- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,07 Кб
Корпоративные проекты публичных библиотек России
Курсовая работа
Корпоративные проекты публичных библиотек России
Введение
Актуальность темы: В настоящее время, все больше внимания уделяется способности библиотек максимально удовлетворять интересы пользователей. Однако, несмотря на все усилия, даже самая передовая библиотека в одиночку не в состоянии предоставить читателям все необходимые документы и услуги. Это зачастую объясняется нехваткой бюджета, помещений, квалифицированных кадров и других объективных причин. В данной ситуации наилучшим выходом из положения является кооперация библиотек.
Внедрение корпоративных технологий в библиотечную среду позволяет говорить об изменении формирования фондов библиотек. Развитие корпоративных систем увеличивает возможности поиска и ускоряет получение информации из библиотек и информационных центров, находящихся не только в непосредственной близости от пользователя библиотеки, но и расположенных в другом городе, области и даже стране. Благодаря этому, отдельная библиотека имеет возможность отказаться от максимального наполнения своих фондов, разделив эту обязанность с другими участниками объединения. Для библиотеки становится экономически выгоднее предоставлять доступ к информации, нежели хранить в своем фонде весь объем документов.
Развитие корпоративных систем позволяет библиотекам выйти на новый уровень обслуживания пользователей и решить задачу обмена информацией и наполнения собственных ресурсов. Результатом такой деятельности, как правило, становится повышение скорости и качества технологических процессов библиотек, обслуживания пользователей. В условиях библиотечной кооперации создаются корпоративные проекты, в которых может участвовать неограниченное количество библиотек.
Говоря о корпоративных проектах публичных библиотек, не лишним будет уточнить, что удобство сбора и использования фонда – лишь одна из их положительных сторон. Благодаря внедрению корпоративных технологий в процесс каталогизации, совокупное время, затраченное всеми библиотеками, описывающими один и тот же документ, может быть значительно снижено. С помощью корпоративного обслуживания библиотеки могут повысить уровень обслуживания своих читателей. А корпоративные продукты преобразуют и видоизменяют весь комплекс существующих технологий, обеспечивая не только своевременный и быстрый доступ пользователей к информации и первоисточникам, но и в целом, создают условия для реализации одного из главных принципов открытого общества – принципа всеобщей доступности информации.
Несмотря на огромное количество корпоративных проектов и активные действия библиотек по информированию читателей о них, зачастую информация о той или иной программе становится известна только работникам библиотечной сферы. Исходя из этого утверждения, мы считаем целесообразным рассмотреть в своей работе некоторые библиотечные проекты и методики библиотечной кооперации.
Степень научной разработанности: Корпоративные проекты библиотек, как эффективную форму взаимодействия, в своей статье рассмотрел директор Института корпоративных библиотечных систем, исполнительный директор Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Александр Иванович Племняк. Техническую сторону корпоративной деятельности описал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России: доктор технических наук, профессор Яков Леонидович Шрайберг. Задачи, решаемые на базе корпоративных технологий рассмотрела А.А. Маркова. Региональные корпоративные библиотечные системы России исследовал Ф.С. Воройский.
Объект исследования: публичные библиотеки России.
Предмет исследования: корпоративные проекты публичных библиотек.
Цель исследования: изучить и проанализировать корпоративные проекты публичных библиотек.
Задачи исследования: изучить технологию кооперации публичных библиотек, охарактеризовать корпоративные проекты публичных библиотек.
Методы исследования: библиографическая эвристика, системный анализ, метод сравнения.
Структура работы: представлена введением, двумя разделами, заключением и списком литературы.
1. Технология кооперации библиотек
«Начало разработки теории кооперации библиотек можно отнести к середине XIX века, когда президент Американской библиотечной ассоциации и директор библиотеки Принстонского университета Уильям Дикс осознал, что лишь кооперация работы библиотек в отборе и использовании литературы способна лишить проблему необходимой полноты фондов. Дикса поддерживали известный библиотековед Мелвилл Дьюи и другие специалисты. Мировой и отечественной практикой накоплен богатый опыт организации различного рода библиотечных объединений» [2].
В настоящее время основными задачами российских библиотек являются снижение затрат на комплектование и обработку документов, повышение качества библиографических записей (БЗ), расширение и качественное улучшение предоставляемых библиотечных продуктов и услуг. Развитие корпоративных систем позволяет библиотекам выйти на новый уровень обслуживания пользователей и решить задачу обмена информацией и наполнения собственных ресурсов. Результатом такой деятельности становится повышение скорости и качества технологических процессов библиотек, обслуживания пользователей.
На сегодняшний день библиотеки России, даже обладающие стабильным бюджетом на комплектование, не могут претендовать на полноту своих коллекций. Общая мировая тенденция развития библиотек свидетельствует, что естественным выходом библиотек является объединение усилий, кооперация ресурсов, предоставление взаимного доступа к информации. Внедрение корпоративных технологий в библиотечную среду позволяет говорить об изменении формирования фондов библиотек. Развитие корпоративных систем расширяет возможности поиска и быстрого получения информации из других библиотек и информационных учреждений, что позволяет библиотекам отказываться от полноты собирания собственных фондов. Доступ к информации все чаще становится предпочтительнее хранения, прежде всего по экономическим соображениям.
Хронический финансовый дефицит, сопровождаемый ростом цен на издания, а также отсутствие площадей для размещения новых поступлений делают изменение политики комплектования фондов библиотек необходимым. Между владением и доступом должен быть разумный баланс, который гарантирует с одной стороны, взаимовыгодное партнерство для библиотек, и с другой стороны, полноту удовлетворения запросов пользователей. Этот баланс достигается единой политикой формирования распределенного библиотечного фонда. Опыт кооперации зарубежных библиотек показал, что все национальные библиотеки сужают круг комплектуемых материалов. Они не просто отказываются от сбора и хранения каких-либо материалов, но при этом официально возлагают ответственность за комплектование определенных видов публикаций на другие библиотеки или информационные центры. Распределение обязанностей закрепляется с помощью правовых актов или соглашений между библиотеками. Поэтому одним из важнейших аспектов проблемы корпоративного формирования фондов является отбор изданий для приобретения. Однако проблема корпоративного библиотечного фонда – это проблема не просто кооперации, а делегирования одним библиотекам своих полномочий другим библиотекам, переструктурирования фондов, интеграции библиотек, издательств, это проблема преодоления дублирования технологических процессов, связанных с формированием фондов.
