- Вид работы: Другое
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 40,49 kb
Культура и ее ценности
1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания
Культурология – это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура – общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология – это наука, которая изучает человеческое общество. Для понятия термина "культурология" необходимо понимать, что такое культура. Сложность определения понятия "культура" вызвана тем, что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность, отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определения культуры. По его мнению Культура – коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура – это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина "культурология" принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввел термин "культурология" в обиход. По его мнению культурология – это наука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры в отличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология – комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии является понимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можно отнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры, передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснение историко-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозирование процесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладную культурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практической разработка технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.
2. Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле – это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. Структура культуры – термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
– систему образования, – науку, – искусство, – литературу, – мифологию, нравственность, – политику, – право, – религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
– мировая и национальная культура,
– классовая,
– городская и сельская,
– профессиональная и др.,
– духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая (креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации. В ХХ столетии форм и способов коммуникации огромное количество, но имеем недостаток в общении. Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей: 1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности. 2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни. 3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации – рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный – раб. 4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации". 5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
3. Структура и функции культуры
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б – национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д – молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – это физические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения. Структура культуры в широком смысле: 1 – материальные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокупность людей, отношения друг к другу и окружающему миру. 5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции. Культура делится на: 1- Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц. группе), 3- Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр. – культура преступного мира). Формы культуры: 1- Элитарная – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич. музыка); 2 – Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеют проф. подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3 – Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разным каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной. Функции: 1 –Гуманистическая – занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием; 2- Трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности.; 3 – Гносеологическая – познавательная. Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение; 4 – Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом; 5 – Семиотическая (знаковая) – культура предполагает знание и владение системой знаков; 6- Аксеологическая (ценностная) – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека. Периодизация: 1 – к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.; 2 – к. Др. Мира до 5в н.э.; 3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение);4 – к. Нового времени 17-нач 20в; 5 – к. Новейшего времени с 1914г..
4. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры
Типология культуры- классификация культур по определенным значимым показателям! Внутрикультурная иерархия А) доминир-ая к-ра – совокупность куль-ных предпочтений большинства субъектов данной культуры. Доминирующая культура: этнической, национальном, этническая складывается стихи но, основана на родстве или общ. Деятельности доминир. Традиции национально Национальная на основе территор. Б) субкультура- совокупность социокультурных характеристик присущих орпеделеной социальной группе. Признаки субкультуры: 1) собственная систкма ценностей 2) мотивация поведения 3) особенности языка 4) стиль жизни 5) имидж и др. Молодежная субкультура Тюремная В) контркультура Тенденции культуры направленные против доминирующей культуры Г) маргинальная (промежуточный) К-ра смешанного типа По типу власти: Представители:Фробениус, Паховен, Бердяев, Матриархальная тип основан на грамонии, равен-ве людей , кровных узов, связь с землей Патриарх. Основан на моногании, единобрачии, власть законов, насилии Типология по уровням: А)обыденный(культура повседневности)-иерарх. Уровень бытия культуры. Складывался стихийно, является результатом социолизации, незакрепленным процессом культуры:- частный, -публичный(в общественном транспорте) Б) специализированный- отражает процесс накопления и распространения информации По способам распространения этнонациональный тип культуры(по отношению к социальной этничной общности) региональный (социокультурные процессы, культура США, ЕВРОПА) субрегиональный (культура коренных народов) локальные Исторические типы культур :По способам и видом культурных инноваций- концепции революций Моргана Ю. Спенсера. Типологии культур Маркса. Циклические. Метод идеальных типов. Концепции культурных суперсистем Сорокина. Типологии культуры по технолог. Основаниям. Типы культуры: дописьмен.,– экранный, письмен, книжн. Структуры типологизации культцры позволяет выявить как общие ее основания, так и уникальные, неповторимые, специфические черты и свойства.
5. Культура и цивилизация
В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию как улучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX века термин "цивилизация" употреблялся как характеристика капиталистического общества. Сейчас можно выделить три основных значения термина "Цивилизация": высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры. В работах Освальда Шпенглера говорится о том, что любая культура в конце своего развития переходит в стадию цивилизации. Что в свое время приведет к концу той или иной культуры. Шпенглер считал, что в цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника. И в определенном смысле цивилизация и культура не совместимы. Есть и другие точки зрения, например русский историк Данилевский не разделял понятия "цивилизация" и "культурно-исторический тип", а часто использовал их как синонимы. Арнольд Тойнби известный английский историк, не считал, что цивилизация – это конец развития культуры. Он считал цивилизацию особым социокультурным феноменом. При историческом подходе цивилизация трактуется как более широкое понятие, чем культура: культура является главным фактором развития цивилизации. При культурологическом подходе цивилизация представляется как определенная ступень развития культуры. Сходства понятий: могут обозначать общие отличия человека от природы; антонимы понятий "дикость" "варварство"; обозначают определенные исторические типы культур. Различия: понятие "культура" чаще применяется к духовной стороне жизни общества, понятие цивилизация чаще ассоциируется с явлениями материальными; понятие культура – национальные культурные особенности, цивилизация – особенности социо-культурной системы ряда стран;
6.Язык культуры. Культура как мир знаков и значений
Языки бывают:
-невербальные (жесты)
-естественные (исторически сложившееся)
-искусственные (языки программирования).
