- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 133,04 Кб
Книжные магазины как источник комплектования библиотек
Содержание
Введение
. Книжный бизнес и комплектование фондов общедоступных библиотек
.1 Понятие «книжный бизнес»
.2 Источники и способы документоснабжения фондов библиотек
. Книжные магазины как источник комплектования библиотек
.1 Особенности взаимодействия книжных магазинов и библиотек
.2 Электронные книги. Книжные интернет-магазины как средство текущего пополнения фондов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Библиотеки были и остаются бесплатными учреждениями для всего населения страны. В них приходят люди разного социального положения, вне зависимости от уровня своих доходов, образования, вероисповедания и т. д. Библиотеки ― это учреждения культуры, образования, науки, центры информации и досуга, а подчас и выставочные залы, и музыкальные салоны, и клубы по интересам. Поэтому интересы библиотек к литературе всеобъемлющие: им требуются художественные и деловые, сельскохозяйственные и медицинские, научно-популярные и специальные издания.
Комплектование фондов осуществляется путём ежегодного планового комплектования, книгообмена, безвозмездной передачи, получения в дар, подписке на периодические издания, получение книг от читателей, а также на основе получения обязательного бесплатного экземпляра. Библиотечный фонд формируется на основе печатных и иных носителей информации и содержит источники информации по всем основным отраслям знания.
В этой связи актуальным является исследование вопроса о книжных магазинах как источнике комплектования библиотек. Целью написания курсовой работы является анализ комплектования библиотек, в том числе путем покупки изданий в книжном магазине. Задачи работы:
. Рассмотреть понятие «книжный бизнес»;
. Описать источники и способы документоснабжения фондов библиотек;
. Показать особенности взаимодействия книжных магазинов и библиотек;
. Рассмотреть книжные интернет-магазины как средство текущего пополнения фондов.
Объектом исследования является комплектование фондов библиотек. Предметом исследования – комплектование библиотек путем приобретения изданий в книжных магазинах.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет получить целостное представление о способах комплектования фондов библиотек.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Книжный бизнес и комплектование фондов общедоступных библиотек .1 Понятие «книжный бизнес» Индустрия изготовления книг – издательское и печатное дело – сегодня ушла далеко вперед, оставив книжную торговлю и ее слабо развитую инфраструктуру в догоняющих. Из строго централизованной и идеологизированной отрасли, какой она была в советский период, имевшей четкую систему распределения и учета, заказооборота, сложившиеся формы и методы работы, книжная торговля превратилась в конгломерат отдельных предприятий, преимущественно мелких и средних, не имеющих возможности создавать и применять современные технологии. Все это сдерживает дальнейшее развитие книжного бизнеса, мешает созданию эффективных взаимоотношений в цепочке «издатель – книготорговец – потребитель». В настоящее время, получив свободу действий в рыночных условиях, участники этой цепочки не достигли того уровня отношений, которые объединили бы их для того, чтобы не потерять своего читателя, покупателя. На пути к построению собственного книжного бизнеса необходимо соблюсти следующие этапы: Шаг первый: выбираем формат. Эксперты уверяют, что время классических книжных магазинов с заставленными томами полками и продавцами за прилавком прошло. Будущее принадлежит торговым точкам с большими торговыми залами, где покупатели могут подолгу выбирать книги, просмотрев любую из них и прочитав аннотацию. Перед тем, как открыть свой книжный магазин, решите, какую литературу и в каких объемах вы будете продавать. Проще стартовать с небольшой торговой точки, сформировав ассортимент на основе беллетристики – спрос на эти книги постоянен и не подвержен сезонности. Хотите открыть книжный магазин, который отличается от большинства других? Придумайте собственный стиль и формат. Например, откройте магазин комиксов, детективов или любовных романов. Однако этот вариант сработает только в большом городе, в маленьком вам просто не хватит потенциальных клиентов для окупаемости. Отличный вариант специализации, который подойдет и для большого, и для маленького города, – продажа учебников и пособий. В этом случае вы можете не только продавать новые книги, но и дополнить ассортимент, организовав прием и продажу бывших в употреблении учебников. Шаг второй: готовим помещение. Поскольку книги не относятся к предметам первой необходимости, вам придется потратить немало сил и средств, чтобы привлечь покупателей. Прежде всего, нужно создать комфортную атмосферу, предоставить посетителям возможность не только выбрать и купить книгу, но и приятно провести в вашем магазине время. Знатоки советуют оборудовать под книжный магазин помещение площадью не меньше 80-90 м². Этого хватит, чтобы расставить стеллажи и оборудовать небольшой «уголок читателя» – место, где посетители смогут посидеть и полистать заинтересовавшую книгу. Чтобы вашим покупателям было проще ориентироваться в книжном лабиринте, разделите издания по жанрам и сделайте соответствующие таблички. Помните об удобстве клиентов, сделайте так, чтобы любую книгу можно было легко достать. Не делайте слишком высоких стеллажей, не располагайте книги в несколько рядов один за другим в глубине полки. Современный книжный магазин с широким ассортиментом лучше размещать в отдельном здании или просторном помещении внутри крупного торгового комплекса. Если ваш выбор – букинистика или книги об искусстве, можно разместиться в небольшом (например, полуподвальном) уютном помещении. Такое расположение станет частью имиджа и будет по достоинству