- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 158,01 Кб
Моделирование и анализ процессов библиотечного городского фонда
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
Кафедра информационных систем
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Моделирование и анализ процессов библиотечного городского фонда
Работу выполнил студент:
Гусейнов Джамиль Кямранович
группы 3502______
Руководитель
Артемова Галина Олеговна,
доцент кафендры ИС
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ОГЛАВЛЕНИЕ
библиотечный фонд абонемент литература
1. Описание предметной области
. Структурный аспект функционирования предметной области на внешнем уровне
. Структурный аспект функционирования предметной области на концептуальном уровне
4. Качественный и количественный анализ процесса
Заключение
Список использованных источников
ТЕРМИНОЛОГИЯ
БД – база данных
СУБД – система управления базами данных
1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Библиотечный городской фонд.
Сфера деятельности – удовлетворение потребностей читателей в литературе. Библиотечный фонд состоит из нескольких библиотек по всему городу, объединенных одной базой данных. В данной работе будет рассмотрена структура предприятия, функции принятия и выдачи литературы, получения абонемента. Будет проведен количественный и качественный анализ процессов.
2. СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ
2.1 Объектная структура предметной области
Динамические объекты: паспортные данные, абонемент, отчеты СУБД, номенклатура, запись в истории.
Статические объекты: персонал, СУБД, терминал, литература.
2.2 Функциональная структура предметной области
1) Принятие литературы
) Систематизация новой литературы
) Добавление литературы в БД
) Списание литературы
) Внесение нового читателя в БД
) Получение списка задолженностей
) Получение списка читателей по критериям
) Получение информации о читателе
) Получение информации об издании
) Получение информации о библиотеках по критерию
2.3 Структура управление предметной области
События, изменяющие ход процесса:
) Отсутствие книги в библиотеке.
) Попытка создания второго абонемента.
) Попытка взятие литературы без абонемента
2.4 Организационная структура предметной области
2.5 Техническая структура предметной области
Для поиска и изменения информации о литературе и читателях используется терминал с установленной на нем СУБД.
3. СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ НА КОНЦЕПТУАЛЬНОМ УРОВНЕ
.1 Объектная структура предметной области
Атрибуты объектов:
Паспортные данные: номер паспорта, серия паспорта, фамилия, имя, отчество.
Абонемент: номер абонемента, фамилия, имя, отчество, номер библиотеки, дополнительная информация.
Номенклатура: название литературы, автор, жанр, издание, только для чтения в читальном зале, максимальный срок выдачи, номер библиотеки, номер зала, номер стеллажа, номер полки, списание, дата поступления, дополнительная информация.
Отчёт о выдаче литературы: номер абонемента, дата выдачи, срок выдачи, номенклатура литературы.
Отчёт о наличии читателя: паспортные данные, номер абонемента.
Запись в истории: номер записи, номер абонемента, номенклатура выданной книги, дата выдачи, ФИО библиотекаря, дата возврата.
3.2 Функциональная структура предметной области
Рис. 1. Контекстная диаграмма
Рис. 2. Декомпозиция контекстной диаграммы.
Рис. 3. Декомпозиция бизнес-процесса «Управление литературой»
Рис. 4. Декомпозиция бизнес-процесса «Приобретение абонемента»
Рис. 5. Декомпозиция бизнес-процесса «Выдача литературы»
Рис. 6.Декомпозиция бизнес-процесса «Возврат литературы»
.3 Структура управления предметной области
1) Информирование о сроках возврата литературы и наличии литературы в другой библиотеке фонда (функция вызывается, когда искомой книги нет в хранилище).
2) Предоставление информации о существующем абонементе (функция вызывается при попытке создать новый абонемент при существовании старого).
) Предложение приобрести абонемент (функция вызывается при попытке взятия литературы, если в БД нету информации о абонементе)
Рис. 8. Декомпозиция бизнес-процесса «Приобретение абонемента»
Рис. 9. Декомпозиция бизнес-процесса «Выдача литературы»
3.4 Организационная структура предметной области
Библиотекарь 1 отвечает за обслуживание читателей (выдача/принятие литературы, оформление абонементов, информирование). Библиотекарь 2 отвечает за хранилище (выставление литературы в соответствие с номенклатурой, контроль каталогизации). Возможно и большее количество библиотекарей, но минимальное количество – 2. При необходимости старший библиотекарь может исполнять функции одного из библиотекарей.
