода, но и начало веры в единого Бога – монотеизм.
Начало истории евреев связано с библейской эпохой. Библейская история евреев охватывает период от появления евреев во времена Авраама. Поэтому основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах). Еврейские племена, потомки Авраама, расставшегося в древности со своей родиной в плодородной Месопотамии, постепенно захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан Землёй Израиля [2].
«Ветхий Завет» описывает, как Авраам перемещается по Ближнему Востоку вблизи Персидского залива. Он бывает на земле, которая пережила засуху – земля обетованная (Ханаан), посещает богатый обильными урожаями Египет.
Авраам, как наемник, на своем пути заключает договора с местными царями, иногда выступает в качестве наемного воина. И где бы он не был – для всех он – чужак и временный житель.
Его путь от наемника к пророку был долог и труден. Странствия научили его переносить трудности и подвергаться опасностям. «Как и в случае с молодым Моисеем, его мужество проходило испытания» [14].
И на этом пути Аврам (как был назван от рождения) стал Авраамом, приобретя опыт и веру людей. Но на этом пути он приобрел не только имя, но и веру.
Авраам был рожден в эпоху язычества. Когда его народ просил (молил) бога о богатых урожаях, Авраам «превратил этот культ в особые новые взаимоотношения. Концепция земли, навсегда обещанной одному народу, особый завет детям Авраама – стал новым и уникальным фактором в иудаизме» [20].
Но приобретя новую веру, Авраам принес своему народу и страдание, так как «Божье милосердие и благодать можно завоевать только после трудного существования. История Авраама впервые прояснила хрупкую природу жизни евреев на протяжении многих веков».
Об этом говорит и тот факт, который подтверждают раскопки археологов, находивших кувшины с остатками детей, умерщвленных в результате древних обрядов жертвоприношения, от которого Бог остановил Авраама.
Здесь стоит заметить, что, когда Авраам решил принести Богу жертву – он поступал по языческим законам. А воля Бога – это можно считать – путь к новой вере, которую и принял Авраам. А задолго до момента жертвоприношения, Авраам, принимая обещание Бога о многочисленных потомках, установил в знак этого события определяющую традицию для еврейского народа – обряд обрезания, воплотив тем самым волю Бога. И как в знак божьего благодеяния явились Аврааму три странника – ангелы Божьи и предсказали рождение сына Исаака.
Для евреев образ Авраама – знаковый, так как он положил начало народу Израиля. Это объясняется тем, что в роду Авраама было положено начало народу израильскому (его сын Исаак родил Иакова, которого Бог и назвал Израилем).
Авраам взял на себя миссию спасения добропорядочных жителей Содомы и Гоморы, которые по его словам Богу, не были подвержены пороку; он готов был принести своего сына Исаака в жертву, чтобы убедить Бога в своей правоте. Для еврейской традиции приношение в жертву сына Исаака – это символ готовности к самым тяжелым жертвам, которые могут ожидать народ.
Что спасло Исаака? Вера Авраама или воля Боля? Или вопрос может быть поставлен по-другому – что спасло народ израильский? Ответ, который звучит в «Ветхом Завете» – один – это вера в Бога. Этим жестом Авраам получил благословение для своего народа.
В возрасте 127 лет в городе Кириаф-Арбе уходит из жизни Сара, которую Авраам хоронит в пещере недалеко от Хеврона [4, Быт.23].
Помня о завете Бога, Авраам женит своего сына Исаака на Ребекке (Ривке), который должен был утешиться «в печали по своей матери» [4, Быт.24].
Авраам женится на Хеттуре (Ктуре), которая рожает ему 6 детей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Они, как и Измаил, становятся родоначальниками арабских племён, что подтверждает и значение имени Авраама – «отца множества племён» [4, Быт.17:5].
Авраам уходит из жизни в 175 лет [4, Быт.25].
Для еврейского народа заслуга Авраама не только в том, что принял Бога, а больше в том, что он внушал свою веру той общине, которую он сформировал вокруг себя, которая в последующем должна стать народом. Поэтому Авраам и ходит по миру, взывает к Богу, привлекает к себе тех, кто готов верить в Единого Бога.
.2 Христианский образ Авраама в «Новом Завете»
Можно предположить, что образ Авраама для христиан является прообразом Иисуса. Как об этом пишет Шапиро М.: «С точки зрения христиан, обет Божий воплотился в Иисусе. Авраам и Иисус – оба исповедовали простую веру, которая руководила их поступками» [4, Быт.25].
Это мнение подтверждается и Новым Заветом, который утверждает, что: «Родословная Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» [4, Мф.1:1].
В рождении Иисуса традиция христианства видит исполнение обета Авраама, что семя его благословит народы [4, Быт.22:18].
В Евангелии от Иоанна <#”justify”>Как сказано в «Житие святых мужей» в «лице Авраама Священное Писание показывает высочайший образец живой веры» [26].
