- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 21,40 kb
Книжная иллюстрация в творчестве Гюстава Доре
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Искусств
Кафедра теории отечественного и зарубежного искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
Книжная иллюстрация в творчестве Гюстава Доре
Выполнила студенткакурса, гр.1372 В
Рахматуллина А.Т
Научный руководитель
Волоснов Р.Ю
Барнаул 2010г.
ВВЕДЕНИЕ
Когда-то в середине 1860-х годов И.С.Тургенев в предисловии к иллюстрированному изданию на русском языке «Волшебных сказок» Шарля Перро писал: «Имя гениального рисовальщика Гюстава Доре стало слишком громким и не нуждается ни в каких похвалах». Однако в наше время эта потребность в «похвалах» по отношению к творчеству знаменитого французского мастера вновь актуальна.
Уже в 1930-х годах Александр Бенуа отмечал, что «Доре – кумир наших отцов и старших братьев пережил с конца XIX века и до нашего времени настоящий период гонения. Имя его стало посмешищем, роскошные книги с иллюстрациями продавались за грош». Главной причиной этого Бенуа считал снижение вкусов публики, общей художественной культуры. Но ведь это снижение художественной культуры и вкуса характерно и для современных людей! И в то же время Бенуа, веря в возвращение Доре к широкому зрителю, восклицал: «В добрый час! На Доре не мешает как раз в наши дни поглядеть и им насладиться»
Во всем искусстве XIX века нет, наверное, художника, менее исследованного, чем Доре. Кажется, все пришли к единому мнению, что «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Дон Кихот», «Сказки» Перро не знают лучшего интерпретатора, чем Доре. Однако это лишь ничтожно малая часть его художественного наследия. Он оставил около сотни тысяч графических листов, неисчислимое количество картин, акварелей, скульптур. Многое исчезло, затерялось среди журнальной продукции второй половины XIX в., многое просто пропало.
«В настоящее время лишь немногие люди отдают себе отчет в том космосе, который нашел свое отражение в его огромной творческой силе», – писал Г. Гартлауб, автор одной из лучших монографий о творчестве Доре. И для этого мнения имеются серьезные основания.
Есть Доре, рисовавший легкие, брызжущие остроумием и находчивостью литографии «Подвиги Геркулеса» и тяжеловесные гравюры к «Неистовому Роланду» Ариосто, делавший блистательные наброски и писавший громадные холсты на библейские и антивоенные темы. Существует еще Доре – создатель великолепных эпических пейзажей маслом и Доре, выставлявший чудовищные по размерам салонные скульптуры. Он же – мастер тонких, проникновенных акварельных портретов и автор помпезного памятника Александру Дюма.
Современно ли искусство Гюстава Доре? Сейчас этот вопрос кажется риторическим. Трудно перечислить всех мастеров современного искусства, на которых творчество французского художника оказало благотворное влияние.
Вспомним Винсента Ван Гога и его трогательную восторженность по отношению к искусству Доре, лист которого из цикла «Лондон» является прообразом картины «Круг заключенных». Творчество Гюстава Доре неизменно будит интерес зрителя и сегодня.
Поэтому данная курсовая работа будет посвящена одному из интереснейших видов графики, которая актуальна и востребована до сих пор книжной иллюстрации. Невозможно было бы в одной работе рассмотреть все графические циклы к литературным произведениям, которые выполнил Доре. Вследствие этого пристальное внимание будет обращено иллюстрациям к нескольким произведениям. А точнее: к Библии и «Божественной комедии» Данте.
В ходе написания курсовой работы использовалась различная литература. С терминами и основными понятиями по изобразительному искусству помогли справиться словари и энциклопедии. Например, такие как: Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, ДПИ (авторы В.П. Полевой, В.Ф. Маркузон, Д.Ф. Сарабъянов, В.Д. Синюков; «Энциклопедия символов» Л.С. Баешко, А.Н. Гордиенко, А.Н. Гордиенко под ред.О.В. Перзашкевича.- М,2007 г.; а также книги: (И. Каретникова, Н. Степанян, В. Стародубова Как смотреть и понимать произведения искусств – М.: «Знание», 1964; газеты («Искусство»/№1, 2007 г); и ресурсы Интернета. Из книги «Как смотреть и понимать произведения искусства» были взяты материалы о графике, видах графики, о понятии книжной иллюстрации.
