- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,94 Кб
Жизнь современных девочек
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №9
Контрольная работа
на тему: Жизнь современных девочек
Работу выполнил:
Власова Галина
Жигулевск
Оглавление
Введение
Глава 1. История появления кукол первых кукол и их роль в воспитании детей
Глава 2. Популярные куклы современных девочек их влияние на воспитание ребенка
.1 История появления современных кукол
.2 Отношение к современной кукле респондентов разного поколения
.3 Современные куклы: за и против
Заключение
Список литературы
Введение
Кукла… На протяжение многих и многих лет она является самой любимой игрушкой девочек. Меняется мир, меняются люди, и роль куклы в жизни ребенка также не остается неизменной.
В последнее время на прилавки детских магазинов пестрят разнообразием игрушек различных видов и ценовой категории. Реклама на телевидении, в детских журналах, в общественном транспорте, на продуктах питания призывает посетить отделы игрушек, где можно приобрести «подружку» по своему вкусу. Среди наших сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и мы не исключение.
У нас дома много кукол: куклы старшей сестры, наши куклы. Среди них есть одна маленькая, совсем неприметная, резиновая игрушка. Это пупс нашей мамы, который она бережно хранит и бережёт в течение долгих лет. Мама часто рассказывает нам, какие куклы были у неё в детстве. Наша бабушка говорила, что от того, как девочка играет в детстве куклами, зависит, какая она будет в будущем хозяйка и мать. Так ли это на самом деле? Влияет ли выбор кукол на становление девочки? Эти вопросы и привели нас к теме исследования «Роль куклы в жизни современных девочек».
Цель работы: выявить предпочтение современных девочек к куклам и их роль в воспитании ребенка. Каких кукол предпочитают современные девочки, и какую роль они играют в воспитании
Всё это определяет задачи исследования:
Øузнать историю возникновения первых кукол и их роль в жизни ребенка;
Øпровести анкетирование с респондентами 2-х возрастных групп о куклах;
Øпроанализировать какое влияние оказывают современные куклы на воспитание девочек;
Øпознакомить сверстниц с историей возникновения современных кукол;
Øподготовить выставку «Современные куклы – за и против»
Предмет исследования: кукла.
Объект исследования: образ современной куклы и её влияние на воспитание девочек.
Гипотеза исследования: игры в куклы влияют на воспитание девочек, на их подготовку к будущей взрослой жизни.
В работе мы использовали следующие методы исследования:
ØИзучение и анализ литературы по данной теме;
ØАнкетирование учащихся начальной школы;
ØБеседа;
ØАнализ и обобщение собранной информации.
Глава 1. История появления первых кукол и их роль в воспитании детей
Все мы в детстве играем в куклы, но мало кто задумывается о том, когда появилась первая кукла и как она выглядела.
По своему значению куклы делятся на три большие группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
Изучив литературу по данному вопросу выяснили, что первые куклы делались из золы, которая смешивалась с водой. Затем ее скатывали в шарик и прикрепляли к нему юбку. Называлась такая кукла Баба (Приложение1) что обозначало «женское божество». Она передавалась от бабушки к внучке в день свадьбы. В эту куклу не играли, она служила оберегом семейного очага. Кукла по мнению предков являлась посредником между мирами.
Кроме куклы-оберега известна «кукла-лекарь». Женщина, остригая свои волосы, собирала их в мешочек и делала куклу. Считалось, что она обладает удивительной силой: если заболевшего человека обложить такими куклами, он непременно выздоровеет.
В древние времена не только женщины, но и мужчины «имели честь» пользоваться силой куклы. Любящая, заботливая женщина, провожая мужа в поход, обязательно давала ему такую куклу, которая в трудные минуты напоминала о доме и давала силы.
Кроме того, при рождении ребенка в колыбельку клали куклу, охраняющую младенца от «дурного глаза».
Но и в те времена были и куклы-игрушки. Это «стригушка», сделанная из стриженной травы; «вепсская кукла», которую делали из старых вещей матери. Причем главным условие создания такой куклы было отсутствие в процессе изготовления ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была «резаной и колотой». Кроме того, считалось, что в доме должны быть куклы «десятиручка», «зерновушка» и «крупеничка», которые символизировали жизнь ладную, сытую и богатую.
В жизни человека, начиная с младенчества и до самой старости всегда было место кукле. Первую куклу для девочки делала мама, из своей ношеной одежды. Это был самый мощный оберег, который сопровождал девочку до самого замужества. «Молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы позволяли играть в куклы, которые потом переходили к детям. В игре с куклами производятся наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями природы.
