- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,32 Кб
Конфуцианский тип культуры
Введение
Обобщенная модель культур, духовной основой которых стало конфуцианство, получила название «дальневосточно-конфуцианский тип культуры». К ареалу его распространения принадлежат Китай, Корея, Япония, Тайвань, Сингапур, Вьетнам, где проживает более 1,5 млрд. человек. Свойственные конфуцианству нормы и ценности – преклонение перед идеализированной древностью, культ сыновней почтительности, внимание к нормам учтивости-церемониала-традиции, идеал «благородного мужа», практицизм и другие, – стали визитной карточкой культурных традиций обширного региона.
Китай – родина пейзажа (здесь он появляется на тысячу лет раньше, чем в Европе, в 6 в.), иглоукалывания и системы оздоровления цигун, своеобразной философии и оригинальных политических концепций, экзаменационной системы проверки знаний.
Сегодня Китай – это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции», трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны.
Цель данной работы – изучить дальневосточно-конфуцианский тип культуры, основные особенности этой культуры.
Задачи – рассмотреть ценностные ориентиры дальневосточно-конфуцианской культуры, взгляды на мир.
Дальневосточно-конфуцианская культура являет миру высочайшие образцы поэзии, каллиграфии, садово-паркового искусства, театра.
1. Дальневосточно-конфуцианский тип культуры
Дальневосточно-конфуцианская культура является древнейшей из макрокультур современного мира. Ее возраст – более 2,5 тысячелетий. Прародиной дальневосточно-конфуцианского типа культуры стал Китай. Истоки культуры уходят в VI-V тысячелетия до н. э., но оформление собственно дальневосточно-конфуцианской культуры принято относить к середине I тыс. до н. э. Именно в этот период появляется учение, ставшее универсальным символом культуры, – конфуцианство.
Его создатель – Кун-цзы или Кун-фуцзы (551-479 гг. до н. э.), в прямом переводе – учитель Кун, в европейской версии – Конфуций. Гениальность Конфуция – сына семидесятилетнего старца и шестнадцатилетней девушки – была предсказана уже в его младенчестве. Предсказания оправдались. Учение Конфуция стало основой выбора пути этического, политического, экономического развития Китая и сопредельных стран, определило особенности их религиозных традиций. В Китае конфуцианство как государственная идеология утвердилось во П в. до н. э. и на протяжении более чем двух тысячелетий определяло духовный склад культуры. В Корее оно стало ведущей идеологией в Х-Х IV вв., в Японии – с Х VII в. Несмотря на то, что в социалистическом Китае Конфуция долгое время представляли «поборником тирании, угнетения женщин, бездушной церемонности и идеологом отсталости», он до сих пор остается здесь наиболее почитаемым мудрецом. В успешно развивающихся государствах современного Дальнего Востока конфуцианские идеи общественного устройства удачно используются в теории и практике управления, а конфуцианская этика является здесь основой официальной морали.
У конфуцианства всегда были оппоненты. Основной из них – даосизм, оформившийся также в сер. I тыс. до н. э. Его полулегендарный основатель – Лао цзы (VI в. до н. э.), которому присваивается авторство в создании основополагающего трактата даосизма – «Дао-дэ-цзина» («Классического канона пути и благодати»). Даосизм стал второй наиболее влиятельной культурной традицией, постоянно соперничающей с конфуцианством.
Современный мир признает блестящие успехи дальневосточно-конфуцианской культуры. Некоторые футурологи прогнозируют на ХХI в. перемещение центра мировой культуры в азиатско-тихоокеанский регион. Средиземное море называют океаном прошлого, Атлантический океан – океаном настоящего, а Тихий океан – океаном будущего, имея в виду, соответственно, античную, современную западную и дальневосточно-конфуцианскую культуры (Джон Хей).
Адам Смит однажды заметил: «Единственное, чем Китай мог бы похвастаться на встрече всех наций мира, так это выкриком «я приготовил чай!». Между тем именно эта цивилизация стала первооткрывателем во многих областях знания, техники, искусства, медицины, образования. По оценкам современных ученых, около половины важнейших достижений и открытий, на которых строится современная техника, пришли из Китая: фарфор, порох, пушки, пули, спички, механические часы, компас и румпель, многоярусные мачты, выплавка чугуна и стали, хомутовая упряжь, стремена, арочный мост, бумага и подвижный (разборный) шрифт, сейсмограф, карданов подвес, тачка, лак, первый в мире контурный судоходный канал, монеты и бумажные деньги.