Цель курсовой работы – исследование иллюстраций Гюстава Доре как произведения искусства
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Описать графику как вид изобразительного искусства. Познакомиться с видами графики и ее разновидностью – книжной иллюстрацией.
Познакомиться с творческим путем художника Гюстава Доре. Обобщенно рассмотреть циклы иллюстраций Доре к Библии и «Божественной комедии».
Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX века.
Объект исследования: книжная иллюстрация как вид графики
Предмет исследования: циклы иллюстраций Доре к литературным произведениям
Прямые источники исследования: циклы графических работ к «Божественной комедии», к Библии.
К косвенным источникам будут относиться: каталоги, открытки и репродукции работ мастера.
Методы исследования:
Биографический;
Исторический
Стилистического анализа;
Методика – совокупность методов исследования. Сначала изучаем в теории, с использованием исторического и биографического метода, а затем на практике исследуем при помощи стилистического анализа.
Методология заключается в использовании нескольких методах исследования, которые соединяются в один – искусствоведческий.
А так как книжная иллюстрация – это произведения искусства, то мы ставим своей целью изучение ее с помощью подхода искусствоведческого, а не любого другого (например, социологического, биологического, географического, и т.д.)
1. Графика как вид изобразительного искусства
.1 Графика и ее виды
Графика – самый массовый вид изобразительного искусства. Она встречает человека на страницах газет и иллюстрированных книг, она говорит с ним языком плакатов, торговой и театральной рекламы. Обращение к широкой аудитории – вот важнейшая особенность графики, определившая уже давно черты ее изобразительного языка: доступность, остроту, броскость. Произведения живописи и скульптуры, как станковой, так и монументальной, уникальны, создаются в одном экземпляре. Графика же поддается разнообразным видам воспроизведения в печати, связана с полиграфическим делом и нередко объединяет качества произведений искусства с достоинствами боевой листовки. Огромна воспитательная роль графики, она оказывает постоянное воздействие на формирование идейно – политических, моральных и эстетических взглядов людей.
Самостоятельным видом искусства графика стала именно тогда, когда получила возможность распространения, когда в XV веке была изобретена гравюра. Если до этого графика ограничивалась лишь областью рисунка, исполненного на пергаменте, на ткани или на бумаге карандашом, пером, углем, мелом, тушью или серебряным шрифтом, и часто служила лишь подсобным материалом для дальнейшего создания живописных и скульптурных произведений, то с появлением гравюры , различных видов печати она обрела преимущества, которые привлекают художников, заставляют их обращаться именно к этому виду искусства.
Подлинному художнику всегда нужно чувствовать связь с людьми, он стремится непосредственно общаться со своими соотечественниками, говорить с ними языком искусства, в образной форме передавать ведущие идеи своего времени и делать их достоянием каждого.
Простота языка, связь со словом, со злобой дня и многотиражность произведений определили такие свойства графики, как оперативность и моментальный отклик на текущие события. Не случайно именно графика выдвигалась на первый план среди изобразительных искусств в особенно острые моменты политической и социальной жизни народов.
Но графика не только самый распространенный, доступный, связанный с повседневностью вид изобразительного искусства. Очень многие произведения графического искусства отличаются камерностью, рассчитаны на углубленное, сосредоточенное созерцание. И массовость одних видов графики (плакат, иллюстрация, карикатура), и камерность других ее видов (рисунок, акварель) связаны со свойствами, присущими только графическим искусствам, с тем, что принято называть их спецификой.
Сравнив мысленно произведения живописи, скульптуры и графики, мы сразу обнаружим, в чем различие между ними. Живопись обладает полнотой цветового богатства мира, она воспроизводит предметы, людей и действия во всей яркости цветовых отношений, скульптура располагает объемами, пластическим богатством, трехмерностью. Графика не имеет преимущества этих видов искусства. Она не располагает цветовым богатством живописи, чаще всего ограничивается черным и белым, у нее нет и объемности, трехмерности скульптуры.
