- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 32,1 Кб
Постройки аборигенов Новой Гвинеи, Малых Зондских островов
Введение
Индонезия – удивительная страна. Она поражает любого тропической роскошью природы и ярким своеобразием культуры, которая сохранила обычаи аборигенов, впитала традиции переселенцев из Индии и Китая, восприняла и трансформировала плоды напористого влияния европейских колонизаторов и миссионеров.
Жилище – это область культуры, которая формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы. Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе. Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и общественного быта, верований, искусства.
На разных этапах развития общества жилище выполняло разнообразные функции. Первоначально оно служило для изоляции людей от неблагоприятных природно-климатических условий. На протяжении длительного времени жилище сохраняет ряд традиционных функций, выступая как место ведения домашнего хозяйства, приготовления и потребления пищи, удовлетворение различных бытовых нужд. Соответственно тема жилищ будет актуальна во все времена и самых разных уголках земного шара.
Целью данной работы является описание различных видов жилых построек в Индонезии. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в выделении общих черт жилых построек и объяснении имеющихся между ними различий. В связи с этим работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются особенности традиционных жилищ в сельской местности, даётся краткая характеристика региональных отличий, касающихся планировки поселений, материалов, из которых возведены постройки, и интерьеров сельских домов в Индонезии. Во второй главе даётся описание традиционных домов и интерьеров городского типа, которые можно охарактеризовать как жильё «колониального» стиля.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды Демина Л. М., Черепневой Е.А., Ревуненкова Е.В., Ожегова С.С., и др. в области разнообразия жилищных построек в Индонезии, а также была использована литература на индонезийском языке.
1. Общая характеристика архитектуры сельских домов Индонезии
1.1Причины, повлиявшие на архитектуру сельских домов
Подавляющее большинство населения Индонезии жило и живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством и ремеслами. О характере древнейших жилых построек ничего неизвестно, в древнейших исторических документах говорится лишь, что они украшались резьбой и красились в разные цвета. Первые упоминания о типах жилого дома относятся к 16-17векам.
На островах складывался свой тип поселения и жилого дома в зависимости от социальных и природных условий. Теплый климат, близость моря и богатая растительность обусловили характер конструкций и применение строительного материала. Основным строительным материалом на всех островах архипелага является дерево (различные сорта бамбука, пальм, ротанг) и различные травы. Металлические гвозди не применяются, детали соединяются с помощью пазов, ротанговых веревок или деревянных шипов.
В первую очередь качество жилья предполагает защиту от внешних факторов – непогоды, и враждебного окружения (диких зверей, насекомых, чужаков). Климат Индонезии экваториальный и субэкваториальный морской. В низинных районах температура большую часть года держится в пределах 26-27 С, в горных – несколько прохладнее. В южных и восточных районах жарче и климат имеет достаточно ярко выраженные сезоны – дождливый (сентябрь-май) и относительно сухой (май-октябрь). Солнечная погода сохраняется практически весь год, так как большая часть осадков выпадает в горных районах, преимущественно рано утром или ночью. Всего осадков выпадает более 3000 мм. в год.
На острове Бали климат экваториальный муссонный, имеющий только 2 сезона – сухой (июнь-октябрь) и влажный (ноябрь-апрель), почти не различающихся по температуре – 23-27 С.
В целом больше осадков выпадает на западном побережье о.Суматра и в горных областях Западной Явы, Калимантана, Сулавеси и Папуа. Хотя распределение осадков по месяцам и по районам неравномерно, ни в одном из них не бывает продолжительного сухого периода.
Таким образом, различные жилищные постройки в Индонезии зависят, в том числе и от климата. В зависимости от выпадаемого уровня осадков в различных районах страны, жилища строят на некотором расстоянии от земли.
В Индонезии проживает около 300 народов, большая часть которых относится к австронезийской группе. Австронезийскими, в частности, являются наиболее многочисленные народы страны – яванцы (по состоянию на начало XXI века составляют более 40 % населения), сунданцы (около 15 %), мадурцы (около 4 %), минангкабау (около 3 %), бугисы (около 2,5 %). Наряду с этим в восточных районах – в частности, на Новой Гвинее и прилегающих к ней островах – проживают народности, принадлежащие к меланезийской группе, большая часть из которых относится к папуасам.
Среди некоренных народов Индонезии наиболее многочисленными являются китайцы, проживающие практически во всех регионах страны, преимущественно в крупных городах.
В Индонезии – в различных регионах страны, в основном в крупных городах – также проживают значительные общины выходцев из Индии и арабских стран, а также незначительное количество людей европейского и смешанного европейско-индонезийского происхождения.
Различные районы такой огромной страны, как Индонезия, обладают своими специфическими природными, этнокультурными и хозяйственными особенностями. Это позволяет выделить в ней следующие крупные районы: Яву, Суматру, Калимантан, Сулавеси, Малые Зондские острова, Молуккские острова и Ириан-Джая.
.2 Жилища и внутреннее убранство домов острова Ява
Народная архитектура острова Ява представлена различными типами жилищ: хижинами, легкими каркасными свайными домами, строениями с седловидными крышами, характерными для Суматры, традиционными яванскими домами, имеющими пирамидальную кровлю.
На протяжении всей своей богатой истории Ява отбирала для себя все, что считала приемлемым, соприкасаясь, порой принудительно, с культурами и менталитетами многих стран и народов. В древности на мировоззрение островитян интенсивно влияли индийские религиозно-философские системы буддизма и индуизма, с XIII века – ислам.
Ява – один из самых населенных районов земного шара. Такое впечатление оставляют не только яванские города, но и сельские местности, где деревни, вытянувшиеся вдоль шоссейной дороги, сливаясь воедино, образуют одну улицу многокилометровой протяженности. Улица эта прерывается лишь на высокогорных перевалах. Убогие хижины из бамбука и тростника жмутся друг к другу, иногда так тесно, словно это и не деревня, а бесконечное продолжение трущобного района большого города.
Традиционное яванское селение состояло из отдельных крестьянских усадеб, разбросанных среди рисовых полей. Располагалось оно на морском побережье или на берегу реки. Окружала селение изгородь из бамбука, иногда камней, за которой были заросли бамбука, кокосовые пальмы и другие деревья. В центре находились рыночная площадь и общественный дом для собраний жителей деревни. Жилой дом был рассчитан на одну маленькую семью и вместе с хозяйственными постройками, огородом и фруктовым садом обносился изгородью из бамбука и кустарника.