Это объясняется тем, что шаг к жертвоприношению не только апостол Павел, но и святые отцы, учителя Церкви объясняют как ознаменование жертвоприношения Иисуса Христа Своим Отцом.
А в «Житие» отмечено, что некоторые «отцы Церкви преобразовательный смысл усматривают и в обстоятельствах призвания Авраама и переселения его из Ура Халдейского. Подобно Аврааму, беспрекословно оставившему, по слову Божию, свои родные земли, апостолы, по одному слову Спасителя, оставляли дома отцов своих и следовали за Христом» [26].
В Священном Писании с глубоким почитанием к Аврааму, признавая его «глубокую веру и праведность», его называют «отцом верующих», «другом Божиим». А Бог называет Себя – «Богом Авраама».
Православная церковь относит Авраама к лику праведных и почитает его память в молитвах. Имя Авраама звучит в песнопениях, а ветхозаветные тексты используются в качестве паремий (паремия – это элемент богослужения): явление Бога Аврааму в образе трех путников; жертвоприношение Исаака и др.
Стоит заметить, что явление Бога в образе путников нашло отражение в иконе – Троица.
Для всех христиан Авраам занимает особое место в жизни и в вере. Верующие признают, что он находился под особым Божественным контролем всю свою жизнь. Это говорит о том, что Бог руководил его жизнью. Авраам почитаем и потому, что он имел совершенную веру, которая привела его на путь покорности Божьей воле. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» [4, Рим.4:3].
С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария. Христиане свое духовное родословие ведут именно от Авраама: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию – наследники» [4, Гал. 3: 29], [23].
Христианское толкование образа Авраама сложно, так как оно предполагает моральное отречение оттого, что его окружало. Это можно проследить через Библию, через несколько фраз Бога, которые он адресовал Аврааму.
Сказал Господь: «…пойди из земли твоей…» – символически это значит: «избавься от плотского начала» (то, что связывает человека с природой, с естеством).
Сказал Господь: «…от родства твоего…» – символически, от того, что связано с рождением человека.
Авраам, как избранник Божий, должен избавиться как от плотского, так и от душевного союза с теми, кто ему дорог. И только когда Авраам отрекся от своей прежней жизни, Бог сказал: «…в землю, которую Я укажу тебе…»,- с сего момента Он сам указывает человеку дальнейший путь, и человек становится водимым Богом, водимым Духом Божьим …И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение… [4, Быт.12:2], [33].
Но благословление Бога имеет и другую сторону. Авраам должен пройти тот путь, которым потом пойдет тот, кто искупит грехи людей, т. е. Христос. Поэтому слова «благословятся в тебе все племена земные» указывают на то, что потомок Авраама, Христос, призван будет осуществить благословление человечества [36].
Необходимо, по нашему мнению, остановиться на позиции Священника Л. Шихлярова [32], который отмечал, что Библия, когда описывает праведников, не скрывает их недостатков.
Это объясняется тем, что праведник – это не безгрешный человек, а человек, который в процессе Божественного воспитания становится примером. Поэтому в Библии и описывается эпизод, когда в Египте Авраам не препятствует тому, чтобы его жена ушла к фараону. Но Бог поразил фараона. «И призвал фараон Аврама, и сказал… для чего не сказал мне, что она жена твоя?… И я взял было ее себе в жену… И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что было у него…» [4, Быт.12:10-20]..
И здесь, как отмечает Иоанн Златоуст [31], Бог наказывает Авраама через презрение к нему фараона. Это – урок Аврааму.
.3. Авраам в исламе
По мнению профессора Мюнхенского университета, философа, председатель Кантовского общества Германии Рейнгард Лаут размышление о роли ислама в мировой истории, невозможно без обращения к библейским образам, в том числе, к образу Авраама [19].
Коран воспринимает линию Авраама (который выступает смысловым центром, по мнению Лаут Р.), так как именно с его образа начинается линия потомков арабов. Особенно доминирует та роль, которую сыграла линия Авраама в жизненном подвиге Моисея, для которого обрезание пришло от Авраама.
Образ Авраама почитаем не только иудеями и христианами. Мусульмане принимают его как свой символ. Они считают Авраама праотцом арабов, так как он основывает Мекку, святилище Бога [28]. А его бегство из Ура стало для них образом бегства пророка из Мекки. Как отмечает Шапиро М. «Авраам – основной пример исламской добродетели, человек, живущий по законам Божьим, праведный и угождающий Высшему судье» [35].
В исламе Ибрахим – истинный единобожник, который призывает всех поклоняться одному Богу. Он несет большие тяготы ради своей веры, покидает семью. Исполняя предписания Бога, он подтверждает силу своих убеждений [13].
В образе Авраама (Ибрахима) кроется глубокий смысл его жертвоприношения. В земле Ханаанской большая часть народа выродилась, люди часто отдавали детей «пройти через огонь» – приносили их в жертву идолам [18,Сура VI, 137], [19].
