- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,83 Кб
История города Боровска
Введение
Боровск – один из древнейших городов Калужской области. История его возникновения тесно связана с возвышением Москвы. Много замечательных страниц вписал Боровск в славную летопись земли русской. Этот город славится своей историей, своей сопричастностью к развитию русской религиозной и философской мысли, своими выдающимися земляками: одним из героев Куликовской битвы князем Владимиром Андреевичем Храбрым, Преподобным Пафнутием Боровским, адмиралом Сенявиным, философом Федоровым, основоположником научной и практической космонавтики Циолковским, художником Прянишниковым, математиком Чебышевым, врачом Иноземцовым…
Боровск был свидетелем и участником многих значительных событий российской истории: здесь князь Пожарский собирал рать для спасения России в Смутное время, сюда привозили опальную боярыню Морорзову и борца за «древлее благочестие» протопопа Аввакума. Боровский Пафнутьевский монастырь стоял на пути Тушинского вора. Город видел армаду Наполеона, царей, императоров, сюда писал письма своему другу Каверину Пушкин… В истории города есть несколько главных моментов. Конец четырнадцатого-начало пятнадцатого века – один. Начало семнадцатого века -второй. И начало девятнадцатого века – третий. Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться и выявить главные узловые моменты в истории самого Боровска, дать описание главных исторических действий, важных не толька для этого города, но и для России в целом.
Глава I. История основания города Боровска
боровск история город
1.1 Первое упоминание
Боровск – один из древнейших городов северо- восточной Руси. Основание его относится к далеким временам укрепления окраин Ростово- Суздальского княжества XII-XIII веков.
Впервые Боровск упоминается в духовной грамоте великого князя московского Ивана Ивановича Красного которая датируется 1358годом. Эту дату называл и Институт истории Академии наук СССР. Но, конечно люди здесь селились с глубокой древности: археологи, делая раскопки, находили вещи эпохи каменного века. Еще одним свидетельством того, что до нас не дошли другие источники, служит повсемесно упоминаемый рассказ о деде Преподобнрого Пафнутия Боровского, который был в Боровске баскаком. Из этого следует то, что если преподобный родился в 1394 году, то дату основания города можно смело отодвинуть еще на несколько десятков лет. Так же известный ученный П.П Семенов- Тян-Шанский в своем труде « Россия. Полное географическое описание нашего отечества» и в « Географическо – статистическом словаре» относит основание Боровска к XIII веку. Однако точной даты у него нет. Такое же мнение высказывает и историк С.М. Соловьев. До нашествия татар Боровск, Верея и другие земли находились во владении Черниговского наместничества, а после эти земли у князей черниговских отнимают князья рязанские: «По всем вероятностям,- пишет С.М. Соловьев,- рязанцы захватили и Лопасню, и Верею, и Боровск, и Лужу вскоре после Батыева нашествия, когда Черниговско- Северское княжество опустело, раздробилось и обессилило» Однако есть источники указывающие на более раннее существование поселений на территории города. Так одна из калужских летописей называла и такую дату – 1146 год, когда впервые в селище Высоком появился деревянный храм Покрова… Именно в это время по соседству с ним смоленские князья и православные миссионеры осуществляли крещение славянских племен и голяди на реке Протве, там же они могли и возвести и сторожевую крепость Боровец (Боровск)в излучине среднего течения реки. Таковы источники, предполагающие существование Боровска раньше первого письменного упоминания о нем.
Свое наименование город получил, как обычно считают, от могучего соснового бора, привольно раскинувшегося в этих местах. От слова бор произвести название Боровск нельзя (добавив суффикс -ск, мы получим Борск). Скорее всего от прилагательного боровой и поселение было названо боровое Это совпадает и с летописным написанием -Боровеск. И только в конце XIV века в документах появляется новое название города – Боровск. Так в грамоте от 1390 года великого князя Василия Дмитриевича говорится: « А что слобода против Боровска, та ны слобода снести…»
Следуя из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что Боровск к середине XIV века представлял собой уже хорошо сформировавшиеся удельное княжество со своим князем и своими порядками. Об этом и пойдет речь во второй главе.