Общинный дом, служил и местом деревенских собраний, и гостиницей, а нередко также и молельней, и школой, если для последних не было специальных зданий. Здесь же на площади находился дом старосты и – в крупных деревнях – мечеть. Дома затеняют высокие пальмы, пышнолистные бананы. Усадьбы разделены бамбуковой изгородью. Участок, как правило, плотно застроен: жилой дом хозяина, появляющиеся со временем хижины отделившихся сыновей или каких- либо бедных родственников и служебные постройки – амбар, хлев, конюшня.
Дома в деревнях легкие, каркасно-столбовой конструкции, без свай или на низких, не более полуметра, сваях. Каркас крыши обычно делается из бамбука, сама крыша (двускатная или четырехскатная) – из пальмовых листьев, потолок – из расщепленного бамбука. Пол чаще всего бывает земляной, стены сооружаются из плетеных бамбуковых матов, окон, как правило, нет, и свет проникает через дверь и щели в стенах.
Дома зажиточных крестьян покрыты черепицей и обшиты досками. Передняя часть дома – это открытая веранда, где отдыхают во время зноя и где женщины обычно выполняют домашние работы; за ней одна – две комнаты.
Кухня находится отдельно во дворе либо в пристройке к дому. На полу в доме обычно расстелены мягкие циновки из рисовой соломы. Мебель состоит из низких бамбуковых скамей, иногда невысокого столика, вокруг которого сидят, скрестив ноги, а также из циновок для сна; ложе защищено от насекомых пологом. Вдоль стен стоят короба для хранения мягких вещей. Освещается жилище керосиновой лампой или свечами.
Традиционный яванский дом – прямоугольный или квадратный в плане, стоит на кирпичном или глинобитном цоколе, также имеет каркасно-столбовую конструкцию. Пирамидальное завершение четырехскатной кровли – напоминание о древних башнеобразных храмах (чанди) и мифической горе Меру. Крышу с пирамидальным выступом кроют бамбуковой дранкой, высушенными листьями пальмы или керамической черепицей – те, кто побогаче. Деревянный конек украшают геометрической резьбой. Сбоку пристраивают веранду, через которую и входят в дом. В прошлом окон в доме не было; окна, которые делают сейчас, – небольшие.
Традиционный яванский дом знати состоит из трех самостоятельных частей. Каждая часть имеет свое название и функциональное назначение. Из веранды («пендопо»), где принимают гостей, а раньше селили женатых сыновей и приезжающих родственников, узкий проход ведет во внутренние покои, собственно жилую часть – «далем».
Здесь находится место для ритуалов и медитации – «кробонган», куда имели доступ только члены семьи (что-то вроде ложа с пологом и украшенными резьбой тиковыми опорами), и собственно спальни, которую называют «сентонг». Два жизненных пространства внутри дома разграничены не столько колоннами, сколько уровнем пола. То, что ниже – «принггитан» – полуверанда, ведущая во внутренние покои. Выше – «пендопо» – место, где принимают гостей в менее официальной обстановке. Для бытовых нужд иногда по бокам пристраивали узкие помещения с навесами.
В традиционном интерьере мебель практически отсутствовала. Вдоль стен стояли разной ширины лавки, на которых днем помещалась утварь, а ночью раскладывалась постель. Большая кровать с пологом для хозяев дома появилась только в XIX веке, как и другая европейская мебель – столы, стулья и т.д..
Яванские дневные кровати изначально выступали в двух ипостасях: на них спали, но собственно ложе представляло как бы верхнюю крышку большого, глубокого и длинного (в человеческий рост) ларя, для хранения овощей и риса. Эти запасы были залогом благополучия семьи. А кровать предназначалась для дневного отдыха, прежде всего первого сына – наследника. Подобные дневные кровати считались если не предметом роскоши, то признаком неплохого достатка.
Для сохранившихся с начала XX века образцов характерны простые формы, прямоугольные очертания, естественный рисунок розового дерева. На боковых панелях кроватей можно обнаружить резьбу: драконы по обе стороны от герба Датского королевства. Столь необычное соседство – отзвук богатой истории страны.
Кровати для ночного сна отличались от дневных кроватей не только размерами. Обязательные опоры по углам поддерживали раму, на которую натягивалась ткань или сетка для защиты от москитов. Резные тиковые опоры и ножки кроватей могут быть набранными из нескольких «нанизанных» на стержень элементов. Фрагменты ажурной резьбы по дереву и ряд балясин, – достойное украшение спинок, изготовленных из тика или розового дерева. Последнее, впрочем, чаще используют без резьбы, только «старят», не затушевывая естественный древесный рисунок.
Непременными аксессуарами традиционного яванского интерьера служили многочисленные изящные коробочки и ящички для хранения припасов, а также специальные подносы на ножках – на них, украшенных цветами, подавали пищу. Интерьер дополняли светильники из бронзы и терракоты, лампады с благовониями. Опорой сидящим служили деревянные валики, а пространство отделялось драпировками.
1.3 Особенности жилых построек на Бали
Древнее селение на Бали представляло собой настоящую крепость с окружающими ее высокими заборами. В горных районах деревни располагались на вершинах холмов, к которым вела узкая крутая тропинка. План обычно был прямоугольным и делился на две части – жилую и общественную. В центре на пересечении улиц, идущих с запада на восток и с юга на север, находилась площадь. Вокруг площади размещались общественные сооружения: храм, зал собраний, дом правителя, рынок, навес для петушиных боев и высокая башня с барабаном. На окраине были места для купания и кладбища с бамбуковыми алтарями, посвященными богине смерти Дурге.
Балийский жилой дом рассчитан на одну или несколько родственных семей, живущих в одном дворе и имеющих один общий семейный очаг и один храм. Окруженный массивными стенами внутренний двор делится на три части.
С улицы через ворота можно попасть в первый двор, где находятся стойла для скота, амбар для риса и навесы для инструментов. Во втором дворе – несколько жилых помещений; а в третьем – святилище или семейный храм.
Традиционное жилище на Бали, как и на Яве, – наземное. Жилой дом («ума метен») расположен у почетной стороны усадьбы – северо-восточной, «обращенной к горе» . Прямоугольный дом с двускатной крышей стоит на каменном цоколе.