оценено знатоками. Шаг третий: формируем ассортимент. Чтобы получить возможность делать хорошую торговую наценку (50-60%), предлагая покупателям хороший товар по приятной цене, нужно напрямую договариваться с издательствами. Чтобы снизить первоначальные затраты, можно договориться о получении товара под реализацию – некоторые издательства согласны получать деньги после того, как заказанные у них книги будут проданы. Помните пословицу «книга – лучший подарок»? Она актуальна и сегодня, поэтому дополните ассортимент изданиями, которые могут стать хорошим подарком: юбилейными, коллекционными, дорого оформленными, универсальными по содержанию (например, сборники афоризмов, собрания рубаёв Омара Хайама, книги для рыболовов или охотников, энциклопедии для женщин/мужчин/подростков/детей). Где взять деньги? Ответ на вопрос о том, сколько стоит открыть свой книжный магазин, зависит от выбранного формата торговли, планируемого ассортимента и других условий. Получить целевой банковский кредит или привлечь инвестора в книжный бизнес сложно. Вы можете воспользоваться нецелевым кредитом и выбрать программу кредитования с учетом того факта, что окупится книжный магазин не раньше, чем через год. Подводные камни. Поскольку в книжные магазины люди отправляются тогда, когда их базовые потребности удовлетворены, а изменения покупательских вкусов трудно предугадать, книготорговля считается высокорискованным бизнесом. Вы можете минимизировать возможные риски, обеспечив своей торговой точке хорошую рекламу и создав в ней все условия для приятного времяпрепровождения. Подводим итоги. Торговля книгами – бизнес для увлеченных своим делом людей. На открытие книжного магазина потребуется немало средств и времени, гарантий стабильного спроса нет. Чтобы ваш магазин был интересен покупателям, необходимо поддерживать в нем соответствующую атмосферу и постоянно менять ассортимент, гибко реагируя на изменения читательских вкусов. 1.2 Источники и способы документоснабжения фондов библиотек
Любая библиотека начинается с комплектования. От состояния документного фонда, систематического и планомерного пополнения в значительной мере зависит успех работы всей библиотечной системы. Именно в процессе комплектования создается база для всей последующей работы.
Процедура комплектования строится на решении двух основных вопросов: что нужно? И где взять?
Ответ на первый вопрос – это выявление и отбор документов, отвечающих задачам библиотеки и потребностям её читателей. Очень важно при этом обладать полнотой информации о том, что выпущено в свет и находится в продаже, а также о том, что планируется к изданию.
Эти сведения необходимы библиотеке, чтобы правильно распределить финансовые возможности и правильно определить круг приобретаемых документов, предупреждая информационные потребности своих читателей. В настоящее время на рынке предлагаются не только книги и брошюры в традиционном (бумажном) виде, но и электронные издания на компакт-дисках, содержащие тексты, аудио-, видео- материалы, мультимедийные произведения.
Задача библиотеки – отобрать документы не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения наиболее эффективной формы их подачи, то есть выбрать подходящие формы документов.
Ответ на второй вопрос позволяет определить наиболее удобный способ приобретения отобранных документов. Выявление источников комплектования – самая сложная и важная часть работы.
Безусловно, при достаточных финансовых ресурсах можно переложить эти обязанности на какую-либо третью организацию, которая исследует предложенный рынок информационных ресурсов и проведёт комплектование в соответствии с задачами библиотеки (так зачастую поступают небольшие библиотеки за рубежом, так предлагают поступать и крупные российские книготорговые организации).
Можно использовать иной путь – комплектовать фонд в ближайшей книготорговой организации (конкретном книжном магазине, издательстве и т.д.), где можно посмотреть книгу, подержать её в руках, опираясь при этом на предлагаемый ассортимент (можно даже подобрать несколько таких организаций), и на более популярные запросы читателей, касающиеся тех изданий, которые им необходимы, и о которых они знают, хотели бы прочитать, использовать в работе.
К сожалению, этот путь ведёт библиотеку вслед за спросом, а не на опережение, и приводит к ситуации, когда имеющиеся источники комплектования не в силах удовлетворить потребности читателей.
В первую очередь нужно решить информационную проблему, то есть получить информацию об изданных в стране документах. Давно известны эти источники комплектования библиотек (речь о традиционных источниках), достаточно открыть любой учебник по библиотечным фондам (рис. 1).
Рис. 1. Традиционные источники комплектования
В период перехода от индустриального к информационному обществу актуализируется проблема оптимизации формирования и функционирования информационных ресурсов общества, важнейшей составляющей которых является библиотечный документный ресурс. От своевременности, полноты, качества пополнения фондов библиотек как наиболее развитой и широкодоступной подсистемы документальных коммуникаций напрямую зависит соблюдение конституционных прав граждан на доступ к информации, обеспечение им комфортной информационной среды для успешных демократических, экономических и культурных преобразований.
Необходимость преодоления современной кризисной ситуации с комплектованием библиотек требует разработки теоретико-методологических основ формирования оптимальной системы документоснабжения библиотечных фондов в условиях информатизации общества. Важнейшей составляющей любой теории являются закономерности развития изучаемого явления, отражающие объективные процессы действительности и позволяющие разобраться в механизмах образования нового, правильно оценить масштабы, возможности и перспективы грядущих изменений.