Глава II. Боровск как удельное княжество
.1 Первые удельные князья
В «Истории родов Российского дворянства» (Санкт- Петербург 1886) говорится, что первым князем боровским был Андрей Иванович, сын Ивана Калиты, от которого он и получил Боровск в удел, Калита умер в 1340 году и, несомненно, он уже владел Боровской крепостью на реке Протве. А при его сыне, умершем в 1353 году, уже известно, что Боровское княжество становится московским уделом.
Вторым боровским удельным князем становится сын Андрея Ивановича Владимир Андреевич Храбрый (князь Боровский и Серпуховский). Это подтверждает и грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича, относящаяся, по всей вероятности, к1371году, когда 18- летний Владимир Иванович женился на дочери великого князя Ольгерда литовского Елене. В начале 1370 годов появляется эта удивительная по стилю жалованная грамота Дмитрия Ивановича Владимиру Андреевичу: « Ты мне челом добил отцом моим Алексием митрополитом всея Руси, и язь тебе пожаловал, дал ту есьм Лужу и Боровск…»
.2 Правление Владимира Андреевича Храброго. Нашествие Мамая
1380 год знаменателен не только для России, но и для Боровска. Именно сюда послал гонцов великий князь Московский Дмитрий с известием о нашествии на Русь полчищ Мамая. Ведь Владимир Андреевич приходился двоюродным братом Московскому князю. Но Владимир Андреевич как бы предчувствовал войну с Ордой и всячески пытался укрепить как крепостные стены Боровска, так и Серпухова. Когда же пробил час великого похода на Мамая, Владимир Андреевич идет со своим полком из Боровска в Серпухов, а оттуда на соединение с основной дружиной в устье реки Лопасни. В самой Куликовской битве <#”justify”>Глава III. Боровск в конце XV, начале XVI веков
3.1 Боровск в составе московского княжества
В конце XV века росло могущество Московского княжества, превращавшегося в централизованное Русское государство.
В 1486 году Боровску довелось, принять участии в еще одном знаменательном событии. Хан Золотой Орды Ахмат во время похода на Москву не смог переправиться через Оку и переправился на правый берег Угры. Иван III свою ставку расположил в Кременце, но в октябре он распорядился отвести войска к Боровску. В семи верстах от Боровска было выбрано поле для битвы с татарами, но как известно татары не приняли боя и ушли в свои улусы. Так ровно через 106 лет после Куликовской битвы
полной победой закончилась борьба русского народа с Золотой Ордой.
Растут святыни, возвышается ими Москва. Звучит в ее соборах: «Два Рима пали, третий -Москва стоит, а четвертому не бывать»…Но опричнина уже успела охладить веру народа в милость царя -батюшки. Под ее натиском стонет земля, отменяются земские соьоры, крестьяне бегут спасаться в леса…
Так в 1550 году Иван Грозный земли вокруг Москвы отдает опричникам, их была целая тысяча и среди них и боровские бояре: Иван Боровитинов,Мещерский, Давлеев, Лопатин, Обляев, Чертов. А уже через год сам царь прибирает Боровск к своим рукам, выменяв его у Владимира Старицкого на Алексин. В Пафнутьевом монастыре он воздвигает охотничий дворец, и приезжая на охоту в боровские леса, тешит монахов, запуганных царем – батюшкой до полусмерти. Они же по его повелению собирают по всей округи кошек, а он взобравшись с мешком, на крепостную башню, сбрасывает этих кошек и дивится, что все падают на лапы и не разбиваются, а расползаются на отбитых лапах и животе.
После казни Владимира Старицкого Боровск окончательно отошел под опричнину и больше не отделялся от Москвы. Но если под опричнину выделялись наиболее богатые области страны, то из этого следует вывод, что в XVI веке Боровск был крупным доходным и хозяйственным центром. Раскол в о обществе потянул за собою и церковный раскол. Начались гонения и казни «за ересь».
Пришедший на смену Ивану Грозному богобоязненный царь Федор Иоанович днями молился в Боровском Пафнутьевом монастыре, словно пытаясь замолить грехи своего отца, но тщетно… Во время его второго моления в 1595 году в Москве вспыхивает страшный пожар. Царь возвратившись из Боровска находит груды углей на месте Китай- города. Он видит в этом карающий перст и собирает боярскую думу, объясняя ей такое знамение и прося думу и столицу государства из спаленной почти дотла Москвы перенести именно в Боровск. Но боярская дума внедоумении отговаривает: « Москва -третий Рим, а четвертому не бывать!»