.5 Техническая структура предметной области
В каждой библиотеки библиотечного фонда есть один или несколько терминалов с установленной СУБД. Сервер БД находится в одной из библиотек, выбор который происходит по оптимально близкому расположению ко всем остальным библиотекам фонда.
4. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА
4.1 Качественный анализ процесса
Используется метод «Визуальный качественный анализ графических схем». Анализировалась функциональная структура на концептуальном уровне.
Анализ входов и выходов.
) Анализ потребностей во входах и выходах:
Функция «Анализ отчётов об изменениях литературы» требует информацию о полученной и списанной литературе в фонде и получает ее из отчёта об изменениях литературы. В ходе анализа формируются отчёты о полученной и списанной литературе.
Функция «Списание литературы в БД» требует информацию о списанной литературе и получает ее из отчёта о списанной литературе. Так же требуется БД для внесения изменений. Формируется отчёт о литературе и изменённая БД.
Функция «Каталогизация полученной литературы» требует информацию о поступившей литературе. Информация добывается из отчёта о предоставленной литературе. Из полученной информации формируется отчёт о каталогизации.
Функции «Внесение новой литературы в БД» и «Добавление специальных атрибутов» требуются информацию о номенклатуре полученной литературы и получают ее из отчёта о каталогизации. Так же требуется база данных для внесения в нее изменений. Формируется отчёт СУБД о добавленной литературе и изменённая БД.
Функция «Проверка наличия абонемента» требует информацию о личности человека и получает ее из паспортных данных. Так же требуется база данных для поиска. Формируется отчёт о наличии читателя в базе данных.
Функция «Выдача абонемента» требует уведомление об отсутствии читателя в БД, которое она получает из отчёта о наличии читателя в БД, и паспортные данные для внесения части из них в абонемент. Формируется абонемент.
Функция «Запись информации о читателе в БД» требует информацию об абонементе, которую она получает из абонемента. Так же требуется база данных для внесения изменений. Формируется отчёт СУБД о читателе и изменённая БД.
Функция «Определение критериев искомой литературы» требует уведомление о наличии абонемента и получает ее из отчёта о наличии абонемента. Формируется запрос на литературу.
Функция «Поиск литературы в БД» требует критерии поиска в БД и получает их из запроса на литературу. Требуется БД для поиска информации. Формируется номенклатура.
Функция «Выдача читателю литературы» требует номенклатуру литературы, абонемент для идентификации личности и БД для внесения изменений. Формируется отчёт СУБД о выдачи литературы и изменённая БД.
Функция «Поиск взятия литературы в истории» требует информацию о наличии абонемента и получает ее из отчёта о наличии абонемента. Так же требуется БД для поиска. Формируется номер записи в истории, соответствующей номенклатуре возвращаемой книги.
Функция «Внесения информации о возврате литературы» требует номер записи в истории для закрытия задолженности и БД для внесения изменений. Формируется отчёт о возврате литературы и изменённая БД.
) Анализ неиспользованных выходов.
В данных схемах нотации idef0 отсутствует туннелирование, а это означает, что выходы всех функций являются выходом контекстной диаграммы. Это позволяет сделать вывод о том, что неиспользованные выходы отсутствуют.
4.2 Количественный анализ процесса
Процесс анализируется по техническим показателям.
а). Количество функций, выполняемых на рабочем месте.
Из пункта 2.2. все 10 процессов выполняются на рабочем месте.
б). Численность персонала.
Помимо руководителя библиотечного городского фонда, в каждой библиотеки города должно быть минимум 3 сотрудника (в этом случае старший библиотекарь исполняет роль одного из библиотекарей из диаграммы пункта 2.4.).
в). Количество автоматизированных рабочих мест.
Количество автоматизированных рабочих мест равно количеству терминалов в библиотеке, то есть как минимум одному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе был проведен анализ процессов библиотечного городского фонда. Была представлена организационная структура с описанием функций каждой должности. Для представления функциональной структуры была выбрана нотация idef0. Для описания бизнес-логики при событиях, влияющих на ход процесса, была выбрана нотация idef3. Качественный анализ схем не выявил недочётов.
Список использованных источников: ГОСТ Р 50.1.028-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления