- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,57 Кб
Корейская живопись
Введение
Корейская живопись – явление сложное и в основе своей самобытное, хотя во многих чертах и сказывается влияние китайских школ. Традиционная корейская живопись существенно отличается от западной. В ее основе лежат неповторимые линии и цвета Востока. Традиционные верования корейцев – шаманизм, буддизм, конфуцианство, даосизм – всегда играли заметную роль в социально-культурном развитии страны. В народной корейской живописи как бы сплавляются идеи этих религий. И, несмотря на то, что в последнее время в Корее получила распространение западная культура, уникальное национальное искусство продолжает развиваться как в чистом виде, так и в различных гармоничных вариациях с современными жанрами. Следы ранней корейской живописи, присутствующие на стенах королевских гробниц периода трех государств, дают представление о жизни корейцев в то время.
В период позднего Когурё произошел наибольший расцвет буддизма в Корее, свидетельством чего служат многочисленные произведения буддийской живописи, хранящиеся в храмах по всей стране. Во времена Династии Ли, господствующей идеологией в Корее стало конфуцианство, и корейская интеллектуальная элита, которой были созданы основные произведения искусства в этот период, оказалась под сильным влиянием китайских культурных традиций. Народная живопись, популярная среди низших слоев общества, не испытала влияния каких – либо из школ. Она использовала свободную и экспрессивную технику и яркие краски с тем, чтобы передать на полотне трагическое и комическое в человеческой жизни, красоту окружающего мира, облечь в форму и цвет мечты и полет мысли. Таким образом, целью данной работы является:
1.Рассмотреть корейскую живопись в разные периоды времени.
2.Определить великих мастеров исполнения корейской живописи.
.Распознать «чистый» жанр корейской народной живописи.
Период Когурё
Самые ранние изображения были обнаружены в гробницах периода королевства Когурё (37 до н. э. – 668 гг. н. э.), они относятся к четвертому столетию. Когурё подарило нам великолепные стенные росписи в погребальных каменных камерах. Росписи наносились либо на грунтовку из соломы с глиной, либо прямо на гранитную поверхность стен. Сначала наносился черный контур, затем поверхность рисунка расписывали красками. Состав красок содержал окись свинца и клей. Рисунки пронизаны искренней верой в продолжение жизни умерших в загробном мире и отражают стремление представителей правящих классов себя увековечить. Иногда изображались вся семья умерших, их родственники, свита и слуги, жилища и хозяйственные постройки – то есть, все, что было нужно для продолжения обычного образа жизни в ином мире, по воззрениям жителей периода Когурё. По мере того, как усложнялись религиозные взгляды, менялся и мотив рисунков – от конкретных бытовых фресок до росписей четырёх гениев-хранителей четырёх частей света и изображению целой плеяды небожителей. Есть мнение, что рисунки этого времени не избежали некоторого влияния росписей центрально азиатских пещерных храмов и барельефов из камня династии Хань. Фрески Когурё показывают переход от схематического рисунка к сюжетной картине. Подобная художественная эволюция нашла воплощение в изображениях животных, северных кочевников и охотничьих сценах. Росписи Когурё, безусловно, стали традицией, прослеживающейся в искусстве последующих эпох. Великолепные образцы когурёской живописи заставляют предположить, что храмы и дворцы того периода также изобиловали произведениями художественного искусства.
Период Пэкче
Живопись Пэкче испытала значительное воздействие художественных школ Когурё и южных районов Китая, но выработала свой собственный, отличный от них, элегантный и рафинированный стиль. Хотя живописных работ той эпохи дошло до нас крайне мало, их ярким примером можно считать фрески с лотосом и клубящимися облаками из гробницы в Нынсанни близ Пуё и пейзаж в рельефе на черепице из Кюамни. В усыпальнице короля Мурена (501-522), открытой близ Конджу в 1971 г., были обнаружены изящные цветные изображения лотоса, феникса и других мифических животных. Ландшафт на кирпичной стене одного из разрушенных храмов эпохи Пэкче (первая половина VII в.) свидетельствует о замечательных достижениях пейзажной живописи в этот период.
Период Силла
В различных видах изобразительного искусства и архитектуре в периоде Силла происходит дальнейшее освоение традиций художественной культуры. Комплексное развитие живописи, скульптуры, декоративно-прикладных ремесел и архитектуры определялось их тесной связью с буддийской идеологией и культом, этим объясняется исключительно буддийская направленность силланского искусства.
Живопись Объединенного Силла изучена крайне слабо, поскольку творения силланских художников практически не сохранились. Письменные источники сохранили рассказ о выдающемся мастере VII в. Сольго, ему принадлежат росписи на стенах храма Хваннёнса и иконографические портреты буддийских божеств – Авалокитешвары (храм Пунхванса, г. Кёнджу) и бодхисатвы Юма (храм Тансокса, г. Чинджу). «Самгук саги» сообщает, что в 921 г. монах Чонхва из храма Хыннюнса (г. Кёнджу) написал портрет бодхисатвы Похён, оцененный современниками как подлинный шедевр буддийской иконографии. Произведение погибло в XIII в. во время монгольских нашествий на Корейский полуостров. В Танской империи широкой известностью пользовались живописные произведения силланского мастера Ким Чуны. Общее представление об уровне развития силланской живописи, одаренности и самобытности художников и некоторой ограниченности изображаемых сюжетов можно получить на основе изучения барельефной скульптуры и ряда изделий прикладного искусства эпохи Объединенного Силла.
Период Корё
Искусство периода Корё находилось под сильным влиянием Китая. В этот период была основана Академия живописи. Учились в ней как образованные представители высших слоев общества, так и профессиональные художники. Тематика картин была разнообразной и выходила за пределы буддийских сюжетов, которые преобладали в более ранний период. Художники писали портреты, пейзажи, животных и четыре благородных растения: сливовое дерево, хризантему, орхидею и бамбук, которые олицетворяют четыре добродетели. Так же как и каллиграфические работы, рисунки выполнялись кистью и тушью на бумаге или шёлке, используя растительные и минеральные краски, так что нужный эффект создавался линиями, фактурой и пропорциями. Складывается типичная форма станковой живописи. Корейская картина – это свиток вертикального, реже горизонтального типа. Само изображение занимает в этом свитке пространство, близкое по форме к квадрату. Живописных произведений периода Корё сохранилось не более десятка экземпляров. В эпоху Коре жили и творили ряд замечательных живописцев, произведения которых не дошли до нас, но в хрониках остались записи об их произведениях. В XII в. работал пейзажист Ли Ён, член китайской Академии художеств. Его работа «Вид реки Ёсон-ган в Корее» вызвала похвалу китайского императора Хуэйдзуна (1082-1135) .Он был проповедником академического стиля Сун. Его современники Ли Гванпхил, Ли Чжонбу и его сын Ли Дек прославились как портретисты, продолжавшие художественные традиции эпохи Трех государств.
Развивалось писание тушью в черно-белой манере. Причем эта техника наряду с полихромией была уже настолько развита, что литературные источники сохранили нам имена художников, специализировавшихся в разработке одного какого-либо сюжета: бамбука, сосны, слив, трав, буддийских святых и т. п. Большое художественное значение приобрели работы представителей южной школы пейзажа, обнаружившие глубокое понимание настроения природы. Важное значение приобрел повествовательный жанр и «посмертные портреты», всегда отвечавшие конфуцианским представлениям о нравственном совершенстве умершего человека, а потому представлявшие его идеальный облик, в котором важными достоинствами считались признаки возраста и пережитых невзгод.
Период Чосон
В период Чосон окончательно оформилось понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Это была живопись на шёлке, бумаге, особой ткани растительными или минеральными красками, а также тушью. Картина имела форму свитка и предназначалась для украшения храмов и дворцов. Световая и линейная перспектива отсутствовали, а линия играла главную роль в картине.
С воцарением династии Ли в конце XIV в. начался новый подъем в изобразительном искусстве. Развивается профессиональная «бескостная» живопись. Это живопись тушью, и ей свойственны быстрые широкие мазки, которые изображают модель, «кость» же, или контур, отсутствует. Такая техника давала широкий простор упрощенному изображению, условности. Все картины – плоскостные: перспектива, светотень очень условны.
