- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 44,76 Кб
Костюм Древней Греции. Влияние исторического костюма на современный костюм
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
История стилей в костюме
тема: Костюм Древней Греции.
Влияние исторического костюма на современный костюм
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности исторической эпохи и образа жизни
.1 Государственный строй и экономика
.2 География и климат
.3 Религиозные верования в Древней Греции
.4 Эстетические нормы и развитие культуры
Глава 2. Эстетический идеал красоты
Глава 3. Анализ видов, форм и особенностей конструкции одежды. Анализ композиции костюма
.1 Общая характеристика костюма
.2 Мужской костюм
.3 Женский костюм
Глава 4. Анализ применяемых для изготовления костюма одежды (ткани, цвет, орнамент)
Глава 5. Анализ головных уборов, причесок, украшений и аксессуаров
Глава 6. Влияние древнегреческого костюма на современный костюм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм непосредственно связан не только с рукоделием и художественным творчеством, но и с этнографией и физиологией человека. Изучение истории костюма и моды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох. По форме и окраскам одежд представителей разных эпох и народов, по тканям и орнаментам можно узнать степень их художественного и промышленного развития; изменения в покрое, в сочетаниях цветов, влияние костюма одного народа на одежду другого – все это дает возможность распознать путь развития или упадка цивилизаций; религия, философские учения, искусство влияют на внешний облик людей, а по костюму всегда, в достаточно определенной степени, можно создать представление о культуре общества и его социальном устройстве в различные эпохи и исторические периоды. Одним словом, в костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития.
Костюмы королей и выдающихся исторических лиц характеризуют нередко целую историческую эпоху. Одежда всякого человека своим общим «модным» видом характеризует известный период времени, а своими деталями, индивидуальными меткими частностями, манерой носить ее – определяет характер, вкусы, умственную и духовную жизнь носящего ее человека.
С древнейших времен люди стали жить духовной и физической жизнью. Потребности тела продиктовали необходимость создания одежды и прикрытия кожных покровов человека от ненастья и скверной погоды, а потребности духа посчитали необходимым заняться процессом украшения тела, который в дальнейшем перешел и на украшательство одежд.
История моды идет руку об руку с историей развития человека. Исторический костюм, его украшения, аксессуары трансформируются в привычные нам современные наряды. История одежды не только увлекательна, она является неисчерпаемым источником творчества для проектировщиков одежды – дизайнеров, художников-модельеров, конструкторов и технологов.
1. Особенности исторической эпохи и образа жизни
.1Государственный строй и экономика
Древняя Греция, Эллада – античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришёлся на V-IV вв. до н. э. – период, получивший в её истории название классического. В культуре Древней Греции лежат истоки современной человеческой цивилизации.
В VII-I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции. С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась в Южной Италии и на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима. Сами греки и поныне называют свою страну Элладой, а себя эллинами, именование «Греция» получив от римлян.
Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основы – демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй.
В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:
1.Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев:
-Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
-Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
-Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
2.Элладская цивилизация (Балканская Греция):
-Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
-Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка – ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
-Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа – дорийцы, гибель микенской государственности.
3.Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации:
-Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
-Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
-Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
-Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
-Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
-Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
-Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.
1.2 География и климат
Природные условия Греции, теплый морской климат, плодородные равнины и горные пастбища, богатые полезными ископаемыми недра земли определили основные занятия и быт древних греков.
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова Эгейского моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мореплавания.
Горы и морские заливы делили территорию на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении городов-государств.
Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней.
В Классический Период несмотря на засушливый климат и каменистые почвы на 1/1000 территории Земли проживала 1/10 населения. Плотность населения в Беотии, Аттике, Арголиде, Крите, а также колонизированных Сицилии и Кипре составляла до 100 чел./км². Эллинистический Кипр был самым густонаселенным регионом на Земле (только в XV веке Фландрия перегнала Античный Кипр по плотности населения), Сицилия – самым населенным островом вплоть до X века н. э.
Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в Микенский период в Греции и Испании были истреблены популяции львов и гепардов), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика).
1.3Религия Древней Греции
У греков под влиянием религиозных представлений складывается особый взгляд на мир, на всю окружающую среду; и их религиозное сознание оказало влияние на последующее развитие философской мысли. С чего, например, начинает греческая философия? Представление о Боге-Творце, способном создать мир своим словом или своею волею, у них отсутствовало. Боги – отдельные духи, высшие, демонические существа или стихийные демоны. У Гомера все происходит от Океана, у Гесиода – из Хаоса. В теогониях правящие миром боги представляются третьим или четвертым поколением богов; это – не творцы мира, а наиболее могущественные из его детей, его князья и правители. Сам Зевс, сын Кроноса, воцарился над миром после низложения отца.
Переходя от поэзии и мифов к культам, мы и в них не находим единого бога-творца, превознесенного над миром: боги грековявляются натуралистическими, стихийными демонами.
Религиозные представления оказывают могущественное влияние на первоначальное миросозерцание, на физику и метафизику древних. Религия отражается и на нравственных понятиях: недаром все общественные союзы древности имели религиозную санкцию. Культ объединял членов семьи, рода, союзов родов, государства, международного союза. Семейный культ служил столь же прочной связью, как кровное родство. Боги освящали брак и являлись блюстителями семейного очага. Они же являются блюстителями клятвы и правды, мстителями за пролитую кровь. Все древнее право имело религиозную санкцию. Отсюда ясно, что и представления о «положенном» и «грешном», о законе и праве, о взаимных обязанностях членов общественных союзов получают религиозную окраску.