Так мы видим, что в это время Боровск как и вся Россия в целом переживал не лучшие времена .Тем временем обескровленная опричниной Ивана Грозного, а впоследствии и борьбой за власть, страна стала легкой мишенью для иноземных захватчиков. Об этом этапе в жизни как города, так и всего государства пойдет речь в следующей главе.
Глава IV. Боровск в XVII-XVIII
.1 Смутное время
Начало нового века грянуло смутным временем России. Тогда отношения Москвы с Литвой были особенно напряженными. Граница с Литвой проходила по Угре- это не так уж далеко от Боровска, к тому же крымские татары начинают совершать набеги на Калугу, создавая непосредственную угрозу Москве. Стратегическое значение Боровска росло и настоятельно требовало совершенствования обороны города.
В это время русский трон стал настоящей голгофой. Смутой в обществе и в стране воспользовались иноземцы. Нового царя Василия Ивановича Шуйского недруги объявляют незаконным. Смутой в верхах воспользовались и низы – измученные крепостничеством крестьяне. Одни за другим вспыхивают крестьянские восстания. В этот период Боровская земля являлась ареной ожесточенных военных действий между правительственными войсками и их противниками: И. Болотниковым, Лжедмитрием II, польскими вооруженными шайками. Во время польско-шведской интервенции Боровск сильно пострадал от беспрерывных нападений как «тушинского вора» Лжедмитрия II, так и от поляков, а так же и от татар.Боровск в это время являлся главной оборонительной линии Москвы: Можайск- Боровск- Серпухов.
Важнейшие битвы произошли в 1610 году. Когда войска Шуйского потерпели поражения под Клушином. Узнав об этом Лжедмитрий II двинул свои войска на Москву. Путь его лежал через Боровск. Над городом нависла смертельная опасность .Гарнизон города был усилен и насчитывал 10 тысяч человек, не считая вооруженных крестьянских деревень.
Когда враг приблизился, царский воевода князь Михаил Константинович Волконский и его помощники Яков Змеев и Афанасий Челищев решили оставить боровскую деревянную крепость и укрылись в Пафнутьевском монастыре. Артиллерия в XVII веке достигла такой мощности, что деревянные крепостные сооружения не являлись уже надежной защитой, монастырская же крепость для тогдашнего времени была неприступной. Конечно, не все могли укрыться за монастырскими крепостными стенами. Большинство воинов расположилось около крепости под прикрытием рогаток. Взять крепость с ходу самозванцу не удалось – боровичи мужественно отразили нападение. Десять дней продолжалась осада. Атаки следовали одна за другой, но всё безуспешно. Однако враги неожиданно получили поддержку от помощников воеводы Якова Змеева и Афанасия Челищева, которые изменили царю Василию Шуйскому, «переметнулись на сторону Лжедмитрия, изменяя отечеству, монастырь врагам предали». По договоренности с поляками глухой ночью изменники открыли крепостные ворота, и врагу удалось проникнуть в монастырь через Входную башню. Разгорелась ожесточенная схватка. Неожиданное появление врага в крепости внесло расстройство в ряды защитников. Не удалось ни развернуться для правильного боя, ни запереть ворота,а враг бросил в бой все свои силы. Воевода Михаил Волконский с верными ему людьми стремился прорваться в надежный оплот защиты – соборную церковь, встал во входных дверях и руководил боем. Силы были далеко не равные, пришлось отступать. Бой уже шёл в самом храме. Волконский, изнемогая от многочисленных тяжелых ранений, истекая кровью, упал у левого клироса и скончался.Последние минуты боя запечатлены в большой картине В.Н. Демидова (ученика К.П. Брюллова) «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 г.». В этой битве, как указывает летописец, погибло 12 тысяч человек.
Монастырь был ограблен и сожжен, сгорела уникальная библиотека, крепостная стена и башни разрушены. Восстановить их представилось возможным в 30-х годах XVII века.Благодаря мощному сопротивлению боровчан, вставших на защиту города, обескровленное и вымотанное воиско Сапеги и Лжедмитрия тогда не смогло дойти до Москвы.
Но война продолжалась. В 1614 году нагайские татары опустошили коломенские, серпуховские и боровские места. Не успели русские оправиться от татарского набега, как пришлось собираться в новый поход.