Романтические пейзажи композиционно рисуются как бы с птичьего полета. В целом господствует монохромная черно-белая живопись. Продолжала развиваться декоративная живопись с эффектным, которая руководствовалась принципом «пренебрежения рисунком и выражения идеи»
Важным событием в развитии корейской живописи в это время следует считать знакомство через Китай с произведениями западного искусства и чёткое выделение жанров: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сцены. Не случайно критики попытались искать особенности корейской живописи именно в линиях. Эффективно использовались линии уже на фресках гробницы Кансе «Четыре гения». Корейская живопись обладает своеобразным монохромным колоритом, где центральное место отведено туши. Издавна в Корее говорят о «пяти оттенках туши». Создан самостоятельный жанр -живопись жирной тушыо. Технические приемы, применяемые в корейской живописи, обусловлены материалами, которыми пользуется живописец: это специальная бумага, шелк, кисти с заостренным концом, тушь и водяные краски.
Выдающиеся художники и их творения
Мир корейской живописи знает множество талантов и даже гениев. Одним из них становится в третьей четверти XVIII в. Ким Дыксин – мастер декоративной живописи («Праздник с танцами»). В конце века прославился Юн Дусо, главным образом как каллиграф, портретист и пейзажист. Его произведения рационалистичны и жизненны. «Пилигрим» (начало XVIII в.) в черно-белой манере останавливает взгляд своим лаконизмом и выразительностью. В «Буре на горной тропе» все пронизано движением: всадник мчится навстречу буре, деревья и кусты клонятся под порывами ветра. По преданию, он несколько дней изучал модель, прежде чем приступить к рисованию.
Первый, кто сделал решительный шаг от шаблонной и академической живописи и работ корейских художников XV-XVI вв., был крупный пейзажист Чон Сон, или Кен Чжа (1676-1759).Он создал много свитков с изображением Алмазных гор в миниатюре (1734). Наиболее известна миниатюра «Десять тысяч водопадов», которая считается вершиной пейзажной живописи Кореи. Композиция впечатляюща, искусно решено пространство. Несмотря на то, что художник оперирует одной тушью, он прекрасно передает нюансы тонов.
Манера Ли Ин Муна отличается легкостью, изяществом, выразительностью и совершенством композиции. Мастер лаконичного и тонкого письма, Ли Ин Мун проложил новые пути в колорите, создав свежую и пленительную палитру. Он применял акварельные краски при рисовании не только цветов, но и пейзажей, и кое-где употреблял перспективу: удаленные горы рисовались им не наверху картины, а несколько меньшими.
Син Юн Бок, или Хе Вон (1758-1820), один из выдающихся корейских художников-реалистов. Он выступал против ретроспективной школы живописи, копировавшей старые образцы.Он впервые широко ввел в живопись изображения праздничной жизни и развлечений, певиц и танцовщиц. Он был великолепным жанристом, но помимо жанровых сцен писал пейзажи и животных. При этом он писал произведения по памяти, как большинство художников того времени, а также с натуры. В своих жанровых картинах он с любовью изображал жизнь простого люда. Сами названия картин говорят об их содержании: «Питейный дом», «Игра в комунго», «Прогулка на лодке», «Веселье под музыку». В «Питейном доме» намечены характеры посетителей трактира: людей разного возраста и социального положения, окружающих женщин. В «Веселье под музыку» и в «Прогулке на лодке» противопоставлены чванство феодальной аристократии и скромность артистов и музыкантов. На картинах «Путешествие дамы верхом на лошади» и «Праздник Татьо» даны прекрасные женские типы.
Особенности народной корейской живописи
Народная живопись как форма выражения чаяний масс, как элемент повседневного быта может гордиться своим долголетием. Если пейзажная живопись ставила своей целью сентиментальное восприятие мира, то народная живопись непосредственно связана с проблемами повседневной (религиозно-обрядовой) жизни – такими как «спасение от злых чар», «призыв счастья в дом», «призыв совершать добрые дела» Эти картины передавались из поколения в поколение. Отметим некоторые отличительные особенности народной живописи.
