- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,52 Мб
Конфессиональное пространство Москвы
Курсовая работа на тему: Конфессиональное пространство Москвы Содержание
Введение
Глава 1. Религиозные объединения Москвы
.1 История формирования конфессиональных организаций в Москве
.2 Организационная форма религиозных объединений в Москве
Глава 2. Структура конфессионального пространства Москвы
.1 Христианские конфессии
.2 Иудейские общины
.3 Мусульманские общины
.4 Буддистские общины
.5 Конфессии «новых религий»
Глава 3. Конфессиональный состав округов Москвы
Глава 4. Межконфессиональное взаимодействие на примере Москвы: проблемы и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 Введение
По разнообразию исповедуемых религий Россия – страна уникальная. Среди ее населения даже в пределах Москвы можно встретить последователей всех мировых религий: христианства (православных, католиков, протестантов), ислама, буддизма, иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований. «Новые религии» вызывают интерес как у представителей традиционных вероисповеданий, так и у академических ученых, причем, как правило, оценки этому явлению даются совершенно различные.
Конфессиональная ситуация оказывает влияние на самые разные стороны жизни, на политическую ситуацию. Москва – уникальный музей под открытым небом. Здесь можно встретить не только величественные христианские соборы, но и духовные памятники других религий. Эти воплощенные в камне свидетели истории помогают лучше узнать друг друга, познать и понять культуру людей, живущих рядом.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена множеством проблем межэтнического и религиозного характера, активизировавшихся в Москве в последнее десятилетие. Знать суть каждой из наиболее крупных религий в Москве детально важно для регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений.
Целью курсовой работы является выяснение степени значимости различных аспектов и проблем религиозных конфессий для социальной, культурной, экономической и политической жизни московского общества и государства в целом. В связи с этим мной по ходу выполнения исследования будут решаться следующие задачи:
. Изучена история образования тех или иных религиозных конфессий на территории Москвы.
2. Выяснен религиозный состав Москвы и проведен анализ этих религий.
. Установление проблем и основных аспектов дискуссии при взаимодействии представителей различных религий в Москве.
. Выведен прогноз религиозного развития и конфессионального состава столицы на ближайшее десятилетие.
. Другие, второстепенные задачи. Глава 1. Религиозные объединения Москвы
.1 История формирования конфессиональных организаций в Москве
Крупнейшая религиозная организация Российской Федерации и Москвы – Русская православная церковь. В конце X в. православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата. С 1325 года митрополичья кафедра перенесена в Москву, ставшую общерусским церковным центром. В 1448 году провозглашена автокефалия (независимость) Русской православной церкви. В 1589 году учреждено патриаршество, упраздненное в 1721 году Петром I и восстановленное в ноябре 1917 года. Поместным собором Русской православной церкви в июле 1990 года Патриархом Московским и всея Руси избран Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер, р. 1929 г.). Резиденция Святейшего Патриарха находится в Даниловском монастыре, возвращенном Московской Патриархии в 1983 году. В нем проводятся Архиерейские соборы Русской православной церкви. Поместный Собор Русской православной церкви 1988 года принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церковью», согласно которому: «Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского и является постоянным членом Священного Синода по кафедре». С 11 июня 1977 года митрополитом Крутицким и Коломенским назначен митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков). Руководство Московской епархии Русской православной церкви размещается в Москве в Новодевичьем проезде.
Ислам – одна из мировых религий, которая объединяет коло 1 млрд. человек. Слово «ислам» является производным от слова «салям», что значит «мир». Основатель религии ислама, по убеждению мусульман – пророк Аллаха и Его посланник Мухаммад. Говоря об исламе, следует сказать, что на территории России он впервые появился в 9 веке у Волжских булгар. К 1917 году в Российской империи насчитывалось более 10 млн. мусульман и действовало около 30 тыс. мечетей. Крупными мусульманскими центрами того времени были Казань и Москва. В настоящее время на территории бывшего СССР число последователей ислама (как убежденных, так и воспринимающих его скорее как культурно-национальную традицию) достигает 80 млн. человек, в том числе в России – 12 млн. человек.