Летом 1615 года по приказу царя Михаила Федоровича в Боровск прибыл князь Д.М. Пожарский. Так Боровск становиться центром сосредоточения войск Пожарского. Он провёл мобилизацию боярских детей и двинулся против Литвы освобождать захваченные Брянск и Болхов. Интервенты стремились развить успех и готовили новый поход на Москву. Боровск снова стал центром обороны столицы на линии Можайск – Боровск – Серпухов. В конце 1617 года по распоряжению царя князь Пожарский срочно отправился в Боровск, чтобы помочь Можайску, который оказался в осаде.
Сюда же направляется из Москвы отряд стрельцов и юртовых татар под командованием Курмаш-Мурзы-Урусова, а из Рузы – отряд под командованием князя Василия Черкасского. Прибывшие войска сосредоточились у Пафнутьева монастыря. Сюда князь Пожарский послал своих сотников ставить острог (укрепленный лагерь). Между тем к Боровску подходили польско-литовские войска. Князь Черкасский решил, не дожидаясь подхода главных сил Пожарского, нанести удар по врагу.
Бой разгорелся верстах в семи от Пафнутьева монастыря. Отсутствие достаточной военной подготовки войск Черкасского, а также несогласованность действий с сотниками Пожарского привели к тому, что победа досталась врагу. Это ускорило прибытие в Боровск войск Д.М. Пожарского и Мурзы-Курмаша.
У стен Пафнутьева монастыря они спешно выстроили острог и развернули широким фронтом боевые действия: заставили поляков снять осаду Можайска, наносили непрерывные удары в пределах Боровского, Можайского и Серпуховского уездов.
4.2 Завершение смуты. Последствия
Деулинское перемирие, подписанное 1 декабря 1618 года, положило конец интервенции. Она нанесла огромный ущерб хозяйству Боровска и уезда, вдобавок от страшной эпидемии вымерло почти две трети населения. Вот почему в 1618 году в Боровске на посаде значится только 123 жилых двора.
Волны Смутного времени не проходили бесследно для города.
В завершение можно сказать, что Боровск во время тяжелого Смутного времени стал неким, опорным пунктом, городом-стражем, который всеми силами смог обескровить и не дать неприятелю пройти к столице государства. Но даже спустя века о подвиге Михаила Волконского не забывали. Так Невиданная отвага князя Михаила Константиновича Волконского, отдавшего жизнь свою за веру и Отечество, поразила российскую императрицу Екатерину Великую. Даже по прошествии столетий этот подвиг оказал на неё неизгладимое впечатление: она сочла необходимым отобразить его в гербе города Боровска. Утвердив 10 марта 1777 года, герб со славной символикой, Екатерина Великая, таким образом, признала и все предшествующие ратные заслуги города-воина перед Землёй Российской.
.3 Экономическое положение в XVII-XVIII веках
В XVII-XVIII столетиях развиваются мелкое товарное производство, возникают мануфактуры, ширится специализация городов и уездов по производству различных товаров, начинает складываться всероссийский рынок, зарождаются буржуазные отношения.
Материалы переписи 1685 гола характеризуют Боровск как центр мелкотоварного производства и развитой торговли. К концу XVII века в Боровске, на посаде и в слободе, проживало около 1500 человек. Основными занятиями были огородничество, торговля рыбой, солью, воском и пенькой. На посаде были и свои ремесленники: сапожники, кузнецы, солодовники, калачники, сыромятники, шерстобиты. Развитие ремесла и рост купеческого капитала привели к возникновению металлургического и мануфактурного производства. В середине XVII веке в округе Боровска появились металлургические заводы. В Боровском уезде уже работал Истьенский железоделательный завод, принадлежавший Ивану Акема.
.4 Боровск – один из центров старообрядчества
Со второй половины XVII века Боровск становится одним из видных центров русского старообрядчества. Раскол русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, то есть отвергающую церковные реформы Никона, отражал не только обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. Раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.