Основной тип жилого дома – «бале» – состоит из каменной, кирпичной или земляной террасы с несколькими ступенями с высокой соломенной крышей на деревянных столбах; их может быть от 4 до 12. Высота столбов около 2 метров. Балки, поддерживающие крышу, скрепляются деревянными шипами. Крыша делается из длинных листьев кокосовых пальм, ее толщина около 50 см. Выдерживает такая крыша до 50 тропических сезонов.
Столбы и балки делаются из твердых пород дерева. Низко свисающая тростниковая кровля скрывает стены. Их делают из цельного бамбука или двойных циновок. Это единственная постройка в усадьбе, которая имеет стены. Глинобитный пол также застилают циновками. Окон так же нет, свет проникает через низкую входную дверь. Открытая веранда служит для приема гостей, а ночью – спальней.
В усадьбе обычно есть еще несколько открытых павильонов, где спят дети. У северо-восточной стены находится семейное святилище. Трехстворчатые ширмы, выполненные в различных стилях, традиционно защищали от постороннего взгляда вход во внутреннюю часть дома.
Что касается внутреннего убранства, то главным украшением интерьера испокон века были корзины. Жизнь вносила свои коррективы, обогащая жилища, однако деревенский интерьер долгое время не знал ни шкафов, ни комодов, ни буфетов, а состоял из простых табуретов, сундуков, невысоких рабочих столиков и, естественно, циновок. Вся утварь, одежда, украшения, продовольствие и предметы культа хранились в сундуках, как правило, богато декорированных резьбой, и разного рода корзинах – прочных, легких и удобных для переноски. Их плетение с давних пор стало уважаемым ремеслом, распространенным по всей Индонезии. Выбор материала широк – от ротанга до бамбука и морских водорослей. Также неотъемлемая часть островной жизни – это огромные деревянные сундуки. Торговцам колониальными товарами, перевозившим свой груз морем, они были просто необходимы. А для служивых людей в Батавии (Джакарта) являлись еще и свидетельством положения в обществе: размер сундука строго регламентировался в соответствии с рангом чиновника.
Традиционная мебель на Бали – преимущественно из ротанга. За долгие годы общения с европейцами жители Индонезии научились плести любую мебель, вплоть до столов, шкафов, этажерок и тумбочек. Техника их изготовления отшлифована веками.
В ход идут стебли лианы, водоросли, пальмовые листья и даже солома. Изделия старательно орнаментируются геометрическими узорами, украшаются аппликациями, мелкими ракушками, скорлупой кокосового ореха, панцирем черепахи, бисером, кожей. Ротанговое полотно, к тому же – отличный отделочный материал. Поэтому на больших фасадных плоскостях мебели часто используют вставки из мелких плетений. В платяных шкафах комбинируют гладкий каркас, выполняемый из древесного массива, с плетеными фрагментами.
На острове можно увидеть любопытные модели мебели, например, ротанговое кресло, в котором можно откинуться на сильно наклоненную назад спинку, причем спинка и сиденье сплетены как одна деталь. От шезлонга его отличает отсутствие опоры для ног.
1.4 Жилые дома острова Калимантан
Огромный остров Калимантан – раньше он назывался на наших картах Борнео – густо покрыт влажным тропическим лесом, мрачным и непроходимым. Люди здесь селятся лишь по берегам рек, ибо реки, речки и их притоки – единственное средство сообщения. И местные племена именуются по названиям рек. Всех же вместе этих людей называют даяками. Правда, сами даяки этого названия не любят: по-малайски оно означает «дикарь», «язычник», но слово это уже так укоренилось, что о первоначальном смысле никто и не вспоминает. Говорят даяки на разных (хотя и родственных между собой) языках. Но есть черты, которые очень сходны у всех даяков и отличают их от других людей: одежда, татуировка, оттянутые до плеч тяжелыми серьгами мочки уха. И длинные дома.
Живет в таком доме множество семей, и потому он разделен на клетушки – по одной на каждую семью. Из каждой клетушки – свой выход на общую веранду. Голландский путешественник Ван-Схюйтенс, проведший на Калимантане много лет, писал, что долго не мог понять: что же ему напоминают эти длинные дома? Что-то знакомое, но что? И вдруг понял: да это же казарма! И был прав: по сигналу тревоги вооруженные мужчины в мгновение выстраиваются в полной боевой готовности.
Еще недавно всю жизнь даяков определяла война с соседями. Каждый молодой воин должен был доказать свою мужественность, добыв голову врага. Для этого даяки предпринимали длительные походы в глубь территории других племен.
И сами могли подвергнуться в любой момент нападению. Потому их племя было организовано, как военное подразделение.
Основной тип поселения даяков – селения-общины, состоящие из нескольких длинных общинных домов. Дома строились один за другим в количестве от 2 до 12 штук и объединялись общей платформой, находящейся на уровне пола жилых комнат и на высоте нескольких метров над уровнем земли. Дома стояли на мощных столбах и были длиной в 60-90 м и шириной в 12-15 м.
Наверху вдоль всего дома располагалась открытая терраса, позади нее веранда, куда выходили двери отдельных помещений. На чердаке хранили инструменты и рис. Стены и столбы покрывались богатым орнаментом, основным мотивом которого служили цветы и животные.
Конечно, к началу двадцать первого века, дома несколько видоизменились, но суть осталась той же. Тропические ливни на Калимантане – не редкость, а потому жилища даяков покоятся на деревянных сваях, защищающих обитателей от затопления.
В дикие времена охоты за головами дома поднимались на неприступную для врагов высоту – около десяти метров, сейчас же расстояние от земли до дома составляет от двух до четырёх метров. Даякская деревня может состоять даже из одного дома, способного вместить более пятидесяти семей, но чаще таких жилищ несколько, и они строятся либо на отмелях рек, либо на их высоких берегах, а в длину составляют несколько сотен метров.
Даяки украшают свои жилища традиционной резьбой по дереву: деревянные элементы длинного сарая, в том числе массивные сваи, зачастую представляют собой произведения искусства, на которых изображены духи и божества, или звери – обитатели джунглей.