Отмечая образование католических и протестантских религиозных организаций в России и в ее столице – Москве, следует обобщенно сказать, что их история ведется с первой половины прошлого века; а сектантских и последователей так называемых «новых религий» – с середины 1990-х гг., активно развиваются и модернизируются в настоящее время. Ниже мной подробно будут рассмотрены основные и второстепенные конфессии Москвы с кратким экскурсом в историю их образования.
.2 Организационная форма религиозных объединений в Москве
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет религиозное объединение – как добровольное объединение граждан страны, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Согласно Конституции Российской Федерации все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Радикальные изменения, начавшиеся в Советском Союзе во второй половине 80-х годов, коренным образом изменили содержание и характер общественно-политической жизни в стране. Одной из характерных тенденций этих изменений стала, в частности, интенсивная активизация социальной деятельности различных христианских объединений, сопровождающаяся стремительным ростом числа религиозных организаций разных деноминаций, речь о структуре и численности которых пойдет ниже. Глава 2. Структура конфессионального пространства Москвы
.1 Христианские конфессии
Православие
Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в Москве религий. Оно представляет собой восточную («византийскую») ветвь христианства, развивающуюся с середины 11 века как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей.
Московская Патриархия самое крупное религиозное объединение в столице. Имеет 320 приходов и подворий. На территории Москвы действует Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Сретенская духовная семинария, дающие богословское образование мирянам, и получившие в последние годы статус государственных высших учебных учреждений. Появляются православные лицеи и гимназии. Издается «Журнал Московской Патриархии», выходят журнал «Православная беседа», общецерковная газета «Московский церковный вестник». Официальный сайт Издательского Совета Русской православной Церкви – www.orthodox.org.ru. Число архиереев на сегодня – 175, из них 132 епархиальных, 32 викарных и 11 находящихся на покое. В патриаршем ведении находятся четыре мужских и женских обители в Москве. Количество храмов и часовен в Москве увеличилось с 645 до 724. В Москве насчитывался 1681 священнослужитель, из них священников – 1191, диаконов – 490.
Русская православная старообрядческая церковь
Общины и епархии размещены в основном в Москве и Московской области. Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси. Официальным печатным органом является журнал «Церковь».
Римско-католическая церковь
В настоящее время Римско-католическая церковь в России имеет около 100 общин, управление которыми в основном осуществляют апостольские администратуры в Москве, возглавляемые епископами. Действуют две духовные семинарии, одна из которых – «Пресвятая Дева – Царица Апостолов», благотворительная организация «Каритас». С 1990 года в Москве аккредитован дипломатический представитель Ватикана. В 1992 году возобновило деятельность, прерванную в 1820 году, Российское отделение Ордена Иезуитов. Орден главным образом осуществляет религиозно-просветительскую работу. В Москве действуют семь зарегистрированных католических приходов: Святого Людовика, Святых апостолов Петра и Павла, Непорочного зачатия, Пресвятой Девы Марии, Божией Матери Фатимской и пр. В них работают 29 священников и 50 монахинь. Социологи оценивают общее количество католиков в Москве в 65 тысяч человек, из которых регулярно присутствуют на богослужениях 4-5 тысяч человек. С 1990 года в Москве стал выходить сначала католический информационный бюллетень, а сейчас общехристианский журнал «Истина и жизнь», базой которого явилось одноименное информационное агентство и книжное издательство. Официальными печатными органами апостольской администратуры в Москве стали газета «Свет Евангелие» и журнал «Теология». В ноябре 1991 года основан колледж католической теологии им. Св. Фомы Аквинского, основная цель которого – дать богословское образование мирянам, и в особенности, молодежи.