Мусульмане высоко почитают факт открытия Богом святой истины Аврааму, который отражен в священном Коране.
В Коране Аврааму (Ибрахиму) посвящена 14-я сура, которая освещает мольбы пророка Ибрахима к Аллаху. В исламе Авраам (Ибрахим) представлен как один из великих пророков Аллаха, о котором сказано «есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предан Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? Аллах сделал Ибрахима своим другом» [18, Сура 4: 125].
Коран повествует об Ибрахиме, аналогично Библии (речь идет о бесплодии Сарры, о посягательствах на нее египетского фараона и т.д.). Подробно в Коране описывается, как Ибрахим боролся против язычества, против идолопоклонников [18, Сура 21: 63-67]. В Коране описано, как за эти прегрешения царь Амруд приказал бросить его в огонь, но Аллах спас его, сделав огонь холодным [18, Сура 21: 69].
Мусульмане принимают Ибрахима как строителя Каабы (мусульманская святыня) в Мекке, которую он возводил вместе со своим сыном – Исмаилом, ставшим в последующем ее хранителем. Согласно Корану сын Ибрахима (Авраама) – Исмаил был родоначальником арабского народа.
В Коране Господь называет его «Ибрахим» или «Ибрахам». Согласно Библии, его имя вначале звучало как Абрам, но Бог повелел изменить его на Авраам. В Коране этот момент не отмечен. Поэтому неслучайно, что современные христиано-иудейские ученые подвергают сомнению историю с изменением имени [13].
Ибрахи́м у мусульман воспринимается как пророк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA> (расуль <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C>), так как он был первым проповедником единобожия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, общим предком для арабов и евреев. В Коране встречается несколько вариантов его имен (прозвищ). Его называют халил Аллах («друг Аллаха»), имам («глава общины»), сиддик («правдивый»), ханиф («исповедующий единобожие») и другие. Встречается употребление термина миллат Ибрахим («религия Ибрахима»), что подразумевает единобожие [14].
Мусульмане почитают Авраама (Ибрахима) не только как основателя единоверия (как и евреи, христиане), не только тем, что он заключил Завет с Богом (как и евреи), но и своими человеческими деяниями, своим поведением (мораль для мусульман особо почитаема). Когда возник спор с племянником из-за границ, пастбищ, Авраам Ибрахим) не стал «качать права», напоминать о старшинстве, а сказал: «Нет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими… Если ты налево, – то я направо; а если ты направо, – то я налево» [4, Быт.13:8].
Не является ли это универсальным способом разрешения спора между людьми?
3. Особенности представления времени Авраама в традиционных преданиях
.1 Еврейские предания об Аврааме
Предания об Аврааме в древнем Израиле передавались от одного поколения к другому. Истории, которые были изложены в Книге Бытия Моисеем, это зарок его современникам-израильтянам, которые должны помнить о прошлом и ясно понимать будущее, которое дано Богом [29].
Образ Авраама в иудаизме занимает центральное место. Авраам – не только родоначальник еврейского народа. Он – вещатель (несет весть) монотеизма. Он – заложил основы не только новой религии, но и веры в души людей в одного (единого) Бога, который – владыка мира, создатель земли и неба.
Еврейская традиция представляет жизнь Авраама как поучение, как пример, который через символы отражает историю еврейского народа. Но необходимо отметить – не столько историю настоящего, сколько – будущего.
Торе ярко повествует его беспримерную верность и преданность Богу, где жертвоприношение Исаака представлено как символ готовности не только Авраама, но и человечества к тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.
И по сей день по закону Талмуда на второй день Рош ха-Шана осуществляется чтение о жертвоприношении Исаака в синагоге, которое начинается с обычая трубить в шофар в Рош ха-Шана, что является напоминанием о том, что в жертву был принесён баран вместо Иссаака [29] .
Исключительная связь между Богом и Авраамом, которая представлена в Торе, приобретает форму союза (завета), который заключён между Богом и Авраамом. Он включает в себя три основных элемента:
потомки Авраама по линии его сына Исаака – избранны;
избранным потомкам Авраама – дано обещание дать землю Ханаанскую в собственность;
повеление следовать заветам Бога – культовые заповеди, этические нормы поведения.
В мидрашах – еврейских преданиях – Аврааму отведена роль открывателя идеи монотеизма. В преданиях сказано, что еще в возрасте 3-х лет Авраам увидел вечером закат солнца, а утром – исчезновение луны и звезд. Это позволило ему сделать вывод, что «Господин есть над ними – Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Уверовав в одного Бога, как сказано в мидрашу, Авраам разбивает у отца идолов [28].
В мидрашах «Земля Мория», которая в Библии – гора Мория, где Соломон построил Храм, считается потому священной, потому что именно здесь Авраам соорудил жертвенник.