Раньше дома строились из плотных бревён, способных держаться больше века, а помещение внутри могло даже не разделяться перегородками между семьями – личная жизнь каждого становилась достоянием всего племени. В домах обычно не было никакой мебели, но в любом жилище обязательно находилось место для священного уголка, где даяки хранили самое сокровенное: обычно это были реликвии, оставшиеся от предков.
Для хранения общего имущества в длинных домах была предназначена веранда, а нехитрый личный скарб даяки подвешивали на стену, или под крышу. Сегодня такой устрой характерен для племён, напрочь отвергающих цивилизацию. Дома же менее консервативных аборигенов представляют собой не сарай, а множество соединённых друг с другом квартирок, то есть живут семьи обособленно.
Сваями, на которых стоят и современные дома, внутреннее пространство дома разделено на личные зоны, зону отдыха и общую зону. Как и раньше, главенствует в длинном доме вождь, а помимо него обязательно есть шаман и травник. И травник, и шаман способны оказать минимальную медицинскую помощь. Материальная культура даяков Северного Калимантана, очень близкая традиционной культуре даяков индонезийской части острова, в большей степени испытала малайское влияние.
Сейчас традиционный тип дома можно встретить у ибанов, кайянов, кенья. В каждом таком доме живет несколько десятков родственных малых семей. По плану дом ибанов не отличается от длинного дома Центрального Калимантана. Вдоль всего дома идет открытая веранда; внутри он состоит из коридора и жилой части. Каждая семья занимает построенную для нее жилую комнату (билек), чердак над ней, часть галереи и веранды. Эти помещения составляют личную собственность семьи, живущей в них.
Таким образом, у ибанов сохранилась лишь форма старого поселения, ибо в длинном доме живут отдельные малые семьи, занимающие каждая свою секцию дома. В настоящее время идет процесс разделения длинного дома на отдельные дома для каждой малой семьи. Постройка и расположение последних напоминают разрезанный на части длинный дом. Нередко при таком отдельном семейном доме, который строится неподалеку от длинного, имеется лавка. У большинства других групп даяков длинный дом как основная форма поселения уступил или уступает место индивидуальным домам.
Так, у дусунов и клемантанов преобладают индивидуальные жилища, но кое-где сохранились длинные дома, но меньшего размера, чем у ибанов, не более чем на 4-5 семей каждый. Жилище мурутов – маленькие низкие домики. У меланау место длинных домов заняли селения малайского типа. Кампонги делятся на кварталы, совпадающие с территориями прежних длинных домов; в каждом квартале живут родственные семьи.
1.5 Жилища народов Суматры
Архитектура деревень Суматры интересна и многообразна, так как население острова состоит из нескольких племенных групп. Поселения народа миннангкабау отражали общинный уклад их жизни с чертами матриархата. Они располагались обычно на крутом труднодоступном берегу реки и укреплялись валами и рвами. План больших селений обычно представлял собой прямоугольник с площадью в центре с общественным домом. Селение делилось на четыре части, которые занимали четыре материнских рода , и подразделялось на более мелкие материнские группы, делившиеся в свою очередь на джураи. Каждая джураи с 35-40 членами семьи занимала отдельный дом.
Жилой дом на столбах суматранского типа поднимается над землей на 1,5-6 метров и имеет одну лестницу. Под полом оставляется незастроенное пространство, которое можно огородить и использовать для содержания скота.
Бамбуковый пол имеет, как правило, толщину 5-8 см и сверху выстилается циновками. Отличительной особенностью построек Суматры является оригинальное устройство высокой седлообразной крыши из пальмовых листьев с приподнятыми краями в виде своеобразных рогов. Фронтоны, столбы и балки часто украшаются резьбой. Деревянные стены красят темно-красной краской и украшают тонкой резьбой, подчеркнутой золотистой, черной и белой краской.
Характерная черта поселений минангкабау – большие красивые дома с массивной крышей из иджука (пальмового волоса), слегка прогнутой по коньку, и с выступающими с боков меньшими крышами, венчающими боковые пристройки. Стены и сваи обшиты досками, на которые часто нанесена богатая резьба; дома раскрашены, а нередко и инкрустированы кусочками стекла и зеркала. Этот тип жилищ – одно из свидетельств сохраняющихся до настоящего времени норм материнского права. Особенностью минангкабау является то, что они сочетают верность традициям материнско – родового строя с мусульманской религией, проповедующей, как известно, патриархальные устои.
Материнско – родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица – это большая материнская семья сапаруи, что означает «плоды одного чрева». Ее ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме, имеют все права на имущество и участвуют в управлении делами данной сапаруи. Пришлая часть – это мужья женщин большой семьи; они принимают определенное участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. Собственное имущество же мужей находится в их материнском роде, т. е. фактически принадлежит их матерям, сестрам, детям сестер. Во главе большой семьи стоит мамак – старший брат старейшей женщины.
Батаки – коренное население Северной Суматры, наиболее типичные представители древне-индонезийской (протомалайской) культуры. Народ батаки испытали культурное влияние со стороны индуизированных государств Явы и Суматры (Шривиджайя, Маджапахит и др.), создали собственное письмо на основе южноиндийской письменности.
Деревня делилась на две части: жилую часть и хранилища для риса, стоящие на отдельной каменной террасе.
Жилые дома батаков, квадратные в плане, на мощных деревянных столбах поднимаются на высоту до 4 м. На широкую площадку, вроде балкона, ведёт деревянная лестница, с которой открытый проем ведёт внутрь помещения. Низкие стены имеют высоту около 1,5 м и наклонены наружу. Изогнутая крыша выдается далеко вперед и высоко поднята. Две бычьи головы венчают ее коньки. Деревянные фасады домов покрываются резьбой.
Традиционное поселение тоба-батаков, ангкола и мандайлинг – рядовой, каро-батаков – кольцевой или разбросанной планировки, насчитывает 5-20 больших домов, имеет общинный дом (сопо) и амбары для риса. Традиционные жилища каркасные, свайные, с высокой седлообразной крышей, вход в них через отверстие в полу. Вилообразные коньки украшены рогами буйвола, сваи и балки – резьбой. Внутренние перегородки изготавливаются из циновок. Особенно живописны дома каро, представляющие весьма сложное сооружение: огромная, очень крутая черная иджуковая крыша имеет четыре фронтона. Дома знатных лиц, кроме того, украшены несколькими уменьшающимися надстройками, в миниатюре повторяющими конструкцию основной кровли. Число этих надстроек определяет важность семьи, занимающей дом. В доме живет одна большая семья, состоящая, как правило, из нескольких малых семей. В общественном строе батаков господствуют отцовско-родовые нормы, хотя по общему уровню социально- экономического развития они до последнего времени и отставали от минангкабау.