Под кооперацией подразумевается всякое сотрудничество нескольких лиц для достижения какой-либо общей им цели. В области хозяйственной деятельности люди могут соединяться или для совместного производства, или для совместного приобретения предметов потребления, или же, для достижения обеих этих целей одновременно. Сотрудничество в производстве может заключаться или в том, что несколько лиц одновременно выполняют сообща какую-либо работу (напр. постройку дома, уборку хлеба ит. п.), или в том, что они участвуют в одном и том же деле одни после других. Причем бывают работы, которые для своего окончательного выполнения требуют иногда смены целых поколений (напр. работы по регулированию рек, осушению болот и т.д. Кооперация в этом смысле бывает двух родов: простая, при которой разные лица помогают друг другу в одной работе (напр. приподнимании больших тяжестей, пилке леса, уборке сена или хлеба и т.п.) и сложная, при которой разные лица помогают друг другу занимаясь разными видами труда. Последний вид кооперации, в свою очередь, может состоять или в том, что несколько работников в одном месте трудятся над производством частей одного и того же продукта или предмета (так называется разделение труда в собственном смысле слова) – или же в том, что отдельные лица или группы людей, в зависимости от климатических, почвенных и бытовых условий, заняты в различных местах изготовлением различных предметов(продуктов), предназначенных служить для взаимного обмена (так называется разделение занятий).
Выгоды простой кооперации выражаются английской пословицей, гласящей, что «две собаки вместе поймают больше зайцев, чем четыре собаки порознь». Они сводятся к следующему:
. сотрудничество в производстве, в силу взаимного соревнования, увеличивает интенсивность или напряженность труда каждого из участников: 10 работников в 10 часов совместной работы сделают больше, нежели один работник в 100 часов;
. только благодаря сотрудничеству становятся возможными многие работы, исполнение которых превосходит силы отдельного человека (напр. Подъем больших тяжестей, постройка дома и т.п.) или требует периода времени, превосходящего продолжительность человеческой жизни (напр. Осушение болот и т.п.);
. сотрудничество дает возможность выполнить такие работы, которые, по самым условиям производства, непременно должны быть окончены в определенный и притом коротки период времени (напр. Уборка сена, хлеба); эти работы не могли бы быть совершены иначе, как при соединенных усилиях многих лиц;
. сотрудничество, в известных случаях, сокращает количество труда, необходимое для производства определенного продукта; так, например, чтобы испечь хлеб для 100 человек вместе нужно гораздо меньше труда, нежели для 100 человек порознь; здесь, при простом сотрудничестве или простой кооперации, проявляются некоторые из тех выгод, которые вообще проистекают от производства в крупных размерах;
. группа людей, соединяющихся для сотрудничества, приобретает этим самым новые свойства, отсутствующие у каждого из членов группы, взятого порознь; так, например, является кредитоспособность у артели, каждый отдельный член которой ничего не получил бы в кредит;
. каждому участнику сотрудничества предоставляется возможность пользоваться руководством опытных в ведении предприятия лиц, вследствие чего труд может быть выполняем с большей планомерностью и становиться более производительным;
. при соединении производителей предупреждается понижение цен от их конкуренции. При сложной кооперации к выгодам простого соединения труда присоединяются еще особые преимущества, свойственные специально разделению труда или разделению занятий. Когда группа равноправных лиц добровольно соединяется для преследования сообща одинаковых хозяйственных целей, участвуя в предприятии в равной мере трудом или трудом и капиталом, образуются кооперативные союзы или товарищества, кооперативные ассоциации
Основными признаками кооперации являются:
. общая хозяйственная цель
. неопределенное число членов;
. свободное вступление и выход из союза;
. равномерное пользование выгодами, доставляемыми общим предприятием;
. участие членов в управлении делами союза;
. пользование правами самостоятельного юридического лица, составными элементами которого являются лица, а не капиталы (в этом отличие кооперативных обществ от акционерных и др. торгово-промышленных союзов)
«Кооперация на основе совместного использования документных фондов способствует экономии затрат на комплектование и хранение. Так, если определенное издание имеется в одной библиотеке, то другие участники могут не приобретать новые и списать часть имеющихся экземпляров данного издания. Данное направление кооперации приняло в отрасли следующие организационные формы:
. Межбиблиотечный абонемент (МБА).
. Объединение на основе специальных фондов по критерию частоты их использования, предполагающее создание и совместную эксплуатацию репозитарных хранилищ.
. Объединение библиотек на основе специализации фондов по тематическому или отраслевому критерию (распределенная библиотека).
Рассматривая опыт работы в области внедрения корпоративных технологий России, можно сказать, что на базе объединенных каталогов и организованных корпораций создается новый вид обслуживания – корпоративный сервис для читателя, пользующегося системой межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД). Межбиблиотечный абонемент традиционно занимает важное место в обслуживании читателей. МБА – это форма библиотечного обслуживания, предоставляющая читателям одной библиотеки возможность использования книжных фондов других библиотек. Работа служб МБА осуществляется с использованием сводных каталогов, позволяющих быстро установить место хранения нужного документа. Издания, полученные по МБА, используются только в читальном зале, а их хранение производится отдельно от фонда библиотеки – абонента.