Стоит заметить, что в Ветхом Завете достаточно часто упоминаются человеческие жертвоприношения. Это объясняется тем, что традиция сожжения детей была распространена не только в Сирии, но и в Палестине, особенно в Финикии. В период своего становления, народ Израиля отказался от этой традиции. Поэтому в Библии образ Авраама олицетворяет собой последнего представителя зарождающейся иудейской культуры, который должен был своего сына возложить на жертвенник. Этот факт усиливает союз Авраама с Богом.
.2 Патриарх Авраам
Авраам был первым их трех патриархов. Повествование о его жизни и деятельности дано в книге Бытие Ветхого Завета [4, Быт. 11:26-25:10].
Жизнь и деяния Авраама открывают цикл библейского эпоса о патриархах. В Библии имя Авраама было первым из трех собственных (Исаак и Иаков), по отношению к которым слово Бог выступает как определяемое – например, Авраамов Бог.
Труден был путь Авраама к патриаршеству. Но не легок он был и для Патриарха. Он пережил испытание, которое было в последующем для христиан основанием для того, что Богу надо верить и доверять. Авраам был подвергнут Богом к испытанию, когда по его воли он должен был своего сына – Исаака – принести в жертву.
Здесь не только образ Авраама, но и Исаака – является символом веры в Бога. Можно считать, что это было испытанием Бога, испытанием веры. И Авраам, и Исаак приняли волю Бога со смирением. И только на ложе жертвоприношения Бог остановил Авраама, и Исаак не был принесен в жертву.
Но и Авраам, и Исаак стали другими. Авраам пошел на ложь, сказав сыну, что это не его отец ведет на жертвенник. Кьеркегор по этому поводу писал: «Он оставил позади одно и взял с собою другое; он оставил позади свой земной рассудок и взял с собою свою веру; в противном случае он вообще не отправился бы в путь, решив, что это бессмысленно» [17,17 ].
Этот эпизод стал для человечества уроком: жизнь человека священна и Бог любит человека.
Образ патриарха Авраама как в Ветхом так и в Новом Завете для христианской традиции является образом праведности и благочестия. В преподнесенном хлебе и вине Мельхиседеком Аврааму Отцы Церкви видели прообраз евхаристии.
В ранних христианских доктринах эпизод жертвоприношения Авраама сына своего Исаака трактуется как предсказание мученичества, которое потом будет испытывать Иисус. По мнению Отцов Церкви, сам Иисус указал на этот прообраз: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» [4, Ин.8:56].
Путь Исаака стал аналогом пути Иисуса на Голгофу.
Таким образом, можно заключить, что в Евангелии от Иоанна упоминания об Аврааме используются для того, чтобы обосновать божественность Иисуса.
3.3 Авраам (Ибрахим) в сказаниях ислама
В священной книге мусульман – в Коране твердость духа пророка Авраама (Ибрахима) встречается во многих сурах, в том числе, ему отведена Меккская сура – «Авраам». И это неслучайно, так как Аллах через пророка Мухаммада называет Авраама эталоном веры. Он почитается, так как основал Мекку, построил храм Кааба.
Бегство пророка Ибрахима из Ура объясняется как образ бегства пророка Мухаммада из Мекки в Медину, что подтверждается в одноименной, меккской суре Корана. Поэтому образ Ибрахима воспринимается как пример исламской добродетели, так как он жил по законам Божьим, был праведным.
Согласно преданиям ислама, черпавшим материал из иудейских, христианских и других преданий, пророк Ибрахим жил в Ираке при царе Нимруде. Предупрежденный о пророчестве Ибрахима, Нимруд приказывал убивать младенцев в чреве матери, но Ибрахим избежал такой гибели. Его отец делал идолы и заставлял мальчика продавать их.
Ибрахим много путешествовал, в частности побывал в Египте, где фараон пытался отнять у него жену. Согласно арабским преданиям, после того как Сара изгнала его невольницу Хаджар (Агарь) с сыном Исмаилом, Ибрахим привел их в Мекку. Он оставил их одних в пустыне, но потом регулярно посещал. Во время одного из таких посещений он вместе с Исмаилом восстановил разрушенную потопом Каабу.
Около Мекки пророк Ибрахим приносил в жертву своего сына. В Коране он не назван по имени, однако в предании он почти всегда называется Исмаилом. Весь ритуал хаджа (манасик) как бы воспроизводит различные эпизоды жизни Ибрахима и его семьи. Метание Хаджар между холмами Сафа и Марва в поисках воды, борьба с Шайтаном и принесение в жертву ягненка вместо сына и т. д. [27].
Таким образом, пророк Ибрахим является одним из главных средств соединения вселенского характера новой религии с её аравийскими корнями.
Согласно преданию, могила пророка Ибрахима находится в Палестинском городе Хевроне <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD>. Она относится к наиболее почитаемым мусульманским святыням.
