- Вид работы: Другое
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,79 Кб
Казни Египетские
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г. КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Контрольная работа
Тема: Казни Египетские
Содержание
Введение
Призвание Моисея
Казни Египетские
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Казни Египетские – десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описанные в Ветхом Завете, в книге Исход (Исх.7-12). Актуальность выбранной нами темы состоит в неутихающих спорах и прениях учёных, а так же научных деятелей со Священным писанием, которые задаются вопросом возможно ли это? А некоторые из них пытаются объяснить описанные в книге Исход чудеса Божии – просто явлениями природы. В умы которых, не вмещается возможность сверхъестественных действий Божиих, промыслительно явленных на Фараоне и египтянах. Для христиан и иудеев естественно верить Священному писанию, для нас вопрос состоит в богословском анализе и правильном истолковании явленых Богом – Иеговой дивных чудес. Цель нашей работы – попытать раскрыть духовный смысл и дать толкование "Казней египетских" в меру объёма нашей работы.
Для реализации наших целей необходимо ознакомится с уже писавшими по данной теме авторами. Оказалось что православных авторов очень немного и фундаментальных трудов по данной теме нами тоже не найдено, в основном лекции священник преподавателей семинарий и академий.
Небольшая предыстория событий предшествующих Казням Египетским, что называется временная справка. После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт.46: 27).
В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 2-3 миллиона по самым скромным подсчетам. "Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим" (Исх.1: 1)
Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии.
Немного о религии Египта того времени, был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения. Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного "посредника" между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.
Наша работа разбита на 2 главы, в первой главе рассказывается о призвании боговидца Моисея на служение Богу Израилеву. Во второй главе рассмотрены "Казни Египетские" их толкование и духовный смысл, а так же значение для Египтян и народа Израиля. Фактически каждая "казнь" была направлена, против какого либо из божков Египетских и показывала их никчёмность.
Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.
Спустя много времени, когда Моисей вырос, а по хронологии проходит около 40 лет, он увидел, как один египтянин издевается над его собратом. Здесь показано рабство, которое вошло уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился и убил египтянина. Что же он услышал, благодарность? Отнюдь. На другой день, когда он стал мирить двух ругающихся между собой братьев, он услышал слова: "Не хочешь ли нас убить, как убил египтянина?" Моисей понял, что раз пошел слух и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть. И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои кувшины водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал: "Позовите его, пусть он ест хлеб" и отдал за него свою дочь Сепфору.
Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, согласно хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог" (Исх.2: 24-25).
Однажды, когда Моисей пас овец, "явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста". Вот опять богоявление, говорится об "Ангеле Господне". "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает". Купина горела и не сгорала. "Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает". И в это время он услышал из среды куста голос: "Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога". И Господь, обращаясь к нему, сказал: "Я увидел страдание народа моего в Египте и услышал вопль его… и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую… Хананеев, Хеттеев, Амореев, Евеев и Иевусеев. И вот уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня… Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой… Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя".
Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он спрашивает: какие знамения Ты дашь, кто меня послушает? Было два знамения, это – трость, которая превращается в змея, и рука, которую он, убирая за пазуху, вынимает оттуда, она покрывается проказой, затем опять достает исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист, таким он был вчера и позавчера. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова: ты будешь для него как бы Богом, а он будет говорить за тебя, обращаясь к людям.
Вдохновленный Богом, Моисей отправляется из земли Мадиамской в Египет, чтобы исполнить данное ему Богом поручение: вывести народ из земли рабства. Жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего" (Исх.4: 18-23).
Как понять "ожесточу сердце фараона"? Для чего нужно было ожесточение сердца фараона? Чтобы утвердить народ в вере, показать, что освобождение дается не просто так. Часто такое ожесточение сердца является промыслительным и чем-то полезным, для народа Израильского.
Казни Египетские
Избавление Божие и начало исхода из Египта, которое сопряжено с нежеланием фараона отпустить народ Божий и здесь видим то, что происходит с землей Египетской. Почему же совершились те или иные казни египетские. Все казни египетские имели не просто стихийный характер, но глубокий религиозно-нравственный смысл. Они имеют своей целью не только сломить упорство фараона, но и подорвать в глазах народа значение тех богов, которым поклонялись в Египте.
Первая казнь была направлена против первого главного божества страны – это Осирис, или Озирис, который олицетворял собою Нил, который оказался бессильным защитить страну от этого бедствия. Часть казней, которые делал Моисей повторяли жрецы, этим еще более усиливая страдания народа. Их чары обращались против них. Вода оказалась негодной к употреблению, рыбы умирали в ней и египтяне вынуждены были копать себе новые колодцы, чтобы не погибнуть от жажды.
Вторая казнь – это жабы, которые своей многочисленностью вышли из Нила и наполнили Египет. Эта казнь направлена против богини Хет, она считается гонительницей жаб, всякой нечисти и изображается с головой жабы. И она со своими чарами ничего не могла сделать. Жабы и лягушки – это явление распространенное в Египте. Когда было наводнение и Нил разливался, то, естественно плодились и размножались эти земноводные, тогда обращались к богине, чтобы уничтожить их. В данном случае их молитвы не помогали, и авторитет богини пал. Вторая казнь прошла, фараон обратился к Моисею и Аарону, тут же показал им первый признак уступчивости, но потом упрямство вышло на первое место.
Пришла третья казнь, она пришла уже без предостережения. Вся земля наполнилась мошками и насекомыми. Если логически мыслить, что если умирает множество жаб, то их тела начинают поедать насекомые, которые родятся и плодятся на них. Это было стихийное бедствие, которое пришло под воздействием первых двух. Оно направлено против бога именем Себ, или отца богов, он является как бы властителем земли. Вся земля подверглась осквернению через мошек, и авторитет его тоже упал.