Российский Союз Евангельских христиан-баптистов
В 2007 году Московская община евангельских христиан-баптистов отметила 125-летие евангельского движения в Москве. Центр Союза евангельских христиан-баптистов находится в районе Бульварного кольца в здании, где раньше располагалась евангелическо-лютеранская церковь. В центр входит Московская церковь. Прихожане называют ее центральной, или иерусалимской. Тут размещается Совет Союза евангельских христиан-баптистов, проходят съезды Союза, встречи с представителями других христианских течений. Здесь находятся также канцелярия старшего пресвитера по Российской Федерации, отдел подготовки служителей, редакция журнала «Братский вестник», международный и некоторые другие отделы ЕХБ. На сегодняшний день Центр насчитывает около 10 тысяч постоянных членов. В целом по стране насчитывается около 1000 общин ЕХБ, включающих в свои ряды порядка 80 тысяч членов.
По данным Министерства Юстиции РФ, было зарегистрировано 724 поместных церкви, 33 религиозных центра, 48 миссий Союза ЕХБ РФ, 33 общины и 10 миссий ЕХБ. Остальные действуют без регистрации. Приоритетом служения церквей является евангелизация населения России, поиск новых форм богослужения, выход в средства массовой информации, создание среди верующих малых групп для серьезного изучения Священного Писания. Руководит работой Союза Совет, состоящий из пресвитеров региональных объединений. При нем функционируют отделы образования, внешнецерковных связей, музыкальный, общий, миссионерский, архитектурно-строительный, воскресных школ и др. Союз ЕХБ России имеет систему духовных школ. Среди них главное место занимает Заочный библейский институт в Москве, действующий уже более 30 лет. Он готовит для работы пасторов, миссионеров и руководителей воскресных школ. С 1993 г. функционирует также Московская богословная семинария. Кроме того практически при каждой общине имеется воскресная школа для детей. При многих поместных церквях действуют самостоятельные миссии. Союз ЕХБ РФ имеет издательство «Христианин и время», издает женский журнал «Мария», газету «Христианское слово» и одноименный журнал, бюллетень «Пилигрим» и другую христианскую литературу. В Москве также находится независимое издательство «Протестант», выпускающее различную литературу по религиозной тематике, в т.ч. и переводную. За последние годы возросла роль членов Союза ЕХБ РФ в различных видах миссионерской и благотворительной деятельности: созданы ассоциации христиан-медиков и христианских предпринимателей; за пределами Москвы организованы свои фермерские хозяйства.
.2 Иудейские общины
Самой крупной общиной ортодоксального иудаизма является Московская хоральная синагога. Она имеет мецепекарню, культурный центр, библиотеку. Община поддерживает широкие связи с иудейскими общинами всей России, а также Израиля, США, Канады, Венгрии, Румынии и других стран. С 1960 г. действует духовная школа – иешива, которая готовит раввинов, переписчиков Торы и других служителей синагоги. В 1992 году была открыта еще одна иешива – «Мекор-Хаим». В москве функционируют также еврейское среднее («Мигдалор») и высшее («Туро-колледж») светские учебные заведение, где преподаются и религиозные дисциплины. В Москве также действуют несколько общин хасидов Любавического направления. Действуют две иешивы, в т.ч. одна женская. Все общины ведут активную благотворительную деятельность. В Москве функционирует и община последователей реформированного иудаизма – «Гинейни». На территории Москвы функционировали помимо вышеперечисленных также Московская еврейская религиозная община (МЕРО), Измайловская еврейская община,Московская еврейская община «Северная», Войковская община, Религиозная община бухарских евреев «Броха», община грузинских евреев, а также религиозные образовательные учреждения, среди которых: коллель «Биркат Ипхак», иешива «Торат Хаим», высшее духовное училище «Огалей Яаков».