Китайцы первыми вычислили значение числа p (пи). Десятичная система исчисления впервые возникла в Китае не позднее 14 в. до н. э. Китайские алхимики первыми овладели секретом вакцинации уже в 10 в. Здесь четыре тысячелетия культивируют чай.
.1 Основные особенности миропонимания в дальневосточно-конфуцианском типе культуры
. Мир осмысливается через призму своеобразных понятий, не имеющих аналогов в других культурах: дао, дэ, ци, инь, ян.
Дао. Строгого определения дао нет. В самом известном даосском трактате «Дао-дэ-цзин» указывается, что дао нельзя выразить словами: «О, туманное! О, неясное! В нем заключены образы. О, неясное! О, туманное! В нем заключены вещи. О, бездонное! О, туманное! В нем заключены семена. Его семена совершенно достоверны, и в нем заключена истина».
Дао в трактате предстает то, как праотец всех вещей, то, как мать Поднебесной, то как неисчерпаемое, глубочайшее начало, «вещь в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся», повсюду действующая.
Дао осмысливается и как эталон совершенства: «Форм его мы не видим, звука его мы не слышим, но все вещи, опираясь на него, достигают совершенства».
Дао ассоциируется с пустотой: «Дао – пусто, но, действуя, оно кажется неисчерпаемым».
Таким образом, дао определяется как первооснова, Всеобщий Закон, Высшая истина, образец для всех изменений, Высший Абсолют, невидимый путь естественного движения всего существующего, Великий Путь Истины и Добродетели.
Дэ. Невидимое и неслышимое дао проявляется через дэ.
Дэ – это манифестация дао, то, благодаря чему формируются и изменяются вещи. Посредством дэ дао обнаруживается в конкретных конечных вещах. Дэ человека (манифестация дао в человеке) есть добродетель человека. Одно из проявлений мышления в категории дэ – традиционный китайский портрет. Он выражает дэ человека с помощью нарочитого усиления тех или иных деталей лица.
Ци. Ци – это духовная, материальная, и энергетическая субстанция мира. В китайской философии отсутствуют обособление понятий материального и духовного.
Мышление через призму понятия ци имеет множество проявлений. Смысл оздоровления в традиционной китайской медицине – упорядочение ци в человеке во взаимосвязи с циркуляцией ци в природе. Китайская оздоровительная система цигун посвящена воспитанию правильного ци с помощью тренировки духа, дыхания и тела (соответственно выделяются дыхательная, медитативная и позиционная подсистемы цигун).
Задача упорядочения движения ци – одна из важных в овладении боевыми искусствами. В портретной живописи китайские художники уделяли особое внимание не глазам, как европейцы, а «воротам сердца» – носу, обеспечивающим циркуляцию ци.
Инь – Ян. Ци порождает два взаимопроникающих начала – инь и ян. Ян – светлое, сильное, яркое, мужское. Инь – темное, слабое, мрачное, женское. Олицетворение ян – небо, олицетворение инь – земля. Учение о светлом и темном началах появилось в Китае в Х VI-ХП вв. до н. э. и было впоследствии принято представителями разных философских течений. Согласно этому учению Великий Предел (пустота, тайцзи) порождает две изначальные сущности. Взаимодействие этих сил порождает все существующее и обусловливает многообразие перемен во Вселенной. Найти истинный путь в жизни, наладить достойное управление государственными делами – это установить согласие в чередовании начал инь и ян.
Итак, в дальневосточно-конфуцианской культуре основополагающими категориями в осмыслении мира являются, прежде всего, дао, дэ, ци, инь-ян.
Другой важнейшей особенностью миропонимания в рассматриваемой культуре является своеобразное отношение к природе, выливающееся в культ природы.