Изучение возникновения во времени основных элементов системы документоснабжения библиотек, выявление особенностей их перехода из одного качественного состояния в другое, обусловленных постепенным усложнением структурной организации документальных коммуникаций общества, позволило установить три основные закономерности развития объекта исследования. Первой закономерностью является диверсификация источников документоснабжения библиотек вследствие появления новых технологий документизации информации. Действие данной закономерности проявляется в постоянном усложнении системы документоснабжения библиотек в процессе их эволюции за счет развития средств коммуникации и возникновения различных видов специализированных документальных систем, связанных с производством рукописных (скриптории), позже – печатных (типографии), полиграфических, механографических, фотографических, магнитографических, микрографических, лазерографических и других видов документов. Так, на синкретическом этапе функционирования документальной коммуникации не существовало функциональных размежеваний между библиотеками и скрипториями, вследствие чего превалировали автогенерация и автокомплектование библиотечных фондов. Древние библиотеки выполняли функции производства, тиражирования, хранения и предоставления в пользование преимущественно одного вида документа – рукописной книги. Внешними источниками пополнения их фондов также служили библиотеки – личные, храмовые, монастырские.
На этапе дифференциации документальной коммуникации – с усложнением видовой и типологической структуры документного потока, институализацией издательской, полиграфической, книготорговой отраслей возникает необходимость в одновременном использовании в качестве источников пополнения библиотечных фондов учреждений оптовой и розничной книжной торговли, редакций средств массовой информации, издающих организаций, подписных агентств, производителей кино-фото-фонодокументов, обменно-резервных фондов библиотек, издательских подразделений органов научно-технической информации, библиотечных коллекторов, а ныне – полнотекстовых ресурсов электронных библиотек и книжных интернет-магазинов.
Библиотека как самая общедоступная документальная система, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей всех без исключения категорий пользователей и комплектующая свои фонды всеми существующими видами изданий, постоянно отслеживает появление новых носителей информации и оперативно включает их производителей в число источников пополнения своего документного фонда.
Вторая закономерность – сохранения и специализации способов документоснабжения библиотек в процессе эволюции документальной коммуникации проявляется в том, что и на этапе становления библиотеки как социального института, и в настоящее время библиотека пополняет свои фонды способом обязательной поставки, покупки, подписки, дара, копирования, документообмена. В период зарождения системы документоснабжения библиотек, когда информационная инфраструктура общества была еще недостаточно развита, превалировали бесплатные способы пополнения библиотечных фондов: дарение, натуральный налог или реквизиция частных коллекций, обмен, копирование. В условиях широкого распространения книгопечатания и формирования рынка издательской продукции основными способами целенаправленного пополнения документных ресурсов большинства библиотек становятся покупка и подписка, а документообмен и дар используется как вспомогательные – в тех случаях, когда документ невозможно или нерационально приобретать за плату.
На современном этапе – в результате широкого распространения принципиально новых технологий документирования и распространения информации библиотеки осваивают новые способы пополнения своих фондов: электронные покупку, подписку и копирование, получение обязательного экземпляра интернет-документов, электронный документообмен, но используют их не вместо, а параллельно с традиционными, выбирая из существующего арсенала способов снабжения наиболее целесообразные и предпочтительные с точки зрения решаемых ими задач и выполняемых функций. Все без исключения способы пополнения фонда используют, как правило, библиотеки с национальным статусом, выполняющие помимо прочих еще и мемориальную функцию, обязывающую к исчерпывающему собиранию и сохранению всего, что издано на территории страны, а также о стране – за рубежом. Появление аналогичных обязанностей, но выполняемых на более локальном уровне – центральными региональными и ведомственными библиотеками – стимулировало развитие различных видов обязательного экземпляра документов и существенно расширило круг источников пополнения библиотечного фонда. Функционирование специальных библиотек, ориентированных на удовлетворение узкопрофессиональных информационных потребностей, привело к использованию в качестве источников пополнения фонда как отечественных, так и зарубежных учреждений, генерирующих потоки неопубликованных документов, спецвидов научно-технической литературы и документации, в том числе и на машиночитаемых носителях информации. Данные примеры иллюстрируют проявление третьей закономерности – усложнение структуры документоснабжения библиотеки пропорционально расширению ее функций, задач и масштабов деятельности по удовлетворению информационных потребностей пользователей.
Знание выявленных закономерностей позволяет обосновать, что появление качественно новых технологий документизации и передачи информации не приводит к исчезновению основных структурных элементов системы документоснабжения, а лишь способствует перераспределению их функций: новые способы и источники пополнения библиотечных фондов дополняют возможности уже существующих, не отменяя, а взаимообогащая друг друга. Преимущества дистанционного доступа к электронным базам данных велики, но, пока сосуществуют документы на различных носителях информации, интернет-ресурс не способен полностью заменить собой весь имеющийся ныне арсенал способов и источников документоснабжения библиотечного фонда. Расширение интернет-пространства как единой коммуникационной среды для издания, распространения и использования электронных документов фактически стирает границы между издающими организациями и библиотеками, но это не освобождает последние от ответственности за сбор и долговременное хранение сетевых документов. Выполнение библиотеками данной обязанности является гарантией надежности и информационной полноты библиотечного фонда, позволяющего обслуживать пользователей электронными документами в любое время и в любой удобной для них форме, чего не всегда можно достичь при замене "владения" удаленным доступом.