Дома вождей и старейшин окрашены традиционно в чёрный, белый и красный цвета. С середины XX века среди этих народностей распространяется наземное жилище общеиндонезийского типа.
На крайнем севере Суматры живут аче. В этом районе, именуемом «порогом Индонезии», уже с давних пор встречались торговцы Запада и Востока, что привело к раннему развитию здесь классовых отношений. На севере Суматры раньше, чем где-либо в Индонезии, утвердился ислам (еще в XIII в.), и среди аче немало фанатично настроенных мусульман. Несмотря на это, в их социальной организации отчетливо заметны следы былой родовой структуры. В семейно – брачной жизни обнаруживаются признаки как материнско-, так и отцовско-родовых отношений.
Юго-запад и юг Суматры (Лампунг) – это подлинная мозаика народов, в культуре которых можно увидеть и оригинальные черты, и влияние соседей, и иноземные воздействия. Многие из этих народов достигли довольно высокого уровня культуры. Например, у реджангов издавна существовала слоговая письменность. В то же время у некоторых из этих народов сохранились древние материнско-родовые пережитки.
Искусство резьбы по дереву используется как для украшения дома, так и мебели. Характерными чертами резьбы по дереву Южной Суматры является плотность и избыточность оформления с использованием растительных мотивов и символики. Самые популярные цвета отделки деревянных резных изделий – золотое покрытие и красный лак, предполагается, это влияние китайского декоративно-прикладного искусства. Если говорить о традиционном текстиле, то для него характерно использование шелка и золотых нитей. Особенно популярен батик, выполненный узелковой техникой и с вплетенными золотыми и серебряными нитями. Ткань может быть многоцветной, а может быть с черно-белым узором. Стены могут быть украшены изделиями из раковин, скорлупы кокосового ореха, панциря черепахи, бисера, кожи. Колоритны ритуальные маски, ярко раскрашенные. Очень интересны панно, из раскрашенного клейкого риса, мозаики из полосок листьев пальмы, бамбука, сахарного тростника, изготавливаемые по случаю различных торжеств.
Народы, живущие на островах у западного побережья Суматры, сохраняют в малоизмененном виде свою культуру, в том числе общинно-родовые отношения. Остров Ниас расположен у западного берега Суматры. Культура жителей осталась нетронутой влияниями извне и восходит к древнейшим народным традициям. Так, у ниасов и поныне в какой-то мере живы мегалитические традиции: хотя новые сооружения из каменных монолитов сейчас не строятся, сохранившиеся широко используются и в наши дни. Например, центральные улицы ниасских селений вымощены большими каменными плитами, к горным деревням ведут каменные лестницы с установленными по краям массивными изображениями людей и животных, некоторые деревни обнесены каменной стеной. По-видимому, ниасы представляют тот пласт древнего населения Суматры, который предшествовал появлению здесь батаков и был оттеснен последними на маленький островок у западного суматранского побережья.
Деревни располагаются на вершинах холмов и окружены зарослями бамбука. Из долины к деревне обычно ведёт длинный ряд лестниц, высеченных в скалах и украшенных резьбой. План деревни представляет собой прямоугольник с домами вдоль единственной улицы. В одном конце улицы располагается площадь с храмом и домом главы деревни. Другой конец служит входом в деревню.
Ближе к храму и дому правителя находятся дома деревенской знати с высокой кровлей, построенные из лучших сортов дерева и украшенные резьбой. Остальные дома строятся главным образом из бамбука, саговых листьев и трав. Перед домами стоят каменные сооружения, напоминающие древние мегалитические памятники.
1.6 Жилища Сулавеси
В культуре и образе жизни расселенных в центральной части Сулавеси тораджей много общего с батаками, даяками, ниасами и другими народами, пришедшими на архипелаг в составе ранних волн миграций.
Так, дом тораджей по конструкции и внутреннему устройству напоминает дом тоба-батаков. Почти тождественны у этих народов многие ритуалы, например похоронные обряды. Но у тораджей немало и своеобразного. В частности, у них высоко развито искусство изготовления тканей из древесной коры, причем одежда орнаментируется и ярко раскрашивается.
Богатым геометрическим орнаментом украшены деревянные части домов и многие бытовые изделия, например сосуды из тыквы и бамбука. Некоторые группы тораджей сохранили традиции родовой и большесемейной организации.
На Сулавеси в поселениях есть главная улица, в центре или на одном конце которой находятся храм и дом главы племени. По обе стороны от дома располагаются дома других членов общины. Возле домов расположены навесы для повседневной работы. Деревни традиционно окружались частоколом или высокими заборами с воротами с двух сторон. В горах деревни часто окружались земляными или каменными стенами с узкими входами.
Общинные дома у народов Сулавеси рассчитаны на несколько семей. Жилые дома имеют много общих черт. Основная конструкция имеет следующую структуру: по углам, а иногда посередине длинной стороны дома камни кладутся парами. На камни кладутся мощные лаги, на которые ставятся столбы. На столбы в свою очередь, в несколько ярусов укладываются бревна, поднимающие пол на два метра над землей. Наружные стены чаще всего делаются из плетеных циновок, тростника или дерева, покрытого растительным или геометрическим орнаментом. Крыша поддерживается столбами, стоящими на полу. Конек крыши имеет поднимающиеся вверх концы, на них вырезаются рога буйвола. Концы крыши опираются на столбы с кронштейнами и сильно выступают вперед, образуя террасу. Такая конструкция крыши помогает добиться наибольшего затенения в жару и наибольшую защиту от тропических ливней.
1.7 Постройки аборигенов Новой Гвинеи, Малых Зондских островов
Дома в восточноиндонезийских поселениях стоят обычно без определенного плана. Материалом для их сооружения служат дерево, бамбук, пальмовые листья, циновки.
Огромные, предназначенные для большой семьи дома на Сумбе выделяются высокими крутыми крышами. У манггараев на Флоресе дом круглый, с конической крышей из пальмовых листьев. У атони с Тимора дома в плане овальные.