Система обслуживания по МБА и ЭДД в корпоративном проекте решает проблемы обмена библиотечными фондами, сокращения времени на копирование и отправку копий изданий, постепенного создания архивов электронных публикаций и доступа к ним посредством телекоммуникационной сети. Использование систем МБА и ЭДД повышает полноту, оперативность и номенклатуру услуг библиотечно-информационного обслуживания пользователей за счёт предоставления им объединенных информационных ресурсов корпоративной системы.
В Белгородской области накоплен довольно большой опыт работы с МБА. Сотрудники Белгородской государственной библиотеки считают это направление одним из важнейших в своей деятельности. Служба МБА Белгородской ГУНБ не прекратила своего существования даже во время кризиса системы 1990-х гг. С 2001 г. на базе службы МБА Белгородской ГУНБ реально функционирует служба ЭДД. Однако лишь с 2002 г. обрисовались контуры того, что можно назвать функциональной подсистемой. С началом работы сотрудники библиотеки, естественно, столкнулись с барьерами, возникшими у пользователей – это финансовые, технические, технологические, психологические. Постепенно, преодолевая эти преграды, они добились увеличения общего количества заказов.
Сейчас специалисты отдела выполняют сложные тематические справки, составляют списки литературы по определенной теме и списки трудов определенных авторов и т.д. Вот только некоторые из них: Цены на автомобили в г. Калининграде, Правовое обеспечение занятости инвалидов в РФ, Акционерные общества в Финляндии, Затонувшие подводные лодки Черноморского флота, Современное состояние рынка электромузыкальных инструментов и др.
Служба ЭДД Белгородской ГУНБ работает в двух направлениях:
) исполнитель – предоставляет электронные копии индивидуальным и коллективным пользователям своего и других регионов;
) посредник – предоставляет электронные копии своим пользователям из фондов библиотек-партнеров. Это направление является приоритетным в деятельности нашей службы ЭДД на сегодняшний момент.
Сейчас Белгородская ГУНБ сотрудничает с РНБ, Автономной некоммерческой организацией РКъ, ИНИОН, ГПНТБ, БЕН РАН и другими федеральными и региональными библиотеками. Электронные копии из этих библиотек либо забираются с ftp-сервера, либо приходят в виде сообщения по электронной почте с прикрепленными файлами. Однако, здесь возникает проблема совместимости программного обеспечения. Сейчас для БГУНБ практически не существует трудностей при работе с электронными форматами файлов. Но возникают проблемы с программами федеральных библиотек по работе с абонентами МБА и ДД. Не всегда службы ЭДД библиотек – фондодержателей вовремя информируют об этом. Проблема такого же технологического характера возникает и при работе с электронными каталогами библиотек-партнеров. Практически невозможно осуществлять поиск в каталогах из-за перегруженности каналов в дневное время. Это отнимает время и заставляет посылать запросы наугад, рискуя потерять время или получить отказ по причине отсутствия издания в библиотеке
Несмотря на видимые положительные стороны использования межбиблиотечного абонемента, существует ряд ключевых моментов, связанных со значительными текущими затратами:
. Затраты на информирование пользователей об изданиях, доступных с помощью МБА;
. Затраты труда работников в отделе МБА;
. Затраты на доставку документа абоненту и обратно;
. Потери от утраты и порчи документов в результате их использования в МБА.
По мнению И.Н. Басамыгиной, МБА, как форма кооперации библиотек характеризуется частичной интеграцией документных фондов без специализации и не предполагает полного освобождения от дублирования. Внедрение МБА также не приводит к интеграции пользовательской аудитории – каждый пользователь, как и до объединения, продолжает обслуживаться в своей библиотеке. При использовании печатнодокументной технологии возможность возникновения и уровень развития кооперации в данной форме будут зависеть от расстояния между библиотеками и числа участников.
Перспективной формой кооперации для России является объединение на основе специальных фондов по критерию частоты их использования, предполагающее создание и совместную эксплуатацию репозитарных хранилищ. «Репозитарный фонд – собрание малоиспользуемых документов группы библиотек, предназначенное для длительного или постоянного хранения в репозитарии. Репозитарные центры создаются при национальных библиотеках страны (РГБ и РНБ), а также при крупнейших универсальных научных библиотеках в центрах федеральных округов (далее – репозитарные центры) в целях сокращения параллелизма в хранении малоиспользуемых документов и создания гарантий их предоставления пользователям в случае поступления единичных запросов. Государственные универсальные библиотеки, при которых создаются репозитарные центры, и библиотеки-депоненты образуют совместную некоммерческую организацию в приемлемой для участников форме. Создание репозитарного центра основывается на экономической заинтересованности библиотек сократить затраты на параллельное хранение малоиспользуемых фондов при дефиците площади книгохранилищ. Репозитарий принимает документы на хранение на безвозмездной основе; за депонирование крупного фонда (более 1 тысячи экземпляров) депонент вносит плату, установленную членами объединения. Фонд репозитария отражается в электронном каталоге, доступ к которому является открытым и безвозмездным» [15].
Возможность возникновения и уровень развития кооперации в данной форме будут зависеть от расстояния между репозитарным хранилищем и обслуживаемой библиотекой, а так же от числа обслуживаемых репозитарием библиотек.
«Наиболее полная интеграция фондов и наибольший положительный эффект достигаются при кооперации в форме распределенной библиотеки. Л.И. Госина дает определение этой формы кооперации: отраслевое, региональное или ведомственное объединение библиотек, действующих как единая библиотека, целенаправленно формирующее систему фондов и / или других информационных ресурсов, доступных всем пользователям системы» [2]. В распределенной библиотеке происходит упорядочение хранения документов на основе характера информации, способа ее записи или вида носителя. При распределении документов отсутствует дублирование, но сохраняется целостный поток документов. Свое развитие в России распределенные библиотеки получили на базе муниципальных публичных библиотек. Самой распространенной является специализация по отраслевому и тематическому профилю – библиотеки по медицине, истории, искусству, иностранным языкам и т.д.