Учитывая, что новые средства коммуникации дополняют возможности предыдущих, но не заменяют их полностью, в основу формирования оптимальной модели документоснабжения как отдельной библиотеки, так и единого распределенного библиотечного фонда страны необходимо заложить механизм взаимодополняющего эффективного использования традиционных и электронных каналов и способов документораспространения. Объективно оценивая позитивные и негативные последствия превалирования тех или иных источников документоснабжения, важно найти такое их сочетание, чтобы не допустить структурных деформаций ядра библиотечного фонда – совокупности профильных документов, необходимых и достаточных для удовлетворения информационных потребностей пользователей. В условиях тотальной интернетизации информационного пространства именно библиотека как координатор формирования жесткоструктурированного электронного и нонэлектронного, территориально близкого и удаленного документного ресурса в состоянии обеспечить наибольшую степень его доступности для пользователя. Документоснабжение – это обеспечение библиотек необходимым материалом из различных источников комплектования. Главным отличием современного состояния документоснабжения библиотек является: – расширение путей комплектования за счет: – расширения круга источников документоснабжения; – создания корпоративных центров по документоснабжению библиотек; – изменения традиционной технологии комплектования в связи с появлением новых технологий и возможностей использования информационных ресурсов сети Интернет; – появления способов дополнительного комплектования с использованием экономического партнерства библиотек с издательствами и книготорговыми организациями в условиях ограниченного бюджетного финансирования; – самостоятельный и осознанный выбор библиотеками источников комплектования.
Комплектование фонда, являясь составной частью его формирования, представляет собой отбор, заказ и приобретение документов, соответствующих функциям библиотеки, информационным потребностям и читательскому спросу ее абонентов.
Существуют три вида комплектования:
– текущее – предполагает пополнение фонда выходящими в свет изданиями;
– ретроспективное – приобретение недостающих документов прошлых лет издания;
– рекомплектование – освобождение фонда от устаревших по содержанию, ветхих, непрофильных и излишних дублетных экземпляров.
По форме комплектование может быть:
Очным – основанное на личном просмотре и отборе документов;
Заочным – основанное на принципе заказов без предварительного просмотра и отбора документов.
По способу комплектования может быть:
Координированным – согласованное комплектование двух и более библиотек с целью разграничение в приобретении документов по тематике, видам приобретаемых документов, устранения неоправданного дублирования;
Кооперированным – комплектование, основанное на объединении ресурсов библиотек для достижения поставленных целей;
Централизованным – комплектование филиалов или сети библиотек одним учреждением (центральным органом). Комплектование фондов осуществляется путём ежегодного планового комплектования, книгообмена, безвозмездной передачи, получения в дар, подписке на периодические издания, получение книг от читателей, а также на основе получения обязательного бесплатного экземпляра. Библиотечный фонд формируется на оcнове печатных и иных носителей информации и содержит источники информации по всем основным отраслям знания.
1. Покупка. Каждый год государство выделяет библиотеке деньги на то, чтобы она сама покупала книги. Первые попавшиеся издания, стоящие в книжных магазинах, конечно, не берут. Для того чтобы закупщик понимал, что именно нужно приобрести для фонда, существует «Профиль комплектования». Это список книг, который составляет специальная группа работников, нанятых непосредственно директором библиотеки.
. Обязательный экземпляр. Закон о том, что каждое издание, выпущенное в пределах страны, должно в двух экземплярах отправляться в библиотеки, вышел ещё при правлении Екатерины II. Правило дошло и до наших дней: сейчас издания должны отправлять из типографий в Российскую книжную палату, а затем – в крупнейшие библиотеки страны.
Обязательным признается экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или специальному правительственному распоряжению:
в государственные книгохранилища;
крупные библиотеки;
информационные и библиографические центры.
Обязательный экземпляр рассылается в данные учреждения в целях:
для государственного библиографического учета выпускаемых документов;
комплектования общенациональных библиотечных фондов, архивов документации;
обеспечения информационной и библиографической деятельности.
Обязательный экземпляр в рамках субъекта Российской Федерации – это экземпляр различных видов документов, изготовленных на территории субъекта РФ, который подлежит передаче производящими их организациями в соответствующие учреждения и организации.
Обязательный местный экземпляр документов – это экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории города или района.
. Дары. Это особый источник поступлений, потому что здесь у каждой книги своя история. Дарителями могут выступать различные организации и частные лица – от генконсульств разных стран, иностранных типографий до частных лиц. Многие политики и общественные деятели практикуют передачу в дар библиотекам экземпляры написанных книг. Они хорошо понимают: если их труд окажется на полке в фондах, он фактически будет увековечен. Очень любят дарить свои рукописи и издания эзотерики, графоманы и поэты.
. Книгообмен. Это не только крайне любопытный, но и экономичный способ пополнения фондов. Например, крупная национальная библиотека может поменять хорошее русскоязычное издание на не менее хорошее иностранное, но при этом ей не приходится иметь дела с валютой, налогами и поставщиками.
Книгообмен – традиционный и многовековой способ общения между читальными залами разных стран, поэтому администрации библиотек и университетов постоянно поддерживают связь, устраивая семинары и обсуждая вопросы обмена.
. Получение книг от читателей взамен утраченных или возмещение стоимости документа (замена).