Произведение графического искусства строится на ритмических отношениях линий и пятен, существующих в реальной жизни. Графика как бы отвлекается от многообразия цветов, отмечая только более темное и более светлое.
Особое значение в графике имеют силуэты предметов и фигур, на которых нередко основывается вся внутренняя выразительность произведения. Художники-графики используют повторы одних и тех же линий или пятен разной силы, располагая их в разных частях листа. Хотя графика по преимуществу оперирует черным и белым, но вместе с тем ей доступно и красочное разнообразие, которое она передает путем соединения различной силы черных и белых пятен, показывая их постепенные переходы или резкие контрасты.
Пятно и линия лежат в основе графического языка, ими создаются художественные эффекты, с их помощью удается художнику-графику передать и суть действия, и нужное настроение, и свою оценку явлений и характеров. К важнейшим свойствам графики относят также – лаконичность языка, краткость, умение отказаться от всего второстепенного ради выявления главного. Черно-белые пятна и линии лежат в основе изобразительного языка графики. Они обладают самостоятельной силой; эту силу и используют художники. В ритмах и сопоставлениях пятен, в изгибах и изломах линий – секрет эмоционального воздействия на нас произведений графического искусства.
Графические серии
Графике, и иллюстративной и станковой, доступно вести рассказ, постепенно раскрывая тему, всесторонне освещать ее. Художники-графики создают целые альбомы гравюр или рисунков, посвященных избранной теме, они работают над сериями, в которых отдельные листы связаны между собой тематическим единством.
Возможность посвятить одной теме множество различных композиций, посмотреть тему со всех сторон, проанализировать ее последовательно во многих эпизодах, серийность – черта графики, присущая из всех изобразительных искусств ей одной. Графика благодаря этому широко пользуется рассказом, развитием событий во времени, постепенным раскрытием внутреннего содержания всей темы, от эпизода к эпизоду.
Обычно графические серии издаются отдельным альбомом. Листы располагаются в определенном порядке, чтобы от одного листа к другому постепенно показывались события, давалось их художественное раскрытие. Серия состоит из отдельных листов, но их нельзя разобщать, нельзя рассматривать изолированно, нельзя отбрасывать одно и принимать другое.
О видах гравюры
С размахом типографического дела расширялись возможности графики. Если самые старые виды гравюры – гравюра на дереве и металле давали возможность лишь небольшого тиража (доски снашивались от пресса), то изобретение литографии, а затем различных видов репродукции открыло перед графикой перспективы тысячных, миллионных тиражей.
Сам выбор того или иного вида гравюры для художника-графика – вопрос творческий, связанный с тем, как он представляет себе решение взволновавшей его темы, как он хотел бы ее интерпретировать, потому что в самом языке каждого из видов гравюры заложены свои выразительные возможности. В соответствии с этим художники выбирают для воплощения замыслов офорт, линогравюру, ксилографию или литографию, хотя у каждого значительного художника-графика, как правило есть излюбленный вид гравюры, предпочитаемый другим, потому что именно в нем наилучшим образом художник выражает свои мысли и настроения. Нередко для воплощения своего замысла художник прибегает к комбинации приемов различных видов гравюры.
Выразительные возможности различных видов гравюры необозримы, они делают искусство графики необычайно богатым и гибким.
Художник-график создает свои гравюрные листы не только вырезая на дереве и линолеуме или прорубая в металле. Огромное значение при создании гравюры имеет процесс печатания, то есть перенесения изображения на оттиск, а для гравюры на металле – процесс травления, промежуточный между созданием изображения на доске и печатанием. Художественные достоинства гравюры, ее качество, ее красота определяются тем, какой глубины штриха добивается художник при травлении, как накладывает на доску краску, как затем снимает ее со светлых мест изображения, на какой бумаге и под каким прессом он печатает гравюру. Техника гравюры очень сложна, требует и усилия, и опыта, и особого чувства материала.
Определенность, сжатость, точность – вот черты гравюры, придающие ей краткость. Эта краткость – результат огромной подготовительной работы. Сотни рисунков, десятки эскизов делает художник, прежде чем взяться за резец и доску. Ведь искусство гравюры не знает исправлений.