Культура и религия в Афинах были тесно переплетены с незапамятных времен. Поэтому неудивительно, что в стране так много достопримечательностей, которые посвящены идолам и богам древности. Наверное, нигде нет ничего подобного. Но все-таки наиболее полным отражением древнейшей цивилизации стала греческая мифология. Боги и титаны, цари и герои из легенд – все это частички жизни и существования античной Греции.
Конечно, свои божества и идолы существовали у многих племен и народом. Они олицетворяли собой силы природы, непонятные и пугающие древнего человека. Однако древни греческие боги были не только символами природы, они считались создателями всех нравственных благ и хранителями прекрасных и великих сил античного народа.
Имена греческих богов и богинь на слуху и в наши дни – мы знаем мифы и легенды о них, можем использовать их, чтобы передать образ. Часто в современных литературных произведениях упоминают некоторые известные еще со времен древней Греции мотивы.
Греческих богов и богинь существует много, мы же остановимся на тех из них, имена которых в некоторой степени знакомы широкому кругу людей и в наши дни:
-Аид – знаменитый владыка мира мертвых, которое в мифах часто называют царством Аида;
-Аполлон – бог света и солнца, прекраснейший юноша, которого до сих пор упоминают в качестве образца мужской привлекательности;
-Арес – агрессивный бог войны;
-Вакх или Дионис – вечно юный бог виноделия (которого, кстати, иногда изображали в виде тучного мужчины);
-Зевс – верховное божество, властитель над людьми и остальными богами.
-Плутон – бог подземного царства, который владел несметными подземными богатствами (в то время, как Аид повелевал душами умерших).
-Танатос – бог смерти;
-Эол – повелитель ветров;
-Эрос – бог любви, сила, которая способствовала возникновению упорядоченного мира из хаоса.
Как правило, греческие боги и богини символически изображались людьми, живущими на Олимпе, прекрасными и могущественными. Они не были идеальны, их связывали запутанные отношения и простые человеческие страсти.
Рассмотрим самых известных древнегреческих богинь. Их набирается немало, и каждая из них ответственна за что-то свое:
-Артемида – богиня природы, покровительница охоты и охотников;
-Афина – знаменитая богиня мудрости и войны, покровительствующая наукам и знаниям;
-Афродита – богиня любви и красоты, считалась эталоном женского совершенства;
-Геба – божество вечной юности, которая участвовала в пирах Олимпийцев;
-Геката – чуть менее известная богиня снов, мрака и колдовства;
-Гера – верховная богиня, покровительница брака;
-Гестия – богиня огня вообще и домашнего очага в частности;
-Деметра – покровительница плодородия, помогающая земледельцам;
-Метида – богиня мудрости, мать самой Афины;
-Эрида – воинственная богиня разбора.
Это далеко не полный список всех греческих богов и богинь, однако сюда вошли наиболее известные и узнаваемые из них.
Поколения богов Древней Греции
В разное время были и различные греческие боги. Список одного античного автора отличался от другого, но все-таки можно выделить общие периоды.
Итак, во времена пеласгов, когда процветал культ поклонения силам природы, появилось первое поколение греческих богов. Считалось, что в мире правила Мгла, из которой и появилось первое верховное божество – Хаос, и их дети – Никта (Ночь), Эрос (Любовь) и Эреб (Мрак). На земле царил полный беспорядок.
Имена греческих богов второго и третьего поколения уже известны всему миру. Это дети Никты и Эбера: бог воздуха Эфир и богиня дня Гемера, Немезида (Возмездие), Ата (Ложь), Мом (Глупость), Кера (Несчастье), Эриния (Месть), Мойра (Судьба), Эрида (Раздор). А также браться близнецы Танатос (вестник Смерти) и Гипнос (Сон). Дети богини земли Геры – Понт (внутреннее Море), Тартар (Бездна), Нерей (спокойное море) и другие. А также первое поколение могущественных и разрушительных титанов и гигантов.
Греческие боги, которые существовали у пелагестов, были низвергнуты титанами и рядом вселенских катастроф, сказания о которых сохранились в мифах и легендах. После них появилось новое поколение – олимпийцы. Это имеющие человеческий облик боги греческой мифологии. Список их огромен, а в данной статье речь пойдет о самых значимых и известных персонах.
Первый верховный бог Древней Греции – Кронос или Хронов – бог и хранитель времени. Он был самым младшим из сыновей богини земли Геры и бога небес Урана. Мать любила его, лелеяла и во всем потакала. Однако Кронос вырос очень амбициозным и жестоким. Однажды Гера услышала предсказание о том, что погибелью Кроноса станет его сын. Но она решила сохранить это в тайне.
А тем временем Кронос убил своего отца и получил верховную власть. Он обосновался на горе Олимп, которая уходила прямо в небеса. Отсюда и появилось такое название греческих богов, как олимпийцы. Когда Кронос решил жениться, мать рассказала ему о пророчестве. И он нашел выход – стал проглатывать всех своих рожденных детей. Его бедная жена Рея пришла в ужас, но убедить мужа в обратном ей не удалось. Тогда своего третьего сына (маленького Зевса) она спрятала от Кроноса на острове Крите под присмотром лесных нимф. Именно Зевс и стал погибелью Кроноса. Когда он вырос, отправился на Олимп и сверг отца, при этом заставив его отрыгнуть всех своих братьев.