Итак, тряпичные куклы можно подразделить на обрядовые, игровые и куклы-обереги, каждая из которых выполняла свою определенную роль в жизни ребенка. Изготовляя куклу, девочка не только знакомилась с традиционными видами одежды, но и могла показать знание костюма, кукла помогала проходить так называемое возрастное посвящение, когда девчонка начинала считаться невестой.
Глава 2. Популярные куклы современных девочек, их влияние на воспитание ребенка
.1Самые популярные куклы
Совсем недавно мы знали только одну куклу-иностранку -Барби. С ней знакомы все мои сверстницы. Стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина, семья создали в 1959 году в Америке супруги Рут и Элиот Хэндлер. Вместе с японскими дизайнерами они придумали ту самую Барби, которую сегодня можно увидеть во всех магазинах. А свое имя, уменьшительное от Барбара, она получила в честь их собственной дочери.
Одной из «кукол-соперниц» является кукла Братц. Создал эту куклу в 2000 году Исаак Лариан. В переводе с английского «brat» означает строптивый, невоспитанный ребенок. Эти куклы вовсе не назовешь принцессами как их предшественниц Барби: Братц носят джинсы, кожаные куртки, ремни, застежки, солнечные очки. Да и фигурой она резко отличается от Барби – низкорослая, с непропорционально большой головой. Братц увлечена музыкой, путешествиями, чем очень притягивает к себе девочек.
Многие эксперты отмечают, что Братц моложе, моднее и агрессивнее, чем Барби, и им удалось задвинуть розовую принцессу на дальние полки магазинов за счет своего бунтарского имиджа, клубных мини-юбок и менее очевидной грудастой блондиностости". [5]
На смену Bratz пришли куклы Moxie Girlz. Их внешность стала более спокойной. Но вместе с ними можно превратиться и в парикмахера-стилиста и в рок-звезду, также их можно покатать на радиоуправляемом автомобиле.
Позже появилась кукла Винкс. – это итальянский мультсериал для девочек, из жанра фэнтази, который вышел в прокат в 2004 году. Он о девочках – феях, которые живут и учатся в волшебной школе Алфея. На основе этого сериала фирма Mattel выпустила кукол – прообраз феечек. Это куколки ростом чуть больше 20 сантиметров, в яркой одежде и обуви. Куколки имеют скрытые шарниры в руках и ногах, что придает им умопомрачительную гибкость. Девочкам нравится история про клуб друзей, учащихся в школе и вместе переживающих сказочные приключения. Фирма-изготовитель кукол Винкс предлагает интересные игровые сюжеты, основанные на взаимопомощи и дружбе между детьми. [6].
В 2008 году в продаже появились куклы Мокси, «облагороженные» Братц. Дизайнер Мокси – Исаак Лариан. Серия Мокси представлена четырьмя куклами-подружками: Софина, Эйвери, Саша и Лекса. Это девчонки-школьницы, которые вместе ходят на занятия и интересно проводят свободное время. Их одежда выполнена в основном из мягких хлопковых и трикотажных тканей, дополнена лентами, бантиками и оборками. Мокси меньше красятся.
По заверениям фирмы-производителя, игры с Мокси развивают наблюдательность, мелкую моторику, логику и художественный вкус. Но самое существенное, что изменилось в кукле, – ее характер. Куклы Мокси – девочки «правильные», модные и красивые. Интересно отметить, что они не следуют моде, они сами ее создают. Они отзывчивые, добрые и ответственные. [7]
Беби борн кукла-пупс, Baby Annabell.
Она создана австралийцем Виктором Пракасом в 1991 году. Кукла максимально схожа с настоящим ребенком внешне, имеет все «важнейшие жизненные функции» (кушает, пьет, ходит на горшок). Вместе с куклой выпускаются все необходимые для ухода товары.
Монстр Хай (Школа Монстров) – это серия кукол, выпущенная американской компанией Маттел, быстро завоевавшая популярность благодаря фэшн-внешности и легенде каждого персонажа. Образы кукол – фантастические персонажи в стиле фэшн-магии: различные вампиры, оборотни, медузы и другие Чудища. Одни более воспитаны и лояльны, другие грубые и неотесанные. Хотя внешность у них совсем не страшная, эти куклы страшны своей «идеей». Поскольку дети склонны иметь кумиров и разных примеров для подражания, покупая «монстряшку» ребенку, родителям стоит быть осторожными в выборе персонажа.
О Монстрах Хай выходят книги, которые с упоением читают дети всего мира, мультфильмы приобретают нарастающую популярность.
.2Отношение к современной кукле респондентов разного поколения
Чтобы изучить интерес сверстниц к современным куклам, в ходе исследования были составлены анкеты и предложены респондентам двух возрастных групп: ученицам 1-4 классов и их родителям. Всего было опрошено 54 ученицы и 23 родителя.