2. Книжные магазины как источник комплектования библиотек .1 Особенности взаимодействия книжных магазинов и библиотек
Библиотеки были и остаются бесплатными учреждениями для всего населения страны. В них приходят люди разного социального положения, вне зависимости от уровня своих доходов, образования, вероисповедания и т. д. Библиотеки ― это учреждения культуры, образования, науки, центры информации и досуга, а подчас и выставочные залы, и музыкальные салоны, и клубы по интересам. Поэтому интересы библиотек к литературе всеобъемлющие: им требуются художественные и деловые, сельскохозяйственные и медицинские, научно-популярные и специальные издания.
Современные библиотеки сталкиваются с рядом проблем, которые становятся всё более трудными для решения и требуют все возрастающих затрат ресурсов. И это в таких ключевых сферах деятельности, как выявление и приобретение необходимых книг, периодических изданий и других материалов и документов, каталогизация приобретенных изданий и документов, их хранение и консервация, создание условий для их широкого использования.
На книжном рынке библиотеки имеют дело с аудиокнигой, электронной книгой и, преимущественно, печатной книгой. При этом особенностью книги является её двойственность, издание является товаром и одновременно духовным явлением.
Печатную книгу можно продать и заработать деньги, поменять на что-
то ценное, подарить, поставить на полку и создать антураж, т. е. совершать многие действия, приносящие удовлетворение обладателю. Чтение же книги представляет собой событийный процесс, инициируемый разумом и волей читателя. Умение читать позволяет вести внутренний диалог с текстом, создавать поток мыслей, образов и переживаний, актуализировать информацию и извлекать смыслы, осваивать новый опыт и расширять наши представления. В общем, книги имеют свою цену и обладают ценностью.
Ежегодно в стране издаётся не менее 120 тысяч наименования книг. Однако в книжные магазины нашего региона не попадает до 70% издаваемых в стране книг. Новая литература оседает в тех городах, в которых издаётся. В настоящее время едва ли не половину библиотечных фондов составляют устаревшие и практически невостребованные издания.
Сами библиотеки (в силу своей природы) стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможной полнотой выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, именно библиотеки выдвигаются в числе тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единство и периферии, и центра.
Одна из важнейших задач сегодня ― сделать информацию о книге на всех этапах её жизненного цикла единой. Открытой и доступной для всех участников книжного рынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты.
Сегодня в условиях рыночной конкуренции в книжном бизнесе всё большую роль играют информационные технологии, которые очень помогают в работе по комплектованию книжных фондов.
В настоящее время Интернет предоставляет большие возможности для получения разнообразной текстовой и визуальной информации и становится неотъемлемой частью образовательной и научной среды. Зачастую, работая в Интернете, можно разыскать издание, на поиски которого раньше уходили недели.
Важным направлением в развитии фондов становится расширение комплектования электронными изданиями, которые сохраняют практически все свойства и особенности печатного издания и, кроме того, обеспечивают дополнительные возможности работы с ними.
Особая тема ― несоблюдение ГОСТов издателями и книготорговцами. К сожалению, далеко не всегда соблюдаются правила библиографического описания, проставления ISBN.
Ещё одним фактором, мешающим правильно строить отношения внутри книжного рынка, является переоценка библиотек как равноправного субъекта книжного рынка. Произносимые и печатные оценки суммарной доли библиотек в денежном отчислении приобретённых изданий (10%) являются неточными, если не сказать неверными.
Во-первых, библиотека ― самый стабильный и надёжный участник рынка: если библиотека перестанет покупать книги, она немедленно умрёт как организация.
Во-вторых, по другим сведениям доля библиотек в покупке литературы достигает до 30%, особенно в регионах.
В-третьих, для периодики доля библиотек ― 70-80%.
Таким образом, библиотека и с этой позиции является полноправным участником рынка и её никак нельзя игнорировать.
Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы.
Процесс чтения сегодня очень сложен, и в этой области много проблем. Налицо смена модели чтения, а сама информация стала намного более разнообразной и многоплановой, так что ситуация требует особого внимания и к традиционной (печатной), и к новой (электронной) книге.
Помочь читателям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить горожан в информационное поле современной литературы, текущего литературного процесса, осуществлять доступ к книжным новинкам, преодолевая при этом высокий порог цен и отсутствие книг на провинциальном книжном рынке – задачи для комплектатора сложные, но решаемые.
Безусловно, тема находится в постоянном развитии, целенаправленно продолжается работа с книгами нового века: мы знакомимся с литературной ситуацией, опираясь на «толстые» журналы и книжные новинки, которые нам удаётся приобретать.
Среди современных отечественных авторов часто обсуждаются братья Стругацкие, Людмила Петрушевская, Макс Фрай, Леонид Филатов, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин, Андрей Геласимов, Борис Акунин, Дина Рубина, Людмила Улицкая.
Произведения зарубежной художественной литературы пользуются, пожалуй, даже несколько большим вниманием читателей.
Среди автором, обсуждаемых отдельно и подробно, ― Кен Кизй, Харуки Мураками, Рэй Брэдбери, Ричард Бах, Стефани Майер, Януш Вишневский, Джон Фаулз, Диана Сеттерфилд, Иэн Макьюэн, Пелем Грэнвил Вудхауз, Пауло Коэльо, Джонатан Коу, Мэри Стюарт, Дафна Дюморье, Анна Гавальда, Фредерик Бегбедер, Эрих-Эммануэль Шмитт и др.