Традиционные жилища буруанцев – каркасные дома из бамбука, часто на сваях. Крыши кроются пальмовыми листьями или тростником, в настоящее время всё большее распространение получает черепица.
Папуасская деревня состоит из мужского дома, где живут все мужчины (кроме маленьких мальчиков), и нескольких «семейных» хижин, где живут их жены, а также незамужние сестры и маленькие дети. Хижины свайные, прямоугольные в плане, стены их сделаны из коры, пол – из бамбука, крыши – из пальмовых листьев. В сухих районах, где нет поблизости опасных пресмыкающихся, хижины строят прямо на земле. Во внутренних районах встречаются круглые хижины со стенами из досок, врытых концами в землю, а также хижины на раскидистых деревьях. Спят папуасы на высоких нарах. Ночью бывает холодно, и в хижинах разводят огонь. Готовят пищу в так называемой земляной печи, которая есть в каждой хижине или под ней, если хижина свайная. Рыбу пекут в золе.
На острове Новая Гвинея близ Джаяпуры в непроходимых тропических лесах живут племена, которые строят жилища на деревьях, в зависимости от района проживания, на высоте от 5 – 6 до 60 метров от уровня земли. Вот как вспоминал свой визит к племени комбаи российский журналист Л. Круглов: «Мы вынырнули из зеленой гущи леса и с наслаждением глотали воздух на небольшой лесной прогалине, через которую текла узкая речка с красно-коричневой водой. За хаотичными завалами деревьев – здесь их было особенно много – на дальнем конце прогалины виднелось строение длиной около десяти метров, «подвешенное» на 30-метровой высоте. Из него, прямо через тростниковую, бурую от времени крышу сочился дым. Это было классическое фортификационное сооружение каменного века. Ни одно живое существо не могло бы подойти к жилищу комбаев незамеченным. Подступы к нему хорошо просматривались и простреливались. Жилище было прикреплено сразу к нескольким толстым деревьям, и к нему была приставлена длинная жердь с зарубками… Сюда стоило прийти хотя бы затем, чтобы видеть жилище комбаев. Их дома похожи на хижины соседнего племени аубанов, через территорию которого мы проходили: тоже стоят над землей, на подпорках. Но вся разница в высоте! Если аубаны живут метрах в пяти-шести от земли, то здесь дом, как я говорил, на высоте тридцати метров. Поразительное зрелище. Проводники говорят (об этом свидетельствуют и некоторые путешественники), что дома, бывает, строятся и на высоте в шестьдесят метров.
Ночью, когда все племя забирается наверх (собак тоже с собой берут: хвать ее под мышку и полез), жердь с насечками убирается внутрь дома. Это действенный способ, чтобы в строение не проникли охотники за головами из соседних племен.
У дома комбаев нет передней и задней стенки. Все – и люди, и собаки, и свиньи – живут под одной крышей, но все имеют свои определенные зоны. Очаг разводится на листьях, обмазанных грязью и расположенных на специальных дырках в полу, чтобы в случае чего быстро скинуть горящие листья вниз. Под потолком висят раковины, кости и черепа.
Жилища на деревьях сооружают подобно сторожевым вышкам, обычно на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую плоскую или двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний – настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.
Бамбуковые дома в прибрежных малайских деревнях-кампонгах стоят на сваях высотой до 3,5 м: они уберегают жилище от приливной волны. На суше пространство под домом используют как птичник и место для хранения хозяйственной утвари и рыболовных снастей. В доме, как правило, живёт одна малая семья. На некоторых островах существуют поселения и на плотах.
2. Особенности жилых построек в городах
2.1 Городские дома
В 19-м веке английские и французские колонии имели разные планы городов, однако большинство городов делилось на две части; европейскую и туземную. Они имели общие черты. В той части, где жило коренное население, была скученная, почти лишенная зелени неблагоустроенная и грязная застройка. Европейская часть была благоустроена и застроена виллами, утопающими в зелени.
Во французских колониях видно влияние французских градостроительных принципов. Больше внимания уделялось соответствию природным условиям. Но в общем основное различие было между туземными и европейскими кварталами. В жилищном строительстве было несколько направлений. Коренные жители строили главным образом традиционные (деревенские) жилища. В европейских районах, начиная с середины 19-го века, дома были другими. Это были особняки.
Сначала дома строили из дерева. Они были одноэтажными с каркасной конструкцией, приподнятые на столбах на 3-4 м над землей. Иногда они стояли на земле. Стены обшивали двумя слоями досок. На окнах были деревянные жалюзи и ставни. Жилые комнаты размещались вокруг холла с открытой террасой. Широкие свесы деревянной или черепичной крыши защищали стены от солнца. Такие дома часто строились одновременно с каменными.
Но так как отдых для индонезийцев является ключевым элементом жизни, то вторым типом домов были особняки – каменные коттеджи и виллы. Они обычно были двухэтажными – с парадными помещениями на первом этаже и жилыми комнатами на втором. В деловых районах стояли одно- и двухэтажные дома, тянущиеся на несколько метров вдоль улицы и на 10-15 м в глубину квартала. На первом этаже жилого дома находились магазины, на втором – жилые комнаты. Туземное население жило в тесных небольших кварталах с узкими улицами без водопровода и канализации, с открытыми сточными канавами.
В колониальный период получил распространение голландский тип каменного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами. Значительное влияние на яванский стиль оказал европейский неоклассицизм, который и сегодня является доминирующим в здешней архитектуре и дизайне. Ведь, по сути, как такового колониального стиля и не было, существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом, английских, архитектурных и мебельных стилей. В колониальный период внедрялись привычные для европейцев архитектурные формы. Возводились форты и другие оборонительные объекты (до настоящего времени сохранились остатки крепости Батавия в Джакарте). Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами. Строились пышные католические соборы в псевдоготическом стиле и более скромные протестантские церкви. В конце XVIII – первой половине XIX века появились постройки в стиле «классический ампир». В начале XX века получают распространение сооружения, стиль которых соответствует определению «тропический модерн».
С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии; наметилась тенденция (с проникновением дешёвых европейских товаров) к сокращению изготовления традиционных ремесленных изделий. В XX в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона.