Четвертая казнь – это появление песьих мух, злые ядовитые мухи, тучами носящиеся по Египту. Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян. Такое разделение между двумя народами и областями их проживания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких мух вновь нарушил своё обещание.
Как правило, после этого начиналась моровая язва – Пятая казнь. Покровители скота считались в Египте Изирис и Изида, и против них направлена эта казнь. Они оказались бессильными это бедствие предотвратить. Один из самых почитаемых богов в Египте был бог Апис; считалось, что если он погибнет, то Египет погибнет.
Шестая казнь касалась самих людей. Моисей бросил пепел, произвел язву, поразившую не только скот, но и людей, казнь эта так же направлялась против идолопоклонства. Дело в том, что в городах, посвященных богу Себу или Пифону, ежегодно приносились в жертву люди, имеющие волосы рыжего цвета. Жертва была страшная, их сжигали живьем на костре, и пепел их развевался по воздуху, как бы очищая атмосферу от вредных стихий. И вот теперь, пепел, брошенный Моисеем, произвел противоположное действие, вместо очищения – зараза и язва пошла на всех людей.
Седьмая казнь – страшный град, который выпал на землю и опустошил египетские поля. Увидели египтяне, что между града горит ещё и пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев – Того, Кто обладает стихиям. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.
Восьмая казнь – саранча, тоже уничтожение всего зеленого, посевов. Саранча – явление привычное для этих мест, но в том количестве бывшем в этот раз, не было никогда, так как сказано – она была на всех.
Девятая казнь – это тьма, которая наступила по всей земле, направленная против бога солнца. Бог солнца покровительствовал Египту, был верховным божеством Египта, и теперь он показывал свое бессилие перед лицом Бога Израиля. Страну поглотила непроницаемая тьма, которая продолжалась три дня, что люди не могли видеть друг друга. Всякая деятельность была остановлена.
Последняя, десятая казнь – это смерть первенцев в Египте, которой предшествовало заклание пасхального агнца. В тех израильских домах, где был заклан пасхальный агнец и где кровью были помазаны косяки дверей, Ангел смерти не коснулся никого, в остальных домах смерть унесла многих младенцев, всех первенцев египетских. И сделался великий вопль по всей земле Египетской, и не было дома, где не было бы мертвеца. Во дворце фараона умер наследник, и фараон оплакивал его. Вот так заканчивается период казней египетских.
казнь моисей египетская фараон
Подводя итоги вышесказанному, необходимо еще раз пройти по тексту и систематизировать все вышеперечисленные мысли. Моисей и Аарон перед фараоном. Фараон ожесточает свое сердце и не хочет отпустить израильтян в пустыню. Сначала ему даются те знамения, которые поручено сотворить Моисею: жезл, который превращается в змея, и рука, покрытая проказой. Затем совершается десять казней египетских: превращение воды в кровь; жабы; мошки; песьи мухи; гибель скота; язва на людях и скоте; град; саранча; тьма; гибель первенцев. Фараон в какие-то моменты даже готов отпустить израильтян, но не согласен с радикальным требованием Моисея отпустить всех, с женами, детьми и со всем имуществом. Почему же не согласен фараон отпустить взрослых и детей, а причина в том, что он боится, что они выйдут и более не вернуться в Египет, и фараон потеряет огромную раб-силу. В результате своего упорства расставание происходит после самой страшной десятой казни.
Казни нередко пытаются объяснить естественными причинами, показывая, как одно событие становилось причиной последующего. Однако, не отвергая этих выкладок, следует заметить, что это были знамения для фараона. Причем такие, что волхвы, начиная с мошек, не могли их повторить. Если бы все эти события легко могли быть объяснены причинами естественными, то на фараона они не произвели бы впечатления. Ясно, что в них была видна всемогущая десница Божия.
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, "ожесточил сердце" его (Исх.10: 2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления. Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие. Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.
От действия десятой казни, в отличие от всех прочих, израильтяне освобождаются особым действием. По повелению Божию они заклают агнца, то есть ягнёнка, и помазывают его кровью косяки дверей. Затем они должны были этого агнца, запекши на огне, съесть всей семьей, причем разом, – так, чтобы ничего не оставалось до утра. Вкушать они должны были, одевшись и стоя, с тем, чтобы сразу после этого оставить Египет. В связи со скорым отправлением они не могли сделать квасных хлебов и ели в пути опресноки.
При этом все египтяне, которые не совершили этого, вынуждены были оплакивать своих погибших первенцев. Перед выходом Израильтянки должны были одолжить у "соседей" золотые украшения, очевидно, что здесь сокрыт и особый промысл Божий. Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божий убранством.
Праздник установленный, в честь выхода евреев из Египта назывался Пасхой, что означает "прошёл мимо" в воспоминание о том, как ангел-истребитель прошёл мимо израильтян. Господь заповедовал израильтянам ежегодно его совершать в 14-й день первого месяца.
По сути, все казни должны были утвердить в вере Богу истинному израильтян, воспитать в них страх и благоговение к Богу живому, а так же отвратить израильтян от идолопоклонства и порочной жизни. Нельзя обойти стороной тот факт, что ветхозаветная Пасха это прообраз Пасхи Новозаветной. Как Ветхозаветный агнец избавил от смерти Израиля во Египте, и явился прообразом Христа, так и Тело и Кровь Иисуса Христа избавляет нас от вечной смерти.
Список использованной литературы
1. Толковая библия под редакцией Лопухина https: // azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia.
. Библия.
. Исход. Казни Египетские прот. Николай Соколов https: // azbyka.ru/lekcii-po-vetxomu-zavetu#a_z11.
. Википедия https: // ru. wikipedia.org/wiki/Десять казней египетских.