Конечно, читают и классику. Она обсуждается в таких темах, как «Любимые книги», «Книги, которые стоит прочитать», особенно в рейтинговых темах:
«Пять книг, изменивших сознание», «Десять самых классных книг» и т. д.
Часто среди перечисляемых авторов встречаются классики отечественные ― Ф. М Достоевский («Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»), Л. Н. Толстой («Война и мир»), И. С Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), А. И. Куприн («Суламифь», «Олеся»), И. А. Бунин «Тёмные аллеи» и другие произведения). Рекордсменом здесь можно считать М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мотивируется чтение классики обычно тем, что необходимо пополнить свой «читательский багаж» такими произведениями, которые должен прочесть каждый, чтобы иметь представление о лучших достижениях мировой и отечественной художественной литературы. Такие стремления наблюдаются у определённой части продвинутых читателей, уже обладающих достаточным читательским опытом для того, чтобы понять ― в литературе в большой степени присутствует то, что имеет отношение к вечным человеческим ценностям.
Привлекать или «соблазнять» книгой, безусловно, должны библиотекари, только для этого нужен настоящий ценитель подлинной литературы, способный увлечь и «заразить» своим отношением к книге других и дать им вектор на духовное возвышение. .2 Электронные книги. Книжные интернет-магазины как средство текущего пополнения фондов
Книги ― источник информации, развлечение, хобби, верные помощники или необычная, яркая страсть, эмоции, воображение, способ путешествия сквозь время и огромные расстояния. Отношение к книгам различно, но представить без них нашу жизнь просто невозможно. Однако письменное слово претерпевает внешние изменения: строки, написанные от руки, печатные страницы, новые переплеты, изменение запаха у новых книг, другая бумага, другая краска и, наконец, современные электронные книги.
Электронные книги не имеют запаха, не передают шелеста страниц, их не поставишь на полку, любуясь красивыми толстыми переплетами, они менее материальны, чем традиционные книги, и, как считают многие, лишены таинственной магии своих предшественников. Между тем популярность электронных книг стремительно растет, и во многих домах они прекрасно уживаются с традиционными печатными изданиями…
Необходимо отметить, что термин «электронная книга» применяется как для произведений, представленных в цифровой форме, так и в отношении устройств, используемых для их прочтения. В своем выступлении я хотела бы рассмотреть электронный текст как разновидность книги в современном мире.
Первая электронная книга была создана в 1971 г. Майклом Хартом, который впечатал текст Декларации независимости США в компьютер. Так путём создания электронных копий большого количества книг получил начало проект «Гутенберг».
В России книга в машиночитаемом формате появилась в 70-х гг. прошлого столетия как ответ на тотальный дефицит издаваемой (и технической, и художественной) литературы и так же, как за рубежом, являлась одной из форм самиздата. Появление в 1990-е годы недорогих офисных и бытовых сканеров и программ распознавания текста привели к повсеместному распространению электронных книг и обеспечили их значительный ассортимент. В это время электронные книги издаются в основном на оптических CD-дисках. Примечателен тот факт, что появление электронных библиотек было инициировано не библиотекарями, не филологами, а именно читателями, которыми и был осуществлен перенос чтения из традиционной среды в цифровую.
Тесно связан с изданием электронных книг выпуск аудиокниг, под которыми обычно понимаются художественные произведения, начитанные профессиональным актером или иным исполнителем либо группой исполнителей и записанные на любой звуковой носитель.
Удобство использования аудиокниг, особенно в транспорте, приводит к тому, что спрос на них возрастает, и они в определенной степени способны частично замещать традиционные электронные книги. Кроме того, аудиокниги нередко содержат также электронные тексты, иллюстрации, справочную информацию, то есть одновременно могут рассматриваться в качестве электронных книг или мультимедийной продукции.
Развитие сетевых технологий создало предпосылки для появления многочисленных «электронных библиотек», под которыми обычно понимают доступные через Интернет или локальные сети упорядоченные коллекции преобразованных в цифровую форму литературных произведений и иных документов, снабженные средствами поиска и навигации. Как показывает практика, по мере распространения доступа к Интернету значительно возрастает число читателей электронных версий изданий, поэтому некоторые авторы изначально стали публиковать свои произведения в Сети. Таким образом, классифицируя электронные книги исходя из признака наличия или отсутствия печатного издания-прототипа могут быть выделены следующие два вида электронных книг: электронные версии печатного издания и электронные книги, изначально выпускаемые в электронном (цифровом) виде.
Понятие «электронно-библиотечной системы» получило в настоящее время закрепление в нормативных правовых актах, являющихся базовыми для всей сферы высшего профессионального образования.
Электронно-библиотечная система ― совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО и иных нормативных актов, в частности:
– обеспечивающая возможность доступа каждого обучающегося к ЭБС;
– включающая учебные и учебно-методические издания по основным изучаемым дисциплинам без ограничения какой-либо отдельной предметной областью или несколькими специализированными областями. ЭБС должна включать учебные издания, выпущенные значительным числом российских издательств учебной литературы;
– содержащая учебную литературу, изданную за последние 10 лет; литературу по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет;
– использующая издания на основании прямых договоров, заключенных с правообладателями;
– обеспечивающая возможность осуществления одновременного индивидуального доступа ко всей системе не менее чем для 25% обучающихся;
– обеспечивающая возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к каждому изданию, входящему в систему,
не менее чем для 25 процентов обучающихся;
– обеспечивающая возможность доступа обучающихся к системе из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;
– зарегистрированная в качестве электронного СМИ в установленном порядке;
– использующая для организации работы ЭБС зарегистрированную в установленном порядке программу для ЭВМ (собственную или используемую на основании договора с правообладателем);
– использующая для организации работы ЭБС зарегистрированную в установленном порядке базу данных материалов (контента) ЭБС (собственную или используемую на основании договора с правообладателем).