1.2 Книжная иллюстрация
Для каждого человека, приобщившегося к художественной литературе, образы и герои иллюстрированных книг часто сливаются с теми их изображениями, которые даются в сопровождающих текст рисунках.
Книжная иллюстрация – самостоятельный вид графического искусства, имеющий свои особенности. В задачи иллюстратора входит не только создание листов, сопровождающих текст, но и оформление книги в целом. Обложка, суперобложка, заставки и концовки, стиль графического оформления заглавных букв – все зрительные элементы в книге подчиняются той творческой интерпретации, в какой ее текст подается художником. Они составляют единство.
Для художника-иллюстратора важно обладать чувством эпохи, в которую была написана книга, знать культуру, породившую ее. Иллюстраторы нередко используют элементы изобразительного искусства, современного тексту самого литературного произведения, вводят детали, типичные для быта того времени, передают атмосферу описанной в книге эпохи.
2. Творческий путь художника Гюстава Доре
.1 Биография и творчество Г. Доре
Гюстав Доре родился в Страсбурге 6 января 1832 года. Мать его, урожденная Александрина Плюшар, происходила из зажиточной буржуазной семьи. Его отец, Пьер-Луи Доре, был сыном офицера наполеоновской армии, погибшего при Ватерлоо.
Квартира семьи Доре находилась в старом доме с высокой крышей на одной из улиц, выходивших к готическому собору. Узкие улицы, высокие старинные дома с двумя-тремя слуховыми окнами, увенчанные черепичными крышами, – вот типичный облик Страсбурга первой половины XIX в.
От детских впечатлений о величественном соборе у взрослого Доре чувство необъятности пространства. Так возникла романтическая любовь к архитектуре прошлых веков, что позднее скажется в его творчестве, и особенно сильно в ранних работах – иллюстрациях к Рабле и Бальзаку.
В 1841 г. Семья Доре переезжает в Бур, куда переводят отца-инженера-мостостроителя.
Во время одной из поездок в Париж мать показала некоторые из рисунков сына знаменитому художнику Орасу Берне, который отметил талантливость юного Гюстава.
В 1847 15-летний Доре вместе с родителями приезжает в Париж.
Втайне от них юноша отправился к издателю Шарлю Филипону и показал свои рисунки. Филипон сразу же угадал в нем многообещающее разностороннее дарование и посоветовал родителям оставить сына в Париже. Но только через несколько месяцев, после скоропостижной кончины отца, Доре вместе с матерью переселяется в Париж. Юный художник сразу же отправился к Филипону с новой серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников газеты «Карикатюр».
Работа карикатуриста помогла Доре глубже изучить жизнь. Несомненно, что, работая у Филипона, он овладел изумительным мастерством в изображении массовых сцен. В 1853 году Доре добивается одобрения своего издателя на иллюстрирование сочинений Рабле (согласно договору, Доре имел право рисовать только карикатуры), которые должны были выходить в виде серий. Так, в 1854 г. Появляется дешевое издание «Сочинений Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре». «Это была, – вспоминал позже художник, – первая моя вещь, которая произвела сенсацию».
Вслед за этими листами Доре создает циклы гравюр к «Озорным рассказам» Бальзака, «Божественной комедии» Данте, к «Дон Кихоту» Сервантеса, «Сказкам» Перро, которые сразу же выдвинули его в число ведущих мастеров иллюстрации XIX века.
Большую роль в жизни и творчестве Доре сыграла поездка в Англию в конце 1860- гг., результатом которой явился цикл гравюр к альбому «Лондон». Работа над этим циклом была прервана в 1870 г. Из-за начавшейся франко-прусской войны. Большинство работ, созданных Доре в эти годы, составляют аллегорические картины на библейские и антивоенные темы.
Творческая активность не покидала Доре до конца его жизни. В течение последнего десятилетия он создавал не только графические листы и иллюстрации, но и полотна колоссальных размеров, гигантские скульптуры, среди которых наиболее интересен памятник Александру Дюма, выполненный в 1882 г. И торжественно открытый в1884 г. В Париже. Дюма изображен сидящим в кресле: на одной стороне цоколя представлена группа людей, читающих книги Дюма, на другой изображен ДАртаньян.