Возможность возникновения и уровень развития кооперации в данной форме будет зависеть от расстояния между библиотеками и уровня развития пассажирского транспорта, длительности функционирования распределенной библиотеки без реорганизации, числа учредителей распределенной библиотеки.
Кроме вышесказанного, широкое развитие среди малых библиотек получило такое направление кооперации, как централизованная библиотечная система (ЦБС) – добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование. Ее можно охарактеризовать как производственную кооперацию, основанную на обобществлении средств производства и труда. В условиях ЦБС, самостоятельные фонды отдельных небольших библиотек становятся частями единого фонда. Так, Белгородская ЦБС включает в себя 22 библиотеки в числе которых 11 библиотек-филиалов.
Объединение в ЦБС позволяет осуществить:
. Предоставление читателям в пределах района, города более широкого тематического и видового репертуара изданий за счет уменьшения излишнего дублирования при закупке книг.
. Раскрытие для читателей фондов всех участников объединения, путем создания сводного каталога в карточной и печатной формах.
. Увеличение в общем бюджете времени библиотекарей доли, выделяемой на непосредственную работу с читателями и т.д.
Информационные технологии все глубже проникают в повседневную жизнь. Естественно в условиях всеобщей компьютеризации стало очень популярным создание библиотеками различных объединений на основе новых информационных технологий. Благодаря развитию корпоративных библиотечных систем появилась возможность обеспечить пользователей новыми видами информационных продуктов и услуг с помощью объединения информационных ресурсов библиотек. Применение новых электронных продуктов в информационно-библиотечной деятельности не только существенно ускоряет и повышает качественный уровень обслуживания пользователей, но и в целом преобразует и видоизменяет весь комплекс существующих технологий, обеспечивая не только своевременный и быстрый доступ пользователей к информации и первоисточникам, но и в целом, создает условия для реализации одного из главных принципов открытого общества – принципа всеобщей доступности информации.
Наибольшее развитие в последнее десятилетие получило создание и совместное использование сводных каталогов – библиотечных каталогов, отражающих фонды нескольких самостоятельных библиотек или библиотечной сети региона / отрасли. С помощью сводного каталога становится возможным информирование пользователей каждой библиотеки об изданиях, имеющихся в фондах других участников объединения. Так, Сводный каталог библиотек России (СКБР) ЛИБНЕТ на 01.10.2004 составлял 897446 БЗ. Записи Сводного каталога отвечают требованиям формата RUSMARC. СКБР поддерживается авторитетными файлами предметных рубрик и коллективных авторов. Пополнение каталога осуществляется еженедельно. Сводный каталог научно – технической литературы ГПНТБ России (#”justify”>В настоящее время в Белгородской области в едином информационном пространстве объединены ресурсы государственных библиотек, библиотек государственных вузов, областной медицинской библиотеки, библиотеки краеведческого музея, муниципальных библиотек. В общей сложности 36 библиотек-участниц формируют единое информационное пространство.
Суммарный объем Сводного электронного каталога муниципальных библиотек составил в марте 2007 г. 118,5 тыс. записей. Он отражает фонды всех муниципальных библиотек Белгородской области, дает возможность ее жителям получить найденную в этом каталоге книгу обычной почтой по межбиблиотечному абонементу или отсканированный ее фрагмент по электронной почте из любого населенного пункта Белгородской области.
Еще одним важным составляющим звеном единого информационного пространства библиотек Белгородской области является сводная база данных Статей, которую формируют 11 библиотек города. Пользователь, зарегистрированный в любой из библиотек единого информационного пространства, может через эту библиотеку сделать заказ на получение электронной копии документа, сведения о которой есть в сводной картотеке статей.
Дополнительную возможность для пользователей также создает сводный каталог периодических изданий, формирующийся теми же библиотеками.
Традиционным блоком ресурсов, формируемых в Областных библиотеках, являются краеведческие ресурсы. Наряду с созданием электронного краеведческого каталога на книжный фонд, в Белгородской области формируется сводная картотека статей по краеведению. Эта картотека имеет две уникальные особенности. Во-первых, она создается с помощью технологии распределенной каталогизации, то есть каждая ЦБС расписывает свой блок изданий под руководством сотрудника БГУНБ. Во-вторых, роспись статей сопровождается ссылками на полные тексты расписываемых изданий.
На сегодняшний день завершен первый этап создания единого информационного пространства библиотек области: создано 28 библиотечных информационных центров (БИЦ). Базовый информационный центр расположен в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке. БИЦ представляют собой точки доступа к глобальным и региональным библиотечно-библиографическим электронным ресурсам. БИЦ работают на базе единого программного продукта – автоматизированной информационно-библиотечной системы OPAC – Global. Такая система позволяет органично вливать ресурсы библиотек нашей области в национальные ресурсы России. Электронные ресурсы единого информационного пространства библиотек по способу формирования делятся на сводные и локальные. По способу представления информации ресурсы делятся на библиографические, реферативные и полнотекстовые. По способу доступа – открытые в свободном доступе и авторизированные. Каждый сводный каталог имеет своего куратора из числа сотрудников БГУНБ:
Еще одной из БД, поддерживаемых Центром ЛИБНЕТ является Библиографическая БД «Вся Россия» (#”justify”>Кооперация на основе совместного создания и использования полнотекстовых файловых информационных ресурсов является способом решения проблемы недостаточности представленных на рынке цифровых текстовых информационных ресурсов для текущего комплектования библиотеки и необходимости оцифровки части приобретаемых печатных изданий. Ее идея заключается в централизованном приобретении произведений в единственном экземпляре, формировании с их помощью одной крупной полнотекстовой базы данных и комплектование идентичными копиями неограниченного числа библиотек. Общие издержки на оцифровку будут распределены между всеми библиотеками-участницами объединения, таким образом, нагрузка на финансовые ресурсы учредителя каждой из них сведена к минимуму.
