МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ» Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин и речевой коммуникации КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Выполнила студентка группы 09ЗАТ32б Слугина Н. О. Проверил преподаватель Сенахова Я. В. Москва 2011 1. Что такое культура? Напишите несколько определений. Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т. п. Культура понимается как… – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие; – «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ); – «результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, — игровая площадка, созданная Творцом, её условия, ресурсы и потенциал, а с другой — творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на её территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры» (Нарек Бавикян); – «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев); – сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем; 2. Как экономическое, политическое и социальное положение в стране влияет на развитие культуры? Способствует расцвету культуры 3. Как отражаются изменения в жизни общества в языке, почему язык называют» зеркалом эпохи»? При изменении исторической формации, меняется язык. Каждой эпохе свойственны особенности, которые в свою очередь отображаются в языке, поэтому их называют «зеркалом эпохи» 4. Расскажите о происхождении русского языка. Какой язык явился основой для создания русского литературного языка? Истоки русского языка уходят в глубокую древность. Примерно во 2–1-м тыс. до н. э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии — примерно в 1–7 вв. — называемый праславянским).
Праславя́нский язы́к — праязык, от которого произошли славянские языки. На этом языке говорили до VI века. За длительный период своего существования (предположительно 2000 лет) праславянский язык претерпел различные изменения. Данное обстоятельство, равно как и неодинаковое понимание различными лингвистами процессов, происходящих в языках, явилось причиной различий в попытках реконструкции праславянского языка. В V и VI веках, как следствие германского миграционного периода, началась миграция славянских племён. Эти передвижения положили начало разделению праславянского языка. Болгары сформировали свою первую империю в 681 году, и в конце IX века впервые был записан болгарский диалект, на котором разговаривали в Фессалониках, что положило начало литературе на старославянском языке. Старославянский язык нельзя рассматривать как собственно праславянский, принимая во внимание тот факт, что он был записан по меньшей мере два столетия спустя после распада праславянского языка, но он всё же достаточно близок к нему, и, возможно, в те времена старославянский язык был понятен носителям других славянских диалектов и наоборот. 5. Кто был создателем первого славянского алфавита? История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите — б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления — ять, юс, ижица, фита. 6. Какая связь существует между культурой и языком? Язык любого этноса давно считается составной частью национальной культуры; это признается многими исследователями, но вместе с тем, именно эта проблема изучена пока совершенно недостаточно. Это объясняется тем, что лингвисты изучают язык для его возможно лучшего описания как объекта исследования, а также для различных приложений. До некоторой степени язык как явление национальной культуры анализируется социолингвистикой, которая исследует, например, проблему двуязычия, выясняя предпочтение населения в использовании того или иного языка, или проблему особых вариантов языка, доходящих до жаргонов, при рассмотрении языка различных слоев общества. Еще ближе к выполнению задач культурологии подходит этнолингвистика, изучающая национальную специфику того или иного языка в его тесном взаимодействии с культурой. 7. В каком древнерусском литературном произведении были заложены основы русского литературного языка? Слово о полку Игореве «Сло́во о полку́ И́гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова», др.-рус.Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова ) — самый известный памятник древнерусской литературы (конец XIII в.). 8. Что такое этикет? Какие формы этикета существуют сегодня? Этике́т (от фр.etiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Сегодня выделяют формы, виды и подвиды этикета. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному, поэтому делятся на следующие виды: а) придворный этикет — строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей); б) военный этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; в) дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; г) общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. 9. Что такое речевой этикет? Дайте определение. Что входит в понятие «владение речевым этикетом»? Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Владение речевым этикетом» подразумевает умение использовать речевые средства в определенных ситуациях 10. Назовите единицы речевого этикета. Определите функции следующих единиц речевого этикета: «Позвольте представиться»; «Благодарю за внимание»; «Большое спасибо»; «Друг мой милый»; «Сограждане!»; «Братья и Сестры!». Единицы — формулы приветствия, прощания, извинения, просьбы и пр., — как правило, представляют собой перформативы (т. е. высказывания, произнесение которых одновременно означает совершение названного действия;). Функции следующих единиц речевого этикета: «Позвольте представиться»; «Благодарю за внимание»; «Большое спасибо»; «Друг мой милый»; «Сограждане!»; «Братья и Сестры!» — это единицы речевого этикета регулярным образом соотносятся с однокоренными или синонимическими словами и конструкциями, не имеющими этикетного характера. 11. Что такое социальная роль? Какие социальные роли существуют? Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Существует два вида социальных ролей: – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец); – межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). 12. Прокомментируйте слова Шекспира: «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры…и каждый не одну играет роль». Это слова говорят о том, что все люди в мире играют ту или иную социальную и межличностную роли. 13. Когда в общении между людьми следует менять роль? Роли следует менять в зависимости от ситуации. 14. Какие речевые и поведенческие табу вы знаете? Приведите примеры. Слова паразиты, арго, жаргон, неприличная жестикуляция. 15. Что такое стилистика? Наука о стилях речи. 16. Назовите стили речи русского языка и охарактеризуйте их функциональные особенности. Существует 5 функциональных стилей: – научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); – официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); – публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый); – разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; – художественный — используется в художественной литературе. 18. Что такое «вернувшаяся лексика» и «уходящая лексика»? Выберите примеры из данных слов: школа, лицей, храм, магазин, крестный ход, институт, монах, бизнесмен, доска почета, выборы, колхоз, «челнок», партвзыскание, активист. «Вернувшаяся лексика» — это малоупотребительные или устаревшие слова, которые в последние годы (или на определенном временном отрезке) актуализировались, сохранив прежний смысл. Примеры : лицей, школа, бизнесмен, активист, выборы, крестный ход, магазин, институт, монах. « Уходящая лексика» —устаревшая и малоупотребительная лексика. Примеры :партвзыскание, колхоз,«челнок»,доска почета. 19. Какие слова в различных лексических группах отражают общественные изменения, например, в политике, в экономике, в технике, в спорте, в пищевой промышленности, в моде. Приведите примеры. В основном это слова, которые перешли к нам из разных языков (Английский, немецкий, французский и т. д.) — смс, форум, компьютер, йогурт, визажист, плейер, риелтор, блейзер, слаксы, бутик. 21. Что такое вербальное и невербальное общение? Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. 23. Прокомментируйте слова великой русской поэтессы А. Ахматовой: «Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор, К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль И долговечней царственное слово» Поэтесса говорит о том, что все материальное может, в конце концов, исчезнуть с лица земли, а слова никогда не разрушаться. |