Умер Доре в 1885 году от апоплексического удара в возрасте 51 года.
2.2 Творческий метод художника
Гюстав Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово. Созданный им образ не рабски следовал за текстом, но приобретал самостоятельную ценность, обусловленную высоким художественным качеством. Художник владел даром мгновенной импровизации, способностью настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им автора.
У Доре была феноменальная зрительная память, позволявшая ему легко справляться с любой технической трудностью. «Я припоминаю» – было девизом художника. Биограф проводит следующий факт. Однажды друг Доре фотографировал собор, а художник пристально этот собор рассматривал. Затем уже дома, в то время когда проявляли фотографию, Доре нарисовал его по памяти. Сравнение рисунка и фотографии обнаружило (к изумлению фотографа), что в рисунке не упущено ни одной детали.
Современники художника, видевшие его в минуты творчества, оставили воспоминания о поистине сказочной быстроте, с которой он работал. Так, известный русский художник и писатель Н.Н.Каразин в 1870-х гг. побывал в мастерской Доре. Он рассказал, как Доре во время ежедневных посещений мастерской граверов подходил к столу каждого мастера и набрасывал на доске композиции. Самое интересное, отмечал Каразин, что при этом учитывались индивидуальные особенности гравера, степень его опытности. Часто за один сеанс Доре делал по 10-15 композиций.
По характеру своего дарования Доре принадлежит к типу романтического иллюстратора. Обращаясь к произведениям труднейших для иллюстраторов, авторов, таких как – Рабле, Сервантес, Данте, французский мастер впервые в истории иллюстрации выдвигает зрительный ряд на один уровень с иллюстрируемым текстом. В творчестве Доре соединяются две системы образной трактовки иллюстрируемой книги: чисто сюжетная и метафорическая.
Важнейшей отличительной особенностью иллюстраций Доре является их универсальность. В момент создания, то есть в середине XIX., они украшали громадные фолианты, сейчас же с успехом используются в изданиях любого типа и формата, не теряя при этом своей выразительности. Созданиям его фантазии тесно в пределах одной иллюстрации, они рвутся за ее границы, рассыпаясь в бесчисленных заставках, концовках, виньетках, каждая из которых представляет шедевр выдумки и мастерства.
Эта легкость и естественность – результат особого творческого метода. Современник художника, критик Эмиль Байяр, свидетельствовал: «Сюжет, трактовка сцен, композиция – все это вызревало в сознании художника в совершенно законченном состоянии еще до того, как он приступал к созданию иллюстраций. Ему оставалось только фиксировать эти творческие «видения» на бумаге».
И все это в соответствии с духовной атмосферой иллюстрируемого произведения, о чем хорошо сказал А.Н.Бенуа в связи с иллюстрациями Доре к «Басням» Лафонтена: «Разумеется, расстояние между поэтом, жившим при Короле-Солнце, и рисовальщиком, работавшим в дни Наполеона Малого, очень значительно. Но это не мешает ему, Доре, пребывать в полном духовном единении со своим «старшим братом». Все остроумие, вся чарующая наблюдательность Лафонтена, вся его жизненная мудрость, вся его тонкая поэтичность находят свое отражение в тех легких перовых набросках Доре, которые предшествуют каждой басне, в тех восхитительных, то приветливо озорных, то хмурых и грозных, то величественных, то идиллических пейзажах, в которых Доре при помощи фигурного стаффажа воссоздает не только происшествие каждой истории, но и то настроение, в котором это происшествие разыгрывается».
Систематического художественного образования Г. Доре не получил – в этом отношении его вполне можно назвать гениальным самоучкой. Однако известно, что в течение всей жизни художник посещал Лувр и другие художественные музеи и проводил много времени за копированием работ мастеров Возрождения и Классицизма. Доре чувствовал себя своим в любом европейском стиле, начиная с Ренессанса.