За прошедшие несколько лет после начала внедрения ЭБС стали одними из самых популярных источников получения учебной литературы, наряду с интернет-сайтами и вузовскими библиотеками, так как, помимо полнотекстового доступа к контексту, они предлагают своей аудитории многочисленные возможности конспектирования, комментирования, цитирования, персонификации личного кабинета или целой электронной библиотеки.
Основными преимуществами ЭБС являются:
– удобство использования;
– возможность одновременного доступа ко многим источникам;
– наличие большего числа источников по сравнению с обычной библиотекой;
– экономия времени;
– возможность круглосуточного доступа к учебным материалам.
Среди недостатков ЭБС называются технические проблемы и сложность восприятия информации с экрана компьютера. В то же время 20% респондентов отметили, что никаких недостатков в работе ЭБС нет, а 45% опрошенных признались, что для них электронные форматы учебной литературы являются более предпочтительными, чем традиционные.
Существуют принципиальные различия между традиционной электронной библиотекой и электронно-библиотечной системой, равно как отличаются их функциональные характеристики.
Во-первых, формирование электронно-библиотечных систем наиболее характерно для образовательной сферы. Тогда как электронная библиотека может включать контент различной тематики в зависимости от специфики и аудитории ресурса (художественная, научная, узкоспециализированная литература и др.), электронно-библиотечная система должна включать в себя широкий спектр учебной, научной и иной литературы, используемой в учебном процессе. Именно применение в сфере образования является ключевой характеристикой ЭБС, определяющей контент системы, включающей лекции, учебники, монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебные модули, комментарии специалистов, первоисточники и иные материалы по соответствующим областям знаний.
Во-вторых, в отличие от электронной библиотеки, электронно-библиотечная система (ЭБС) является более сложной систематизированной совокупностью электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам. Такая ЭБС должна быть снабжена многочисленными дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними. Иными словами, определение электронно-библиотечной системы представляет собой комплекс конкретных требований и пожеланий по внедрению новых информационных технологий в процесс работы с контентом в целях поддержки образовательной деятельности. Это означает, что в базе данных ЭБС хранится не только статистическая информация, но и активные данные, позволяющие решать пользовательские задачи с максимальной эффективностью.
И наконец, главное отличие электронно-библиотечной системы от электронных библиотек заключается в наличии дополнительных возможностей, позволяющих использовать такую систему в соответствии с ее предназначением в рамках образовательного процесса. К таким дополнительным возможностям следует отнести специализированные сервисы по работе с текстом документов, поиска, навигации; сервисы, позволяющие читателям формировать свои личные «книжные полки», цитировать и конспектировать при работе с ЭБС размещенные в ней издания, а также создавать закладки в книгах для удобства чтения и многое другое.
Итак, если электронная библиотека, являясь посредником между информацией и пользователем, выполняет просветительскую функцию и реализует задачу по сохранению фондов, то электронно-библиотечная система характеризуется узкоспециализированным контентом, целевым характером использования и четкой ориентированностью на модернизацию образовательного процесса.
С помощью Интернета можно быстро и дешево (по сравнению с традиционными способами) выйти на международный рынок. Интернет работает круглосуточно без участия продавца, обеспечивает возможность продажи товаров без посредников, что позволяет продавать товар по более низким ценам. Кроме того, Интернет уменьшает издержки, связанные с реализацией продукции и ее рекламой, значительно расширяет географию сбыта и в конечном итоге увеличивает объем продаж и число покупателей, снижает стоимость продукции.
Совершенно очевидно, что приобретение литературы через Интернет в России позволит расширить свою нишу в общем товарообороте книжной торговли.
Библиотеки получили уникальную возможность комплектования своих фондов по всему спектру печатных, электронных и видеоизданий непосредственно через Интернет. Во многих случаях такое комплектование может быть менее затратным по сравнению с традиционными способами. В настоящее время многие издательства предоставляют возможность осуществлять поиск книг в электронных каталогах и заказывать необходимые источники непосредственно по Интернету. Способ доставки выбирает заказчик. Для индивидуального покупателя наиболее приемлемой является доставка по почте. Причем, почтовые пересылки осуществляются по всей территории России, а иногда и ближнего зарубежья.
Источники информации и приобретения литературы можно разделить на несколько категорий. Прежде всего это:
– книжные издательства, которые имеют в своем составе структуру, занимающуюся сбытом выходящей в свет литературы;
– книжные магазины, осуществляющие продажу печатной продукции не только в стенах данного учреждения, но и использующие возможности Интернета;
– виртуальные книжные магазины с продажей печатной продукции исключительно через Интернет.
Издательства:
. "Аванта+"
. "Азбука" +"
. "Армада» ("Альфа-книга")
. "АСТ"
. "Вагриус"
. "Весь мир"
. "ВЕЧЕ"
. "ВЛАДОС"
. "Высшая школа"
. "ГРАНД-ФАИР"
. "Дашков и К"
. "Дрофа"
. "Дело"
. "ИНФРА-М"
. "Карапуз"
. "Книгочiй-аудио". Литература на CD.