. Культ природы
Если европейский тип мышления ориентируется главным образом на преобразовательную позицию во взаимоотношении человека и природы, то конфуцианский – на поддержание их естественной гармонии. Природа понимается не как объект преобразований, а как образец порядка и гармонии, как эстетический идеал. У представителей дальневосточно-конфуцианской культуры развито чувство природы. Здесь утвердился культ природы. Отметим некоторые его наиболее характерные проявления.
Чувство природы – одно из необходимых требований, предъявляемых к «воспитанному» («культурному») человеку.
Неудивительно, что даже китайские императоры демонстрировали странную с точки зрения европейца заботу о цветах. Сохранились сведения, согласно которым в эпоху Тан и Сун в императорском дворце за каждым цветком в горшке ухаживал специальный слуга и чистил его листья мягкой щеткой из кроличьего меха. Один танский император приказал повесить на ветках деревьев в саду крошечные колокольчики, чтобы они отпугивали птиц.
Замечено, что европейцы быстро устают на выставках цветов, а японцы не устают и не скучают.
Тема природы – главная в искусстве и поэзии. Сюжеты гравюр и свитков – восход и заход солнца, горы и озера, долины, цветение сливы и вишни, цветы и луна, птицы и т. д. Любимая тема зимних японских пейзажей – соловей на ветке сливы. Красота природы выражается в росписях на фарфоре, на шкатулках и стенах дворцов, на ширмах и веерах, в украшениях кимоно.
·Архитектура Дальнего Востока «развернута» к природе. Обязательная часть традиционного японского дома, храма, дворца и т. д. – пейзажный сад. Раздвижные перегородки дома – фон для пейзажей, вторящих ландшафтам за пределами дома. Его пространство рассчитано на восприятие изнутри дома. Японский храм также открыт в природу; человек, находящийся здесь, ощущает себя ее частицей.
·Праздники и любимые формы отдыха непосредственно связаны с природой.
Любимый отдых в конфуцианских странах – в садах и парках. Большинство праздников посвящено природе. Например, в Японии это праздники окончания наводнений, засух, тайфунов, праздники любования луной, снегом, цветущими деревьями, цветами.
Культ природы проявляется в именах людей и названиях улиц, архитектурных сооружений, парков, стилей воинского искусства и т. д. Золотая орхидея, Серебряная Луна, Ясное Солнце, Роса, Радостный Ветерок, Нефритовый Аромат – таковы типичные имена в Китае. Среди названий улиц Пекина – улица Золотой Рыбки, улица Царства Цветов. Стили боевого искусства обозначены как стили тигра, оленя, змеи, обезьяны и т. д.
·Хорошо развита природная символика. На конфуцианском Востоке свои чувства, мечты и желания принято выражать при помощи природных символов. Вот некоторые из таких символов: тыква – достаток и богатство, бамбук – воля, честность, принципиальность, мудрость ученого, дракон – могущество, единорог – мир и спокойствие, черепаха – прочность, долговечность, феникс – женская красота, рыба (карп) – процветание, летучая мышь – счастье, благополучие, тигр – мирская сила и др.
·Важнейшие жизненные события традиционно связывались с ритмами природы. Свадьбы совершались весной, казни – осенью и зимой, а важные политические решения не рекомендовалось принимать в апогее лета, за которым непременно следовал спад энергии годового природного цикла.
3. Человек осмысливается как часть целостного вселенского организма
Все существующее – человек, животные, растения, земля, горы, ветер и т. д. – составляющие единого организма, самородного и самоуправляющегося. Все в нем подчинено естественному движению, некому природному порядку. Нормы поведения осмысливаются как способы сохранения мировой гармонии дао. Совершенный человек – это человек, усвоивший естественность и невозмутимость дао.
Рассмотренные выше особенности миропонимания находятся в причинно-следственной связи с высоким уровнем образно-ассоциативного мышления.
. Образно-ассоциативное мышление существенно преобладает над рационально-логическим.
Формальная логика и формальная рациональность не характерны для конфуцианского духовного склада. Мышление глубоко ассоциативно, поэтично. Действует традиция сложных символических соответствий. Например, название известного китайского романа «Цветы сливы в золотой вазе» в китайском языке обозначается тремя иероглифами – цзинь, пин, мэй – и имеет по крайней мере четыре смысла. Первый смысл – аббревиатура имен главных героинь. Второй смысл – эротический эротический намек: ветка цветущей сливы (мэй) символизирует мужское начало, а ваза (пин) – женское. Третий смысл – три искушения: золото (цзинь), пьянство (пин – бутылка), сладострастие (мэй – цветущая слива). Четвертый смысл – первоэлементы мира: металл (цзинь), вода (пин-вода), дерево (мэй).
У китайских мудрецов не было интереса к логическому теоретизированию. Неслучайно с точки зрения европейского рационализма китайская нация определена как «нация, ущербная в науке» (Бертран Рассел). Здесь живет иной тип рациональности. Место логики заменяет нумерология – учение о классификационных схемах, элементы которых связаны символически, ассоциативно, эстетически.
Помимо рассмотренных выше особенностей для дальневосточно-конфуцианской культуры характерны:
·этико-политическая доминанта миропонимания: и тяга к универсализации этики в сферах познания, бытия, практической деятельности; при этом этика тесно связывается с политикой;
·эстетический взгляд на мир;
·ярко выраженная ориентация личности на ценности коллективизма.
2. Эстетика конфуцианского Востока
конфуцианский культура эстетика миропонимание
Эстетический взгляд на мир, эстетическая доминанта, культ красоты – еще одна из основных особенностей дальневосточно-конфуцианской культуры. Китай называют нацией-художником, Японию – эстетической цивилизацией. Рабиндранат Тагор писал о Японии: «Они превратили всю жизнь человека в искусство». Действительно, многие элементы повседневности возведены на конфуцианском Востоке в ранг искусства. В Японии и Китае распространен культ прелестной безделушки, широко развита любительская поэзия. В предмет любования превращена бумага. Искусством стала чайная церемония.
Японский поэт Мацуо Басё так оценил значение эстетического чувства в человеке: «У кого нет в душе Цветка, тот подобен зверю». Даже воины-самураи должны были использовать досуг для упражнений в поэзии и искусстве чайной церемонии. В Китае одним из экзаменов на ранг чиновника была демонстрация умения слагать стихотворные оды. Представители элиты традиционной Японии должны были разбираться в поэзии, составлении ароматов, цветочных композиций и т. д. Сегодня система минимальной компетенции японского школьника – 240 цветов с названиями и номерами.
Дальневосточно-конфуцианская культура выработала своеобразное понимание прекрасного и специфические критерии красоты.
Критерии красоты конфуцианского Востока:
. Естественность
Красота в живописи, музыке, поэзии, одежде, жилище, садово-парковом искусстве, предметах быта – это, прежде всего, естественность. Она понимается как простота, неупорядоченность, пресность, непроизвольность, «живая реальность», «изящная скудость», «движение жизни».
«Естественное движение жизни» – принцип живописи и поэзии. Характерный пример – японская поэзия в стилях хайку (трехстишия) и танка (пятистишия):
Дождь прекратился, подсыхает тротуар…
Сухие кроны
топорщатся в аллеях
близ университета.
(Икэда Сумиеси)
В декоративно-прикладном искусстве ценятся изделия, в которых чувствуется естество материала и рука мастера. При чайных церемониях как самая большая драгоценность использовалась посуда, грубо вылепленная из глины от руки. Ценятся вазы, передающие грубоватую простоту глины.
. Единственность. Ценится и подчеркивается красота одного цветка, одной ветки, одного жеста, одного звука и т. д. «Один цветок лучше, чем сто, передают цветочность цветка», – так выразил этот эстетический принцип японский писатель Кавабата Ясунари. Одно из проявлений красоты единственности обозначено японским поэтом Мацуо Басё как «красота просветленного печального одиночества»:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
. Давность вещи
Ценятся вещи с отпечатком старины. Они сопровождают наиболее важные церемонии. Художники используют специальные технологии состаривания бумаги. Старина, давность запечатлеваются в поэтических строчках, что мастерски сочетается с настроением мимолетности:
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Итак, основными критериями красоты в дальневосточно-конфуцианской культуре являются естественность, единственность, мимолетность, давность вещи. Они относятся к прекрасному во всех сферах жизни, но в первую очередь определяют принципы искусства конфуцианского Востока. Существует ряд искусств, ставших символами дальневосточно-конфуцианской культуры:
·Пейзаж
Родина пейзажа – Китай. Здесь он появляется в V в. (хотя его зачатки наблюдаются значительно раньше), тогда как в Европе – в Х IV-XVI вв., в России – в Х VII-XVIII вв. Традиционные сюжеты пейзажа – горы и воды, цветы и птицы, птицы и кустарники, луна и цветы, восход и заход солнца.