2.3 Мусульманские общины
Главная мечеть московских мусульман – Московская соборная мечеть, находится на станции метро «Проспект Мира». Имам-хатыб мечети – шейх Равиль Гайнутдин, который является также президентом Исламского центра мусульман Москвы и Московской области. Московская община мусульман, в которую, кроме татар, входят люди различных национальностей – последователи религии ислама, является второй по величине после православной в столице России. В столице сейчас проживает свыше 150 тысяч татар – это третье по численности после украинцев и евреев национальное сообщество в городе. В Москве также действует исламский центр, ряд магазинов «халяльной» пищи. Местная религиозная организация мусульман районов Северного и Южного Бутово города Москвы «Милость» является религиозным объединением мусульман в составе и под управлением Духовного Управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), образованная в целях совместного исповедания и распространения Ислама. В состав «Организации» входят на добровольных началах совершеннолетние граждане, исповедующие Ислам, достигшие 18 лет, постоянно или временно на законных основаниях проживающие на территории города Москвы. Основные направления деятельности общины:
1. Приобретение и использование религиозной литературы, отвечающей требованиям устава общины, а также других предметов и материалов религиозного назначения.
2. Производство, экспортирование, импортирование и распространение предметов религиозного назначения, религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, отвечающих уставу.
. Учреждение издательских, производственных, сельскохозяйственных и других организаций, а также благотворительных заведений (приютов, интернатов, и др.).
4. Использование средств массовой информации.
5. Обучение вероучению Ислама, создание школ, групп и иных форм обучения Исламу детей и взрослых на основании учебных программ и учебных пособий, официально одобренных ДУМЕР, использование в этих целях собственных помещений, либо помещений государственных или общественных организаций на договорных началах, а также в жилых помещениях.
. Создание при организации обществ для благотворительности, изучения и распространения исламской литературы и иной культурно-просветительской деятельности.
7. Осуществление благотворительности и милосердия.
8. Организация паломничества в священные места мусульман.
В районе «Северное Бутово», испытывающем на сегодняшний день засилье последователей ислама, складывается целая мусульманская инфраструктура. Так, в систему исламских учреждений там входят детские сады, парикмахерские, магазины. В районе станции метро «Измайловская» расположена крупнейшая дискотека для мусульман. В 1990 году была учреждена «Исламская партия Возрождения» со штаб-квартирой в Москве.
Религиозное образование, знание арабского языка (языка канонического Корана) – верующие, в том числе и дети, получают на занятиях, организуемых при мечетях. Кадры служителей готовятся в специальных учебных заведениях – медресе и исламских институтах.
.4 Буддистские общины
Среди традиционных буддистских общин города Москвы выделяют Объединение буддистских общин Москвы, Московский буддийский центр Ламы Цонкапы – религиозную организацию, объединяющую последователей буддизма Махаяны в Москве и ряд других более мелких столичных буддистских организаций. Центр Ламы Цонкапы был создан группой учеников постоянно живущего в России тибетского ламы (наставника) геше Джампа Тинлея в 1996 году. В 2000 году он получил перерегистрацию в Министерстве Юстиции РФ в качестве филиала Традиционной Буддийской Сангхи России. Центр Ламы Цонкапы объединяет около 150 человек, серьезно изучающих и практикующих тибетский буддизм. Своими основными духовными учителями члены Центра считают Его Святейшество Далай-ламу XIV, геше Джампа Тинлея, а также главу буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX. Деятельность Центра направлена на возрождение и сохранение в России буддизма Махаяны, создание благоприятных условий для изучения теории и практики тибетского буддизма, поддержку культуры и духовного наследия Тибета. Центр организует лекции и семинары буддийских учителей в Москве и Подмосковье. Одним из важнейших направлений деятельности Центра является издание буддийской литературы. В настоящее время на базе Центра действует издательство «Цонкапа» («Tsongkhapa publications»), которое занимается выпуском книг по буддийской философии и практике. С 1999 года у Центра Ламы Цонкапы есть свое помещение в Москве.
Московский буддийский центр Кагью Самье Дзонг
Центр был открыт в Москве осенью 1996 года. Основной учитель – Аконг Тулку Ринпоче – является одним из держателей линии Карма Кагью, он достиг полной реализации в практике Ваджраяны и, в частности, Махамудры. Он входит в число шестнадцати лам, получивших особые посвящения от Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы. В школе Кагью тибетского Буддизма акцент делается на интенсивную практику.