В стилевом отношении Доре является ярким представителем эклектики, которая пышным цветом расцвела во Франции в эпоху Второй империи. Сила Доре, которую мы до сих пор ощущаем, состоит именно в том, что за его спиной стояла многовековая полнокровная традиция европейского искусства Нового времени. Эта культура создала богатейший арсенал образных решений, из которого весьма изобретательно черпал Доре. Слабость же его в том, что нельзя бесконечно жонглировать чужими находками и скрывать собственное отношение к изображаемому за завесой иллюстративного объективизма.
Самое интересное, что Доре был способен на оригинальные решения. Там, где он себя чувствовал менее зависимым от вкусов эпохи, он с непосредственностью дилетанта использовал несвойственные для XIX в. смелые ракурсы и необычные точки зрения, подмечал смешное в идеальном и идеальное в реальном, порой в духе XX века жонглировал и тем и другим.
Что касается техники ксилографии, в которой работал Доре, то и тут он оказался наследником непрерывной художественной традиции, восходящей к тому перевороту в области полиграфии, который произошел в XVI в. Исходной точкой в этой традиции является творчество А.Дюрера, чьи иллюстрации к «Апокалипсису» донесли до массового читателя того времени предчувствия катаклизмов, разыгравшихся на религиозной почве.
Графика Дюрера демонстрирует две важнейшие вещи: индивидуальную экспрессию авторского подчерка и единство графического изображения со всем ансамблем книги, включая набор шрифтов. Доре стоит, по существу, в конце этой традиции.
Новаторство Доре неразрывно связано с его удивительным даром обостренно-личностно воспринимать и переживать литературный текст, создавать яркие образы, остроумно решать темы, быть предельно разнообразным.
2.3 Книжная иллюстрация в творчестве художника
60-е годы – наиболее плодотворный период в творчестве Доре. В это время, в 1865 г была издана знаменитая двухтомная Библия с двуустами тридцатью гравюрами Доре. Л.А. Дьяков пишет:
«Обращаясь к Ветхому завету, он дает его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов». Французский художник Гюстав Доре на протяжении своей жизни создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Иллюстрированные сюжеты на библейскую тематику создавались многими мастерами изобразительного искусства, но среди них Доре был одним из самых выдающихся.
Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим реальные события. На протяжении многих веков фрески, мозаики и рельефные изображения на камнях с их точной иконописью и ореолами над определёнными предметами, несли в себе некую карикатурность в восприятии многими верующими. Однако, в иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно. Современники Гюстава Доре критиковали его творчество и сомневались в его компетентности, как художника. Тем не менее его иллюстрации выдержали испытание временем и до сих пор ярко отображают важные библейские события.
При работе над иллюстрациями к Библии Доре активно использовал все свои возможности: феноменальную зрительную память, необычайной силы воображение, визионерские способности, мотивы сновидений. Он очень серьезно относился к этой работе. Сохранились сотни эскизов, в которых он искал нужный ему образ. Так, в создании образа Христа были испробованы сотни вариантов, прежде чем художник нашел свой, прекрасный и светлый, образ Спасителя. Вот почему "фон", "атмосфера" является здесь главным, определяющим моментом.
Иллюстрируя Новый завет, Доре более академичен и суховат, несколько скован и сдерживает свою фантазию, хотя в отдельных листах, например в "Апокалипсисе", дает полную волю своему воображению».
Иллюстрируя, а вернее, по-своему истолковывая Библию, Доре прибегал к двум трактовкам. Обращаясь к Ветхому Завету, он раскрывает его в плане некоего древнего космизма, стремясь передать масштабность переживаемого человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно безгранично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищных размеров деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу.
Особенно сильное впечатление производит лист «Да будет Свет!», открывающий цикл. Величественная, благородная фигура Творца, сливающаяся с клубящимися облаками над только что сотворенной Землей, – все исполнено могучей энергии и значительности.