а) мнение детей о современных куклах
В результате изученных анкет девочек начальной школы можно сделать вывод: большинство девочек-сверстниц любят играть в куклы, но только 29% девочкам (16 чел.) не нравятся игры в куклы, поэтому их не имеют. В основном у девочек от 1 до 5 кукол (48%), больше 10 кукол у 12 человек (22%). Самыми популярными куклами являются куклы-иностранки- Барби, Братц, Винкс, только 3 человека предпочитают российские куклы. Из всех любимиц самой лучшей считают Барби, потому что она «стильная, красивая, модная», на 2 месте Винкс, потому что у этой феи красивые крылья. Беби борн – так как она говорит, за ней можно ухаживать, как за настоящим ребёнком. Десяти девочкам нравятся все ее куклы. То есть из 54 девочек только 10 проявили интерес к младенцам! Только 3 девочки из 54 знают историю появления своей любимицы, что нас насторожило. Все девочки играют в ролевые игры (школа, детский сад, дочки-матери), некоторые в куклы не играют. Есть девочки (27%), которые шьют им наряды. Куклы мам сохранились у немногих (41 %) интерпретация данных можно иначе! Про шитье
Анализируя анкеты девочек, можно заметить, что от вида куклы зависит отношение девочек к куклам. От этого же зависит и за что любят дети своих кукол. Так, куклы серии «Беби борн» – это куклы-ляльки, которые «плачут, смеются, их можно купать, пеленать,» т.е. почувствовать себя в роли мамы. В следствии чего, и оценка любви к кукле в том, что «кукла добрая, она моя дочь». А куклы Барби, Братц, Мокси, Винкс, Монстр Хай – это куклы-девушки, куклы-подростки, куклы-монстры, у которых есть свой гардероб, свои музыкальные инструменты, машины, мобильные телефоны и т.д. Следовательно, любовь к таким куклам выражается в том, что куклы «клеевые, красивые, модные, стильные, хотим быть на них похожими, иметь вещи, как у них».
б) мнение продавцов магазина игрушек города
Популярность современных кукол подтвердили продавцы магазинов г. Жигулёвска «Бегемот и К» в ТЦ «Волга» и ТЦ «Миндаль». В беседе выяснилось, что лидер продаж является кукла Барби (цена от 1000до 2000 руб.). На втором месте Монстр Хай и Эврад Хай (цена от 3000 руб.) и популярны интерактивные пупсы Бэби Бон (цена 2000 руб.). на вопрос продажи российских кукол, продавец показала только 2 куклы и пояснила, что их практически не покупают. По мнению продавца, популярность кукол-иностранок зависит от рекламы, девочкам непременно хочется собрать всю коллекцию кукол.
в) мнение родителей
При проведении анкетирования среди старшего поколения, наших мам, выяснилось:
Что у мам и бабушек тоже в детстве были свои куклы, которыми они играли в ролевые игры, основная игра была дочки-матери. Своим куклам они шили наряды (50%). И если у современных детей большое разнообразие в выборе кукол, то у их мам и бабушек такого разнообразия не было.
У наших мам куклы в основном были из пластмассы (60%). У некоторых в детстве были как тряпичные (40%), сделанные своими руками так и магазинные куклы (70%).
По мнению респондентов старшего поколения куклы воспитывают личностные качества такие как заботу о близких (43%), ответственность (26%), вкус к одежде, красоте (21%). 13% опрошенных родителей сказали, что куклы не воспитывают у детей личностных качеств, дети в куклы не играют.
·современные куклы не обладают привлекательностью, душевной теплотой в отличие от кукол прошлого (43%).
·мамы считают, что девочки утрачивают интерес к игре в куклы, т.к. постоянная их смена не позволяет к ней привыкнуть, сжиться с ней. Мамы все-таки считают, что у современных девочек нет любимой куклы. Куклы сейчас продаются в комплекте с одеждой, аксессуарами, это приводит к тому, что у девочек перестает развиваться фантазия.
·родители отмечают то, что игра в куклы у их дочерей занимает минимум времени, а они в детстве увлеченно играли часами, придумывая во что и как играть, во что одеть, рисовали, мастерили кукол своими руками.
·родители отмечают, что современные куклы не прочные, легко ломаются и приходят в негодность при достаточно высокой стоимости.
·современные куклы отвечают запросам нынешнего поколения (26%). Мамы отмечают их функциональность и красоту.
г) мнение взрослых в сети Интернет
Мнение психологов, педагогов неоднозначно. В игре современными куклами находят как положительные, так и отрицательные моменты. Психологи находят, что куклы «Барби» не пробуждают фантазию и не заставляют домысливать образ, как заставляет пробудить фантазию образ традиционной куклы. В статье отмечает мнение профессора В.Д. Кузнечевского о том, что советские дети росли на Хрюше и Степашке, а современные – на покемонах и уродцах со встроенными в живот телевизорами – телепузиках.