Царь и руководители господствующей православной церкви всеми мерами, не старались подавить старообрядческое движение.исключая самых жестоких В Боровск ссылались видные руководители раскола. Так Протопопа Аввакума дважды ссылали в Пафнутьев-Боровский монастырь (9 марта 1666 г. – 13 мая 1666 г.; 5 сентября 1666 г. – 30 апреля 1667 г.) . С горечью называл он впоследствии Боровск «мое отечество», «место мученное, идеже святии мучатся». Впервые Аввакум оказался здесь после Мезенской ссылки. «И привезше к Москве, – рассказывает Аввакум, – козновав и стязався со мною у крутицкого митрополита Павла, отвезли в Пафнутьев монастырь и посадили на цепь» . В монастыре Аввакум пробыл 66 дней. Все это время, как вспоминает Аввакум, его держали на цепи . Для того, чтобы склонить Аввакума к новой вере, в Боровск был послан ярославский дьякон Косма. Но, вместо того, чтобы увещевать Аввакума, Косма, сам сочувствовавший узнику, поддерживал его. «Протопоп! Не отступай ты старово того благочестия; велик ты будешь у Христа человек, как до конца претерпишь; не гляди на нас, что погибаем мы!» . Из Пафнутьева монастыря Аввакум был возвращен в Москву для соборного суда.
Немалую роль в насаждении раскола в Боровске сыграли сестры Соковнины- княгиня Евдокия Урусова и боярыня Феодосия Морозова. Обе они, как известные покровительницы раскола и усердные почитательницы Аввакума, были сосланы в Боровский девичий Рождественский монастырь. Точную дату прибытия Ф.П. Морозовой в Боровск установить трудно, но, как полагает А.И. Мазунин, начало заточения боярыни относится к концу 1673 началу 1674 гг. Здесь же находилась заточенная «тоя же ради веры» инокиня Иустина. Несколько позднее в Боровск доставили Е.П.Урусову и М.Г. Данилову.
Первое время заключенные Ф.П. Морозова, Е.П. Урусова и М.Г. Данилова жили в остроге относительно спокойно: сотники, охранявшие их, ещё в Москве были задобрены Иоакинфом Даниловым, «чтобы не свирепы были». Их посещал племянник И. Данилова Родион, старицы и сочувствовавшие. (Один из них -Памфил с женою Агриппиною был сослан за эту помощь в Смоленск). О частых посещениях узниц стало известно в Москве. 23-24 марта 1675 г. был составлен указ о расследовании того, что делается в тюрьме.
По указу в Боровск внезапно прибыл подьячий Павел, который с пристрастием расспрашивал сотников. В результате многие из них были сосланы в Белгород солдатами на «вечное житье» (А.С. Медведевский, Иван Чичагов). Вскоре было учинено новое расследование. 29 июля 1675 г. прислан был дьяк Кузмищев, который «мучениц истязал». Инокиня Иустина была сожжена на площади в срубе. По распоряжению дьяка Кузмищева Ф.П. Морозову и Е.П. Урусову из опустевшего после казни острога перевели в земляную тюрьму в «пятисаженные ямы». М.Г. Данилову поместили в тюрьму, где «злодеи сидят.» В земляной яме узницы провели последние дни своей жизни. Автор «Повести о боярыне Морозовой» с болью и сочувствием рассказывает о тяжелейших условиях пребывания узниц в земляной тюрьме: «Но кто может исповедать многое их терпение, еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми, вол тме не светимей отхадухи бо земныя, понеже парами земным спершимся велику им тошноту творяще. И срачиц им пременяти. Ни измывати невозможно бе».
Под страхом смертной казни охране запретили давать пищу заключенным: «Аще кто дерзнет чрез повеление…, такового главною казнью казнить». Первой не выдержала мучений Е.П. Урусова. Она попросила сестру отслужить по ней отходную, «и мученица над мученицею … отпевала канон, и юзница над юзницею изроняла слезы, едина в цепи возлежа и стоняще, а другая в цепи предстоя и рыдаще».
сентября 1675 г. Е.П. Урусова умерла. Ее тело оставалось не погребенным в течении 5 дней: власти решали вопрос о месте захоронения. Первоначальный царский приказ о захоронение Урусовой в лесу был отменен, так как местные власти боялись перезахоронения боровскими старообрядцами её тела и превращение новой могилы в место поломничества: «… раскольники, обретше, имут взяти с великою честию, яко святыхъ мучениц мощи… и будет последняя беда горше первыя».Тело Урусовой обернули «рогозиной» и захоронили внутри острога. Царь Алексей Михайлович надеялся, что смерть сестры сломит упорство Ф.П. Морозовой и посылает к ней монаха на увещания, но она с гневом его прогоняет. Тогда же к Ф.П. Морозовой перевели М.Г. Данилову. Содержание узниц ужесточилось. Они перестали получать еду и находились при смерти. Перед смертью боярыня призвала стражника и попросила: «Рабе Христов! Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша – помянем их. Умилосердися… Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика». Стражник отвечал: «Ни, госпоже, боюся». Ф.П. Морозова: «И ты поне хлебца». «Не смею», – отвечал опять стражник. Просила, умоляла Ф.П. Морозова дать ей «мало сухариков», яблочко, огурчик, и каждый раз стражник отвечал отказом.