Главное выразительное средство в библейском цикле Доре – свет. Причем не только как «освещение», а как идея Божества, озаряющего всю землю, человека и его деяния. Радостными, радужными лучами свет озаряет фигуры Адама и Евы, заставляет вспыхивать алмазами капли росы на цветках и листьях («Сотворение Евы»). Полосы вечерней зари, медленно гаснущей в ночном небе («Переселение Авраама в землю Ханаанскую»), олицетворяют тревоги людей. Мягкий утренний рассеянный свет в листе «Елиезер и Ревекка» создает не только настроение безмятежного спокойствия, но и ощущение глубокой древности происходящего. В гравюре «Примирение Иакова с Исавом» яркий полдневный свет передает чувство радости, охватившее участников этого события.
В библейском цикле Доре предстает как гениальный мастер пейзажа. Но пейзажа особого, эпического, где будто сливаются воедино религия, миф, история. Этот одухотворенный пейзаж помогает раскрыть идею того или иного стиха Библии.
Обращаясь к Новому Завету, Доре прибегает к другой манере. Исчезает гигантизм форм, резкие контрасты, характерные для его листов к Ветхому Завету. Доре сдерживает свою бурную фантазию, он более академичен, сознательно «скован».
Героем композиции становится Иисус, с благородным, светлым ликом, спокойными, величественными жестами. Он излучает глубокую человечность. Христос у Доре соединяет всеведение пророка, святость первосвященника, кротость человека и могущество царя. Он может быть гневным и карающим, как в истории изгнания торгующих из храма, и ласково-заботливым, как в сцене благословение детей. Христос утешает, поддерживает, дает путеводную нить всем, внимающим ему.
В листах к Новому Завету активную роль, как и прежде, играет свет. Здесь он как бы излучает настроение Божественной тайны, одухотворяет каждую сцену. Простыми и убедительными средствами художник передает символику света и тьмы.
Иллюстрации Гюстава Доре к Библии сразу же привлекли внимание ясностью, глубиной и доступностью. Библия словно бы обрела живую плоть, получила яркое образное воплощение.
книжный иллюстрация художник доре
2.4 Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте
Гюстав Доре представляет собой ярчайший тип поэта-художника. «Нет искусства без поэзии»,- постоянно повторял он. И это особенно проявилось в грандиозных иллюстрациях к «Божественной комедии» Данте (1861-1869).
Теофиль Готье писал сразу после выхода книги с гравюрами Доре: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Он обладает тем визионерским взглядом, который присущ Поэту. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пропасти, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью». А вот мнение Г. Гартлауба о гравюрах «Ада»: «Несомненно, значительный шаг вперед в развитии героически-патетической стороны дарования художника и вместе с тем часто поражающее нас умение приспособиться к большому формату. Эффектная композиция и в то же время подлинная способность к внутреннему видению пространства и ландшафта порою сливаются здесь воедино, производя необыкновенно сильное впечатление».
В этом издании Доре отказывается от виньеток, чтобы все внимание сосредоточить на больших листах иллюстраций, напечатанных на тонированной бумаге с широкими белыми полями. Каждая композиция решена как отдельная самоценная картина. Воздействие этих листов достигнуто благодаря гениальной композиции и эффектному освещению. Здесь нет никакой театральности, потому что мастер сам потрясен видениями Данте и торопится воплотить их. Вот лист, изображающий начало поэмы Данте: громадные деревья с могучими узловатыми корнями возвышаются на холме, отчего еще более одиноко выглядит фигура Данте, с ужасом оглядывающегося назад. Деревья, переплетаясь вершинами, мощными ветвями образуют подобие некоего свода, пещеру, в темную мглу которой должен ступить Данте. Сильные контрасты света и теней, страшный лес – все это создает настроение тревожной загадочности.
Вот другой лист, изображающий встречу с пантерой. Композиция этого листа построена с таким расчетом, чтобы показать невозможность для Данте миновать пантеру, символизирующую чувственность. Весь первый план погружен в тень. Склоненная фигура Данте и скалы, напоминающие его согбенную фигуру, создают единый ритм. И вдруг резким диссонансом – ярко освещенная каменистая площадка, а на ней – извивающаяся, готовая к прыжку пятнистая пантера.
Замкнутый горизонт, темная тональность гравюр, пространство, заполненное толпами грешников, – все это характерно для страшных картин ада. Но вот пугающие бездны ада остаются позади, и поэты попадают в чистилище:
С надеждою вступил я в первый круг.