В коранических текстах чаще преобладает влияние христианских сказаний, чем иудейских. Общий характер рассказов свидетельствует о том, что фигура пророка Ибрахима была известна на Аравийском полуострове. В рассказах о жизни пророка Ибрахима немало параллелей с историей самого Мухаммада [7].
В Коран <#”justify”>В-третьих, некоторые объясняют образ Авраама как эталон верности Богу, другие утверждают, что через Авраама получили богоизбранность [11] .
Это влечет за собой следующее. Историчность образа Авраама, ставится под сомнение (не говоря уже о том, что материалистический подход вообще отрицает его). В свою очередь богословие свидетельствуют об обратном.
Мифологическое описание образа Авраама – очень сложное, так как оно переплетается с библейскими рассказами, но при этом, в любом случае, преследует только одну цель: показать превосходство образа Авраама. И дело не в том, евреи или мусульмане создают этот образ, дело в том, что он должен или «дополнить» или «расширить» представления об Аврааме.
Так, например, в мифологическом рассказе о Нимроде и Аврааме, узнав о его новых убеждениях, тиран-богоотступник, велел схватить Авраама и привести к себе как возмутителя и еретика:
Нимрод приказал Аврааму:
«Поклонись какой-либо божественной стихии!»
«Какой же?» – спросил Авраам.
«Поклонись огню».
«Но ведь огонь заливает вода?» – спросил Авраам.
«Ну, поклонись воде».
«Но ведь вода изливается из облаков?»
«Ну, поклонись облаку!»
«Но ведь ветер прогоняет облака?»
«Поклонись ветру!» и т. д. [36] .
И как повествуется дальше, понял Нимрод, что Авраам не только показал ему бессилие всех стихий, их взаимозависимость, но и доказал величие Создателя всего – единого Бога.
Для Нимрода словесный диалог был проигран. Что он должен предпринять? По логике вещей – воспользоваться своей властью и разрешить проблему в свою пользу.
Тогда Нимрод повелел ввергнуть Авраама в огненную печь.
Авраам уже не по своей воле поступает. Его поступки, мысли, дела предопределены свыше. Знает ли он о том, что ему уготовано? Воля Немрода – ясна. А его судьба?
Бог охлаждает огнь в печи.
Бог выводит Авраама и спасает.
Этот миф основан на Писании. Так как можно предположить, что название города – Ур с еврейского можно перевести как «огонь» или как «свет», от которого и спас Авраама Бог.
Представляет интерес описание образа Авраама в мифологической энциклопедии [11]. Авторы энциклопедии трактуют Авраама на стыке принятия решения.
«Будучи еще отроком, Аврам, при виде окружающего его грубого идолопоклонства, тревожно занят был великим вопросом, право ли поступают люди, боготворя небесные светила.
Однажды, озирая землю и взглянув на небо, отрок Аврам начал думать, кто бы мог сотворить все это.
Вот взошло солнце во всем своем блистательном великолепии, и он подумал, что должно быть это и есть Создатель всего, и он поклонился ему и боготворил его целый день. Когда, однако же, с наступлением вечера, солнце закатилось, Аврам усомнился, чтобы так мог помрачаться Создатель всего.
Но вот на востоке поднялась в своем чарующем блеске луна, и вокруг ее засверкали бесчисленные звезды. «Поистине, закричал отрок, это творец вселенной, и звезды его слуги!» и он поклонился луне и обоготворил ее.
Однако же и луна медленно скатилась на запад, звезды померкли, и вновь на восточном небосклоне поднялось дневное светило.
Тогда сказал Аврам: «Нет, не может быть, чтобы какое-нибудь из этих небесных светил могло быть создателем мира; они повинуются только воле Невидимого, которому они и обязаны своим существованием: Его-то отселе я и буду только боготворить, Ему-то я и буду только поклоняться».
И этой истинной веры он неизменно держался до того момента, когда Промысл Божий сделал его своим избранником » [11].
Это сказание, опираясь на текст Библии, показывает, что для Авраама путь к вере – был путем, на котором он встретился с противоречиями – какой принять путь.
Он проходит через поиск начала в мире стихий. Он убеждается, что солнце ограничено временем дня; луна – ночью; огонь может погаситься водой, которая является даром облаков, которые могут разгоняться ветром и т. д. Здесь возникает конфликт с языческим миром, который порождает аналогичный – с семьей.
В исламской мифической традиции пересказывается иудейский образ сыновей Авраама.
«Братья завидовали Йусуфу, так как им казалось, что отец их меньше любит. Они решили погубить мальчика, поэтому уговорили отца отпустить его с ними пасти скот. Братья договорились между собой не убивать его, а бросить в колодец. А вечером, вернувшись к отцу, рассказали, что брата съел волк.
Йусуф долго лежал в колодце, пока не пришел караван и его не нашли. По прибытии в Египет караванщики в свою очередь продали Йусуфа человеку, который намеревался его усыновить. Жене этого человека миловидный юноша понравился настолько, что она пыталась соблазнить его; возмущенная отказом, обвинила Йусуфа в непристойных домогательствах и, хотя невиновность его была доказана, юноша оказался в темнице. И там он проявил силу и способности, дарованные ему Аллахом: правильно толковал сны своих соседей, предсказав одному, что он окажется на свободе, а другому – распятие. Йусуф попросил того, кто был освобожден, рассказать об этом своему господину, но тот забыл, и вспомнил только через несколько лет, когда потребовалось растолковать сон царя» [20].
Эти отрывки показывают, что для ислама мифотворчество было не свойственно, так как мусульмане не стремились уходить от содержания Корана. Но стоит заметить, что мифологические образы, которые чаще всего передавались из уст в уста, были больше «очеловечены», чем образы из Корана, так как последние должны были отвечать за свою «образность», дарованную Аллахом.
Об этом факте говорит миф про город Ур, который как в исламской, христианской и еврейской традициях стал символом города Авраама.
«Ур – столица царства Шумера и Аккада.
Ее основатель – полубог Ур-Намму (Радость Ура) был сыном нибируанки Нинсун, которая за шесть веков до его рождения стала матерью легендарного царя Урука <#”justify”>«17. Поднялся тогда Авраам и пошел в дом свой. Смерть же последовала за ним. Взошел Авраам в комнату свою, взошла и Смерть с ним, возлег Авраам на ложе свое, Смерть же приступила к нему и стала у ног его. Сказал нее Авраам: "Поди, поди прочь от меня: хочу отдохнуть на ложе моем". Говорит Смерть: "Не отступлю я, пока не заберу дух твой у тебя". Говорит ей Авраам: "Во имя Бога бессмертного говорю тебе: скажи мне правду, ты – Смерть?" Говорит ему Смерть: "Я – Смерть, я – та, что повергает весь мир в уныние". Сказал же Авраам: "Прошу тебя, когда ты и есть Смерть, скажи мне: ко всем ли ты приходишь в подобной красе, славе и совершенстве?" И сказала Смерть: "Нет, господин мой Авраам, но это твои добродетели, бездонное море гостеприимства твоего и величие любви твоей к Богу сделались венцом вкруг головы моей. В красе, в полном покое и с лестью на устах подступаю я к праведникам. К грешникам же прихожу в великой гнили и дикости, с величайшей горечью и с видом диким и безжалостным". Сказал же Авраам: "Прошу тебя, внемли мне и яви дикость твою, и всю гниль твою и горечь". И сказала Смерть: "Но не вынести тебе лицезрения дикости моей, праведный Авраам!" Сказал же Авраам: "Нет, достанет у меня сил взглянуть на всю твою дикость во имя Бога живого, ибо могущество Бога моего небесного пребудет со мной". Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красу и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным – лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты нечистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска. {Ехидна, аспид, василиск – виды ядовитых змей, упоминаемые в Писании (см., например, Пс. 139:4; Быт. 49:17; 77с. 90:13). О василиске, кроме того, известно, что он убивал не только ядом, но еще взглядом и дыханием. Все эти названия, включая "рогатую змею", выступают часто как синонимы.} Явила же лик меча огненного, и лик меченосный, и лик молнии ужасно разящей и звук грома страшного, явила же еще лик моря свирепого, волнами вспененного, и поток яростный, бурлящий водоворотами, и дракона трехглавого, ужасного, и чашу, ядом наполненную, и, сказать кратко, явила ему великую дикость и горечь невыносимую, и всякий недуг смертоносный, и как бы запах смерти. И от великой горечи и дикости умерли слуги и служанки числом до семи тысяч, и сам праведный Авраам стал на волосок от смерти, так что чуть было не испустил дух» [8].
В Апокрифе повествуется о том, что по воле Бога архангел Михаил должен был известить Авраама о приходе смерти, которая была явлена во сне его сыну. Авраам просит архангела показать ему все божьи дела и Михаил возносит его на небо. Завершается апокриф появлением смерти Авраама, которую он принимает в разных лицах.
Есть версия, что первоначально апокриф «Откровение Авраама» – это иудейский письменный памятник, который сохранился только в славянском переводе [25], так как написан в Палестине, в первые века нашей эры:
« Глава 1.
Прожил Авраам сколько было отмерено жизни его – девятьсот девяносто пять лет, все годы жизни своей живя в мире, кротости и праведности.
Праведный, был он весьма гостеприимен, ибо, поставив шатер свой на пересечении путей у дубравы Мамре, принимал всех: богатых и бедных, царей и правителей, калек и немощных, друзей и странников, соседей и прохожих – всех, не делая различий, принимал благочестивый, пресвятой, праведный и гостеприимный Авраам.
Дошла и до него общая всем, неумолимая смерти горькая чаша и скрытый жизни предел.