Только в начале 20-го века стали строить доходные многоквартирные и многоэтажные каменные дома. В 1940-е годы улицы ещё имели сплошную застройку. На фасадах домов появились балконы и галереи. На первом этаже находились лавки, рестораны, конторы. В середине 20-го века стали строить жилье в соответствии с современными требованиями, но, так как подражали европейским образцам, не всегда учитывали климатические особенности.
2.2 Интерьер городского жилища
дом сельский городской индонезия
Образцы европейского интерьера, возрождаясь в местном материале, претерпевают соответствующие местным традициям изменения, слегка огрубляясь и приобретая особую прелесть примитивизма. В таком видоизмененном качестве яванская мебель известна в Европе и Соединённых Штатах, имеет всюду большой успех.
Особый интерес представляют двери. Иногда и резьба, и рисунок явственно демонстрируют влияние как китайского, так и европейского стилей. Впрочем, индонезийским интерьерам всегда была свойственна эклектичность. Особенно ценятся двери из Кудуса (Восточная Ява), в оформлении которых отчетливо просматривается местный почерк: тонкая высокорельефная резьба, иногда дополняемая раскраской. Рисунок традиционный – растительный орнамент в сочетании с геометрическим узором.
Традиционный интерьер в «островном духе» формируют неизменно популярные модели судов и корзиночки из высохших цветов гвоздичного дерева, изделия из бамбука – табакерки и шкатулки для драгоценностей. Колчаны для стрел и духовых ружей, украшенные затейливой резьбой с изображениями батальных сцен. Коллекция оружия, размещенная на стене, – также традиционное оформление интерьера.
Украшают внутреннее пространство любого дома эксклюзивные образцы индонезийской керамики – от монументальных напольных ваз (влияние Китая) до миниатюрных горшочков и подсвечников.
Часто встречающийся элемент декора – уникальные статуэтки из редких пород дерева – от черного эбенового до белого крокодилового – и эксклюзивных металлических сплавов. Стилизованные фигурки людей, животных, птиц, рыб, драконов, наполняя интерьер, придают ему не только колорит, но и осмысленность. Так, например, рыбы символизируют силу и богатство, драконы – мудрость и власть.
Не менее интересны знаменитые индонезийские театральные куклы. Варианты использования кукол в интерьере можно наблюдать в домах Джакарты. Объемные куклы – тростевые марионетки для театра ваянг голек – обычно расставлены как действующие лица в спектакле перед зеркалом в деревянной позолоченной раме, украшенной пышной резьбой. Зеркало не только позволяет рассмотреть экземпляры с разных сторон, но и создает эффект глубины пространства, придает динамизм композиции застывших фигурок. Они вырезаны из дерева, одеты в костюмы из бархата и хлопчатобумажных тканей и тщательно раскрашены.
Сиденья, по высоте привычные для европейцев, в древних индонезийских изображениях встречаются редко – главным образом, у буддийских и индуистских божеств. Даже принцы и святые изображались сидящими на низких пьедесталах.
Традиционные яванские стулья также «приземлены», в них доминируют горизонтальные элементы. Поперечная перекладина, поддерживающая спину сидящего, намного шире и обычно имеет вогнутый контур, как бы охватывая туловище. Это позволяет расположиться на стуле непринужденно, вольготно – большое преимущество в условиях тропического климата. Подлокотники и передние ножки могут быть украшены резьбой. Сиденье – плетеное, из ротанга.
Наиболее зримо влияние неоклассицизма на индонезийскую мебель прослеживается на примере разработанных в начале XIX века так называемых раффловских стульев, история которых связана с именем Раффлса – тогдашнего губернатора Явы. Эти стулья вошли в моду в период его правления. Разработку базовой модели упомянутых стульев приписывают Томасу Шератону. Характерная деталь – тонкие подлокотники, плавные изгибы которых завершаются завитками, опирающимися на штыри в форме узкой высокой вазы, как бы продолжая прямые передние ножки. Однако между шератоновскими и раффловскими стульями, популярными на Яве и по сей день, просматривается существенное различие.
Любопытна конструкция так называемого «плантаторского» кресла – гобанга. Его необычность в том, что достаточно простые по форме подлокотники – на самом деле двойные. Они раскладываются, и в этом виде служат опорой не только для рук, но и для вытянутых ног. Сильно откинутая назад и плавно переходящая в сиденье спинка создает идеальные условия для релаксации. Гобанги делают как целиком из дерева, так и с плетеными сиденьями и спинками, материалом для изготовления которых обычно служит тростник.
Довольно оригинальна еще одна разновидность яванского стула-кресла, сконструированного по мотивам велорикши, в стиле арт – декора 20-х годов прошлого века. Использовалось оно как мебель для веранды. Плавный изгиб его подлокотников, создавая иллюзию единого целого с полукруглыми передними опорами, повторяет линию велосипедного колеса. Ножек как таковых нет – передние и задние опоры соединены низкой планкой, что усиливает сходство с велорикшей, впрочем, как и широкое плетеное сиденье, чуть наклоненное в сторону плетеной спинки, обладающей характерным изгибом. Все вместе взятое, как ни странно, делает это весьма забавное кресло очень удобным для отдыха, благодаря чему оно до сих пор остается востребованным.
Еще одним характерным приемом яванских мебельщиков является тройное повторение деревянной вертикальной планки – для поддержки подлокотников и спинки. Причем наблюдать это можно в разных вариантах – будь то стул по мотивам бидермейеровского, когда старинные неоклассические формы в яванском исполнении становятся более обтекаемыми. Но к какому бы стилю не относилась яванская мебель, неизменным остается материал – тик, иногда красное дерево, ротанг.
В наши дни старинные сундуки, украшенные резьбой и рисунком, находят свое место в интерьере современного дома и в новом качестве – из них получаются оригинальные столы, диваны и даже кровати для дневного отдыха. Впрочем, в своем первоначальном виде и качестве сундуки служат прекрасным завершением интерьера спальни на своем традиционном месте – в ногах кровати, лучше старинной яванской или под старину. В таком сундуке хранят постельное белье, а поверхность крышки используют как столик.
Интересны традиционные лемари – большие шкафы, часто украшенные позолоченной резьбой. Ажурный фронтон венчает это произведение из темного тика, а на резных дверцах вертикально расположены овалы – тиковые медальоны в форме глаза. Хотя на Яве довольно часто дверцы оставляли без украшений – если позволяло качество древесины.