Маленькая вьетнамская буддистская община «Соломенная хижина» существует в Москве с 1993 года, зарегистрирована официально с 1995 года. Два раза в месяц в ней проводятся богослужения, вместе отмечаются традиционные для этой религии праздники – день рождения Будды, Новый год по лунному календарю, день поминовения всех усопших и почитания родителей. конфессиональный религиозный община москва
.5 Конфессии «новых религий»
«Новые религии» – выражение не только более общее, но и нейтральное, в то время как, например, слово секта сразу вызывает негативную реакцию у большинства членов общества, поскольку содержит в себе отрицательную оценку этого явления. С 1990 года Россия действительно испытала наплыв «новых религий», большинство из которых пришло с Запада. Их появление происходило в контексте глобальных и болезненных экономических и политических перемен переходного периода, а также глубоких культурных перемен. Закон о свободе совести 1990 года помог избавиться от тотального государственного контроля над религиозной жизнью. Закон был составлен в полном согласии с положениями Европейской конвенции о правах человека, подписанной Россией, и приветствовался практически всеми религиями, включая Русскую Православную Церковь. Закон помог тысячам религиозных общин, как православным, так и другим, занять свое место в обществе и свободно организовать и поддерживать свою деятельность. Однако, впоследствии Закон стал предметом критики Русской Православной Церкви и некоторых других слоев общества из-за недостатка в нем положений, обеспечивающих защиту от конкуренции и опасностей, исходящих от «тоталитарных сект». Результатом этой критики было принятие нового Закона о свободе совести и религиозных объединениях.
Последователи Церкви Христа
В Москве и ряде других крупных городов России действуют церкви Христа, образованные миссионерами Международной, или Бостонской, церкви Христа, возникшей в 1979 году в Бостоне (США) во главе с молодым протестантским проповедником корейского происхождения Кин Мак Кином. В России эта деноминация зарегистрирована Минюстом с 1992 года, она получает финансовую поддержку от Международной миссии «Голгофа». Московская община выполняет координирующие функции относительно общин Церкви Христа на территории СНГ.
Характерными чертами воззрений последователей Церкви Христа являются учение о том, что для спасения недостаточно веры в Христа, а необходимо послушание ему, для выражения которого нужно произвести действительное крещение, а также практиковать ученичество, которое состоит в том, что каждый верующий-ученик имеет своего наставника, контролирующего всю его жизнь. Существует иерархия наставников, их ослушание приравнивается к ослушанию Бога. Богослужения включают крещение Святым Духом и «говорение на иных языках». На молитвенных собраниях выступают проповедники различных течений, представители других пятидесятнических и харизматических церквей. Миссионерская работа Церкви Христа в России направлена, прежде всего, на молодежь, а также ведется и среди заключенных и освободившихся из мест заключения лиц.
Свидетели Иеговы
Вынужденные несколько десятилетий действовать нелегально в условиях жестких преследований со стороны российских властей, Свидетели Иеговы создали четко организованную и дисциплинированную систему общие, подчиненных единому центру и ведущих активную миссионерскую работу. В конце 80-х гг. они начали действовать легально, регистрируя свои общины на территории Москвы и других крупных городов России. Так, в 1991 году был зарегистрирован Управленческий центр религиозных организаций «Свидетели Иеговы в СССР» с центром в Москве (теперь – «Свидетели Иеговы в России»). По данным Министерства Юстиции РФ в России было зарегистрировано 305 подобных религиозных объединений.
