Министерство образования и науки Московская финансово – юридическая академия Тверской филиалФакультет: Экономический Дисциплина: Культурология Контрольная работана тему: «Византия: специфика развития культуры» Выполнила: студентка заочного отделения группы БЗ – 11 Самушкина Т.Ю. Преподаватель: 2006 год План работы 1. Немного истории 3 2. Византийская литература 4 – 6 3. Изобразительное искусство и архитектура 6 – 12 4. Музыка 12 – 13 Заключение 13 – 15 Список использованной литературы 15 1. Немного истории. Византия – мегарская колония, основанная в 658 году до Рождества Христова на европейской стороне Босфора, в 515 Году до Рождества Христова подчинялась персам. Позже входила в Афинский союз, в 340 году до Рождества Христова отразила нападение Филиппа Македонского, затем стояла на стороне римлян лишалась автономии при Веспасиане. История Византии как самостоятельного государства (395 – 1453) началась с раздела в 395 году Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь[1] , основанный в 324 году императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией. Процесс формирования Византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до X века. Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.
2. Византийская литература. Первое место в Византийской литературе занимают историография и богословская письменность. Поэтическое творчество ограничивается либо узкой церковной областью, либо немногими ничтожного поэтического достоинства произведениями, воспевавшими военные подвиги императоров и, наконец, обработкой заимствованных с Запада или Востока сюжетов. Развитие богословской и философской мысли стеснялось крайне суровыми мерами против учений, казавшихся опасными бюрократическо-церковному строю. Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам. Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные верования, язык и песни, т.е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лирикой этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии. Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославившие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана феодальная поэма о Дигенесе Акрите. Борьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ. Период 7-9 века характеризуется резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной традиции. Сохранившие письменных литературных источников объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с окончательной победой православия сохранилась практически только Богославская литература. Не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно важное значение имеет, так называемый «Мириобиблон», состоящий из своего рода аннотации к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора. В период Македонской династии литературная жизнь Византии переживает оживление. Ее представители – Константин 7 Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. Особенностью общественной жизни Византии было развитие городов, что предопределяло и большую роль их светской жизни. В 9 веке виднейшим представителем придворной литературы был Михаил Пселл – плодородный писатель, перу которого принадлежали сочинения по истории, богословию, математике; он автор стихотворений, од и эпиграмм, тонкий стилист. В «Хронографии» им даны яркие характеристики, что свидетельствует о наблюдательности историка-реалиста. Широкое распространение получили в придворных кругах прозаические и стихотворные романы. Однако большинство из них написано высокопарным, напыщенным стилем, с обилием цитат из античных авторов. В литературе этого периода появились произведения, отражающие взгляды и настроения. Талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» – о нравах и обычаях Византии XII века. Народное творчество X – XII веков представлено эпическими, лирическими и сатирическими произведениями, главным образом стихотворным. 3. Изобразительное искусство и архитектура . Византийское искусство явилось продуктом сочетания Греко-римских и восточных элементов. Своего расцвета оно достигло в VI веке при Юстиниане I, в области архитектуры выработался особый тип храмов, существенно отличающийся от Греко-римских базилик. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана – это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы. Самый знаменитый памятник византийского зодчества, послуживший образцом для многих других, – храм св. Софии в Константинополе. Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора, представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма – сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания. Поражает храм Софии и художественным совершенством – слитые воедино двумя типами раннехристианской архитектуры – купольным и продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрание общины, т.е. живых людей. Считается, что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии. Неблагоприятны были условия для развития скульптуры и живописи. Восточная церковь враждебно смотрела на статуи в церковном обиходе, работы ограничивались мелкими произведениями для саркофагов и т.п. Живопись, индивидуальное творчество было подчиненно строго установленным неизвестным образом. Отличительные черты византийской живописи изображений: сухость и худощавость форм тела, симметричность композиций, условность красок, неестественность поз, искусственность выражения лица, обилие золота в аксессуарах. Распространены были мозаичные и эмалевые произведения. Искусство Византийской империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю. Представления о священном характере политической организации государства отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В то же время развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традициями, широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии. Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой – жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами яркая галерея образов придворных – выразительны их портреты. Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию – в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв – фигуры не вступают по земле, а как бы парят, проплывают. Византийский мастер, прежде всего, стремился выразить богоподобный характер императорской власти. Отмеченная противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества – социально-политического и религиозного движения в Византии в VIII – IX веках направленного против культа икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений, т.е., икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии. Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками прикладного искусства, т.е., искусства малых форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости и др. миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным образцам, в то же время несет печать отчетливости художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых. В середине IX – середине XI веков наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называется Македонским Возрождением, что было связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализированной Византии. Середину XI – XII веков определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений. Появляются новые тенденции – сокращаются масштабы храма. Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка. Другая тенденция – храм одновременно растет в высоту, изменяются пропорции здания – вертикаль становится преобладающей идеей. Устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству. Третье новшество – до этого периода главную роль в культовых сооружениях играло внутреннее пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную. В XI-XII веках все большее значение приобретает внешний вид храма. Закрытые, с широкими нерасчлененными гладкими плоскостями, закрытые фасады и стены сменяются новыми архитектурными формами экстерьера: фасады членятся, украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется асимметрия. Художественная выразительность здания значительно увеличивается благодаря внешнему декору. Широко применяется облицовка фасада разноцветным камнем, кирпичным узорочьем, декоративным чередованием слоев красного кирпича и белого раствора. Благодаря цвету создается совершенно новый облик храмов. Сложившись окончательно в XI веке, этот стиль достиг апогея в XII веке. Впервые новый тип храма был воплощен в новом базилике Василия Македонянина «Новая церковь». Современники отмечали, что храм-базилика был украшен как невеста, он имел пять куполов и белую канонаду снаружи. Мозаика располагалась по строго определенному церковно-догматическому плану, отражая тему иерархии феодального общества. Церковь признается классическим памятником этого периода. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в том числе и Россия. В искусстве X-XI веков начинает господствовать пышная декоративность. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. В живописи и архитектуре утверждается строгая рассудочность, симметрия. На фресках и мозаиках храмов преобладает уравновешенность линий и движение человеческих фигур. В таких храмах купол ставится на высокий цилиндрический барабан и обособляется, храм по существу состоит из самостоятельных объемов и пространственных ячеек. Вместо ажурности, игры светотени, просветов теперь застылая масса, гладкие и непроницаемые стены. Большинство храмов XI-XII веков суровы, величественны и строги. Средневизантийская система росписи сохранила традиции старой символики: купол – олицетворение неба, поэтому его украшает пребывающий на небе и взирающий оттуда на землю Вседержитель. По четырем стенам от него располагаются четыре ангела как хранители четырех стран света. Четыре паруса купола украшают евангелисты, разнесшие по всем странам света учение Христа. Святые выстраиваются внизу как бы хороводом вокруг центрального изображения. Стены опоясывают росписи эпизодов священной истории. Мы видим, что живописная система росписи XI-XII веков проникнута идеей чиноначалия, пронизывающей все византийское мировоззрение того времени. В росписях Христос все больше уподобляется самодержцу, ангелы – телохранителям, святые – придворным. Как царица небесная в красных сапожка византийская императрица восседает на троне Богоматерь. Таким образом, вся система росписи представляет пирамиду, увенчанную огромной фигурой Христа, утверждающего извечность этого порядка. Стилизованные архитектурные ансамбли, фантастические пейзажи фона делаются все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми и пурпурными плоскостями. Творчество художника становится безликим, оно сковано традицией и церковным авторитетом. Церковное богослужение превратилось в Византии в пышную мистерию. Через магическую силу искусства церковь пыталась идейно воздействовать на массы народа. В XI-XII веках наблюдается подъем в искусстве иконописи, хотя и здесь был выработан ряд постоянных