Цвет сладостный небесного сапфира
Сливался здесь с дыханием эфира.
Все светлое, что видел я вокруг,
Душе моей, томимой видом мук,
Моим очам надежду возвратило.
Тональность листов Доре меняется. Все светлеет. Перед зрителем открывается широкий, радостный пейзаж: пышные, раскидистые деревья, весенняя, цветущая природа, ясное вечернее небо, сверкающие звезды, радостная, зовущая даль.
И, наконец, полные ослепительного блеска листы «Рая» венчают это грандиозное создание Доре.
В иллюстрациях к «Божественной комедии» разброс амплитуды образности, позаимствованной из разных стилей, колеблется в рамках от XV до XIX в. В сцене встречи Данте с Беатриче использована математическая архитектоника фресок Пьеро дела Франчески, в видениях рая – барочные схемы прорыва изобразительной плоскости с помощью так называемой «лягушачьей» перспективы. Резкие контрасты света и тени в бурном кипении облаков – это прием из арсенала романтизма.
Дремучие леса Доре, а также сама его манера изображения деревьев со сложно переплетенным узором змеевидных веток напоминают работы Я.ван Рейсдаля, Х.Сегерса и других голландцев XVII в. Скелетообразные грешники в аду нарисованы с устрашающим реализмом, который отсылает нас то ли к веризму позднего Средневековья, то ли к натурализму XIX в. И на все это непостижимым образом наложена система идеально-условных форм, выработанных классицизмом, а также объективистски отстраненный взгляд самого автора.
Заключение
Итак, чтобы обрести исходную точку опоры в оценке творчества Доре, видимо, стоит согласиться с его конкретной исторической оценкой, данной современным искусствоведом М.Ю.Германом. В книге последнего «Импрессионисты: судьбы, искусство, время» сказано, что Доре своим творчеством отреагировал на сложившуюся в середине XIX в. Ситуацию, когда в среде нового среднего класса возник интерес к сокровищам культуры прежних эпох в форме поверхностного и упрощенного полузнания, предвосхищающего массовую культуру.
«Этот художник, сам весьма склонный к «пышной помеси всех стилей» (Золя), как в жизни, так и в собственном искусстве, становился вполне естественным посредником между публикой своего времени и терцинами Данте, мудростью Сервантеса, веселой глубиной Рабле. Его иллюстрации к классике становились, если угодно, переводом мудрых книг на пышный и нарядный, как фасады Оперы Гарнье, язык Второй империи». Данная характеристика описывает творчество Доре с содержательной точки зрения. Что же касается художественной образности, то Доре, по мнению Германа, удовлетворил ту тягу «к упрощенной классике, где все было бы узнаваемо и максимально усреднено…страсть к эстетике банального, внутри которого формировался новый агрессивный консерватизм».
В данной курсовой работе в начале были рассмотрены виды графики для того, чтобы лучше понять технику, в которой работал Гюстав Доре. Так как творческое наследие художника просто огромно, то мы остановились на схожих темах. На циклах гравюр к Библии и «Божественной комедии».
Даже в современное время графика Доре пользуется популярностью. Выпускаются детские сказки с его иллюстрациями, а также серьезные произведения. Но чаще всего можно встретить Библию с иллюстрациями этого замечательного мастера, который как никто другой сумел «прочувствовать» Слово Божье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1.В.П. Полевой, В.Ф. Маркузон, Д.Ф. Сарабъянова, В.Д. Синюков Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, ДПИ/- М.: «Сов. Энциклопедия», книга II. А-Л, 1986.- 432 с., ил. 32 л.ил.
2.Каретникова И., Степанян Н., Стародубова В./ Как смотреть и понимать произведения искусств/ – М.: «Знание», 1964.-80 с., ил.
.Костин В.И. Что такое изобразительное искусство/ В.И.Костин. – М.: Знание, 1961. – 40с.
.Баешко Л.С., Гордиенко А.Н,.// Энциклопедия символов/ Гордиенко А.Н. под ред. Перзашкевича О.В. – М.: Эксмо, 2007. – 304 с.: ил.
.Искусство: ежемес. Журнал./ №1(361)- М., 2007