Итак, правителями мира стали новые человекоподобные греческие боги с Олимпа. Отцом богов стал громовержец Зевс. Он – собиратель облаков и повелитель молний, творящий все живое, а также установитель порядка и правосудия на земле. Греки считали Зевса источником добра и благородства. Громовержец – отец богинь Ор, повелительниц времени и годичных перемен, а также Муз, которые даруют людям вдохновение и радость.
Женой Зевса была Гера. Она изображалась сварливой богиней атмосферы, а также хранительницей домашнего очага. Гера покровительствовала всем женщинам, которые хранили верность своим мужьям. А также вместе со своей дочерью Илитией облегчала процесс родов. Согласно мифам, Зевс был очень любвеобилен, и после трехсот лет супружеской жизни заскучал. Он стал наведываться к смертным женщинам в самых разных обличиях. Так, к прекрасной Европе явился в виде огромного быка с золотыми рогами, а к Данае – в виде звездного дождя.
Посейдон – бог морей и океанов. Он всегда оставался в тени своего более могущественного брата Зевса. Греки считали, что Посейдон никогда не отличался жестокостью. И все беды и наказания, которые он посылал людям, были заслуженными.
Посейдон – покровитель рыбаков и моряков. Всегда, перед тем, как выйти в плавание, люди молились в первую очередь ему, а не Зевсу. В честь владыки морей несколько дней курились жертвенники. Согласно легендам, Посейдона можно было увидеть во время шторма в открытом море. Он являлся из пены в золотой колеснице, запряженной лихими конями, которых ему подарил его брат Аид.
Женой Посейдона была богиня шумящего моря Амфитрита. Символом – трезубец, который даровал полную власть над морской пучиной. У Посейдона был мягкий, неконфликтный нрав. Он всегда стремился избежать ссор и конфликтов, и был безоговорочно предан Зевсу, в отличие от Аида.
Аид и Персефона
Греческие боги подземного мира – это, прежде всего, мрачный Аид и его жена Персефона. Аид – бог смерти, владыка царства мертвых. Его боялись даже больше, чем самого громовержца. Никто не мог спуститься в подземный мир без разрешения Аида, а тем более, вернуться. Как гласит греческая мифология, боги Олимпа разделили между собой власть. И Аид, которому досталось подземное царство, был недоволен. Он затаил обиду на Зевса.
Несмотря на то что прямо и открыто он никогда не выступал, но в легендах есть немало примеров, когда бог смерти всячески пытался подпортить жизнь своему венценосному брату. Так, однажды Аид похитил прекрасную дочь Зевса и богини плодородия Деметры Персефону. Он насильно сделал ее своей королевой. Зевс был не властен над царством мертвых, и предпочел не связываться с озлобленным братом, потому отказал расстроенной Деметре в просьбе спасти дочь. И только, когда богиня плодородия в горе забыла о свои обязанностях, и на земле начались засуха и голод, Зевс решился поговорить с Аидом. Они заключили договор, согласно которому Персефона две трети года будет проводить на земле вместе с матерью, а все остальное время – в царстве мертвых.
Аид изображался мрачным мужчиной, восседающим на троне. По земле он путешествовал в колеснице, запряженной адскими конями с горящими пламенем глазами. И в это время люди боялись и молились, чтобы он не забрал их в свое царство. Любимцем Аида был трехглавый пес Цербер, который неустанно охранял вход в мир мертвых.
Афина Паллада
Любимая греческая богиня Афина была дочерью громовержца Зевса. Согласно мифам, она родилась из его головы. Сначала считалось, что Афина – богиня чистого неба, которая своим копьем разгоняла все черные тучи. Она также была символом победоносной энергии. Греки изображали Афину мощной воительницей со щитом и копьем. Она всегда путешествовала вместе с богиней Никой, олицетворяющей победу.
В Древней Греции Афина считалась защитницей крепостей и городов. Она даровала людям справедливые и правильные государственные порядки. Богиня олицетворяла собой мудрость, спокойствие и проницательный разум.
Гефест – бог огня и кузнечества. Его деятельность проявлялась извержениями вулканов, чем очень пугала людей. Первоначально он считался лишь богом небесного огня. Так как на земле люди жили и умирали в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, и другие олимпийские боги был жесток к миру людей, и даровать им огонь не собирался.
Все изменил Прометей. Он был последним из титанов, кому удалось уцелеть. Он жил на Олимпе и был правой рукой Зевса. Прометей не смог смотреть, как страдают люди, и, похитив священный огонь из храма, принес его на землю. За что был наказан громовержцем и обречен на вечные муки. Но титан смог договориться с Зевсом: тот даровал ему свободу в обмен на тайну сохранения власти. Прометей мог видеть будущее. И в будущем Зевса он увидел его смерть от руки сына. Благодаря титану отец всех богов не женился на той, кто могла родить ему сына-убийцу, и тем самым навеки закрепил свою власть.
Греческие боги Афина, Гефест и Прометей стали символами античного праздника бега с зажженными факелами. Прародителем Олимпийских игр.
Греческий бог солнца Аполлон был сыном Зевса. Его отождествляли с Гелиосом. Согласно греческой мифологии, Аполлон зимой живет в далеких краях гипербореев, а в Элладу возвращается по весне и вновь вливает жизнь в увядшую природу. Аполлон также являлся богом музыки и пения, так как вместе с возрождением природы он даровал людям желание петь и творить. Его называли покровителем искусства. Музыка и поэзия в Древней Греции считались даром Аполлона.