Язык одновременно является уровнем и критерием развития культуры, как по отношению к личности, так и к обществу. В каждом языке знак, символ имеет определ. значения. В естеств. языках –проблемы многозначности. В искусственных языках каждому знаку соотв. одно определенное значения, в отличие от традиций, язык рефлекторный способ передачи информации.
Культурная информация:
– внешкультурная
-внутреннекультурная.
Каналы передачи культурной информации:
-традиция
-язык
Культурные коммуникации:
-внутрикультурные
-внешнекультурные
-аксеологическая (способность ч/з систему ценностей придающие смысл жизни и направленность ее ценности формирования мотивации поведения)
Ценности формируют мотивацию поведения
-релаксационная (выражает способности культуры и передавать формы получения удовольствия)
-ф-ции социализации личности(культура создается человеком и существует для него)В не культурной среды человек не сможет стать человеком
7. Искусство в системе культурных ценностей
Проблема смерти. Просвещение поставило эту проблему. Распространение знаний способствует атеизму. В Христианстве все ясно: Бог забирает жизнь. В Просвещении: проблема смерти – проблема свободного человека. Человек сам решает, как ему окончить жизнь. Может даже самоубийство, что отрицается в Христианстве. В Росси – Радищев. Адисон – пьеса, где герой оканчивает жизнь самоубийством. Искусство – учебник жизни. На искусство существует две точки зрения: 1) искусство существует само по себе и никак не связано с жизнью; выделяют развивательную и компенсорную форму. 2) это область моделей для жизни => искусство и жизнь слиты воедино; пример – Романтизм. “Алые паруса” Грина. Ассоль ждала А.П. Кто-то передал Грэю он это сделал. Лорд Байрон – образ романтического героя. Создав его, он сам поступает также. Романтика связана с тонкостью чувств. Вместе с поэтом отрываемся от современной жизни. 3) Жизнь создает образы, которые И. подражает. Искусство – учебник жизни. Аристотель: “Что есть И. – подражание жизни”. Чернышевский “Что делать?” – эта книга перевернула жизнь общества. Девушке, чтобы уехать, необходимо было вырваться из той среды. Ковалевская – заключила фиктивный брак с профессором. Женщины феминистского движения решили в 19в – сохранив семью. В конце 19в – Бестужевские курсы – первое высшее женское образование в Европе. Русская женщина – всегда была на страже в семье. Хар-р – сила духа, значимые физ. силы. Положение женщины в обществе в России – женщина независима, это внутренне богатство, свобода выражается во (внутреннем) внешнем мире. Франция – женщина может все (Коко Шанель – показала, что женщина может самостоятельно создать и вести дело). Германия – создавались женские общества. Теперь женщина 2-е лицо в государстве. Маргарет Тэтчер – 21в – выравнивание прав. В России женщины борятся за равноправие, а не за равенство. Предназначение женщины – облагородить мужчину. Когда женщина строит свои отношения с мужчиной, она интуитивно выбирает отца своему ребенку. Специфика искусства. Обычно в научное познание искусство не включается. Произведения искусства строятся только на субъективном переживании человека. В научных открытиях такого нет – в этом фундаментальное различие. Если бы Л.Толстой погиб во время (второй) войны мы бы никогда не узнали бы о Наташе Ростовой. А если бы погиб Менделеев, то не он, а кто то другой создал бы таблицу элементов. То, что раньше было достижениям меньшинства, теперь становится достоянием большинства. Появляется образ человека-массы. Ортего-и-Гассет “Восстание массы”. Человек массы – тот, кто н может оценить самого себя, видит себя таким как все и не переживает из-за этого. Как только начинает рефлексировать, сравнивать с другими – выходит из массы. Всегда меньшинство двигает культуру.3 Раньше была ощутима иерархия сословий – 20в границы стирает.