Кооперация по совместной закупке необходимого оборудования, как разновидность снабженческой кооперации, может снизить остроту проблемы дефицита средств на компьютеризацию всех рабочих мест сотрудников и пользователей, налаживание локальной сети. Положительный эффект такой формы объединения состоит в формировании единого заказа. В результате роста объема продаж у поставщика возникает экономия на масштабах производства. В тоже время, кооперация позволяет библиотекам-покупателям оказывать давление на поставщика, перераспределяя подавляющую часть возникшей на его стороне экономии в свою пользу через снижение цен.
Необходимость кооперации по созданию и использованию централизованной системы удаленного обслуживания пользователей обусловлена тем, что для предоставления абонентам возможности использовать файлы с произведениями, защищенными законом об авторских и смежных правах, вне своих помещений, библиотека должна брать на себя все функции издательства. В рамках отдельной библиотеки это является неразрешимой задачей, а крупное объединение библиотек сможет эффективно с ней справиться. При удаленном обслуживании посредством Интернет расстояние между компьютером пользователя и сервером, на котором хранится файл с произведением, никак не влияет на стоимость доставки копии этого файла. Положительный результат кооперации для библиотеки выражается в экономии ресурсов, возникающей по следующим направлениям:
. Минимизация организационных и трансакционных издержек удаленного обслуживания пользователей в среднем на одну предоставленную в собственность копию файла с произведением в результате увеличения числа копий за счет объединения библиотеками своих пользовательских аудиторий;
. Сокращение потребности в помещениях и оборудовании за счет того, что часть пользователей предпочтет удаленное обслуживание использованию файловых информационных ресурсов в помещении библиотеки.
Таким образом, вовлекая в кооператив все больше и больше библиотек, объединение сможет постоянно наращивать ежегодный объем новых произведений, включаемых в полнотекстовые базы данных всех библиотек-филиалов. Кооперация библиотек в условиях файловой технологии позволяет решить проблему эффективности библиотечной деятельности. Она выравнивает себестоимость услуги и ассортимент предоставляемых пользователям произведений в файловой форме у всех библиотек-участниц объединения, вне зависимости от размеров обслуживаемых ими сообществ. Кроме того, она позволяет расширить этот ассортимент до уровня, который не могла бы себе позволить даже самая крупная библиотека-участница.
2. Корпоративные проекты публичных библиотек
кооперация публичный проект библиотека
«Проект – это идея (задача, проблема) и необходимые средства ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Отличительными чертами проекта являются:
) Направленность на достижение очерченных целей. Четкая постановка конечной цели проекта оказывает содействие успешной его реализации при условии правильного формулирования промежуточных взаимозависимых целей. Реализация проекта означает последовательное достижение целей с наиболее низкого уровня к высшему, то есть к достижению конечной цели.
) Координированное выполнение взаимозависимых действий. Одни действия необходимо выполнять параллельно, другие – последовательно, и любое нарушение порядка их выполнения может поставить под угрозу выполнение проекта вообще.
) Ограниченность во времени. Проекты выполняют на протяжении определенного времени (как правило, его определяют заранее), по возможности более четко очерчивая начало и завершение. Залогом успешной реализации проекта является оптимальное распределение усилий и ресурсов во времени, которое обеспечивается приведением в порядок последовательности выполнения работ и мероприятий в границах проектной деятельности. В отличие от производственной системы проект является одноразовой, а не циклической деятельностью. Тем не менее, проектный подход все более часто применяют и к непрерывному производству. Например, существуют проекты выполнения заказов, где предусмотрены договорные сроки снабжения.
) Уникальность. Каждый проект имеет отличительные особенности и признаки. Не существует идентичных проектов, даже если они предусматривают выполнение одинаковых действий.
В ряде отраслей, таких, как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе Программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и / или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целями» [17].
Таким образом, «корпоративный проект библиотеки – это совместная реализация какой-либо идеи (задачи, проблемы) с целью достижения желаемого результата в экономической, технической, технологической или организационной сфере силами библиотечного объединения. При этом, «под Корпоративной библиотечной сетью (системой) мы понимаем добровольное объединение ряда взаимно независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек (возможно также – информационных органов или служб) для совместного решения их функциональных задач, включая совместное создание и использование библиотечно – информационных ресурсов» [4].
Корпорация – объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей (как правило, на основе частно – групповых интересов), одна из основных форм предпринимательства.
Объединение в корпоративном сообществе ранее взаимно – независимых организаций порождает целый ряд проблем организационного и психологического плана:
. Корпоративная сеть является единой системой, которая подчиняется вполне определенным правилам. Это означает, что ее участники перестают быть совершенно независимыми друг от друга, а так же, что у них появляется необходимость нести ответственность перед всем корпоративным сообществом за реализацию решений, связанных с обеспечением его создания, построения, функционирования и развития;
. Руководители многих организаций, входящих в корпорацию, достаточно трудно перестраиваются с «автономных» условий работы на «кооперативные»;
. Исходный уровень библиотек по состоянию материально – технической базы, уровню подготовки персонала и т.п. является весьма неоднородным, что затрудняет работу.
В связи с вышесказанным, следует сформулировать ряд достаточно общих, но чрезвычайно важных тезисов, без учета которых невозможно успешное создание и функционирование корпоративных библиотечно – информационных систем (КБИС):
. Вступление любой библиотеки в корпорацию должно быть добровольным. Прием новых членов должен сопровождаться официально оформленным обязательством руководства библиотеки выполнять основные организационные и технологические принципы ее построения и функционирования.
. Корпорация не должна вмешиваться в административно – хозяйственную деятельность входящих в ее состав библиотек.
. КБИС создается, развивается и функционирует, как единая автоматизированная информационно – библиотечная система по правилам определенным государственными стандартами РФ, а также действующей в корпорации организационной, технологической, технической и плановой документации.