Тогда Господь Бог, призвав к Себе архангела Своего Михаила, сказал ему: "Сойди, Михаил архистратиг, к Аврааму и скажи ему о смерти, чтобы распорядился он о делах своих, ибо благословил Я его, как звезды небесные и как песок на берегу морском, и счастлив он многим имением и многим имуществом, и богат весьма; превыше же всего праведен он всяческой добродетелью, гостелюбив и братолюбив, как только возможно.
Ты же, архангел Михаил, пойди к Аврааму, возлюбленному сыну Моему, и возвести ему о смерти его, и сообщи ему достоверно: "Предстоит тебе в час сей изойти из суетного мира сего, выйти из тела, и отправишься ты с миром к Владыке твоему"».
Условно «Откровение» можно разделить на две части, где первая – это повествование о том, что Авраам отказывается от веры отца, а вторая описывает вознесение Авраама-патриарха на небеса и постижение им божественных тайн. Путь на небо для Авраама – долог и труден. Ангел Иоиль ведет его на гору Хорив, где он подвергается искушению со стороны дьявола Азазила. Вознесшись на небо, Авраам видит весь мир не только земной, но и небесный [30] .
Примечателен образ Авраама в поэзии.
Здесь мы обратимся к творчеству И. Бродского и к работе советского философа Л. Лосева, который раскрывает не только образ поэта, но и образ Авраама, сливающиеся в единое [21].
«Исаак и Авраам» – это первое произведение в творчестве Бродского на библейский сюжет. Он писал по этому поводу: «Я написал „Исаак и Авраам буквально через несколько дней после того, как прочитал Бытие», а перед этим поэт читает работу Кьеркегора «Страх и трепет», в которой философ приходит к выводу, что религиозные чувства вне рациональности:
"Идем, Исаак. Чего ты встал? Идем".
"Сейчас иду". – Ответ средь веток мокрых
ныряет под ночным густым дождем,
как быстрый плот – туда, где гаснет окрик.
По-русски Исаак теряет звук.
Ни тень его, ни дух (стрела в излете)
не ропщут против буквы вместо двух
в пустых устах (в его последней плоти).
Другой здесь нет – пойди ищи-свищи.
И этой также – капли, крошки, малость.
Исаак вообще огарок той свечи,
что всеми Исааком прежде звалась.
И звук вернуть возможно – лишь крича:
"Исаак! Исаак!" – и это справа, слева:
"Исаак! Исаак!" – и в тот же миг свеча
колеблет ствол, и пламя рвется к небу[21] .
В поэме сливаются духовные поиски молодого Бродского. Поэт пытается расшифровать предназначение судьбы еврейского народа.
По мнению некоторых критиков – он устанавливает новый завет. Но Л.Лосев замечает – не устанавливает, а разрывает старый, стараясь понять свою судьбу через судьбу евреев.
Бродский понял – Бог заключал с евреями не договор, Бог вынес им приговор. И Бродский проделал со своим народом весь путь, до самой смерти [21] .
Поэт делает попытку проследить душевную сторону библейской истории, но – понимает – об этом (о душевном) надо забыть.
Здесь речь может идти только об абсолютном царстве Духа, как у Кьеркегора. Но Бродский – не философ, он поэт и его больше интересует жертва, которая ничего не знает – это Исаак. Авраам знает все, Исаак – ничего.
И только куст сопровождает его, как символ мира:
По сути дела, куст похож на все:
На тень шатра, на грозный взрыв, на ризу…
Но больше он всего не с телом схож,
а схож с душой, с ее путями всеми.
И. Бродский следует христианскому толкованию Ветхого Завета, поэтому для него Исаак – прообраз Христа, а жертвоприношение – прообраз Крестной Жертвы. И у Бродского Исаак видит сон…
Обратившись к Библии, библейскому сюжету, И. Бродский вошел в священное пространство и принял священное время – он соприкоснулся с вечностью.
.3 Художественный образ Авраама
Сюжет жертвоприношения Авраама, который символизирует собой новозаветную жертву, получил большое распространение в раннем христианском искусстве. Его находят археологи при раскопках на сосудах, на стенах катакомб, на саркофагах. И чаще других повторяется сюжет, где Авраам заносит над сыном нож [приложение 1].
С IX в. около Авраама начинает изображаться ангел (например, фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в.). С XII в. Авраам начинает изображаться старцем с длинными седыми волосами [3].
Ветхозаветное предание привлекало художников своим напряжением, драматизмом характеров. Драматизм – это не только характеристика состояния человека, – это состояние природы, когда каждая веточка, тучка передает напряжение Авраама [приложение 2].
С XVI в. не только сцена жертвоприношения Авраама, но и библейские события, связанные с Авраамом, стали появляться не только в русских рукописях [3],но и во фресках [приложение 3].
Библейские сюжеты всегда были источником вдохновения для мастеров. Сложный мир художника находил так свои творческие искания.