Тогда боярыня попросила исполнить ее последнюю просьбу: похоронить рядом с сестрою. Позвав другого стражника, умоляла мученица постирать ее рубашку перед смертью: «неподобно… телу сему в нечисте одежде возлещи в недрах матери своея земли». Стражник пошел к реке, «платно мыяше водою, лице же свое омываше слезами». С 1 на 2 ноября 1675 г. Ф.П. Морозова умерла. 1 декабря 1675 г. умирает и М.Г. Данилова .
Ф.П. Морозова и Е.П. Урусова своей жизнью и смертью показали, что они встали выше всех своих идейных противников, их убеждённость в своей правоте и превосходство над мучителями заставляет последних бояться их еще больше после смерти, чем живую.
Но вот удивительное дело: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, свирепо расправляясь с противниками церковных реформ, надеясь, что навсегда отвратят подданных даже от помыслов следовать примеру протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Получилось же все наоборот.
Там, где происходили жестокие казни, население в большинстве своем стало сочувствовать мученикам за веру. По крайней мере, так случилось в Боровске. В городе, где старообрядцев томили в тюрьмах, морили голодом, сжигали на кострах, 90 процентов жителей исповедовали "старую" веру, крестились двумя перстами, несмотря на все преследования властей. Если в политическом плане у старообрядцев не было никаких прав, то в экономическом их влияние со временем усилилось. И к восемнадцатому веку Боровск становится торговым городом. Именно из Боровска вышли знаменитые купеческие династии Рябушинских, Щукиных.
Глава V. Боровск в середине XVIII века. Начало XIX века
.1 Накануне Отечественной войны 1812 года
Время Петровых преобразований и реформ отразились на развитии Боровска неоднозначно. Закрывались малочисленные монастыри и малоприходские церкви, отбирались монастырские земли и крестьяне становились государственными. В это время Боровск остался просто зависимым от Москвы. Город рос и нужды его возрастали. Поэтому в 1724 году в городе был учрежден Магистрат под апелляцией Московского главного Магистрата. В середине XVIII века Боровск получил название местничества. Среди боровских наместников были и выдающиеся государственные деятели, которым давали ответственные поручения дипломатической службы.
Из преемников Петра Великого Боровскв XVIII в. Видел в своих стенах только Екатерину Великую. Императрица прибыла 15 декабря 1775 г. В сопутствии м. Платона и блестящей свиты. Такая поездка Екатерины в Калужскую область имела своим последствием преобразование Калужской области из провинции в губернию по указу 24 августа 1776 г. Этот момент был наиболее важным в истории города.
Так мы можем судить, что в начале XIX века Боровск стал не только крупным промышленным и торговым центром, но и вторым (после Калуги) по численности населения(6600 человек), На проезжавшего через Боровск в Крым знатного сенатора город произвел очень приятное впечатление. Сумароков писал-«довольнообщирен,имеет хорошие строения и между уездных городов достоин замечания».