. Программные, технические, технологические, лингвистические и информационные средства обеспечения КБИС в целом и отдельных ее узлов должны соответствовать комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам.
. Каждая КБИС должна систематически организовывать работу централизованной системы повышения квалификации персонала.
. Во главе каждой КБИС должен стоять лидер, способный грамотно задать направление работы для всей системы.
В настоящее время, в России существует достаточно большое количество разнообразных библиотечных объединений. Результатом их деятельности становятся библиотечные корпоративные проекты. В данном разделе мы приведем несколько примеров этих проектов.
Пожалуй, наиболее известным и широко используемым читателями является международный проект «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек». Основной целью деятельности по проекту является реформирование системы справочно-информационного обслуживания пользователей публичных библиотек с учетом требований, предъявляемых формирующимся в стране Информационным обществом и осуществляемыми социально-политическими и экономическими преобразованиями. «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек (ВСИС ПБ)» была открыта в октябре 2003 года на основе бесплатной справочно-информационной службы «Виртуальная справка», которая в течение 3 лет размещалась на сайте Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Популярность у пользователей Интернета «Виртуальной справки» подвигла на создание подобных служб некоторые другие библиотеки. С 2004 г. приступила к работе Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» на сайте Российской национальной библиотеки. В настоящий момент Красноярская краевая научная библиотека, Кемеровская и Свердловская областные универсальные научные библиотеки (ОУНБ), Саратовская ЦБС и Томская МИБС одновременно ведут собственную виртуальную справочную службу и являются участниками корпоративного проекта, удачно размежевав тематику вопросов.
Структура ВСИС ПБ представлена специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек – координаторами и организаторами Справки и операторами-специалистами 20 библиотек России и 3 библиотек стран СНГ: Николаевской Центральной библиотеки им. М.Л. Кропивницкого (Украина), Краматорской Центральной городской библиотеки (Украина), Усть-Каменогорском ЦБС (Казахстан).
Библиотеки, принявшие участие в проекте, были отобраны с учетом ряда условий: наличие собственного сайта, наличие на нем материалов, представляющих интерес для широкого круга пользователей Интернета, внятная политика по расширению своего присутствия в Сети, опыт работы с виртуальными пользователями и др.
Все операторы ВСИС ПБ прошли специальное обучение в ходе организованного МАДБ учебного семинара «Методика виртуального справочно-библиографического обслуживания в рамках корпоративного проекта» и получили сертификат на право работать операторами.
ВСИС ПБ (или «Виртуальная справка») обладает рядом особенностей, отличающих ее от аналогичных зарубежных виртуальных служб. Пожалуй, главной из них является публичный характер задаваемых вопросов. Все вопросы сразу после того, как их задали, появляются на соответствующей странице Справки, там же через некоторое время (как правило, в течение 1 дня) появляются ответы. Таким образом, база, включающая по состоянию на апрель 2006 г. более 24000 вопросов, поступивших из 300 городов России и 50 стран мира, и 24000 ответов на них, открыта не только библиотекам-участникам, но и пользователям, заходящим на портал «Library.ru». Это позволяет им зачастую находить ответы на свои запросы, просто воспользовавшись уже имеющимися результатами работы по аналогичной теме.
Совместная работа выявила большие перспективы развития службы, т.к. работа в корпоративном режиме позволила более эффективно работать с получаемыми вопросами.
Вход в ВСИС ПБ осуществляется как с портала «Library.ru», так и с сайтов всех библиотек-участников. Для этого на сайтах размещаются «кнопки» «Оператор «Виртуальной справки», идентифицирующие их как участников ВСИС ПБ. Кроме того, для размещения на сайтах других библиотек предлагается баннер «Виртуальная справка», который обеспечит пользователям этих сайтов справочно-информационное обслуживание в том случае, если там нет иной (локальной или корпоративной) ВСИС.
Сводная база вопросов и ответов является общей собственностью всех участников ВСИС ПБ.
Обращение в ВСИС ПБ и получение ответа для всех пользователей бесплатно. Пользователи могут задавать вопросы на русском либо английском языках. Поиск также ведется только по русско- и англоязычным ресурсам. Воспользоваться услугами ВСИС ПБ могут все жители России, русскоязычным зарубежным гражданам предоставляется информация, тем или иным образом связанная с Россией, либо общеобразовательного характера. На английском языке принимаются вопросы, касающиеся России.
Есть и ряд ограничений для пользователей:
. На вопросы, приходящие в Справку по электронной почте, операторы не отвечают.
. От одного посетителя принимается только один запрос в день.
. Количество вопросов, поступивших от одного пользователя в течение месяца, не должно превышать восьми. Администрация оставляет за собой право в отношении отдельных пользователей изменять это число как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
. Координаторы имеют право удалять некорректные вопросы и реплики и перемещать вопросы в более подходящие рубрики.
. Вопросы, связанные с предоставлением готовых рефератов и сочинений рассматриваются в последнюю очередь.
Работа службы показала высокую востребованность предоставляемых услуг со стороны пользователей практически из всех российских регионов, а также из иных государств, интересующихся материалами на русском языке и темами, связанными с Россией.
Не менее известным является проект «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС). Проект существует с 2001 года и в настоящее время объединяет более 200 библиотек различных систем и ведомств не только России, но и Беларуси, Казахстана и Украины. Участники проекта общими усилиями создают Сводную базу данных, содержащую полную аналитическую роспись 1601 журналов. Каждая из библиотек-участниц проекта создает аналитические библиографические записи на все статьи из нескольких журналов по принятым в проекте правилам и в обмен получает такие же записи всех других участников. Большая часть расписываемых журналов включена в список ВАК (Высшая Аттестационная комиссия). Ежегодное пополнение сводной базы данных составляет более 200 000 библиографических записей.