условных художественных средств. Бесплотные фигуры охвачены единым строгим контуром, свет как бы пронизывает лики и одеяния персонажей, преображая человеческое тело; фоном, как правило, служило золото. Однако о том, что в эти годы не иссякла творческая энергия византийских мастеров, можно судить по шедевру византийской иконописи – иконе Владимирской Богоматери. Это произведение художника столичной школы, выполненное для русского князя. Икона относится к редкому в Византии так называемому типу умиления. Щечкой к матери прижимается изображенный на иконе младенец. Она смотрит перед собой проникновенным взглядом, как бы не замечая ласки сына. Взгляд ее исполнен материнской тревоги. Владимирская Богоматерь своей глубокой жизненностью не уступает «Никейским ангелам». Но она строже и в ее глазах больше назидания. Искусствоведы полагают, что в решении темы материнства византийские мастера не только продолжали античное искусство, но пошли дальше. В искусстве древности эта тема была развита мало, в произведениях на эту тему нет такой близости между матерью и младенцем, как в византийской Богоматери. Мастер создал образ общечеловеческого значения. Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями – образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократических кругов населения. Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, икона, керамика, усыпанные драгоценными камнями, тяжелые ризы на иконах, оклады богослужебных книг. Перегородчатая эмаль византийцев соперничала по красоте с мозаикой. Во всем средневековом мире славились византийские парчовые ткани. Прикладное искусство Византии прочно сохраняла традиции производства стекла, унаследованные от позднеантичной эпохи. Из стекла изготовляли лампы, лампады, чаши, рюмки, кувшины, украшения. Любимым цветом для посуды был насыщенный синий в сочетании с золотом, фиолетовым и светло-пурпурным, в сочетании с серебром. Византийское стекло распространялось по всей Европе. Поразительной высоты достигло в Византии искусство резьбы по слоновой кости. Пластинки из этого драгоценного материала служили иконками, украшали переплеты книг, шкатулки. И в мелких произведениях византийцы умели создать впечатление величия, почти как в большом памятнике. Так, на рельефе XII века «Дмитрий на коне» (хранится в Оружейной палате Московского Кремля) Дмитрий представлен как победитель, триумфатор. Очертание коня, всадника и его плаща охвачено единой плавно изгибающей линией – такая слитность была незнакома античному искусству. Линейный ритм придает победителю особую одухотворенность. 4. Музыка. Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также по позднегреческому и римскому мелосу. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличившая византийский «дворцовый деспотизм». Большое развитие получили приветственные возгласы – славословия на стихотворные тексты, застольные величественные песни в исполнении хоров. Их часто сопровождали орган и трубы. Была известна инструментальная музыка цимбалистов и трубачей. Из нотированных памятников до нас дошли только культовая музыка, бывшая чисто вокальной и одноголосой. Широкое распространение в Византии получили гимны – религиозно – философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием. Расцвет византийского гимнотворчества относят к V – VI векам; наиболее известный поэт и музыкант – автор гимнов Роман Сладкопевец, родом из Сирии. Знаменитым автором гимнов был Иоанн Дамаскин. Его лучшие гимны собраны и сгруппированы по восьми гласам в известнейшем «Октоихе». До IX века византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию. В конце X века, когда Киевская Русь приняла христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Но в связи с общей эволюцией Византии ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства; сникает импровизаторство, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке. В XII – XIV веках в период поздневизантийского феодализма господствует внешняя красочная орнаментность. Заключение . Особенности исторического развития культуры Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала Греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, – Древняя Греция и Восток, однако византийское искусство нельзя считать не самостоятельным. Подвергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложилась в VI веке и сохранила в течение многих веков постоянные черты. Самая существенная особенность византийского искусства – его культурность, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь – создание одухотворенного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Византия, являясь связывающим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченной эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь – мировым центром православной веры. Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века. Мир многим обязан Византии. Она спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии и Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был шкалой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралась до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия. Список использованной литературы: 1. «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», Том 5, В.-М.: Изд. «Эксмо», М., 2005 г.; 2. «Культурология. История мировой культуры», под. ред. Марковой А.Н., Изд. «Юнити», М., 2003 г.; 3. «Культурология. Учебник для высших учебных заведений», М., 2002. [1] Ныне Стамбул |