.2 В грозном 1812
Отечественная война 1812 года, которую русский народ вел против агрессии Наполеона, захватила и территорию Боровска. В Боровске становится всё тревожнее. Небольшие отряды мародёров всё чаще появляются вблизи Боровска. В те времена Боровчане отличались от нынешних своей активностью. На площади города собралось более трёх тысяч жителей города и окрестных деревень. Они потребовали от городничего Кавецкого, организовать оборону уезда, что и было сделано. И когда со стороны Вереи к Боровску подошел большой отряд французов, на встречу ему вышел хорошо организованный отряд боровчан. Враги не решились нападать на город и отошли к деревне Федотово. На помощь боровчанам подходит 6-й егерский батальон Калужского ополчения численностью 650 человек. Ополченцы и вооруженные крестьяне не только патрулировали окрестности города, но и нападали на аванпосты французской конной гвардии корпуса Жюно. На территории Боровского уезда действовали партизанские отряды Сеславина, Фигнера, Дорохова, которые вместе с местными крестьянами громили оккупантов. Объединенные отряды крестьян Боровского уезда насчитывали до 1000 человек. Крестьяне, объединенные общей целью, громили захватчиков всеми правдами и неправдами. Так, когда в село Каменское вошел отряд французов, их встретили хлебом-солью. Весь день французы пьянствовали, а ночью крестьяне их разоружили, увели лошадей и с криком «ура» напали на врагов. Отряд был полностью разгромлен, более 100 солдат и офицеров было убито, остальных взяли в плен и отправили в Калугу. Подобных случаев было много. Французов громили по всему уезду. Было уничтожено 2193 и взято в плен 1300 французов. Губернатор докладывал Кутузову: «Город Боровск доселе существованием своим обязан ревности тамошнего городничего, который вообще с жителями и поселянами всякие покушения неприятеля отвращал храбрыми отпорами…» Героические действия боровчан неоднократно отмечал и сам Кутузов. В предписаниях отдельным военачальникам он описывал подвиги боровских крестьян, их организованность, смелость, находчивость и эффективность действий, требовал повсеместного вовлечения крестьян в борьбу против захватчиков: «Отобранным у неприятеля оружием вооружить крестьян, отчего ваш отряд весьма усилиться может. Мужиков ободрять подвигами, которые оказывали они в других местах, наиболее в Боровском уезде».Кроме того Боровские крестьяне снабжали армию Кутузова провиантом, амуницией, фуражом, чего так не хватало армии Наполеона. Но вот войсками Наполеона проиграно Тарутинское сражение, войска Мюрата смяты и отступают, захвачены тысячи пленных, знамя, тридцать восемь орудий, обозы. Вынужденный покинуть Москву Наполеон стремился отвести армию на юг, к крупным запасам продовольствия и фуража. Вот тут Боровску сильно не повезло. Наполеон решает идти на Калужскую дорогу, через Боровск и Малоярославец, минуя Тарутинский лагерь Кутузова Конный отряд Дорохова и егерский батальон Сухонина отходят из Боровска к Малоярославцу и присоединяются к войскам Дохтурова. <#”justify”>В апреле 1917 года на предприятиях Боровского уезда уже действовали Советы. 15 декабря 1917 г. Боровский совет рабочих и солдатских депутатов образовал военно-революционный комитет, который вскоре передал власть избранному исполкому уездного Совета. Этот день считается датой установления советской власти в Боровске. 17 февраля 1918 г. в городе открылся I уездный съезд Советов.Новый, советский период в истории Боровска ознаменовался значительными переменами в городе и его округе. Как и вся страна, он прошел через индустриализацию и коллективизацию, пережил годы репрессий. Но революционные потрясения не могли сразу поколебать сложившийся веками городской уклад. Облик города постепенно менялся. Увы, не в лучшую сторону. Стали уничтожаться храмы. Взорвали Троицкую церковь в Заречье, потом Христорождественскую, Владимирскую на Текиженском кладбище. Уже после войны не стало Успенской церкви и храма Параскевы Пятницы на торгу.
День 25 октября 1917 года вошел в историю как день победы Великой Октябрьской социалистической революции. Создание большевитских Советов в боровском уезде проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы. Даже после победы революции вплоть до 1 уездного съезда Советов, фактическими хозяевами города оставались фабриканты и купцы. Трудное положение того времени используют враги Советской власти. Они сеяли среди народа слухи о неспособности Советской власти справится с разрухой, призывали ликвидировать Советы. Так перед уисполкомом стал вопрос о создании вооруженного отряда , который мог бороться с контрреволюцией и саботажем. Ломая все сопротивления саботажников, решительно подавляя все попытки контрреволюции помешать местным Советам налаживать хозяйство, большевики уезда успешно решали все поставленные перед ними задачи строительства новой жизни. Но Боровске случались и кулацкие восстание. Так одно из них произошло в 1918 году с 10 на 11 ноября. Об готовящемся восстании впервые услышал и предупредил боровский ЧК, красный комиссар Петр Шувалов. Он же решившись пойти в разведку на вражескую сходку, где и был поймам кулаками и забит прикладами винтовок до смерти. (В честь этого отважного человека, в Боровске была названа его именем улица). Но постепенно Советская власть все же устанавливается окончательно. Начинается возрождение жизни.