Художник отражает красоту природы, осмысливая ее в категориях дао, ци, инь-ян:
– в пейзаже высоко эстетически значима Пустота – символ дао,
– истинное произведение искусства передает дыхание жизни – движение ци,
– художник передает гармонию инь и ян.
Пейзаж глубоко символичен. Он не только передает красоту природы, но с помощью символов говорит о любви, о стойкости и мужестве, о мудрости и т. д.
Техника пейзажа имеет ряд особенностей. Традиционные материалы художника – шёлк, бумага, тушь. Они не допускают набросков и исправлений. Требуются долгие наблюдения за природой и тренировка руки. Китайская национальная живопись на шёлке – гохуа – стала символом китайского искусства. В живописи на бумаге важно не только само изображение, но и материал: бумага осмысливается эстетически. Живопись тушью появилась в Китае в ХШ в. и стала типичной для конфуцианского Востока.
·Каллиграфия – искусство красивого письма. В искусстве красивого письма помимо тонкостей изображения иероглифа важны цвет и качество бумаги и туши. Восприятие каллиграфического знака имеет не только эстетическое, но и этическое значение. Обучение красивому иероглифическому письму настолько сложно, что овладение им делает каждого немного художником, одновременно развивая образное восприятие мира.
·«Живопись-поэзия-каллиграфия» – вид искусства, для которого нет словесного обозначения в русском языке, сочетающий живописное изображение с каллиграфически выраженным стихотворным комментарием.
·Музыка. Музыкальная традиция конфуцианского Востока восходит к 3 тыс. до н. э. В конфуцианстве музыка оценивается как важнейшее искусство. Слушать музыку означает воспринимать естественную гармонию мира, а исполнять – поддерживать мировую гармонию. В музыке нет четкой структуры. Каждый звук важен сам по себе.
·Театр. Китайский театр развивается с глубокой древности. Китай – «страна театра», а китайцы – «театральный народ». В традиционной китайской культуре оперные арии были так же известны, как народная песня. Большинство китайцев знакомились с историей и литературой своей страны с помощью театра. На сцене изображались исторические легенды и предания, мифы.
·Садово-парковое искусство. Сады построены по пейзажному принципу, регулярные парки здесь не соответствуют принципу естественности.
·Таким образом, дальневосточно – конфуцианская культура заявила о себе как о носительнице оригинального культа красоты, воплощенном в разнообразных произведениях искусства и эстетике повседневности.
Заключение
В данной работе были рассмотрены все основные особенности дальневосточно – конфуцианской культуры. В результате можно сделать следующие выводы:
. Дальневосточно-конфуцианская культура является древнейшей из макрокультур современного мира. Его создатель – Кун-цзы или Кун-фуцзы (551-479 гг. до н. э.), в прямом переводе – учитель Кун, в европейской версии – Конфуций.
. В дальневосточно-конфуцианской культуре основополагающими категориями в осмыслении мира являются, прежде всего, дао, дэ, ци, инь-ян.
. Критериями красоты конфуцианского Востока являются: естественность, единственность, хрупкость, мимолетность, давность вещи.
. Символами дальневосточно-конфуцианской культуры является
ряд искусств: пейзаж, каллиграфия, живопись, музыка, театр, садово-парковое искусство.
Дальневосточно-конфуцианская культура восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью.
В течение всей истории дальневосточно-конфуцианская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляет для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности.
Список литературы
1. Васильев Л.С. История Востока. М.: Дрофа, 2003.
. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2006.
. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
Сайты в Интернете:
. #”justify”>. http/yandex.ru