Почему именно этот образ? Этот вопрос не однозначен.
Необходимо принять положение, что сюжет должен быть соотнесен с мировоззрением мастера, с характером эпохи, когда оно создавалось.
Другое дело – это иконография. Сопоставлять светское произведение с иконой – нельзя. Икона может служить для художника – источником вдохновения для сюжета . [34].
Каждый их мастеров стремился не только воплотить сюжет на холст, но понять себя. Рембрант, Рублев, Караваджо и Лосенко – каждый из них жил в свое время, был художником своей эпохи, но их соединило одно – стремление понять жертвоприношение Авраама.
Исследователи отмечают, что обращение к сюжету Авраама стало наиболее интенсивно в 17-18 вв. В 1604 – 1605 г.г. было выставлено полотно художника Караваджо (1571 – 1610) [приложение 4].
Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы уходит от всех канонов. Он нарушает расположение композиции – делая вертикальную работу, бескрылый ангел не спускается с небес, а черты лица Исаака обезображены страхом. И только пейзаж картины отличается спокойствием.
Художественное полотно А. Лосенко отличается тем, что здесь – ощущение присутствия Бога. Художник изображает его в виде облачка, которое незримо присутствует в сюжете [приложение 5].
Цвет и свет всегда были основными компонентами художественного образа. Поэтому если они на полотне Караваджо создают ощущение воли Боги, то у Лосенко – страдание человеческой души. Но между этими полотнами есть и общее – ощущение чувств человека, его красоты, силы духа.
Для христианской символики большое значение играет понимание цвета. Поэтому на полотнах свет олицетворяет духовную силу, которой были наделены герои сюжета Богом. Источника света на полотнах нет, но он присутствует в излучении всех предметов, соединяя их в единое целое.
Художественные полотна, на которых изображены священные события это не воспроизведение их из Библии. Это – видение мастера, его «прочтение» и осознание на уровне творческого сознания религиозно-нравственного содержания и одухотворенной красоты.
Другое дело – это икона. Андрей Рублев [приложение 6] за основу сюжета берет 18 главу Библии, в которой повествуется о посещении дома Авраама тремя путниками.
Иконописец воплотил в работе главный догмат христианства – Триединство Бога. Поэтому здесь все символично: трапеза – прообраз евхаристии, горы и палаты – небесное и земное, дерево (дуб) – древо Креста и т.д. [34]. Можно ли считать икону – художественным произведением? – это вопрос философский. Между иконой и картиной – есть общее. Каждый, художник или иконописец, создает свое произведение, оставляя в нем часть своей души. Поэтому библейские сюжеты получают «материализацию» на холсте или доске, а мастер – духовное возрождение.
Заключение
Как показала история, теория религий, культура Месопотамии – Авраам занимал центральное место как праотец трех великих религий, как источник монотеизма. Это означает главное – его потомки (евреи, христиане, мусульмане), которые разбросаны по всему свету, должны, как братья, стать оплотом мира и благополучия на земле [1]. Иудаизм, христианство, ислам – имеют один язык (праязык), одну веру – в Бога, один нравственный закон.
Можно, вслед за Кьеркегором сказать, что «Бог испытывал Авраама, …тот выдержал испытание, сохранил свою веру и во второй раз, вопреки всем ожиданиям, обрел сына» (17, 9-10). Это испытание через века дано и людям – испытание на человечность.
Пророк Авраам занимает очень высокое положение и в исламе, и в христианстве, и в иудаизме. Для иудеев он – воплощение силы, так как выполнил все заповеди и первым признал Единого Бога. Он отец избранного народа, отец пророков. В христианстве Авраам – отец всех верующих [4, Посл к римл.4:11], а его вера в Господа и жертва стали примером для последующих святых [4, Посл к евреям,11]. В исламе он не только воплощает в себе начало веры в единобожие, он – носитель высокой нравственности, образец для подражания.
Образ пророка Авраама нашел свое воплощение в различных видах мирового искусства: в музыке (произведения Малера), в живописи, в литературе, в философии.
Пройдя через исторические события через этно-культурные пространства образ пророка Авраама сохранил свое предназначение.
Реализовывая поставленные задачи в данной работе, мы пришли к выводу, что в образе Авраама сосредоточились в одном месте и в одном времени не только исторические события, тысячелетия, но и судьбы людей различных национальностей.
Мы стремились ответить на вопрос – что значит время Авраама.
Для этого мы углубились в историческое время чтобы понять эпоху; мы сделали попытку понять социальное время, чтобы принять на себя проблемы людей того времени, в котором жил Авраам; мы сконструировали время культуры, чтобы принять на себя часть той духовности, которая была неотделима от времени Авраама.
В завершении работы мы пришли к выводу.
Время Авраама – это не историческое, социальное, религиозное или культурное время. Это время – прошлого, которое воссоздает наше настоящее.