Благодаря своей возрождающей способности он также считался богом целительства. По легендам Аполлон своими солнечными лучами изгонял из больного всю черноту. Древние греки изображали бога светловолосым юношей с арфой в руках.
Сестра Аполлона Артемида была богиней луны и охоты. Считалось, что по ночам она бродила по лесам вместе со своими спутницами наядами и орошала землю росой. Ее также называли покровительницей животных. Вместе с тем с Артемидой связано и немало легенд, где она жестоко топила мореплавателей. Чтобы умилостивить ее, в жертву приносились люди.
В одно время греки называли Артемиду покровительницей невест. Девушки совершали обряды и приносили богине подношения в надежде на крепкий брак. Артемида Эфесская даже стала символом плодородия и деторождения. Греки изображали богиню с множеством сосцов на груди, что символизировало ее щедрость, как кормилицы людей.
Имена греческих богов Аполлона и Артемиды тесно связаны с Гелиосом и Селеной. Постепенно брат и сестра потеряли свое физическое значение. Поэтому в греческой мифологии появились отдельные бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Аполлон остался покровителем музыки и искусств, а Артемида – охоты.
Первоначально Арес считался богом бурного неба. Он был сыном Зевса и Геры. Но у древнегреческих поэтов он получил статус бога войны. Он всегда изображался яростным воином, вооруженным мечом или копьем. Арес любил шум битв и кровопролития. Поэтому он всегда враждовал с богиней ясного неба Афиной. Она была за рассудительность и честное ведение боя, он – яростные стычки и бесчисленные кровопролития.
Арес также считается создателем трибунала – суда над убийцами. Суд проходил на священном холме, который был назван в честь бога – Ареопагом.
Афродита и Эрос
Прекрасная Афродита была покровительницей всех влюбленных. Она – излюбленная муза для всех поэтов, скульпторов и художников того времени. Богиню изображали красивой женщиной, выходящей нагой из морской пены. Душа Афродиты всегда была полна чистой и непорочной любви. Во времена финикиян Афродита содержала в себе два начала – Ашеру и Астарту. Ашерой она была, когда наслаждалась пением природы и любовью юноши Адониса. А Астартой – когда ее почитали, как «богиню высот» – суровую воительницу, которая налагала на своих послушниц обет целомудрия и охраняла супружескую нравственность. Древние греки соединили в своей богине эти два начала и создали образ идеальной женственности и красоты.
Эрос или Эрот – греческий бог любви. Он был сыном прекрасной Афродиты, ее посланником и верным помощником. Эрос соединял судьбы всех влюбленных. Его изображали как маленького пухлого мальчика с крылышками.
Греческие боги, покровители земледелия и виноделия. Деметра олицетворяла собой природу, которая под солнечным светом и проливными дождями созревает и плодоносит. Она изображалась «русой» богиней, дарующей людям урожай, заслуженный трудом и потом. Именно Деметре люди обязаны науке хлебопашества и сеяния. Богиню также называли «землей-матерью». Ее дочь Персефона была связующим звеном между миром живых и царством мертвых, она принадлежала к обоим мирам.
Дионис – бог виноделия. А также братства и радости. Дионис дарует людям вдохновение и веселье. Он научил людей обрабатывать виноградную лозу, а также диким и буйным песням, которые затем послужили основой для древнегреческой драмы. Бога изображали молодым веселым юношей, его тело оплетала виноградная лоза, а в руках был кувшин с вином. Вино и лоза – это главные символы Диониса.
1.4Эстетические нормы и развитие культуры
Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности – таковы те основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.
В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Полтон, 25г. до н.э., на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности:
-закономерность,
-организованность,
-пропорциональность,
-симметричность,
-целесообразность.
Эти пять особенностей отличали и одежду Древней Греции.
Историю искусства древней Греции делят на три больших периода:
-Архаика (VII-V вв. до н.э.) – отход от геометрического стиля;
возникновение и развитие основных видов греческого искусства;
формирование отношения к человеческому телу.
-Классика (V-IV вв. до н.э.) – наивысший расцвет искусства;
создание реалистического образа совершенного человека;
утверждение принципов гуманизма и античного реализма.
Эллинизм (III-I вв. до н.э.) – драматизм эпохи и отражение его в искусстве;
сохранение главных форм искусства;
появление разных образов (патетических лирических, грандиозных, трагических, возвышенных).
Древнегреческая рельефная скульптура.
Дворец с дорическими колоннами
Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно – два ряда колонн.
Парфенон
Развалины дворца с дорическими колоннами
Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу – такой стиль колонн назывался дорическим. В эпоху классики сложился стиль колонн ионический – колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками – в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн – они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером. Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль – дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.
Украшенные капители коринфских колонн
Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции – Акрополь. Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.
Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них – Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки – все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.
Храм Эрехтейон
На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры – кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.
Амфитрита – владычица морей, супруга Посейдона.
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.
В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как Мирон, Фидий и Поликлет. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон – создатель скульптуры » Дискобол «Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие – то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы Пракситель и Лисипп в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор Скопа с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.
Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.
Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Ск. Фидий.438 г. до н.э.
Афина – одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она – воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.
Зевс – глава древнегреческого Пантеона
Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду – царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.
Зевс Олимпийский. Ск. Фидий. Реконструкция. 5-й век до н.э.
К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ или на небо ты сам бога узреть восходил?».
Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя – задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой – жезл, увенчанный изображением орла – священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.
Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.
Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.
Геракл – сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.
Геракл со львом. Лисипп. 4-й век до н.э.
Посейдон – главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.
Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ – Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице Горгоны.
Гермес – вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес – вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не могла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста. Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.
Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота – 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го – 1-го веков до н.э.
Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.
Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота – 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон – бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.
На острове Самофракия в честь победы родосского флота над врагами была поставлена одна из прекраснейших монументальных статуй эпохи эллинизма – Ника Самофракийская.
Когда-то эта крылатая богиня Победы стояла, трубя в рог, на утесе, на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством. Складки одежды трепещут, развеваются, а спереди ветер прижал влажную ткань к телу богини, облекая и обрисовывая ее стан, устремленный вперед.
Реет музыка в складках одежды легчайшей. Недоступен для птицы полет твой великий,
О, богиня триумфа, – сквозь время все дальше ты уносишься, Самофракийская Нике!
Хлещешь крыльями воздух и в вихре полета лавры славы несешь. Не хочу их нимало.
Лишь тому я завидую, ради кого ты напрочь голову в дальних веках потеряла!
(Леопольд Стафф)
Это мраморная копия с бронзового оригинала. Высота статуи – 1,8 м. Мирон первым начал передавать в скульптуре момент движения. Как и все его современники, он был верен идеалу красоты той эпохи: прекрасный телом и духом человек, исполненный властной энергии и в то же время спокойный. Однако холодная красота профиля головы, строгий рисунок прядей волос кажутся несогласованными с напряженным движением фигуры. Лицо, как и принято в эпоху классики, не выражает никаких чувств.
Скульптурная группа "Лаокоон" – прославленное произведение, которое создали родосские мастера. Ее сюжет взят из мифов о Троянской войне. Троянский жрец Лаокоон был страшно наказан богами, предрешившими гибель Трои, за то, что убеждал своих граждан не доверять грекам и не впускать в город деревянного коня. За это боги наслали на него и его сыновей громадных змей, которые их задушили. Физические страдания, отчаяние и страх перед неотвратимостью гибели переданы автором с безжалостным правдоподобием.
В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. Самый распространенный тип ваз – амфора и кратер.
В древнейших вазах на обожженную красную поверхность глины наносили черным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей – они проступали в виде тонкой красной линии. Такие вазы называли чернофигурными.
Но этот прием был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежуток между ними закрашивали черным. Так было удобнее прорисовывать детали – их делали на красном фоне черными линиями. Такие вазы назывались краснофигурными.
Сюжеты для ваз черпали из многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах празднества и спортивные состязания. Благодаря этим росписям, мы узнаем о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях.
2. Эстетический идеал красоты
Так же как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются нормой и образцом для подражания и в современности. Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должен сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.
Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята, длинна тела человека, где голова составляет одну седьмую ее часть.
Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.
По окраске древнегреческих статуй и описанием героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит – златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.
Однако требования гармонического развития личности распространялись в Греции лишь на представителей имущих классов и не распространялись на рабов и ремесленников.
Древние греки считали, что если женщина обладает идеальной фигурой, значит, она наделена и идеальной душой и создали свой эстетический идеал не столько на базе красоты, сколько чистой гармонии и физического совершенства тела. А физическое совершенство по-гречески – это Олимпийские игры, спартанское воспитание. Например, Геракл довольно долго притворялся девушкой, скрываясь среди иониек. Из этого следует что? Что девушки были довольно серьезные.
Пышный бюст среди греков не был популярен. Да и откуда бы ему взяться у девушки, постоянно занимающейся спортом.
В основе идеала красоты древних греков лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного – так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Кстати, параметры последней не так уж далеки от современных идеальных пропорций. При росте 164 см окружность талии Афродиты была 69 см, груди – 86 см, бедер – 93 см.
Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.
Красоту лица определяли большие глаза, прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.
В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего, ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции.
Греки поклонялись культу земли – плодородию. В отличие от китайских женщин с их маленькими ногами, большой размер ноги символизировал у греков связь с землей. Высокий роста гречанок был еще одним эталоном греческой красоты. Основным недостатком для греческой девушки считалась страсть к сладостям и грек имел полное право отказаться от невесты, узнал об этом грехе.
Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства. Существовала поговорка, что приличной женщине следует появляться на улицах только тогда, когда уже не спросят, чья она жена, а спросят, чья она мать.
Лишь у гетер был отдельный статус, и они пользовались свободами для обычных гречанок неслыханными. «Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством» – это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.
Гетеры были полной противоположностью малообразованным домохозяйкам. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы. Но за право быть самостоятельной, образованной, иметь возможность развивать свои способности были доступны очень немногим и сопряжены с большими трудностями и социальными условностями. Их имена остались в веках как имена вдохновительниц великих мужчин, чьими подругами они были. В их домах собирались политические деятели, поэты, музыканты. Демосфен толковал слово гетера как «спутница радости».
Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки.
Гетера Фрина была моделью и подругой Праксителя. Именно она послужила моделью для статуи Афродиты Книдской. За это ее обвинили в кощунстве и богохульстве. Потому что знавшие Фрину улыбались, глядя на статую Афродиты, а видевшие статую благоговейно смотрели на Фрину. Паломники преклоняясь перед Афродитой шептали «как прекрасна твоя божественная красота о Фрина» а вслух восклицали «Афродита, прекрасная Афродита».
