- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,73 kb
Карл Павлович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец
МОУК 04 гимназия «Арт – Этюд»
Реферат
По истории русского искусства
Карл Павлович Брюллов
Исполнитель
Гилёва Марина
Руководитель
Лобова Ольга Анатольевна
г. Екатеринбург 2010
Карл Павлович Брюллов – выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; Его картины хранятся в Русском музее Петербурга, во Франции, Италии, Германии. Имя его ставилось рядом с именами Рубенса <#”justify”>Система образования основывалась тогда, как и во всех европейских академиях, на принципах классицизма, направления рационалистического, имевшего строгий свод канонизированных правил. Последовательность обучения была незыблема. Вначале – копирование с оригиналов, сперва с натюрмортов, затем с фигурных композиций. Позже – рисование с гипсовых слепков античных голов и фигур. Далее – рисование с манекенов, задрапированных "под людей", своего рода переходная ступень от гипса к живому человеку. И только после всего этого шло рисование с живой натуры. Брюллов постоянно обгонял своих однокашников. Ему не только было позволено до времени начать рисование с гипсов, много раньше своих соучеников он получил разрешение заниматься собственными композициями. Первая среди них – большой, подцвеченный пастелью рисунок "Гений искусства". Прекрасный и величественный Гений искусства восседает, опершись на лиру. Автор словно бы вдохнул жизнь в античного бога, пребывающего в расцвете юных сил, увековеченного в блистательной, непреходящей юности.
Брюллов вынес из Академии пригоршни наград, получил все Малые и Большие серебряные медали. Однако учителя были крайне недовольны теми работами юного художника, в которых он нарушал строгие академические правила.
Так, в конкурсной картине "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде" (1819, ГРМ) усмотрели "предосудительную фантазию", упрекая молодого Брюллова в том, что античный персонаж изображен не на фоне привычного классического пейзажа. Более того, по их мнению, художник "осмелился" показать упавшую на ногу Нарцисса тень от одного из деревьев, чем "нарушил" чистоту идеальной формы
Но, поддержанный своим учителем А. И. Ивановым, Брюллов все же получил Малую золотую медаль, а следовательно, и возможность участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль ("Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского", 1821 <#”justify”>В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.
Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.
Работа Брюллова в Риме началась с изучения ватиканских фресок Рафаэля и античной скульптуры. В искусстве великих живописцев прошлого – Рафаэля, Тициана, Рембрандта <#”justify”>Созданная Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников (он написал около восьмидесяти портретов) – самое ценное в его наследии. Парадные портреты, которые принесли художнику успех еще в 20-30-е годы, занимают значительное место и в петербургский период творчества.. Особенных успехов добился художник в реалистическом, психологическом портрете. Строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, – в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни. Только тогда, когда Брюллов воспевал красоту человеческой мысли и благородство души, его портреты обретали подлинно поэтический характер .Все это – жемчужины русского портретного искусства. О них писал В. Г. Белинский: "Уметь верно списать портрет – есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все… Пусть с него снимет портрет Брюллов и Вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ Вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала".
Портрет Н. В. Кукольника по мастерству исполнения и поэтичности образа – одно из прекраснейших творений Брюллова. Каждая чёрточка лица поэта излучает духовность, интеллигентность и какое-то неуловимое обаяние. Есть какая-то недосказанность и таинственность в его облике, таящем неведомые чувства. Эту таинственность подчеркивает и погруженный в полутьму пейзаж с догорающим закатом.
Ряд задуманных Брюлловым больших исторических композиций (в том числе и картина «Осада Пскова», 1839-1947) не получил окончательного воплощения. «Осада Пскова», испорченная вмешательством советчиков, превратилась в «досаду от Пскова», служившую в мастерской Брюллова перегородкой, символически ограждавшей относительную независимость его творчества.
Брюллов умер 23 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима, где пользовался местными целебными водами. Смерть настигла художника внезапно, хотя организм его давно был подточен. «В день смерти ему было хорошо, – писал в некрологе, помещенном в журнале «Пантеон», его современник,- он целое утро провел на ногах, гулял, обедал с аппетитом; но вдруг вскоре после обеда, почувствовал сильнейший припадок удушья, и три часа спустя его не стало на свете».
По свидетельству того же автора, проживавшего в Риме, «Брюллов тосковал в последнее время по России и с наслаждением мечтал о том времени, когда снова увидит… холодный север».
В наспех сбитом деревянном гробе тело Брюллова было привезено из Марчиано в Рим, где было встречено толпой художников, пожелавших на руках нести его на кладбище в Монте-Тестаччо.
Портреты Брюллова поздней поры его жизни имеют глубокий моральный и общественный смысл. Он создал прекрасную галерею образов современников, в которых ощущались типические черты эпохи, страны, народа. Полные благородного достоинства, сознания высокого назначения человека, портреты Брюллова были проникнуты глубоким гуманизмом. Эти стороны его творчества позволили Стасову сказать, что Брюллов «умел превращать в исторические картины те портреты, которые ему случилось писать».
Русского мастера всегда привлекали в образе человека страстность утверждения своих идеалов, мятежность души. В последних работах черты эти получили ярко выраженнуюсоциальную окраску. Гордые духом люди, как и прежде, овеяны мечтой, но их романтическая приподнятость и взволнованность обрели содержание в живой действительности.
Изобразительный язык Брюллова стал гармонически ясен и прост. Современная печать справедливо отметила неуклонное стремление Брюллова к правде и безыскусственности.
Брюллов стал искать красоту в простоте. Как и у всех великих мастеров, это была сложная простота, преисполненная глубокого жизненного содержания. Внешне сдержанно-скромные люди в его портретах таят огромную силу эмоционального воздействия.
Творчество Брюллова, оплодотворенное новыми достижениями, поднялось на более высокую ступень художественного познания. Блестящее мастерство способствовало осуществлению новых творческих дерзаний Брюллова. Полная порывов и исканий жизнь художника оборвалась в зените его славы и творческих замыслов. « Многое еще вижу я впереди,- горестно заметил Брюллов незадолго до кончины,- я не сделал и половины того, что мог и должен сделать».
Литература
брюллов русский исторический живописец
1.Бочаров И. Н., Глушакова Ю. А. Карл Брюллов: исторические находки. – М.: Знание, 1984г.
.К. Брюллов: [альбом, Автор-составитель М. М. Ракова], – М.: Изобразительное искусство,
.1988г.
.Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. 2 издание, – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1983г.
.Порудоминский В. И. Брюллов. – М.: Молодая гвардия, 1979г.
.Энциклопедия русской живописи (под редакцией Калашниковой Т.В.). – М.: ОМЛА-Пресс, 2000г.
.Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1963г.Замечательные полотна. Л., 1966. С.107
.О. Ф. Петрова. "50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971