8. Религия как феномен искусства
9. Наука в системе культуры
В культурологии наука рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающая духовный мир человека, способствующая его развитию. Социокультурный смысл понятия "наука" заключается в следующем: наука – это специализированная форма культуры, ориентированная на познание. Наука изучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств, осмысливаемую разумом. Наука является механизмом получения объективного знания об окружающем мире. Объективное – то знание, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий положение дел. Научное познание основано на определенных принципах, определяющих и уточняющих формы научного познания: принцип объективности (признание факта существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания; причем познания рационального, следующего выверенным способам получения знаний); принцип причинности (научного детерминизма) заключается в том, что все события в мире связаны между собой причинной связью; принцип рациональности; любое научное утверждение имеет смысл, если оно доказано; принцип воспроизводимости; принцип теоретичности – наука является совокупностью логически завершенных теоретических конструкций; принцип системности – любой элемент является частью системы; если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются, в науке нет абсолютных авторитетов. Наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Наука пытается ответить на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как он существует, функционирует, развивается. Для этого наука формулирует определенные законы, основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования.
10. Запад и Восток: два типа духовности
Запад: Дух святой исходит от отца и сына. Иерархический принцип. Формирование национальных государств. Спасение человека зависит от церкви, которая оценивает заслуги верующего и отпускает грехи. Папский престол стремится стать центром католического мира – следствие феодальной раздробленности. Язык богослужения – латинский. Централизованная церковная организация во главе с папой. Основной смысловой упор – муки Христа, муки грешников в аду.
Восток: Дух Святой исходит от Бога-отца, главного в святой троице. Монархический принцип. Самодержавная империя. Спасение человека в индивидуальной молитве. Церковь не претендует на главенствующую роль по отношению к светской власти, выступает за единство церкви и государства. Язык богослужения греческий, но допускается и на местных языках. 5 полноправных патриархий. Выше патриархов православные соборы. На первом плане воплощение и воскрешение Христа. Также были Различия в литературе и искусстве (разная цветовая гамма и убранство).
11. Миф как феномен культуры
Система мифа – некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее о мифе: «неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства, времени, причинности с его слитностью субъекта и объекта. Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Особенности мифологического мышления. 1. Сущность подменяется происхождением. М.м. не объясняет, что?, а объясняет когда?. Миф – это всегда рассказ о прошлом. Миф – это всегда рассказ о прошлом, который должен объяснить прошлое и будущее.(Синхронический аспект). 2. Неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным. 3. Удивительное безразличие к противоречиям. 4. Отсутствие абстрактных понятий.
12. Древневосточный тип культуры
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у
Месопотамии и Египте (IV – III тыс. до н э) . Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памятников культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку. Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. В древних цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного. Культура Древнего Египта Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет.. Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов . Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Культура Месопотамии Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІV тыс. до н э. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты) . Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек) . Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации. Культура Китая Китай – страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В инкскую эпоху XV до нэ зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо – прообраз современной иероглифической каллиграфии. Древний Китай родина таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. Культура Индии Первые известные нам центры индийской культуры в 2 тыс до н э, в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" было создано своеобразную духовно-мировоззренческую систему индуизма – что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты) : Брахманов (жрецов) . Кшатриев (волнов) . Вайшвив (землеробы) Шудры (слуги). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.
13. Особенности культуры средневековья. Характеристика народной, светской, церковной сфер культуры
Средние века – большая эпоха человеческой истории и культуры, примерно тысячелетний период, с V по XV века, когда в мире господствовал феодальный строй. Средневековье характеризуется низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитием общественного разделения труда. Серьезное влияние на социокультурную ситуацию оказывали такие факторы как: бесконечные войны между государствами, вторжение кочевников, распространение и укрепление христианства, борьба против арабских захватов.
Средневековая культура- культура христианства, отрицает язычество, но сохраняет достижения античности. Противопоставляет: политеизму – монотеизм, натурализму – духовность, культу удовольствий – аскетизм, познанию через наблюдение и логику – книжное знание. Антропоцентричность, самосовершенствование, избавление от грехов, признание сотворенности мира. Интерес к книгам. Культура – возделывание своих способностей. Счастье в познание бога. Культура как преодоление ограниченности, духовное совершенствование. В результате окончательного распада Римской империи временно были утеряны наивысшие достижения культуры: искусство, литература, теоретические и прикладные вопросы науки были преданы забвению. Многие историки культуры считали Средние Века мрачной эпохой. Натурально хозяйство было примитивным, техника была слабо развита, войны и эпидемии истощали силы культуры. В духовной сфере господствовала инквизиция, которая подавляла любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами. Монастыри – культурные центры. Монахи – самые образованные люди.