Свидетели Иеговы верят в безусловную святость Библии, считая ее единственным источником своего вероучения. Они хотя и признают все три ипостаси христианского Бога, но дают им свое толкование: Бог только один – Иегова. Только он и является источником всей жизни, творцом, вечным, всемогущим, всемудрым, от его имени и должны действовать его последователи. Иисус Христос – не равен Богу, т.к. на земле он был простым человеком. Дух – это также не Бог, а атрибут Иеговы, его «божественная невидимая действующая сила». Эту силу Иегова дал Христу и тем, кого тот уполномочил представлять его. Свидетели Иеговы разработали учение об Армагеддоне – глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех «плохих» людей, не признавших истины Свидетелей Иеговы. На молитвенных собраниях Свидетелей Иеговы занимаются тщательным исследованием Библии. Все члены организации обязаны вести активную миссионерскую работу – «свидетельствовать от имени Бога Иеговы». Эта миссионерская деятельность очень навязчива, что вызывает обостренную негативную реакцию как со стороны других конфессий, так и со стороны светских властей и населения. Свидетели Иеговы избегают участие в войнах, политике, подчеркивают свою законопослушность, подчинение властям и особо строгое отношение к уплате налогов. В моей жизни встречался случай, когда довольно состоятельная московская семья, состоявшая из отца с матерью и двух дочерей, буквально отгораживалась от взаимодействия с внешним миром. Все свои доходы они отдавали в одно из московских отделений Церкви Свидетелей Иеговы. Девушкам-подросткам – не разрешалось краситься, приобретать какую-либо одежду кроме одного-двух платьев, в которых они ходили на протяжении длительного времени. Их жизненный путь также был продиктован волей «Церкви» и родителей: одна стал врачом, другая учителем. Мне доводилось видеть, как несчастны были эти девочки: они понимали, что не такие как все, и им хотелось избавиться от этого чувства, но страх (или вера?) в Иегова и родителей) были сильней. Со временем разрыв между ними и их ровесниками становился все больше. Видимо, данный пример демонстрирует «закрытость» религии, ее побуждение на отгороженность от внешнего мира и его радостей, что, само по себе, ведет к социальной дезадаптации и многим проблемам психологического характера, тем более, в таком мегаполисе, каким на сегодняшний день является Москва.
Московская харизматическая церковь «Роса»
Данная организация является одним из многочисленных ответвлений пятидесятничества. Название этой Церкви взято из библейского текста. В основе ее вероучения и деятельности лежат библейские принципы и идея возврата первоапостольской церкви, особый акцент на исследовании Библии с целью постижения и воплощения ее подлинного смысла, крещении Духом Святым. Церковь открыта для других конфессий и деноминаций. В ней выступают с проповедями представители других протестантских церквей и даже православные священники. Церковь стремится осуществлять православную деятельность и духовно-просветительскую работу в детских домах, лечебных учреждениях, в исправительно-трудовых учреждениях и т.п., хотя зачастую не встречает поддержки в этом у администрации.
Московские Кришнаиты
Благотворительный фонд «Пища Жизни» являющийся участником международной гуманитарной миссии, основанной в 1974 году в 2005 году в Москве оказывал помощь Центру Социального Обслуживания «Хорошевский» (на учете 6550 подопечных – инвалидов, участников ВОВ), с которым был заключен договор о кормлении комплексными обедами 2 раза в неделю по 50 человек. По рекомендации Красного Креста Северного административного округа г. Москвы началась совместная деятельность с ЦСО района «Сокол» (4800 подопечных). С февраля 2005 года регулярно 2 раза в неделю доставлялись комплексные обеды 20 семьям из числа инвалидов и остро нуждающихся (старики в возрасте 85-95 лет). C 15 апреля 2006 года в Москве Фондом оказывается помощь Центру Социального Обслуживания населения «Войковский» (на учете 6840 подопечных – инвалидов, участников ВОВ). В Москве имеется Вайшнавский университет, в котором можно пройти обучение и по окончании получить диплом. В настоящее время в столице продолжается активное строительство Ашрамы для московских кришнаитов.