Так двадцатые годы были наполнены не только революционной романтикой, но и были отмечены победами над интервентами и контрреволюцией. Так можно сказать, что жизнь при новой власти , конечно же не сразу, но постепенно налаживалась и вступала в свою колею. Значительные перемены произошли после первой пятилетки. В городе были открыты: средние школы, библиотеки, клубы. Так же разительные перемены произошли и в здравоохранении. В районе Боровска уже тогда трудились тысячи медицинских работников со средним специальным образованием. Новая светлая жизнь наконец входила в город.
Наверно не стоит давать те или иные оценки событиям, останавливаться на ошибках, просчетах, преодолениях. Из истории не выкинуть ничего, даже самого трагического в судьбе народной. Так внезапно, как национальное бедствие и грянула Вторая мировая война.
Глава VII. Боровск в середине ХХ веков
.1 Начало Второй мировой войны
Встали боровчане на защиту родной земли и в годы Великой Отечественной войны. Подвиги их были по достоинству оценены: тысячи награждены орденами и медалями, семеро получили наивысшую награду – звание Героя Советского Союза. Да и сам город-воин вновь оказался на страже юго-западных рубежей земли московской. Здесь в октябрьские дни 1941 г. вражеские немецкие дивизии споткнулись о героическое сопротивление бойцов Красной армии. И вопреки дерзновенному желанию неприятеля пройти парадом по Красной площади, он вынужден был вести на этом направлении бесконечные изматывающие бои. К концу 1941 г. наступление Красной Армии усилилось, и враг побежал, бросая технику, боеприпасы, амуницию. Четыре месяца, с 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года, город был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Пафнутьев Боровский монастырь <#”justify”>.2 Современный Боровск
Напряженной для города стала первая послевоенная пятилетка. Предстояло не только поднять из руин, но и отстроить заново целые деревни, но и ввести в строй действующие промышленные предприятия. Постепенно возраждалось сельское хозяйство и другие аграрные промыслы, мирная жизнь не легко, но все же приходит в нормальный ритм. В годы советской власти в городе появляются новые промышленные предприятия и научные организации, ведется интенсивное жилищное строительство. Однако, в этот период очень медленно улучшался внешний облик исторических зданий. Наибольший урон понесли храмы, многие из них были уничтожены. В 1987 году районное отделение охраны памятников истории и культуры выступило с инициативой общими усилиями начать работы по восстановлению архитектурных сооружений. Эта инициатива была поддержана жителями города. Начались работы по реставрации храмов. В советские годы Боровск был провинциальным городам. То время подарило городу множество славных, талантливых людей и даже настоящих героев труда, тружеников сельского хозяйства, которые не раз еще прославляли этот город.
Сохраняя традиции предков, с честью выполняли долг перед Родиной в разных точках Земного шара, включая и Афганистан, и Анголу, и Северный Кавказ наши современники. Пришлось им усмирять и грозную Чернобыльскую стихию…
Заключение
Много выпадало на долю этого славного города он видел и полчища Мамая, и польскую интервенцию, и армады Наполеона.
Так разобравшись в истории города становится ясно, что город Боровск был непосредственным участником в формировании довольно важных исторических моментов истории Российского государства. но несмотря на все это маленький городок Боровск о существовании которого наверно не многие знают, стал настоящим щитом земли русской. Который стойко стоял на рубежах, не давая врагам пробиться к сердцу нашей страны. Вот так и проходят столетия, пролетают года, а город Боровск, как воин, как страж, овеянный героизмом и славой, стоит непоколебимо на защите Земли Российской и стоять будет!
Список использованной литературы
1.В. Пухов. «Боровск.»1991г.
.В.Благовещенский, В.Пухов Боровск. Историко- краеведческие очерки 1973г.
Антипов «Живые корни России»1994г.
. Е.Ф. Николаев.« По Калужской Земле»1970г.
.М.Е.Фехнер. « Калуга – Боровск»1972г.
. И. Тихомиров. «Раскол в пределах калужской епархии».
. «Туда где бой кипит»- буклет.2000г