Рассматривается и то, что под влиянием компьютерных игр, где главные герои – куклы-роботы, мифические куклы-инопланетные пришельцы, у детей с их неокрепшей психикой формируется ложная картина мира, ложные взгляды на красоту и отношения.
По отношению к Барби мнения психологов также разделились. Одни говорят, что кукла Барби помогает строить отношения между мальчиками и девочками, формирует эстетическое воспитание. Другие психологи находят, что куклы «Барби» не пробуждают фантазию и не заставляют домысливать образ, как заставляет пробудить фантазию образ традиционной куклы.
Барби не портят фигуру, т.е. не готовятся к материнству! (Т.А. Пигилова «истоки русской культуры»
.3 Современные куклы: за и против
Мнение о куклах-иностранках у взрослых разное. Мы изучили отзывы психологов и родителей в сети Интернет о влиянии игр с популярными куклами на мировоззрение девочек и составили сравнительную таблицу, которая послужила материалом для создания буклета для девочек нашей школы. Данный материал мы планируем донести до родителей учеников начальной школы на родительских собраниях.
«Она модно одевается, ярко красится, а прическа – обалдеть!»
«Лица какие ужасающие»
«Какие они классные))»
«Да, очень современные, у них серии есть: вечеринка в стиле востока, путешествия, катание на роликах и т.д. соответственно ко всем аксессуары и причиндалы»
Заключение
В наш век информационных технологий, когда количество развлечений увеличивается, возможно, что кукла для девочек 7-10 лет станет просто куклой, не любимой, не единственной, а просто куклой. Куклой не для игры, а для коллекционирования. Кукла существует не одно тысячелетие и хочется верить, что ее роль в жизни девочки будет с годами сохранять свое первоначальное значение – воспитание будущей мамы.
Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: игры в куклы влияют на воспитание девочек, на их подготовку к будущей взрослой жизни. Мы увидели, как положительные стороны, так и отрицательное влияние. Изучая эту тему, мы узнали о куклах прошлого и их предназначении. Поняли, почему маме так дорог этот маленький пупс и какую роль несли куклы для старшего поколения. Мы пересмотрели свои куклы и поняли, что некоторые наши с сестрой куклы не имеют ничего общего с реальностью. Они изображают девушку или подростка из незнакомой нам жизни. Куклы позволяют нам мечтать о будущей яркой и богатой взрослой жизни с развлечениями. А нужно ли это? Выбирать каждому из нас.
В ходе работы мы поняли, что данная тема преполагает лдальнейшую работу и изучение, например, таких вопросов:
Удивительный мир и религиозное отношение к народной кукле
Нам стало интересно провести так называемое маркетинговое исследование.
Почему в магазинах так мало отечественных игрушек, так как раньше оказывается практически в каждом областном центре была своя фабрика детских игрушек и это нам кажется будет очень нужным исследованием для нашего школьного музея.
Нам стало интересно узнать, а перспективы у игрушек какие, и будут ли наши дети играть в куклы?
В результате исследования возникла внутренняя потребность познакомить сверстниц с историей создания их любимых кукол. Результатом работы стали:
ØБуклет для учеников начальной школы, в котором отразили историю создания кукол-иностранок;
ØВыставка в школьном музее, где куклы-иностранки со своей историей появления будут находится рядом с куклами наших мам, бабушек.
кукла игрушка девочка воспитание
Список литературы
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – СПб.: Эксимо, 2006. – 736с.
2.Казакова О.В. Лоскуток к лоскутку. – М.: 1999. – 89с.
.Народное творчество 4/1996. – 85с.
.Народное творчество 1/1998. – 80с.
.Народное творчество 4/1998. – 82с.
.Народное творчество 3/1999. – 85с.
.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. /Под ред. Чл.- корр. АНСССР Н.Ю. Швендовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1997. – 750с.
.Прокопец О.Н. Круг жизни. – М.: 1998. – 89с.
.Рандели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: 1984. – 230с.
.Сахаров И.П. Народные праздники и обряды. – М.: 1999. – 250с.
.Сорокина А.И. Игры с народными игрушками. – М.: 1950. – 200С.
.Степанов Н.Т. Народные праздники на святой Руси. – М.: 1992. – 215с.
.Толковый словарь русского языка для школьников. М.: ЗАО «Славянский дом книги» 2000.
.Церетели Н. Русская крестьянская игрушка. – М.: 1933. – 59с.
.Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.:1997
.Энциклопедия российских праздников. СПб.: 1997.