Великий государственный деятель Перикл (около 490-429 гг. до н. э.), которому Афины обязаны своим политическим и культурным расцветом («золотой век»), был женат на гетере Аспасии и не скрывал что часто советуется с ней и что именно она является его учителем риторики и помощницей при составлении его блестящих речей.
Известные гетеры были разносторонне образованными женщинами, прекрасно знавшими литературу, историю и философию, в совершенстве владевшими ораторским мастерством и отлично разбиравшимися в политике, умевшими играть на различных музыкальных инструментах, петь, танцевать, сочинять экспромтом и декламировать стихи, поддерживать разговор на любую тему. Они содержали тело чистым, красивым и здоровым, были обучены всем сокровенным тайнам искусства любви. И само собою разумеется – умели изящно одеваться и разбираться в тонкостях косметики. Всему этому их учили с ранних лет в специальных школах, ну а успеха, наверное, достигали те, кто имел врожденную красоту, обаяние и чувство юмора.
Они были славой и украшением города – их статуи стояли в храмах рядом со статуями самых выдающихся людей государства. Такие женщины не могли не влиять на общественную жизнь греков. Великий государственный деятель, поэт и мудрец Солон видел в существовании гетер идеальное средство для сохранения крепости и нерушимости семьи и брака.
костюм греция одежда аксессуар
3. Анализ видов, форм и особенностей конструкции одежды. Анализ композиции костюма
.1 Общая характеристика костюма
Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой этой эпохи. По канонам моды этого времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Пропорциональность одежды выражалась в ее гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, – «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.
Греческий костюм дольше, чем костюм любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную красоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.
На культуру вообще и на одежду Древней Греции в частности оказывала влияние культура Древнего Крита. Греки-ахейцы, переселившиеся на Пелопонесский полуостров в ХХП-ХХвв. до н.э. заимствовали на Крите многое: линейное письмо, элементы костюма. Женский и мужской костюм греков-ахейцев напоминал костюм жителей Древнего Крита: набедренные повязки, плащи, юбки и плечевая одежда. В качестве церемониальной носили туникообразную одежду, которую для сохранения формы укрепляли специальной проволокой из свинца. Парадная одежда расшивалась золотыми бляшками, дополнялась диадемами, серьгами, кольцами, браслетами из золота, ожерельями из янтаря и гранатов. Одежда стоила очень дорого, и ее использовали в качестве дара.
Около 1200г. до н.э. произошло очередное нашествие на Грецию северных племен – дорийцев, которые принесли с собой совершенно новый тип одежды – кусок ткани, драпирующий тело. На протяжении XI-Xвв. до н.э. происходит становление нового костюма на основе слияния старых и новых форм. Начиная с VIв. до н.э. в костюме Древней Греции побеждают новые формы – драпированная одежда, созданная из одного куска ткани. Из простых кусков ткани греки создавали самые разнообразные виды костюма. Впоследствии в европейской культуре греческий костюм станет эталоном гармонии между прекрасным телом и одеждой, подчеркивающей его движения. При том, что костюм представлял собой лишь кусок ткани, индивидуальность человека, его носившего, проявлялась в манере ношения, в искусстве драпировки. Драпированная одежда отличала цивилизованного человека, принадлежащего средиземноморской культуре, от варвара.
3.2 Мужской костюм
Элементом древнейшей «догомеровской» одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшие с севера племена дорийцев принесли с собой в Элладу. Он был одинаков и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена, а как женская – пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу – без кройки и шитья. Под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер.
Затем у самого восточного греческого племени – ионийцев, появляется новый вид одежды, заимствованный на семитском Востоке – хитон.
В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготавливали из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками – фибулами. Хитон могли сшивать по боковому срезу или оставлять открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.
Ионийская одежда, частично вытеснившая дорийскую, была введена в Афинах в правление Писистрата (560 – 527гг. до н.э.). Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный – праздничным нарядом пожилых и знатных людей. Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом, противоречащая свободному характеру эллинского одеяния, стала господствующей в, так называемый, архаический период.
Ионийский наряд был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Реформы начались со Спарты и охватили всю Аттику. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность. Слияние дорийского стиля с ионийским выражалось в отказе дорийского стиля от натяжения и тесного прилегания тканей, а ионийского – от чрезмерной искусственной утонченности. В результате этого слияния возник классический стиль греческой одежды, не зависящей от диктата моды.
Хитон носили вместе с покрывающей левое плечо накидкой – гиматием. Гиматий – самый распространенный вид верхней одежды. Это прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 на 4,0 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой «… один конец ткани, слегка задрапированный и заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивым складками, перебрасывали через левое плечо на спину» (М.Н. Мерцалова Истори костюма. М., 1972 г., с. 12). Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука.
В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.
Кроме гиматия в Древней Греции носили и другие плащи. Гомер упоминает о том, что «двойной пурпурный плащ … был одет на Одиссее; на этом плаще был золотая булавка из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен… Потом увидел я на теле его блестящую нижнюю одежду». В античное время этот верхний роскошный плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос, а более скромный – хлаина. Фарос носился только аристократией. Позднее он несколько удлинился и стал называться гиматионом. Пожилые мужчины покрывали им шею и руки. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный через одно плечо.
В классический период в качестве нового вида одежды, родом из Фессалии появился плащ, называемый хламис или хламида, который использовался для верховой езды и путешествий. Хламида – прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой.
Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона и набедренной повязки.
