Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра менеджмента Контрольная работа по дисциплине «Управление корпоративной культурой» тема «Ценностные ориентации группы и их формирование» выполнила Студент Левкина К.А. Факультет Бизнеса Группа ФБ-73 Преподаватель Асланова И.В. Новосибирск 2010 Оглавление Введение. 3 Понятие и значение ценностных ориентаций. 3 Формирование и развитие ценностных ориентаций. 8 Возрастные особенности формирования ценностной ориентации. 11 Практическая часть. 13 Заключение. 18 Список используемых источников. 19 Введение Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.
Понятие и значение ценностных ориентаций Существует представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах – выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни; 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей , 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями. Чаще всего ценностные представления сознания обозначаются широко распространившимся и удачным термином "ценностные ориентации", однако он не всегда употребляется однозначно. Ценностные представления и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, причем понятия "ценности" и "ценностные ориентации" относятся с равным успехом и к сознаваемым (декларируемым), и к реально значимым ценностям. Так, Ч.Моррис различал ценности оперативные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь понятием "ценностные ориентации", К. Клакхон же определяет ценности как аспект мотивации, а ценностные ориентации – как определенные концепции. [1] Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [2]. Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Далее будут рассмотрены наиболее существенные из них, не претендуя при этом не полноту классификации. Прежде всего, исходя из очевидного факта несовпадения систем ценностей индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если речь идет о референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные (социально желательные) ценности группы или общества, выделяют такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы. Ценностные стереотипы отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ценных ориентаций разных социальных групп. Вместе с тем очевиден большой индивидуальный разброс в степени дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп: от единого недифференцированного "они" работника физического труда со слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании профессионального социолога или политолога. В качестве еще одной категории ценностных представлений мы выделяем ценностные идеалы. Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ценностные идеалы состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с ценностными идеалами можно также говорить о ценностной перспективе. Ценностная перспектива отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива. Ценностная ретроспектива – представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей М.Рокича. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое изучение [1]. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: · божественный или природный разум, · принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, · универсальный закон сохранения вида, · этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, · внутренняя психологическая природа человека . Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. Формирование и развитие ценностных ориентаций Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов. По мнению Рокич, ценности личности характеризуются следующими признаками: – истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; – влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; – общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; – все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; – ценности организованы в системы. Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки: – ценности – это понятия или убеждения; – ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению; – ценности имеют надситуативный характер; – ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; – ценности упорядочены по относительной важности. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности. По мнению большинства авторов, ценностные ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным. Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие). Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Ценностным ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Возрастные особенности формирования ценностной ориентации. В возрасте 15-18 лет складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. Отмечается, что юношеский возраст очень благоприятен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Период 18-23 лет И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости. В этом возрасте большинство людей включаются в процесс трудовой деятельности. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Конгера, Дж. Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять . Ценностные ориентации, как устойчивые свойства личности, формулируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека [1]. Этот статус преемственно связан самооценка статусом семьи, из которой человек вышел. В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения. Ценностные ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностных ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности. В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в определённые общественные отношения с другими людьми. Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и её ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является прежде всего коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения [4]. Практическая часть Для практической части контрольной работы я решила использовать методику и результаты исследования, проведенного на одном из семинаров по дисциплине «Теория организации» нашей группы. Целью такого исследования является выявление ценностной ориентации всей группы. Узнать, насколько ценностные ориентации группы отклоняются от ценностных ориентаций ее членов и что влияет на их отклонения. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: I. Сформулировать 20 утверждений «Мы вместе любим» для каждой пары студентов. II. Сформулировать 20 утверждений «Мы вместе любим» для всей группы. III. Выявить, что происходит с ценностными ориентациями в групповой работе (генерализация, универсализация). IV. Выявить групповые эффекты, с которыми столкнулась группа и выяснить, как с ними бороться. V. Определить коэффициент ориентированности группы на общение и задачу, коэффициент творчества, целей и ориентированности на внешнюю среду. В связи с большим количеством студентов и утверждений (и их схожестью), мною будут рассмотрены 20 утверждений двух пар студентов. I. а. 20 утверждений «Мы вместе любим» пары Левкина К.+ Вагнер Л. 1. дождь 2. ходить в кино 3. блины 4. розы 5. выезжать на природу 6. сладкое 7. музыку 8. путешествовать 9. кататься на машине 10. читать 11. ночь 12. море 13. кататься на лошадях 14. чемпионаты мира и Европы по футболу 15. плавать 16. новый год 17. симпатичных парней 18. собирать грибы 19. рыбачить 20. вечеринки б. 20 утверждений «Мы вместе любим» пары Буркова С. + Мохорова В. 1. семью 2. танцевать 3. зеленый чай 4. мандарины 5. смотреть фильмы 6. читать 7. интернет 8. праздники 9. спорт 10. музыку 11. путешествия 12. море 13. ночной город 14. солнечную погоду 15. лето 16. цветы 17. котов 18. спать 19. веселиться 20. сладкое II. 20 утверждений «Мы вместе любим» группы: 1. Учебу, направленную на получение практических знаний 2. Свою семью 3. Друзей 4. Путешествия, море 5. Флиртовать 6. Смотреть фильмы 7. Мандарины 8. Вечеринки 9. Вкусно покушать 10. Новый Год 11. Секс 12. Слушать музыку 13. Ночной город 14. Шутить, смеяться 15. Симпатичных лиц противоположного пола 16. Стильно одеваться 17. Деньги 18. Целоваться 19. Удивляться, открывать для себя что-то новое 20. Побеждать III. Что происходит с ценностями в групповой работе. Скорее всего, здесь происходит генерализация ценностей. Например, кто-то написал, что любит слушать Рок, кто-то любит клубную музыку, кто-то – попсу. В целом получилось, что мы все любим слушать музыку. Так же, например, с путешествиями. В парах мы писали, что любим походы, путешествия на машине по стране, путешествия в зарубежные страны. Генерализировав это, выяснилась любовь группы к путешествиям. Точно так же со спортом, фильмами, ночным городом и другими ценностями. Не исключена и универсализация ценностей. Когда, например, большинство написало, что любит фрукты, выяснилось, что все любят конкретно мандарины. IV. На мой взгляд, группа столкнулась с эффектом группового мышления. Мне кажется, что в нашей группе в большинстве спорных вопросов часть одногруппников отказывается от своего мнения в пользу мнения большинства. Но это происходит в том случае, если мнение большинства действительно имеет веские аргументы. Есть и почти противоположный эффект- эффект меньшинства. Бывает, что меньшая часть группы (3-4 человека) могут убедить группу в правильности своих мыслей. Присутствуют в группе и стереотипы. То, что свойственно мужскому поведению, привычкам (например, смотреть футбол или пить пиво), в принципе, свойственно и поведению некоторых девушек. Но именно из-за стереотипа «мужское» vs «женское», девушки отмалчиваются (смотрят сериалы и любят шампанское). V. · Коэффициент ориентированности на задачу Коз =5/20=0,25 · Коэффициент ориентированности на общение Коб =12/20=0,6 Сравнивая эти два показателя, можно сказать, что смысл существования нашей группы как целого – действительно ориентирован больше на общение, чем решения каких-либо задач. Совместные задачи в группе существуют только на уровне учебы- при разработке проектов по какой-либо дисциплине, создание подгрупп для выполнения заданий. · Коэффициент творчества Ктв =15/20=0,75 Творческий коэффициент действительно высок в нашей группе. На мой взгляд, каждый человек в моей группе- творческий. У кого-то это проявляется в музыке, танцах, театре, у кого-то – в способностях к иностранным языкам и математике, у кого-то – просто в стиле одежды или в том, как потратить деньги. · Коэффициент целей Кц =13/20= 0,65 Какой бы ни была группа, и какими бы общими не были ее ценности, каждый человек преследует свои собственные цели. С моей точки зрения данный коэффициент показывает ориентированность на цели не всей группы, как целого, а то, что эта ориентированность, целеустремленность есть в каждом ее члене. Просто по совместно-определенным пунктам эти цели совпадают. · Коэффициент ориентированности на внешнее общение Квн = 14/20= 0,7 Коэффициент в принципе высокий, но мне кажется, что относительно ориентированности на общение внутри группы он должен быть еще выше и даже, скорее всего, подходить к единице. Группа проводит время вместе практически только в стенах университета, либо за его пределами, но с целью выполнить какое-либо учебное задание. В группе существуют небольшие неформальные подгруппы. Возможно, именно их общение и времяпрепровождение за стенами университета снижают данный коэффициент. Все же, у каждого человека в группе есть свой круг общения за ее пределами и, скорее всего, только учебный процесс и формирование состава группы еще на первом курсе обнадеживает, что мы – группа. Заключение В заключении можно еще раз подчеркнуть, что ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды. Мною были рассмотрены ценности каждого человека группы ФБ-73 и группы в целом. Под влиянием групповых ценностей произошла генерализация индивидуальных ориентаций. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Список используемых источников 1. Ценностно- смысловые ориентации молодежи [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/filosofy/56634789.html 2. Ценности и ценностные представления. Мир психологии. [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://hpsy.ru/script/golink.php?id=4246 3. Д.А. Леонтьев "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании…", Психологическое обозрение #1, 1998. [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://gumanitarist.narod.ru/14_zennostii.htm 4. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности. Православное нравственное Богословие. [Эл. ресурс].- Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/693 5. Результаты исследования группы ФБ-73 на семинаре. |