Пользователь получает информацию в виде библиографической записи, в которой представлены следующие сведения: автор, заглавие статьи, персоналии, сведения о названии, дате и месте проведения конференции, семинара или совещания, название источника, аннотация на статью и т.д. Сводная база данных не содержит полных текстов статей.
«Основными принципами работы проекта являются:
. внешняя открытость при соблюдении внутренних технологических процессов, принятых в библиотеках,
. полная аналитическая роспись периодических изданий,
. использование минимальных технических средств при передаче и приеме данных» [3].
Реальная польза от совместного создания и использования информационных ресурсов очевидна:
. Возможность в минимально короткие сроки получить по запросу полные тексты статей по ЭДД.
. Более 60% подписки на периодические издания раскрывается с помощью корпоративной базы.
. Участие в проекте позволяет ознакомиться с содержанием журналов, которые не выписывает библиотека.
. Пользователь имеет возможность ознакомиться не только с библиографическим описанием статьи, но и получить полную аннотацию на нее.
«Проект «Корпоративная библиотечная система вузов Санкт – Петербурга и Северо – Запада России. Новые горизонты сотрудничества» был поддержан «Институтом Открытое Общество» в 1999 году. Целью проекта является внедрение технологии корпоративной работы в библиотеках Санкт – Петербурга для создания общих разделяемых информационных ресурсов (сводного электронного каталога, сводной электронной библиотеки вузовских публикаций) и средств эффективного доступа к ним через Интернет.
В течение года был создан действующий прототип распределенной корпоративной библиотечной системы, объединяющей информационные ресурсы библиотек нескольких вузов Санкт – Петербурга. Эти библиотеки имели статус основных участников проекта на первом этапе его выполнения.
Созданный прототип имеет следующие свойства:
·Основным компонентом общего информационного пространства является сводный электронный каталог, доступ к которому обеспечивается по протоколам HTTP (через специальный шлюз) и Z39.50.
·Z – сервер обеспечивает одновременный поиск и извлечение записей в различных MARC форматах.
·В системе поддерживается механизм связей записей в соответствии с форматом RUSMARC.
·На основе Z – сервера реализованы корпоративные службы заказа и электронной доставки. Эти службы доступны в режиме on – line.
·В библиотеках организованы рабочие места службы электронной доставки документов с использованием системы Ariel.
Для создания сводного электронного каталога была выбрана модель хранения локальных электронных каталогов в различных базах данных с предоставлением доступа к ним через один Z – сервер, являющийся оригинальной разработкой Центра «Открытые Библиотечные Системы» Санкт – Петербургского государственного технического университета.
Для читателя ресурсы консорциума доступны через шлюз HTTP Z39.50, также являющийся разработкой Центра «Открытые Библиотечные Системы».
Консорциум планирует продолжить работу по совершенствованию организации процессов обработки документов и обслуживания читателей и в дальнейшем. Кроме того, консорциум планирует развивать связи с другими консорциумами, вводить в ежедневную практику библиотек тесное взаимодействие с партнерами с использованием современной технологической базы» [1].
Кроме вышеперечисленных проектов существуют такие нетрадиционные для библиотек формы сотрудничества, как глобальный проект оцифровки книжных фондов «Библиотека Гугла» (Google Library). Он состоит из ряда служб. Служба «Поиск книги» (Google Book Search) Гугла – это часть усилий компании в организации мировой книжной информации, обеспечение ее всеобщей доступности и полезности.уважает огромные творческие усилия, которые были вложены в книги, поэтому служба «Поиск книги» сконструирована так, чтобы отвечать всем требованиям закона об авторском праве. Google никогда не покажет более нескольких фрагментов текста из защищенной книги, не получив разрешения издателя, и адресует пользователя туда, где можно купить книги, или в библиотеки.
Служба «Поиск книги» состоит из двух различных частей: программа «Партнер» (the Partner Programme) и «Библиотечный проект» (the Library Project).
Программа «Партнер» работает с более чем 10000 Издателей всего мира. Партнеры (как правило, издатели) передают свои книги для оцифровки и размещения в Сети. Пользователям показывают очень ограниченное количество страниц из книги, релевантных их запросу. Но этого достаточно, чтобы дать общее представление о ее содержании. Если увиденное заинтересует пользователя, он может перейти на веб-сайт издателя или сетевого магазина и купить книгу.сканирует эти книги бесплатно и не требует оплаты с пользователя за подсказку. Кроме того, если под изображением страницы из книги размещаются рекламные объявления, больше половины дохода от объявлений передается издателю книги. «Библиотечный проект».Google работает с библиотеками всего мира, в их числе; библиотеки Оксфордского, Гарвардского, Стэндфордского, Принстонского университетов, Национальная библиотека Каталонии, Баварская государственная библиотека, Университет штата Мичиган, Публичная библиотека Нью-Йорка и многие-многие другие; кроме того, Google осуществляет пилотный проект с Библиотекой Конгресса США. Компания хотела бы работать с библиотеками как можно большего числа стран, чтобы служба «Поиск книги» отражала богатое культурное разнообразие мировой литературы.
Если библиотечная книга оказывается в общественном достоянии (вне защиты авторского права), она показывается в Сети полностью. Если книга находится под защитой копирайта, пользователь в Сети сможет увидеть только самую основу: название книги и фамилию автора, не более 2-3 фрагментов текста и информацию о той библиотеке, где она находится, или о магазине, где ее можно купить. Если издатели или авторы не желают, чтобы их книги прошли оцифровку, им достаточно об этом лишь сообщить.
Заключение
На современном этапе развития, библиотечная кооперация является необходимым условием «выживания» библиотек и их успешного выполнения своих функций. Довольно сложно представить нынешнюю библиотечную среду без корпоративных проектов таких, как полюбившаяся читателям «Виртуальная справка» или удобный в использовании сводный каталог. Кроме того, объединение в корпорации дает самим библиотекам неоспоримые преимущества. Изучив некоторые корпоративные проекты библиотек и литературу о библиотечной кооперации в целом, можно выделить следующие организационные формы библиотечного сотрудничества:
. Межбиблиотечный абонемент (МБА).