Мастерство яванских резчиков по дереву, кажущаяся простота европейского классицизма и неброская изощренность китайского стиля соединились в популярных и поныне вариантах кабинетной мебели, моделях буфетов и горок. Такого рода шкаф стоит на кабриолях – изогнутых ножках, завершающихся львиными лапами. Активный элемент – украшенная резьбой нижняя накладка – иногда с позолотой, иногда с прорисованным орнаментом. Некоторые сохранившиеся экземпляры такого буфета имеют внизу ряд ящиков, отделанных, как дверцы и боковые панели, позолотой.
В конце прошлого века в моду вошли довольно простоватые, где-то даже грубоватые, а-ля деревенские шкафы. Иногда – со вставками из старого тика, иногда мастера используют уцелевшие фрагменты старинной, явно не дворцовой, мебели. При этом обыгрывается как раз простота формы изделия в сочетании с фактурностью старой древесины и наивной прелестью незатейливой утвари былых времен.
Круглый стол на одной ножке – главный элемент европейского интерьера XVIII века – характерен и для колониальной Индонезии, где такие столы получили распространение уже в XIX-XX веках. Небольшие столы обязательно накрывали кружевной или из более плотного материала скатертью.
Как и в других странах Юго-Восточной Азии, в Индонезии широко распространены викторианские столы – круглые, на резных ножках, соединенных замысловатой фигурой – произведением резчиков по дереву. Столешница – мраморная или из тика.
Влияние европейского неоклассицизма прослеживается на примере письменных столов прошлого века. За таким столом-конторкой легко представить его хозяина – десятника на каучуковых плантациях. Характерны ножки – резные, как бы набранные из нескольких круглых деталей разной толщины. Создается впечатление, что они резко «набухают» книзу и завершаются у пола неожиданно тонкими стерженьками.
Заключение
Индонезия – это та страна, которая имеет культурное, языковое и этническое разнообразие и богатство. До сих пор существует множество племен и регионов в Индонезии, которые сохранили традиционные дома в попытке сохранить ценность – ценность культуры, но все больше их вытесняет культура модернизации. Обычно такие дома используется в качестве музеев, мест для встречи, или просто как достопримечательность.
Огромное разнообразие типов жилых домов объясняется наличием труднодоступных мест, изолированностью отдельных племен (проживающими на отдельных островах, в непроходимых джунглях и т.п.), различными местными условиями и народными традициями. Кроме того, многие племена и народности сохранили свою древнюю самобытную культуру, так как жили далеко от побережья, и на них долго не сказывалось индийское и яванское влияние. Поэтому описания очевидцев и сохранившиеся постройки помогают представить характер традиционных поселений на различных островах архипелага.
Итак, основной тип индонезийского жилого дома – большой общинный дом на несколько родственных семей, входящих в состав одного рода.
Рассмотрев различные типы домов в Индонезии, можно сделать вывод о том, что яванский тип можно считать основным. Теплый климат позволяет строить легкие сооружения, однако опасность нападения диких животных и врагов заставляет окружать дома и деревни высокими мощными заборами и зарослями деревьев и поднимать дома на деревянных столбах. Частые и сильные тропические дожди требуют применения высоких крыш с кровлей из толстого слоя травы, листьев пальмы или из деревянной черепицы.
Жилые дома индонезийцев в каждой местности имеют свою специфику, но во всех случаях они связаны с традиционными представлениями о вселенной и воспринимаются как центр мироздания, а также как отражение социальной организации общества. Деса – деревня и одновременно сельская община – чаще всего состоит из нескольких деревянных домиков, выстроившихся вдоль дороги. Дома обычно имеют две главные части: «мужскую» переднюю часть – омах нгареп и «женскую» заднюю – омах бури. Их соединяет промежуточная комната – кампунг, где раньше показывали театральные представления. Гостей принимают на веранде, выходящей на восток. В специальных комнатах хранят провизию и домашнюю утварь, держат ткацкий станок и прялку и т.п. Комната – кобонган выделяется как алтарь, сакральный центр дома; о ней заботится уважаемая пожилая женщина.
Основа индонезийского интерьера – природные материалы – древесина, бамбук, солома и волокна. Соломенный материал может быть из листьев кокосовой пальмы и тростникового сахара, травы аланг-аланг и рисовой соломы. Плетеная мебель, сложные конструкции, различные аксессуары из банановых растений, бамбука и ротанга создают атмосферу индонезийского дома. Среди таких аксессуаров – корзины, циновки, подносы, светильники и подсвечники, различные шкатулки, украшенные геометрическим орнаментом, аппликациями из ракушек.
Кровать, традиционная для индонезийского жилища, очень похожа на индийскую – низкая, с колоннами по углам, навесом и пологом. Только более пышно украшена деревянной резьбой. Мебель также выполняется, как и в Индии, из тика. Ее немного, как правило, она довольна низка, порою округлых, «одутловатых» форм, с ножками, стилизованных под лапы животных. Трудно не заметить активное использование в интерьере множества подушек и длинных валиков.
Выделим также самое характерное для жилья индонезийских островитян – высокую крышу в виде седла. Балки и реечный вид потолка, крутыми склонами поднимающегося над узкими длинными помещениями дома, – наиболее «знаковая» черта традиционного индонезийского жилища. Балки, рейки, перекладины, много открытого пространства – само жилье в Индонезии напоминает лодку или этажерку.
С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу. Как жилье, так и мебель начали приобретать более современные очертания. Индонезийцы стали строить коттеджи и виллы. В начале 20-го века стали строить многоквартирные и многоэтажные каменные дома. Также на фасадах домов появились лавки и галереи. А мебель стала более разнообразной и изысканной.
Список литературы
Литература на русском языке
1.Демин, Л. М. На дальних островах. – М.: Наука, 1980. – 183 с.
2.Дёмин, Л. М. Остров Бали. – М.: Наука, 1964. – 304 с.
15.Rumah Adat Indonesia Rumah Tradisional Khas Daerah [Electronic resource]. – URL: <#”justify”>Традиционные дома Индонезии в различных районах.
16.Rumah Adat Indonesia Dan Nama Rumah Tradisional Indonesia [Electronic resource]. – URL: <#”justify”>Традиционные дома Индонезии и описание традиционных домов в Индонезии.