. "КноРус"
. "КОРДИС & МЕДИА"
. "Мир"
. "Оникс 21 век"
. "Питер"
. "Просвещение"
. "Росмен"
. "Росспен"
. "Финансы и статистика"
. "Эгмонт Россия"
. "ЭКСМО-Пресс"
. "Юристъ-Гардарика"
Книжные Интернет-магазины:
. "Амазон"
. "Библио-глобус"
. "Бизнес-книга"
. "Болеро"
. "Колибри"
. "Русская библиотека"
. "Чакона"
Виртуальные книжные магазины:
. "Библион-Русская книга»"
. "Глагол"
. "Книги России"
. "Озон"
. "Computerbook"
. "Мистрал"
. "Новая книга"
. "Русская книга"
. "Пресса"
Заключение
Любая библиотека начинается с комплектования. От состояния документного фонда, систематического и планомерного пополнения в значительной мере зависит успех работы всей библиотечной системы. Именно в процессе комплектования создается база для всей последующей работы.
Комплектование фондов осуществляется путём ежегодного планового комплектования, книгообмена, безвозмездной передачи, получения в дар, подписке на периодические издания, а также на основе получения обязательного бесплатного экземпляра. Библиотечный фонд формируется на оcнове печатных и иных носителей информации и содержит источники информации по всем основным отраслям знания.
Современные библиотеки сталкиваются с рядом проблем, которые становятся всё более трудными для решения и требуют все возрастающих затрат ресурсов. И это в таких ключевых сферах деятельности, как выявление и приобретение необходимых книг, периодических изданий и других материалов и документов, каталогизация приобретенных изданий и документов, их хранение и консервация, создание условий для их широкого использования. Эти проблемы в настоящее время обостряются ростом количества и разнообразием научно-технической и социально значимой литературы, ростом цен на эту литературу.
На книжном рынке библиотеки имеют дело с аудиокнигой, электронной книгой и, преимущественно, печатной книгой. При этом особенностью книги является её двойственность, издание является товаром и одновременно духовным явлением.
Сами библиотеки (в силу своей природы) стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможной полнотой выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, именно библиотеки выдвигаются в числе тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единство и периферии, и центра.
Список использованных источников и литературы
книжный магазин комплектование библиотека
1. Беляков С. Какие книги нужны библиотеке? // Урал, 2009. – № 4. – c. 237-240.
. Библиотечный фонд: вопросы формирования, использования и сохранности: сб. науч. ст. / под ред. Д.М.Цукерблат. – Новосибирск: Гос. публич. б-ка СО РАН, 2009. – 282 с.
. Ванеев А.Н. История библиотечного дела и библиотековедения. – М.: Российская национальная библиотека, 2012. – 308 с.
. Григорьев, В.Г. Мы стоим у истоков «новой книжности» / Григорьев В.Г. // Книжная индустрия.- 2010. – №1. – с. 8 – 11.
. Гриханов Ю.А. Библиотечные фонды: стратегия развития: монография / Ю.А. Гриханов, Н.З. Стародубова, Н. И.Хахалева. – М.: Пашков дом, 2010.- 144 с.
. Гриханов, Ю.А. Великая миссия обязательного экземпляра // Мир библиографии, 2009. – № 3. – с. 34-38.
. Грошева С. В. Соотношение традиционных и электронных информационных ресурсов в универсальной научной библиотеке: на примере Приволж. фед. окр. Рос. Федерации: автореф. дис.: 05 25. 03. / С. В. Грошева; Самар. гос. акад. Культуры и искусств. – Самара, 2010 г. – 20с.
. Джиго А. Оценка фондов библиотеки / А.Джиго, С.Митрофанова, Н.Стародубова, Л.Толчинская. – М.: Пашков дом, 2012. – 199 с.
. Джиго А., Калинин С. Основные стандарты по библиотечному делу. – М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. – 192 с.
. Кипарисов Ф. Библиотека современного читателя. – М.: Книга по требованию, 2012. – 152 с.
. Морева О.Н. Библиотечный фонд как объект менеджмента / О. Н, Морева // Библиотечный фонд: вопросы формирования, использования и сохранности: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-тех. б-ка – Новосибирск, 2009. – с. 15-30.
. Морева О.Н. Комплектование библиотечного фонда. – М.: Профессия, 2012. – 144 с.
. Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии. – М.: Профессия, 2010. – 344 с.
. Рубанцева, М.Ш. Кризис на книжном рынке России: что изменилось за полгода? / Рубанцева М.Ш. // Университетская книга.- 2009. – №3. – с. 14 – 17.
. Соляник А.А. Система документоснабжения библиотечных фондов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 128 с.
. Столяров Ю. Электронный библиотечный фонд // Вестник библиотек Москвы, 2009. – № 4. -с.15-19.
. Сухоруков К.М. Альтернативные способы комплектования библиотек // Университетская книга.- 2009. – №3. – с. 38 – 40.
. Сухоруков К.М. Антикризисное управление комплектованием библиотечных фондов // Университетская книга.- 2009. – №3. – с. 40 – 42.
. Сухоруков К.М. Книгораспространение в условиях рынка / Сухоруков К.М. // Университетская книга.- 2009. -№3. – с. 24 – 30.