. Объединение на основе специальных фондов по критерию частоты их использования, предполагающее создание и совместную эксплуатацию репозитарных хранилищ.
. Объединение библиотек на основе специализации фондов по тематическому или отраслевому критерию (распределенная библиотека).
. Централизованная библиотечная система (ЦБС).
. Создание и совместное использование сводных каталогов.
. Кооперация на основе совместного создания и использования полнотекстовых файловых информационных ресурсов.
. Кооперация по совместной закупке необходимого оборудования.
При этом основными задачами библиотечной кооперации являются:
·Снижение затрат на комплектование фонда, содержание эксплуатируемых помещений и оборудования.
·2. Повышение качества обслуживания пользователей за счет совместного использования фондов и разделения обязанностей между библиотеками – участницами.
·3. Увеличение доступности информации благодаря использованию сводного каталога и МБА.
Корпоративные проекты публичных библиотек имеют ряд характерных особенностей, без которых невозможно их успешное развитие и функционирование:
. Добровольное вступление библиотек в кооперацию;
. Невмешательство корпорации в административно – хозяйственную деятельность входящих в ее состав библиотек;
. Создание, развитие и функционирование КБИС по правилам определенным государственными стандартами РФ, а также действующей в корпорации организационной, технологической, технической и плановой документации.
. Соответствие программных, технических, технологических, лингвистических и информационных средств обеспечения КБИС комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам;
. Систематическая работа по повышению квалификации персонала.
. Наличие грамотного и целеустремленного лидера.
Таким образом, мы пришли к выводу, что при серьезном подходе и качественной проработке всех аспектов, создание кооперативных объединений сулит библиотекам немалые успехи и способствует привлечению новых читателей. Несомненно «живая», развивающаяся библиотека, сотрудничающая не только с другими библиотеками, но и организациями смежных отраслей, предоставляющая новые интересные и необходимые в современном мире услуги привлекает внимание пользователя куда больше рекламных плакатов и роликов, за яркими красками которых скрываются устаревшие технологии и сравнительно небольшой фонд. Корпоративные проекты публичных библиотек создаются как раз для того, чтобы отвечать постоянно расширяющемуся кругу читательских интересов и потребностей, помогать библиотеке соответствовать современному уровню.
Библиографический список
кооперация публичный проект библиотека
1. Баранов В.Л Опыт создания корпоративных ресурсов в библиотечном проекте Санкт – Петербурга/В.Л. Баранов, В.С. Рябов, Д.Н. Сова // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек. Четвертая Конференция и Выставка Libcom – 2000, Пансионат «Ершово», Звенигород, Московская область, 13 – 17 ноября 2000 г.: Тезисы докладов. – М.: ГПНТБ, 2000. С. 18 – 20.
. Басамыгина И.Н Кооперация библиотек: научно-практическое пособие. – М.: «Либерея – Бибинформ», 2007. – 96 с.
. Библиотечные корпоративные технологии и проекты: Всероссийская научно – практическая конференция, 22-26 марта 2004 г., Пермь: Сб. докладов и тезисов/ Сост. О.С. Орлова. – Пермь, 2004. С. 140-145
. Воройский Ф.С. Корпоративные сети библиотек: накопленный опыт и некоторые прогнозы/Ф.С. Воройский // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек. Четвертая Конференция и Выставка Libcom – 2000, Пансионат «Ершово», Звенигород, Московская область, 13 – 17 ноября 2000 г.: Тезисы докладов.-М.: ГПНТБ, 2000. С 15 – 18.
. Воройский Ф.С, Особенности проектирования корпоративных библиотечно-информационных систем // Сборник учебно-методических материалов тренинг-центра по программе: «Создание и администрирование Интернет / Интернет серверов узлов корпоративной библиотечно-информационной системы- – М.: ГПНТБ России, 2000 – С. 7-20.
. Племнек А. Корпоративные библиотечные проекты в России: эффективная форма взаимодействия/А. Племнек // Библиотечное дело. – 2009. – №13 (103). – С. 36 – 37.
. Шрайберг Я.Л. Корпоративные и национальные проекты открытого доступа/ Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2008. – №8. – С. 5 – 23.
. Буняева М.А. Проблемы и перспективы использования электронных ресурсов в обслуживании пользователей межбиблиотечного абонемента Белгородской Государственной Универсальной Научной библиотеки [Электронный ресурс]/ М.А. Буняева]. – режим доступа: #”justify”>. Воройский Ф. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения [Электронный ресурс]/ Ф.С. Воройский, Я.Л. Шрайберг. – режим доступа: #”justify”>. Н. Забелина Корпоративная сеть – как информационный прорыв для сети публичных библиотек Москвы [Электронный ресурс]/ Н. Забелина. – режим доступа: #”justify”>. Зеленина Г. Н Межрегиональная аналитическая роспись статей: из опыта корпоративной работы [Электронный ресурс]/ Г.Н. Зеленина. – режим доступа: #”justify”>12. Куминова Л.А. Виртуальная справочная служба как вид информационного сервиса библиотек [Электронный ресурс]/ Л.А. Куминова. – режим доступа: #”justify”>13. Маркова А.А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий [Электронный ресурс]/ А.А. Маркова. – режим доступа: #”justify”>. Описание проекта «Виртуальная справка» [Электронный ресурс]. – режим доступа: #”justify”>. Положение о библиотечно-информационном фонде Российской Федерации (Проект) [Электронный ресурс]. – режим доступа: #”justify”>16. Проект МАРС «Межрегиональная аналитическая роспись статей» [Электронный ресурс]. – режим доступа: #”justify”>. Управление проектами. Конспект лекций [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Upravlenie-proektami/30419/index.html