. Народная живопись на придерживается правил строгой пространственной структуры, нет чёткого разделения пространственного расположения объекта на полотне.
. Повторяемость и комбинированный характер сюжета. Повторяемость (в контексте заклинаний) даёт своего рода психологический эффект.
. Цветовые контрасты. В народной живописи почти нет тёмных, густых красок, всё даётся в светлых тонах.
. Одновременная подача прошлого, настоящего и будущего. Полотна народной живописи не сковываются временными рамками. Жизнеописание развёртывается одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому в одном полотне могут одновременно появляться и солнце, и луна, или человек в облике мальчика, юноши, старика.
Особенности содержания народной корейской живописи
1. Декоративность. Большая часть произведений народной живописи хранится в доме в виде картин на ширмах, причём содержание каждой картины должно соответствовать пространственному расположению ширмы.
. Отражение этнического вероисповедания и мировоззрения. Картины народной живописи имеют общую символичность той или иной эпохи. Это помогает постижению особенностей культуры того или иного периода истории. Символичность народной живописи не только способствует взаимопониманию между людьми, но и формирует общее мировоззрение народа.
. Отражение народной веры в силу заклинания (заговора). Народная живопись отличается от современной живописи мистическим характером, народная картина несла в себе элементы заклинания против бедствий, несчастий. Люди верили, что при помощи картин смогут защитить себя от напасти и достигнуть желаемого. В картинах переплетались элементы туземной (первобытной) религии и народных обычаев, что усиливало заклинание.
. Отражение коллективного мировоззрения (чувственное выражение сверхчувственного). Если в ортодоксальной живописи художник выражает свою индивидуальность, своё видение мира, то в народной живописи проявляется коллективный эстетический вкус или коллективное сознание народа в очень непосредственном, первозданном виде. В этом плане можно утверждать, что народная живопись является средством совладения общим мировосприятием.
. Элементы подражания. Народная живопись по сюжету и по форме подражает стилю картин, нарисованных профессиональными придворными художниками, однако по содержанию и по техническим приёмам значительно отличается от них.
Можно говорить, что народная живопись развивалась в бесконечных повторах, в бесконечных подражаниях, в конечном счёте, приобретая свою специфику. Такое своеобразие помогает отличить народную живопись от основанной на стандартизированном приёме рисования. Народная живопись, предназначенная для украшения быта, создаётся в соответствии с нравами, обычаями народа, и поэтому она в самой непосредственной, правдивой форме выражает общее для всего народа эстетическое мировоззрение, чувствование.
корейский народный живопись
Всякое древнее искусство, даря радость от его созерцания, требует эстетического опыта, подготовленности. Созданное в отдаленные времена, оно пронесло сквозь века древние приёмы, символические представления. Форма корейских картин, композиция, приёмы исполнения необычны для европейцев, у которых издавна получила распространение техника масляной живописи. В цветовой гармонии вещей, в повторяемости сюжетов зритель ощущает скрытый смысл, который не в силах сразу разгадать. Живопись оказывается одновременно простой и сложной, требующей вживания образы.
Самая характерная особенность искусства Кореи – стремление постичь через частное всеобщие законы мира, увидеть явления в их взаимосвязи. В корейской картине деталь заслуживала внимания мастера лишь постольку, поскольку позволяла понять всеобщее.
Корейская живопись, процветает поныне ее самые разные жанры и стили живописи, унаследовавшие художественные традиции позднего времени, которое стало периодом расцвета буддизма в Корее, создавали храмовые фрески и иллюстрировали буддийские рукописи. В современное время характерно развитие, как традиционного искусства, так и живописи западного направления, что делает её художественную жизнь необычайно богатой и разнообразной.
Список литературы
1.Мировое искусство. Москва: Феникс,2006г.
2.Лобода И.Г. Корейская мозаика. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
.Всеобщая история искусств. М.: Институт теории и истории изобразительных искусств, 2001.