Современные псевдорелигии в Москве
Среди некоторых других религиозных общин и сект, расположенных на территории столицы, можно отметить представителей Новоапостольской Церкви, Мормонов, сайентологов и мунистов. К псевдоиндуистским культам относятся члены «Тантра-Сангхи», «Ананды марги», «Брахмы Кумариса», Саи Бабы, Ошо Раджниши и др. В числе постсоветских культов, укрепившихся на территории нашей страны и, главным образом, в Москве: «Космические коммунисты», «Белое братство», «Радастея», «Секта Адамитов», «Церковь Солнца», «Страна Анура», Культ Григория Грабового, культы различных целителей, неоязычники, сатанисты, «Великое белое братство», «Фиолетовое пламя», опричное братство, «Клуб самоубийц», секта Якова Кротова и многие другие. Глава 3. Конфессиональный состав округов Москвы
На сегодняшний день набор действующих в городе религиозных организаций является уникальным. Кроме христианского вероисповедания, традиционными для Москвы религиями являются ислам, буддизм, иудаизм. В столице официально зарегистрировано более 1000 религиозных объединений и организаций, свыше 50 различных конфессий и вероисповедных направлений, кроме того, более 150 религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Из них:
религиозных центров – 45;
духовных учебных заведений – 10;
монастырей – 10.
По вероисповеданиям:
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – около 500 объединений и организаций, 614 православных храмов и часовен, 9 монастырей, богослужения совершаются в 545 храмах и часовнях;
старообрядческие православные объединения и организации – 8, богослужения совершаются в 13 храмах и часовнях;
ислам – 25 объединений и организаций, 6 мечетей;
иудаизм -21 объединение и организация, 5 синагог;
буддизм – 16 объединений и организаций, 4 культовых помещения;
католицизм – 12 объединений и организаций, 2 храма;
лютеране – 10 объединений и организаций, 3 храма;
протестантизм – около 260 объединений и организаций, 38 молитвенных домов;
прочие религиозные направления – около 15.
Практически на грани вымирания оказались московские евреи – их смертность почти в 10 раз превышает рождаемость. Ученые связывают это не столько с малодетностью, сколько с массовой эмиграцией. Молодежь активно уезжает на Запад, в результате сегодня средний возраст московского еврея приблизился к 52-56 годам. Число москвичей, имеющих иудейскую ветвь в происхождении, оценивается в 700 тыс. чел., число имеющих мусульманскую ветвь 800 тыс. чел. Численность потенциального католического контингента – не более 70 тыс. чел. (по дневному населению с учетом приезжих).
Характерной чертой демографического развития Москвы является стабильность религиозных воззрений. По экспертным оценкам, 60-65% москвичей – это, как минимум, неравнодушные к религиозным учениям люди, хотя бы периодически посещающие религиозные центры, в той или иной мере верующие люди; при этом только 8-10% москвичей – действительно глубоко верующие люди. Число москвичей, неравнодушных к религиозным учениям, растет; по современному потенциальному конфессиональному составу жителей Москва – в подавляющей мере православный город. Ощущается тенденция увеличения удельного веса мусульманского контингента и сокращение доли иудейского контингента в целом по городу.
Если говорить о религиозном составе населения по округам столицы, то здесь складывается следующая картина: на западе города в основном преобладает мусульманское население, активно пополняемое, как правило, за счет приезжих и их семей. Юг и юго-восток столицы составляют православные христиане; центр и юго-запад Москвы представлен практически поровну иудеями, католиками и православными христианами. Восток и северо-восток – мусульманами и буддистами, представителями так называемых «новых религий». Стоит также отметить, что границы таких обозначений достаточно условны, т. к. динамика населения, его этнический и религиозный состав постоянно меняется. Глава 4. Межконфессиональное взаимодействие на примере Москвы: проблемы и перспективы
В Москве активное межрелигиозное взаимодействие ведется в рамках Межрелигиозного совета России, включающего в свой состав представителей Русской Православной Церкви, мусульманских общин, а также иудеев и католиков. Мусульманские общины все чаще привлекаются к решению социальных вопросов и вопросов муниципальной власти в округах Москвы. Активный диалог православной ветви христиан в Москве ведется непосредственно с законодательными, общественными и исполнительными органами государственной власти. Так, представители мусульман Москвы наряду с православными священниками и евреями включены в состав Общественной палаты России и Москвы. Однако, несмотря на постепенно складывающийся положительный диалог в области сближения представителей различных конфессий, в последние годы именно в Москве участились случаи проявления национализма, нетерпимости по религиозному, национальному и расовому признаку в отношении как жителей, так и гостей столицы. Наиболее часто и серьезно от рук так называемых «скинхедов» в подобных случаях страдают мусульмане и иудеи, представители «новых», нетрадиционных для России и, в частности, для Москвы, религий. Эти процессы непосредственно сказываются на росте нетерпимости и социальной напряженности в обществе и в городе представителей различных конфессий по отношению друг к другу. Отмечу, что основными проблемами при взаимодействии различных религиозных конфессий друг с другом остаются:
. Территория проживания, бытовые проблемы;
2. Идеологические столкновения в рамках конкретных образовательных учреждений (нередко – в МГУ, РУДН и др.);
. Нетерпимость друг к другу, основанная на исторических событиях и имеющая глубокие корни;
. Отголоски бурной экстремистской и сепаратисткой деятельности исламистов на Северном Кавказе и в других регионах страны;
. Проблемы при заключении смешанных браков и т.п.