14. Христианская картина мира
1. Возникло на рубеже 1 в до н.э. 2. Палестина, город Иерусалим 3. Еврейский народ. 4. Иисус Христос (помазанник божий). 5. Религия искупления. Жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановить связь человека с богом, утерянную из-за первородного греха. 6. Понятие Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. 7. Книга – Библия, состоит из Ветхого завета – это библейская история сотворения мира, и Нового завета – составлен учениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении. Состоит из 4х Евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. (Евангелие – благая весть о том, что Иисус Христос – бог, и он воскрес. И каждый человек, пройдя его путём, также воскреснет и обретёт жизнь вечную; подобие бога человек должен наработать сам). Также в Новый завет входят "Деяния апостолов", "Послания апостолов", письма, откровения Иоанна Богослова "Апокалипсис 8. Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых к ладони, означают двойную сущность бога (бог и человек). 9. В основе лежит вера в то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловека Иисуса Христа. Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупается кровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают как отделенность человека от бога. Грех отделил человека от бога, разделил друг с другом и посеял сомнения в душе человека. Важную роль играет мистерия (таинство) воскрешения. Иисус воскрес во плоти, равно как и страдал на кресте как человек. Его воскрешение обещает людям вечную жизнь. Христиане верят, что Иисус Христос – бог и человек в одном лице, и эти две природы существуют не слитно и не раздельно. Зло находиться вне человека, побуждает вредить богу, другим людям. Корень зла – эгоизм и себялюбие. Христианство может существовать только в лоне церкви. Церковь – сообщество верующих, храм, форма веры. Христиане верят в единокрещение во оставление грехов, в конец света, во второе пришествие Христа. В 1054 г. христианская церковь распадается на православие и католицизм. Православие более жестко относится к человеку. Фелиокве – спор о том, от кого из Троицы исходит святой дух. У католиков более сильный культ богоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога на Земле. Протестантизм (16 век) – движение против католической церкви. Идеологи – Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом. Священники при этом не нужны. 1. Лишь священное писание истина, библия – единственный источник божественного откровения. 2. Спасение – божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскрешении Христа, достигается только личной верой. 3. Каждый верующий является священником. Орицают власть Папы римского, посредничество девы Марии и святых, и таинство, не преподанное Христом.
15. Влияние Христианства на формирование древнерусской культуры. Русское православие
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.
Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию — например, Масленица), некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, и я языческие храмы). Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
Согласно традиционной версии Русской Церкви и мнению некоторых современных исследователей, до полного укоренения христианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения, широко практиковалось многожёнство.
Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций. Гуманизм – прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного закрепощения времен феодализма и католицизма. Главные носители идеологии Ренессанса – городские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы – находились в остром политическом противоборстве со средними и низшими слоями городского населения, презирали бедноту. Ренессанс – это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо навязанного понятия истины, самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму — наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14—15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.),
17. «Серебряный век» русской культуры
В начале XIX в. Была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили : Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полевой хирургии – Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. В искусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник романтизма – Жуковский. Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи – Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную – Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз. Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. Время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили в состав «Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XX века – За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников. Литература – серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство – абстракционизм – Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский
18. XIX век России как социокультурная эпоха
В начале XIX в. Была создана система народного образования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили : Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие антарктиды), основоположник военно-полевой хирургии – Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. В искусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник романтизма – Жуковский. Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи – Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную – Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз. Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. Время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили в состав «Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XX века – За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников. Литература – серебряный век. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный в произведениях А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство – абстракционизм – Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский
19. Молодежная субкультура
Культура – коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура – это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема" официальной" культуры. определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Субкультура – это подкультура или культура в культуре. В целом современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Эти неформальные объединения и становятся субъектами – носителями и творцами собственной культурной среды, нормативов поведения и общения, действий и ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную субкультуру.На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами “кризиса”, так как их появление связано с ухудшением социально-экономического положения. Этому типу соответствует большинство послевоенных молодежных структур на западе и последнего десятилетия в нашей стране. Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры; "контркультуру" (некоторые молодежные субкультуры); субкультуры основных этапов жизненного цикла (детская, молодежная, культура пожилых); маргинальные культуры. Отличительными чертами субкультур являются “стили”: Стили характеризуют глубину вхождения в субкультуру. Можно выделить 3 формы элемента стиля: образ – элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия; манера поведения – особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка); слэнг – специфический словарь и его использование.
20.Основные тенденции развития культуры 18 века
В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры – наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г В нее входили Академия, Университет и гимназия.), начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.). В 1708 – 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России. Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык. Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство – выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Наиболее заметными строениями в Москве – Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле. Русским архитектором был Баженов. Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По проектам Казакова построены Сенат Московского Кремля Московский университет (1786 – 1793), Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы – Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля – раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712 – 1733). Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы – Петергоф (барокко). Бартоломео Растрелли-младший был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря (1748 – 1754) и Зимнего Дворца (1754 – 1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747 – 1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752 – 1757) и др. В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма – строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы), Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство -живопись, скульптура и др. Это время – расцвет портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени – А.Матвеев и И.Никитин – основоположники русской светской живописи В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера. В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный театр распался на несколько театров. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы. Был создан Российский театр. Существовал также крепостной театр. Они стали основой русской провинциальной сцены. В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни -русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. – завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.