.3 Женский костюм
Самая древняя женская одежда в Греции возникла под египетским влиянием. Она представляла собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Гомер описывает эту одежду, как «лохматый плащ», который нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта женская дорическая одежда являлась самым древним типом греческого платья и называлась пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Спартанки носили пеплос следующим образом: его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой.
В ионийский период в женскую одежду вошел хитон. От мужского женский хитон отличался длиной. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».
Женский хитон представлял собой по силуэту стройный, вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5). Отличительной особенностью женского хитона раннего времени является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. Женский хитон скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском – колпосом (греч., лоно, утроба, пазуха).
Более поздний ионический хитон из очень тонкой, мягкой ткани обычно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.
Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского (1,5 на 3,0 м), но гораздо богаче орнаментирован.
В романе ученого-палеонтолога И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннинон прикрыла синим, вышитым золотом химатионом (гиматионом) с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».
В качестве белья гречанки использовали нагрудную повязку строфион или пояс.
Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих украшений. Рабыни носили костюм своей родины.
4. Анализ применяемых для изготовления костюма одежды (ткани, цвет, орнамент)
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптуре, а также образцам поздних греческих тканей. Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле. В архаическую эпоху ремеслу ткачества обучали пленных рабынь – в летописях сохранились упоминания о прядильщицах, обрабатывающих шерсть, ткачихах и швеях. Ткани окрашивали и украшали вышивкой. Часть пряжи перерабатывали вязанием. Пряли пряжу и ткани в основном женщины дома, на женской половине. Работой руководила сама хозяйка дома, ей помогали служанки и рабыни, тем более, что на греческом вертикальном ткацком станке требовалась дополнительная работница для регулировки плотности изделия. Чтобы выткать куски ткани меньшей ширины, использовали и более простой горизонтальный ткацкий станок. В эпоху Эллинизма возникают крупные мастерские – эргастерии, где работают мужчины-ремесленники. В этих мастерских уже существовало разделение труда между работниками-рабами.
Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли его «шерстью дерева».
Ткани с рисунком, распространенные в период Архаики, в классический период (V – IV вв. до н.э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета – серый и коричневый.
Относительно цвета тканей можно высказать только предположения, отражающихся в свидетельствах древних писателей. Ионийские греки любили одеваться ярко – так, чтобы это бросалось в глаза. Демокрит из Эфеса в VI в. до н.э. описывает пеструю одежду в ионийских городах. Шлиман при раскопках Микенах обнаружил много украшений для одежды, сделанных из листового золота. Гомер говорит о пестрой хлене мужчин, украшенной цветами и различными сценками на красочном фоне. Описаны темно-пурпурные хламиды, затканные звездами (а первоначально эта фессалийская одежда была очень скромной), и т.п. Для женской одежды тоже хватало красок. Гомер называет пестрыми и пеплосы. Некоторые цвета имели особое назначение, например шафранно-желтый – для праздничной одежды, огненно-красный – для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов – убранство гетер, белый цвет был закреплен за аристократией и т.п.
Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.
<#”justify”>Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.
Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.
Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Так, например, полководец Алквиад появлялся перед согражданами на форуме всегда в венке из плюща и фиалок. Верили, что плющ спасает от опьянения.
Многие носили венки из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе.
Мужчины и женщины в Древней Греции большое внимание уделяли прическе. В классический период мужчины носили короткую прическу, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Гречанки делали прическу из коротких и длинных волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые с помощью ленты и уложенные узлом на затылке. Кроме этого, одной из распространенных женских причесок являлся «лампадион» (пламя). Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Важную роль играла окраска и завивка волос. Темноволосым гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модными были парики из светлых и пепельных натуральных волос. Парики изготовлялись на острове Лесбос и стоили очень дорого.
К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны – изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов. Существовали законы, разрешавшие носить мужчинам определенное количество драгоценностей.
Украшениями к прическе также были сетки из золотых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.
В поэтических произведениях, дошедших до нас, часто описывались драгоценности царей или цариц, изящные и разнообразные. Ношение украшений требовало чувства меры. Не принято было богато одеваться повседневно, поэтому золотые и серебряные украшения надевались только на пиры или театральные представления.
Афинские ремесленники славились умением обрабатывать драгоценные камни, металлы, превращая их после длительной, кропотливой работы в совершенные произведения прикладного и ювелирного искусства. В отделке ювелирных изделий – колец, серег, аграфов, перстней, шпилек, булавок, застежек – преобладал орнамент с растительным мотивом. Мастера искусно передавали тонкость цветочных лепестков, распускавшихся бутонов. Любили вырезать крохотных птичек, бабочек, цикад, жуков.
В Древней Греции украшения носили, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников, носивших по нескольку колец на каждом пальце.
Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера и зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и о технической зрелости той эпохи. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой.
Уход за телом был навязчивой идеей греков. Он включает в себя длительные посещения бань и бассейнов, принятие ванн с различными наполнителями и травами и массаж с ароматическими маслами. Исключением из этого правила была лишь Спарта, где считалось, что использование косметики является аморальным и, следовательно, было запрещено. В Афинах женщины из приличной семьи так же не делали себе макияж.
После греко-персидских войн в греческое общество начала вторгаться мода с востока и афинянки начали использовать принятые там косметические средства. С тех пор и стали известны "Греческие брови". Гречанки придавали им яркий блеск при помощи смеси яичного белка и камеди и соединяли их вместе на переносице чёрной жирной линией.
Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.
В греческом обществе с возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом к косметике стал проявляться повышенный интерес. Мужчины и женщины пользовались услугами специальных рабов – косметов, выполнявших различные косметические процедуры.
Строились специальные помещения, в которых косметы делали массажи, натирали тела клиентов маслами и ароматическими настоями. Косметические средства сохранялись в специальных кувшинчиках, сосудах. Особое значение придавали краскам. Существовали специальные порошки для подведения бровей и глаз.
Одно время употребление косметических средств перешло все границы. Ввиду этого правитель города Афин ввел ряд ограничений в области использования косметики. Но придерживались их слабо, несмотря на высмеивание поэтами и драматургами гречанок, злоупотреблявших косметикой. Во времена Перикла его подруга, а позднее жена, известная гетера Аспасия написала объемистый трактат о применении косметических средств.
Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид.
Его ученик Диокл прописывал мази для отбеливания или смягчения кожи. Позднее Критон в своем труде рекомендовал средства по уходу за волосами, их окрашиванию, по уходу за кожей лица, для подкраски его.
6. Влияние древнегреческого костюма на современный костюм
Европейское общество познакомилось с античной культурой во II половине XVIII в. благодаря раскопкам, проводимым археологами. Восхитительные творения древних греков способствовали формированию нового стиля – классицизм, затронувшего только архитектуру и искусство. Костюм этого времени продолжал развиваться в лоне аристократического стиля рококо. Коренные изменения в костюме произошли в результате его реформы после свершения Французской революции 1789 года. Разработкой эскизов костюмов для жителей республики занимался художник Давид по поручению революционного Конвента. В основу своих разработок Давид взял древнегреческие костюмы.
У мужчин была попытка носить туники и сандалии в летнем сезоне, но наступление холодов заставило их отказаться от этого эксперимента. Женщины продержались в древнегреческих одеждах гораздо дольше – с 1796 по 1799 год. Ушли в прошлое популярные в рококо каркасы, прокладки, кринолины. Женщины носили трико телесного цвета в качестве нижнего белья, а верхней одеждой были драпированные туники из прозрачной ткани, имеющие разрезы по бокам и пояс под грудью. Одежда такого типа идеально подходила для теплого климата Древней Греции, но для Франции была слишком легкой. От этой моды пришлось отказаться из-за участившихся случаев простудных заболеваний с летальным исходом.
Для современной одежды, выполненной в греческом стиле, характерна стилизация изделий под древнегреческую моду. В ней используется прямой крой, членения под грудью, драпированные и плиссированные элементы. Длинные, богато декорированные драпировками, платья в греческом стиле, популярны в виде свадебных, вечерних туалетов и нарядов для выпускного бала.
Неоспоримыми достоинствами платьев этого стиля является придание с их помощью стройности фигуре и возможность скрыть ее особенности. Худенькая женщина без труда сможет увеличить массивность фигуры за счет обилия складок на платье, а полная или беременная – легко замаскирует объемы тела.
Платья в греческом стиле могут иметь укороченную длину. Такие модели платьев хорошо смотрятся в качестве нарядов для выпускного вечера: легкие, удобные, красивые! Для их изготовления используется шифон, шелк, тонкий трикотаж и др. Греческие мотивы просматриваются и в платьях под названием «пеплум», имеющих широкую оборку вокруг талии. Их не называют «платьями в греческом стиле», но созданы они тоже по древнегреческим образцам.
Нередко в греческом стиле создают трикотажные туники, которые сочетаются с джинсами или леггинсами. Как правило, эти туники предназначены для полных женщин, которым необходимо скрыть особенности фигуры.
Разнообразие причесок, выполненных в греческом стиле, достигается комбинациями локонов, кос, пучков. В качестве украшений причесок этого стиля активно используются диадемы, цветы, эффектные заколки.
Получив в наследие бесценные образцы древнегреческого искусства, дизайнеры успешно использует законы гармонии и красоты в современном костюме!
Заключение
История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизирующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Выражение «таинственный язык моды» мы можем спокойно заменить формулировкой «живой язык одежды» и в особенности в применении к историческим эпохам, ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения определенных представлений о самом костюме и обо всем мире в целом.
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.
Развитие моды, как и развитие истории, идёт по спирали. Каждый виток этой спирали обогащает её чем-то новым: даёт свежие идеи, формы, усовершенствованные материалы, а так же формирует новое отношение к одежде.
Постоянное стремление человека к новизне заставляет создателей одежды беспрерывно искать новые формы и конструкции.
Наряду с национальным костюмом, важнейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм. Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой человека.
Изучение исторического и национального костюма является ключом знаний об изменении форм и конструкции. Изучение истории костюма необходимо для художников, поскольку костюм является не только историческим ходом, но и может быть средством атрибуции произведения искусств.
Изучая художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции можно увидеть значительное влияние на развитие современной культуры.
Список использованной литературы
1.Киреева Е.В.История костюма. Европ. Костюм от античности до XX в. Учеб. пособие для среднего театр. Учеб. Заведений. Изд. 2-е, испр. М., Просвещение, 1976. – 174 с. с ил.
2.Кузищин В.И. История Древней Греции: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкий, А.В. Стрелков; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 480 с.
.Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 336 с. (Серия Учебники для высшей школы)
.Новосад Н.Г. Искусство одеваться. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1989
.Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; Под ред. Э.Б. Плаксиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 224 с., {8} л. цв. ил.:ил.