По прогнозам ученых, к 2025 году доля русского населения в Москве может уменьшиться до 73%, существенно сократится количество евреев, немцев и прибалтов. Зато заметно возрастет доля народов Закавказья, Средней Азии и особенно Северного Кавказа. Генный поток по линии отцов приводит к тому, что через десять поколений генофонд русских Москвы на 70% будет состоять из «чужих» генов. Будет меняться и антропологический вид населения Московского региона. Если в 1994 году соотношение последователей христианской и мусульманской религий оценивалось как 37:1, то, по прогнозам, в 2025 году – уже как 5:1. Заключение
Изучив большое количество учебной и специальной литературы, проанализировав публикации на исследуемую мной тематику, мной выявлены ряд особенностей относительно конфессионального состава Москвы:
. До сих пор на первом месте как по количеству зарегистрированных на территории Москвы религиозных организаций, так и по численности прихожан, в столице преобладает Русская Православная Церковь, растет число католиков, протестантов.
2. Мусульманские общины набирают силу как в плане внутренней консолидации с единоверцами, так и внешней интеграции с властями города. В рамках решения их религиозных проблем в столице возводят мусульманские детские сады, школы, ВУЗы, парикмахерские, места отдыха и другая инфраструктура.
. Увеличивается число сект, представителей нетрадиционных, «новых религий», что, несомненно, пагубно сказывается как на духовном, внутреннем состоянии людей, так и внешне – чем больше религий различного толка существует в рамках Москвы, тем более разрознены будут жители столице в плане единения.
. Возникает ряд проблем национального и религиозного характера, накладывающихся на криминальную почву, сопряженную с увеличением числа убийств и других тяжких преступлений на религиозной почве. Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997. №125-ФЗ. СЗ РФ, 1997 г., №39, ст. 4465.
2. Конституция Российской Федерации. Российская газета, 1993 г., №237.
Учебная литература:
3. Тишков В.А. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.
4. Мчедлов М.П. Религии народов современной России. М., 1999.
. Трофимчук Н.А. История религий в России. М., 2001.
. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
. Черкасов-Георгиевский В.Г. Религиозные центры и общины Москвы. М.: Профиздат, 1992.
. Жудинова Е.В. Религии мира. М.: «Мир книги», 2006.
. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. М., 1997.
. Кулаков А.Е. «Религии в России». М.:АСТ-Пресс школа, 2007.
. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2000.
. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация. Ислам и политика. М., 2001.
. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
Статьи публикации:
14. Тимофеева О. «Ученые обозначили границы веры». Ж-л «Религия и СМИ» от 17 марта 2005.
15. Материалы местной религиозной организации мусульман районов Северного и Южного Бутово города Москвы «Милость». М., 2008.
. Статистические данные Фонда «Пища жизни». М., 2007.
. Материалы института общей генетики им. Н.И. Вавилова. М., 2006.
Приложение 1
Московская хоральная синагога
Приложение 2
Воскресная школа мусульманской религиозной общины «Милость» в г. Москве
Приложение 3
Национальный состав Москвы по последней переписи населения
Приложение 4
Религиозные учебные заведения г. Москвы
мусульманские
православные
еврейские
католические